Гран-при 2019. Этап 3: Internationaux de France
Французского этапа я всегда жду с особым нетерпением. Во-первых, потому, что Франция для меня – страна особая, с которой так или иначе была связана вся моя профессиональная жизнь, а в Гренобле мне и вовсе довелось провести на стажировке 4 недели в 2006 году; во-вторых, именно с французского этапа начинают обычно свои выступления в серии Гран-при мои любимцы Габриэлла Пападакис и Гийом Сизрон.
На сей раз соревнования в короткой программе открыли мужчины, и первым на лед вышел Антон Шулепов. Не хотелось бы говорить нелестные слова в адрес нашего фигуриста, но столь беспомощного проката я от него все же не ожидала, хотя и понимала, что он не хватает звезд с неба: падение с 4С, касание рукой льда на выезде с 3А, «раскоряченный» каскад 3Л – 2Т...
Вряд ли могли послужить утешением Антону и его болельщикам 3-й уровень, полученный им на дорожке и аж 4-й – за вращения – программа оставила у меня впечатление безнадежности и уныния. Плюс маловразумительный внешний облик спортсмена, будто бы он не вышел соревноваться, в решил так просто покататься немного на дворовом катке в том, что первое попалось под руку. 63.67 балла, полученные Шулеповым, оказались наихудшим результатом дня.
Не лучше выглядел Антон и в произвольной программе: легче перечислить, какие элементы у него не выглядели явно сорванными – каскад 3Л – 3Т и 2А, все же остальное – либо с грубой ошибкой, либо с падением. Если же принимать во внимание музыку, то мелодия из фильма «Список Шиндлера» была уже столько раз интерпретирована фигуристами во всех, кажется, видах фигурного катания, что браться за нее, по-моему, можно, только если предложить что-то кардинально новое при безупречном техническом исполнении.
Мне были бы понятны, например, попытки дать свою интерпретацию, если бы за эту музыку взялись Юзуру Ханью, Нэйтан Чен, Шома Уно, из наших фигуристов – Дима Алиев, в меньшей степени – Саша Самарин, но фигуристу, находящемуся и в национальной табели о рангах где-нибудь в середине второго десятка, мне кажется, лучше бы было выбрать что-то не столь обязывающее. В Гренобле Шулепин получил за свой произвольный прокат 120.31 балла и остался, увы, на последнем 11-м месте.
Еще одну интерпретацию фламенко, после того, как на предыдущем этапе мы увидели ее в исполнении итальянского фигуриста Маттео Риццо, в Гренобле представил в своей короткой программе француз Ромэн Понсар, всем своим обликом на испанского мачо очень похожий. Правда, в начале программы дух этого танца почувствовать было трудно – Ромэн делал раскаты на полкатка от прыжка к прыжку, при этом 4Т он исполнил более-менее прилично, споткнулся на 3А и завершил свой прыжковый набор каскадом 3Л – 3Т.
После чего он словно проснулся – вспомнил, что у него все-таки испанский танец и бросился «со всех ног» изображать страсть, и хотя его дорожки и вращения не были лишены привлекательности, мне его жестикуляция показалась несколько нарочитой. Понсар получил от судей 77.48 балла и расположился на текущем 6-м месте.
Не лучшим образом исполнил Ромэн и произвольную программу. Пожалуй, лучше всего удались ему 3А и 3Р, все же остальное он или недокручивал, или делал в степ-аут, а 4Т завершился его падением. Впечатления от программы у меня остались самые расплывчатые, поскольку индивидуальности фигуриста я в ней никоим образом не почувствовала. И баллов судьи ему отсыпали небогато – 138.16, что позволило ему занять в итоге лишь 9-е место.
Большим разочарованием стал для меня прокат в короткой программе моего израильского любимца Даниэля Самохина. Каждый из его прыжков вызывал у меня скрежет зубовный: с каким-то «подвыподвертом» выезд с 3А, падение с недокрученного 4С, корявый каскад 3Л – 3Т опять-таки с недокрутом...Поверг меня в недоумение выбор музыкального сопровождения – «Кони привередливые» Высоцкого, песня, полная глубокого философского смысла, крайне сложная для какой бы то ни было танцевальной интерпретации, тем более ледовой!..
Все то время, пока я наблюдала за прокатом Самохина, я не могла отделаться от мысли, что фигурист «сел не в свои сани». Во-первых, подавляющему большинству зрителей во всем мире русский язык непонятен, поэтому текст песни они воспринять не могут, а ее мелодия сама по себе отнюдь не того плана, что хорошо воспринимается и без слов, и уж совсем с большой натяжкой ее можно назвать танцевальной.
Во-вторых, программа неизбежно должна ограничиваться временными рамками, поэтому в результате сокращений от песни остались «рожки да ножки» – начало и конец, причем перескок от первого ко второму выхолащивает значительную часть ее содержания для тех, кто русский язык знает или, по крайней мере, понимает. Вовсе не восприняла я разухабистую жестикуляцию фигуриста, подходящую, скорее, для танца типа «Камаринской» и в данной программе представшую в моем понимании пустым сотрясением воздуха.
Вполне могу понять, что столь выдающийся танцовщик, как Михаил Барышников (чью оценку своей программы, как было сказано комментатором, Даниэль жаждет услышать) смог достойным образом переложить эту песню – не сомневаюсь при этом, что целиком! – на язык балета, но постановщик данной программы Самохина с этой задачей явно не справился. При этом за столь слабый прокат фигурист получил свой season best в 70.84 балла, что должно означать только то, что предыдущие прокаты были еще хуже, и занял текущее 8-е место.
