16 мин.

Мишинская школа в её худшем виде. Почему провалился Плющенко-тренер. Часть 2

"Орёл никогда не тратил так много времени, как тогда, когда согласился учиться у вороны", - любители творчества британского поэта Уильяма Блейка наверняка вспомнят эту цитату. Поклонники фильма "Мертвец" Джима Джармуша тоже. 

Когда Алёна Косторная переходила к Евгению Плющенко, большего всего Морфеус опасался, что ворона в собственной Академии самолично возьмётся учить орла. Увы, отчасти именно это и произошло. Кровью сердце обливалось при взгляде на это:

 

 

Одна из самых компонентных фигуристок последних лет с великолепной базой скольжения, приятной глазу пластикой тела, природной способностью к воплощению разных образов Алёна Косторная тоскливо плетётся за новым "тренером", не врубаясь в то, почему он её пытается научить этим пошлым нелепым павлиньим движениям из собственных шоу нулевых годов. 

У человека, который начал смотреть фигурное катание лишь недавно, переход Косторной и Трусовой именно к Плющенко, наверное, вопросов не вызывал - очевидно позавчерашним юниоркам есть чему лично поучиться у столь титулованного мастера. Но, во-первых, как уже писал в первой части Морфеус, классный спортсмен не обязательно = классный тренер, во-вторых, фк настолько парадоксальный вид спорта, что в иных случаях тут могут титулы быть, а мастерство - нет. 

Нужно разделять такие понятия, как "спортсмен Плющенко" и "фигурист Плющенко". Как спортсмен он безусловно заслуживает уважения: за долгую карьеру, за катание через боль, за то, что много раз выручал российскую сборную, за умение настраиваться. 

Но вот к реальным умениям Евгения-фигуриста всегда было много вопросов. Более того, Морфеус лишь повторит, что считает его наиболее явным грибником в мужском одиночном катании 21 века. То, как сильно Плющенко переоценён, как завышены его оценки, можно доказать через многие аргументы и факты, но ещё нужно понимать, что это мнение не только Морфеуса. Десятки признанных имён в фигурном катании в разное время подвергали сомнению его "мастерство", особенно во второй оценке. 

Потому его способность научить Косторную и Трусову хоть чему-то из собственного арсенала вызывала вопросы. Где арсенал то?

Катание фигуриста определяют две вещи: талант и школа. К сожалению, Плющенко является воплощением всех худших качеств школы собственного тренера, Алексея Николаевича Мишина. Безусловно у этой школы есть относительно сильные стороны:  прыжки, техника в целом. Но вот вторая оценка - скорее, нет. Достаточно сказать, что за последние 30 лет у Мишина был лишь один человек, считавшийся однозначно очень "компонентным" для своего времени - Алексей Урманов. 

И то, здесь мы скорее говорим именно о природном таланте, стати, которую не ухудшила даже школа. И то - здесь мы делаем скидку на фигурное катание начала-середины 90-х годов, несомненно в разы менее классное в сравнении с нынешним. Это по меркам того времени Урманов считался классным катальщиком.

Конечно, можно вспомнить и такие примеры необыкновенно одарённых артистически, хореографически фигуристок, как Алиса Лозко и Елизавета Нугуманова. Но вот незадача - именно с Профессором эти девочки практически не занимались. Они продукт других тренеров и его жены. Сам же А.Н. в своё время избавился от обеих, ничуть не сожалея. Не его "типаж". 

Вы спросите: а как же Ягудин? Постойте-постойте. Просто сравните Ягудина образца Нагано-98 и Солт-Лейк Сити-2002. Две большие разницы. Неотёсанный, неуклюжий, провинциальный Лёша мишинских времён в своё время сделал самый верный шаг в своей жизни - перешёл к Тарасовой. И не только потому, что известный своим фаворитизмом Мишин его бы разменял на Плющенко.

Просто по окончании карьеры Алексей может показать, как минимум, две стильные, брутальные, модерновые программы, которые навсегда войдут в золотой фонд фигурного катания. Евгений не сможет ни одной. Чаще всего фанаты последнего говорят о Нижинском, весь шум вокруг которого построен лишь на факте "всех шестёрок во второй оценке" на одном старте.

