«Во всех ты, душенька, нарядах хороша!»
Подобно затейливому калейдоскопу, фигурное катание ярко и разнообразно: какой гранью ни поверни его – всегда можно найти и предмет для любования, и пищу для размышлений.
Никто, наверное, не станет отрицать, что важнейшей деталью имиджа фигуристов на льду являются костюмы. Спустя много лет после соревнований в памяти всплывают не только запавшие в душу прокаты, но и костюмы, в которых фигуристы исполняли полюбившиеся зрителям программы или показательные танцы. Тема эта, конечно, неисчерпаема, и истории эволюции костюма в фигурном катании можно было бы, наверное, посвятить не одно исследование, если отталкиваться от его истоков. Но я не ставлю перед собой столь грандиозной задачи, а просто постараюсь воскресить в памяти те костюмы спортсменов, выступающих в разных видах фигурного катания, которые произвели на меня в свое время наибольшее впечатление, и рассказать об этом.
Итак, начну с женского костюма и рассмотрю его для начала на примере одиночниц, выступавших в 1960-80-х гг. XX века – времени, когда фигурное катание вошло в мою жизнь и быстро заняло в ней свое особое место, став для меня ни с чем не сравнимым источником получения «удовольствия для глаз и для души».
Если охарактеризовать в общем моду 1960-70-х гг. в фигурном катании, то в сравнении с настоящим она была довольно аскетичной: фигуристки выступали в платьях непременно с длинными или в крайнем случае 3/4 рукавами (впервые в платье без рукавов и с более глубоким, чем обычно, вырезом вышла на лед в показательных выступлениях на ЧЕ 1970 года Габи Зейферт, и смотрелось это тогда почти революционно), с достаточно закрытым воротом (никаких вызывающих декольте во время соревнований!); юбка при этом могла быть в разной степени расклешенной или плиссированной, и если ткань была однотонной, то для украшения платья допускалась скромная вышивка, аппликация либо отделка по вороту и обшлагам рукавов кружевом, бисером или стеклярусом.
Гораздо реже фигуристки выступали в платьях из набивной ткани, и то чаще в показательных выступлениях.
Отдельно существовали костюмы для обязательной программы – фигуры «школы» исполнялись, как правило, в более строгом платье по сравнению с тем, которое предназначалось для произвольной программы.
Пегги Флеминг исполняет "школу" на ОИ 1968 года
Обязательная программа в исполнении Габриэле Зейферт. ОИ 1968 года
Пожалуй, единственным способом заставить «заиграть» платье для обязательной программы, как-то обратить на него внимание публики был выбор необычной ткани, например, бархата. Так, в платье из синего бархата с белым воротничком выступала в соревнованиях «школы» на ОИ 1968 года в Гренобле фигуристка из Чехословакии Хана Машкова.
Хана Машкова после исполнения одной из фигур "школы". ОИ 1968 года
Надо сказать, что в те времена специальные ателье по пошиву костюмов для фигурного катания существовали далеко не в том количестве, что ныне. В подборке журналов Skating (США) за 1960-е гг. мне попалась реклама лишь одного такого ателье.
В Москве при Госкомспорте существовал Дом моделей спортивной одежды, который обшивал членов сборной СССР. Но во всех странах, и в СССР в том числе, платья фигуристкам нередко шили знакомые портнихи, а то и матери или родственницы спортсменок, владеющие искусством кройки и шитья. Позже, в 1970-е гг., некоторые костюмы Ирины Родниной и Людмилы Пахомовой шились в мастерских Большого театра, а Татьяна Анатольевна Тарасова для работы над эскизами костюмов для своих учеников Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова, потом - Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина привлекала знаменитого модельера Вячеслава Зайцева, в мастерской которого шились и сами костюмы, нередко становящиеся сами по себе произведением искусства.
Типичным примером костюма «девушки 1960-х» могут служить платья трехкратной чемпионки мира (1966-1968 гг.) и олимпийской чемпионки Пегги Флеминг из США. Видимо, она любила розовый цвет, поскольку в розовых платьях похожего покроя, но с разной отделкой выступала на ЧМ в Давосе (1966), Вене (1967) и Женеве (1968).
