«Меня вдохновляет мой тренер». Первая победа Медведевой на ЧМ, когда Тарасова назвала ее великой
В спортивной жизни Жени Медведевой все сложно: срыв на контрольных прокатах, громкое возвращение к Этери Тутберидзе, обострившиеся проблемы со спиной и два снятия с этапов Кубка России.
Александр Жулин, когда-то ставивший ей программы, намекает: следующим шагом может стать завершение карьеры – по его словам, что-то решат после национального чемпионата (декабрь).
Осенью 2015-го история Медведевой только начиналась – и куда оптимистичнее: победой на Ondrej Nepela Trophy она открыла первый сезон среди взрослых – тот, что закончился золотом ЧМ и новым мировым рекордом в произвольной.
Короткая программа от Жулина постоянно подводила Медведеву, на ЧМ тоже случилась ошибка
Это в 2020-м Жулин дает спорное интервью, где ключевая мысль: Медведева снимается с соревнований, чтобы не позориться – пять лет назад их отношения были более теплыми.
Именно Александру доверили короткую программу для взрослого дебюта Евгении – выбор не случаен: именно с постановками от Жулина Медведева выиграла ЮЧМ. В 2015-м остановились на лиричных «Мелодиях белой ночи» Шварца.
Фишкой программы сделали необычную (по тем временам) расстановку элементов: все прыжки сместились во вторую половину, что давало 10% надбавки к стоимости. Единственной фигуристкой с таким риском на ЧМ-2016 в Бостоне оказалась Медведева. Впрочем, для нее это необходимость: требовалось отыгрывать отставание из-за того, что вместо более дорогого лутца у нее стоял надежный риттбергер.
Как ни странно, именно в короткой по ходу сезона постоянно возникали проблемы. На ЧЕ Женя сильно оступилась при выезде с двойного акселя, на Гран-при в Москве и вовсе упала с флипа – пришлось перекраивать программу на ходу.
На ЧМ флип тоже подвел: из-за неудачного выезда Медведева не прицепила к нему тулуп и сделала каскад с риттбергером. Справедливости ради, хедлайнером турнира была вовсе не вчерашняя юниорка из России. Американская публика рассчитывала на золото Грейси Голд – талантливой, но очень нестабильной фигуристки, чья говорящая фамилия в какой-то момент стала проклятием. Голд тогда было 20 – столько, сколько сейчас Медведевой; и тогда этот возраст еще не казался приговором в женском катании.
В короткой программе все шло по плану: Грейси опередила Женю почти на 3 балла. Отрыв сделан во многом благодаря компонентам, хотя у Медведевой они бурно росли по сезону: от 27,36 на первом старте до 33,83 на ЧМ. Для сравнения – столько получила Ю-На Ким за короткую программу на золотой Олимпиаде в Ванкувере.
Чемпионкой мира Медведеву сделала произвольная – та самая, от которой отказалась Липницкая
Если Женю промежуточное третье место подстегнуло, то на Грейси повышенные ожидания публики всегда действовали губительно. В произвольной Голд каталась предпоследней и уже знала оценки Медведевой. Двукратной чемпионке США нужно было на 10 баллов улучшить личный рекорд: то, что этого не произойдет, стало понятно на первой минуте, когда Грейси упала с каскада.
Первая взрослая произвольная Медведевой оказалась настолько удачной, что эти наработки использовали еще два сезона, вплоть до Олимпиады-2018. Надежная расстановка элементов (из года в год совпадал не только контент, но даже место дорожки шагов в программах); драматичная музыка и сложное либретто – именно на Медведевой оттачивали те приемы, которые позже станут фирменным почерком «Хрустального».
Постановку про нелегкую историю слабослышащих людей впервые предлагали еще Юлии Липницкой, но против выступала ее мама.
Автора идеи Илью Авербуха, судя по тону его высказываний, отказ задел: «Да, та программа, которую я делал для Юлии в олимпийском сезоне, прогремела в Сочи так, что Юлю многие запомнят и будут ассоциировать именно с ней, но с творческой точки зрения для меня работа с Женей была гораздо интереснее. Мы чувствовали друг друга настолько в унисон, что я, наверное, впервые на 100% рад тому, что у меня получилось воплотить».
