Бал граций на льду Граца. Субъективные заметки о завершившемся ЧЕ. Часть II
У танцоров уже в первой разминке ритм-танца, к моему удивлению, было на кого посмотреть (обычно первые две разминки проходят, не оставив ни малейшего следа в памяти). Абсолютно не знакомый мне финский дуэт Юка Орихара – Юхо Пиринен показал и хорошую скорость, и впечатляющие твиззлы, нашел изюминку в изрядно уже приевшейся вращательной поддержке в шпагате, а главное, фигуристы излучали такую радость от катания, что зрители не могли не проникнуться этим зарядом положительной энергии и встретили фигуристов теплыми аплодисментами. Их результат в 64.49 балла довольно долго еще служил ориентиром выступающим следом танцорам.
Произвольный танец финской пары, на мой взгляд, грешил некоей монотонностью, но и в нем могу отметить мягкость скольжения, интересные поддержки, а когда в середине серии твиззлов вдруг возник дополнительный элемент, получилось неожиданно и разнообразно. Но оценки за произвольный танец Юка и Юхо получили не слишком высокие – 91.59 и не смогли подняться в итоге выше 18-го места.
Аделина Галявиева и Луи Торон, на мой взгляд, прибавили в мастерстве по сравнению с прошлым сезоном и смотрятся куда более скатанным дуэтом. Нельзя сказать, что их прогресс поражает воображение, но все же их ритм-танец показался мне достаточно интересным, в нем в особенности выделялись по исполнению твиззлы и вращательная поддержка. И если в прошлом сезоне Луи совершенно терялся на фоне партнерши, то на сей раз его партия предстала достаточно убедительной. Получив от арбитров свой season best в 66.85 балла, французы показали 13-й промежуточный результат.
А вот произвольный танец этой пары меня оставил в недоумении. Все вот думаю: как не надоест Анжелике Крыловой «Кармен» в сотне вариантов? Сама танцевала, Попова – Мозгов танцевали, кучу других постановок наверняка видела, и что – сказала новое слово в трактовке этих образов? Да, были интересные поддержки, еще кое-какие элементы, но ни Хозе, ни Кармен я в этом танце не увидела. Совершенно непонятна мне и идея платья цвета морской волны – совсем не в стиле Кармен. Одним словом, если технически танцоры из Франции выглядели вполне прилично, то с точки зрения художественного воплощения танец не показался мне удачным. Однако они получили за него свой лучший результат сезона – 105.30 балла и разместились на 12-м итоговом месте.
Давно уже пользующиеся моей симпатией украинцы Александра Назарова и Максим Никитин опять (в который уже раз за карьеру!) поменяли тренеров. Вероятно, решив, что новое – это хорошо забытое старое, они вернулись к своим прежним наставникам – Галине Чуриловой, которая, собственно, и создала этот дуэт, и Александру Жулину, с которым, на мой взгляд, фигуристы работали когда-то особенно творчески. Ритмический танец они откатали не слишком здорово – были у них недочеты и в твиззлах, и в финстепе, но зрители отметили аплодисментами эффектную низкую поддержку и неожиданное сальто партнерши, которым фигуристы закончили свой танец. 71.54 балла вывели их на промежуточное 11-е место.
Значительно меньше впечатлил меня произвольный танец украинцев. Видимо, это был саундтрек к какому-то фильму комедийного содержания, но, честно говоря, идея танца осталась мне непонятна, так же, как и весьма странные костюмы. Как всегда, Саша и Максим отметились креативностью своих поддержек, но на сей раз они не показались мне эстетичными, в особенности та, где партнер сползает спиной на лед, будто бы решил вздремнуть чуток –словно не на шутку утомился во время танца. Однако результат Назаровой и Никитина должен был их порадовать – они получили свой season best в 108.40 балла и в итоге заняли 10-е место.
Тиффани Загорски и Джонатан Геррейро в ритм-танце сделали, кажется, все, что могли, танцевали от души и с настроением, показали прекрасные твиззлы и впечатляющую вращательную поддержку, которая, на мой вкус, при этом не отличалась эстетичностью позы. Со своим лучшим результатом сезона в 75.10 балла Тиффани и Джон заняли промежуточное 5-е место.
