7 мин.

Юниорский ЧР забрала Софья Акатьева (да, ученица Тутберидзе). Она считает идеалом Щербакову и катает программу, о которой мечтала Липницкая

Первенство России среди юниорок – удивительный турнир, который не становится хуже даже после отказа от участия сразу трех звезд.

Хедлайнеры прошлогоднего Первенства – Камила Валиева, Дарья Усачева и Майя Хромых – не приехали в Красноярск: все трое выступят на Кубке Первого канала, хотя формально место для Майи освободилось только вчера после снятия Алены Косторной.

В этом решении можно видеть какие угодно мотивы – от прагматичного выбора в пользу коммерческого старта с хорошими призовыми до желания закрепиться в предолимпийский сезон на взрослом уровне. Но главный повод дали чиновники ISU, полностью отменив международное юниорское катание на год.

Без логичного продолжения в виде путевки на ЧМ Первенство России превратилось из кульминационного в тупиковый старт сезона – да, федерация планирует некий юниорский международный турнир, но его статус до сих пор не известен, а значимость медалей сомнительна. Но даже с такими вводными соревнования в Красноярске не лишились зрелищности, а наоборот, доказали: прогресс не способны остановить ни пандемия, ни устаревшие правила.

***

Абсурдный запрет на многооборотные прыжки в короткой программе юниорок привел к тому, что лазейку в правилах – делать тройной аксель в каскаде – начали использовать не отчаянные единицы, а все, кто умеет исполнять этот элемент. Если на прошлогоднем Первенстве такой трюк провернула только Самоделкина, то на нынешнем к ней присоединились Акатьева и Жилина – риск последней, правда, не оправдался.  

Год назад в Саранске на всех участниц пришлось 6 четверных – из них удачными вышли 2. В Красноярске – на один прыжок больше, причем положительные надбавки получили уже 4 из них – и это в отсутствие одной из главных юниорских квадисток Камилы Валиевой. Потенциально квадов могло быть еще больше – на это намекает расположение тройного сальхова Софьи Муравьевой в самом начале произвольной (Плющенко лихо обещает два четверных); кроме того, от ультра-си отказалась Елизавета Берестовская.

Этот тренд – очевидное подтверждение тому, насколько искусственным выглядят ограничения вроде повышения возрастного ценза. Природа не зависит от законов ISU: выучить четверной легче (и безопаснее) до пубертата, даже если впервые показать его на взрослом соревновании удастся не в 15, а в 17 лет. Освоить квад после совершеннолетия могут единицы вроде Лизы Туктамышевой – впрочем, и она до сих пор не собрала с ним чистую произвольную программу.

Повышение возрастного ценза у фигуристок до 17 лет – абсурд. Юниорки не перестанут разучивать четверные, а чемпионки – рано уходить

Конгресс ISU в силах придержать прыгучих юниорок, но не может изменить образ мышления. А этот образ давно поменялся: прошлое, в котором первые четверные Трусовой и Щербаковой казались шок-контентом, сменилось реальностью, где Первый канал устраивает межполовые прыжковые баттлы, а зритель скорее поставит на девчонок, нежели на парней. В конце концов, когда на четверной неожиданно заходит даже Наталия Лагутова из первой разминки, понимаешь – с введением ограничений чиновники опоздали, по крайней мере, на пару лет.

Все более устаревшими с каждым годом выглядят и неравные коэффициенты в компонентах. Исторически такое разделение было оправданным и связывалось с технической сложностью: у мужчин она была такой, что уравнять две оценки можно было только введя для второй специальный множитель. В нынешнюю эпоху разные коэффициенты тянут как минимум на архаизм, а как максимум – на дискриминацию.

Самоделкина шла минимум на серебро, но проиграла тактикой

Софье дважды не повезло с датой рождения: она не попадает на ближайшую Олимпиаду и слишком маленькая, чтобы выступать на внутренних взрослых стартах по примеру Валиевой, Усачевой и Хромых, а пандемия лишила ее эффектного международного дебюта. А еще Самоделкина второй раз подряд осталась четвертой на Первенстве России, и если в прошлом году она отстала от пьедестала на 10 баллов, то в этом ей не хватило всего 0,49.

