Прыжковый фестиваль у фигуристов – сильная идея, которую испортили скомканный формат и абсурдное судейство
«Наверное, в мире фигурного катания – это единственное, что случилось хорошего благодаря пандемии», – анонсировала Евгения Медведева прыжковый фестиваль в эфире «Вечернего Урганта».
Такой турнир действительно давно ждали: Трусова еще в 2019-м мечтала соревноваться с парнями и прыгала параллельный тулуп с Ханю; Алиев в ответ признавался, что равняется на Сашу; а папа Ани Щербаковой даже продумал правила соревнований.
На экспериментальный фестиваль возлагали большие надежды не только зрители, но и организаторы, которые отвели ему отдельный день, продали эксклюзивные права на трансляцию японскому телевидению и придумали провокационный посыл про выбор по-настоящему сильного пола.
У прыжкового турнира были все шансы стать тем самым новым форматом, которого не хватало фигурному катанию: есть интрига на любой вкус (девушки против парней, Тутберидзе против Плющенко, Санкт-Петербург против Москвы, команда Загитовой против команды Медведевой); динамика (сравните с пятичасовым марафоном коротких программ на чемпионате Европы) и идеальная для телеэфира атмосфера шоу.
Все испортила реализация: непоследовательное судейство, непродуманные правила, странный конферанс и отсутствие прямой трансляции для российских зрителей – об эксклюзивных правах японцев стало известно только утром в день турнира.
У турнира странный формат: нет прямого эфира (хотя болельщиков пустили на трибуны), идея с командами не сработала
Пожалуй, отсутствие онлайн-трансляции – одна из главных претензий к организаторам. Да, показ сокращенной версии шоу по ТВ в прайм-тайм – резонное решение, но Первый канал отказался и от эфира на сайте. Очевидно, это связано с тем, что права на платный показ фестиваля продали японскому каналу Japan Sports, ограничившему доступ для всех неяпонских пользователей.
Вероятно, такое решение было оправданным с коммерческой точки зрения, но главный вопрос в другом – насколько уважительно было сообщать об этом болельщикам за несколько часов до турнира? Кто-то из зрителей, рассчитывая на прямой эфир, не взял билеты в «Мегаспорт» – прыжки удобнее рассматривать на большом экране, а не с трибуны; кто-то хотел бы заплатить за трансляцию, однако, такая возможность была только у японцев. Сложно представить обратную ситуацию, когда традиционный шоу-турнир Japan Open первыми эксклюзивно смотрят не японцы, а российские фанаты.
Ставка на праздничную атмосферу командного турнира тоже не сработала – атмосферы просто не было. Загитова и Медведева старались как могли: пританцовывали под музыку, подбадривали свои сборные, наконец, привели в зал немало болельщиков: многие купили билеты после того, как стало известно, что Алина и Женя представят сольные номера.
Спортсмены, которые не участвовали в прыжковом фестивале и ждали жеребьевку, вели себя скромно: во-первых, болеть до разделения на команды они могли исключительно по личным предпочтениям, во-вторых, их реакции не слишком интересовали ведущих и операторов. Возможно, все шоу припасли на основные соревновательные дни – по части запоминающихся кисс-энд-краев планку слишком высоко установил командный чемпионат мира.
Вообще, идея ставить турнир по прыжкам первым видом программы смотрится странно и даже опасно. Сам формат состязания в элементах больше уместен для финала показательных выступлений, когда основные соревнования позади: настроение парней после разгромного поражения и ироничных шуток в их адрес явно испорчено.
Фигуристы мерзли в долгом ожидании очереди на льду – особенно это было заметно во время жеребьевки. Никто не отменял и микротравмы, особенно если заходишь на прыжок под доброжелательное напутствие «Тот из ребят, кто сделает тройной аксель, будет в точности повторять Лизино исполнение?» Если что Туктамышева с первого акселя упала.
Судейство напоминало «Ледниковый период»: отсутствие правил, субъективность и странные результаты
Решение Первого канала поставить в эфир смонтированную версию фестиваля стало отчасти понятно, когда судьи выставили первые оценки. Вычисление баллов оказалось невероятно долгим: по паузам между прыжком и объявлением итоговой суммы можно было представить, что подсчет ведется столбиком. Возможно, после эмоциональной реакции сидевшей в жюри Татьяны Тарасовой на «античеловеческий фактор» судей Первенства России, оценки перепроверялись дважды.
