На сколько завышена оценка Трусовой на ЧР? Какое место она должна была занять? Анализ Морфеуса
На чемпионате России было очень много скандалов, о них так же много написано. Но как-то незаметно проскочила Александра Трусова, словно у неё всё в порядке с оценками и за технику и за компоненты. А вот на этом хотелось бы остановиться. Сразу скажу: вопрос не к самой фигуристке (хотя к тому, насколько на самом деле серьёзной была травма, вопросов много), а к судьям. Мы не оцениваем личность, а оцениваем катание.
Для КП выбрана музыка фильма "Фрида": сам саундтрек очень эклектичный, там намешана мексиканская музыка, танго, фламенко. Естественно, во всём этом запутался и Глейхенгауз, поставив ни рыбу ни мясо, ну и фигуристка тут такая, что может только испортить, если с ней не доработать, а не "вытянуть". Хотя, если смотреть на весь остальной путь Трусовой в ФК, то эта программа для неё ещё более-менее - по крайней мере, девочку попытались вписать в какой-то стиль, даже местами с хореографией.
Назовём это "испанскими мотивами"
Программу открывает простенькая и неумело исполненная хореографическая связка на одном месте, которая завершается неуклюжей позой номер 1 и номер 2. Запомните их, они дальше будут встречаться часто:
Слева - ни элемент из фламенко, ни спираль, ни арабеск. Это просто зачем-то отведённая в сторону некрасиво согнутая нога. Справа - один из многочисленных моментов, где Глейхенгауз зачем-то заставляет и без того непластичную Трусову кататься согнувшись.
К фильму "Фрида" и его сюжету эти позы тоже не имеют никакого отношения (Глейхенгауз в интервью это подтверждает, связи с кинокартиной у программы нет). Но есть, собственно, музыкальная тема, интерпретацией которой и должен заниматься фигурист на льду. А где эта интерпретация? Любой латиноамериканский/испанский танец, исполняемый женщиной сольно - это определённый темперамент, эмоция, страсть, "посыл".
Трусова же всю программу катает, как говорят артисты, "с холодным носом". Вообще никаких эмоций и никакого магнетизма, харизмы. Халтура. Очень плохая презентация и очень плохая интерпретация.
Далее перед трикселем Трусова проедет ещё разок так согнувшись и выйдет в какую-то совершенно нелепую позу:
Согнутая опорная нога, согнутая свободная, угловатые руки. Саша этим движением что-то там хватает, но не понять что. Смотрится жутко некрасиво и даже нелепо.
Вообще, программа Трусовой насыщена символичными движениями рук, но все они исполняются абсолютно формально - фигуристка слишком зациклена на прыжках, художественная часть ей либо непонятна, либо вторична. Перед триксельком она сделает тройку, выпад. Тем не менее, заход на прыжок простой.
С тройного акселя падение за счёт лютого недокрутища, который с какой-то стати не стоит в протоколе. На рапиде в трансляции Первого канала может возникнуть обман зрения, что недокрута нет, т.к. камера снимает от борта и ведёт всё время фигуристку. Но недокрут заметен был в реальном времени, с верхней точки, и на многих видео зрителей. Вот здесь очень хорошо видно:
Заход на тройной флип (липбергер) c фирменным для некоторых фигуристок группы "качеством":
Примерно так же в своё время хитрила Загитова. Подразумевается а-ля оригинальный заход через сложный поворот "выкрюк", но на самом деле исполняется серия простых шагов. Смысл в том, что выкрюк назад-наружу подразумевает сохранение этого наружного ребра, а Трусова (со 2-го на 3-й кадр) меняет ребро (с внешнего на внутренне), и делает более простую связку "перетяжка-тройка"
Флип снят очень плохо в трансляции Первого Канала (сбоку - да так, что правый конёк перекрывает "палевный" левый) и в повторе не показан вообще. Но у меня не было сомнений, что у Трусовой липяра, т.к. в произвольной программе на одном повторе он виден очень хорошо. Лип (флип с неверного ребра) хорошо завуалирован, смена идёт в самом конце, тем не менее, скриншоты выцепить удалось:
Конёк слегка вывернут наружу в последний момент перед тем, как левая нога будет подниматься "в прыжок" - это неверное (внешнее) ребро на флипе. Должен в протоколах стоять знак "е", но не стоит.
Некоторые из перебежавших в стан Трусовой новофанов начали писать, что с этого сезона она перестала читерить на старших зубцовых - толкаться зубцом и с меньшим преротейшном. Смотрим лип и видим, что это не так, к сожалению:
Отрыв на ход вперёд на старшем зубцовом - это при строгом соблюдении правил понижение прыжка на оборот (cheated take-off) с вычитанием GOE. Толчок ребром на зубцовом - poor take-off (плохой отрыв) - это ещё вычитания по GOE.
