По небу полуночи ангел летел
"Люди так привыкли жить в атмосфере уродства и дисгармонии, что, естественно, человек по природе своей тянется к красоте во всех её проявлениях. Она успокаивает душу и помогает людям найти внутреннюю стабильность, которой часто у них нет" (с) В. Вульф
Когда в начале прошлого сезона стало известно, что в короткой программе Алёна Косторная предстанет в образе ангела, болельщики в разных концах земли дружно выразили своё одобрение: действительно, кому, как не ей, по силам изобразить на льду неземное создание с её красотой и катанием, к которому так часто применяют эпитет "божественное".
Что такое божественное катание? Как его можно описать, что его отличает от скольжения "земного"? Можно подобрать множество специализированных терминов, но суть сводится к двум вещам. Во-первых, скольжение. Катание Алёны - это, пожалуй, лучшая иллюстрация того, что такое дотянутые носки и мягкие колени. Её лезвия движутся по льду с такой плавностью, с какой острый нож режет тёплое сливочное масло. Во-вторых, потрясающая чёткость. В катании Алёны нет суеты, нет неловких позиций: каждую секунду её программ можно разобрать на кадры, и не найдётся ни одного неудачного.
Поражает ещё и то, что такой незаурядный уровень владения коньком Алёна демонстрирует уже не первый сезон, а ведь она только дебютирует во взрослом катании. Немногим удаётся достичь подобного совершенства во взрослом возрасте, а ей оно было подвластно ещё в 14 лет.
Я думаю, во многом это её врождённый дар, благодаря которому всё, что делает Алёна на льду, кажется изящным и эстетичным, даже если она просто пересекает каток, раскатываясь на разминке. Однако такого мастерства за счёт одной лишь природной грации невозможно - это требует каждодневной работы над осанкой, над работой каждой мышцы, каждой фаланги пальцев. Так талант превращается в гениальность.
Программа "Ангел" решением тренерского штаба была оставлена на второй сезон, и решение это вполне оправданное. Постановка вышла очень удачной, и после сложного межсезонья, когда Алёна восстанавливалась после травмы, не позволившей Алёне выступить на Чемпионате мира среди юниоров. По этой же причине в прошлом сезоне не удалось поставить жирную "точку", продемонстрировав программы на главном соревновании года. Ну и, конечно, контраст "ангел/демон" в короткой и произвольной программах - это прекрасная возможность продемонстрировать артистизм и разносторонность фигуристки.
Для программы было сшито новое платье: цветовая гамма и некоторые элементы были оставлены без изменений, но фасон изменился. Лично мне эта версия по душе: мне нравится, что Алёне открыли плечи и спину, также очень хороша вышивка на спине. Единственное, что бы я изменила, это перчатки - мне очень понравились полупрозрачные перчатки для костюмов к произвольным программам Алины Загитовой и Анны Щербаковой, и здесь можно было бы сделать такие же с серебристыми перьями, как на спинке платья. Хотя длинные белые перчатки очень красиво подчёркивают работу рук.
Поскольку постановка не новая, либретто к ней уже известно:
"Я — ангел, спустившийся с небес и поживший некоторое время на земле. В конце программы я, наконец, смогла вернуться на небо".
Для отображения этой истории Даниилом Глейхенгаузом была выбрана музыка к сериалу "Оставленные" ("Leftovers") Макса Рихтера, британского кинокомпозитора и пианиста. Возможно, на мысль об использовании именно этого саундтрека для программы об ангеле постановщика натолкнул этот постер, где осыпавшаяся штукатурка похожа на крылья:
"Оставленные" - это драматический сверхъестественный сериал, и музыкальное сопровождение к нему написано соответствующее: напряжённое и тревожное, прекрасно подходящее для отображения внутреннего состояния жителя небес, волею судьбы оказавшегося на чужой для него земле. Первая часть программы поставлена на фортепианное соло: это история трагического падения ангела с небес и его знакомства с миром простых смертных:
В этой части Алёна показывает свой великолепный аксель, тройной лутц и завершает её комбинированным вращением. За исполнение акселя двое членов судейской бригады выставили Алёне оценку 5 из 5 возможных баллов GoE: в самом деле, идеальный рецепт двойного акселя - заход с ина-бауэра, пролёт, высота (такая, что грех туда ещё один оборот не поставить), а на выезде изящный прыжок "falling leaf" ("падающий листок"), лучше не придумаешь.
Начало новой части: вот эта красивая хореографическая композиция, ангел расправляет крылья. Музыка меняется, вступают струнные и на заднем фоне звучит высокий, напряжённый свист.
В этой части ангел борется за возвращение обратно на небеса, здесь мы видим несколько элементов и движений, символизирующих его попытки оторваться за земли:
И финальная поза, взлёт, катарсис. Кстати, примечательно, что композиция программы зеркальная: вначале программы мы видим спираль Кэрриган-назад, а здесь - вперёд:
Ангел Алёны Косторной - это не легкомысленный купидон. Это строгое создание, отрешённое, "не от мира сего". Фигуристка прекрасно справляется с этой ролью - обратим внимание на её выражение лица, полузакрытые глаза:
Будет невероятно интересно наблюдать за тем, как будет дорабатываться и трансформироваться эта программа по ходу сезона, причём я думаю, что изменения коснутся не только прыжковой части, но и хореографических элементов. Для Алёны это вызов, для зрителей - возможность по-новому взглянуть на уже известную постановку и получить удовольствие от красоты и гармонии. Ведь для этого мы, наверное, и смотрим фигурное катание.
Другие записи в блоге:
Своя Клеопатра Алины Загитовой
Программа чудесная, мне кажется, не смотрится приевшейся, потому что Алена подросла и даже катание ее изменилось.
У нового платья потрясающая по красоте «спина» и какой-то не очень удачный перед. Мне совсем не нравится вырез, не нравятся перчатки, но хорошо, что открыли плечи, ведь у Алёны очень красивые руки - сильные и воздушные одновременно.