Гран-при 2019. Финал
Бразильский поэт и прозаик Пауло Коэльо однажды сказал: "В конце все обязательно должно быть хорошо. Если что-то плохо, значит это еще не конец". Сказать, что финал Гран-при сложился для наших фигуристов однозначно хорошо, язык не повернется: наряду с блестящими результатами были и явные неудачи. Но ведь он явился окончанием лишь первой половины сезона, а главные его старты еще впереди, поэтому не будем терять надежды на то, что в конце сезона мы от души порадуемся успехам наших ребят не только в женском одиночном разряде, но и в других видах.
В Турине первыми из взрослых (а именно о них я собираюсь говорить, вынеся за скобки соревнования юниоров) вступили в борьбу пары. А открыли турнир Анастасия Мишина и Александр Галлямов. Ребята катались очень собранно, удачно исполнили практически все необходимое, включая такие элементы ультра-си для парного катания, как параллельный 3С и выброс 3Ф, и лишь на параллельном вращении было заметно явное расхождение. Однако что касается художественного впечатления от программы, то я уже отмечала в своих предыдущих постах, что мне кажется, что ребята взялись не за свою музыку и сделали ее лишь фоном для исполнения заданных элементов, вовсе не вникая в смысл того, о чем поется в этой песне. С тем же успехом, наверное, на эту программу можно было бы наложить другую фонограмму, лишь бы ритм совпадал. И в этом я вижу слабость дуэта, технически, несомненно, превосходно выученного. Собственно, примерно то же самое высказал о ребятах в своем комментарии и Максим Траньков, так что не одна я вижу эту проблему. Но с технической задачей Настя и Саша справились неплохо, хотя и далеко не достигли своего потолка, получив за прокат 71.48 балла и разместившись на текущем 4-м месте.
Произвольную программу Мишина и Галлямов откатали без видимых ошибок, хотя в их коронном каскаде 3С - О -3С обнаружился недокрут на последнем прыжке у партнерши, но к концу программы усталость обоих партнеров ощущалась довольно явно. Эстетического впечатления от этого проката у меня осталось лишь немногим больше, чем от короткой программы, поскольку ни о каких образах или глубине проникновения в музыку речи там пока не идет - ребята выполняют лишь чисто технические задачи, но справляются с этим успешно, и на данном этапе их карьеры это для них, несомненно, главное. Получив от судей 131.65 балла, Настя и Саша стали бронзовыми призерами финала, с чем их и можно поздравить!
Короткая программа Дарьи Павлюченко и Дениса Ходыкина представляется мне намного более ладно скроенной композиционно, чем у предыдущего дуэта, и откатали ее ребята очень достойно. Внутренний посыл музыки, по-видимому, совпал с состоянием души Даши и Дениса во время проката, поскольку элементы в программе не казались демонстрацией отдельных трюков, а Даша не выглядела излишне сосредоточенной и даже улыбалась, что с ней бывает нечасто. Пожалуй, лишь расхождение во вращении можно поставить им в упрек с технической точки зрения. Судьи оценили катание Павлюченко и Ходыкина в 75.16 балла, что вывело ребят на текущее 3-е место.
Прокат произвольной программы, к сожалению, сложился у ребят не лучшим образом: сначала Даша неожиданно упала буквально на ровном месте, совершив при этом какой-то невероятный кульбит и болезненно ударившись об лед, а затем упала с выброса 3Ф, не лучшим образом была выполнена и подкрутка. Но при этом Даше и Денису удалось прыгнуть параллельный 3Ф и каскад 3Т - 2Т - 2Т, хорошо исполнить все свои очень оригинальные поддержки (та, где она летит в свободном полете, пока ее не подхватывает партнер, всегда вызывает у меня дрожь по всему телу), тодес вперед-наружу и выброс 3Р. Общая оценка за прокат оказалась, однако, совсем невысокой - 119.59 балла и отодвинула их на 6-е место. Как жаль!
Александра Бойкова и Дмитрий Козловский в короткой программе выглядели уверенными в своих силах и прекрасно справились со всеми элементами, лишь чуть-чуть разошлись во вращении. Они хорошо чувствуют эту музыку, стараются передать в катании все ее нюансы, тем более, что хореография программы этому весьма способствует, но на сей раз мне показалось, что Саша и Дима катались немного более расчетливо, чем в Москве, что в особенности чувствовалось в дорожке. Результатом этого стали полученные от арбитров 76.65 балла, что позволило им разместиться сразу вслед за лидерами.
Эти фигуристы с начала нынешнего сезона настолько приучили зрителей к тому, что им практически все удается в катании, что прокат произвольной программы оказался для поклонников Саши и Димы холодным душем, потому что свою миссию "Джеймс Бонд и его девушка" откровенно провалили. Начало было великолепным - параллельный 3С с заходом с кораблика смотрелся этаким четко вбитым заявочным столбом, но уже на следующем прыжковом элементе - каскаде 3Т - 2Т - 2Т партнерша сделала лишь один оборот во втором прыжке, затем она коснулась рукой льда на выезде с выброса 3Ф, с недокрутом на две ноги прыгнула выброс 3Р, а Дима накосячил на двух последних поддержках. Честно говоря, не припомню столь грязного катания у дуэта, который всегда отличался именно чистотой своих линий и законченностью каждого элемента. Не могу знать, что именно стало причиной подобного провала, когда медаль у фигуристов была, что называется, уже в кармане, но с оценками в 125.19 балла им пришлось удовольствоваться обидным 4-м местом.