В отличие от короткой, сама композиция его произвольной программы на музыку из фильма «Миротворец» мне понравилась, если бы не кошмарное – не побоюсь этого слова! – исполнение. Фактически, получился у Дани только первый каскад 3Л – 3Т, все же остальное он либо делал с грубейшими ошибками, либо попросту валился на лед, как подстреленный. Вот уже который сезон продолжается эта свистопляска с чередой падений практически на каждом старте, и просвета, увы, как не было, так и нет.
По-моему, родителям Самохина уже давно должно бы стать понятно, что ни второй Эллен Бурка, ни второй Ютты Мюллер, которым в свое время удалось довести своих дочерей до высших ступеней мирового пьедестала, из них не вышло и не выйдет никогда и отдать своего талантливого сына в руки более опытных наставников. Глядишь, тогда и толк будет. Ну неужели им самим не больно смотреть на то, как их чудесный Даня бьется об лед от соревнования к соревнованию, и все усилия, приложенные во время тренировок, идут прахом? Со своими жалкими 122.82 балла Самохину не удалось подняться выше 10-го места.
Француз Кевин Эймоз в своей короткой программе не стал «городить огород» с музыкой, а взял, похоже, то, что ему наиболее близко по духу – песню американского музыканта Принца и оформил ее соответствующей остро-современной хореографией. Технически он не был безупречен: после удачно исполненного 4Т ввинтился в 3Л не под тем углом и, упав, остался без каскада, зато его 3А был хорош. Казалось, Кевину самому доставляют большое удовольствие дорожки, позволяющие продемонстрировать его незаурядную растяжку, и вращения в его программе: смотрите, мол, и так я могу, и этак, а низкий вариант кораблика-бауэра вообще только мне под силу. Судьи оценили этот прокат в 82.50 балла, что вывело Эймоза на текущее 3-е место.
К сожалению, французу явно недостает стабильности в прыжках, что особенно наглядно продемонстрировал произвольный прокат: свой единственный квад – 4Т- он прыгнул со степ-аутом, ничуть не более удачно справился с ним в каскаде 4Т – 3Т, неплохо получился у него 3А – один в каскаде с 2Т, другой – очень эффектный из кораблика-бауэра. В целом в программе было немало интересных находок хореографического плана, и катал ее Кевин с душой – так расчувствовался после проката, что разрыдался прямо на льду, чем несказанно тронул зрителей и тренера Сильвию Фонтана. Но это были, к счастью, слезы радости – с результатом в 172.14 балла Эймоз сохранил за собой 3-е место.
Неотразимый грузин Морис Квителашвили начал свою короткую программу с впечатляющего каскада 4С – 3Т, не менее замечательно удался ему 3А, но затем он упал с 3Т. К сожалению, половина программы Мориса из-за технических неполадок, случившихся на французском ТВ, прошла мимо меня, поэтому оценить ее художественный уровень на сей раз не удалось, придется подождать до следующего раза. Но арбитры выставили Квителашвили 78.79 балла, что стало его лучшим результатом в сезоне и позволило ему занять текущее 5-е место.
Понравилась мне произвольная программа Мориса на одну из моих любимых песен в исполнении Адриано Челентано Confessa, в которой фигурист выглядел вполне органично. Правда, если исходить из содержания песни, я с трудом представляю себе ту девушку, которая бы дала отставку такому парню, как Морис:)) С технической точки зрения ему удались каскад 4С – 3Т, 3А, а вот второй квад – 4С он сделал со степ-аутом, да и первый прыжок в неудавшемся каскаде 2Т – 3Т должен был быть, скорее всего, квадом. Но в целом прокат Квителашвили можно считать удачным – он получил за него свой season best в 157.59 балла и немного не дотянулся до 3-го места, остался 4-м.
Сергею Воронову на первых секундах короткой программы удался каскад 4Т – 3Т, но уже следом он сдвоил 3Л и, неудачно выехав, остался без элемента, в довершение невезения фигуриста закрутило на 3А. С вращениями и особенно с дорожками Сергей справился значительно лучше, но программа эта не блещет новизной, нечто в этом роде Воронов представлял на суд зрителей не однажды, поэтому впечатление от проката у меня осталось среднее. Вряд ли был доволен результатом и сам Сергей – с 76.60 балла он не смог подняться выше текущего 7-го места.
Не лучшим образом откатал Воронов и произвольную программу, в которой он удачно прыгнул 4Т и каскад 3А – 3Т, но затем были ошибки на 3Р, а также сдвоенные 3Л и 3С. От самой же программы впечатление у меня осталось примерно такое же, как и от короткой – стойкое «дежа вю». Впрочем, могу быть здесь необъективна, поскольку терпеть не могу именно эту песню группы Muse, в которой реминисценция знаменитой арии из оперы «Самсон и Далила» в мужском исполнении напоминает мне концерт мартовских котов. Не думаю, что сам Сергей остался доволен своим прокатом, получив за него от судей 144.38 балла. Это позволило ему лишь замкнуть шестерку сильнейших одиночников.
