Изабель и Поль Дюшене: танцевальный дуэт с «лица необщим выраженьем»
Французские танцы на льду прошли свой долгий и изобилующий как взлетами, так и падениями путь развития. Французы стояли практически у истоков танцев как отдельного вида фигурного катания, медали в котором стали разыгрываться на мировом уровне с 1952 года, а на европейском – с 1954-го. Фанни Бессон и Жан-Поль Гюэль на ЧЕ 1954 года замкнули шестерку сильнейших дуэтов, а в 1955 и 1956 гг. располагались вплотную у пьедестала – на 4-м месте. На ЧМ 1955 года они были 7-ми, а год спустя 5-ми.
Кристиан и Жан-Поль Гюэль. Конец 1950-х гг.
Гораздо успешнее Жан-Поль Гюэль стал выступать после смены партнерши. Вместе с Кристиан Эльен, ставшей вскоре его супругой и взявшей фамилию мужа, на ЧЕ 1958 года они заняли 4-е место, год спустя завоевали бронзовые медали, в 1960 и 1961 гг. были серебряными призерами, а в 1962 году в первый и единственный раз стали чемпионами Европы. Дважды супруги Гюэль поднимались на пьедестал почета ЧМ, став бронзовыми медалистами в 1960 году и серебряными – в 1962-м.
Кристиана и Жан-Поль Гюэль. 1962 год
После ухода из спорта Кристиан и Жана-Поля Гюэль французам пришлось ждать несколько лет, пока появится дуэт, способный вмешаться в борьбу за призовые места на главных стартах сезона. Это удалось сделать всего однажды и только на европейском уровне самобытным танцорам Брижитт Мартен и Франсису Гамишону, которые завоевали «бронзу» на ЧЕ 1967 года.
Брижитт Мартен и Франсис Гамишон. 1967 год
После чего случился перерыв более чем в двадцать лет, прежде чем французские танцоры смогли составить достойную конкуренцию признанным лидерам, коими в то время являлись прежде всего советские дуэты. И сегодня я расскажу о танцевальной паре, которая ознаменовала собой новые веяния в этом разряде фигурного катания, ставшие отличительными чертами той эпохи, и открыла для французских танцоров, пришедших вслед за ними, дорогу в «высшую лигу» танца. Имена этих фигуристов – Изабель и Поль Дюшене.
Поль родился 31 (по другим данным – 3) июля 1961 года в Метце (Франция). Там его отец Анри Дюшене, имеющий двойное гражданство – французское и канадское, – проходил военную службу в местном гарнизоне. Его жена Лилиана, француженка из Лотарингии, работала воспитательницей в детском саду. Когда служба отца завершилась, семья переехала в Канаду и обустроилась в городе Эйлмер, в провинции Квебек, невдалеке от Оттавы. Там она пополнилась еще одним членом – 18 декабря 1963 года на свет появилась младшая сестра Поля Изабель.
Первая половина 1960-х гг.
Мать, которая в основном занималась воспитанием детей, старалась прививать им любовь к французскому языку и французской культуре, к устоям и привычкам, свойственным французам. Изабель с детства отличалась взрывным темпераментом, тогда как Поль всегда был спокойным и сдержанным в проявлении эмоций.
Середина 1960-х гг.
С ранних лет брат и сестра пришли в фигурное катание, и это была инициатива Изабель – Поль предпочитал хоккей. Но она, даже когда была совсем мала, обладала даром убеждения, и брат согласился оставить клюшку и шайбу ради фигурных коньков. Едва освоив азы фигурного катания, Изабель и Поль встали в пару. Парное катание очень увлекло юных фигуристов, и они были полны решимости совершенствоваться в нем.
Первая половина 1970-х гг.
Однако в подростковом возрасте в 1978 г. Изабель, упав с поддержки, получила серьезную травму головы (речь шла даже о переломе основания черепа). После ее выхода из комы родители строго-настрого запретили детям даже смотреть в сторону парного катания. Тренер предложил им попробовать себя в танцах на льду, и родители поддержали эту идею, сочтя танцы менее травмоопасным видом.
