Короткую программу выиграла Трусова или Хромых, но никак не Косторная. Алена дважды ошиблась, а судьи простили ей все
Если понадобится проиллюстрировать выражение «испанский стыд» одной картинкой – это будут протоколы женской короткой программы на этапе Кубка России в Казани. Там победила Алена Косторная.
К судейству в текущем сезоне накопилось много вопросов. Это и сумасшедшие баллы Щербаковой (82,13) за тяжелый прокат короткой в Сызрани, и практически загитовские олимпийские компоненты Валиевой в Москве, и поражение Туктамышевой с тройным акселем все той же Щербаковой с каскадом 3-2 в Сочи.
Казалось, точка кипения пройдена: Лиза репостнула слова болельщицы про нищенские баллы; Плющенко возмутился десятками для Камилы и раскритиковал арбитров, не заметивших ребро на лутце Усачевой; а Косторная и Щербакова не скрывали удивления в кисс-энд-крае, видя щедрые оценки.
В Казани судьи продолжили удивлять. Теоретически на победу в короткой претендовали Косторная, Трусова и Хромых – причем шансы последней были минимальны.
Майя – хорошая, но слишком нестабильная юниорка, а высокий рост, скорее всего, ставит крест на четком четверном сальхове, который она пробует на соревнованиях. По факту оказалось, что именно Хромых выдала единственный чистый прокат среди фаворитов, но все равно осталась третьей.
Трусова пробует тройной аксель – но пока проигрывает даже с ним
Первой из претенденток на лед выходила Трусова. Можно спорить об улучшениях в катании Саши – хотя вряд ли радикальные обновления за полгода после смены тренера в принципе возможны. Что точно изменилось, так это настрой: Трусова спокойно реагирует на ошибки и оценки и явно рада избавиться от ощущения третьего номера собственной группы.
В ее новой короткой – два вызова: непривычный лирический образ и тройной аксель. Мы привыкли видеть Сашу другой – воинственной (в «Игре престолов»), загадочной (в «Пятом элементе»), в крайнем случае – веселой (как в ее юниорской короткой под «Big Spender»).
Выбор романтичной «Аппассионаты» и соответствующего платья можно было бы назвать проколом в олимпийский год, но для коронавирусного сезона это оптимальный шаг, чтобы раскатать Трусову, вывести из зоны комфорта с абстрактными программами про прыжки и заставить слушать музыку – то есть сделать то, что у многих ее соперниц получается само собой.
Триксель Саша попробовала в короткой (неудачно), еще тренируясь в «Хрустальном», но сейчас она явно нацелена оставить прыжок в программе, несмотря на то, что обе попытки в этом сезоне были отминусованы. По словам самой Саши, на тренировках элемент всегда получается; на 6-минутных разминках тоже были удачные приземления – иными словами, риск того стоит. По крайней мере, до тех пор, пока женщинам в короткой не разрешат четверные.
Впрочем, как оказалось, даже тройной аксель ничего не гарантирует Трусовой.
Косторной отплюсовали ошибку на вращении и простили испорченный каскад
Алена Косторная провела насыщенные полгода: громко ушла из «Хрустального», дала резкое интервью о бывших тренерах («Если хочешь выяснить отношения, прямо настолько неймется, то лучше глаза в глаза встретиться и все высказать»), поставила амбициозную короткую под песню «Ты должен увидеть меня в короне». Спортивная сторона жизни Алены после контрольных прокатов оставалась в тени: на фоне регулярных постов про четверные Трусовой в инстаграме «Академии Плющенко» затянувшееся молчание про тройной аксель Косторной пугало.
Пугало не зря – в короткой Алена обошлась без главной фишки. И первым же элементом проиграла Трусовой: тройной аксель Саши с ошибкой на приземлении стоил на 1,5 балла дороже идеального двойного Косторной. В сольных прыжках преимущество осталось за Аленой: в то время как Трусова снова получила отметку о неясном ребре на флипе (справедливости ради, и выезд с него вышел довольно тяжелым), Косторная чисто прыгнула лутц.
