26 мин.

«Джентльмены предпочитают...»

Несомненно, самая впечатляющая эволюция костюмов для фигурного катания произошла в мужском одиночном разряде. В течение многих десятилетий, в том числе и в те годы, когда я начала смотреть фигурное катание - в середине 1960-х годов, - мужчины-одиночники выступали в так называемых полуфраках. Эти костюмы представляли собой разновидность комбинезона, где брюки, ширина которых колебалась в зависимости от общих веяний моды, были соединены в единое целое с верхней частью – своеобразным «пиджаком». Она была, как правило, однобортной, с застежкой, заканчивающейся чуть выше линии талии, и лацканами – либо прямоугольного, либо шалевидного фасона. Иногда слева имелся прорезной карман с листочкой. Под полуфрак фигуристы надевали белую (либо очень светлую) рубашку с галстуком. Галстук мог быть различной формы, чаще – традиционной, иногда с зажимом, либо представлять собой один из вариантов галстука-бабочки.

Различались между собой костюмы одиночников преимущественно по цвету. Но в эпоху поголовного господствования черно-белых телевизоров заметить существенную разницу между ними (а они были преимущественно темных тонов) было практически невозможно. Разве что иногда комментаторы Сергей Кононыхин или Георгий Саркисьянц мельком упомянут в своем репортаже о том, в костюме какого именно цвета катается тот или иной фигурист.

В 1965 году началась череда побед на ЧЕ (годом позже он откроет такую же победную серию и на ЧМ) австрийца Эммериха Данцера. Современники называли его эталоном элегантности. Действительно, Данцер отличался необыкновенной мягкостью движений при внешней сдержанности и точности – каждый музыкальный акцент его программы попадал точно в цель. Он великолепно владел всеми на тот момент сложными прыжками, а изящная работа ног позволяла ему достигать законченности во всех комбинациях. В своих программах он предпочитал танцевальную музыку и умел создать у зрителей впечатление, что все эти танцевальные пассажи даются ему легко, словно играючи.

данцер

Эммерих Данцер. ЧМ 1967 года

На соревнованиях Эммерих неизменно выступал в костюме, как правило, темных тонов и всегда – в галстуке-бабочке. Так в сезонах 1966 и 1967 годов его полуфрак был темно-синего цвета, двубортный, с четырьмя черными пуговицами и лацканами шалевидной формы, отделанными черным бархатом. Белая рубашка была дополнена черным галстуком-бабочкой. Пожалуй, это был самый выразительный по фасону костюм Данцера.

Данцер считался основным фаворитом ОИ 1968 года, но стал в результате автором самой большой сенсации тех Игр в фигурном катании, не только проиграв борьбу за «золото» своему земляку и основному конкуренту на протяжении трех сезонов Вольфгангу Шварцу, но и вовсе оказавшись у подножия пьедестала – на 4-м месте. Данцер, что было ему совершенно не свойственно, вдруг значительно хуже обычного исполнил "школу", и ему уже не смогла помочь отменно исполненная произвольная программа, в которой он опередил всех своих соперников.

Произвольная программа Эммериха Данцера на ОИ 1968 года

В показательных выступлениях Эммерих мог позволить себе расслабиться - надеть узкие черные брюки по моде тех лет и свободную рубашку из блестящей ткани на широком притачном поясе, имитирующем кушак, с широкими рукавами на манжетах. Этот костюм хорошо подходил к непринужденной и праздничной атмосфере показательных выступлений.

данцер

Эммерих Данцер во время показательных выступлений. Вторая половина 1960-х гг.

На ЧМ в Женеве он вновь завоевал «золото», но Вольфганг Шварц к тому времени уже заключил выгодный контракт с профессиональным ревю и в ЧМ не участвовал. Тот ЧМ стал последним и в любительской карьере Данцера – по его окончании он также ушел в профессионалы.

