Нужны ли четверные мужчинам? Не поверите, но в 2019-м есть фигуристы без ультрапрыжков – и это не стыдно
Многооборотные прыжки – тренд фигурного катания.
Эпоха, когда венцом сложности был четверной тулуп, в прошлом: сейчас на квады заходят даже 10-летние, а 80+ за технику в произвольной – достижимая планка уже не только для парней, но и для девушек.
Впрочем, мнение, что навороченные программы низводят фигурное катание до соревнований по прыжкам на льду, до сих пор популярно. История этого спорта подобно моде ходит по кругу: на пьедестале с разное время стояли и катальщики без намека на четверные, и технические монстры с бюджетной второй оценкой.
«Из мужиков делаем танцы на льду»
Февраль 2010-го.
Евгений Плющенко (ему 27) готовится к третьей Олимпиаде. Его прыжковый набор уже не такой сложный, как 4 года назад в Турине, а последняя победа на ЧМ случилась в 2004-м. На стороне Евгения огромный опыт и уверенность в себе: если бы за нее давали отдельный балл в компонентах, Плющенко получал бы десятки.
Его главные соперники – Дайсуке Такахаши, Стефан Ламбьель и Эван Лайсачек. Самый опасный – японец, набравший ход, пока Евгений ставил карьеру на паузу. О второй оценке Дайсуке кричит только один факт – в 33 года он перешел в танцы на льду, приведя в восторг нового тренера Марину Зуеву: «Он самый эмоциональный из всех японских фигуристов, которые когда-либо были. Эмоциональность – самое важное качество в танцах. Эмоциональность и музыкальность».
Лайсачек, хоть и выигравший предолимпийский ЧМ, большой угрозы, кажется, не представлял: без четверного в короткой и произвольной, а что до компонентов – их и Плющенко всегда ставили щедрой рукой.
Но в Ванкувере все пошло не по плану.
В короткой Евгений вырвался вперед на крохи – преимущество четверного прыжка съели более низкие GOE и компоненты. В произвольной вторая оценка американца и россиянина одинакова до сотой, но Плющенко растерял по мелочам на дорожках и вращении, вновь уступил в надбавках за качество. Общий результат – 1,31 балла в пользу Лайсачека.
На результаты Игр Плющенко отреагировал эмоционально:
«Грустно: я завоевал серебро и проиграл золото. Я очень рад сегодняшнему прокату, кстати. Может, он был неидеальным, может, меня на прыжках вываливало, но я очень рад, что сделал четверной. Мой тренер правильно сказал, что будущее фигурного катания за четверными прыжками. А мы возвращаемся в прошлое и из мужиков делаем танцы на льду».
Сам Мишин, как обычно, высказался образно:
«То зубило, которым можно проложить путь к золотым медалям, – это сложные, многооборотные прыжки. Я разделяю мысль, что они являются самым «мужским» признаком мужского одиночного катания. Отточенные шаги и длительные вращения в красивых позах – это все гарнир. Основным является бифштекс, а не картошка и макароны».
Та Олимпиада была дебютной для Патрика Чана – будущей надежды канадского фигурного катания. Именно он должен был снять проклятие с мужского одиночного – и добыть первое золото Канады в этой дисциплине на следующих Играх.
В Ванкувере Патрик не рисковал: в его произвольной не было ни одного элемента дороже 10 баллов. В арсенале молодого Чана не хватало четверного прыжка, но судьи щедро ставили ему вторую оценку, несмотря на молодой возраст и скромную зачетку.
Компоненты – умение, на которое Патрик делал ставку с начала взрослой карьеры. Бесшумное быстрое скольжение, ненавязчивая, без разрыва аорты, но точная интерпретация музыки и стильные программы выделяли Чана на общем фоне.
Впрочем, изменения в правилах после Олимпиады в Ванкувере заставили Патрика задуматься, что на следующих Играх победить по методу Лайсачека уже не получится.
Хотя Александр Лакерник уверял, что реформа не связана с серебром Плющенко, бурные дискуссии после Ванкувера повлияли на конгресс ISU. Чиновники приняли целый пакет изменений: подняли базовую стоимость квадов и уменьшили сбавки за их некачественное исполнение, а также разрешили засчитывать недокрут в четверть оборота в пользу спортсмена.
Снова 2010-й, июль.
Патрик Чан впервые прыгнул четверной прыжок на заштатном турнире во Флориде. Весь следующий сезон канадец боролся с квадом и тройным акселем: то выезжал, то разваливал всю программу. ЧМ-2011 Патрик выиграл с тремя мировыми рекордами – в короткой программе, произвольной и по сумме баллов. После победы он честно рассказал, почему усложнился: «Сейчас нельзя было не прыгать четверной. В этом году за него дают хорошие надбавки, поэтому я тренировал именно этот прыжок — надо научиться делать его безошибочно».
«Он будет сейчас ноги задирать – и в принципе, все»
Март 2019-го.