Впервые я увидела американца японского происхождения Томоки Хиваташи. Свою короткую программу он откровенно провалил: закрутился на выезде с 4Т, пустил «бабочку» на 3А и ошибся на выезде с каскада 3Л – 3Т... Несколько реабилитировал он себя дорожкой, по ходу которой исполнил прыжок в шпагат, который в зрелищности мог бы поспорить с подобным прыжком в исполнении его земляка Джейсона Брауна, а также вращениями, последнее из которых завершилось редко исполняемым у мужчин «бильманом». Правда, не могу сказать, что мне «бильман» в исполнении мужчин по душе, смотрится он, на мой взгляд, в мужских программах словно бы «не из той оперы». Неудачный прокат Хиваташи был оценен арбитрами в 68.70 балла, что соответствовало текущему 10-му месту.
В произвольной программе Томоки себя реабилитировал – удачно исполнил каскады 4Т – 3Т и 3Л – О – 3С, 4Т, правда, допустил помарки в 3А, 3С и каскаде 3А – 2Т. Но от его проката впечатление у меня осталось неоднозначное. С одной стороны, технически он выглядел куда лучше, чем накануне. Во всяком случае, показал, что владеет хотя бы одним квадом, что уже неплохо для вчерашнего юниора. С другой стороны, в течение всего его проката я думала о том, что значит для ментальности американца, да еще японского происхождения, герой русского фольклора Петрушка? Ведь это образ очень многозначный, и в хореографии одноименного балета на музыку Стравинского это прекрасно отражено.
Здесь же в программе были отдельные удачные моменты, в особенности в конце, когда Томоки словно вспоминал, что он все-таки «Петрушка», и тогда в его жестах начинало проскальзывать что-то, имеющее хотя бы отдаленное отношение к пластике вышеназванного фольклорного персонажа, но значительную часть программы, когда фигуристом, похоже, овладевала мысль о том, чтобы только не сорвать элемент, он бросал руки как попало и «Петрушка» тут же куда-то испарялся. Вообще мне показалось, что все же у Хиваташи нет природой данной органики в хореографической интерпретации программы, даже удачные его жесты выглядят хорошо заученными, и не более. Впрочем, допускаю, что я могу и ошибаться. Время покажет, так ли это. Но своим прокатом американец остался доволен – он получил 158.73 балла, составившие его лучший результат в сезоне, и поднялся на 5-е место.
Японец Шома Уно с первых же секунд захватил зрителей сумасшедшей по накалу энергетикой своей короткой программы, исполнил великолепный 4Ф, но недолго продолжалось зрительское ликование – Шома рухнул на лед с недокрученного 4Т, оставшись при этом без каскада, а затем упал еще и 3А. Ну а затем, видимо, в соответствии с русским присловьем «пропадай моя телега – все четыре колеса», он все свои силы вложил в исполнение залихватских дорожек и вращений, которые вызвали восторг зрителей, но не помогли Уно поправить дела, поскольку результат оказался для него если и не плачевным, как можно было ожидать, то и не слишком обнадеживающим – всего 79.05 балла и текущее 4-е место.
Но, как оказалось, «это были еще цветочки» – в произвольной программе Уно ждал оглушительно-провальный, иначе я его не назову, прокат: Шома почти упал с 4С и 4Ф и трижды валился на лед, как разбитое молнией дерево – после 3А, 4Т и еще одного 3А, который должен был идти в каскаде. Более-менее удались японцу каскад 4Т – 2Т, а также вращения и дорожки, в которых он показал себя настоящим виртуозом. Трудно судить о программе по очень немногочисленным удавшимся кускам, но Шома относится к числу тех фигуристов, которые способны своей яркой индивидуальностью украсить практически любую мелодию, воплощая ее на льду. Вот и здесь его мастерство нет-нет да и мелькало под солидным нагромождением неудачных элементов, и в эти моменты смотреть на него мне, как обычно, было интересно. А вот видеть его милое залитое слезами лицо в kiss and cry corner было свыше моих сил... Что ж, 136.79 балла и итоговое 8-е место - совсем не уровень Шомы, и мне бы очень хотелось, чтобы он забыл этот свой прокат, как кошмарный сон, и дальше начал все с чистого листа.
Моя американская симпатия Нэйтан Чен, кажется, все больше и больше проникается аурой своей короткой программы «Богема» в исполнении Шарля Азнавура. Если технически ему не удалось обойтись совсем уж без ошибок (каскад 4Т – 3Т и заключительный 4Ф были замечательны, но на выезде с 3А Нэйтан схватился обеими руками за лед, чтобы избежать падения), то, в отличие от первого этапа, где в начале программы ощущался некий диссонанс между песней и ее художественной интерпретацией фигуристом, здесь Чен, на мой взгляд, был абсолютно «на одной волне» с певцом. И оценка за прокат была достойной – 102.48 балла, что вывело его в лидеры.
В произвольной программе Чена из четырех заявленных квадов безупречным оказался лишь один – в каскаде с О и 3Ф, все же остальные – 4Л, 4С и 4Т были исполнены с теми или иными недочетами, удался фигуристу 3А – одиночный и в каскаде с 2Т, но все дорожки и вращения были просто фантастическими! Даже при своем далеко не лучшем прокате Нэйтан выглядел свежо и интересно, а получив от арбитров 194.68 балла, сохранил свое лидерство и первым из всех участников Гран-при вышел в финал.
