Танцы на льду: 1978 год - падение, один судейский голос и новые чемпионы мира
Не скажу ничего нового. Фигурное катание – субъективный вид спорта. А про танцы на льду, если так сказать - то ничего не сказать. Здесь победитель не зависит от выигранных секунд, поднятых килограммов и высоких или дальних сантиметров. Здесь у каждого свое мнение, как у простых болельщиков, так и у тренеров и судей. Выражается все это своеобразие в оценках, критерии которых сложны, запутаны, противоречивы и непонятны большинству любителей. Поэтому и в новом веке, как и в прошлом, большинство оценивает просто – нравится или не нравится, любишь или нет. Правда сейчас хорошая техника немного помогает, а тогда и этого не было.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/german19.68/_myphoto/i-844.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Увлеченность фигурным катанием у меня началась с любви к паре Ирина Моисеева/Андрей Миненков в далеких 70-х. Это как первая любовь, она есть у всех, по разному заканчивается, но в памяти остается навсегда. Уже сейчас, спустя десятилетия, пытаюсь быть объективным для оценки пары – не получается, я просто не замечаю никаких недостатков. Мозг благополучно отключается. А сердцу – не прикажешь.
Был я школьником, катался на фигурных коньках (кстати, коричневые были, вначале велики, потом малы стали), ездил на каток по субботам и воскресеньям. И очень жалел, что чемпионаты Европы и мира проводятся так редко, всего лишь раз в год.
В 1978 году про пару Мо и Ми, так их иногда называли, знал, что они уже двукратные чемпионы мира (в 1975 году, в отсутствие безусловных лидеров - пары Пахомова/Горшков и в 1977 послеолимпийском году, на перепутье). Ирина и Андрей пока для меня были интересными фигуристами и не более того. Замечательная пара, которая прекрасно танцует на льду под лирическую музыку и трогает душу. Я ничего не понимал в оценках и поэтому ждал не столько победы, сколько красивых прокатов. Чемпионат Европы ожидания оправдал. Они еще к тому же и победили с очень замечательной произвольной программой на музыку Бернстайна «Вестсайдская история». И я их полюбил. И с нетерпением стал ждать чемпионат мира, чтобы еще раз посмотреть хореографический шедевр, и уже был полностью уверен в их победе.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/german19.68/_myphoto/i-845.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Я дождался, и не дождался одновременно… Они проиграли. Всего одним судейским голосом. После досадного и нелепого падения в конце выступления, на самых последних секундах, когда уже все казалось бы должно закончиться полной и безоговорочной победой. На этих соревнованиях спортивный принцип победил – другие сильнейшие (Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов) стали первыми. Но…
Горечь проигрыша и ощущение полной катастрофы, и жуткое разочарование, смешанное с обидой – вот что было со мной. Плюс к этому, не мог понять, ну почему это случилось? Что это было – нелепый случай, знак свыше или простое напоминание, что лед скользкий и все возможно. Они проиграли. Но остались самыми любимыми и все равно непобежденными никем в моем сердце.
Все, я заканчиваю вспоминать. Дальше предлагаю вашему вниманию цитаты из книг главных действующих героев, непосредственных участников тех давних событий, Елены Анатольевны Чайковской «Шесть баллов» и Татьяны Анатольевны Тарасовой «Четыре времени года».
Итак – первое советское противостояние за лидерство в танцах на льду, в котором было все – любовь, предательство, непонимание, интриги, подводные течения, один судейский голос, разные стили, великие тренеры, два танца, судьба олимпийского золота и самое непредсказуемое – его величество случай или … Придется решать самим.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/german19.68/_myphoto/i-836.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Из книги Елены Анатольевны Чайковской «Шесть баллов»
![](http://content.foto.mail.ru/mail/german19.68/_myphoto/i-837.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
«Обрадовал нас и небольшой, мимолетный разговор Лоуренса Демми с Карпоносовым. Он сказал приблизительно следующее: «Я не очень верил в возможности прогресса вашей пары. Сейчас я могу сказать, что ошибался. Вы танцуете отлично, и у вас есть хороший запас, чтобы развить успех...»
