Бешеная инфляция, сексизм и надбавка за флаг: что не так с оценкой за компоненты у фигуристов?
Оценка за компоненты – инструмент, который делает фигурное катание по-настоящему субъективным.
Давайте задумаемся: судьба медалей зависит, например, от того, чью эмоциональную, физическую и интеллектуальную вовлеченность в программу судьи сочтут лучшей. Нет-нет, это не метафора, а официальный критерий ISU, который арбитры могут интерпретировать с поразительной разницей.
Кажется, это осознали и чиновники из фигурного катания. На днях ISU создал рабочую группу для важного обсуждения – как дальше оценивать компоненты. В ее составе 4 человека: рефери из США, Италии, России и глава канадской федерации.
По словам российского делегата Аллы Шеховцовой, их главная цель – сокращение оцениваемых критериев. Сейчас их пять:
• скольжение;
• связки;
• интерпретация музыки;
• композиция;
• представление программы.
Шеховцова предлагает оставить только 3: качество постановки, навыки катания и уровень исполнения.
На самом деле, количество компонентов – не единственная проблема.
Разберем главные аргументы, почему вторую оценку у фигуристов пора кардинально менять.
1. Критерии размыты – никто не понимает, как ими пользоваться
Из пяти компонентов только два относительно объективны – навыки скольжения и связки.
Болельщики воспринимают их очень узко, измеряя числом наворотов и глубиной ребер в прокатах. Это не совсем верно: в скольжении, например, оцениваются скорость перемещения, смены направления или время катания на одной ноге.
Для связующих элементов важно не их количество на квадратный сантиметр катка, а качество исполнения, уместность в программе и разнообразие.
Но главная беда в том, что принципы оценки вместе со зрителями зачастую не понимают и профессионалы.
«Программы, которые Лиза поставила с Ше-Линн Бурн, мне очень нравятся. Не понимаю, почему такой спад оценок на компонентах. Обидно, жалко, это уже какой-то стереотип», – возмущался недавно Илья Авербух отношением судей к прокату Елизаветы Туктамышевой.
2. Компоненты зависят от посторонних факторов – репутации, флага и тренера
Итоговое место в протоколе – совсем не гарантия удачной постановки. Талантливые программы существуют и в слабых разминках – только судьи почти не обращают на них внимания, механически выставляя компоненты.
Например, в 2016-м Татьяну Тарасову восхитила программа Джады Руссо под музыку из фильма «Красная скрипка»: редкая композиция, небанальные связки и штучная постановка от Эдоардо де Бернардиса.
Но судьи на Евро-2016 оценили ее скромными 52.97 балла – технически слабых фигуристок с пустой зачеткой не положено записывать в компонентные.
Максимальная разница в компонентах между первым и вторым эшелоном – в танцах. Новичков там вообще не замечают – исключением за многие годы стали разве что Пападакис – Сизерон и Виртью – Моир.
А еще компоненты – отличный способ подтянуть соотечественника. Так китайский судья на недавнем этапе Skate America выдал Бояну Цзиню оценку за произвольную на 10 баллов выше, чем в среднем ставили другие арбитры. И это не первый скандал с участием Бояна: на Олимпиаде-2018 родной судья поставил ему на 23 балла больше итоговой суммы – 9 из них ушли в компоненты.
3. Оценку за компоненты искусственно подтягивают к технической
Вторая оценка действительно зависит от первой: топ-спортсменам с выдающейся техникой часто прощается многое. Таким способом ISU негласно поощряет сложность (да-да, при этом другой рукой снижая базу сложных прыжков), хотя для этого существуют баллы за технику. Но при всем желании арбитров, четверные не заменят презентацию, а сложные каскады – не скроют слабую постановку.
Кому выгодны новые правила в фигурном катании? Теперь прыжки судят не так строго
Помните, как восьмерки появились в протоколах Чена намного раньше его реальной прокачки в компонентах?
Савченко и Массо в первом совместном сезоне увидели на табло девятки: авторитет Алены и убедительные элементы подтянули вторую оценку.
Саша Трусова за дебютную произвольную на мемориале Непелы получила компоненты на 5 баллов больше, чем Липницкая за первый прокат «Списка Шиндлера» – у девочки в красном платье не было квадов и каскада лутц-риттбергер.
Впрочем, в случае с Юлей дело не только в четверных, но это уже следующий пункт.
4. Дикая инфляция в компонентах
По правилам ISU оценки «9» и «10» ставятся только за очень качественные прокаты – изначально так и было.
