Новый проект Тутберидзе – она пришла к парам: эксперимент с прыжками для Тарасовой и Морозова, платье-трансформер и первый рекорд
В апрельском «Вечернем Урганте» Этери Тутберидзе призналась, что видит в парном катании пробел, который ей было бы интересно заполнить.
Первым опытом Тутберидзе в новой для нее дисциплине стали Евгения Тарасова и Владимир Морозов. Дуэт, от которого еще четыре года назад ждали медаль Олимпиады (и она у него есть, только в командном турнире) – не самый очевидный выбор для тренерского дебюта. Вокруг пары за последние годы сформировался шлейф неоправданных авансов, которые в какой-то момент задавили не только самих Женю с Володей, но и взявшегося помогать им Максима Транькова.
В то же время у Тарасовой и Морозова есть важное преимущество – их не нужно ничему учить. Реши Тутберидзе создавать парное катание в «Хрустальном» с нуля, ей пришлось бы провести гигантскую работу: даже самых талантливых и прыгучих одиночников нужно научить работать вместе.
Сейчас у Этери появилась пара, которой для побед, пожалуй, не хватает одного – организованности. Простых, но очень важных для любого спортсмена вещей: постоянного тренера за бортиком, привычного расписания, досконально известного плана работы и банальной уверенности в том, что завтра тебя не назовут публично неинтересным проектом.
Аналогичным образом весной объяснял неожиданный трансфер и Максим Траньков: «Почему так вышло? Нужен был тренерский штаб. На данный момент лучший – это Этери Георгиевны». Тутберидзе, впрочем, не стала полагаться только на свою команду: на первый в сезоне турнир вместе с ней Тарасову и Морозова выводил Павел Слюсаренко.
Этот эпизод пока не имеет продолжения – официально Слюсаренко продолжает оставаться пермским тренером – но может развернуться в интересную историю уже в следующем сезоне. Весной от Слюсаренко в группу Москвиной ушли Ясмина Кадырова и Иван Бальченко – звезды пермской школы; Аполлинария Панфилова и Дмитрий Рылов пока не вернулись в строй после травмы партнера.
Создать собственную школу в столице почти нереально (у Слюсаренко вряд ли есть сопоставимые с Плющенко активы), но Павел вполне мог бы войти в команду Тутберидзе, если Тарасова и Морозов – не единственная ее амбиция в парном катании. В свете новостей о строительстве катков для «Хрустального» эта идея не кажется невероятной.
Штаб Тутберидзе экспериментирует с техникой: поменяли расстановку элементов, чтобы стабилизировать прыжки, и вставили более дорогой выброс
Вряд ли кто-то думал, что Тарасова и Морозов могут проиграть первый в сезоне турнир – здесь просто не было соперников сопоставимого уровня. Впрочем, и золото Cranberry Cup в Бостоне явно не было основной целью действующих чемпионов России.
1. Паре нужно было стартовать с новой командой до начала серьезных соревнований. Можно было дотянуть до осени и европейских турниров Челленджера, но в ковидные времена невозможно ничего планировать: ценен любой прокат, тем более со зрителями – пусть и немногочисленными.
Отменился, например, традиционный для начала года Мемориал Непелы, на который Тутберидзе любит привозить учениц: в 2017-м словаки стали зрителями «Январских звезд» Медведевой с экспериментальной расстановкой прыжков; в 2018-м наблюдали камбэк Турсынбаевой в «Хрустальный», а в 2019-м смотрели на взрослый дебют Саши Трусовой.
2. Большой сезон начнется для Тарасовой и Морозова уже в октябре – на Skate America. Это еще одна причина выбрать Cranberry Cup: можно лишний раз выступить в условиях акклиматизации и пораньше начать набор формы к этапам Гран-при.
3. Принципиальные соперники Жени и Володи – пары Тамары Москвиной – уже продемонстрировали наброски новых программ. Питерские дуэты сделали это в уютной атмосфере мастер-классов для фанатов, но Тутберидзе взяла эффектностью: костюмы (один из них – даже трансформер) уже готовы; постановки показаны не макетами, а целиком; судьи дали первую обратную реакцию в виде щедрых баллов.
Всерьез приравнивать оценки главного старта прошлого сезона и первого турнира нынешнего – бессмысленно, но все же сравнения напрашиваются: дебют произвольной Тарасовой и Морозова проиграл чемпионскому прокату Мишиной и Галлямова в Стокгольме всего 0,14 балла. Разница была бы в пользу пары Тутберидзе, если бы не ежегодная смена обязательного типа тодеса: дорогой тодес назад-наружу (4,70) в новом сезоне стал обязательным в короткой программе, поэтому в произвольную попал более дешевый (3,80) вперед-внутрь.
Прогресс у Жени с Володей случился и относительно собственных результатов. Их личный рекорд в произвольной образца ЧМ-2019 – 147,26 балла – на 4,4 меньше, чем на Cranberry Cup. Компоненты тогда (73,42) и сейчас (73,74) почти идентичны, базовая стоимость тоже увеличилась всего на 0,5 балла (исполнили более дорогой выброс, но потеряли уровень на поддержке).