На ЧМ первым в короткой после бога четверных Нэтана Чена стал Джейсон Браун. Его программа – только 15-я по базовой стоимости: дешевле, чем у австралийца Брендона Керри или азербайджанца Владимира Литвинцева. 19 из 24 фигуристов, попавших в произвольную, попробовали четверной, еще двое – Коляда и Танака – сделали бабочку.
Сила Брауна – не в контенте. Флип, тройной аксель и каскад лутц-тулуп во второй половине программы – с похожим набором Алёна Косторная выиграла этап Гран-при во Франции. Надбавками за качество Джейсон увеличил техническую стоимость программы на 12 баллов: в его протоколе много +5 и нет оценок ниже +2. По компонентам Джейсон уступил в тот день только Чену и Ханю – каждому меньше балла.
Сразу после выступления Брауна комментаторы Татьяна Тарасова и Алексей Ягудин расщедрились на комплименты:
«Мы знаем, что он не прыгает четверных. Ну, если прыгнет завтра – это будет большое счастье. Но катается он, конечно… Божественно. Божественно, феноменально. Он делает такие вещи коньком… Все-таки у нас не только прыжки. Это фигурное катание».
После появившихся на мониторе сумасшедших 96,81 настроение на комментаторской позиции поменялось: «Это безумие. Это техническая программа, и в технику прежде всего входят сложнейшие прыжковые элементы».
Спустя полгода, во время этапа Гран-при Skate America, Ягудин снова резко выразился о Брауне. «Он будет сейчас ноги задирать – и в принципе все» – так Алексей представил Джейсона зрителям.
«Все-таки мужское одиночное катание в современной интерпретации – это четверные прыжки, это много четверных прыжков. Компоненты у него, конечно, на уровне, но я даже не хочу вспоминать 1996 год, когда мы выступали с таким же набором», – контрольный выстрел сразу после проката, в котором Браун сорвал тройной аксель и не попытался зайти на квад.
Произвольную Алексей комментировал доброжелательнее – возможно, сказались десятки недовольных комментариев в его инстаграме. Правда, уже после соревнований вновь не удержался от колкости:
Ирония в том, что Ягудин выиграл Игры-2002 у человека, который делал больше четверных, чем он: Тимоти Гейбл в произвольной Солт-Лейк-Сити шел на три квада. В США его до сих пор вспоминают как Короля Квадов – и даже Нэйтан Чен в интервью повторяет, что не спешит забирать этот титул у соотечественника.
Впрочем, судя по детским снимкам, Джейсон на той Олимпиаде болел вовсе не за американца.
Браун не страдает квадофобией и ищет усложнений. Получается средне: падения, бабочки, сильные недокруты. В сезоне-2018/19 четверной снова отложен на неопределенный срок: в конце августа Джейсон попал в аварию, получил сотрясение мозга и не стартовал вплоть до домашнего этапа Гран-при.
«Живу, чтобы исполнить четверной аксель»
Перед Сочи-2014 надеждой российского мужского стал Максим Ковтун: пять четверных в стартовой заявке стали пропуском на главные старты. В 2013-м Ковтун угодил на Евро с пятого места в чемпионате России: талантливый подросток выглядел перспективнее ветерана Меньшова.
Постсочинская эпоха превратилась в гонку четверных. Начал ее тогда малоизвестный Боян Цзинь – мальчик с удивительно быстрой круткой и высотой прыжков. Китаец легко перебил заявку Ковтуна, поставив шестью квадами и первым в мире исполнил каскад из четверного лутца и тройного тулупа.
И понеслось.
2016-й – первый четверной флип от Шомы Уно.
Через полгода – исторический четверной риттбергер в исполнении Юдзуру Ханю.
Пхенчхан-2018: шесть квадов в одной программе от Чена – прокат, который не принес американцу олимпийскую медаль, но вписал его в историю спорта.
Планы у его тренера Рафаэля Арутюняна амбициозные: «Разумеется, мы будем стремиться к тому, чтобы все прыжки программы были четверными. И аксель в том числе».
На заветный аксель в 4,5 оборота охотится и Юдзуру Ханю. С двумя олимпийскими титулами и безусловной любовью болельщиков он давно мог бы закончить карьеру, заняться здоровьем и выступать в дорогих шоу. Но пока японец идет другим путем: его новая цель – опередить время. «Для чего я катаюсь? Я уже говорил, что живу лишь для того, чтобы исполнить четверной аксель».
Ханю вывел исполнение ультра элементов на новый уровень: из цирковых трюков они превратились в полноценные части программ. Оказалось, что тройной аксель можно обрамлять эффектными твиззлами, а четверной тулуп делать в музыкальный акцент.
Самый результативный тренер последних лет Этери Тутберидзе тоже голосует за четверные: «Для меня, пока парни не начинают исполнять мужские прыжки, они занимаются женским фигурным катанием. Я их иногда обижаю и называю женскими именами – в шутку»
Почему Трусова и Щербакова могут, а некоторые мужчины нет?
Учениц Тутберидзе часто ставят в пример одиночникам: Саша и Аня уже обходят мужчин технической оценкой (и побеждали бы общей суммой, будь у них одинаковые коэффициенты за компоненты).