Мао Асада выиграла ЧМ-2008 с унизительными по нынешним меркам компонентами: 28.88 в короткой и 60,57 в произвольной. Сейчас с таких баллов начинают взрослую карьеру юниорки из второго эшелона.
71,76 – компоненты Ким Ю-На за гениальный прокат в Ванкувере-2010. Всего на 1,5 балла меньше получили Алина Загитова на Евро-2019 и Евгения Медведева на Shanghai Trophy-2019 за по сути сорванные выступления.
ISU больше не отделяет лучшее от хорошего, превратив девятку в рядовую оценку за компоненты. Это не только обесценивает выдающиеся прокаты, но и загоняет судей в угол: в танцах компоненты дуэтов из мировой топ-5 уже достигли потолка.
Из-за тотальной инфляции в 2018-м растянулась и шкала GOE: +2 и +3 за элементы к концу прошлого цикла стали массовым явлением.
5. Судьи ставят средний балл за все компоненты, а не оценивают их по отдельности
4,5 балла за связки Евгения Плющенко в командном турнире Сочи-2014 – крик души анонимного арбитра (тогда ISU скрывал авторство оценок), при этом оценившего презентацию Жени уважительными 8.25 балла.
Слишком редкий случай в фигурном катании: обычно фигуристы получают плюс-минус одинаковые баллы за каждый из компонентов. В реальности универсальных спортсменов немного: кто-то гениально интерпретирует музыку, но катается без связок, у другого – мощное скольжение, но проседает постановка.
Тот же Плющенко так до конца и не перестроился на новую систему судейства, где отдельно оценивают не только прыжки, но и все происходящее между ними. Помните выпад Патрика Чана? «У Плющенко есть уверенность в своих силах, но он не работает над связками между комбинациями в программе, а делает упор на великолепный четверной прыжок. Но Плющенко старый! Для меня связки между комбинациями являются одними из самых важных элементов в программе. Очень скучно смотреть на катание, в котором нет связок».
Быть оригинальным судьей невыгодно – за нестандартные оценки ISU потребует объяснений. По рекомендациям отклонение от средней оценки за прокат не должно превышать 1.5 балла – и не чаще 3 раз за 24 выступления.
6. Юниоров искусственно сдерживают, считая их хуже взрослых
Юниорам обычно отказывают в зрелой интерпретации программ – стереотип, который невозможно победить. Подростки действительно катаются механически, по заученным на тренировках трафаретам. Но есть исключения: 14-летняя Алена Косторная поражала по-настоящему зрелым катанием, сейчас ее путь повторяют Камила Валиева и Ксения Синицына.
Технически одаренным юниорам проще: судьи могут прижать их в GOE, но отрыв в базовой стоимости искусственно не уменьшить. А «катальщикам», выделяющимся компонентным катанием нужно ждать, пока арбитры начнут воспринимать их наравне со взрослыми.
7. Одни и те же люди оценивают технику и компоненты
Судьи в фигурном катании выполняют двойную работу: сначала оценивают элементы, удерживая в голове огромное количество критериев, потом – расставляют баллы по пяти компонентам. При таком алгоритме дать качество крайне трудно – создается ощущение, что вторая оценка выставляется на глазок или по инерции от прошлых стартов.
В 2014-м прошел эксперимент: соревнования мужчин и танцоров на Nebelhorn Trophy судили две бригады. Система была суперсложная: один арбитр оценивал только элементы, четверо – GOE и произвольно назначенный компонент катания, а еще семеро – только компоненты в рандомно выбранных комбинациях. Революция не удалась: содержание дополнительных судей показалось неоправданно дорогим.
Спустя 4 года новую редакцию правил на Конгресс ISU привезли Нидерланды. Они предложили более простое разделение: 5-7 арбитров (в зависимости от уровня старта) выставляют только GOE, остальные занимаются компонентами. Предложение не заинтересовало Конгресс – видимо, ISU не собирался увеличивать бюджет на судейство.
8. Правило об ограничении компонентов за прокат с ошибками постоянно нарушается
В 2010-м американец Эван Лайсачек выиграл Олимпиаду без единого четверного, чисто исполнив максимально выгодные программы с тройными прыжками.
Спустя 5 лет все изменилось: постсочинская эпоха обернулась гонкой за сложностью. За один олимпийский цикл фигуристам покорились все четверные, кроме акселя, а шесть квадов в одной программе перестали быть фантазией. Усложняться начали даже те, кто всегда ставил на стабильность и компоненты.
Прыжки в 5 оборотов: реально ли сделать и зачем нужна удочка?