Проблемы у Алены начались дальше: сначала она с трудом удержалась на выезде с тройного тулупа в каскаде с флипом, а сразу после этого долго не могла зафиксироваться в бильмане. Судьи простили Косторной обе ошибки: вращение получило четвертый уровень и положительные надбавки, а за грязный каскад 3 арбитра из 7 поставили +2 (совпадение или нет, но в обоих случаях отметились одни и те же члены бригады).
Еще одна странность в протоколе Алены вскрывается при его сравнении с баллами Щербаковой в Сочи.
Весь прошлой сезон Косторная стабильно (и абсолютно заслуженно) выигрывала компоненты у Анны – как в очных встречах, так и при сопоставлении оценок с разных стартов. В этом году судьи заняли другую позицию: Косторная уступила столь же неидеальному прокату Щербаковой 1,4 балла, проиграв даже в скольжении, которое никогда не было сильной стороной Ани, зато всегда выделяло Алену.
Вопросы тут, впрочем, вызывают не компоненты Косторной (они не отличаются от ее баллов с чемпионата Европы: да, дома вторую оценку обычно ставят выше, но в Граце прокат был чище, а программа удачнее). Удивляют скорее баллы Щербаковой, и о каких-либо преференциях можно говорить после их встречи на этапе Гран-при через две недели.
В кисс-энд-крае Алена сначала смеялась над ошибкой в заклоне, потом улыбалась шутке Плющенко, а, увидев оценки, откровенно удивилась. Сам Евгений выглядел задумчивым и, возможно, прокручивал в памяти Олимпиаду в Ванкувере, когда с четверным прыжком проиграл более скромному набору Эвана Лайсачека.
Хромых откаталась чище всех, но все равно уступила соперницам
Протокол Майи Хромых на фоне других фигуристок сияет идеальной чистотой: ни одного недокрута, ни одной пометки о неверном ребре или GOE ниже единицы.
Технический набор у нее идентичен тому, что катала Алена, а качество исполнения было выше. Справедливо говорить о разнице в классе фигуристок в пользу Косторной, но как минимум в качестве постановок ее нет: амбициозная короткая Алены не прозвучала, в то время как блюзовая программа Хромых ей реально идет.
Пожалуй, для победы Майе не хватило авторитета: даже в своей группе она минимум четвертая после Валиевой, Щербаковой и Усачевой (выносим за скобки Медведеву и Загитову, которые пока не соревнуются). Хромых, говоря откровенно, практически не имеет олимпийских перспектив в условиях жесткой конкуренции внутри сборной – хотя легко выигрывала бы национальные чемпионаты любой другой европейской страны.
Аргумент про авторитет рассыпается при сравнении протоколов мужчин, катавшихся в тот же день.
В них Роман Савосин (крайне нестабильный парень из группы Алексея Четверухина) опередил Макара Игнатова (призера прошлогоднего этапа Гран-при, тренирующегося в одной группе с Алиевым). Оба прыгнули по два четверных, но Макар упал с тройного акселя и умудрился получить штраф за нарушение хронометража. При желании судьи легко могли поставить Игнатова выше – просто за имя. Но не стали: слишком хорош был прокат Савосина, который на кураже от чистых прыжков изумительно провел остаток короткой.
***
Александр Жулин согласился с победой Алены: «Да, были ошибки и в каскаде, и во вращении, но сказался класс ее катания. Не забывайте, что это действующая чемпионка Европы. Естественно, у нее вторая оценка априори выше».
В этот же день в Казани выступала чемпионка Европы-2019 Софья Самодурова. Но, кажется, на нее за давностью титула преференции не распространяются: едва ли не самая интересная короткая программа дня осталась незамеченной судьями, а один из арбитров, поддержавших Косторную, и вовсе поставил Самодуровой в компонентах юниорские семерки.
Можно сказать, что Алене дали аванс за хорошую зачетку. Вопрос в том, не слишком ли дорого такие авансы обходятся для мотивации других фигуристок.
Кубок России по фигурному катанию
4-й этап
Казань
Короткая программа
1. Алена Косторная – 78,152. Александра Трусова – 77,423. Майя Хромых – 76,894. Софья Самодурова – 67,165. Елизавета Нугуманова – 64,396. Станислава Константинова – 62,60
Еще больше про фигурное катание – в телеграм-канале автора
Фото: РИА Новости/Александр Вильф
Опубликовал Лина Лоцик
Источник — «Советский спорт»