Все решили надбавки за элементы: больше, чем 1,29 в GOE на параллельном сальхове, Тарасова и Морозов получали лишь 4 раза в карьере. Остальная разница – за счет более качественно исполненных, по мнению судей, выбросов.
Тутберидзе не рискнула с постановками – сделала ставку на лирику, причем музыка в произвольной – из олимпийской программы Савченко
С Тарасовой и Морозовым в этот раз работали сразу два хореографа: Александр Жулин придумал короткую, Даниил Глейхенгауз – произвольную. У обоих уже был опыт работы с парниками: первый поставил Мишиной и Галлямову пророческую We are the Сhampions, второй помогал Дарье Павлюченко и Денису Ходыкину. Новая произвольная Бойковой и Козловского – Малагенья – совместный плод творчества Жулина и Николая Морозова.
В середине августа сложно всерьез оценивать программы, но пока кажется, что счет – 1:0 в пользу Глейхенгауза. Возможно, впечатление от «Лунного света» испортило падение с прыжка, но и сама по себе произвольная выглядит интереснее и насыщеннее короткой. Не мешает даже прямая ассоциация с олимпийским «Маяком» Алены Савченко и Бруно Массо: постановки объединяет только одинаковая музыка.
«Маяк» – композиция, которая легко могла бы оказаться у любой из учениц «Хрустального». Она плавная и при этом не лишена ярких акцентов; достаточно узнаваемая, но еще не слишком заезженная; идеальной длины – почти совпадает с хронометражем произвольной; в нее легко встраивать прыжки, а на мощную кульминацию поставить дорожку. Под такую мелодию нетрудно представить Валиеву, Щербакову или Усачеву – на Тарасову и Морозова «Маяк» тоже лег отлично.
Тутберидзе не стала рисковать и отходить от надежной лирики даже в одной программе. Хотя Тарасова и Морозов хороши не только в нежных образах: они справлялись и с величественным Рахманиновым, и с мощным «Болеро», и с энергичными ирландскими танцами. Другое дело, что главные провалы тоже связаны именно с постановками-экспериментами: Candyman четырехлетней давности и постолимпийской I Got You (I Feel Good), которую пришлось спешно менять.
Было бы наивно ждать от Тарасовой и Морозова техническую эволюцию за одно межсезонье, но несколько любопытных изменений все же есть.
• В произвольной Женя и Володя пошли на выброс-лутц вместо более дешевого выброса-сальхова. В последний раз эксперименты с более дорогими выбросами Тарасова и Морозов проводили в 2018-м: сразу после обидного четвертого места на Олимпиаде.
Разница в базовой стоимости между двумя элементами, на первый взгляд, небольшая – 0,9 балла. Но в современном парном катании без четверных выбросов и подкруток отрыв складывается, в том числе, из таких мелочей. Для сравнения: на последнем ЧМ все призеры исполняли в произвольной выброс-флип или выброс-лутц (в парном катании они стоят одинаково, а ребро не учитывается).
• Тутберидзе рискнула поставить параллельный прыжок первым элементом в обеих программах. Кроме Жени и Володи короткую на этом турнире так не начинал никто, а произвольную – только один дуэт: большинство пар традиционно стартовали с тройной подкрутки. Сами Тарасова и Морозов тоже весь прошлый сезон использовали стандартную расстановку в произвольной.
Пока тактический ход сработал только в произвольной: в короткой Женя упала с тулупа, хотя судьи посчитали его докрученным. Проблема с прыжками у партнерши скорее психологическая, чем техническая: вполне возможно, что всю первую половину сезона команда Тутберидзе будет пытаться нащупать тот вариант, при котором Тарасовой будет максимально комфортно.
Самое интересное у нового тандема – точно еще впереди.
Фото: instagram.com/tutberidze.eteri; instagram.com/teamtutberidze_official; РИА Новости/Александр Вильф, Максим Богодвид; twitter.com/SkatingClubBOS
Это не Тутберидзе пришла в пары, а пары пришли к Тутберидзе! почему? да потому что достала сложившаяся ситуация и тренеров и спорстменов! ТМ как неприкаянные, тренеры передают их, как преходящий вымпел из рук в руки, похоже даже их мнения не спрашивая! Слюсаренко, который создаёт отличный "продукт", но не успевает вывести его на топ уровень, потому что просто и нагло "продукт" отжимают!! ситуация в парном напоминает ситуацию в женской одиночке до прихода туда Тутберидзе!
Тренерам и спортсменам нужен шанс показать себя на самом высоком уровне, Слюсаренко показать, что он способен доводить учеников до топ уровня, а ТМ показать все, на что они способны!! а Тутберидзе может дать им такую возможность! поэтому пары пришли к ней, а не наоборот!!
о Слюсаренко узнает весь мир, благодаря помощи Тутберидзе, такую рекламу за деньги не купишь!!!
для ТШТ нормально менять программы, музыку, костюмы по ходу, главное, что в итоге рождаются шедевры!!!
вот такое начало сезона, все говорят о ТМ!!😄 а Тутберидзе просто чехлы держит!!😉🤫😅