Чемпионка мира Пегги Флеминг (США), серебряный призер Габи Зейферт (ГДР) и бронзовый призер Петра Бурка (Канада). ЧМ 1966 года
Пегги Флеминг. ЧМ 1967 года
Пегги Флеминг с тренером Карло Фасси. ЧМ 1968 года
Мало чем отличалось по фасону и ее платье, в котором она исполняла произвольную программу на олимпийском турнире в Гренобле – из ткани типа тонкого джерси нежно-зеленого оттенка, с деликатной отделкой стразами на стойке воротника и обшлагах рукавов. Оно прекрасно гармонировало с программой фигуристки, построенной на произведениях Чайковского, Верди, Сен-Санса и Россини и могущей служить образцом классической программы в фигурном катании. Пегги надела это платье на соревнования единственный раз в карьере, что, вероятно, говорит о том, что она осознавала исключительность этого момента и хотела подчеркнуть его уникальность и выбором костюма.
Пегги Флеминг. ОИ 1968 года
В одном из своих интервью Флеминг вспоминала, что это платье выбрала ей мать из нескольких, сшитых своими руками. Оказывается, Дорис Флеминг откуда-то узнала, что монахи расположенного неподалеку от Гренобля монастыря создали рецепт изготовления ликера Chartreuse, в состав которого входили травы местного региона. Дорис убедила себя, что особый оттенок зеленого цвета, напоминающий цвет ликера, настоянного на травах, будет вызывать в сердцах французских зрителей добрые чувства и заставит их поддерживать ее дочь во время выступления, что придаст ей сил и уверенности в себе (The Atlantic, 07.02.2018).
Произвольная программа Пегги Флеминг на ОИ 1968 года
(Хочу исправить неверную информацию диктора о первом тренере Пегги: им был вовсе не Марк Клэрезон, а Уильям Кипп, действительно погибший в авиакатастрофе Боинга 707 15 февраля 1961 года)
Платье это действительно оказалось в итоге счастливым для Пегги несмотря на то, что ей не удалось продемонстрировать в Гренобле «прокат жизни». Однако в двоеборье равных ей не оказалось.
У соперничающей с ней Габи Зейферт из ГДР мне в особенности запомнились костюмы для показательных выступлений. Едва ли не самым любимым зрителями танцем в ее исполнении был танец под песню «Nathalie» в исполнении французского певца Жильбера Беко – хит песенной моды того времени. Габи танцевала его в необычном костюме – сарафане в крупную сине-белую клетку, в вырезе которого виднелась белая блузка с короткими рукавами, на голове была повязана такая же клетчатая косыночка с выбивающейся из-под нее заплетенной косичкой, а края белых ботинок были отделаны узкими полосками той же ткани. Габи воплощала в этом танце русскую девушку Наташу (по-французски Натали), о которой пелось в песне. Полагаю, что возьмись за эту песню в подобном образе любая другая фигуристка, танец бы смотрелся чем-то вроде «развесистой клюквы» – до того наивны и иллюстративны были в нем некоторые движения.
Танец "Натали" в исполнении Габи Зейферт. 1967 год
Но даже если порой, полностью отдаваясь азарту выступления, Зейферт и выбивалась из музыки (мать одной из моих подруг как-то раз, наблюдая фигуристку в этом танце, с улыбкой комментировала: «Где музыка, и где – Габи?»), зрители были готовы простить обаятельной девушке любые огрехи и не жалели ладоней для аплодисментов. Ведь Габи была в этом танце такой милашкой и при этом удивительно органичной: вот так, казалось, и только так можно под эту песню танцевать, такие вот выделывать коленца и таким образом завоевывать сердца зрителей. Жаль, что не нашлось видео этого танца, так же, как и показательного танца на музыку песни "Вечерний звон", с которым Габи выступила в Ленинграде на ЧЕ.