Александр Самарин, выступающий в первый день соревнований сразу вслед за Ченом, нисколько не стушевался перед лидером и в своей короткой программе на музыку знаменитого «Blues for Klook» прыгнул превосходный каскад 4Л – 3Т, не менее великолепный 4Ф и лишь 3А исполнил со степ-аутом. Очень удачна, по-моему, хореография программы: «рваная» пластика движений фигуриста находится в неразрывной связи с тягуче-тревожной, четко синкопированной мелодией. Правда, в первой части программы хотелось бы видеть еще более выразительную работу рук, поскольку, сосредотачиваясь на исполнении прыжков, на какое-то время Саша о руках забывает. Судьи, похоже, прокатом Самарина прониклись, выставив ему 98.48 балла и выведя его на текущее 2-е место.
Неровным получился у Саши произвольный прокат – взлеты в нем (в виде шикарно исполненного каскада 4Л – 3Т и 4Т) чередовались с падениями как в прямом (с 4Ф), так и в переносном смысле (с 3Л, каскадов 3А – 2Т, 3Л – 3Т), очень здорово наш фигурист исполнил дорожки и вращения... В целом мне эта его программа показалась интересной, соответствующей индивидуальности Самарина, но, конечно, полное впечатление о ней можно составить только при чистом прокате. Здесь же Саше удалось даже и с многочисленными огрехами получить свой season best и стать серебряным призером – достойный результат!
Тиффани Загорски и Джонатан Геррейро свой ритм-танец исполнили намного задорнее, раскованнее и, главное, технически чище, чем на своем предыдущем этапе: с видимой легкостью справились с твиззлами, не дали себе споткнуться о «подводные рифы» финстепа, уверенно сделали поддержку... Правда, по мне, их танец смотрится все же как-то немного вторично, возможно, что из-за музыки, которая в последние годы уже в зубах навязла. Но здесь Тиффани и Джон получили свой season best в 75.05 балла (и еще балл с них сняли за пуговицу, оторвавшуюся от костюма партнера) и расположились на текущем 5-м месте.
По-прежнему не прониклась я произвольным танцем Загорски и Геррейро: мне непонятна его идея, да и музыкальное сопровождение не по душе, но это, как говорится, мои проблемы. Главное, что технически ребята с танцем справились вполне уверенно, получили хорошие уровни и, даже с учетом одного снятого балла за хореографический элемент, который чем-то не приглянулся судьям, их результат был из тех, за которые не стыдно – 109.39 балла. Свое 5-е место Тиффани и Джон за собой сохранили, ну а на большее при такой конкуренции вряд ли можно было рассчитывать.
Симпатичные поляки Наталья Калишек и Максим Сподырев в своем ритм-танце допустили, пожалуй, лишь один видимый недочет – партнер не без усилий поднял Наталью в поддержку, хотя, как мне показалось, по сравнению с прошлым сезоном она выглядит значительно стройнее. Что же касается самого танца, то он произвел на меня приятное впечатление, не более – ни каких-то сверх-оригинальных элементов, ни особой новизны в интерпретации темы я не обнаружила. Красные сапоги партнерши, хотя и в полном соответствии с идеей мюзикла, по которому поставлен танец, постоянно мозолили мне глаза, что немного мешало вникать во все детали танца. Впрочем, арбитры оценили поляков достаточно лояльно, поставив их с 74.19 балла на 6-е место.
Значительно больше по душе мне пришелся произвольный танец Натальи и Максима на музыку к фильму «Грязные танцы», даром что в сезоне 2016/17 гг. они, судя по информации от комментатора, этот танец уже танцевали. Сама я этого уже не помню, а моим любимым танцем у поляков был и остается «Великий Гэтсби». Здесь они танцевали достаточно легко, неплохо справились со всеми элементами, особенно оригинально среди которых смотрелась первая поддержка, но безудержного флирта между партнерами, который предполагается по сюжету танца, я как-то не почувствовала. Получив свои 109.23 балла, Калишек и Сподырев сохранили за собой 6-е место.
От души «оттянулись» в своем продуманном до мельчайших деталей ритм-танце испанцы Оливия Смарт и Адриан Диас! Из видимых технических огрехов они допустили лишь рассинхрон на твиззлах, где Адриан к тому же выпустил из руки конек, но настолько живо, ярко и при этом нестандартно смотрелся их танец, что общее впечатление от него осталось самое благоприятное. Арбитры тоже сочли возможным достаточно высоко его оценить, поставив испанцам 76.09 балла и выведя их на текущее 4-е место.
Произвольный танец испанцев произвел на меня неизгладимое впечатление уже на американском этапе, поэтому я его ждала, заранее предвкушая толику хорошего настроения. И Оливия с Адрианом меня не разочаровали – вновь дали насладиться своим полным доброго юмора танцем в образах двух бедолаг-неудачников. На редкость удачно решены в танце чисто технические задачи – остроумно поставлены все поддержки, в нужном месте и не выходя из образа танцоры ввинчиваются в твиззлы, при этом им удается избежать нарочитости, даже если толика гротеска в этом и присутствует. Испанцы получили за свой произвольный танец 112.09 балла и сохранили за собой 4-е место.
Ритм-танец в своем привычном уже ключе исполнили американцы Мэдисон Чок и Эван Бейтс: очаровательная Мэди весь танец напропалую флиртовала с партнером, а он, поддаваясь ее чарам, при этом ни на йоту не отступал от своей ведущей роли. Понравилась мне их поддержка, в которой партнерша слегка картинно на миг замерла в высшей точке – абсолютно в стилистке танца, очень неплохи были твиззлы, а еще хотелось бы отметить их дорожку, которая местами навевала ассоциации со степом из американских фильмов с его бесшабашностью и порой рискованностью. Чок и Бейтсу удалось получить за свой прокат лучший в сезоне результат в 80.69 балла и выйти на текущее 2-е место.