Правда, старт то был в переходный период, когда уже внедрялась новая система, и ту судейскую щедрость воспринимать всерьёз право никак не получается. Более того, если попросить вспомнить, а что такого было в том Нижинском: ну, может, какой-то элемент, хореография уникальная какая-то, дорожки шагов, никто толком не вспомнит. Потому что не было ничего, кроме очередного Плющкинского "лубка". Более того, просто смешно смотреть посвящение великому балетному танцору от человека с отсутствием внятной балетной выучки. 

Вообще, всё это соперничество "Ягудин vs. Плющенко" высосано из пальца, потому как Евгений по реальной второй оценке никогда не был ровней Алексею, а в олимпийском сезоне - уж подавно. И без всяких Плющкинских падений на ОИ, Ягудин должен был при адекватном судействе выносить, но оного ожидать не приходилось, ибо Женечку писеевская федерация любила, а Лёшеньку - совсем не любила, чему есть свидетельства. 

Даже во времена старой системы за кулисами тренеры смеялись над тем, как непластичный мальчик пытался изображать Майкла Джексона, или над тем, как это юное белокурое создание с Дальнего Востока пыталось играть в испанскую страсть, выдавая себя эдаким соблазнителем, мачо.

 

 "Кармен" от Плющенко, вернее, от Мишина. Вы посмотрите, какая экспрессия, какой стиль, какие мотания головой! Хавьер Фернандес отдыхает! 

С 2002-го года ISU начал постепенно внедрять новую систему судейства, в которой вторая оценка стала разделяться на 5 более понятных зрителю компонентов. Она же подразумевала, что и фигуристы будут совершенствоваться в каждом из них, а не уповать на весьма общее понятие "артистизм", существовавшее до этого. 

Однако далеко не все тренеры и спортсмены сразу поняли, чего же от них теперь хочет ISU. Одним из тех, кто с большим скрипом адаптировался к новой системе был как раз "монстр" старой - Алексей Николаевич Мишин. Как следствие, остался в прошлом веке по катанию и его фигурист, выращенный на грядке прежних правил - Евгений Плющенко. В дальнейшем сотрудничество со странным, не очень востребованным в фк хореографом Давидом Авдышем усугубило ситуацию. 

КП-2003 "Адажио", дорожка по прямой. Набор каких-то нелепых пошлых непоставленных движений, которых нет ни в одном танце мира, просто неэстетичное хаотичное -рука и -голово машество без линий, форм, но зато с "харизмой".

 

Спасало, правда, то, что он был такой не один. За редким исключением в виде Ламбьеля и ещё мизерного количества мастеров, в мужском одиночном катании периода 2002-2006 смотреть не на что. Также Плющенко спасала инерция, имевшаяся от его успехов по старой системе, его звание первого номера России, закрепившееся после ухода Ягудина. Поэтому, несмотря на то, что мишинский фигурист толком не владел ни одним из компонентов, он всё равно получал довольно высокую вторую оценку. 

ПП-2004. Тот самый "Нижинский". Ну не может балетный танцор так задирать плечи, а голову прятать в них. Обратите внимание также сколь угловаты руки. В довершение образа "актёрское мастерство" от Евгения - наигранное страдальческое выражение лица в худших традициях абитуриентов театральных ВУЗов, кочующее, кстати, из программы в программу. 

 

КП-2005. "Лунная соната". Это ещё что такое? Курьёзный танец лыжников на одной ноге? 

Ох уж этот танец плеч, ходящих ходуном. Тут Женя решил добавить в программу пародию то ли на боксёров, уклоняющихся от ударов, то ли на конькобежцев.  

 

Правда, не все готовы были смотреть на это и молчать в тряпочку. Например, многократный чемпион мира в мужском одиночном катании Скотт Хэмилтон, которого никогда нельзя было обвинить в русофобии, даже на Олимпиаде в Турине, считавшейся пиком карьеры Плющенко, во время ПП на NBC рубанул правду-матку: "у него нет программы!". Его коллеги поддержали. "Набор прыжков и движения рук", - жёсткий вердикт для "олимпийского чемпиона"

И действительно: каким образом сочеталось то, что делал Евгений на льду, с музыкой из "Крёстного отца", совершенно непонятно. Какой образ он там раскрывал? Какую историю рассказывал? Да никакую, как и в большинстве программ штаба Мишина, на протяжении многих лет представляющих из собой сильно разбавленную водой акварель. Нечто очень неточное, нечёткое, общее. Костюм из того же порядка - мало того, что безвкусный, да ещё и не в кассу. Зато музыка красивая, Евгений прыгает, не падая, и трясёт харизмой. Вполне удобоваримый продукт для массового зрителя. 