Начало 1980х гг.
Поначалу это предложение не вызвало энтузиазма у Изабель и Поля, но довольно скоро они почувствовали широкие возможности, которые открывали перед ними танцы. «Эта дисциплина позволяет проявиться фантазии. В отличие от парного катания, ничто вам не навязывается свыше, вы должны изобретать все сами», – вспоминали фигуристы в одном из интервью.
Проживая в Квебеке, поначалу Дюшене были канадскими фигуристами. Так, они заняли 4-е место на чемпионатах страны в 1983 и 1984 гг. А осенью 1982 г. в первый раз Изабель и Поль выступили за Канаду на международном уровне, став серебряными призерами турнира Nebelhorn Trophy.
Начало 1980-х гг.
Но, разочарованные своим 3-м местом на чемпионате Канады 1985 г., закрывшим для них дорогу на ЧМ, и считая политику канадской Ассоциации фигурного катания предвзятой по отношению к ним, они воспользовались тем, что имели двойное гражданство и решили выступать за Францию, которая приняла их с распростертыми объятиями. К этому решению их подтолкнула, в частности, стажировка в Оберстдорфе (ФРГ), где они работали с набирающим тогда силу тренером Мартином Скотницки, в свою бытность спортсмена выступающим за Чехословакию, но получившим впоследствии французское гражданство и приехавшим работать в Оберстдорф по приглашению Немецкого союза конькобежцев.
Скотницки исповедовал новые принципы построения ледового танца, предлагал необычные образы для воплощения, выбирая для этого яркие, незаезженные мелодии и смелую хореографию. Подобные творческие принципы пришлись по душе амбициозным новоиспеченным французам, и они поселились в Оберстдорфе, полностью погрузившись в работу над новыми танцами.
1980-е гг.
На вопрос о том, не мешают ли их работе личные отношения, в одном из интервью Изабель и Поль ответили так: «Наоборот! То, что мы являемся братом и сестрой, позволяет нам избежать трений, которые возникают, например, в супружеских дуэтах. Как и у любой пары, у нас бывают и хорошие, и сложные моменты, но нам проще высказать друг другу все, что мы думаем и побыстрее забыть о неприятностях».
А чтобы иметь побольше личного пространства и отдыхать друг от друга после напряженных тренировок, Изабель и Поль сняли квартиры на разных концах Оберстдорфа, благо расстояния в этом райском уголке Германии были совсем необременительными для преодоления. К тому же брат и сестра в свободное время с энтузиазмом ездили на велосипедах, предпочитая их автомобилю.
Вторая половина 1980-х гг.
Тренировочный режим практически не оставлял им времени для каких-то иных увлечений, кроме фигурного катания: ежедневный подъем в 6 часов утра, затем 8 часов, с небольшими перерывами проведенные на льду. Отбой, на пределе сил, в 9 часов, когда их ровесники обычно идут в кино или на свидание. Строгая диета, основанная на употреблении овощей, фруктов и медленных углеводов, полный отказ от красного мяса – только курица и рыба. И лишь иногда они позволяли себе расслабиться и съесть хороший стейк или кусочек шоколада – для поддержки морального духа. И так шесть дней в неделю и одиннадцать месяцев в году в течение всей их любительской карьеры.
Уже в 1986 году, вскоре после смены своего спортивного гражданства, Дюшене впервые становятся чемпионами Франции и в этом ранге дебютируют на ЧЕ, где занимают 8-е место, и на ЧМ, где их место было еще более далеким от призовых – 12-м. Но они с энтузиазмом продолжают поиски своего ледового стиля, упорно работая над техникой, ведь чтобы бросить перчатку признанным мастерам, каковыми в то время были прежде всего советские танцоры, надо было, по крайней мере, приблизиться к их техническому уровню.