Сложность вошла в обратно пропорциональную зависимость от качества прокатов: в погоне за навороченным контентом многие ставили в программы едва освоенные элементы. Чтобы медали не доставались тем, кто реже упал, ISU ввел ограничение на компоненты за грязные выступления.
В прошлом году появился запрет на десятки при неидеальных прокатах, а за несколько падений или другие серьезные ошибки фигурист не мог получить больше 9 за скольжение, композицию и связки, и больше 8,5 – за интерпретацию и представление программы.
Судьи словно не заметили поправки: топ-фигуристам прилетали привычные 9+ независимо от бабочек, падений и недокрутов.
В новом сезоне правила стали жестче: теперь за прокат с одним падением нельзя ставить больше 9,75 в связках, скольжении и композиции, и больше 9,50 – в остальных компонентах. Если же фигурист ошибается несколько раз, то представление и интерпретация не заслуживают больше 8,75, а связки, скольжение и композиция – 9.25.
В практике судейства, скорее всего, снова ничего не изменится: инерция сильнее правил. Логичнее было бы автоматически ограничивать оценки за слабые выступления – чтобы техника тормозила даже самых воодушевленных арбитров.
9. Компонентные коэффициенты в программах мужчин и женщин отличаются, но это правило устарело
Оценки за компоненты в обеих программах умножаются на коэффициенты – это сделано, чтобы уравнять шансы технарей и артистов. Система такая:
• компоненты мужчин в короткой программе умножаются на 1, в произвольной – на 2;
• компоненты женщин в короткой программе умножаются на 0,8, в произвольной – на 1,6.
Когда правило вступало в силу, женский контент был намного слабее, а мужчины исполняли на один прыжок больше. Сейчас ситуация меняется: на последнем ЮЧМ Александра Трусова набрала за технику по сумме двух программ астрономические 128,11 (при запрете на четверные в короткой) – на 6,5 балла больше, чем победитель мужского турнира Томоки Хиваташи. Но его общая сумма оказалась выше на 8 баллов – за счет поправки на коэффициент.
Уже сейчас у Трусовой нет соперниц: два рекорда, 100 баллов за технику (больше только у Чена и Ханю)
Может показаться, что переход на мужские коэффициенты отразится на технарях вроде Трусовой, но нет. Если пересчитать оценки джампера Трусовой и катальщицы Косторной на первых турнирах сезона, то лидером останется Саша, а разрыв сократится лишь на пару баллов.
Но все равно повышение коэффициента обострило бы борьбу с квадистками – по крайней мере, это точно более разумная мера, чем увеличение возрастного ценза.
***
Реформа компонентов точно нужна ISU. Но нужнее всего – перемены в головах судей, а это сделать куда сложнее, чем перекроить правила.
Телеграм-канал автора, где еще больше про судейство у фигуристов
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Максим Богодвид; globallookpress.com/Enrico Calderoni, Jon Olav Nesvold; Gettyimages.ru/Robert Cianflone, Paul Gilham, Richard Heathcote, Hannah Foslien
Лично я начал смотреть ФК сравнительно недавно - в 2016, у меня такого багажа нет. Посмотрите, пожалуйста, моими глазами на КП Ким в Ванкувере-2010:
https://www.youtube.com/watch?v=ecKnyyuMsmw
Первое и самое главное - я почти не вижу у Ким сложных, красивых заходов и выездов из прыжков. Да, это очень важно, так как я не вижу ее прыжки частью представления, по крайней мере они не столь органически вплетены в рисунок программы, как у нынешних топовых девочек. Посмотрим на первый элемент - Юна заходит на 3Lz+3T НАТУРАЛЬНО через весь каток :
https://youtu.be/ecKnyyuMsmw?t=70
На одиночный 3F заход поменьше - всего-навсего через полкатка, с внимательным, осторожным взглядом канатаходца:
https://youtu.be/ecKnyyuMsmw?t=97
И только один, самый простой элемент 2A хоть как-то напоминает по заходу и выезду на современные прыжки от девочек Этери (причем, напоминает, в бюджетном варианте, ниже вы увидите, что такое по настоящему красивый современный 2А)
Дорогие ветераны, начавшие смотреть ФК с седых, советских времен - современная фигуристка с телеграфным заходом не может претендовать на:
А) действительно высокие компы по презентации ("Физическая, эмоциональная и интеллектуальная «вовлеченность»". Еще раз - ВОВЛЕЧЕННОСТЬ)
Б) на высокие компы по композиции ("Рисунок программы и использование ледовой площадки", "Фраза и форма (движения и рисунок должны отражать музыкальные фрагменты)").