Вольфганг Шварц, который впервые попытался всерьез посягнуть на лидерство Данцера на ЧМ 1967 года, проходящем в том году в Вене, на домашнем льду катался в однобортном синем полуфраке  с лацканами прямоугольной формы, под который была надета белая рубашка с темно-красным галстуком-бабочкой, несущем на себе основной эстетический акцент. В том же костюме он выступал, впрочем, и годом ранее, и также был вторым вслед за Данцером и на ЧЕ, и на ЧМ, но тогда еще его «серебро» было первым в его карьере и расценивалось и им самим, и его поклонниками как большой успех.

шварц

Вольфганг Шварц. ЧМ 1967 года

В Гренобле, где он одержал свою хоть и единственную, но зато главную победу над «заклятым другом Эмми» (они и тренировались у одного тренера – Герты Вехтлер), Шварц выступал в темно-сером полуфраке из блестящей ткани, с прямоугольными лацканами и застежкой на молнии, доходящей почти до линии талии. Под ним у Вольфганга была надета белая водолазка – в то время он был одним из первых, кто предпочел ее традиционной рубашке с галстуком. Благодаря этому облик фигуриста в целом выглядел если и не революционно, то во всяком случае, более современно. Что же касается самого его выступления, то прокатался Вольфганг практически безошибочно, но – излишне старательно, расчетливо, ему не хватило того «чуть-чуть», о котором художник Карл Брюллов говорил, что это самое важное в искусстве. Однако запаса баллов, полученного за фигуры «школы», Шварцу хватило для победы.

Произвольная программа Вольфганга Шварца на ОИ 1968 года

На показательных выступлениях в Гренобле этот фигурист катался в темно-синем комбинезоне без рукавов с вырезом под горло и легкой красной рубашке. Талия была подчеркнута узким поясом в цвет комбинезона, а на левой стороне груди красовалась эмблема с флагом Австрии.

шварц

Вольфганг Шварц во время показательных выступлений. ОИ 1968 года

Приведу здесь слова об этом фигуристе моей хорошей подруги Ольги Алтуховой, которые, на мой взгляд, хорошо объясняют причины его зрительского успеха. «Вольфганг Шварц был очень силен технически, одним из первых начал прыгать тройные. В произвольных программах был он академичен, даже чуть суховат (но при этом аристократизм в нем был, недаром его называли в прессе "белокурый принц"). А в показательных номерах появлялась у него самоирония, он как будто смеялся над своей академичностью. Выбирал популярные в то время песенки и лихо танцевал под них - иногда на зубцах коньков, как на полу - а затем делал (как будто шутя, как будто невзначай) высоченный филигранный прыжок и наивно-удивленно (в меру, без кокетства) смотрел на зрителей: это я сделал? Вольфганг Шварц был удивительно обаятельным фигуристом, его очень любили зрители, и на показательных он часто становился "рекордсменом" в количестве вызовов на "бис"». 

Первым фигуристом, отказавшимся от традиционного полуфрака при исполнении произвольной программы, был американский фигурист Джон Миша Петкевич. На ЧМ 1970 года он осмелился выйти на лед в черном комбинезоне на молнии без рукавов, в белой рубашке и черном галстуке в крупный белый горошек.

Произвольная программа Джона Миши Петкевича на ЧМ 1970 года

Примерно в таком же костюме он выступал и на ЧМ 1971 года. А вот на ОИ 1972 года Петкевич вернулся к полуфраку и рубашке с галстуком-бабочкой. Может быть, потому что осознавал особую торжественность момента, которой классический полуфрак отвечал как нельзя лучше?

петкевич

Джон Миша Петкевич. ОИ 1972 года

Но на ЧМ 1972 года он вновь вышел в комбинезоне, на сей раз коричневого цвета, в розовой рубашке с разновидностью галстука-бабочки. Мне кажется, что Джон Миша не случайно предпочитал полуфраку комбинезон с рубашкой или водолазкой: его стиль – мощный, размашистый, с высоченными пролетными прыжками (в этом аспекте с ним мог соперничать только наш Юрий Овчинников) требовал более свободного облачения. Словно ему было тесно в полуфраке, а комбинезон давал ему ощущение большей свободы на льду и смотрелся в этих обстоятельствах более логично.