Габи Зейферт на показательных выступлениях ЧЕ 1970 года
Третья фигуристка из славной троицы, трижды поднимавшаяся на пьедестал вместе с вышеназванными фигуристками (ЧМ 1967 и 1968 гг., ОИ 1968 г.) – Хана Машкова имела не только свой, отличный от катания основных соперниц стиль, гармонично сочетающий в себе мощь и высоту прыжков с музыкальностью и изяществом линий, но и свои предпочтения в костюмах для фигурного катания. Она любила платья из кружева, коих у нее за всю ее карьеру было четыре – белое, красное (в комбинации с прозрачной органзой), розовое и желтое.
Произвольная программа Ханы Машковой на ЧМ 1967 года
На ЧМ 1967 г. в Вене Хана предстала перед зрителями в новом облике, который у большинства ее поклонников и останется потом в памяти: к тому чемпионату ей сшили платье из белого кружева с белой же меховой отделкой у ворота, которое подчеркнуло ее стройную фигуру, красиво контрастируя с ее карими глазами и темно-каштановыми волосами. По этому платью она получила у своих чехословацких болельщиков ласковое прозвище «снеженка» (с ударением на первом слоге), что по-чешски означает подснежник. Это платье произвело должный эффект на публику, а сама Хана позже признавалась в одном из интервью, что именно в нем любит кататься больше всего.
Хана Машкова во время исполнения произвольной программы на ЧМ 1967 года
«Вспомните, например, белоснежный костюм шестнадцатилетней [Хане было семнадцать лет. – Л.М.] чехословацкой девушки Ханы Машковой, когда она выступала на чемпионате мира. Благодаря этому смелому по своему колориту платью вся программа Машковой стала олицетворением нежной юности, романтичного полета. Удлиненный рукав платья лишь подчеркнул хрупкость и вместе с тем решительность каждого жеста девушки. Это было находкой», – писал журналист Анатолий Шелухин (А. Шелухин, «Что идет впереди славы?», М., «Молодая Гвардия», 1968).
Хана Машкова. ЧМ 1967 года
Среди показательных танцев Ханы большой популярностью у зрителей пользовалась «Чешская полька». Обычно фигуристка танцевала его в комбинированном платье: верх имитировал белую блузку с рукавами-фонариками, а низ от подреза под грудью был из красной ткани в белый горошек и украшен шнуровкой – очень мило и в то же время нарядно. Но как-то раз Хана танцевала его в роскошном костюме народного кроя с чепцом на голове.
"Чешская полька" Ханы Машковой. 1968 год
Лучшая за всю историю фигурного катания «ледовая чертежница» Беатрикс Шуба из Австрии была симпатичной, однако не только едва ли не самой высокой по тем временам (170 см), но и весьма корпулентной фигуристкой. И поиски ею «своего» костюма не всегда были успешными. Так, в сезоне 1970 г. на ЧЕ она выступала в темно-синем мешковатом платье, делающем ее фигуру совершенно бесформенной, а на ЧМ облачилась в подчеркнуто изящное платье из легкой ткани ярко-розового цвета с рукавами до локтя, отделанными воланами, что зрительно укоротило руки фигуристки и утяжелило нижнюю часть туловища, произведя эффект, обратный тому, которого, по-видимому, Трикси намеревалась достичь.
Беатрикс Шуба. ЧЕ 1970 года
Однако ее платье олимпийского сезона 1972 года можно считать достаточно удачным примером достижения гармоничного облика на льду. Своим фасоном оно чем-то навевало ассоциации с мужским пиджаком. На платье глубокого синего цвета вышивка серебряной нитью по обшлагам рукавов и по воротнику необычного для фигурного катания покроя, напоминающего воротник-шаль, которая двумя вертикальными полосами от лацканов воротника вдоль туловища плавно переходила в украшения краев юбки с разрезом и завершалась на подоле платья, выглядела весьма эффектно и зрительно делала фигуру спортсменки более стройной. И что немаловажно, это платье Шубы не входило в диссонанс с музыкальным сопровождением – музыкой из мюзикла «Человек из Ламанчи». Так что на вершине олимпийского пьедестала Трикси, вероятно, чувствовала себя в этом костюме вполне комфортно.