Все больше и больше по ходу сезона нравится мне постановка короткой программы китайского дуэта Чен Пень - Ян Цзинь, в которой особенно эффектно смотрятся, на мой взгляд, тодес и поддержка. Однако с прыжковыми элементами на сей раз китайцы не справились в должной мере: партнер смазал выезд с параллельного 3Т, а партнерша подставила вторую ногу на выезде с выброса 3Р. Арбитры оценили их прокат в 69.67 балла, что соответствовало текущему 5-му месту.
Еще больше по душе мне постановка произвольной программы Пень и Цзиня, в которой композиционно все выглядит цельно и гармонично с уклоном в лирику. Они, стремясь добиться максимальной чистоты катания, упростили свой прыжковый контент, исполнив одним из элементов параллельный 2С, но видимых ошибок у них не было и в других, более сложных элементах. Поэтому судейский вердикт их порадовал - получив свой season best в 134.60 балла, китайцы смогли подняться на итоговое 2-е место. Правда, положа руку на сердце, можно сказать, что не видать бы им подобного расклада, если бы не ошибки в произвольном катании двух наших пар.
Пожалуй, давно уже не приходилось видеть столь же неудачный прокат короткой программы канадцами Кирстен Мур-Тауэрс и Майклом Маринаро, какой они показали в Турине: партнерша упала с выброса 3Р, партнер сделал степ-аут на выезде с параллельного 3Т, а параллельное вращение вообще проходило по принципу "кто в лес, кто по дрова"... От прекрасной лирической композиции, в которой мужская и женская партии сливаются в одно гармоничное целое, для эстетического впечатления остались нетронутыми лишь начало и конец. Ну и судейский вердикт канадцев не порадовал - 67.08 балла оставили их в конце турнирной таблицы.
Небезошибочным получился у Кирстен и Майкла и прокат произвольной программы. Сама по себе она мне очень нравится: нежная романтическая песня и под стать ей постановка, в которой найдены выразительные маленькие детали, украшающие программу, на протяжении которой партнеры скользят, не отрывая взгляда друг от друга, словно черпая в этом силы. Трогательно смотрится эпизод, когда фигуристы словно бегут, взявшись за руки, по полянке, залитой солнцем. И, словно не желая ни на секунду терять связь с партнершей, Майкл, отправив ее в выброс 3С, сделал движение, продолжающее траекторию полета Кирстен, и упал на руки - ошибка, которую редко приходится наблюдать в парном катании. Было у них и несколько более мелких недочетов, не нарушающих столь явно ауру программы.Арбитры оценили этот прокат в 130.91 балла, что позволило канадцам подняться на одно место в турнирной таблице и стать в итоге 5-ми.
Не самым лучшим образом - для себя, в первую очередь, - откатали короткую программу Вэнцзинь Суй и Цун Хань: партнерша коснулась рукой льда на выезде с выброса 3Ф, было заметное расхождение во вращении, да и поддержка их получила всего лишь 2-й уровень. Однако даже при подобных недочетах катание этой пары завораживает как своим точным хореографическим отражением музыкальной темы, так и удивительным взаимодействием партнеров, которые - и это заметно невооруженным глазом! - на одной волне проживают каждое мгновение своего выступления. Результат фигуристов не самый высокий - 77.50 балла, но этого им вполне хватило, чтобы выйти в лидеры.
Во время исполнения китайцами произвольной программы дважды дрогнул партнер, сорвав оба прыжковых элемента - каскад 3Т - 2Т (второй прыжок у него получился лишь одинарным) и 3С, в котором Хань сдвоил прыжок. В первой части программы на сей раз я не ощутила безусловного погружения в нее фигуристов, но после блестящего исполнения амплитуднейшего выброса 3Ф, после которого Вэнцзинь выехала с непоколебимой уверенностью и откуда музыка начала идти по нарастающей, магия единства в движении вернулась на круги своя и конец программы я досмотрела с комом в горле. Арбитры оценили этот прокат без скидки на авторитеты и выставили Суй и Ханю 134.19 балла, вследствие чего они проиграли в произвольной программе своим товарищам по сборной, но сохранили за собой итоговый первый результат.
Подводя итоги соревнованиям пар, нельзя не отметить, что на сей раз наши фигуристы были, как никогда, близки к тому, чтобы завоевать даже не одну, а две медали. При тех ошибках, которые допустили в своих прокатах Вэнцзинь Суй и Цун Хань, Александра Бойкова и Дмитрий Козловский, катаясь на своем привычном уровне, даже не показывая рекордных результатов, вполне могли обойти китайцев, а Дарье Павлюченко и Денису Ходыкину было так же по силам встать в итоговой таблице выше Чен Пень и Яна Цзиня. Увы, в нужном месте и в нужное время звезды не сложились в пользу этих фигуристов. Тем ценнее успех Анастасии Мишиной и Александра Галлямова, которые, в тот же самый нужный момент вынырнув из-за спин наших лидеров этого турнира, смогли справиться с нервами и показать достойные прокаты, принесшие им в итоге бронзовые медали. Ну а Саше с Димой и Даше с Денисом этот урок надо усвоить крепко-накрепко, чтобы уже к чемпионату России подойти в оптимальной форме.
