8 мин.

Лебедь Губановой vs. жуткий лебедь Загитовой. Хореография в гифках и разборе

Приветствую тебя, Нео! Объясню, почему ты здесь. Потому что ты что-то понял. Ты не можешь выразить это, но ощущаешь. Ты всю жизнь ощущал, что мир фигурного катания не в порядке. Странная мысль, но её не отогнать, она как заноза в мозгу. Если хочешь узнать, что собой представляет матрица фигурного катания, читай дальше. Если хочешь пребывать в сладком иллюзорном мире - вот тебе синяя таблеточка, вот тебе стакан воды, вот тебе направление на ветки sports.ru. 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Напоминаю, что в блоге мы не занимаемся хейтом, не лезем в личную жизнь фигуристов и фигуристок, не обвиняем их практически ни в чём, не оскорбляем. Мы оцениваем их мастерство фигурного катания.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фигурное катание давно представляет собой во многом созданную судьями и руководством симуляцию. Новоприбывшие болельщики слепо доверяют накрученным баллам навязанных кумиров, а понимающие толк в этом виде спорта люди лишь разводят руками, когда в виде суперчемпионки им подсовывают заурядную фигуристку. Наглядный пример такой циничной подмены Морфеус много раз уже показывал. Сегодня героиней моего разбора будет Алина Загитова, и сегодня же будет продемонстрирован, пожалуй, один из наиболее ярких примеров того, до какого абсурда дошло фигурное катание.

Очень важным навыком, которым должен владеть фигурист, является хореография. В нормальных группах не один час проводят за балетным станком. Изучают также современный танец. В сущности, что есть фигуристка или фигурное катание? Фигуристка - балерина, фигурное катание - балет на льду со спортивной составляющей. Танцевальная подготовка, согласно правилам, уже давно должна влиять на спортивные результаты, т.к. без неё презентация будет выглядеть нелепой даже при самом выдающемся артистизме и умении заводить зал. Без танцевальной подготовки невозможно выразить точно ни один образ, невозможно смотреться на льду красиво и гармонично.

Иногда фигуристы усложняют себе задачу и берут довольно известные образы, требующие особого уровня данных и уникального таланта. Одним из таких является "лебедь". Даже в балете к нему допускаются лишь избранные, т.к. лебедь - грациозная, утончённая, красивая, величественная птица, и никак иначе его танцевать, что на сцене, что на льду, нельзя.

Есть известный балет Чайковского, есть и другие композиции. К примеру, российская фигуристка Анастасия Губанова в сезоне 2016-2017 гг. исполняла прекрасную короткую программу под музыку Камиля Сен-Санса. 

Да, нынешняя потяжелевшая, не такая выразительная Губанова не чета той "допубертатной" красавице, но мы сейчас оставим в стороне тему возраста в фигурном катании. Можно однозначно говорить о том, что это было одно из самых деликатных, искусных, красивых воплощений образа лебедя на льду. Многие западные, да и российские болельщики (тогда ещё болельщики, не фаны, и, тем более, не боты) совершенно справедливо писали, что у Насти "лучшие руки в женском ФК". И в том сезоне 2016-2017 это было, пожалуй, правдой.

Несколько гифок:

Пластичные, естественные, мягкие движения, балетные руки-"крылья", балетные пальцы, незадранные плечи, неброшенные локти, свободный корпус, спирали с дотянутыми ногами. И ко всему этому ещё и отличное скольжение: плавное, на одной ноге, с контролем дуг и рёбер. Даже при заходе на неудачный риттбергер, Губанова не выпадала из образа, держа руки в хореографической позиции. 

Оценивается ли хореография в фигурном катании? Конечно. Собственно, был именно такой компонент, его почему-то переименовали в композицию, но, тем не менее, в презентации есть: "осанка и чёткость движений", "Разнообразие и контрастность движений и энергии", в композиции: "Фраза и форма (движения и рисунок должны отражать музыкальные фрагменты)", в интерпретации "Выражение характера музыки/чувства и ритма", "использование тонких оттенков" и много других критериев, напрямую зависящих от качества хореографии.

Что же у нас получила Настя за такое катание даже от российских судей:

Представление:  7.82

Композиция:  8.11

Интерпретация: 8.25 

А теперь посмотрим, сколько получала Загитова, и какой у нее вышел "лебедь".