Беатрикс Шуба. ОИ 1972 года
Беатрикс Шуба. Произвольная программа на ЧЕ 1972 года
Рядом с ней на второй ступеньке того же пьедестала стояла канадская фигуристка Карен Магнуссен, бывшая на церемонии открытия Игр знаменосцем сборной Канады. Во время олимпийского турнира она каталась в ярко-красном платье, перед и спину которого украшала вышивка серебристо-белыми листьями клена, являющегося одной из официальных эмблем Канады. С одной стороны – очень эффектно, с другой – весьма символично, словно бы вышитое изображение кленового листа служило для Карен незримой ниточкой, связывающей ее с домом, и придавало ей силы для борьбы. А на пьедестале, удивительно гармонируя с серебряной медалью, украсившей грудь фигуристки, выглядело в некотором роде данью уважения к родной стране.
Карен Магнуссен с серебряной олимпийской медалью. 1972 год
Выступления Карен Магнуссен и Беатрикс Шубы в "школе", а также ПП Казуми Ямашиты (Япония), Карен Магнуссен и Джанет Линн. ОИ 1972 года
Бронзовая медалистка ОИ 1972 года американка Джанет Линн была фигуристкой от Бога. Она действительно с детства чувствовала с Ним свою незримую связь и была глубоко верующим человеком. Семья спортсменки имела польские корни (ее настоящая фамилия – Новицки, а Линн – это ее второе имя, данное ей при рождении, из которого она сделала себе псевдоним, под которым стала известна миллионам зрителей), и восприятие мира сквозь призму католической религии, которое традиционно сильно у поляков, у Джанет находило свое зримое воплощение в своеобразном ритуале, без которого она не начинала своих выступлений: выйдя на старт, она поднимала голову и устремляла взгляд куда-то далеко-далеко, глубоко при этом дыша и словно набираясь в течение нескольких секунд сил свыше перед предстоящим выступлением. Наверное, у любой другой фигуристки все это выглядело бы нарочито и претенциозно, но Джанет была настолько мила и естественна в каждом своем проявлении на льду и вне его, что этот трогательный ритуал лишь добавлял симпатий к ней в глазах зрителей.
Джанет Линн. ЧМ 1969 года
И костюмы Линн, и весь ее внешний облик без каких-либо следов ухищрений с прической или макияжем были подчеркнуто скромными, словно бы этот продуманный аскетизм был направлен на то, чтобы ни одна деталь не отвлекала внимания зрителей от главного, ради чего она выходила на лед – от ее катания.
Джанет Линн. Произвольная программа на ЧМ 1970 года
Главный акцент в костюме ставился на цвете, как правило, нежных тонов: в спортивном гардеробе Джанет были желтое, белое, нежно-голубое платья, зачастую вообще без каких-либо украшений либо слегка подчеркнутые по вороту тонкой вышивкой стеклярусом. На ОИ 1972 года она каталась в самом ярком по тону за всю свою карьеру платье – красном с ноткой розового, и на нем совсем не было украшений. Украшением было само дивное катание Джанет, которая получила 6.0 за прокат произвольной программы, несмотря на падение.
Джанет Линн. ОИ 1972 года
Среди тех немногих фигуристок, которые предпочитали для своих спортивных платьев набивные ткани, была немка из ГДР Соня Моргенштерн, бронзовый призер ЧЕ 1972 года. В особенности были мне по душе два ее платья для произвольной программы.
В сезоне 1971 года Соня выступала в платье из довольно плотной ткани с зигзагообразным узором, чем-то напоминающем знаменитый стиль Миссони, «усиленный» для эффекта по подолу, краям расклешенных рукавов (писк моды того времени!) и краю выреза вышивкой стеклярусом.