Впрочем, баллы на этом турнире носили условный характер. Желая совместить объективность и зрелищность, организаторы скрестили старую и новую судейские системы и сделали только хуже: результаты невозможно было сравнивать между собой, а критерии, кажется, каждый член жюри придумывал для себя сам. Самое емкое описание происходящему дал Алексей Ягудин: «Вспоминаем «Ледниковый период», ну, какие мы оценки там обычно выставляли?»
Падение Дмитрия Алиева с четверного тулупа в третьем туре оценили от 3 до 4,1; Лизе Туктамышевой за набор из тройного лутца и четырех двойных акселей достались 6,0 от четырех членов жюри и 5,4 – от Татьяны Тарасовой, которая, видимо решила наказать фигуристку за секвенцию вместо каскада.
Бессмысленность сравнения баллов обнаружилась еще в первом туре, когда тройной лутц – тройной тулуп Камилы Валиевой набрал на 0,1 больше аналогичного каскада Михаила Коляды. Ведущие сначала даже не поверили и решили, что Тамара Москвина планировала дать Коляде невозможные 6,9. И дело не в риппонах на прыжках Камилы: единственное, чего не хватило Мише в этом раунде – нужной для красивого результата половой принадлежности. «Праздник феминизма в фигурном катании», – ирочнино заметил Алексей Мишин.
При этом очевидно, что сборная девушек не нуждалась в помощи судей – все четверо оказались идеально готовы к турниру. Парням же не хватало то тактики, то психологической устойчивости: Игнатов неудачно рискнул с четверным риттбергером; Мозалев набрал за недокрученный четверной флип во втором раунде меньше, чем Валиева за тулуп; а Коляда и вовсе большую часть турнира провел с видом человека, который только что вернулся с командного турнира в Пхенчхане.
Против Миши сегодня был не только его настрой, но и Алексей Ягудин – автор знаменитых высказываний «О Коляде говорить не хочу, это все равно бесполезно» и «Коляда не умеет соревноваться – может, ему стоит стать веганом?»
С тех пор прошло два года – и, казалось, нелюбовь Ягудина к Коляде немного утихла: он оценил его нынешнюю произвольную и отметил прогресс после перехода к Мишину. Срывы четверного тулупа на прыжковом фестивале, видимо, вызвали флэшбеки Пхенчхана не только у Коляды, но и у Ягудина, который после бабочки Миши саркастично заметил «Есть ощущение, что будет 6,0», а в ответ на идеальный каскад Коляды в первом туре просил парней реабилитироваться.
Если искать пользу в прыжковом фестивале, то, кажется, она в следующем: мы снова убедились в том, что Мише противопоказаны командные турниры. Хочется верить, что ценой переоткрытия этого факта не станет пошатнувшаяся стабильность Коляды в личных соревнованиях – в конце концов, в программах этого сезона он чрезвычайно хорош.
Прыжковый турнир – отличный формат для сильной российской сборной, но он должен быть совершенно другим.
С понятными правилами – красиво представленными заранее, а не пересказываемыми на ходу участникам. С яркой подачей – активным кисс-энд-краем, продуманным музыкальным оформлением и конферансом чуть глубже, чем шутки про слабых парней. С объективным судейством, где члены жюри не противоречат сами себе и не играют в добрых и злых полицейских. С красивой картинкой – инфографикой о высоте и пролете на прыжках и наглядным сравнением базовой стоимости элементов.
И тогда у прыжкового фестиваля будут все шансы стать полноценной частью соревновательного календаря, а у России – иметь классный турнир не хуже Japan Open и командного чемпионата мира.
Больше о фигурном катании – в телеграм-канале автора
Фото: РИА Новости/Александр Вильф
Это надо так облажаться...
Конферансье в образе Ягудина , Загитова - мила , Медведева ясна.
Этери как всегда , Плющенко на нервах , Мишин на расслабоне.
Тутик сияет, Трусова взлетает, Камилла покоряет , Щербакова побеждает.
Коляда рефлексует, Алиев матереет, Игнатов прошибает (то ввысь, то вниз), Мозалев борется.