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Загитова катала под великую музыку Петра Ильича в следующем сезоне, причём также короткую программу. Если б не этот фактор, а также балетная пачка, то можно было б оправдать её программу как авангардную, необычную (на самом деле, нет), но два вышеупомянутых обстоятельства автоматом относят её КП именно к "балетным", и судить мы обязаны по меркам классической хореографии. Впрочем, танцевальную подготовку Загитовой ни по каким меркам никакой хореографии хорошей не назовёшь. Просто смотрим:

Кромешный ужас. Лебедь-робот + корявая "качалка" с согнутой ногой:

Попыталась Алина сделать пластично. Получилось угловато. Также можно сравнить качество "ласточек": 

Лебедь, сильно задрав плечи, попытался взлететь и опять с угловатыми крыльями:

Ещё один трэш от Даниила Марковича. Попробуйте найти аналог в балете или ФК:

И это приседание, конечно, тоже очень грациозное, элегантное... но не для лебедя: 

Понятно, что такой эстетический кошмар, приправленный уже разбираемой Морфеусом манерой скольжения вприсядку у Алины не должен иметь очень высоких оценок. Означает ли это, что Загитова плохая фигуристка? Вовсе нет. У неё есть или были свои сильные качества типа вращений, стабильности, выносливости, да и постановкой прикрыть её постарались неплохо. Но в то же время Загитова совершенно точно не относится к лучшим и особо одарённым фигуристкам. Тем не менее, в оценках мы видим следующее:

Представление:  9.04

Композиция:  9.39

Интерпретация: 9.32

А дальше, Нео, ты помнишь... разгрибовали к Олимпиаде ещё больше. Настоящая чемпионка Кейтлин Осмонд хоть фигурой и не очень походила на лебедя, и то смотрелась грациознее и натуральнее. Про разницу в качестве скольжения и говорить нечего. 

И так у Алины практически во всех программах... Поэтому всё пресловутое "влияние" Загитовой на фигурное катание и его популярность раздуто. Влияние - это когда тренер показывает элемент и говорит: "делай, как она". Нормальные тренеры при виде такой хореографии, как у ОЧ, краснеют... или бледнеют. Они будут показывать руки Губановой, которая, конечно, никакой великой чемпионкой не стала и не могла стать, но здесь взята, как пример явно компонентного катания.

Любая стабильно прыгающая 15-летняя девочка с симпатичным личиком и золотой олимпийской медалью на шее вызвала бы у части публики любовь и обрела бы сумасшедшую популярность. За примерами далеко ходить не надо. Вопрос заключается в том, насколько реально классной и справедливой чемпионкой она является. Никто не сомневается в том, что Загитова является нормальной, неплохой фигуристкой в целом. Но выдающейся? Нет. 

Загитова - это одно из наиболее явных воплощений грибов, накрученных компонентов и GOE. Пример незаслуженных побед, сделанных на удачном попадании в момент, использовании мутных особенностей современного фигурного катания. Большая часть карьеры построена на судейских "подарках". За её несравненным артистизмом, в который свято верят фанаты, стоит такой же артистизм, как у Ольги Бузовой: артистизм огромного внушения и пиара. Артистизм рекордных оценок. Блеск металла, но не блеск мастерства. Признавать катание Алины "компонентным" - это признаваться в собственном дурном вкусе.

И никакие патриотически расклады, "номера в федерации", важность борьбы за медали не могут оправдать неспортивного характера того, что называется спортом. 

А ведь за незаслуженными победами следует и незаслуженная слава, рекламные контракты и т.д. Да, наверное, Загитова нарасхват. Ольга Бузова тоже нарасхват и что с того? За всем этим пшик - не важный ни для фигурного катания, как спорта, ни для фигурного катания, как искусства.

ГЛАВНОЕ: ПОДПИСЫВАЙСЯ НА БЛОГ, РАСПРОСТРАНЯЙ СТАТЬЮ ВЕЗДЕ, ГДЕ ТОЛЬКО, МОЖНО: В СОЦСЕТЯХ, МЕССЕНДЖЕРАХ И Т.Д. ПУСТЬ ЛЮДИ ЗНАЮТ ПРАВДУ О ФИГУРНОМ КАТАНИИ.