Совершенно заворожил меня произвольный танец этого дуэта под мелодию с красноречивым названием «Танец египетской змейки», который в полной мере раскрыл природную гибкость партнерши, в своем роскошном костюме и впрямь навевающей ассоциации со змейкой, скользящей меж барханов одной из египетских пустынь. Это танец прежде всего Мэди, которая в образе змейки манит и завораживает своей красотой и одновременно предостерегает: «Берегись, я опасна!» Все это превосходно отражено в пластике движений танцоров. В этом танце оригинально все – от положения корпуса и рук партнеров в твиззлах, хореографический рисунок которых словно перенесен на лед с рисунков древних папирусов, до необычных, захватывающих дух поддержек, а до чего креативно решены зачин танца и его финал! Не удивительно, что арбитры тоже не остались равнодушны к этому танцу и оценили его в 124.15 балла, что позволило американцам завоевать «серебро». Честно говоря, я бы даже не стала сравнивать между собой танцы серебряных и бронзовых призеров – для меня они попросту лежат в разных весовых категориях, в пользу Чок и Бейтса, разумеется.
Ничем примечательным не запомнился мне на сей раз ритм-танец итальянцев Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри, разве что красивым платьем ярко-синего цвета у партнерши. Они зачем-то перетащили в него поддержку из своего прошлогоднего танца, что смотрелось уже элементом «второй свежести», к тому же Марко напортачил в твиззлах, а Шарлен, мне показалось, слегка «повело» на первых тактах финстепа. Судьи при этом итальянцам явно благоволили, ибо даже с вышеупомянутыми недочетами оценили их в 79.65 балла, поставив их на текущее 3-е место.
Еще меньшее впечатление произвел на меня произвольный танец Гиньяр и Фаббри на тему «чего-то там космического». Принадлежность к неземному миру должен был, вероятно, подчеркнуть «боевой раскрас» партнерши, но смотрелись эти жуткие синие стрелки на веках и синие (!) губы вполне симпатичной девушки, на мой взгляд, ужасно. Сам же танец не запомнился ровным счетом ничем оригинальным, хотя с точки зрения техники итальянцы не дали судьям усомниться в своем мастерстве и получили от них свой season best в 123.69 балла. Они сохранили за собой 3-е место – кто бы сомневался!
Словно бы своеобразный физкульт-привет своим ритм-танцем послали своим почитателям французы Габриэлла Пападакис и Гийом Сизрон: легкая разминка на первых секундах танца – и понеслись, сразу, с ходу влетев в финстеп. И на протяжении всего проката, вплоть до заключительного вращения, это было, как всегда у них, легко, изящно, с филигранной работой ног, с захватывающей дух россыпью твиззлов... При этом Габи и Гийом выглядели в танце совершенно по-новому, такими мы их еще не видели, и в этом была особая прелесть их танца. Отмечу костюмы, вносящие дополнительную изюминку в образы – удачные, на мой взгляд, и по крою, и по сочетанию цветов нежно-розового с нежно-бирюзовым. Судьи тоже не остались равнодушны к танцу французов и поставили им целых 88.69 балла – можно ли было сомневаться, кто тут лидер!
И совершенно иной по духу, по стилю произвольный танец Пападакис и Сизрона, открывающий новые грани их дарования и при этом позволяющий им остаться самими собой, всегда узнаваемыми. Кажется, музыка, под которую они его начинают, вовсе не подходит для танца, тем более, что местами она почти пропадает за взволнованным речитативом, но в том-то и сила этих фигуристов, что они могут любую мелодию сделать танцевальной. Как и все в их творчестве, это – танец-раздумье, полный глубинного смысла, танец о потерях, неизбежно случающихся в жизни, и о неугасающей надежде на встречу, ту самую, с единственно необходимым тебе человеком.
Габи и Гийом танцуют на полутонах, словно разговаривают вполголоса, и эта присущая им плавность, текучесть движений, когда невозможно уловить ту грань, за которой начинается переход одного элемента в другой, составляют особенную прелесть их танца. Пожалуй, Пападакис и Сизрон – единственный дуэт, глядя на танцы которого я не отмечаю для себя отдельно твиззлы, дорожки, поддержки, потому что они никогда не рассчитаны на то, чтобы поразить воображение, а служат исключительно для раскрытия идеи танца, его образов. Поэтому и хочется пересматривать их неоднократно, как это случилось у меня и на этот раз. А оценки они получили соответствующие – 133.55 балла и стали безусловными победителями этапа.
Можно сказать, что женское одиночное катание в короткой программе началось с проката Алены Косторной, поскольку все, кто катались вместе с ней в первой разминке, и так-то звезд с неба не хватают, но на ее фоне выглядели просто полными неумехами. Алена же откаталась просто потрясающе: 3А, 3Л, каскад 3Ф – 3Т (пусть даже оказалось, что судьи поставили ей недокрут на 3А и неясное ребро на 3Л – потеря баллов на этих элементах не изменила общего расклада), изумительные дорожки и вращения, точно попадающие в музыку, скольжение на грани фантастики... Алена – единственная из фигуристок, чье катание я и в юниорах смотрела с наслаждением, а сейчас оно стало еще более спаянным с музыкой. Свой заявочный столб на победу Алена вбила четко – 76.55 балла вывели ее в лидеры.