По-моему, у Трусовой только регресс. В сезоне 19-20 был ещё флипбергер, после Плющенко стал липбергер. Т.е. тут по гамбургскому счёту нужно тройной понижать до двойного, вычитать GOE (в том числе за плохой отрыв), а также ставить ребро. Цена этому флипу -5 GOE и база двойного прыжка. Но даже если не применять правило "недокрут на отрыве" - лип то должен стоять, читерский толчок тоже надо учитывать. Короче, жесткие снижения в любом случае.
На выезде из флипа опять эта цапля или коршун или... в общем, не знаю, что означает эта некрасиво согнутая нога:
Далее на выезде там опять халтура в скольжении. Фигуристка делает а-ля выкрюк назад-внутрь, но на деле вновь перетяжка-перетяжка-тройка. Т.е. вместо заявленного сложного шага читерством исполняет простую комбинацию шагов. Смысл тот же, что при заходе на флип.
Далее растанцовка, более внятная, чем в начале программы, и поехала на лутц-тулуп. Делается а-ля со сложной комбинации(с кантилевера), но выглядит он при заходе на каскад абсолютно формальным, сделан на долю секунды. Кантилевер лучше в хорео-секвенцию в ПП вставлять, а при заходе на прыжок, если уж делать спираль, то более внятно.
Лутц предполагает прер меньше полуоборота (обычно четверть и меньше четверти), у Трусовой даже больше четверти, где-то 210 градусов :
Единственный плюс по сравнению с собой двухлетней давности, что стала меньше задействовать ребро, но это не классический лутц, не стопор зубцовый, а прокрутка на зубце, чтобы придать себе вращательное движение.
Приземление с лутца корявенькое, тяжелое, "клюёт носом", нет плавности. И так на очень многих прыжках в ПП тоже. На тулупе опять корявая загогулина вместо выезда:
Вращения все невыразительные, блеклые.
Только дорожка поставлена хорошо, но тут даже обидно, что её дали Трусовой, потому что под такую выгодную тему фламенко другая фигуристка могла бы исполнить намного изящней и с темпераментом, который у Трусовой отсутствует как класс.
======================================================
ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Разбирать так же подробно произвольную программу считаю просто пустой тратой времени - качество программы и катания там ещё хуже. Остановимся на прыжках. Первый же четверной флип - конечно же, такой же липбергер. Ребро, пуэр-тейк, недокрут на отрыве, корявое приземление:
Левая нога завёрнута вправо (вовнутрь), а вот конёк левой ноги - во внешнюю сторону. Лип, должен быть знак "e".
На тулупе, с которого упала, тоже явный недокрут, который моргнули судьи:
Также Трусовой в произвольной исполнен тройной флип, естественно, с неверного ребра. По многим другим прыжкам есть вопросы по части докрута - всё на тоненького, около 90 градусов, с проседанием.
Трусова ни с одного прыжка не может выехать нормально!
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Подсчитываем "в лайт-режиме" накрутки на прыжках Трусовой на ЧР 2021-2022 (не применяя правила "недокрут на отрыве").
Из всех косяков у Трусовой на флипах стоят "!" (должно быть "e") и q на трикселе (должна быть галка). Ещё одно q на тулупе есть каскадном в ПП.
За 3A< с падением в КП Трусова должна была получить 3.2 балла
За 3Fe c плохим отрывом в КП Трусова должна была получить 3.39 балла (если GOE -1)
За 4Fe с плохим отрывом в ПП Трусова должна была получить 7.92 балла (если GOE -1)
За 4Т< с падением в ПП Трусова должна была получить 3.8 балла
За 3Fe с плохим отрывом во 2-й половине в ПП - 4.2 балла (если GOE -1)
Это ещё довольно мягкое судейство с моей стороны. Протокол с грибами здесь. Вычитаем из поставленного реальное
Итак, только на прыжках грибы Трусовой, как минимум, составили 3.24+7.75 = практически 11 баллов накрутки.
Но мы не забываем, что ещё есть компоненты. Ни на какие 9-ки Трусова не катает. На общем фоне при большой любви можно поставить 8 баллов за мастерство конька и 7.5-7.25 за связки (КП и ПП соответственно).
Что касается представления, интерпретации музыки и композиции, то даже на общем фоне Трусова - одна из худших, если не худшая.
Компоненты программы таковы:
Как видим, формулировки довольно бездарны, ибо общи, мало конкретики, переплетаются друг с другом. Хореография есть в каждом из этих компонентов, а с ней у Трусовой очень плохо.
Если общо и проще, то "представление" - это, собственно, артистизм фигуриста, актёрское мастерство при хорошей хореографической подготовке.
"Композиция" - на 50% зависит от работы постановщика, от постановки: она должна быть внятной, качественной, с задействованием всей ширины площадки и хорошей хореографией. На 50% зависит, собственно, от умения фигуристом всё поставленное исполнять.
"Интерпретация музыки" - показывает музыкальность фигуриста, чувство ритма, настроения музыки, стиля и наличие хореографического инструмента для воплощения тех самых "тонких оттенков".
У Трусовой более-менее можно оценить постановку и попытку интерпетировать в КП, по крайней мере, там есть намёк на стиль со стороны хореографа, а некоторые движения удачно поставлены в музыку, но всё портит жуткая пластика самой фигуристки и ошибки постановщика в том числе.