В Турине-2006 многие заметили, что Плющенко стал медленным даже по сравнению с собой прежним. Еле передвигался на традиционно плоских рёбрах и элементарных шагах в дорожках, еле-еле вращался. Даже прежних однообразных попыток показать эмоцию и страсть не было. Он знал, что ему достаточно отпрыгать - компоненты итак отвалят. Так зачем напрягаться?

Что уж говорить про то, что между первыми прыжками там было реально ноль хореографии и хоть какого-то подобия связок. Евгений Викторович с Алексеем Николаевичем так и не поняли, в какую сторону стало двигаться фигурное катание. А вот такие фигуристы, как Стефан Ламбьель, старавшиеся делать из своих программ не формальность, обволакивающую прыжки, а действительно высокое, отточенное коньковым и хореографическим мастерством искусство, понимали. 

Не случайно в видео-методичке о новой судейской системе (НСС), выпущенной ISU после туринской Олимпиады, Ламбьель присутствует в качестве примера хорошего исполнения почти везде, а Плющенко - нигде. А ведь, казалось бы, он же у нас такой великий "мастер", получающий лучшие баллы за PCS. Почему бы его не поставить в пример? Потому что это стыдно называть исполнение мишинского ученика хорошим.  

 

Стефан Ламбьель. "Фламенко". Программа 2007 года. Хореография, искренние эмоции, костюм, причёска, образ - всё выдержано в рамках заданного музыкою стиля (фламенко). Отмечаем отличную пластику и интересную коньковую работу, выполненную в высоком темпе. 

Шло время, и фигурное катание тоже шло вперёд. Да, в ванкуверском цикле оно стагнировало по прыжковой составляющей, во многом из-за того, что баллы за квады были не такими высокими, зато очень сильно развивались транзишены, мастерство конька. Парни вместе со своими хореографами стали гораздо тщательнее продумывать собственные образы в программах. Они органично вписывались в музыку, они же диктовали хореографию, презентацию, работу с публикой, костюмы. 

Ванкуверская Олимпиада подарила нам несколько потрясающих выступлений мастеров второй оценки. Если Ламбьель стал главным локомотивом развития мужского фк в нулевых годах, то Дайсуке Такахаши в своей короткой программе поднял мужскую презентацию на ещё более высокий уровень. На новый уровень вывел скейтинг скиллз Патрик Чан. Блестяще выступал Джонни Вейр. Уже свой потенциал показывал Денис Тен. На их школе вырос и такой потрясающий фигурист, как Хавьер Фернандес. 

Морфеус даже опускает в итоге выигравшего Лайсачека - на самом деле не такого уж и великого мастера, но, конечно, фигуриста куда более внятного по второй оценке, нежели Плющенко. Евгений внезапно воскрес в олимпийский сезон и бросился спасать Русь-матушку, за что ему, как спортсмену, конечно, огромное уважение. Но не случайно по его поводу были специальные разговоры в кулуарах ISU. 

Инициировали их американцы, у них на то имелась прямая выгода, но придраться ведь было к чему. Тогда особенно стало очевидно, насколько же Плющенко отстал от фигурного катания - как несовершенны его вращения, корявые дорожки шагов, компоненты. Поэтому "главный миф" не в том, что Евгения с ещё и очень нервными шатающимися прыжками в Ванкувере якобы засудили. Миф в том, что он заслуживал хоть какую-то медаль. Многие при честном, адекватном судействе ещё в PCS привезли бы ему 20-30 баллов.

 

Кого изображает Евгений в конце гифки? Это образ важного гуся?;)  Ну, и приёмчики "работы с публикой" из начала спустя годы мы будем узнавать в программах другой ученицы Алексея Николаевича - Елизаветы Туктамышевой;)

 

Самец подзывает самку. Правда, вряд ли она на такого клюнет;) Гифка-квинтэссенция. 

 

А тут самец показывает, что делает с самкой, если она всё-таки клюнет.  

 

  

Ещё нарезка трэшака от Давида Авдыша.

Что уж говорить про следующий олимпийский цикл, когда рванул Патрик Чан, когда его же перегнал Юдзуру Ханю - человек, словно вобравший в себя все самые лучшие достижения мужского одиночного катания. На фоне таких Майбахов и Кадиллаков в Сочи выехала эдакая Лада и, благодаря совершенно позорному домашнему судейству в команднике, даже умудрилась "сделать Чана". 