Удался им и произвольный танец, в котором они блеснули оригинальными поддержками, держали хорошую скорость на всем его протяжении и не допустили никаких видимых огрехов. Правда, лично я бы предпочла иное музыкальное сопровождение для данной хореографии, поскольку Лара Крофт со всеми ее приключениями слишком далека от меня. Тиффани и Джон получили за своей прокат 112.93 балла и замкнули шестерку сильнейших, что для них, на мой взгляд, является максимумом того, чего бы они могли добиться на данный момент. Вообще от этой пары мне бы хотелось каких-то совершенно новых танцев, совершенно не похожих на те, что они танцевали доныне. Но как-то не вижу я у них стремления к поиску нового, к сожалению.
Наталья Калишек и Максим Сподырев в ритм-танце не блеснули, и уже к середине танца стало ясно, что прошлогодний пятый результат им удержать не удастся. Поляки допустили явный ляп в твиззлах, партнерша как-то неуверенно выглядела в финстепе, и замысловатая акробатическая поддержка на общем фоне танца выглядела, на мой взгляд, чужеродным телом. Наталья и Максим со полученными от арбитров 71.96 балла расположились на 10-м промежуточном месте.
Не впечатлил меня и виданный-перевиданный произвольный танец Натальи и Максима, хоть и постарались они создать у зрителей настроение танцпола. Да, поддержки неплохие, но сказать, что отличаются особой оригинальностью – так нет. И вообще, на мой взгляд, ничего лучше своего «Великого Гэтсби» полякам создать так и не удалось. 108.30 балла, полученные ими от арбитров, не позволили им подняться выше итогового 9-го места.
Приятным открытием стал для меня в этом сезоне выступающий за Грузию дуэт Мария Казакова – Георгий Ревия. Особенно мне понравилось наблюдать, как ведет в ритм-танце Георгий свою обаятельную партнершу, а она чутко откликается на каждое его движение. Танцоры очень прилично сделали твиззлы, неплохо смотрелись в финстепе и в целом для дебюта на взрослом ЧЕ их результат в 67.49 балла и промежуточное 12-е место можно считать хорошим почином и заделом на будущее.
Свой произвольный танец Маша и Георгий украсили несколькими необычными элементами в акробатическом стиле, порой даже выглядящими рискованно – как, например, переброс партнерши за спину в начале танца или параллельный переворот партнеров через руку в середине, а также оригинальным заходом на совместное вращение, свойственным более стилистике ледовых ревю. В целом танец выглядел свежо и понравился зрителям. Оценка в 99.73 балла вывела Казакову и Ревия на итоговое 14-е место.
Очень зажигательный, яркий и на редкость стильный ритм-танец показали Оливия Смарт и Адриан Диас. Кажется, что они сами так увлеклись им, что, полностью отдавшись стихии танца, Оливия слегка забежала вперед партнера на твиззлах, а Адриан никак не хотел выпустить партнершу из рук на вращательной поддержке, вследствие чего арбитры сняли балл за ее передержку. 72.19 балла – явно не тот результат, на который рассчитывали испанцы и который не позволил им подняться выше промежуточного 9-го места.
В произвольный танец Оливии и Адриана я просто влюблена: надо же было хореографу пары поставить им такой остроумный, выдержанный в единой стилистике танец, которым любуешься (и партнерами в нем!) от начала до конца! Прекрасные поддержки, твиззлы, дорожки, интересный подход к совместному вращению и выход из него, может быть, немного резковато скольжение, но в данном танце оно стилистически оправданно. Одним словом, я не увидела у испанцев каких-то огрехов и ожидала более высокой оценки, но судьям виднее, и они сочли возможным оценить этот танец в 110.93 балла и вывести Смарт и Диаса на итоговое 8-е место.
Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри в ритмическом танце смотрелись просто здорово – уверенно, раскованно и очень органично. Мне всегда импонируют отношения в этой паре – они так трогательно относятся друг к другу, и на сей раз Марко не преминул нежно поцеловать руку партнерши перед началом танца, словно ободряя ее, а Шарлен, встав на исходную позицию, одарила его долгим взглядом, который говорил сам за себя. Как обычно, итальянцы блеснули твиззлами, а вот изумительная вращательная поддержка уже встречалась в их прошлогодних танцах, поэтому эффект от нее был не столь сильным. Судьи щедро оценили этот танец Гиньяр и Фаббри – в 84.66 балла! – и вывели их на промежуточное 3-е место.