Это была для нас очень важная поддержка. Пусть чисто моральная, но она свидетельствовала о том, что общественное мнение, долго колебавшееся, сделало поворот в нашу сторону. И что теперь мы должны еще и еще прибавить техники и артистизма в новых программах и показать, какие неисчерпаемые возможности по-прежнему существуют в недрах спортивного танца на льду.
Еще задолго до начала нового сезона 1978 года я проанализировала все его компоненты и пришла к выводу, что никогда еще не было такой благоприятной ситуации для штурма главной высоты. В числе трех обязательных танцев, которые должны были показывать на соревнованиях фигуристы, было и танго «Романтика». Это достаточно сложный танец, требующий тонкой и точной техники. В нем есть сложные узлы, разобрать которые очень нелегко непосвященному. И хотя танго в исполнении Милы и Саши было снято на пленку, записано на видеомагнитофон, чтобы новые поколения исполнителей знали, как его надо танцевать, все-таки создатель танго, очевидно, разбирается во всех тонкостях «Романтики» и знает, какие новые возможности таит она в себе.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/german19.68/_myphoto/i-846.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Второе наше преимущество мы нашли в том, что на очередной сезон всем танцорам было задано домашнее сочинение на тему «пасодобль». Этот оригинальный танец был нам по душе. Испанский марш для выхода тореадора и его свиты на арену как нельзя более соответствовал характеру и темпераменту пары в целом, и Гены в частности. А это особенно ценно именно в пасодобле, поскольку партнер здесь играет главную роль, он задает тон, он ведет партнершу, на нее как бы падает багряный отблеск от плаща тореро.
Я не раз ставила испанские танцы и Пахомовой с Горшковым, и Наташе с Геннадием, появились испанские узоры и в программах моих спортивных пар, и даже у одиночника Ковалева. Тему я знала отлично, знала трудности, с которыми сталкиваются постановщики, перенося шаги испанского танца на лед, и владела приемами, с помощью которых эти трудности можно преодолеть. Так что пасодобль должен был закрепить наше преимущество — если такое преимущество будет после обязательных танцев.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/german19.68/_myphoto/i-843.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Ну а произвольный танец должен был стать новой и самой высокой вехой на нашем пути. План его был разработан на самом пороге сезона. В традиционные четыре части «произволки», резко отличающиеся по рисунку, по темпераменту, по набору изобразительных средств, мы хотели вложить все наше сегодняшнее понимание спортивных танцев на льду. И при этом сохранить некую традиционность, строгость, даже, если хотите, внутреннюю интеллигентность танцев, не превращая их в шоу, не управляемое никакими спортивными законами.
Таковы были наши расчеты, наши задумки. И мы осуществили их полностью. Промежуточные поражения не обескураживали нас, а только добавляли, если можно так сказать, холодного азарта.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/german19.68/_myphoto/i-838.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Я не люблю описывать свои танцы. Об этом я писала и говорила не раз. Не буду заниматься я этим и сейчас. Мне только хотелось бы объяснить читателям, почему был избран такой сюжет для произвольного танца, а не какой-нибудь другой. Первая часть танца — танго. Строгое. Без всяких излишеств. Традиционное. Звучное. Заразительное. Танго взято первой частью специально, хотя в подавляющем большинстве случаев танцоры начинают с частей более динамичных, скоростных. Почему все-таки танго? Да потому, что это классический ритм ледовых танцев. И мы хотели показать, что можем в самых строгих рамках найти такой постановочный ход, которого еще никто не знал. Вспомните вступление, первые шаги партнеров друг к другу, дорожки и вращения, где все неожиданно, все как открытие, заставляющее звенеть тела танцоров.
Втянув зрителей (и судей, конечно) в свой танец, Наташа и Гена должны были далее ошеломить всех современным ритмом. На огромной скорости они показывали набор сложнейших шагов, поддержек, вращений, которые символизировали темп современной жизни, современного спорта. Скульптурная остановка в конце второй части рассекает танец на две части. Теперь начинается партия нашей лирической героини. На первом плане Наташа. Наконец она может показать все, чем богата внутренне, показать всю духовную и физическую красоту русской женщины, с ее тонкой музыкальностью и трепетностью чувств. Наташа полностью созрела для этой роли. И когда зрители вместе с партнерами вновь бросаются в плясовую мелодию, в которой звучат и цыганские нотки, и венгерские, и молдавские, они делают это даже с некоторой неохотой. Тем радостней и звучней финал, в котором танец втянул в свой вихрь и каждого танцора, и всех, кто танцевал в этот вечер вместе с ними.