Формат больше шоу - как раз для Первого канала. Но благодарности больше всем - особенно фигуристам. Как говорится лиха беда начало. Все лучшее еще будет
Все классные, атмосфера хорошая, прыжковый турнир интересный (хоть и систему 6.0 в данном случае я не поддерживаю), приятно было видеть показательные номера Алины и Жени.
Аня и Камила в прекрасной форме. Анино тренировочное платье нравится мне чуть ли не больше многих её соревновательных костюмов. Просто прелесть. Сашу всегда рад видеть, хорошо, что не упала на первом лутце. Лиза явно не в блестящей форме, но аксель тем не менее приземлила. Не понял историю с каскадом. Если секвенцию было прыгать нельзя, то почему ей не сказали об этом? Или организаторы были не в курсе, что Лиза будет прыгать?) Не верится что-то.
Камиле и Мише могли бы уж одинаковые оценки за первый каскад поставить, он ничуть не хуже прыгнул. Потом, правда, всё вернулась на круги своя. Камила всё прыгнула, а Миша...
Отдельно по поводу Коляды.
Сегодня, когда Макар после падения с ритта перешнуровывал коньки и без какого-то нервяка ждал оценки, рядом сидел Миша, до этого упавший с тулупа, и на нём просто не было лица. Хотя, казалось бы, упал с прыжка на шоу-турнире. Да ну и что? Будто он один у парней накосячил. Но Миша сидит и убивается. В этом весь он. У меня было ощущение, что я увидел то, что обычно остаётся за закрытыми дверьми. Понятно, что после провальных прокатов он никогда не выглядел бодрым и довольным, но и настолько подавленным я его не припомню. И ведь талант есть, любовь судей есть, а стабильности нет и не будет. Михаил не может в один щелчок вдруг стать стабильным. Такая вот у него психика. И это не исправляется. Я не помню ни одного спортсмена, который всю жизнь косячил, а потом по щелчку пальцев преобразился и стал бы клепать прыжки без ошибок. Выдать прокат жизни в нужное время в нужном месте - да. Но после этого ничего не изменится.
Слышал советы Мише обратиться к психологу. Не знаю... Не думаю, что это поможет. Разве что даст краткосрочный эффект в рамках одного турнира (в идеале). Помню, как во время ЧМ-2012 комментаторы говорили про Алёну Леонову (которая там взяла серебро), что она перед ПП долго беседовала с психологом. Выглядела жутко нервничающей, но откатала в итоге для себя хорошо. Но стала ли Алёна после такого успеха стабильной спортсменкой? Нет. Продолжала ошибаться в той или иной степени. До сих пор помню её 5 падений на одном из этапов Гран-при. С другой стороны, Ягудину психолог помог. Но Миша-то не Ягудин. И я уверен, что психолог в его случае не панацея. Человек должен сам разобраться в своей голове, а это проще сказать, чем сделать.
Я, как Мишин болельщик, всё-таки надеюсь, что в один прекрасный момент у него всё получится. Кейтлин Осмонд никогда не была образцом стабильности, а в итоге ОЧ (тоже, кстати, косячила в команднике) и ЧМ. Кстати, лучшие прокаты за сезон она выдала на ЧМ-2017 (серебро) и главных стартах 2018 года - ОИ в личке и ЧМ. У Миши, к слову, не раз лучшие прокаты программ за сезон приходились именно на ЧМ. Уже в чём угодно хороший знак видеть хочется :)
Неожиданно очень понравился показательный номер Жени Медведевой: очень воздушно, проникновенно и нежно она каталась под вокал бесподобной Анны Герман...
Отдельное спасибо хочется сказать каналу Ледокол за то, что позволил россиянам поболеть за своих же спортсменов. Эрнст и 1й канал повел себя в этой ситуации просто мерзко. Просто дно. Про подсчет оценок вообще молчу. Словно считали на деревянных счетах, ещё и не очень умело...
Других парней жалеть тоже не надо, они спортсмены, а не ясельная группа. А то придумали тоже, что якобы специально сделали этот фестиваль, чтобы пошатнуть их уверенность в себе. Они все фанатеют от Чена, так пускай уже и тянутся за ним.