Произвольный танец итальянцев не считаю большой постановочной удачей. Понимаю, что им хотелось предстать перед судьями и зрителями совершенно в новом качестве, но образы иноплянетян (или только партнерша была иноплянетянкой, судя по ее макияжу?) меня не захватили. Конечно, были в их танце интересные моменты – без этого уж было бы совсем грустно на итальянцев смотреть. В особенности мне понравились твиззлы и совместное вращение, в котором были найдены нестандартные позиции. Оценка в 120.92 балла развеяла их мечту повторить прошлогодний успех – Гиньяр и Фаббри остались 4-ми.
Сколько раз смотрю ритм-танец Габриэллы Пападакис и Гийома Сизрона – столько раз погружаюсь во времена моей молодости, когда кто только не увлекался аэробикой! И каждый раз во мне говорят смешанные чувства – нотка ностальгии по тем временам, атмосферу которых так здорово отразили своим прекрасным танцем Габи и Гийом, и восхищение их мастерством, которое в этом танце проявило свои новые, невиданные дотоле грани. Лишь, пожалуй, в финстепе французы, против обыкновения, как мне показалось, были более – не скажу зажаты, но сосредоточенны, что, вероятно, и не позволило им получить баллы выше, чем 88.78, однако промежуточное лидерство они себе обеспечили.
Произвольный танец Пападакис и Сизрона произвел на меня уже привычное воздействие, сродни тому, что вызывают в душе произведения искусства. Магия этих танцоров как завораживала меня, так и завораживает. Поэтому настоящим шоком стала для меня техническая оценка, за которой я не следила во время танца, боясь пропустить хоть одно движение танцоров. Только пересматривая его, я заметила две неточности, которые Габи допустила при исполнении дорожки. Они дорого стоили французам – 0,14 балла стали ценой золотой медали. Видеть Габи и Гийома на непривычном 2-м месте мне, признаюсь, было грустно, даже если я не могла не радоваться успеху наших танцоров. Вот такие смешанные чувства владели мной на этот раз.
Ритм-танец Александры Степановой и Ивана Букина предстал глазам зрителей великолепной феерией праздника, который ребята протанцевали так упоенно и так филигранно, как, на мой взгляд, никогда еще в этом сезоне! Каждый элемент и каждый жест танца они преподнесли так, что у зрителей не оставалось сомнения, что технически в танце нет ни малейшего изъяна, а его суть прекрасно отражена в хореографии и артистизме исполнителей. При всем моем уважении к итальянскому дуэту оценки Саши и Вани в 83.65 балла, уступающие балл и десятую Гиньяр и Фаббри и выводящие наших ребят на промежуточное 4-е место, смотрелись нонсенсом.
О произвольном танце Степановой и Букина могу сказать одно: это было потрясающе! Я пересмотрела его уже несколько раз и поняла, что он буквально затягивает в себя и при каждом новом просмотре я открываю в нем какие-то нюансы, которые вызывают подлинное эстетическое наслаждение. Как проявила себя Саша в этом танце – настоящая актриса, и далеко не из тех, что «личиком хлопочут», а берут индивидуальностью пластики, отражающей суть танца! А Ваня – партнер на загляденье: сильный, харизматичный, за которым хочется идти хоть куда! Технически танец предстал воплощением множества сложных и необычных элементов, начиная с безупречно исполненных твиззлов (и для любимых ребятами твиззлов-«пистолетиков» нашлось удачное место!), впечатляющей дорожки и заканчивая логично вписанными в ткань танца поддержками – очень сложными, но которые, тем не менее, не создают впечатления перегруженности. Саша и Ваня получили за этот танец свой season best в 127.64 балла и завоевали бронзовые медали. Молодцы!
Сара Уртадо и Кирилл Халявин на этом чемпионате решали не просто задачу попасть на место как можно выше в турнирной таблице, но и опередить своих соотечественников Оливию Смарт и Адриана Диаса, чтобы получить заветную путевку на ЧМ. Возможно, от этого они нервничали еще больше, поскольку в ритм-танце уже на твиззлах Сару повело куда-то в сторону и лишь огромным усилием воли она спасла элемент. Были у них и другие шероховатости, но все же общее настроение танца им удалось сохранить, блеснуть великолепной вращательной поддержкой и получить от судей 73.44 балла, что позволило им занять промежуточное 7-е место.
Твиззлы являются просто каким-то наваждением этой пары: в произвольном танце ошибку в них допустил партнер. Зато все остальное в их дивной «Малагенье» было наслаждением для глаз и для души! Как тонко ведут Сара и Кирилл каждый свою партию, демонстрируя при этом филигранную одновременную работу рук и ног на дорожке, как хороши у них поддержки и совместное вращение, как они чувствуют друг друга в каждый момент танца под прекрасную музыку! Я очень рада, что им удалось с запасом обойти своих товарищей по команде и с результатом в 112.40 балла остаться на итоговом 7-м месте.