Французу Кевину Эймозу пришлось поволноваться перед началом проката короткой программы, когда ему поставили музыку не с нужного момента. Зная о том, что у этого фигуриста весьма лабильная психика и увидев его умоляющий взгляд, который он бросил на зрителей, бурно его поддерживающих, словно прося их не мешать ему сосредоточиться, я опасалась, как бы он свое выступление не провалил. Но к чести Кевина, он не только смог обуздать свои нервы, но и выдал лучший в сезоне прокат короткой программы, блестяще исполнив и 4Т, и каскад 3Л - 3Т, и 3А, ну уж а на дорожках и вращениях показал себя во всей красе, четко расставляя движениями музыкальные акценты и с удовольствием демонстрируя зрителям маленькие хореографические находки, щедро рассыпанные в программе. С результатом в 96.71 балла Эймоз расположился на текущем 3-м месте.
С невероятным душевным подъемом француз откатал свою произвольную программу! Лишь один элемент ему не удался - он упал с 4Т, все же остальное, включая каскады 4Т - 3Т и 3А - 2Т, а также 3А он исполнил просто здорово! Очень много в его программе "фирменных фишечек", придающих ей особый колорит, и в каждый миг руки фигуриста живут свой особой жизнью, но в полной гармонии с работой ног. Получив свой season best в 178.92 балла, Кевин разрыдался от счастья, поняв, что впервые становится бронзовым призером финала Гран-при.
Если вспомнить известный афоризм, верблюду сквозь угольное ушко протиснуться невозможно, ну а Боян Цзинь сумел практически невозможное совершить - пробился в финал, когда, словно сбитые летчики, посыпались на лед на своих последних этапах его основные конкуренты. Однако прокат короткой программы китайцу не удался: он с большим недокрутом приземлил на две ноги 4Л, неидеально выехал с каскада 4Т - 3Т и лишь 3А исполнил достойно. Более уверенно он чувствовал себя во вращениях, в дорожке же, на мой взгляд, выглядел осторожным и в целом каким-то отрешенным от того, что диктовала музыка. С результатом в 80.67 балла Цзинь занял текущее 6-е место.
На протяжении примерно 2/3 свой произвольной программы Боян вел непримиримую борьбу с прыжками, с некоторых из которых он упал (4Л и 4Т), другие же исполнил вполне прилично (каскады 4Т - 2Т, 3А - О - 3С и 3Л - 3Т, а также 3А и 3Ф), катаясь при этом "медленно и печально" от прыжка к прыжку, и лишь после исполнения последнего из них стал двигаться чуть живее. Должна сказать, что выбор музыкального сопровождения его произвольной программы в этом сезоне мне кажется весьма удачным, только вот при подобном прокате программа все равно не производит должного впечатления. Цзинь получил от арбитров 160.77 балла и сумел подняться на одно место и стать в итоге 5-м лишь благодаря провалу в произвольном катании Дмитрия Алиева.
Короткая программа у Дмитрия Алиева не то, чтобы не задалась, но и не удалась ему в полной мере. Каскад он исполнил не максимально сложный - 4Л - 2Т вместо 4Л - 3Т, затем были вполне добротные 4Т и 3А, но, видимо, с облегчением выдохнув после исполнения всех прыжков, Дима на какое-то мгновение потерял контроль над собой и споткнулся на дорожке, за что сразу был наказан потерей одного уровня, да и на вращениях выше 3-го уровня он получить не смог. Что же касается художественного впечатления от программы, то хотелось бы в ней увидеть у фигуриста меньше патетики и больше легкости, живости и пластичности, ведь Моцарта, чей образ он воплощает на льду, недаром называли "солнечным" композитором. Прокат Алиева в короткой программе с оценкой в 88.78 балла позволил ему занять текущее 4-е место.
Прокат же произвольной программы обернулся для Димы сущим кошмаром: после удачно исполненного 4Л он тут же упал с 4Т, потом сделал "бабочку" на еще одном 4Т, долженствующем идти в каскаде, упал с 3Ф, сорвал следующее за ним вращение, коснулся льда рукой на выезде с 3А и в довершении несчастий упал с заключительного комбинированного вращения. Лишь три прыжковых элемента на всю программу были исполнены чисто - кроме 4Л это два каскада 3Л - 3Т и 3Р - О - 3С, что, как говорил герой одного мультфильма, "маловато будет". Очень тревожно становится за Диму - только бы не вернулись прошлогодние его неудачи!.. С мизерными 131.26 балла Алиев опустился на последнее, 6-е место в турнирной таблице.