Впервые чемпионы Франции! 1986 год
В 1987 г. Дюшене подтверждают свой титул сильнейшего танцевального дуэта Франции и несколько поднимаются в табели о рангах на международном уровне, заняв 5-е место на ЧЕ и 9-е на ЧМ.
К олимпийскому сезону 1988 года для постановки нового произвольного танца для Изабель и Поля их тренер Мартин Скотницки пригласил прославленного Кристофера Дина. «У Поля всегда есть желание сделать все наиболее точно. Изабель схватывает все на лету и часто именно она объясняет ему все тонкости, но именно он является ведущим в паре» – делился своим впечатлениями о работе с этим дуэтом Кристофер Дин. Все вместе они подготовили произвольный танец, смело ломающий привычные каноны: он был поставлен на африканские мотивы, которые до сих пор никто еще не использовал в соревнованиях, и фигуристы постарались передать в нем не только пластику африканских танцев, но и саму ауру африканской природы.
При постановке нового танца с Кристофером Дином. 1987 год
В их танце не было ни одного привычного жеста, и каждый шаг был подан так, что казался рождающимся из-под коньков вот в это самое мгновение по прихотливой воле исполнителей. Для обозначения элементов их танца в привычном словаре фигурного катания не хватало терминов, и они сами придумали их: «шаги газели», «паук», «покачивание гориллы»… Поль в этом танце преобразился в охотника, преследующего дичь, а Изабель, при всем ее изяществе, казалась не хрупкой газелью Гранта, а, по меньшей мере, антилопой куду или даже сильной и ловкой степной рысью – каракалом.
1988 год
Весьма смелыми были и их костюмы, в особенности платье партнерши, максимально открывающее тело. Весь танец перед глазами зрителей представал как произведение искусства – написанная яркими красками картина или прочитанная на одном дыхании поэма, в зависимости от полета фантазии каждого конкретного человека.
На ЧЕ этот танец произвел фурор, а Изабель и Поль были награждены бронзовыми медалями.
Произвольный танец на ЧМ 1988 года
Но основные планы брата и сестры были связаны с ОИ в Калгари, ведь несмотря на свое французское спортивное подданство, Дюшене сохранили и канадское гражданство, а поскольку в Канаде выросли, то и выступали, можно сказать, перед родной публикой.
Зрители приняли танец восторженно, чего нельзя было сказать об арбитрах: разброс в оценках от 5.0 до 5.8 красноречиво говорил о том, что судейская коллегия в замешательстве – как оценивать эти новые тенденции? Стоит ли их поощрять или нужно раз и навсегда поставить заслон «отклонению от нормы»? В итоговом протоколе Дюшене оказались на 8-м месте.
ОИ 1988 года
После проката Поль сказал журналистам: «Мы стараемся всегда вводить как можно больше новшеств в свои танцы, так как полагаем, что в целом танцы на льду находятся в некотором застое». Своему кредо фигуристы не изменили ни на йоту.
На ЧМ они несколько улучшили свой результат, замкнув шестерку сильнейших. В 1989 г. Изабель и Поль не выступали ни на чемпионате Франции, ни на ЧЕ (видимо, из-за травмы или болезни кого-то из партнеров), однако завершили сезон с бронзовой наградой ЧМ, что свидетельствовало о том, что их стиль начинает завоевывать сердца не только зрителей, но и арбитров.
1989 год
Новые успехи принес им сезон 1990 года: сначала они в третий раз стали чемпионами Франции, затем завоевали «бронзу» на ЧЕ и «серебро» на ЧМ. Причем, их танец «Missing I» на фольклорные мелодии инков в исполнении чилийского ансамбля Inti-Illimani, поставленный Кристофером Дином, произвел эффект разорвавшейся бомбы – настолько необычной и при этом на редкость органичной была его хореография и не менее превосходным – его исполнение, вызывающее живой отклик у зрителей.