Не менее потрясающе каталась Косторная в произвольной программе. Мало того, что она была безупречна технически, заставив ахнуть зрителей после своих амплитудных 3А, одного из них в каскаде с 2Т, и справившись со всеми остальными прыжками, но она ни на единый миг не теряла музыкальную нить программы, идеально отыгрывая средствами хореографии настроение каждой ее части. Особенно неотразима была она, на мой взгляд, в заключительной части программы, в роли юной лукавой кокетки, от улыбки которой и голову потерять не зазорно. Как никакой другой фигуристке, мне кажется, от природы Алене даны на редкость гибкие, чуткие руки, выразительности которых могла бы позавидовать и балерина.
Такому невозможно научиться: вот она на первых тактах программы чуть поводит рукой – и все, ты уже подпадаешь под эту магию чуда, которое не прерывается ни на секунду, ибо столь же постоянна и непрерывна связь рук Алены с музыкой. И это не беспорядочное их порхание, просто ради красивого жеста – каждое движение Алены, и не только рук, но и ног, выглядит осмысленным и удивительно логичным, не теряя при этом в своей естественности. Этот прокат Косторной арбитры оценили в 159.45 балла, но еще до выставления оценок всем было понятно, что это каталась победительница.
При всей моей симпатии к Марии Сотсковой не могу не отметить, что ее карьера, похоже, вошла в глубокое пике и, честно говоря, выхода оттуда для нее я не вижу. В короткой программе ей удалось исполнить чисто лишь 3Р, не относящийся к самым сложным прыжкам, далее было касание рукой на выезде с 2А и падение с 3Ф, в результате чего Маша осталась без каскада. Сама программа мне показалась достаточно заурядной как по музыке, так и по хореографическому наполнению, словно бы фигуристке не особо было, что сказать зрителю. Раньше и представить было трудно, что за свой прокат Сотскова получит всего лишь 50.38 балла, а здесь это еще оказалось и ее лучшим (!) результатом в сезоне. Грустно..
Но еще более грустно было наблюдать за катанием Маши в произвольной программе. Она каталась тяжело, от прыжка к прыжку, буквально выдирая их из себя, при этом чередуя недокруты с падениями. Где уж там было ей думать о художественном впечатлении от программы! Разгромная сумма баллов за произвольный прокат в 94.51 опустила Сотскову в самый низ итогового протокола – на 11-е место.
От американки Мэрайи Белл никогда не знаешь, чего ожидать, но когда она в ударе, то способна доставить зрителям несколько минут хорошего настроения Не Бог весть, какой глубины и наполненности у нее короткая программа (чего особенного можно ожидать от Бритни Спирс, чьи песни легли в основу музыкального сопровождения фигуристки!), но прокатала она ее легко, удачно справилась с прыжками 2А и 3Л, каскадом 3Ф – 3Т, неплохо выглядели у нее вращения, в особенности заключительное с интересным вариантом волчка. Вот только раскатки перед прыжками хотелось бы видеть у нее не столь долгими. Но оценками Мэрайя осталась довольна – судьи дали ей season best в 70.25 балла, что позволило ей выйти на текущее 3-е место.
Нелегкий жребий выпал ей в произвольной программе – выходить на лед после фантастического проката Алены Косторной. Но Белл показала всем, что нервы у нее в полном порядке – может, наоборот, выступление Алены американку воодушевило, кто знает? Во всяком случае, столь удачного проката у нее не было, по крайней мере, очень давно, а может, и вообще никогда в жизни. При всем при том, что песня «Аллилуйя» – одна из самых моих нелюбимых и все те многочисленные фигуристы в разных видах, кто за многие годы под нее катались, не вызывали у меня ничего, кроме скуки, от Мэрайи я не могла глаз оторвать – настолько проникновенно и легко она каталась! Казалось, что все элементы ей помогает выполнять какая-то высшая сила – без сучка и задоринки исполнила она все элементы, и лишь в последнем 3Л судьи усмотрели недокрут. При этом с полученными за прокат 142.64 балла Белл стала 2-й в произвольном катании и сохранила за собой 3-е место в общем зачете.
Японка Вакаба Хигучи, кажется, поставила перед собой задачу с первых же шагов своей короткой программы поразить зрителей мощью и напором, которые являются отличительными чертами ее стиля. Она сумела избежать видимых ошибок (правда, в каскаде 3Л – 3Т судьи отметили у нее неверное ребро на первом прыжке и недокрут на втором), но эстетическое впечатление от ее катания у меня осталось практически нулевым. Скорее, я увидела в нем демонстрацию элементов, относительно удачных, и ничего более. С оценкой в 64.78 балла Хигучи заняла текущее 4-е место.
Не лучшим образом выглядела Вакаба и в произвольной программе – упала с 3Л, сделала степ-аут после каскада 2А – 3Т, пустила «бабочку» на 3Ф... При этом бОльшую часть своего проката она была явно зациклена на прыжках и совершенно игнорировала работу рук, без которой эстетическое восприятие программы ничтожно. Лишь в заключительной дорожке она будто бы проснулась и вложила в нее все, что было у нее за душой артистического, для придания программе испанского колорита. Впрочем, в испанку, о которой Станиславский мог бы воскликнуть: «Верю!», Вакаба так и не преобразилась, а полученных баллов – 109.34 – ей хватило лишь для итогового 6-го места.