Чем больше по ходу сезона я смотрю короткую программу американца Нэйтана Чена, тем больше замечаю, как он прибавляет в ней от раза к разу не только в техническом плане (прыжки становятся все пролетнее и четче в исполнении, вращения и дорожки - более стремительными), но в особенности в художественном отношении, все более и более перевоплощаясь при ее исполнении на льду в художника, чья молодость прошла на парижском Монмартре. На сей раз Нэйтан не допустил при прокате ни одной ошибки, в блестящем стиле исполнив 4Л, 3А и каскад 4Т - 3Т и все остальные необходимые элементы, а когда он, в полном соответствии с ускоряющимся темпом мелодии, перешел к заключительному комбинированному вращению, у меня перед глазами всплыла картина, которую я имела счастье когда-то наблюдать в питерском концертном зале "Октябрьский": Шарль Азнавур, вальсирующий под заключительные аккорды своей песни и постепенно уходящий со сцены... Нэйтан так отчетливо-ясно проживал на льду каждый миг своей программы, что мне кажется, сам Азнавур сказал бы, что представить лучшей ледовой интерпретации его гениальной песни нельзя! Итогом этого фантастического проката стал лучший результата Чена в сезоне - 110.38 балла и его бесспорное лидерство.
А в поставленной совершенно в ином ключе произвольной программе Нэйтан превзошел сам себя, легко и чисто исполнив 5 (!) квадов, среди которых каскад 4Ф - 3Т, 4Л, каскад 4Т - О - 3С, 4С и 4Т, а кроме того еще и 3А и каскад 3Л - 3Т! Совершенно великолепны были у него все вращения и в особенности дорожка, вызывающая ассоциации с головокружительным брейк-дансом. При этом чувствовалось, насколько сам фигурист получает удовольствие от проката, заводя зал малейшим свои жестом. Нэйтан установил новый мировой рекорд, получив за свой прокат умопомрачительные 224.92 балла и обновив также рекорд по сумме двух программ - 335.30. Ну и, разумеется, стал победителем финала Гран-при этого сезона.
Александр Самарин в короткой программе, к сожалению, так же, как и Алиев, откатался небезошибочно: он сорвал оба квада - 4Л и каскад 4Ф-2Т, и лишь 3А вышел у него приемлемым. В отношении вращений и дорожек к Саше претензий не было - они были исполнены очень хорошо, но все же небезупречное исполнение основных прыжковых элементов подпортило общее впечатление от этой достаточно интересной и выдержанной в нужном ключе блюзовой программы. Оценка в 81.32 балла позволила Самарину расположиться на текущем 5-м месте.
Свою произвольную программу Саша начал достойным каскадом 4Л - 3Т, но при исполнении 4Ф сделал степ-аут и коснулся льда рукой, затем пустил "бабочку" на 4Т; два каскада 3А - 2Т и одиночные прыжки 3Л и 3Р проблем в исполнении у Самарина не вызвали. Однако с эстетической точки зрения его программа меня на сей раз не впечатлила - чувствовалось, что борьба с прыжками поглощает все внимание фигуриста и на что-то иное его попросту не остается. Получив за свой прокат 167.51 балла, он сумел подняться лишь на одно место и стал в итоге 4-м.
От Юзуру Ханью всегда ждешь чего-то необыкновенного на льду, ведь японец уже давно приучил зрителей к тому, что каждый его прокат становится событием, даже если не все у него получается в должной мере. Вот и на сей раз первые два прыжка - 4С и 3А были изумительными, а с 4Т Юзуру приземлился неудачно, так что не смог присоединить к нему 3Т и в результате остался без каскада. При этом на эстетическое впечатление от программы это повлияло мало - каждое движение, каждый шаг Юзуру по льду воспринимался как чистой воды произведение искусства, а от красоты его заключительного комбинированного вращения просто мурашки бежали по коже! При этом я очень люблю наблюдать за тем, как камера время от времени выхватывает взгляд фигуриста, который показывает, насколько сам он погружен в музыку и ДЕЙСТВО на льду. Однако неисполненный каскад дорого обошелся Ханю: он получил намного меньше, чем мог бы при безупречном прокате - 97.43 балла и занял текущее 2-е место.
Все свои силы - как физические, так и душевные - Юзуру постарался вложить в прокат произвольной программы. Он прекрасно исполнил 4Р, 4Л, 3Л, 4С, каскад 4Т - 2Т, но сделал степ-аут после каскада 4Т - О - 3Ф и "бабочку" на 3А, который был у него задуман в комбинации с еще одним 3А. Но даже при несовершенном исполнении катание Юзуру смотрелось волшебно, потому что не было ни одного мгновения программы, когда бы он не проживал то, что исполняет, каждой клеточкой своего тела: руки, взгляд, движение головы - все играет на образ, и все это музыкально в превосходной степени! 194.00 балла, о которых многие фигуристы могли бы только мечтать, для Ханю далеко не предельный результат, и на сей раз его хватило только для завоевания серебряной медали. Мне очень жаль, что Юзуру не смог сделать себе подарок в день своего 25-летия, но так хочется верить, что впереди у него еще много побед, радость от которых он разделит со своими поклонниками!
Оценивая результаты на этом турнире наших ребят в целом, становится как-то тревожно за их будущие баллы и места на главных стартах сезона. Если после ухода из любительского спорта Хавьера Фернандеса мы уже было начали прикидывать, что и Саше Самарину, и Диме Алиеву, и, возможно, Мише Коляде, о чьей спортивной форме в этом сезоне можно пока только догадываться, вполне по силам замахнуться на самый высокий результат на чемпионате Европы, то теперь стало ясно, что надежды эти вполне могут и не оправдаться. В очень опасного конкурента вырос Кевин Эймоз, а ведь есть еще и не менее великолепный итальянец Маттео Риццо, да и Мориса Квителашвили я бы не сбрасывала со счетов. Что же касается мирового первенства, то здесь пропасть между Ченом с Ханью и остальными фигуристами, кажется, только углубляется. Да и Винсент Чжоу вполне может преподнести сюрприз, у него тоже несколько квадов в обойме имеется. Все это - "информация к размышлению", а к нашим ребятам одно главное пожелание - "стабильность превыше всего"!