Возможно, маму Липницкой смущал подтекст: идея программы неизбежно ассоциировалась с Дианой Дэвис, дочерью Этери Тутберидзе. У девочки сенсоневральная тугоухость: это не мешает ей чувствовать ритм и кататься, но делает трудным даже такие простые вещи, как просмотр фильмов.
Медведева программу приняла. Ее прокат на ЧМ-2016 вышел максимально уверенным; Джонни Вейр назвал Женю богиней, Тарасова – великой спортсменкой, попутно отметив: «У нее немножко есть ошибка на лутце – ребро, но ей не ставят, и слава богу, что не ставят».
Впрочем, претензий к лутцу у судей не возникало весь сезон: отметка о неправильном ребре исчезла из протоколов сразу после победы Жени на юниорском ЧМ.
Мощный прогресс случился и в компонентах: +14 к первому старту сезона. Правда, качество прокатов тоже отличалось: если на дебютном взрослом турнире Женя споткнулась на дорожке и упала с захода на флип, то в США зрители аплодировали ей стоя.
В Бостоне Медведевой удалось побить мировой рекорд Ю-На Ким, который держался с Олимпиады-2010. Отрыв символический – 0,04 – но он был признаком того, что в женском одиночном начинается новая эпоха. Эпоха не конкретной Жени из Москвы, а вообще нового подхода к женскому катанию, в котором фигура тренера постепенно становится важнее личностей учениц.
После победы декламировала стихи на японском, шутила на награждении и благодарила Тутберидзе
На ЧМ-2016 Женя отметилась не только на льду, но и в микст-зоне. После интервью неожиданно спросила журналистов: «Скажите, вы японское телевидение? Хотите, я сделаю так, что японская публика будет визжать?» Декламация отрывка из саундтрека к «Сейлор Мун» (и последующий показательный в образе главной героини) явно увеличили популярность Жени в Японии: ее несколько раз приглашали на местное телевидение, организовали встречу с автором аниме, а на лето 2020-го планировалось ледовое шоу про Сейлор.
На награждении Медведева шутливо обыграла с Аней Погорилой движение из ее произвольной, а главную благодарность за медаль адресовала Тутберидзе: «Меня вдохновляет мой тренер, который стоит сейчас слева от меня. Я думаю, она сейчас этого не слышит, но я очень признательна Этери Георгиевне за то, что она дала мне понятие имиджа, понятие собственного достоинства и, собственно, манеры катания».
Уже через месяц после ЧМ Женя начала рассуждать об усложнении программ. Тема четверных – тогда абсолютно не очевидная для женского катания – несколько раз поднималась по ходу сезона: после американского этапа Гран-при Медведева впервые заявила о планах на четверной сальхов, после ЧЕ осторожно предположила, что попробует его в конце сезона.
Четверной сальхов не случился ни в конце 2016-го, ни когда-либо позже. Медведева и Тутберидзе пошли другим путем: в следующем сезоне Женя накатала привычный контент до такого автоматизма, что уже не позволяла себе глупых ошибок. На чемпионате России она посмеивалась над судьями легким нарушением правил – лишним прыжком в каскаде; на тренировках безошибочно штамповала десятки тройных.
Тот предполимпийский сезон был единственным шансом Медведевой усложниться. Уже на следующий год ее настигла первая серьезная травма – стрессовый перелом ноги, впоследствии стало известно о проблемах со спиной. Очевидно, сейчас речь идет уже не о четверном сальхове – а просто о том, чтобы вернуться на лед без обезболивающих уколов.
И, возможно, эта победа над собой будет для Жени даже важнее золота в Бостоне.
Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора
Фото: AP/East News; РИА Новости/Александр Вильф, Владимир Песня; Gettyimages.ru/Maddie Meyer
А, это же Медведева..
Кидалово болельщиков, как оно есть.
Лучше бы подумали, почему после тренировок в Канаде, трех месяцев в Японии и тренировок в ЦСК она в таком разобранном состоянии?
К чему вообще эта статья сейчас на главной висит?
Вы напишите лучше о том, что сейчас у медведевой происходит. И фоточку сегодняшнюю запилите, на которой видно, куда приводят спесь, гордыня и мания величия.
Спортс, такой спортс.