Произвольная программа Джона Миши Петкевича на ЧМ 1972 года

Олимпийский чемпион 1972 года Ондрей Непела из Чехословакии был приверженцем классического стиля и в своем катании, и в костюмах для выступлений, в особенности для произвольного катания. А вот в показательных выступлениях он мог выйти на лед в костюме более непринужденного характера, например, в черных брюках и черной же водолазке, поверх которой была надета укороченная рубашка из золотистой ткани с широкими рукавами на манжете, завязанная узлом на груди. Этот костюм, в котором он выступал после первой своей победы на ЧЕ в 1969 году, по своему стилю хорошо отвечал настроению популярных современных мелодий, на которые были поставлены показательные танцы Ондрея.

ондра

Ондрей Непела. 1969 год

В 1970 и 1971 годах на соревнованиях Непела в произвольной программе катался в одном и том же костюме – коричневом полуфраке с застежкой на молнию спереди, у которого верхняя часть воротника и обшлага рукавов были отделаны черным бархатом, а лацканы воротника были близки по форме к покрою апаш. Разница была в рубашках – в 1970 году Ондрей выступал в белой рубашке с  черным галстуком-бабочкой, а в 1971 году ее сменила белая водолазка. На левом рукаве располагалась эмблема с гербом Чехословакии.

ондра

Ондрей Непела. ЧЕ 1970 года

На ЧМ 1972 года Непела впервые вышел на лед в произвольной программе не в привычном полуфраке, а в темном комбинезоне без рукавов на молнии (цветного фото у меня, к сожалению, нет), с глубоким V-образным вырезом и эмблемой с гербом Чехословакии на груди слева. Под комбинезон была надета белая рубашка без галстука.

ондра

Ондрей Непела и Сергей Четверухин. ЧМ 1972 года

Во время показательных выступлений с этим же комбинезоном со снятой эмблемой (видимо, чтобы подчеркнуть неофициальность момента) Ондрей надевал белую рубашку со стилизованным рисунком пальм и птиц. Его показательный танец был поставлен на очень популярную тогда мелодию Popcorn, и эта рубашка как-то очень вязалась с заводным характером мелодии и затейливой вязью движений Ондрея, его дорожками и прыжками в шпагат.

ондра

Ондрей Непела. 1972 год

В своем последнем сезоне в любительском спорте в 1973 году Непела выступал в коричневом комбинезоне без рукавов на молнии (похоже, что этому цвету он отдавал предпочтение, поскольку большинство его костюмов в разные годы выступлений были именно коричневыми), с глубоким  закругленным вырезом, с эмблемой Чехословакии на груди слева и в желтой рубашке из блестящего материала, похожего на атлас. В выборе музыки для произвольной программы он себе не изменял – катался под классические мелодии, с которыми прекрасно гармонировал графически четкий рисунок его движений, и костюм – в меру строгий, но далекий от академизма - служил удачным обрамлением программы.

Произвольная программа Ондрея Непелы на ЧМ 1973 года

Основную конкуренцию Ондрею Непеле на протяжении трех лет (1971-1973) составлял наш фигурист Сергей Четверухин. Он был не только силен технически, но и отличался какой-то особой статью, законченностью каждого жеста, почти балетной чистотой линий и элегантными манерами.

Произвольная программа Сергея Четверухина на ЧМ 1973 года

В первые годы своей международной карьеры (1965-1968) Сергей неизменно выступал в полуфраке и белой рубашке либо с традиционным галстуком, либо с галстуком-бабочкой. А вот начиная с 1969 года рубашка в его спортивном гардеробе уступила место водолазке, и больше он этому облику на соревнованиях никогда не изменял. Например, в сезонах 1971-1973 годов в произвольном катании он выступал в синем полуфраке с воротником-стойкой и застежкой на молнию, дополненном белой водолазкой.