Александре Степановой и Ивану Букину выпал неудачный жребий - открывать соревнования в ритмическом танце. Возможно поэтому мне показалось, что ребята были несколько скованны, в особенности на финстепе мне не хватило толики бесшабашности, которая при той высокой технике, которой в должной мере овладели Саша и Ваня, заставляет танец играть всеми красками. В целом все выглядело гладко, и с костюмом и прической волнений не было, но полученных нашими фигуристами баллов - 81.14 - им хватило лишь для того, чтобы занять текущее 5-е место.
В произвольном танце Саша и Ваня были, на мой взгляд, очень хороши: великолепные, на впечатляющей скорости твиззлы, красивые поддержки (акробатическая, мне, правда, показалась исполненной не столь легко, как по обыкновению), интересный рисунок танца, в котором ледовый диалог ребят по-настоящему трогает... Честно говоря, я ждала результата значительно более высокого, чего-нибудь, ближе к 130 баллам. Но арбитры оценили этот танец в 123.74 балла, поставив их тем самым ниже канадцев по итогам произвольного проката, однако в целом Степановой и Букину удалось слегка подняться вверх по турнирной таблице и занять итоговое 4-е место.
Ритм-танец Пайпер Гиллес и Поля Пуарье - один из самых моих любимых, и в течение каждого их проката с моего лица не сходит улыбка. как отклик на тот привет, который словно посылают лично мне своими улыбками через все расстояния канадские танцоры. Очень нравятся мне позиции, найденные ими в твиззлах (хотя на повторе и было в них заметно небольшое расхождение) и полный восторг - их заключительная вращательная поддержка! Не разделяю мнения Татьяны Анатольевны Тарасовой, что этот танец менее интересен, чем произвольный танец Пайпер и Поля, но вкусы у всех разные. Судьи оценили прокат канадцев в 79.53 балла, что позволило им занять текущее 6-е место.
Не меньше нравится мне и произвольный танец этого дуэта, который, вне всякой логики, Татьяна Анатольевна накануне хвалила, а в день произвольного проката заметила, что он не принадлежит к числу лучших у Гиллес и Пуарье (!) Мне же в этом танце всего хватило - и неожиданных поддержек, и прекрасных твиззлов, и эффектных дорожек, а больше всего хватило той атмосферы нежности и душевной приязни, которую фигуристы этим танцем создают. Изящные костюмы приятного карамельного оттенка дополняют общее впечатление от танца, за который арбитры поставили канадцам 123.97 балла, что позволило им занять итоговое 5-е место.
На заметном эмоциональном подъеме исполнили свой ритм-танец Мэдисон Чок и Эван Бейтс! Мэди превосходно чувствовала себя в роли обольстительной сердцеедки, а Эван - в роли ее восторженного воздыхателя. Небольшой рассинхрон в твиззлах, заметный на повторе, общей благоприятной картины, в принципе, не нарушил, очень хороша была акробатическая поддержка, а заключительная часть танца отсылала к ассоциациям с героями голливудских фильмов, танцующими зажигательный степ. С оценкой в 81.67 балла американцы расположились на текущем 3-м месте.
В произвольный танец Мэди и Эвана я влюбилась с первого же просмотра, а по ходу сезона они в нем только прибавляли. Для меня, наряду с произвольным танцем Габриэллы Пападакис и Гийома Сизрона, это однозначно лучшая постановка сезона! В нем оригинален каждый шаг и каждый жест, образ Змейки - просто находка для того, чтобы подчеркнуть изумительную гибкость и грацию Мэдисон. Татьяна Анатольевна Тарасова в своем комментарии упрекнула фигуристов в том, что партнера совершенно не видно на фоне очаровательной партнерши. Но мне кажется, в подобном танце было бы странно видеть равнозначно яркие партии партнеров, поскольку он явно не был задуман как поединок Юноши со Змеей. Я, например, Эвана в танце вижу; да, он не выходит на первый план ни в одном из моментов танца, но ведет партнершу хоть и незаметно, но оттого не менее уверенно и в любой момент служит ей опорой. Что касается утверждения, что это "танец - просто танец", то я бы тоже с этим поспорила. Почему бы не рассмотреть его как воплощенную на льду сказку о заколдованной в змею Девушке и освободившем ее от злых чар прекрасном Принце? Что-то вроде нашей Царевны-лягушки? И еще меня удивило утверждение Татьяны Анатольевны о том, что "образ змеи очень много раз катали". Сколько лет смотрю фигурное катание и не могу припомнить, хоть убей, НИ ОДНОГО случая, что бы кто-то в каком бы то ни было виде этот образ воплощал. Возможно, Тарасова имела в виду выступления в каких-нибудь шоу, которые я давно уже не смотрю, потеряв к ним интерес. Арбитров этот танец, похоже, также не оставил равнодушным, поскольку Чок и Бейтс получили за него свой season best в 129.01 балла и заняли итоговое 2-е место.