Соня Моргенштерн. ЧЕ 1971 года
Произвольная программа Сони Моргенштерн на ЧЕ 1971 года
В сезоне 1972 года Соня облачилась в платье с замысловато вьющимся по всему светлому полю ярко-зеленым узором и акцентирующем внимание на слегка расширенных рукавах, присобранных на широкую манжету, и оригинальном воротнике-стойке над довольно глубоким вырезом. Эти весьма смелые по дизайну костюмы хорошо оттеняли темповые, насыщенные сложными элементами и при этом не лишенные изящества программы фигуристки, неизменно находящие отклик в сердцах зрителей.
Соня Моргенштерн. ЧЕ 1972 года
У ее соотечественницы Кристины Эррат, чемпионки мира 1974 г. и бронзового призера ОИ 1976 г., я очень любила два ее показательных танца – «Парижское танго» под песню в исполнении Мирей Матье (1973 г.) и «Чарльстон» (1976 г.). Характер обоих танцев был великолепно подчеркнут костюмами.
В танго Кристина представала кокетливой юной парижанкой в черных расклешенных брючках, черной же блузке с коротким рукавом, украшенной повязанным на груди пышным ярко-красным бантом, и в шляпке-канотье того же цвета.
"Парижское танго" Кристины Эррат. ЧМ 1973 года
Для искрометного чарльстона фигуристка выбрала платье фиолетового цвета фасона à la 20-е годы XX века. Юбка этого платья состояла из множества узких полосок ткани, сплошь украшенных блестками, которые во время вращений создавали эффектные завихрения. Такими же блестками был отделан и перед платья – обшлага рукавов, V-образный ворот и продолжающий его ложный запах. Платье было дополнено маленькой шапочкой, слегка стилизованной под созданную французским модельером Каролин Ребо шляпку «cloche» («колокольчик»), но более округлой формы, без полей и менее глубокой. К сожалению, мне нигде не удалось обнаружить видео этих танцев.
Кристина Эррат исполняет "Чарльстон". ЧМ 1976 года
А вот в произвольной программе Кристина выступала обычно в платьях, украшенных каймой или вышивкой – как, например, ее синее платье с отделкой белым стеклярусом по вороту, на груди и по обшлагам рукавов, в котором она одержала победы на ЧЕ и ЧМ 1974 года.
Произвольная программа Кристины Эррат на ЧЕ 1974 года
К концу 1970-х гг. мода в фигурном катании стала все больше приобретать черты гламурности, чем в особенности отличались американские фигуристки: от строгих, порой почти аскетичных платьев Пегги Флеминг, Джанет Линн и олимпийской чемпионки 1976 г. Дороти Хэмилл через более нарядные, но без особых излишеств платья Сони Моргенштерн и Кристины Эррат мода сделала виток к шикарным костюмам ярких цветов, впечатляющим платьям Линды Фратиани, чемпионки мира 1977 и 1979 гг., серебряного призера ОИ 1980 г.
Замечательно смотрелось на льду ее белоснежное платье для короткой программы на музыку из балета «Лебединое озеро» Чайковского сезона 1979 года. С максимально глубокими вырезами спереди и сзади («фишка» Линды, позволяющая зрителям полюбоваться красивой линией груди и изящной спиной фигуристки), платье было украшено также спереди и сзади черной вышивкой из стекляруса оригинального дизайна, слегка поблескивающей во время выступления, а «лохматая» юбка, если следовать музыке, вероятно, должна была навевать ассоциации с лебедиными перьями.
Линда Фратиани. 1979 год
На второй ступеньке олимпийского пьедестала в Лейк-Плэсиде Линда стояла в красном платье с глубоким V-образным вырезом спереди и еще более глубоким, в форме каре со скругленными углами, вырезом сзади; рукава и верхняя часть груди платья были сплошь украшены золотистыми капельками стразов, и от груди сужающийся клин стразов спускался примерно до уровня талии. Покрой платья предполагал заниженную линии талии, благодаря чему и так короткая юбка казалась еще короче, а ее фасон в складку перекликался с такими же по форме воланами на рукавах. Платье Линды выглядело великолепно и при этом не создавало впечатления перегруженности деталями.
