Авангардный балет Анны Щербаковой
С позапрошлого сезона, в котором Этери Георгиевна впервые доверила Даниилу Глейхенгаузу работу над программами взрослых одиночниц, балетные постановки стали характерной чертой ТШ Тутберидзе. В олимпийском сезоне это были знаковые образы Чёрного лебедя и Китри Алины Загитовой, в сезоне 2018-19 - её же "Кармен" и "Спартак" Камилы Валиевой.
Ничего удивительного: Даниил - сын балерины Большого театра Людмилы Шалашовой(чей недавний внезапный уход из жизни потряс многих болельщиков россиийского фигурного катания) - был с детства приучен к балетной культуре, а участие Людмилы Борисовны в работе ТШТ выражалось не только в хореографической подготовке учеников, но и в изучении характерных балетных движений и их внедрении в балетные постановки Хрустального.
В прошедшем межсезонье я успела расстроиться, изучив объявленные программы учениц Этери Георгиевны, не найдя среди заявленных музыкальных произведений ни одного балета. Тем радостнее было увидеть на контрольных прокатах произвольную программу Анны Щербаковой, поставленную на музыку из "Жар-птицы" Игоря Стравинского - несмотря ни на что, ТШТ не готов оказываться от своего стиля, выражающегося, помимо всего прочего, в тщательном перенесении балетной пластики и эстетики на лёд.
На прошлой неделе мы увидели программу на первых официальных соревнованиях Анны - безусловно, прекрасное исполнение не только с чистыми элементами, но и с глубокой эмоциональной отдачей. Прошлый год показал, что, несмотря на хрупкость и воздушность, Анна прекрасно справляется с сильной, торжественной классической музыкой, потому выбор экспрессивной "Жар-птицы" в этом сезоне, безусловно, очень удачный. Поговорим немного об интересной композиции программы и том, чем она обусловлена.
Прежде всего, вспомним, что речь идёт о программе, в которой запланирован четверной прыжок (зная ТШ, подозреваю, и не один), перед которым фигуристке необходимо хорошенько разогнаться. Перед постановщиками стояла нетривиальная задача: вписать разгон в канву программы, чтобы он не смотрелся "пустым местом". Для этой задачи хорошо подходит музыка с размеренным, не слишком быстрым темпом, как, например, в прошлогодней произвольной программе Анны под музыку Сен-Санса, где на разгон перед четверным лутцем отводилось неторопливое начало "Rondo cappricioso". В случае с постановкой "Жар-птицы" так просто эту проблему не решить: большая часть балета невероятно динамичная, акцентированная, кроме того, будучи авангардистом, Стравинский любил экспериментировать и постоянно варьировать темп, что для разгона перед таким технически сложным элементом совсем ни к чему.
Даниил Маркович и Этери Георгиевна не стали решать эту проблему в лоб и выискивать в музыкальном произведении подходящие отрывки, они решили подойти к ней с другой стороны и обратиться к творчеству композиторов, творивших в одно время со Стравинским. Для вступительной части программы была выбрана Гносиана №1 Эрика Сати - замечательного французского композитора и пианиста, одного из идейных вдохновителей французской "Шестёрки" - творческого объединения молодых музыкантов 1910-20х годов в Париже, разных по творческим установкам, но единодушно стремившихся к новизне и одновременно к простоте, а также из всего музыкального наследия того времени почитавших лишь двух композиторов: собственно Сати и Стравинского.
Сати и Стравинский были хорошо знакомы, положительно отзывались о творчестве друг друга и признавались в существенном взаимовлиянии их музыки. Следовательно, соединение их музыкальных произведений в рамках одной программы стилистически вполне оправдано. В то же время, с чисто утилитарной точки зрения Гносиана №1 с её простотой и неторопливостью (само название: Gnossienne №1 - Lent переводится как "Гносиана №1 - Медленная") позволяет Анне разогнаться перед прыжком, не тратя слишком много энергии на отыгрывание многочисленных музыкальных акцентов, как далее в "Жар-птице".