Виктория Синицина и Никита Кацалапов в своем ритм-танце были на редкость хороши не только потому, что танец этот удивительным образом лег на их индивидуальность, но и потому, что им удалось исполнить его четко, уверенно, с хорошим апломбом. А образы двух влюбленных, которых внезапно хлынувший дождь может лишь раззадорить и подтолкнуть к тому, чтобы скорее вступить с ним в своеобразное состязание «кто – кого», нежели искать укрытия под зонтиком, переданы Викой и Никитой и ярко, и зримо. Арбитры дали Синициной и Кацалапову оценку в 88.73 балла, что позволило им вплотную подойти к лидерам и расположиться на промежуточном 2-м месте.
Произвольный танец Вики и Никиты мне все же меньше по душе, чем короткий, хотя на сей раз они прокатали его не только почти безошибочно (в одном месте второй части Вика слегка споткнулась), но и с большим вдохновением. Конечно, прогресс этого дуэта за два последних сезона впечатляет! Помнится, что в прошлом году во время ЧЕ я сказала Вике, что только начиная с того сезона я стала воспринимать их с Никитой как пару, а до этого совсем не верила в их прогресс. Вика тогда улыбнулась и сказала: «Вы в нас верьте, а мы будем очень стараться!». Видно, что работа проделана колоссальная – и со стороны Никиты, который, оставаясь ведущим в дуэте, перестал тянуть одеяло на себя и стал думать о партнерше и своем с нею единстве на льду, и в особенности со стороны Вики, которая перестала скользить робкой тенью рядом со своим харизматичным партнером, а уверенно и очень по-женски, когда слабость воспринимается как сила, ведет свою партию. В Граце звезды сошлись в пользу Синициной и Кацалапова и им удалось впервые обыграть французов и стать чемпионами Европы. Впечатляющий успех наших танцоров!
При этом, не боясь упреков в «непатриотичности», скажу, что я думаю по этому поводу. Да, Синицина и Кацалапов выиграли, и их победу на данном конкретном турнире под сомнение я не ставлю. Мне, правда, очень не по душе метафора, которую употребил в своем репортаже наш комментатор – «покусали французов». Все-таки мы не на собачьих боях находимся, поэтому данный «перл» считаю по меньшей мере неуместным.
Далее, я вовсе не склонна из этого поражения Пападакис и Сизрона делать далеко идущие выводы о том, что этот дуэт исчерпал себя и не способен взять реванш как на ЧМ, так и на последующих стартах. Да, случилось поражение, но это – спорт, и в нем без поражений нет побед. Очень точно заметил когда-то Пастернак: «Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца». Даже если Габи и Гийом не знают этих строк, полагаю, что поступать они будут согласно им и не будут гнаться за сиюминутным успехом, не изменят ни себе, ни своему стилю, который мне так по душе.
Собственно, а разве от того, что они сейчас проиграли, они стали менее выдающимися? Они уже вошли в историю, и не только как многократные чемпионы мира и Европы, серебряные призеры ОИ, а и как – что редко кому удается! – создатели нового НАПРАВЛЕНИЯ в танцах, сродни тому, как когда-то Людмила Белоусова и Олег Протопопов создали новое направление в парном катании. И как когда-то Людмилу и Олега, ныне Габи и Гийома нередко начинают копировать, видимо, не отдавая себе отчета, что копия никогда не будет лучше оригинала. Кстати, если уж я вспомнила Белоусову и Протопопова, то считаю, что в данной ситуации будет уместным вспомнить и ставшую знаменитой фразу Алексея Мишина после того, как они с Тамарой Москвиной на чемпионате СССР 1969 года обыграли Белоусову и Протопопова: «Победили, но не превзошли!» Так же в моем восприятии и Синицина – Кацалапов победили Пападакис и Сизрона, но не превзошли их, тем более что разница в результатах обеих пар составила мизерные 0,14 балла.