Ее землячка Каори Сакамото перед прокатом короткой программы приняла позу, напоминающую стартовую позицию спринтера на старте. Сама по себе ее энергичная, темповая программа хоть и не оставляет места для каких-то там «финтифлюшечек» – вся ее соль – в выполняемых на большом ходу хлестких прыжках, четких дорожках и вращениях, – при должном исполнении способна произвести сильное впечатление. Однако на сей раз такого не случилось – Каори упала с 2А, смазала выезд с 3Ф, поэтому и результата в 64.08 балла хватило ей только для того, чтобы занять текущее 5-е место с туманными перспективами на пьедестал.
Зато до чего же здорово откатала Сакамото произвольную программу! Я вообще неравнодушна к музыке из фильма «Матрица» (при том, что сам фильм так и не удосужилась посмотреть), а в последние годы ее, к счастью, не эксплуатировали безбожно, так что я успела по ней соскучиться, и программу Каори восприняла как в своем роде встречу с добрым старым знакомым. По-моему, с этим выбором фигуристка попала «в яблочко» – ее внутренняя энергия, природный темперамент оказались в полной гармонии с этой музыкой. Каори не допустила никаких видимых технических огрехов и, видимо, чувствуя, что в этот день ей все удается, полнее и полнее раскрывалась эмоционально по ходу программы, заключительная часть которой была подобна ослепительному вихрю, сметающему все препятствия на своем пути. Не удивительно, что этот прокат стал лучшим в сезоне для Сакамото – 135.16 балла – и обидное 4-е место.
Ослепительной красавицей в эффектном платье из черных кружев для исполнения короткой программы выехала на лед Алина Загитова. У меня сложилось впечатление, что она несколько поспешно зашла на каскад 3Л – 3Р, который вышел у нее неидеальным, но 2А и 3Ф были исполнены очень удачно. Мне кажется, что эта программа хорошо подчеркивает все лучшие качества Алины – пролетность ее прыжков, филигранность вращений, возросшее умение связать жест с музыкой. Жаль, что программа, как оказалось, вышла за временные рамки, за что Загитовой сняли дополнительный балл. Ну и в целом результат оказался ниже, чем она могла бы получить по своему потенциалу – 74.24 балла, что вывело ее на текущее 2-е место.
Камнем преткновения для Алины в произвольной программе оказался первый прыжок 3Л, после которого она еле удержалась от падения, схватившись обеими руками за лед. Других ошибок ей, к счастью, удалось избежать, а ее каскады 3Л – 3Р и 3Ф – 2Т – 2Р смотрелись в программе особенно эффектно.
Что же касается воплощаемого на льду Алиной образа Клеопатры, то в этом ей, конечно, во многом помогают внешние данные, но не могу сказать о себе, что она меня полностью в нем убедила – хотелось бы видеть у нее, например, более непосредственную работу рук (местами я воспринимала ее как механически заученную), но, полагаю, что по ходу сезона Алина будет входить в этот образ все глубже и еще порадует своих поклонников феерическими прокатами. Здесь же она получила для себя баллы относительно невысокие – 141.82, что позволило ей стать серебряным призером.
Американцы Хэвен Денни и Брендон Фрейзер со своей короткой программой справились почти безошибочно, за исключением параллельного 3С, за что получили свой season best в 68.65 балла. Сказать, что меня чем-то цепляет эта программа – пожалуй, нет, в ней не находится места для того, чтобы проявиться отношениям между партнерами, разве что некоему азарту, который оба испытывают, заходя на элементы. Но свою задачу войти в лидирующую тройку по результатам короткой программы американцы выполнили – они расположились на 3-м месте.
Более удачной показалась мне их произвольная программа, в которой Хэвен и Брендону удалось почти все, за исключением каскада 2А – О – 2С, который партнерша напрочь сорвала, да еще на выезде с выброса 3Р она.слегка коснулась льда рукой. Не сказать, что сама по себе программа – шедевр хореографической мысли, но катали ее ребята с подъемом, за что и получили свой season best в 130.75 балла и сохранили за собой 3-е место.
Анастасия Мишина и Александр Галлямов – «из молодых, да ранних» – прокатали свою короткую программу просто замечательно, даже если и не на всех элементах получили за нее максимальные уровни. При этом не могу не отметить, что сама по себе эта программа – весьма эффектная! – совершенно не вяжется у меня с музыкальным сопровождением – известной песней Je suis malade. Если исходить из того, что хореография программы должна в какой-то (лучше в немалой) степени соответствовать выбранной мелодии или песне, то здесь музыка служила не больше, чем фоном к исполнению элементов. Мне кажется, что для парного катания она попросту не подходит, в отличие от танцев или одиночного катания.
Даже у более зрелых мастеров-парников я с трудом могу представить хореографическое оформление подобной программы, что уж говорить о вчерашних юниорах! Ничуть не хочу поставить под сомнения музыкальный вкус ребят и их тренерской команды, но считаю, что им нужно с большей тщательностью подходить к выбору музыкального сопровождения и «рубить дерево по себе». В Гренобле Настя и Саша получили за свой прокат 73.77 балла и заняли текущее 2-е место.
