Космическая победа Валиевой: разгромила Туктамышеву и Косторную, обновила мировые рекорды (один – сразу на 16 баллов!). Ее теперь не догнать?
Камила Валиева смела соперниц на Skate Canada. Первая победа на взрослом Гран-при, пять прыжков ультра-си, чемпионское «Болеро» и два мировых рекорда.
Она действительно недосягаема?
Больше Валиевой в Канаде набрал только Чен – опередил в технике всего на полтора балла
Вряд ли в истории фигурного катания кто-то начинал выступления по взрослым так уверенно – с серии мировых рекордов. Валиева не просто показывает запредельные баллы, она бьет уже собственные достижения. Второй турнир подряд у нее два мировых рекорда.
В произвольной программе на Гран-при Канады Валиева набрала 180,89 балла (за два проката – 265,08). Если эта цифра не кажется запредельной, просто сравните – в мужском турнире Камила заняла бы второе место даже с женским коэффициентом в компонентах (а он ниже, чем у мужчин).
Еще лучше ситуацию иллюстрирует оценка за технику. Трехкратный чемпион мира Нэтан Чен получил 107,68 балла, Валиева – 106,15. При этом у Чена на один четверной больше, а по ошибкам равенство – Нэтан допустил помарку на заключительном каскаде, у Камилы – степ-аут на тройном акселе.
Преимущество же над соперницами слишком велико – Елизавета Туктамышева за почти идеальный прокат (был недокрут на сольном флипе) получила на 2 балла меньше личного рекорда и на 29 (!) меньше Валиевой. А ведь и Лиза привезла ближайшей сопернице – японке Маи Михаре – 9 баллов.
По сумме отрыв Камилы пугает еще больше – 32 балла.
Откуда вообще у Валиевой такие высокие оценки?
Во-первых, Камила собрала суперконтент: в короткой программе – тройной аксель, в произвольной – аксель и три четверных.
1 октября юниорка Софья Акатьева первой в истории прыгнула триксель и три квада в одной программе, 31 октября Валиева почти повторила это на взрослом уровне – была помарка на акселе (но без падений и недокрутов). Супермесяц для команды Этери Тутберидзе.
Валиева – универсальная фигуристка, кроме сильнейшего контента, у нее еще и высокие баллы за компоненты. В Канаде ближе всех была Туктамышева, катание которой в этом сезоне судьям очень нравится. Но даже Лиза в трех баллах от Камилы в произвольной. Самая компонентная фигуристка позапрошлого сезона Алена Косторная уступила за один прокат почти 7 баллов, за весь турнир – 9.
Логичнее всего сравнивать Камилу с ней самой – раз пока никто не навязал борьбу. В начале октября Валиева открыла сезон чемпионскими прокатами на Finlandia Trophy. Там совсем не пошел тройной аксель – упала с него как в короткой, так и в произвольной. Это не помешало установить сразу два мировых рекорда – по сумме (249,24) и за произвольную (174,31).
При этом Валиева была не лучшей по компонентам – там ее опередила Туктамышева. Скачок этого показателя в Канаде объясним – в прокатах не было падений.
В этом сезоне «Болеро» заиграло совсем иначе. Валиева уже не бежит за музыкой и не теряется: идеальные элементы лишь придают ей сил. Хватает на победное ликование:
«Болеро» критиковали за костюм и сложную музыку, Камила справилась (еще и добавила ультра-си)
А вот год назад такая сильная музыки для юной фигуристки вызывала сомнения. На взрослых контрольных прокатах, куда юниорку Валиеву позвали в качестве исключения, прокат оставил неоднозначное впечатление. Костюм показался неудачным (его быстро заменили), а эксперты критиковали выбор Тутберидзе. Алексей Урманов, Максим Траньков, Елена Чайковская, Инна Гончаренко удивлялись, почему для нежной Камилы выбрали тяжелую музыку Равеля.
За год Валиева приручила «Болеро» и теперь смотрится в нем органично.
Усилился и контент: прошлый сезон Камила начинала без трикселя в обеих программах, а в произвольной шла на два четверных тулупа. Постепенно программы усложняли: добавили тройной аксель в короткую, потом в произвольную.
После контрольных прокатов этого сезона и турниров в Финляндии и Канаде вырисовывается олимпийский контент: пять прыжков ультра-си на две программы. На Finlandia Trophy Камила впервые приземлила четверной сальхов, ну а два тулупа – это уже минимум для нее.
Выходит, у Валиевой нет соперниц?
С одной стороны, она в балле от мирового рекорда в короткой, а остальные два уже есть. После турнира в Эспоо казалось, что Камила рядом – превзошла рекорд Трусовой в произвольной на 7 баллов, а рекорд Косторной по сумме – всего на 1,65. Уже в Канаде Валиева прибавила к общей оценке еще 16 баллов.
Но у нее все же есть соперницы, Этери Тутберидзе предусмотрительно не свела Камилу в начале сезона с другими квадистками из группы – Сашей Трусовой и Анной Щербаковой. На заключительном этапе в Сочи Валиева снова сойдется с Туктамышевой.
Больше всего шансов догнать Камилу как раз у Александры и Анны. Трусовой нужен чистый прокат с пятью четверными – она доказала, что способна выкатывать этот запредельный контент. Щербаковой необходимо восстановить четверные – Аня прыгала три квада и уже обыгрывала Валиеву. А ведь есть еще Майя Хромых, которая опережала Камилу в произвольной на финале Кубка России.
Большой отрыв на первых турнирах давал Валиевой право на ошибку – если рядом будут безупречные и здоровые (а здесь у обеих проблемы) Трусова и Щербакова, такого права уже не будет.
Первая встреча может произойти в начале декабря в финале Гран-при – Трусова и Валиева уже приблизились к нему (у каждой по победе), Щербакова откроет большой сезон на следующей неделе.
Гран-при по фигурному катанию
Гран-при Канады (Skate Canada)
Ванкувер, Канада
Итоговое положение
1. Камила Валиева (Россия) – 265,08 – мировой рекорд
2. Елизавета Туктамышева (Россия) – 232,88
3. Алена Косторная (Россия) – 214,54
4. Маи Михара (Япония) – 210,01
5. Алиса Лью (США) – 206,53
Фото: eastnews.ru/Saukkomaa/Lehtikuva via AP
Видео: Первый канал
Надо же, я думала, что Селенкова начала смотреть фигурное катание с загимеда, а она начала с прошлого года и переходов к Плющу.
Трусова на первой же взрослой бэшке (мемориал Непелы-2019) поставила два рекорда - по произвольной (до нее никто не получал на оф. соревнованиях 160+) и по сумме (опередила Загитову с Небельхорна-2018 менее чем на полбалла).
Куда девать таланливых людей???? Почему они должны ждать годами??? Почему они не должны прыгать и показывать своё мастерство и свой талант здесь и сейчас?