Необычно в данной ситуации, пожалуй, то, что Вика и Никита победили французов в какой-то мере их же оружием. Что я имею в виду? То, что Синицина и Кацалапов, по большому счету, исповедуют стиль если и не точно такой же, то очень близкий к стилю Пападакис и Сизрона, то, что можно назвать «blue lyrics», только в переводе – «голубая лирика» – прилагательное «голубой» отнюдь не имеет того значения, которое оно приобрело в последние годы в связи с так называемой толерантностью. «Голубая» в этом сочетании имеет значение очень широкое – «чистая, грустная, романтическая и т.п.». Собственно, все танцы нашей пары, начиная с того времени, как она образовалась, поставлены в этом ключе. И произвольные танцы последних трех сезонов (с короткими и ритмическими сложнее – там так или иначе приходится исходить из ритма, заданного на сезон ИСУ) у них очень похожи друг на друга, при этом самым удачным из них я считаю танец прошлого сезона. А нынешний танец Вики и Никиты, на мой взгляд, ближе по своему духу к танцу Габи и Гийома сезона 2015 года на музыку Моцарта, ставшему для них первым победным. Только французы в этом жанре все время ищут новые нюансы, поэтому их танцы разных лет так не похожи друг на друга – с глубоким философским, я бы сказала, подтекстом танец нынешнего сезона ничего общего не имеет с их «Лунной сонатой» или с тем же «Моцартом».
Если же ставить перед собой задачу всерьез бороться с французами, то надо танцевать при этом в отличном от них стиле. И здесь, на мой взгляд, наша ФФКР проводит недальновидную, мягко говоря, политику, вне зависимости от качества прокатов все время задвигая под Синицину и Кацалапова Александру Степанову и Ивана Букина, которые сумели найти свой стиль, не похожий ни на кого из элиты современных танцоров. В технике при этом они нашим чемпионам нисколько не уступают. На чемпионате России нынешнего года, на мой взгляд, победы были больше достойны Саша и Ваня, чей произвольный танец произвел фурор, но не был по достоинству оценен судьями. И в Граце в коротком танце уже международные арбитры, имея в голове мысль, что это – второй российский дуэт, поставили ребят ниже итальянцев, хотя те ну уж никак не были лучше нашего дуэта. А произвольный танец Степанова и Букин откатали безошибочно, эмоционально, просто здорово, но при этом арбитры предпочли не заметить ошибку Синициной и поставить этому дуэту лучшие оценки.
Поймите меня правильно, я не собираюсь сталкивать лоб в лоб две наши лучшие пары – хватит им сражений на ледовой арене. Но почему оценки не выставляются именно в зависимости от того, кто как прокатался на данных конкретных соревнованиях, без учета того, кто имеет к этому моменту лучший послужной список? Лично мне обе пары симпатичны в равной степени, и я уже писала, что у Синициной – Кацалапова мне больше нравится ритм-танец, а у Степановой – Букина произвольный. И, считаю, что шансы на победу в их споре должны быть равными у обеих пар.
Самыми интересными, пожалуй, обещали стать соревнования в женском одиночном разряде. Разумеется, вне конкуренции были все три наших девочки, воспитанницы тренерского штаба Тутберидзе – Дудаков – Глейхенгауз, однако заранее невозможно было предсказать, в каком порядке расположатся они на пьедестале (мысль о том, что кто-то из них может оказаться вне пьедестала, мне даже в голову не приходила). Однако и до последней разминки, куда попали все наши представительницы, было на кого посмотреть.
Я всегда внимательно наблюдаю за ученицами эстонского тренера Анны Леванди, бывшей Ани Кондрашовой, которой я очень симпатизировала в пору ее спортивной карьеры. Эва Лотта Кийбус в короткой программе на музыку песни «Дом восходящего солнца» каталась вполне прилично, хоть и не отличалась сложностью технической составляющей программы. Она успешно прыгнула каскад 3Т – 3Т и 3Ф, а вот при исполнении 2А коснулась льда рукой. Правда, что касается художественного впечатления, то во время проката фигуристка мне показалась какой-то излишне закрытой и отстраненной и лишь когда прозвучал последний аккорд, на ее лице появилась искренняя улыбка. С результатом 59.70 балла Кийбус заняла промежуточное 11-е место.
Более эмоционально откатала Эва Лотта свою произвольную программу, которая, вероятно, больше отвечает ее эстетическому вкусу. Под песню «История одной любви», которую в особенности любят использовать танцоры, она исполнила хоть и не самый сложный прыжковый контент – каскады 2Ф – 3Т, 3Т – О – 3С и 3Р – 2Т, 3Л, 3Р, 3Ф и 2А, но сделала все чистенько и показала неплохие вращения. За свой прокат эстонка получила 121.54 балла и заняла высокое для себя 7-е место.