Ритм-танец Виктории Синициной и Никиты Кацалапова - один из самых удачных по постановке в этом сезоне среди всех дуэтов, с этим соглашаются практически все. На сей раз в нем ребята, правда, мне показалось, выглядели не столь беззаботными и безоговорочно счастливыми, как обычно, да еще Никита, увлекшись, допустил крошечный сбой на дорожке, выглядящий со стороны как особо лихое коленце, но от судей этот недочет не ускользнул. Оценка наших танцоров за этот танец составила 81.51 балла, что соответствовало текущему 4-му месту.
В начале сезона произвольный танец Вики и Никиты нравился мне не слишком, воспринимался мною как менее удачное повторение замечательного прошлогоднего. Но своими прокатами на этапах ребята сумели убедить меня в том, что он по-своему интересен и прекрасно отражает состояние души фигуристов, которое я для себя назвала "грезы любви, воплощенные в жизнь". На мой взгляд, и в Турине они танцевали очень достойно, возможно, не так отдаваясь стихии танца, как, например, в Москве, но очень хорошо, поэтому судейский вердикт в 121.88 балла меня попросту огорошил. За что, помилуйте, такие баллы? При тех плотных результатах, которые были показаны в коротком танце, это означало только одно: Синицина и Кацалапов замыкают шестерку дуэтов, вышедших в финал.
"Не ошибается только тот, кто ничего не делает" - словно держа в голове этот афоризм, откатали свой ритм-танец Габриэлла Пападакис и Гийом Сизрон. Они удачно прошли все подводные рифы финстепа, составляющего у них первую часть их "Аэробики", а во второй части танца Габи вдруг припала на колено во время исполнения одного из твиззлов. Этот кратковременный сбой не повлек за собой ни нарушения ритма танца, ни каких-либо еще ошибок - третья часть танца прошла с привычным драйвом, но оценки за свой прокат французы увидели для себя относительно невысокими - 83.83 балла. Впрочем, их хватило для того, чтобы захватить лидерство, хотя и с небольшим отрывом от последующих мест.
Произвольный танец Габи и Гийома считаю их новым шедевром! Наверное, я бы никогда не стала слушать саму по себе ту песню, которая составляет музыкальную канву их танца, но в том-то и уникальность этих фигуристов, что они могут сделать "своей" любую музыку и заставить зазвучать ее на льду так, что она проникает куда-то в самые глубины души. Они опять заставили меня не дышать в эти минуты, пока творили на льду коньками свою песню. Глядя на них, вспоминаешь строки Поля Верлена; "Всего милее полутон. Не полный тон, но лишь полтона. Лишь он венчает по закону Мечту с мечтою, альт, басон"... Когда-то так же самозабвенно скользили по льду Людмила Белоусова и Олег Протопопов в парном катании, в женском одиночном - Пегги Флеминг, у танцоров же ничего подобного за все годы я не припомню. Превосходное исполнение произвольного танца французами было по достоинству оценено судьями, которые поставили Пападакис и Сизрону 136.02 балла, что принесло им очередную победу.
Мэдисон Хаббелл и Закари Донохью на сей раз, мне показалось, в ритм-танце выглядели как-то особенно уверенными в своих силах. И хотя Мэди чуть-чуть "повело" на твиззлах, она быстро овладела собой и не допустила срыва элемента, а в остальном придраться к американцам было трудно - технически они выглядели очень хорошо и в полной мере передали своим танцем атмосферу мюзикла как неотъемлемого элемента американской культуры. Мэди в ярко-красном платье со слегка растрепавшейся прической в стиле 1950-х годов была просто неотразима! Ну и оценки за свой танец они получили очень высокие - 82.72 балла и разместились сразу вслед за французами.
Их произвольный танец нынешнего сезона не кажется мне большой удачей. Да, он позволяет Мэди и Заку продемонстрировать свои сильные стороны - мягкое катание на глубоких дугах, задушевность во взаимодействии партнеров, но я не увидела в нем какой-то изюминки, образы героев мюзикла даны как-то пунктирно. Вызывает отторжение своим неэстетичным видом вращательная поддержка, да и акробатическая выглядит лишь немногим лучше. К тому же на сей раз танцоры допустили явное расхождение на твиззлах. Одним словом, при всей моей симпатии к Мэди и Заку, прокат американцев на сей раз меня не впечатлил. Однако у судей было другое мнение и Хаббелл - Донохью получили за свой прокат 125.21 балла, что составило их лучший результат в сезоне и позволило хоть и опуститься на одно место в сравнении с ритм-танцем, но завоевать "бронзу". Правда, для них это явный шаг назад по отношению к прошлому сезону.
Подводя итоги соревнований танцоров, не могу не высказать своего огорчения по поводу неудачных итогов турнира для наших ребят. Правда, хочу отметить, что здесь собрались действительно все лучшие мировые дуэты, за исключением итальянцев Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри, которые, как показывают итоги двух этапов, в которых они принимали участие, также способны получать самые высокие оценки. И при сравнении всех этих дуэтов, кроме французов, которые для меня стоят особняком от остальных, по уровню мастерства, разницы у шестерки вышеназванных дуэтов я в общем-то не вижу. Не могу сказать, что наши дуэты в чем-то превосходят своих зарубежных соперников, так же, как и иностранцы - наших. Никто ни в чем друг другу не уступает - это точно. Поэтому на каждом турнире на первый план будут выходить креативность постановки и чистота исполнения, ну и, разумеется, подковерные игры, которые в танцах всегда как-то особенно были в ходу, не следует сбрасывать со счетов. Поэтому огорчаться результатам наших танцоров можно, удивляться - вряд ли. Но пусть на главных стартах сезона им все-таки сопутствует удача!