С) И конечно на транзишены. Автор этой статьи хочет нас запутать, когда пишет - "для связующих элементов важно не их количество на квадратный сантиметр катка, а качество исполнения, уместность в программе и разнообразие". Это совершенно неверная, сознательно запутывающая интерпретация - правильно говорить "важно не только количество...". По той простой причине, что главным определяющим параметром связок является то, что в программе они служат элементом НЕПРЕРЫВНОСТИ. Эрго: если в программе пустота, разрыв в виде телеграфного захода - непрерывность отсутствует, компы за транзишен не могут быть большими.
Для лучшего понимания, что такое современная программа, как нужно "вплетать" прыжковые элементы в повествование путем элегантных заходов и выездов, как нужно наполнять программу связками, создавая непрерывный рисунок - давайте посмотрим на
КП Дарьи Усачевой на ЮГП Загребе-2019 (где она откатала ее лучше всего в сезоне)
https://www.youtube.com/watch?v=Tv3qUojThWM&t=
Да, Даша - первогодная юниорка и в целом еще не может сравниться по презентации и общей уверенности с Юной. Но я в первую очередь призываю вас сравнить именно качество и сложность тогдашних и нынешних программ.
Просто посмотрите на 2А (для меня это лучший дупель сезона)
https://www.youtube.com/watch?v=oKxg4L2lmAg&feature=youtu.be&list=PLuB703eaMDlJPIQj5lhOI6SErWx2b6B2d&t=54
На 3Lo (просто сравните все - заход и выезд - с сольным прыжком Юны)
https://www.youtube.com/watch?v=oKxg4L2lmAg&feature=youtu.be&list=PLuB703eaMDlJPIQj5lhOI6SErWx2b6B2d&t=73
Каскад 3F+3T (во второй половине!)
https://www.youtube.com/watch?v=oKxg4L2lmAg&feature=youtu.be&list=PLuB703eaMDlJPIQj5lhOI6SErWx2b6B2d&t=122
Сравните длительность и непринужденность захода (на одной ноге), и главное выезд с тулупа. Вспомните на контрасте всю дуболомность каскадных дел Юны.
Немудрено, что Тед Бартон просто соловьем заливается после такой программы:
https://youtu.be/oKxg4L2lmAg?list=PLuB703eaMDlJPIQj5lhOI6SErWx2b6B2d&t=229
"Что замечательно в этих юных леди приходящих из этой школы в Москве, это не только прыжки и квады, это все понятно. Я говорю о детальности всего..." "...Я поражен транзишенами, деталями рук, реберностью, тем, что качеством ПРОСТО КАЖДОГО ШАГА не пренебрегают. Об этом заботятся, и не только тренеры (очевидно!), но также и фигуристы, потому что именно они это делают. Это то, что отличает этих фигуристов - не только прыжки, конечно, но также и другие детали, столь замечательно разработанные и чудесно представленные" ("...so beautifully crafted and wonderfully delivered")
Окей, вернемся к Юне, а что насчет мастерства катания? (именно так - что насчет SS, а не только пресловутое скольжение). Я предлагаю для этого посмотреть на дорожку Юны (а где же нам еще изучать SS?)
https://youtu.be/ecKnyyuMsmw?t=178
Общее ощущение от дорожки - что-то, в целом, простое. Несложная дорожка по прямой через каток с явственным передыхом по середине. Лично я не вижу здесь великую катальщицу (просто хорошая, топовая девочка). Концовка немножко вяловата - после первых твиззлов она как-то замялась в пластике и артистизме, после вторых твиззлов совсем небольшой (но заметный) спотыкач. Чтобы понять, что такое действительно сложная дорожка -
https://youtu.be/ZIxFDdwZl7M?t=80
Итак, за что же давать Киме какие-то особые компы? Я уверен - если бы можно было выдернуть ее тогдашнюю сюда в 2019 год, сделать пластику чтобы никто не узнал и выдать такие панатлоны - катай, то ей выдавали компы в районе 30-32 не больше (и то - только после того как она перестала бы быть ноунеймом)
Резюмируя (извините за долгий коммент), по моему скромному мнению крики про инфляцию в женской одиночке, мягко скажем, несколько преувеличены. Заявляющие про инфляцию кмк а) подсупудно судят по системе 6.0 - для них компы это "артистизм" и Б) находятся в плену своих старых образов и психологической ловушки под названием "раньше девки были красивей, а деревья выше"