Приятное впечатление произвела на меня выступающая за Польшу и тренирующаяся в Канаде у Брайана Орсера Екатерина Куракова. В короткой программе она на льду предстала такой милой девочкой, впервые открывающей для себя мир, правда, с песней, в которой поется о том, как этот мир преображается под воздействием любви, в моем представлении связывалась слабо. На каскаде 3Л – 3Т судьи ей поставили недокруты на обоих прыжках, более успешно справилась она с 2А и 3Р, хорошо вращалась и легко скользила. Судьи поставили ей за короткую программу 58.49 балла, что соответствовало промежуточному 13-му месту.
Произвольная программа Кати понравилась мне меньше, хотя с технической точки зрения фигуристка справилась с ней вполне прилично, лишь заключительный 3Р прыгнула на две ноги. Но программа, поставленная на музыку из балета «Корсар» и пластики требует если и не балетной, то хотя бы близкой к таковой. Куракова же внешне на балерину совершенно не похожа – ни сложением, ни отточенностью жестов, поэтому и смотрелась эта программа, на мой взгляд, странновато – музыка балетная, а хореография ничего общего с балетом не имеет. Хотя жизнерадостностью Катя зал сумела привлечь на свою сторону. С результатом в 111.75 балла Куракова в итоге стала 10-й.
Еще одна Екатерина – выступающая за Азербайджан Рябова – в короткой программе под «Танго Роксаны» каталась, я бы сказала, решительно, спасла каскад 3Л – 3Т, когда не совсем успешно приземлилась после первого прыжка, исполнила более удачно 2А и 3Ф, хорошо выглядела в дорожке и вращениях. И результат оказался неплохим – 62.22 балла и промежуточное 6-е место.
В произвольной программе Катя сорвала лишь один прыжок – 3Ф, сильно его не докрутив и приземлившись на две ноги, все же остальные элементы исполнила хорошо. Но у меня сложилось впечатление, что музыка для нее – не более чем фон; при уже наработанной приличной технике хотелось бы пожелать ей иметь в программе побольше хореографических находок и стараться больше проникнуться той музыкой, под которую она катается. Результатом своего проката Рябова осталась довольна – 119.27 балла позволили ей в итоге подняться на 6-е место.
Эффектная финка Эмми Пелтонен по нынешним временам прыжковый контент короткой программы имеет совсем несложный – каскад 3Т – 3Т, 3Р и 2А, но все эти прыжки она исполнила на хорошем ходу и взлетев на приличную высоту, поэтому и смотрелись они замечательно. А если учесть, что программа поставлена удачно с хореографической точки зрения, учитывает музыкальность и женственность фигуристки, позволяя ей проявить себя во всей красе, то становится понятно, почему прокат Эмми имел успех у зрителей и был хорошо оценен арбитрами: Пелтонен получила за него свой season best в 66.49 балла и расположилась на промежуточном 5-м месте.
Не столь удачным получился у Эмми прокат произвольной программы – она упала с 3Р и недокрученного 3С в каскаде 2А – О – 3С (в результате этот прыжок был переведен судьями в 2С), а также сдвоила 3Ф. Но и эта программа была в целом выдержана хореографически, поэтому даже при таком прокате фигуристка смогла набрать сумму, составляющую ее лучший результат сезона – 115.30 балла и сохранить за собой 5-е место.
Обаятельная Алексия Паганини по сравнению с прошедшим сезоном, кажется, обрела так ей не хватавшую уверенность в себе. Она с видимой легкостью справилась с короткой программой на знакомые, вероятно, каждому жизнерадостные мелодии, исполнив каскад 3Л – 3Т, 3Р и 2А и, благодаря удачной хореографии, ее программа предстала законченным танцем, в котором явственно прослеживались кокетливые нотки. Судьи поставили швейцарской фигуристке 68.82 балла, что соответствовало промежуточному 4-му месту.
Произвольную программу Алексия оставила с прошлого сезона, и это, мне кажется, было верным решением, поскольку трудно представить что-то иное, более отвечающее индивидуальности этой фигуристки. Здесь создавалось ощущение, что программа буквально вошла в плоть и кровь Алексии и не доставляет ей ни малейших усилий при исполнении элементов, работа ног дополнена прекрасной работой рук, прыжки кажутся воздушными и пролетными. Правда, Паганини не удалось избежать падения с 3Л, но если учесть, что все остальные прыжки – каскады 3Л – 3Т, 3Р – 2Т – 2Р и 3Т – 2Т, а также 3С и два 2А она исполнила на «ура», то понятно, за что она получила свой season best в 124.06 балла и заняла в итоге 4-е место.