Таково короткое либретто произвольного танца-78. Как оказалось — чемпионского.»
Из книги Т.А. Тарасовой «Четыре времени года»
![](http://content.foto.mail.ru/mail/german19.68/_myphoto/i-839.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
«Победа в Японии — последняя их победа на чемпионате мира. Были еще успехи, но уже не столь значительные, и, увы, их было немного, и главное — это победы над собой, и ни для кого, кроме нас троих, они не заметны. Хотя я считаю, что победить себя не менее важно, чем выиграть чемпионское звание. На следующий год, в Канаде, в Оттаве, где проходил очередной чемпионат мира, Моисеева и Миненков проиграли. Проиграли с одной из самых любимых моих программ, построенной на мелодии Леонарда Бернстайна из фильма «Вестсайдская история». Обычно в программах при сменах темпа меняется музыка, а здесь шло одно произведение, которое нельзя было резать. Этот танец оказался для Иры и Андрея очень близким, отвечал их душевному настрою — катались они вдохновенно. Еще до чемпионата мира, на чемпионате Европы во Франции, я поняла, что с подобного рода программой мы несколько поторопились. Мне говорили: «Технически все, конечно, безупречно, но скучно, весь танец под одну мелодию...» Но скучать, судя по реакции зрителей, никому, кроме специалистов, не приходилось. Спустя шесть лет произвольный танец с единым, или, как говорят, сквозным, сюжетом и на единую музыку показали двукратные чемпионы мира англичане Джейн Торвилл и Кристофер Дин — и стали трехкратными. Их программа была принята с восторгом.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/german19.68/_myphoto/i-847.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Да, мы немного опередили время. Но не только это помешало Моисеевой и Миненкову заставить поверить судей в жизненность необычной в те годы программы. Чемпионы мира, как правило, законодатели моды, однако это право получают, как мне кажется, только многолетние лидеры. Чемпионский стаж Иры и Андрея в то время измерялся всего одним годом, вот почему то новое, что предлагали мы, легко находило противников.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/german19.68/_myphoto/i-842.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Впрочем, чемпионат Европы 1978 года ребята выиграли. Но не вызывало сомнений, что на чемпионате мира основными конкурентами Иры и Андрея будут Наташа Линичук и Гена Карпоносов. Ученики Елены Анатольевны Чайковской больше и лучше тренировались, я бы сказала, более целенаправленно. Мои же питомцы, как никогда, подолгу выясняли на льду отношения. К тому же в тот год у Наташи и Гены был отличный, на мой взгляд, лучший за всю их спортивную жизнь произвольный танец и замечательный оригинальный пасодобль — танец, который органически соответствовал характеру этого дуэта.
При исполнении обязательного танца — романтическое танго — Ира споткнулась. И тут же, на этом же шагу, вслед за ней споткнулась и Наташа, но оценки Линичук и Карпоносов получили выше. Такая ситуация не смутила, а раззадорила Моисееву и Миненкова, произвольный танец они прокатали на таком высоком уровне, вложив в него столько экспрессии, что в зале установилась абсолютная тишина. Кроме музыки, можно было услышать, наверное, только, как я дышу. И когда в финальном такте Андрей поднял Иру на руки, я сказала: «Все». Я не сомневалась — победа за нами. Он повторил за мной: «Все!» И тут же споткнулся, уронил партнершу, и они покатились кубарем по льду.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/german19.68/_myphoto/i-840.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Потом Андрюша говорил, что я его сглазила, но, конечно, дело не в одном слове, сказанном вроде бы под руку. Они могли выиграть, но могли и проиграть, что и случилось. В тот год дуэт Моисеева — Миненков не выглядел абсолютно сильнейшим, это был не чемпионский дуэт. Они плохо тренировались накануне решающего старта, тратя время на выяснение, кто у них в паре главный, и совсем перестали меня понимать.
Ира и Андрей всегда занимались очень нервозно, а тут они, почувствовав себя полноправными чемпионами (в 1975 году они знали, что Пахомова и Горшков вернутся на лед), совсем распустились и стали выяснять и оспаривать правильность каждого шага, пропустив в спорах буквально месяцы тренировок. Я разными способами пыталась пресечь разгильдяйство. Наконец, обратилась к родителям, но и вмешательство родителей ни к чему не привело, они словно закусили удила.