Бешеная инфляция, сексизм и надбавка за флаг: что не так с оценкой за компоненты у фигуристов?
Но сравнивать квады парней и девчонок не совсем корректно, и вот почему:
1. Единственная современная фигуристка с четверным старше 18 лет – Элизабет Турсынбаева. Все остальные квадистки – тоненькие девочки, не прошедшие период взросления. Сколько четверных и какого качества они будут прыгать с другим весом – непонятно. Телосложение Турсынбаевой – скорее исключение, чем правило, но даже она не избежала травмы, из-за которой сейчас пропускает Гран-при.
Парни удерживают в воздухе совсем другие величины – сравните Мориса Квителашвили и Сашу Трусову, Александра Самарина и Аню Щербакову. Даже Загитова говорит, что ей нужно сбросить минимум три килограмма, чтобы освоение четверных было безопасным.
2. Мальчики развиваются не так, как девочки. Если в женском одиночном период расцвета – 14-15 лет, то в мужской дисциплине фаворитами являются спортсмены старше 18. Есть и местная специфика: начинающих одиночниц в России куда больше, чем одиночников: парней даже в группах здоровья наперечет, а у девчонок бешеная конкуренция. Этери Тутберидзе считает, что виноват русский менталитет: в отличие от покорных японцев наши спортсмены задают много вопросов и любят поспорить.
3. Не всем спортсменам в принципе легко даются ультрапрыжки. Тренеры говорят, что наращивать сложность нужно с детства: ставить правильную, устойчивую к изменению роста и веса технику; убивать страх падений и травм. Четверные среди женщин – все еще исключение, чем правило, и говорят скорее об уникальности конкретных фигуристок, нежели о том, что кваду можно научить любого.
Так нужны ли четверные прыжки фигуристам? Чтобы стать чемпионом прямо сейчас – да. Даже близкие к десяткам компоненты и огромные GOE не компенсируют отставание в технической базе от топов.
Является ли катание без квадов стыдным для мужчин, а победы – нечестными? Нет. Иначе аналогичные сексистские ярлыки можно зеркалить на Трусову, Щербакову или Валиеву, прыгающих «неженские» элементы.
Да и где грань в фигурном катании, за которой начинается мужественность? Становится ли катание Ханю менее чемпионским от того, что он выбирает саундтреком нежный «Отонал», а не брутальную «Матрицу»? Нужно ли забирать медали у Ламбьеля, который до конца карьеры неплохо прыгал четверные, но не мог сделать качественный тройной аксель?
Спорт против искусства – дуэль, в которой нет победителя.
Телеграм-канал автора, где от читателей не требуют четверных прыжков
Фото: Gettyimages.ru/Cameron Spencer, Matthew Stockman, Chris McGrath; SIPA/Pierre Emmanuel Deletree; РИА Новости/Александр Вильф; globallookpress.com/Yukata
Так есть же.
Юзуру Ханю.
"ВОТ ОНО! ВОТ ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ!"
И к сожалению, фк сходится клином именно на Ханю, потому что таких как он, пока больше на горизонте нет. Уйдет он - фк станет..... я даже не знаю как это описать. Опустеет без волшебства! Опустится от того максимума, который мы имеем счастье наблюдать сейчас. Вот так наверное максимально честно.
И сейчас мужская одиночка уже заметно мельчает с уходом многих хороших взрослых фигуристов. Есть Юзуру и есть все остальные ученики. Кто-то учиться прыгать, кто-то учится кататься. И это грустно.
3А в твиззлах это вообще лучший аксель в мире! Просто когда прыжок - часть твиззлов. Танцоры, наверное, такие - "Ну офигеть теперь! Он эволюционировал наш элемент!"=)
А посмотрите первое вращение в программе, состоящие из двух. Вы когда нибудь видели более музыкальное вращение хоть у кого нибудь? Взмах руки в муз.акцент, перебежка между вращениями абсолютно в музыку, закручивание руки и ноги в муз.акцент во втором вращении, подпрыжка на одной ноге точно в муз. акцент и даже уже согнувшись в последнем вращении он резко опускает руку вниз на последней низкой ноте фортепианно.
ЭТО ВООБЩЕ ВОЗМОЖНО? ЭТО ЧУДО ФК!
Женщинам реально сохранить триксели (Тук не даст соврать), и за ними будущее.
Ханю вне этих дуэлей. Он сочетает спорт и искусство.
В остальном вроде бы всё более-менее объективно. Но фото! Опять! Алое! Где эстетичные фотки?!
Из него как раз следует, что Аня и Саша – исключительные фигуристки, разве нет?
Этот абзац не против девочек Этери. Он адресован тем, кто пишет в комментариях фразы вроде «Ну все, Трусова / Щербакова должны по мужским квотам на ЧМ ездить, зачем нашим парням место занимать».
Если бы квады девчонок были исключительно заслугой классной техники, то их одногруппники Квителашвили и Ерохов уже давно были бы в топе мужского одиночного. Но это не так.