Но при всем при том, как бы ни были хороши целиком либо в каких-то отдельных аспектах программы некоторых зарубежных фигуристок (а к тем, кто запомнился, я бы отнесла еще и грузинку Алину Урушадзе, Ясмин Кимико Ямаду из Швейцарии, итальянку Алессию Торнаги, француженок Леа Серна и Майю Маззара, Викторию Сафонову из Белоруссии, финку Линнеа Седер, Ольгу Микутину из Австрии), все же до появления на льду нашего великолепного трио Косторная – Трусова – Щербакова борьба за пьедестал как бы и не предполагалась. Наши девочки настолько далеко ушли вперед в своем мастерстве, что борьбу за медали они объективно могли вести только друг с другом. И тут заранее предсказать было ничего нельзя, потому что как «выстрелить» в нужный момент, так и сорвать какой-то из прыжков могла любая из них.
Первой в короткой программе вышла на лед Анна Щербакова. Кажется, она не испытывала не малейшего волнения, взмывая ввысь в своих шикарных прыжках – 2А, 3Ф и каскаде 3Л – 3Р, при этом Аня продемонстрировала отточенную, почти балетную пластику и полное погружение в музыку, тесная связь с которой выражалась в работе чутких рук. На редкость хороши были у Ани и вращения. Арбитры тоже впечатлились прокатом Щербаковой и поставили ей очень высокие оценки – 77.95 балла, не достигающее, тем не менее, ее личного рекорда. Они позволили ей стать 2-й по итогам короткой программы.
Очень нравится мне произвольная программа Ани – «Жар Птица» на музыку Стравинского! Если, согласно мифологии, эта волшебная птица способна исцелять больных и возвращать зрение слепым, то, мне кажется, те, кто увидят Аню на льду в этом образе, если они до этого не любили фигурное катание и вообще были равнодушны к искусству (а в том, что фигурное катание - это тоже искусство, по-моему, убеждать никого не надо), непременно прозреют душой, открывшись прекрасному. Но не зря в сказках добыча Жар Птицы сопряжена с большими трудностями, и не каждый способен ее поймать. А Анечка свою символическую Жар Птицу в виде сложнейших прыжков уже поймала! В произвольную программу она включила каскад 4Л – 3Л, 4Ф, 4Л и каскад 3Л – 3Р – все элементы ультра-си, о которых подавляющее большинство фигуристок только мечтать могут. Правда, на сей раз не все они ей покорились: 4Ф, 4Л, с которого она упала, и 3Р в каскаде судьи отметили как недокрученные. Но даже при этом ее результат за произвольную программу составил 159.81 балла, что позволило ей сохранить за собой 2-е место.
Короткую программу Алены Косторной я считаю образцовой со всех точек зрения – по технической наполненности, по хореографической составляющей, по подбору музыки и по самой идее – «Белый Ангел», – которой как нельзя лучше отвечает ангельская внешность самой Алены. С первых же секунд программы, как только она взлетела в воздух в роскошном 3А, Алена словно показала всем, что будет бороться только за победу. Не менее замечательными получились у нее 3Л и каскад 3Ф – 3Т во второй части программы, и каждое из вращений было просто на загляденье.
Чистота линий, мягкость скольжения – этому в какой-то мере можно, конечно, научиться, но в основном это идет от природы, так же, как и музыкальность, и умение воплощать на льду тот образ, который заложен в программе. Косторная, мне кажется, является просто находкой для хореографов, поскольку способна довести исполнение своих программ практически до совершенства, при котором сложность технической составляющей не будет принесена в жертву художественному воплощению и наоборот. В Граце судьи поставили ей 84.92 балла, что не дотягивает до ее же мирового рекорда, но хватило Алене для того, чтобы уверенно выйти в лидеры.
Свою произвольную программу Косторная начала бесподобным каскадом 3А – 2Т и продолжила не менее впечатляющим 3А, затем прыгнула 2А, 3Р, каскады 3Ф – 3Т и 3Ф – О – 3С, каждый из которых мог бы служить образцом уверенности и эстетичности, и лишь на 3Л ее постигла неудача. Но это падение разве что чуточку зацепило взгляд, но не смогло разрушить того совершенно волшебного впечатления, которое оставила у меня (и, смею предположить, у подавляющего большинства зрителей) программа Алены. Сама она, будучи, вероятно, перфекционисткой по натуре, оценила этот свой прокат «на троечку» – довелось мне прочесть в каком-то из СМИ. Но за такую «троечку», не сомневаюсь, большинство ее соперниц, не занимающихся с ней в одной группе (у тех свои критерии!), дорого бы отдали. Получив за свой прокат 155.89 балла, Алена Косторная впервые стала чемпионкой Европы!