Перед отъездом в Канаду я сказала дома, что ехать не хочу, потому что знаю — ребята проиграют. Так готовиться к чемпионату мира нельзя.»
![](http://content.foto.mail.ru/mail/german19.68/_myphoto/i-841.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
И в заключении еще одна цитата Татьяны Анатольевны Тарасовой: «Если же спросить, кого из своих учеников я любила больше всех, нет, кто был дороже всех, — конечно, Ира Моисеева и Андрей Миненков.»
Вот такой 1978 год. Уже история. А сколько еще таких противостояний было после. И сколько еще падений и разбитых надежд. И все сказанное великими тренерами в отношении программ и тренировок как никогда актуально и в наше время.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/german19.68/_myphoto/i-848.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В самом конце – мой любимый показательный номер Ирины и Андрея «Ромео и Джульетта». В первом видео – 1978 год, после проигрыша.
Во втором – любительская съемка 1981 года с чемпионата мира из США, где они проиграли будущим олимпийским чемпионам Джейн Торвилл и Кристоферу Дину.
Одно отрадно. С тех пор минуло почти 35 лет. Моисееву-Миненкова до сих пор восторженно вспоминают как великих фигуристов того времени тысячи их поклонников по всему миру. А вот о паре Линичук-Карпоносов, кроме дежурных упоминаний об их олимпийской медали, что-то как-то больше ничего и не слышно. К тому же, если бы ни их последующая и успешная тренерская карьера, я уверен, о них практически бы вообще забыли...
А благодарная память народная поважней иных титулов будет! :)
___________________________________________________________________________
Вот во всём согласен с Вами, кроме одного единственного слова «очень»... :)
Да, они хорошие технари, им прекрасно ставила технику обязательных танцев ЕАЧ, в конце концов, они тренировались в одной группе с величайшими мастерами эпохи - Милой Пахомовой и Александром Горшковым. Им очень повезло в этой жизни. А вот ничего яркого в памяти о них, тем не менее, не осталось. Единственное, что все (поголовно) вспоминают - это их «Лезгинку». Хотя в моём тогдашнем (да и теперешнем) понимании это был весьма незатейливый показательный танец, ничем особенно (кроме физической похожести Геннадия на «лицо кавказской национальности») не выдающийся... :)
Между прочим, в то же самое время и в той же группе с ними каталась другая, гораздо более интересная, на мой взгляд, пара - Марина Зуева и Андрей Витман. Но им не повезло так, как Л-К. Может быть, им не хватило трудолюбия и целеустремлённости, но в какой-то степени их «слила» сама же ЕАЧ...
Но это - уже другая история, и, быть может, тема для следующего Вашего эссе?... :)
А за этот пост - большое Вам спасибо за то, что воскресили память об Ирине и Андрее у их преданных поклонников, и рассказали о том, что такие танцоры были на свете тем, кто их никогда не видел на льду!
Выскажу еще такую мысль, что Тарасова все-таки была не их тренером.Она так и не смогла,а скорее просто и не могла найти к ним до конца подход.Полной гармонии в их трио все-таки не было.По сравнению с этим дуэтом, она все-таки более приземленная натура.Человеческое,слишком человеческое....увы.Все это сполна проявилось в ее следующем проекте Бестемьянова-Букин.
А Линичук и Карпоносов? Они все-таки очень хорошие фигуристы, у них прекрасные обязательные танцы, они спортсмены. Но я их не запомнил. Мимо как-то прошло, не зацепило. Не мое.
И для меня всегда остается вопрос - можно ли побеждать с падением? Для меня ответ - ДА. Но решение принимают другие, к сожалению...
А вот на счет психологии - не соглашусь. В 1981 году М/М выиграли у Л/К на ЧЕ, а те в свою очередь уже на ЧМ и не поехали. Скорее дело в тренерах и федерации - просто решили делать ставку на учеников более опытной Чайковской. Да и уход Тарасовой сказался, смена тренеров, обида и т.д. А тут Олимпиада. Вот и выбрали более надежный вариант. Но все равно однозначного ответа нет. Один судейский голос помог решить все остальное.