1990 год
Этот танец был примечателен тем, что в нем не прослеживалось четкого разделения на мужскую и женскую партии – не только потому, что в нем было очень много «теневого» катания, но и потому, что подавляющая часть элементов, по логике вещей, могла быть исполнена как партнером, так и партнершей, а многие элементы, исполненные сначала одним из партнеров, тут же повторялись другим, и все они плавно перетекали один в другой. Танец смотрелся как единая искусная вязь движений, в которой акцентировались оригинальные поддержки, и весь он был исполнен на одном дыхании и с невероятной экспрессией.
Произвольный танец на ЧМ 1990 года
Он стал настоящей находкой именно для братско-сестринского дуэта, в которых очень часто партнеры испытывают трудности с нахождением подходящих образов. К тому же избранный фигуристами стиль позволял им не столько затушевать их недостатки – далекую от идеала осанку, не слишком хорошее скольжение и полное отсутствие того, что подпадает под определение «элегантность», в особенности ценимое именно в танцах на льду, – сколько органично вписать их в оригинальную ледовую хореографию, вследствие чего они, по крайней мере, в глазах зрителей, превращались в достоинства пары.
1990 год
Как в использовании африканской музыки, так и латиноамериканских фолк-мелодий, Дюшене были настоящими первопроходцами. Они заглянули в сокровищницу самобытного искусства народов Африки и Латинской Америки, использовали ее в своих творческих поисках и показали, что подобные танцы могут ничуть не уступать в своем эстетическом воздействии традиционным танцам Европы и Востока, привычным зрителю.
1990 год
На ЧМ советским фигуристам Марине Климовой и Сергею Пономаренко, чей танец на мелодии из мюзикла «Моя прекрасная леди» мог служить образцом филигранного танцевального искусства, с трудом удалось отстоять свой титул под натиском французского дуэта, выигравшего, тем не менее, произвольный танец: за артистичность пятеро из девяти судей удостоили их высшей оценки – 6.0!
1990 год
В сезоне 1991 г. Изабель и Поль в четвертый раз стали чемпионами Франции, заняли 2-е место на ЧЕ и в первый и единственный раз в своей карьере завоевали золотые медали чемпионов мира.
Начало 1990-х гг.
На ЧЕ они вышли на лед в одинаковых комбинезонах в стиле унисекс сиреневого цвета с бирюзовыми вставками по рукавам, спине и груди и представили на суд публики и арбитров танец «Океанские волны» под композицию Джеффа Уинстона. Несмотря на то, что в него, по своему обыкновению, фигуристы включили несколько смелых и неожиданных элементов, в целом он выглядел достаточно однообразно и, говоря откровенно, скучновато, в особенности в сравнении с предыдущими танцами этого дуэта, полными экспрессии. К тому же, застыв в конце в оригинальной фигуре, представляющей собой нечто вроде перекрещенного кантилевера, танцоры не удержали равновесия и рухнули на лед. Изабель и Полю удалось стать серебряными призерами, но по реакции на танец судейского корпуса им стало ясно, что их эксперимент ни с самим танцем, ни с костюмами не удался. Поэтому к ЧМ они в ускоренном порядке подготовили другой произвольный танец.
Произвольный танец на ЧМ 1991 года
Их победный танец «Missing II», также поставленный Кристофером Дином на латиноамериканские мелодии в исполнении того же ансамбля Inti-Illimani, продолжал тему предыдущего сезона: даже на лед для его исполнения танцоры выезжали весьма необычно – в низкой поддержке, той же самой, которая являлась кульминацией танца «Missing I», да и костюмы фигуристы сохранили неизменными.
1991 год
Танец «Missing II», подобно танцу предшествующего года, был с нарочито андрогинными партиями обоих партнеров, и наряду с новыми эффектными элементами в нем прослеживались отсылки к элементам прошлогоднего танца, причем многие из них, казалось, могли бы быть вырванными из контекста какого-нибудь народного танца, исполняемого одновременно множеством танцоров в одном кругу.