Александра Трусова в короткой программе не стала идти на риск и не прыгала 3А, однако и 2А вышел у нее не самым лучшим образом – с выездом через «тройку». Собственно, это была единственная ее ошибка – остальные прыжковые элементы в виде 3Ф и каскада 3Л – 3Т Саша исполнила просто отменно. Она по обыкновению вызвала рев трибун своим неподражаемым кантилевером, ее дорожки и вращения были полны внутренней энергии и отличались даже какой-то лихостью, что, по-видимому, отвечало внутреннему состоянию самой фигуристки, кажется, полностью выложившейся в этой программе. Она получила за этот прокат свой лучший в сезоне результат в 74.95 балла и закрепилась на промежуточном 3-м месте.
На прокат произвольной программы Саша выходила с решимостью выполнить три квада, оставив пока идею прыгать 4Ф и 4С, которые она освоила, по-видимому, еще не в полной мере. При безупречном прокате и эти три квада могли дать ей преимущество над соперницами, к которому она как настоящий большой спортсмен, безусловно, стремится. Однако выступление Трусовой нельзя назвать идеальным: она упала с первого же прыжка – 4Л, который планировала в комбинации с О и 3С, поэтому в конце программы Саша выполнила облегченный вариант этой комбинации 3Л – О – 3С. Прекрасно удались ей сложнейшие каскады 4Т – 3Т и 3Л – 3Р, а также 3Ф и 2А, но второе падение случилось на недокрученном 4Т. На мой взгляд, в сравнении с началом сезона, Саша стала лучше чувствовать эту программу, мягче скользить, четче держать позиции во вращениях и, конечно, ее обаяние затушевывает некоторые недостатки программы, из которых лично для меня основным является тот, что по-прежнему в немалой степени она воспринимается как погоня за прыжками. 150.39 балла, которыми судьи оценили программу Трусовой, позволили ей стать бронзовым призером ЧЕ.
Блистательный успех наших юных звездочек – как огромный восклицательный знак на таблице результатов наших фигуристов – 10 медалей из 12-ти, и все «золото» Европы! Превзойти этот результат в обозримом будущем – задача почти неразрешимая. Повторить его на ЧМ – нереальная. Однако, от души поздравив всех наших ребят с выдающимся достижением, пожелаем им добиться как можно больших успехов в Монреале. Да минуют их травмы, болезни и прочие невзгоды, да пребудет с ними всегда наша любовь и наша благодарность им и их замечательным тренерам за их тяжкий труд, за терпение и за стремление дарить радость всем нам, их верным поклонникам!
Я люблю Габи и Гийома, но я рад, что их удалось обыграть. Когда одна и та же пара все время побеждает, невзирая на ошибки, это демотивирует не только их, поскольку они понимают, что им не нужно катать на максимум для победы, но и их соперников, понимающих, что ПС все равно не догнать.
О Вике с Никитой: я считаю, что они заслуженно первая пара России. Хотя их программы в этом сезоне хуже, чем у Саши с Ваней, но катят они намного лучше. Однако я заметил, что за рубежом у Саши с Ваней гораздо больше поклонников, чем у Вики с Никитой.
Что касается девушек, то на ЧЕ Аня понравилась мне больше, чем Алена. На мой взгляд с точки зрения артистизма у Ани был самый лучший прокат в сезоне, а вот у Алены, наоборот, худший. Она была более зажата и менее эмоциональна, чем обычно.
По поводу соперничества двух наших дуэтов я уже все сказала. Думаю, что у Саши с Ваней больше поклонников за рубежом как раз по причине того, что они ни на кого не похожи и катаются в своем стиле. Скольжение же у них, на мой взгляд, значительно улучшилось за эти пару сезонов.
Что же касается девушек, то в моем понимании распределение мест на пьедестале абсолютно правильное. Да, у Алены были и лучшие прокаты в сезоне, но мне кажется, и здесь она была очень хороша.
Ну например Мойры в сезоне 17/18 имели ПТ так же сделанный под влиянием ПС (да еще и Лозонов стали тренироваться) , но это ведь не говорит что у Мойров копия стиля ПС . Просто попробовали новое для себя , оценили-заценили , кое что переняли для последующего