ПП абсолютно невнятна.
Представление проседает в обеих программах, оно просто на нуле.
Но естественно фигуристка с "квадами" не может получать 0, двойку, четверку. Но 6-ку она вполне может получать, т.к. даже на фоне остальных выглядит очень плохо.
Итак, мои максимально лояльные оценки Трусовой на ЧР:
КП:
конёк - 8, переходы - 7.5, представление - 6, композиция - 6.75, интерпретация - 6.75
ПП:
конёк - 7.5, переходы - 7.25, представление - 6.25, композиция - 6.25, интерпретация - 6.25
Кто-то скажет, что это оценки на уровне последних мест ЧР - так на этом уровне Трусова реально и катает, если отбросить в сторону прыжки.
28 + 53,6 = 81,6 - реальная оценка Трусовой за компоненты
35,6 + 74,1 = 109,7 - то, что поставили судьи на ЧР.
Итак, оценка Трусовой на ЧР согласно анализу блога "Матрица ФК" завышена на 39 баллов
Т.е. это 209.65 балла итого
С таким результатом на ЧР Трусова заняла бы 9-е место позади Хромых и Туктамышевой.
==============================================
Очевидно, что нет очевидности... в том, как Трусова отобралась на олимпийские игры. Почему-то восстановленные квады публике и большинству журналистов говорят о том, что у фигуристки со всем остальным полный порядок. Да нет, очень даже не порядок.
Морфеус уже много раз писал о том, что "явление Александра Трусова" для фигурного катания является довольно вредным. В 2017-м федра её тянула как первую юниорку из-за перспектив квадов, хотя каталась она хуже всех юниорок.
К тому же фигурная братия устроена так, что даже если фигурист катается просто ужасно, но при этом прыгает нечто невероятное, то ну... не может же она его в третью разминку задвигать? Компоненты начинают подтягивать к прыжкам. Вот и из очень слабой фигуристки Трусовой сделали звезду таким образом.
Но невероятного Трусова давно не прыгает. Её прыжки тоже грязные: с недокрутами, рёбрами, некачествнными заходами, толчками, приземлениями, выездами.
Сплошная грязь и в хореографии, в спиралях, во вращениях.
Александра Трусова - просто весьма среднего класса фигуристка, чьё второе место на ЧР не является каким-то неоспоримым. В большинстве стартов она при честном профессиональном судействе не попадала бы на пьедестал. Соперницы должны были пытаться оспаривать её баллы на протяжении многих лет.
ФФККР должна устроить дополнительные прокаты не только с участием Щербаковой и Туктамышевой, но и Трусовой с Хромых.
А вы словно не уловили суть моего комментария, его тезис. Если у Трусовой грибищи, то у других топов, кроме Туктамышевой, мега-грибищи. Все ошибаются хотя бы иногда. Только другие зачастую даже не пытаются сделать правильно не только транзишен, но даже шаги в дорожках, и по несколько раз, однако же четвёртый уровень и огромные плюсы за дорожки ставят не Трусовой.
"Она вся корявая"
Не вижу такого. Не богиня пластичности, но и не корявая. Над руками много работы в потенциале, но корпус хорошо работает у Трусовой. Например, Щербакова с неаккуратной техникой скольжения, торчащими коленками и неопрятными линиями смотрится гораздо хуже в плане хореографии, т.к. то, что делает она руками множится на ноль огрехами движений корпуса и ног. У Валиевой так же скольжение далеко не идеальное, хотя лучше, чем у Щербаковой.
В конце вы написали, что Саша должна оставаться позади Хромых и Лизы. Я с этим в корне не согласна. Так как если оценивать честно, то всех. Скорее всего по вашему идеалу судейства, Хромых опустилась бы куда ниже. В отличие от Саши у неё нету даже "намёка" на зубец.
В итоге если бы всех оценивали таким образом Трусова точно не стала бы девятой. У всех девочек без ультра си есть прер на тройных и за это снижают баллы. Даже у Лизы на тулупе тоже есть прер, особенно хорошо видно на каскаде 3Lz+3T (хотя на ЧР он у неё не получился). С таким супер честным судейством, все участницы набрали бы определённо меньше баллов чем сейчас. Но на распределение мест это никак глобально не повлияло бы. Так как у многих участниц есть проблемы с прерами, у кого-то с докрутами, у кого-то с рёбрами.
Во-вторых, компоненты очень спорная часть оценок, к примеру, мне нравится интерпретация Саши и Алёны. Это мой личный, субъективный выбор. За интерпретацию музыки, артистизм и композицию каждый даёт свою оценку. Так как эти термины "отражают" индивидуальные предпочтения судьи. Поэтому ваши слова про "накрутки компонентов" не имеют ничего общего с реальностью. То, что не нравится вам, может нравится другим.
Ксении уже 17 лет. К сожалению, в российских реалиях это означает, что у фигуристки уже большая часть пути позади)