1991 год
Судейский вердикт на сей раз не был столь же щедрым, как годом ранее – например, за артистичность Дюшене получили лишь одну оценку 6.0 у швейцарского судьи, тогда как итальянский арбитр счел достаточной для них оценку 5.7. Однако и Марина Климова с Сергеем Пономаренко выступили в тот раз без привычного блеска, так что выставленных за произвольный танец баллов Изабель и Полю хватило для завоевания чемпионского титула. В некотором роде символичным выглядел тот факт, что чемпионат мира в том году проходил в Мюнхене, находящемся в двух часах езды от Оберстдорфа, так что Дюшене стали чемпионами мира в ощутимой близости от того катка, на котором тренировались.
ЧМ 1991 года
Работа брата и сестры с Кристофером Дином, продолжающаяся в течение четырех лет, принесла свои плоды не только на льду: постепенно Изабель и Кристофер прониклись симпатией друг к другу, которая переросла в большое чувство. В августе 1990 г. они обручились (в день помолвки Кристофер преподнес своей невесте кольцо от Картье с бриллиантами и сапфирами), а в мае 1991 г. в Оттаве зарегистрировали свой брак.
Изабель Дюшене и Кристофер Дин в день свадьбы. 1991 год
В своих интервью тех лет Дюшене неоднократно заявляли, что, несмотря на щедрые посулы многих известных ледовых ревю («Холидей он Айс» за трехмесячное турне с его коллективом предлагал Изабель и Полю гонорар в 2 млн. французских франков!), они собираются остаться в любителях до Олимпиады 1992 г. в Альбервилле и приложить все усилия к завоеванию золотых олимпийских медалей. Они даже отказались от участия в чемпионате Франции 1992 г., желая как можно лучше подготовиться к олимпийскому турниру.
ОИ 1992 года
Для своего нового произвольного танца Дюшене и их постановщик Кристофер Дин решили взять тему из мюзикла Леонарда Бернстайна «Вестсайдская история». «Мы искали оригинальную музыку. Пусть она и не является таковой, но нам она что-то говорит. В этом танце мы будем Марией и Бернардо, братом и сестрой, как и в жизни. Этот танец будет полон огня: четыре минуты без единой секунды передышки, на пределе возможностей. Мы покроем ледовое пространство в несколько километров» – говорили Изабель и Поль в одном из интервью незадолго до начала олимпийского сезона.
Произвольный танец на ОИ 1992 года
В программе они предусмотрели несколько рискованных поддержек, которые долго не давались им на тренировках. Изабель даже завела для себя специальный шлем, чтобы хоть как-то смягчить болезненные ощущения при падениях на лед.
Но в августе она подвернула лодыжку, оступившись, когда решила взглянуть через плечо, который час на часах колокольни Оберстдорфа. Гипс, операция с вставлением винта, реабилитация… Затем балансирование на грани нервного срыва… Все это отняло у пары Дюшене два месяца тренировок, и они едва не отказались от участия в Олимпиаде. В сентябре Изабель и Поль пережили еще один удар – смерть их старшего сводного брата Гастона, которого унес беспощадный рак. И в довершение всех бед в январе у Поля обострился тендинит – воспаление и дистрофия ткани сухожилия, который помешал их участию в ЧЕ в Лозанне, где они собирались впервые представить свой танец на публике.
ОИ 1992 года
На старт своего олимпийского произвольного танца Изабель и Поль, занимавшие после обязательных танцев 3-е место и переместившиеся после оригинального танца на 2-е, выходили сразу после того, как выступили их основные соперники Марина Климова и Сергей Пономаренко, которые представили на той Олимпиаде свой прокат жизни, и, конечно, не могли не видеть их высоких оценок. Понимая, что "золото" для них стало "мимолетным виденьем", они катались как-то лихорадочно, даже местами агрессивно, внутреннее напряжение не отпускало их на протяжении всего танца, и, хотя французская публика устроила своим любимцам горячий прием, полученных баллов Изабель и Полю хватило лишь для завоевания серебряных медалей. По большому счету, даже «серебра» на том турнире больше заслуживали Майя Усова и Александр Жулин, представившие сложный и самобытный танец и исполнившие его, в отличие от французов, поистине вдохновенно. Коньковая техника у танцоров дубовской школы всегда была на высоте, и Дюшене в этом аспекте всегда нашим танцорам проигрывали, что показал в очередной раз и олимпийский турнир.