сергей

Сергей Четверухин. 1971 год

Очень интересный костюм был у Сергея для короткой программы 1973 года. Она исполнялась на испанские мелодии, и костюм для нее был создан в соответствующем стиле: черные бархатные брюки с высоким поясом, отделанные лампасами из витого шнура, скорее всего золотого или серебряного цвета (цветных фото Четверухина в этом костюме у меня нет), черная шелковая рубашка с широкими рукавами на манжете и сверху – черная бархатная жилетка-болеро, также отделанная шнуром. Сергей в образе испанского идальго был просто неотразим!

сергей

Сергей Четверухин. 1973 год

А на показательных выступлениях, где он предпочитал танцы под легкую инструментальную музыку, Сергей любил кататься в темно-синем комбинезоне на молнии без рукавов с глубоким V-образным вырезом и в голубой набивной рубашке с геометрическим рисунком, которую он время от времени дополнял повязанным на шею шелковым платком оранжевого цвета.

сергей

Сергей Четверухин во время показательных выступлений. 1973 год

Четверухин был поистине харизматической личностью: «Стоит ему появиться на катке — такому яркому и эффектному, с роскошной шевелюрой, с каким-то пышным оранжевым бантом на шее, и девчонки на трибунах криком кричат от восторга. Но за всем этим — железный характер, жизнь, расписанная по секундам» - писал о нем известный спортивный журналист Станислав Токарев.

Произвольная программа Юрия Овчинникова на ЧМ 1973 года

Еще один замечательный советский фигурист 1970-х, хотя и не добившийся высших титулов (он был чемпионом СССР 1975 года и бронзовым призером ЧЕ в том же сезоне), но владевший сердцами миллионов зрителей – Юрий Овчинников. У тех, кому довелось видеть его на льду, образ Овчинникова ассоциируется прежде всего со свободным костюмом, в котором он исполнял короткую программу и иногда катался в показательных – синим комбинезоном и белой рубашкой с расстегнутым воротом, на которой чередовались широкие и узкие синие полосы. Этот костюм на редкость удачно гармонировал со стилем Юрия, воплощавшего истинно мужское катание с высоченными прыжками и стремительными дорожками, сложной современной хореографией, в нем он отменно смотрелся на фоне белого льда.

юрий

Юрий Овчинников. 1973 год

Стоило Овчинникову во время показательных выступлений нахлобучить на голову красную кепку с огромным козырьком – и он преображался в уморительного ухажера с городских окраин в озорном танце «Марусечка». Жаль, что танцевал его Овчинников крайне редко. Но мне повезло увидеть его на показательных выступлениях ленинградских фигуристов в «Юбилейном» в августе 1974 года. Незабываемые впечатления!

юрий

Юрий Овчинников исполняет "Марусечку". 1974 год

Интересный костюм был у Юрия в сезоне 1975 года – цельный комбинезон темно-синего цвета, с довольно сильно расклешенными, по моде того времени, брюками, с глухим воротом и двухцветной вставкой на груди из светло-голубой и темно-голубой ткани в форме двух расходящихся от середины половинок дуги.

юрий

Юрий Овчинников. 1975 год

Сергей Волков, ставший в 1975 году первым советским чемпионом мира, свой путь к этой победе начал еще с предыдущего сезона, когда завоевал серебряные медали на ЧЕ и ЧМ. У него в 1974 году был запоминающийся костюм, состоящий из черного комбинезона и черной кружевной рубашки с воротником апаш и широкими рукавами на манжете. Очень эффектно смотрелся блондин Волков в этой рубашке на фоне белого льда, в особенности, когда проезжал в кораблике, который у Сергея выглядел как-то по-особому раздольно.