Соревнования в женском одиночном разряде открылись прокатом короткой программы Алены Косторной, и это было незабываемое зрелище! Как пушинка, взмыла вверх Алена в роскошном 3А, затем так же изумительно исполнила 3Л и каскад 3Ф - 3Т, с переходом ко второй части программы, где музыка ускоряется, она каждый ее нюанс отразила в работе ног и в связанных с нею движениях рук - и дорожка со всеми связками, и вращения были исполнены предельно точно и на редкость законченно. Косторная получила за этот прокат оценку,обновившую ее же мировой рекорд, установленный совсем недавно - 85.45 балла и уверенно захватила лидерство.
Не меньшим потрясением для зрителей стал прокат Аленой произвольной программы, в которой она безупречно исполнила каскад 3А - 2Т, 3А, 2А, 3Р, каскады 3Ф - 3Т и 3Ф - О - 3С, а также 3Л. Ее дорожка была хоть и не столь замысловатой, как, например, у Щербаковой, но работа ног и рук в ней отличалась какой-то особой изысканностью, а вращения впечатляли стремительностью и красотой позиций. При этом каждое мгновение программы Алена находилась в таком эпицентре зрительского внимания, какого удостаиваются только самые выдающиеся мастера, благодаря тому, что на всем ее исполнении лежал отпечаток подлинного духа артистизма. Получив свой season best в 162.14 балла и обновив мировой рекорд по сумме двух программ - 247.59 балла! - Косторная стала победительницей этого финала!
Вышедшая на лед в короткой программе сразу вслед за Косторной Александра Трусова, понимая, что для того, чтобы не упускать лидерства при существующих правилах, запрещающих женщинам исполнять в короткой программе квады, ей как воздух необходим 3А, пошла на риск и включила его в свою программу, однако не докрутила его и упала. Все остальные элементы, включая 3Ф, каскад 3Л - 3Т, вращения и дорожки Саша исполнила выше всяких похвал, но эстетическое впечатление от ее катания у меня осталось не самым высоким, а судьи оценили ее прокат в 71.45 балла, что для нее является весьма скромным результатом. Эти баллы позволили Трусовой занять лишь текущее 5-е место.
В произвольной программе Саша заявила рекордное количество квадов и с первых же секунд бросилась в огненную стихию своего номера, открыв его роскошным 4Ф. Дальше она пустила "бабочку" на 4С, но потрясла зал своим следующим прыжком - 4Л, а затем исполнила два каскада подряд; 2А - 3Т и 4Т - О - 3С. При исполнении 4Т Саша оказалась на льду, но заключительный каскад 3Л - 3Т исполнила безошибочно. Дорожка, которая началась после этого каскада, далась фигуристке нелегко (еще бы, после такого-то фейерверка головокружительных прыжков!), чувствовалось, что Саша контролирует в ней каждый свой шаг, но заключительное вращение было прекрасным! Ясно, что Трусова шла ва-банк и рассчитывала на максимально высокие баллы, которые позволили бы ей обойти всех тех, кто после короткой программы расположился выше нее, но результата в 161.73 балла, о котором могло бы только мечтать большинство спортсменок, ей хватило лишь для завоевания бронзовой награды.
Анна Щербакова планке, поставленной Аленой Косторной, упасть не дала - настолько вдохновенно и технически безупречно откатала свою изысканную короткую программу с великолепными 2А, 3Ф и каскадом 3Л - 3Р, красивейшими вращениями и дорожками, что значительно улучшила свое прежнее достижение, получив от арбитров 78.27 балла, и расположилась на текущем 3-м месте.
Произвольную программу Ани считаю едва ли не лучшей из всех тех, что были представлены в этом сезоне на всех этапах: настолько она соответствует индивидуальности этой фигуристки - легкой, как перышко и при этом так глубоко наполненной внутренне. Она потрясающе исполнила каскад 4Л - 3Т, затем последовало падение с 4Ф, но дальше Аня каталась так, будто никакого падения и не было - 2А, 4Л, каскады 3Л - 3Р и 3Ф - О - 3С и, наконец, 3Л с поднятыми вверх руками. Одно удовольствие было наблюдать за ее филигранной дорожкой и превосходными вращениями, на которых она не потеряла ни одного уровня! Ну и результат оказался лучшим для нее в сезоне - 162.65, что позволило ей стать серебряным призером соревнований.
Рика Кихира свою короткую программу откровенно провалила: сначала она подставила вторую ногу на выезде с 3А, а затем упала с каскада 3Ф - 3Т, и лишь 3Р ей удался в полной мере. Со всеми остальными элементами у японки проблем не возникло, да и эмоциональный настрой программы, несмотря на ошибки, ей в целом удалось сохранить, но судейский вердикт в 70.71 балла отправил ее в самый "подвал" турнирной таблицы.