ОИ 1992 года
Разочарование от «всего лишь» серебряных олимпийских наград у Изабель и Поля было огромным. Они на несколько дней полностью отключились от действительности, удалившись каждый в свой собственный мир: Изабель отправилась в Лондон к мужу Кристоферу Дину, а Поль уехал в Хемниц, где проживала его подруга, немецкая фигуристка Симона Ланг, с которой он поддерживал отношения на протяжении нескольких лет. Вскоре они заявили о своем отказе поехать на ЧМ в Окленд защищать свой чемпионский титул и о переходе в профессионалы.
С песиком Жоржем, подаренном Изабель матерью на Рождество. Начало 1990-х гг.
«Что изменится в нашей жизни? Мы продолжим тренироваться здесь же, в Оберстдорфе по пять часов в день, шесть дней в неделю на протяжении одиннадцати месяцев в году», – ответили они на вопрос одного из репортеров о своей будущей жизни. Она началась для них с 3 апреля 1992 г., когда брат и сестра отправились в двухнедельное показательное турне по Франции, затем продолжили свои гастроли в Канаде и США и завершили его двумя днями выступлений в парижском Берси в конце первой декады июня.
После этого фигуристы позволили себе долгожданный отдых в Эйлмере, где жили их родители. Три месяца настоящей «дольче вита», когда они могли вволю отоспаться и не думать о фигурном катании. Они запретили себе даже произносить это слово, а Изабель отнесла свои коньки на чердак. В доме родителей Поль мог предаться своему любимому времяпрепровождению – валке леса, за что получил от соседей прозвище «дровосек». А Изабель могла вдоволь заняться шопингом вместе с мамой. Два месяца из этих трех ей повезло быть вместе с Кристофером Дином, который приехал к жене после окончания своих гастролей. Оказаться вместе всей большой семьей было для Изабель и Поля настоящим счастьем.
Поль и Изабель с Кристофером Дином. Начало 1990-х гг.
На вопрос, есть ли у них сожаления по поводу окончания их любительской карьеры и чем привлекает их, кроме гонораров, разумеется, жизнь профессионалов, Дюшене ответили так: «Ни малейших сожалений! Мы вновь обрели радость танцевать на льду без этого жуткого пресса. Мы провели последние годы в попытках создать что-то новое, все время лавируя между теми ограничениями, которые предусматривают правила. Публика была на нашей стороне, судьи – не всегда. Мы теперь сможем танцевать под песни, не ограничивая себя во времени, делать столько поддержек, сколько захотим, играть с освещением, танцевать укутанными по шею или просто в купальнике, если нам так захочется. Ничто не будет нас стеснять! Чисто в физическом плане жизнь профессионалов с одним спектаклем практически каждый день очень непроста, но мы не будем испытывать ужасного психологического пресса, как на соревнованиях».
Начало 1990-х гг.
А на вопрос, будет ли она в профессионалах выступать со своим мужем Кристофером Дином Изабель ответила так: «Об этом не может быть и речи! Чтобы сформировать пару фигуристов, нужно лет пятнадцать. Джейн и Крис вот уже восемь лет выступают в профессионалах, мы с Полем лишь дополняем их. Кажется, что я человек более решительный, но на льду мой брат преображается: он наполняет меня своей энергией. Но мы обязательно поставим какой-нибудь спектакль вчетвером – Крис, Джейн, Поль и я».
В "Холидей он Айс". 1993 год
Однако попытки Изабель и Кристофера построить прочный семейный очаг, к сожалению, не увенчались успехом: гастрольная жизнь до десяти месяцев в году сначала Кристофера, а потом, после перехода в профессионалы, и Изабель, не оставляла супругам достаточно времени для общения. Планы совместного турне двух знаменитых дуэтов, намеченного на осень 1993 г., не реализовались, поскольку Дин решил вместе со своей партнершей Джейн Торвилл вернуться в любительский спорт и выступить на ОИ 1994 г. в Лилехаммере. Недопонимание между Изабель и Кристофером достигло своего апогея, и в июне 1993 г. они поставили точку в своем браке. Так пожелание матери Изабель иметь шестеро внуков (сама фигуристка говорила, что ей хватит и двоих детей) осталось нереализованным.