волков

Сергей Волков. 1974 год

Интересный костюм был у него и в произвольной программе на ОИ 1976 года. Сергей катался тогда под народные мелодии – русские, молдавские и т.п., и костюм отражал фольклорные мотивы. Он представлял собой комбинезон черного цвета с брюками-клеш, верхняя часть которого, украшенная красной тесьмой, имитировала жилетку-фигаро, и по обе стороны от завершения выреза располагались стилизованные цветы, сделанные из той же красной тесьмы. Надетая под комбинезон белая рубашка с воротником апаш также была отделана по воротнику и манжетам красной тесьмой. Костюм этот можно назвать удачным примером для программ на подобную тему: с одной стороны, он был необычным, сразу привлекающим внимание зрителей, но при этом не был перегружен деталями – только давал намек на народный костюм. Очень жаль, что произвольная программа не удалась Сергею в полной мере, он ведь шел вторым после исполнения фигур «школы» и короткой программы, но в итоге остался лишь 5-м.

Произвольная программа Сергея Волкова на ОИ 1976 года

Много примечательных костюмов было у Владимира Ковалева, ставшего в 1975 году первым советским чемпионом Европы, а в 1977 и 1979 годах добавившим к этому званию золотые медали чемпиона мира.

Произвольная программа Владимира Ковалева на ЧЕ 1978 года

Пожалуй, самые первые мои воспоминания о нем - черные брюки и блестящая «серебряная» рубаха, узлом завязанная на груди и надетая прямо на голое тело. В таком виде он выходил на показательные выступления году в 1972-м и потом, уже после того, как пропустил сезон 1973 года в связи с дисквалификацией. Танцевал Владимир в этом виде свой танец «Смуглянка», очень любимый зрителями, и представал в нем таким лихим парнем, которому сам черт не брат.

володя

Владимир Ковалев. 1972 год

Примером достаточно удачной стилизации под испанский костюм можно, на мой взгляд, считать одеяние Ковалева для короткой программы в сезоне 1976 года. Он катался в черном комбинезоне, широко расклешенные брюки были отделаны лампасами из декоративной отделочной тесьмы, доходящей до верхней линии бедер. Верхняя часть комбинезона красного цвета, обшитая по краям той же тесьмой, что и на брюках, имитировала жилетку-болеро, а под нее надевалась (на разных соревнованиях по-разному) красная, в цвет болеро, либо черная, в цвет комбинезона, рубашка с проложенной вдоль рукава такой же тесьмой, как на жилетке. Владимир в том сезоне катался под музыку Бизе из оперы «Кармен», так что костюм вполне отражал содержание мелодии и логично смотрелся в контексте программы.

володя

Владимир Ковалев. 1976 год

Из зарубежных фигуристов того времени самые, пожалуй, заметные костюмы были у канадца Толлера Крэнстона. Он был явлением во всем – в своем художественном видении мира вообще и фигурного катания в частности, в выборе музыкального сопровождения, в хореографическом оформлении своих программ и, конечно, в костюмах. Художник по профессии и по призванию, он своим катанием вызывал горячие споры о том, кто он больше – фигурист, взявший в руки кисть, или художник, надевший коньки? Толлер, однако, умел соединять воедино две эти ипостаси и добиваться успехов в каждой из них.

 Правда, в спорте ему не удалось добиться высших титулов – самым большим его достижением стала бронзовая медаль ОИ 1976 года, однако он, несомненно, был первым из одиночников, кто заставил и зрителей, и специалистов посмотреть на мужское фигурное катание под другим углом. Нельзя сказать, что он продвинул его вперед в отношении прыжков (в его арсенале были риттбергер, сальхов и тулуп – обычный в то время набор одиночника экстра-класса), но в отношении спиралей, дорожек и вращений, а в особенности хореографического наполнения программ, Крэнстон совершил настоящую революцию. Без тех, немыслимых ранее позиций во вращениях, которые он принимал, и самого качества этих вращений, поднявшего этот элемент на новый уровень, были бы невозможны сегодняшние феерические вращения как у мужчин, так и у женщин. И в отношении костюмов он также был «впереди планеты всей».

толлер

Толлер Крэнстон. 1973 год

Помню, какой фурор произвело на показательных выступлениях после ЧМ 1973 года появление Толлера, вышедшего на лед в черном комбинезоне с глубоким закругленным вырезом и в яркой рубашке красно-желтых тонов с крупным абстрактным рисунком. Он смотрелся на льду как какой-то экзотический цветок. А его танец, поставленный на русские мелодии, заставил трибуны реветь от восторга.