Далее задачей ТШТ было обыграть переход от одной части к другой, чтобы программа воспринималась как единое целое, без "стыков". Ну и ТШТ не был бы ТШТ, если бы не выбрал самое изящное и, опять же, абсолютно стилистически оправданное решение: смена костюма во вращении в середине программы. По сути, на Анне мы видим два вполне самостоятельных платья очень ярких, выразительных цветов без привычных для фигурнокатательных нарядов градиентных переходов (вполне в духе авангардизма), каждое из которых отсылает к сценическим воплощениям выбранной музыки.
Предлагаю насладиться великолепной постановкой "Гносиан" Сати в исполнении одной из ярчайших звёзд Мариинского театра - Ульяны Лопаткиной - в дуэте с Иваном Козловым. Обратите внимание на необыкновенную модерновую хореграфию и на цветое решение: такой же простой синий цвет без полутонов, а также лёгкие, воздушные ткани и схожее оформление юбки у Ульяны и Анны (качество, конечно, хуже некуда, но, к сожалению, другого видео найти не удалось).
После преображения платье Анны становится ярко-алым - такой же насыщенный цвет используется в балетных постановках "Жар-птицы". Ещё примечательно, что дизайнер платья Анны перенесла на верхнюю часть платья такие же каплевидные перышки наподобие "турецких огурцов", что и на представленной балетной пачке.
Также к достоинствам костюма отнесём хорошо подобранную сетку в тон смуглой кожи Анны и красивые расшитые рукава-перчатки, подчёркивающие работу рук. Недостатком, отмеченным уже многими до меня, являются золотые нашивки на синем платье, скорее функциональные нежели эстетичные, но, зная ТШТ, можем ожидать в скором времени доработку платья (как это было с пачками Алины и платьем "Джульетты" Алёны Косторной). Да и строго говоря, даже если всё оставят как есть, это всё равно самая волшебная, изящная и оправданная трансформация костюма из всех, что я когда-либо видела. Она не только вызывает восторженные коллективные вздохи у публики, но и очевидно доставляет большую радость самой Анне.
Таким образом, новая балетная постановка в исполнении ТШТ и Анны Шербаковой в очередной раз доказала, что высокое искусство не мешает, а помогает достижению спортивных рекордов, если подходить к задаче с таким безупречным вкусом, как у Этери Георгиевны и Даниила Марковича. Анна первая из подопечных Этери Георгиевны выступила на взрослых соревнованиях в этом сезоне, продемонстрировав "готовые" постановки короткой и произвольной программ. В отношении оставшихся трёх "А" пока сохраняется интрига относительно костюмов, так что в полной мере мы сможем их оценить чуть позже, но уже сейчас можно сказать, что равнодушными они нас точно не оставят.
P.S.: это мой первый блог на sports.ru, так что буду рада замечаниям, комментариям и предложениям. Особенно приветствуются пожелания, разбор каких программ вы также хотели бы увидеть.
Интересный экскурс в историю музыки, и тем более интересно понимание выбора костюма, его трансформация и цвет. С этими знаниями программа будет воспринимать еще глубже. С моей субъективной стороны это то, что когда то привело меня в фигурное катание - сплав эстетики музыки, хореографии и спорта.
Если уж говорить об образе в целом, что совершенно точно зря: зря она покрасилась в красный. Как бы он ей ни нравился, раз уж решила катать японку, надо было оставаться шатенкой. Красноволосых гейш я что-то не припомню
Прям свежий ветерок среди надутых своим ЧСВ ележивых классиков раздела Фигурное катание.
Оставайтесь и впредь такой же лёгкой!!!
А ТШТ не перестаёт удивлять, то, с каким вниманием они относятся к каждой детали в программе и образе спортсмена, вызывает восхищение