Правда, похоже не всех судей успели предупредить о том, какие нужно Плющенко оценки ставить. А, может быть, некоторые уже просто не могли лепить 8-ки и 9-ки за эту беготню от прыжка к прыжку. Именно с Евгением связан уникальный для современного фигурного катания случай. В его сочинских протоколах разница оценок - от 4-ок до 9-ок. Не побоялись некоторые его заслуженные 4-ки ставить. У иных смелости хватило на 6, 7 баллов. И на том спасибо...

Оценки Плющенко в короткой программе. Помимо явного разброса в связках и скольжении, можно отметить отсутствие судейского единодушия и в хореографии с интерпретацией. На самом деле, когда оценки варьируются от 7.00 до 9.50 - это тоже случай уникальный. Та же ситуация повторилась в произвольной. 

 

Для того, чтобы понять, что именно 4.50 - справедливая оценка Плющенко за те же переходы, можно сравнить, например, сложность его программы и Юдзуру Ханю. В таблице ниже Морфеус посчитал все сложные шаги за прокат. 

 

Итак разница просто колоссальная - в 4(!) раза . К Плющенко Морфеус отнёсся ещё и лояльно, т.к. оба его чоктау были весьма низкого качествва, едва считываемые. Однако на том основании засчитан один неидеальный чоктау Ханю. 

А вот табличка по дополнительным сложным связкам (спиралям, разного рода сложным прыжкам и т.д.) :

Тут разница - в 5(!) раз. Были сомнения относительно включения батмана - в сущности, это кратковременная Fan-спираль получается, но для мужчин элемент то действительно сложный, тем более, Ханю один раз его делал при выезде с трикселя. 

Естественно, шаги внутри дорожек здесь не учитывались, т.к. это обязательные элементы. Также не учитывались связующие элементы внутри дорожек - там они органичны, проще.

Итого за короткую программу на ОИ-2014 в команднике сложных связок сделали:

Ханю - 13

Плющенко - 3

 

При этом ещё и качество, также важный аспект, намного лучше у Ханю. Но сейчас, если стоите, лучше сядьте: 4, 8 и 9-й судья за связки поставили выше оценки Плющенко!!! Просто нет слов. В итоговом протоколе у Евгения оценка на балл ниже за счёт некоторых других, более принципиальных арбитров. 

 

Все негативные элементы школы Алексея Николаевича Мишина - недостаточная работа над скольжением, бедноватый набор сложных связок между элементами, размытые программы, непроработанные образы, китчевая хореография, дешёвые по виду костюмы мы очень часто наблюдаем и на примере его лучшей ученицы в женском одиночном катании Елизаветы Туктамышевой. Правда, конечно, в меньшей степени. Т.к. за годы Профессор кое-какие уроки всё-таки извлекает, а Евгений по пониманию фигурного катания остался там - в 2014-м году. 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Таким образом, очевидно, что собственная подготовка Плющенко, школа, то, что он взял от Мишина и Давида Авдыша, никак не могла помочь ему в обучении девушек. Сам профессор к 2014-ому году сильно отстал от тенденций мирового фк, естественно, вместе с ним отстал и Евгений, который никак не может понять, что его пошлые движения, его "Бандитские Петербурги", его манера актёрской игры есть дурной вкус, китч, а в иных случаях - просто отсутствие элементарного качества и базовый школы. Любительский уровень. 

Даже когда ты источаешь пресловутый темперамент, харизму, не стоит забывать про базовые законы сценического движения, хореографии. Иначе всё выглядит так, будто рубаха-парень выбежал на сцену всем нам показать кузькину-мать. Но этот лубок совершенно лишён стиля и красоты.

Поэтому Евгений просто не мог понять, что в программах, поставленных в его Академии, Трусова по сравнению с "Хрустальным" в хореографии, интерпретации, презентации не прибавила от слова "совсем". Как он мог это понять, как он мог это исправить, если мыслит категориями конца 90-х - начала нулевых? . 

Именно потому он не понял и всю катастрофичность прог, поставленных Косторной через Скайп. И когда решили их поменять по ходу сезона - наступили на одни и те же грабли. 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА БЛОГ... ЗДЕСЬ ГОВОРЯТ ПРАВДУ. О ФИГУРНОМ КАТАНИИ.