Показательный танец Толлера Крэнстона на ЧМ 1973 года

В декабре 1974 года Крэнстон приезжал к нам в Москву. Он не участвовал в турнире на призы газеты Les Nouvelles de Moscou, но выступил в показательных выступлениях со своим знаменитым номером Паяцы на музыку из одноименной оперы Леонкавалло. В тот день Толлер катался в темно-коричневом комбинезоне со слегка расширенными рукавами, собранными на манжету, и глубоким V-образным вырезом, полочки комбинезона по обе стороны от выреза были расшиты крупными стразами.

толлер

Толлер Крэнстон. 1975 год

Никакой рубашки под комбинезоном не предполагалось, и это, мне кажется, было не случайно: танец средствами фигурного катания рассказывал трагическую историю поруганной любви («Смейся, паяц, над разбитой любовью!»); вся хореография программы с изломанными линиями, с жестами, передающими всю гамму чувств, вызывала у зрителей невероятные эмоции сопереживания, и казалось, что боль, которой было полно сердце Канио, чей образ на льду воплощал Крэнстон, выходит наружу прямо через этот огромный вырез – как через разрез в теле, из которого сочится кровь. Это было очень смело, но это было находкой.

Документальный фильм о Крэнстоне, где есть несколько его танцев. 1975 год

Еще одним фигуристом, указавшим мужскому одиночному катанию новые пути развития, был англичанин Джон Карри. Его легко можно было бы представить на балетной сцене – настолько безупречны были его линии, благородна осанка, великолепна растяжка, и удивительным было его проникновение в музыку.

Пожалуй, первым впечатляющим его выступлением, которое осталось у меня в памяти, было его исполнение произвольной программы на ЧМ 1973 года. Вся она выглядела как искусный балетный номер, перенесенный на лед, хотя Джон и не катал ее под чисто балетную музыку. На это впечатление «играл» и костюм фигуриста, состоящий из черных брюк, черного жилета с V-образным вырезом, по стилю очень напоминающего колет балетных танцовщиков, и белоснежной рубашки с широкими рукавами на манжете, с воротником классического фасона, но, превосходящим по размеру привычные рубашечные воротники.

Произвольная программа Джона Карри на ЧМ 1973 года

На показательных выступлениях после того же ЧМ Джон исполнял экзотический «Индийский танец», продемонстрировав необычную пластику и завораживающую грацию, столь непривычную у представителей мужского одиночного катания. Созданию образа весьма способствовал костюм фигуриста, состоящий из черных брюк и просторной зеленой рубашки, украшенной коричневым орнаментом, в стиле традиционной индийской рубахи.

Показательный танец Джона Карри на ЧМ 1973 года

В сезоне 1976 года, когда он собрал «все золото мира», победив на ЧЕ, ЧМ и ОИ, Джон выступал с произвольной программой на музыку Минкуса из балета «Дон Кихот». Это было изумительное прочтение знаменитой музыки, поставленное точно на Карри, на его индивидуальность, и воплощение ее оказалось превосходным – победа англичанина была яркой и уверенной!

джон

Джон Карри. 1976 год

Эту программу Джон исполнял в очень простом костюме – облегающем темно-коричневом комбинезоне с тонким блестящим пояском на талии в цвет комбинезона и надетой под него рубашке кремового цвета со слегка расширенными рукавами на манжете и воротником апаш, заканчивающимся двумя тесемками, завязанными узлом. Однако в этой простоте и заключалась изюминка – костюм выглядел буквально «второй кожей» фигуриста и, не отвлекая на себя внимания, позволял зрителям насладиться каждым отточенным жестом, каждым на диво исполненным прыжком или вращением.