Куда лучшее впечатление оставила у меня их произвольная программа на музыку из фильма «Мастер и Маргарита», даже при том, что не обошлось без шероховатостей. Основной ошибкой стал срыв партнершей параллельного прыжка 3С, в результате чего ребята остались без каскада, зато очень удачно справились они с параллельным 3Т и обоими выбросами – 3Л и 3Р. Мне показался тяжеловатым сход с одной из поддержек, но в целом Настя и Саша выглядели так, словно бы и вовсе не были дебютантами взрослой серии Гран-при. С оценкой в 133.81 балла, которая не является их максимальным результатом, Мишиной и Галлямову удалось обойти Павлюченко и Ходыкина и стать победителями этапа – блестящее начало взрослой карьеры!
Хорошие линии, довольно интересные программы, нестандартные подходы к некоторым элементам у немецкого дуэта Минерва Фабьенна Хазе – Нолан Зеегерт. Однако во время исполнения короткой программы партнершу одолела «падучая» – она упала с параллельного прыжка 3Т, затем – во время исполнения дорожки и в довершение ко всему партнеры разошлись во вращении. Вряд ли их могли порадовать полученные от судей 59.13 балла, с которыми они заняли текущее 7-е место.
Не менее провальным оказался для немцев прокат произвольной программы: сначала они сорвали каскад 3Т – 2Т, потом проявили никому не нужную параллельность при исполнении 3С, коснувшись льда рукой, затем Нолан не смог вывести партнершу в одну из поддержек, и в довершение несчастий Минерва упала с выброса 3Р... Очень удачная по постановке и хореографии программа на необычную аранжировку песни «Дом восходящего солнца», с которой фигуристы блеснули в Минске во время прошлогоднего ЧЕ, рассыпалась, как паззл. 103.96 балла не оставили фигуристам надежд подняться выше 7-го места.
Название мелодии – «Шторм», – выбранной для своей короткой программы Дарьей Павлюченко и Денисом Ходыкиным, по-моему, как нельзя лучше отвечает ее идее: пронестись по льду, подобно вихрю, и ошеломить всех своими элементами, выполненными на высочайшем уровне! С этой задачей ребята справились прекрасно, получив за свой прокат лучший результат сезона в 76.59 балла и выйдя в лидеры. Только хотелось бы пожелать Даше быть на льду более раскрепощенной и хотя бы иногда улыбаться, а то порой создается впечатление, что на лед она выходит, как партизанка под дулом пистолета.
Нравится мне и произвольная программа ребят, в которой они могут блеснуть сложнейшими элементами, спаянными в единую и достаточно выразительную хореографически картину. Однако на сей раз Даша (мне показалось, что она была как-то особенно напряжена с первых же секунд программы) не справилась с параллельным прыжком 3Ф и выбросом 3Р – два падения отняли у ребят драгоценные баллы, и сохранить свое лидерство им не удалось. Однако и, уступив Денни и Фрейзеру в произвольном катании, на итоговое 2-е место они американцев не пропустили и сохраняют вполне реальные шансы на выход в финал.
Американцы Эшли Кейн-Граббл и Тимоти Ледюк , чувствовалось, все свои силы бросили на то, чтобы обойти своих земляков и не упустить хоть крохотную надежду на пьедестал. Однако Эшли упала на выбросе 3Л, обнаружился и недокрут в параллельном 3С, так что за свою программу, в которой наиболее эффектно они выполнили, на мой взгляд, параллельное вращение со сменой позиций, американцы получили всего 66.12 балла, что не позволило им подняться выше текущего 4-го места.
Достаточно удачно, на мой взгляд, поставлена у них лиричная произвольная программа на музыку Людовико Эйнауди, которая, возможно, выглядела бы еще более цельно, будь партнерша одета в платье, а не в комбинезон, утяжеляющий ее формы. Но это придирка чисто эстетического плана, а технически Эшли и Тимоти выглядели весьма солидно – удачные выбросы 3Л и 3С, не менее эффектный параллельный 3Р, красивые поддержки и совместное вращение... Партнерша упала с параллельного 3С, вследствие чего фигуристы остались без каскада, что, возможно, стало для них роковой ошибкой – полученных за этот прокат 129.66 балла не хватило им, чтобы обойти своих земляков и подняться на пьедестал почета, они остались на 4-м месте.
Этот этап порадовал нас своими результатами: наши фигуристы завоевали два «золота» и три «серебра». Поздравляем!
Еще Вам спасибо за похвалу " Матрицы" Сакомото. Она была прекрасна! И программа, и Каори в ней!
Мне тоже нравится Алена Косторная, потому что она напоминает мне своей артистичностью и музыкальностью мою любимую фигуристку - Сашу Коэн.
Произвольный танец Габи и Гийома мне очень нравится, а вот их ритмический танец меня не впечатлил - на мой взгляд комедийные танцы им удаются в меньшей степени чем, например, Пайпер и Полю или Смарт-Диас.
Мне было приятно, что Даня Самохин выбрал Высоцкого для своей программы, хотя, возможно, для него это и не лучший выбор.
А вот Blues for Klook у меня сразу ассоциируется с программу Дайсукэ Тахакащи и Суй-Хань. В сравнении с ними программа Самарина не производит впечатления.
Очень жаль мне Щому Уно. Он - мой самый любимый из действующих фигуристов. Все таки решение тренироваться без главного тренера оказалось не лучшим для него. Надеюсь, следующий этап будет для него более удачным.