Но дело даже не в обидном проигрыше бронзы Соне Муравьевой – Самоделкина явно ехала в Красноярск бороться с другой тезкой (Акатьевой, за золото).

Теоретически у нее были шансы: у девочек одинаковый контент в короткой программе и практически идентичные компоненты – в Красноярске они разошлись на 0,06. В итоге обе ошиблись на каскаде, но разрыв получился некритичным – в отличие от произвольной программы.

Хотя потенциально Самоделкина способна собрать не менее сложную программу, чем Акатьева – она владеет двумя видами четверных (есть еще тулуп, но Сергей Давыдов называл его некорректным), а также тройным акселем – на практике стабильное исполнение сложного контента лучше удается Софье из «Хрустального». Набор последней – дороже, чем у Валиевой, даже без учета хореодорожки, которая стоит 3 балла и отсутствует в юниорских программах.

Софья Самоделкина – суперюниорка, которая катается не у Плющенко и не у Тутберидзе. Она так уважает соперниц, что бросает им на лед игрушки

У команды Давыдова было два варианта: рисковать – вплоть до попытки замахнуться на четверной риттбергер, который удавался Самоделкиной на тренировке – или надеяться на идеальный прокат. Выбрали второе, и ставка не сыграла: Соня проиграла не столько сложностью, сколько качеством. На дорожке она уступила Акатьевой 1,5 балла; еще 2,67 отдала вращениями – все эти мелочи лишили ее не только борьбы за золото, но и в медали в принципе.

Акатьева хороша не только в технике: она катается не по годам взросло и уже нравится судьям

В компонентах, несмотря на падение, судьи тоже предпочли Самоделкиной Акатьеву. Возможно, это своеобразное наказание за повтор: микс из «Метели» и «Маскарада» Соня катает третий сезон подряд, и хотя по произвольной Самоделкиной можно отслеживать ее личный прогресс в презентации, самоцитирование прощается только звездам уровня Ханю.

Но справедливее отдать должное Акатьевой: ее программа действительно лучше.

Семь лет назад в образе Мулан мечтала кататься Липницкая: программу под музыку из мультфильма уже поставили, но на контрольных прокатах постолимпийского сезона ее зарубила федерация.

«Там были очень интересные фишки. Планировался рисунок на руке, распущенные волосы в конце программы. Когда девушка вернулась из армии и распускает волосы. В общем, много всего напридумывали», – рассказывала Юля. В итоге она осталась с безликой постановкой под «Ромео и Джульетту» – трудно найти что-то более противоположное желанному Юлей образу девушки-воина.

Акатьеву, к счастью, в экспериментах не ограничивали – еще в сентябре она с восторгом рассказывала о своей героине.

«Это девушка, которая пошла вместо своего отца на войну, боролась за победу и выиграла. Сначала у меня мягкая музыка, стараюсь все движения делать плавно, а во второй половине у меня жесткая быстрая музыка, где меняется стиль программы и эмоции уже другие».

Несмотря на параллель с Липницкой, Соня считает идеалом Щербакову – мечтает соревноваться с ней и прыгать четверные как она. Хотя 13-летняя Акатьева технически подкована даже лучше, чем Аня в том же возрасте.

***

А если бы в Красноярске вручали приз за личный прогресс, он, вероятно, достался бы Аделии Петросян.

Ее прокаты в начале сезона не слишком впечатляли: она много ошибалась на этапе Кубка России в Сочи и стала только четвертой в Москве. Первенство стало ее звездным часом: она набрала на 10 баллов больше, чем в прошлом году (для сравнения – Самоделкина улучшилась только на 0,14 балла, Акатьева – на 1,5), на огромной скорости проехала произвольную, а после нее еще и сделала мощное политическое заявление – насыщенный турнир для юниорки, которая едва достает до бортика.

Но главная борьба у этих девчонок – еще впереди. И хочется верить, что они наконец-то получат свой шанс на большие турниры – вопреки пандемии и любым потенциальным цензам.

Чемпионат России среди юниоров

Красноярск

1. Софья Акатьева – 220,002. Аделия Петросян – 211,873. Софья Муравьева – 208,134. Софья Самоделкина – 207,645. Елизавета Берестовская – 199,116. Анна Фролова – 190,54

Еще больше о фигурном катании – в телеграм-канале автора

Фото: 1tv.ru