Произвольная программа Джона Карри на ОИ 1976 года

Еще один фигурист, который запомнился мне своими костюмами, был чемпион Европы 1982-83 годов Норберт Шрамм из ФРГ. Если, глядя на Джона Карри, у зрителей создавалось впечатление, что он сошел на лед с балетной сцены, то Норберт Шрамм, казалось, выскочил на него, даже не успев отдышаться, прямо с танцпола – настолько зажигательным и эксцентричным, не дающим зрителю ни малейшей передышки, было катание этого фигуриста!  Он любил современные мелодии, например, французского композитора Жана-Мишеля Жарра, и его программы изобиловали оригинальными элементами – уникальными вращениями, спиралями, где-то порой немного гротескными и всегда исполняющимися очень эмоционально. Созданию общей праздничной атмосферы на льду в немалой степени способствовали костюмы Шрамма – всегда яркие по цвету – как правило, различных оттенков синего или красного с броской отделкой.

Произвольная программа Норберта Шрамма на ЧЕ 1983 года

Так, на своем победном ЧЕ 1983 года Норберт выступал в красном комбинезоне с сильно расклешенными брюками, отделанном спереди и сзади серебряными диагональными полосами. И катание фигуриста, и его костюм слились в глазах зрителей в одну яркую феерию.

шрамм

Норберт Шрамм. 1983 год

Как одни из самых лучших за все те годы, что я смотрела фигурное катание, запомнились мне костюмы замечательного советского фигуриста Владимира Котина серебряного призера ЧЕ 1985-1988 годов, к сожалению, так и не поднявшегося на верхнюю ступень европейского или мирового пьедестала, чего он был по своему таланту, несомненно, достоин. Увы, его всегда подводила «школа»… Но зато произвольное катание и показательные танцы – это была его стихия! И многие из этих программ до сих пор у меня в памяти.

На ЧЕ 1983 года, где он в итоге оказался 5-м, Владимир выступал в эффектном черном костюме, представляющем из себя комбинезон с довольно глубоким круглым вырезом, отделанным витым руликом из чередующихся черных и серебряных полос.  Расширенные в верхней части рукава фасона реглан также были украшены серебряными полосами, и серебряные полосы спускались из-под рукавов вдоль линии туловища до самого края брюк, образуя своеобразные лампасы. Костюм этот служил превосходным обрамлением программы фигуриста, отличающегося своей изысканной хореографией, тонким проникновением в музыку и полной растворенностью в действии на льду. Так, как умел увлечь зрителей и вовлечь их в свою стихию Котин, мало кому удавалось и из более именитых фигуристов.

Произвольная программа Владимира Котина на ЧЕ 1983 года

Никогда не забуду у Владимира костюм для показательных выступлений по окончании матча сильнейших фигуристов СССР 1983 года, являющегося отборочным для ОИ в Сараево! Я присутствовала тогда и на соревнованиях, и на показательных выступлениях в «Юбилейном» и видела Котина совсем близко в этом костюме. Он состоял из двух частей – белоснежного комбинезона с глубоким вырезом, верх которого был украшен защипами, и надетой сверху него легкой блузы сливочного цвета без застежки с широкими рукавами. Талия фигуриста была перехвачена золотистым поясом, вносящим свою эффектную нотку в этот костюм. Сочетание двух оттенков белого – белоснежного и сливочного – создавало гармонию ослепительной красоты! И под стать этому костюму был танец Владимира на прекрасную мелодию французского музыканта Ришара Клейдермана (на английский манер его часто называют Ричардом Клайдерманом) A Comme Amour лучшей интерпретации этой мелодии я до сих пор не знаю.

котин

Владимир Котин. 1983 год

А нынешние джентльмены предпочитают… О, глаза разбегаются от того, что предпочитают нынешние джентльмены – мода за эти годы шагнула далеко вперед, появились новые материалы для создания костюмов, поражает воображение отделка… Все это так, но мне кажется, что в своих лучших образцах костюмы фигуристов прошлого могут на равных поспорить с нынешними образцами, а порой и дать им фору. Недаром ведь говорится, что новое – это хорошо забытье старое!