Линда Фратиани. ОИ 1980 года
Можно поспорить, правда, с точки зрения нынешнего времени, вписывалось ли оно, в отличие от вышеназванного ее белого платья, в стилистику ее произвольной программы, если учесть, что каталась Фратиани на музыку Бизе из оперы «Кармен». При всей грации Линды и ее несомненной артистичности, умении подчеркнуть пластикой отдельные музыкальные моменты все-таки на льду Лейк-Плэсида в исполнении Фратиани трудно увидеть образ неукротимой Кармен, и у меня создалось впечатление, что такой задачи, как это ни может показаться странным, фигуристка перед собой и не ставила. Думаю, не потому, что она не была бы способна на это – просто в те времена о воплощении на льду образа в нынешнем его понимании, за редким исключением, речи еще не шло. (Таким исключением могут служить, например, показательные танцы Джанет Линн на музыку Дебюсси и Стравинского сезона 1971 года, где образы явно прослеживаются).
Произвольная программа Линды Фратиани на ОИ 1980 года
В 1980-е гг. законодательницей мод в женском фигурном катании стала двукратная олимпийская чемпионка (1984 и 1988 гг.) Катарина Витт из ГДР. Она царила на льду не только в спортивном смысле: восхищение зрителей вызывали и ее костюмы – как для соревнований, так и для показательных выступлений. Фантазия дизайнеров, создающих одежду, в которой Витт выступала на льду, была поистине неисчерпаемой, поэтому крайне трудно выбрать у нее что-то самое-самое. Правда, порой, на мой взгляд, костюмы Катарины, подчеркивающие ее сногсшибательную сексапильность, были «на грани фола», и не случайно, наверное, в правила соревнований однажды был введен пункт, запрещающий фигуристкам слишком открытые костюмы.
Но мне, например, очень нравился ее костюм для короткой программы на музыку «Чардаша» Монти, которую она исполняла на ОИ 1984 года в Сараево. Это было удивительной красоты платье: белый верх в полупрозрачную полоску с двумя параллельными рядами жабо и с широкими рукавами, присобранными на манжету, ярко-розовый корсаж, украшенный шнуровкой, с такого же цвета юбкой в складку, для пышности продублированной белоснежной нижней юбкой, и по всему розовому полю складок юбки – роскошная вышивка в народном стиле. Голову фигуристки украшала диадема в соответствующем же стиле. Костюм великолепно сочетался с хореографией венгерского народного танца и, несомненно, играл далеко не последнюю роль в создании образа на льду.
Короткая программа Катарины Витт на ОИ 1984 года
Еще одно незабываемое платье Катарины – для произвольной программы сезона 1987 года, когда она вернула себе звание чемпионки мира, которое сезоном ранее уступила американке Деби Томас. «Изюминка» черного платья из легкой полупрозрачной ткани с максимально укороченной юбкой заключалась в рукавах покроя «летучая мышь», начинающихся прямо от талии, украшенных вдоль линии рук серебряной вышивкой и заканчивающихся у среднего пальца руки краем мысообразной формы, что еще больше удлиняло их зрительно. Особенный эффект они создавали при вращениях и даже тогда, когда фигуристка просто вскидывала руки вверх.
Катарина Витт. 1987 год
Дополняли платье серебряные украшения, вколотые в волосы очаровательной Кати вдоль линии «французской косы» - прически, которая по тем временам была в новинку. Костюм ли помог фигуристке настолько слиться с музыкой, или просто она была в тот день в ударе, но после этого блестящего проката Катарине аплодировала даже ее основная соперница Деби Томас.
Произвольная программа Катарины Витт на ЧМ 1987 года
А о Катарине Витт можно сказать, что она не только определила своем мастерством спортивные тенденции двух олимпийских циклов в женском одиночном катании, но и никому не уступила неофициального звания «самого красивого лица социализма», в чем немалую роль сыграли и ее превосходные костюмы, в которых она блистала на ледяной арене.
Продолжение следует.