В произвольной программе Рика пошла на риск и прыгнула 4С, правда, не удержалась на выезде и упала, но затем продолжила программу как ни в чем не бывало и исполнила каскад 3А - 2Т (правда, с недокрутом на первом прыжке), 3Ф, 3А, каскады 3Ф - 3Т, 2А - О - 3С и 3Р. Может быть, понимая, что терять ей уже нечего после провала короткой программы, она каталась легко и с настроением, просто получая удовольствие от проката. И результат не замедлил сказаться - 145.76 балла и итоговое 4-е место.
Брейди Тэннелл, понимая, что соревноваться с нашими девочками и Кихирой ей, по большому счету, нечем, чтобы обойти хоть кого-то из них, могла делать ставку лишь на свой чистый прокат и ошибки соперниц. В короткой программе американка откаталась в целом удачно, лишь на каскаде 3Л - 3Т у нее обнаружился недокрут на втором прыжке, а 2А и 3Ф она исполнила неплохо. Мне нравится короткая программа Брейди, которая как нельзя лучше подходит к индивидуальности фигуристки, скрадывая ее недостатки и подчеркивая сильные стороны - музыка, имитирующая ход часового механизма, является тем фоном, который делает логичными суховато-резковатые и в то же время очень четкие движения фигуристки, а ее вращения, в особенности прыжок в волчок с последующей сменой ноги, выглядят настоящим украшением программы. Теннелл получила за свой прокат 72.20 балла и заняла текущее 4-е место.
Очень понравилась мне Брэйди и в произвольной программе на чудесную музыку Эннио Морриконе. Она удачно исполнила весь свой прыжковый контент, включающий каскады 3Л - 3Т (дважды) и 3Ф - 2Т - 2 Р, прыжки 2А (дважды), 3С и 3Р, была точна в дорожках и вращениях, а главное, каталась очень лирично и задушевно, в полной гармонии с музыкой. Теннелл получила за свой прокат 139.98 балла, что при отсутствии у нее элементов ультра-си можно считать практически пределом возможного. С этими баллами она заняла итоговое 5-е место.
Завершала соревнования в короткой программе Алина Загитова, и это был ее лучший в сезоне прокат: безошибочно, уверенно, с большой внутренней экспрессией исполнила она все заданные элементы, включая каскад 3Л - 3Р, 2А и 3Ф, отчеканила все дорожки и до конца держала позиции во вращениях. Программа предстала глазам зрителей и арбитров такой, какой и была задумана, когда каждым своим движением фигуристка отражала полный душевной боли голос певицы. Судейский вердикт поставил Загитову на 2-е текущее место с ее личным рекордом в 79.60 балла.
К сожалению, подтвердить свое высокое реноме в произвольном катании Алине не удалось - прокат для нее вышел катастрофическим: сначала она приземлилась на две ноги в каскаде 3Л - 3Р, затем упала с 2А, ну а потом недокруты и косяки посыпались, как из рога изобилия, практически на всех прыжковых элементах. Лишь в заключительной дорожке, видимо, поняв, что терять ей уже нечего, фигуристка, сияя ослепительной улыбкой, показала ту работу конька, на которую она способна, и это впечатляло. С оценкой в 125.63 балла Загитова в итоге оказалась 6-й.
Я очень рада не только тому, что весь пьедестал в женском одиночном катании оказался нашим, но и тому, в каком порядке расположились фигуристки, поскольку именно так и выглядел мой "пьедестал мечты". Я убедилась, что триксели в борьбе с квадами могут конкурировать на равных при безупречном исполнении всех остальных элементов, а Алене Косторной это вполне по силам. Борьба девочек между собой была красивой и честной, и это наполняет меня гордостью за наших красавиц! Предсказать заранее результаты соревнований, если они в них участвуют, практически невозможно, и это сохраняет интригу до конца, что тоже немаловажно для поддержания интереса к фигурному катанию. При этом, повторюсь, поскольку я об этом уже писала, места в сборной на главные старты сезона для более взрослых девочек - Туктамышевой, Загитовой, Медведевой и т.д. я не вижу, если не случится форс-мажора. Косторная, Щербакова и Трусова вышли в открытый космос, тогда как остальные продолжают свое дело на земле. Разные стихии предполагают разных исполнителей. Как бы ни хотелось некоторым, чтобы именно их любимицы продолжали оставаться на верхней ступеньке пьедестала, с'est la vie, как говорят французы. Ну а любовь зрительская - она на то и любовь, чтобы человеку продолжать оставаться с предметом своей любви. Так что будем любить всех наших девочек, что нам еще остается!
Юзуру на этом турнире был самым сильным моим переживанием. И когда Шун Сато победил у юниоров, для меня это ощущалось, как своего рода подарок свыше для Ханю, тем более, что парень - его земляк, из Сендая, и даже носит кулон, который Юзуру подарил ему в детстве. Поэтому мне было очень радостно прочитать в интервью Юзуру, что хоть сам он сегодня не смог "поднять флаг Японии в центре", но это сделал Сато, и Юдзуру "был очень горд и счастлив петь гимн Японии вместе с Шуном". Возможно, это моя сентиментальность, но именно эта история останется в моей памяти от финала Гран-При в Турине.