В 1992 г. в издательстве Robert Laffont вышла книга «Isabelle et Paul Duchesnay. Notre Passion» (литературная запись Мартин Карре). На ее обложке фигуристы запечатлены в своей знаменитой поддержке на ЧМ 1991 г., которая стала их «визитной карточкой».
На протяжении своей профессиональной карьеры брат и сестра Дюшене в течение нескольких лет выступали и с прославленным коллективом «Холидей он Айс», и в туре Тома Коллинза по США. В 1994 г. они выступили в этом туре с номером на музыку 7-й симфонии Бетховена, продемонстрировав под эту мощную и захватывающую музыку атлетичное и одновременно очень креативное катание.
1994 год
Кроме того, они снялись в нескольких французских, канадских и совместных франко-канадских телепроектах, поставили свой ледовый спектакль «Дюшене на свободе» и организовали свое шоу на музыку Густава Хольца под названием «Планеты». Это шоу представляло собой грандиозный спектакль с бюджетом в 3 млн. $, в котором были задействованы не только фигуристы, но и пловцы-синхронисты, акробаты и танцоры (хореографом выступил Ларс Любовитц), а зрители молниеносно переносились со льда в воздух и с земли на воду. С этим шоу с октября 1994 по январь 1995 гг. Дюшене объехали более 50 городов Европы и в 1996 г. были номинированы на премию Gemini за лучший спектакль.
К сожалению, их успешная профессиональная карьера прервалась раньше, чем они планировали – в 1996 г. Поль получил серьезную травму, катаясь на роликовых коньках.
В 2001 г. брат и сестра Дюшене стали героями телефильма «Огонь и лед», поставленного канадским режиссером Ришаром Мартеном и рассказывающего об их жизни и пути в большом спорте.
В конце концов брат и сестра Дюшене вернулись в Канаду с мечтой открыть там свою школу фигурного катания. Изабель время от времени выступает в роли консультанта на телевидении и в Канаде, и во Франции, но в основном занимается своей семьей (у нее есть сын Поль, названный в честь дяди, родившийся в 2001 г.). Поль работает хореографом у некоторых фигуристов, судит соревнования на локальном уровне и вместе со своей матерью занимается реабилитацией раненых животных на средства созданного ею фонда.
Изабель и Поль выступают в защиту французского языка в Канаде. 2010 год
В феврале 2002 г. Дюшене все-таки осуществили свою давнюю мечту и открыли в городке Гатино, недалеко от Эйлмера, на улице Patrimoine, № 92 свой каток под названием «L’aréna-Paul-et-Isabelle-Duchesay». А еще они много внимания уделяют борьбе за сохранение французского языка в Канаде.
До Изабель и Поля Дюшене французские танцоры никогда не добивались столь высоких результатов. Их чувство современности, их страстное желание побеждать проторили дорогу к мировому пьедесталу следующим поколениям танцоров: Софи Моньотт – Паскалю Лаванши, Марине Анисиной – Гвендалю Пейзера, Изабель Делобель – Оливье Шёнфельдеру, Натали Пешали – Фабьену Бурза и, наконец, кудесникам льда последних лет Габриэлле Пападакис – Гийому Сизрону.
https://bestgif.su/_ph/26/2/231477857.gif
Танец 1988го года посмотрел впервые -- очень любопытно.
Программы-
гениальные. Сколько лет уже прошло, а смотрится все на одном дыхании. Кристофер Дин , конечно, не только выдающийся фигурист, но и выдающийся постановщик.
Продолжила новое для себя , подписалась на Ваш блог. Ещё раз спасибо.