9 мин.

Женское одиночное, кто с чем войдёт в новый сезон? Часть 1. Туктамышева, Косторная

Приветствую тебя, Нео! На sports.ru стремительно вымирает жанр строгого нефанатского обзора событий фигурного катания из-за некоторых особенностей сайта: возможности заминусовать неугодного объективного автора, отсутствия работы против ботов, отсутствия регистрации по телефону и так далее. Лучшие блогеры либо уходят на другие платформы, либо стараются писать осторожно, чтобы не уйти в "минус-зону", либо просто не писать.

Однако победа всё равно будет за нами!:) 

Статья про новые программы изначально планировалась, как впечатление с открытых прокатов, но, во-первых, Морфеус был на них лишь частично (полностью - в субботу, немного - в воскресенье), во-вторых, написание статьи затянулось, а фигуристки уже принялись соревноваться, показывать костюмы, даже менять музыку. 

Поэтому разбор новых программ российских одиночниц сделаем миксом из впечатлений с соревнований и открытых прокатов. Серия выйдет в четырёх частях. 

Начнём с Елизаветы Туктамышевой

В короткой программеученица Алексея Мишина вернула первоначальный вариант музыки, под которую и была поставлена хореография Ше-Линн Бурн. Также изготовили другое платье. 

Два совершенно верных решения. Раньше Лиза катала под композицию Астора Пьяцоллы, ненового для себя композитора, однако столь грустный образ, медленный ритм ей никогда не были свойственны, и чувствовалось, что фигуристка не в своей тарелке. Открытое короткое тёмно-зеленое платье не очень подходило той программе и требовало доработки, хотя бы потому что смотрелось несколько просто и недорого. Его Морфеус ещё на открытых прокатах видел, кстати, совсем вблизи.

Новое платье получше, хотя и его не назовёшь великолепно сшитым. Костюмы редко были сильной стороной группы Алексея Николаевича, к сожалению.

В скольжении в КП Лиза ожидаемо на приличном уровне, а связок местами прибавилось.

Прыжки: триксель фигуристка сохранила и слава Богу - в нынешнем термоядергрибном сезоне он может стать её спасителем. А вот контент в КП можно скорректировать. Для Морфеуса совершенно очевидно, что Лизе желательнее делать каскад лутц-тулуп, а флип оставлять сольным прыжком во второй половине. Каскад лутц-тулуп у Туктамышевой более стабилен, менее стабильный флип не будет влиять на каскад. 

Морфеус не знает, что будет завтра на Кубке Санкт-Петербурга, поэтому произвольную программуоценит по турниру Lombardia Trophy

Прежде, чем приступать, нужно заметить, что Туктамышева идёт на ранее невиданное для российских фигуристок техническое усложнение: два тройных акселя. С учётом того, что и остальные прыжки она исполняет по классике, а не с читерской  модифицированной техникой допубертатных юниорок, это естественно требует огромных энергетических затрат. Добавим сюда и фактор возраста - штурм технических высот происходит в 23 года, а по современным извращенным меркам это возраст "ветеранский". 

Теперь перейдём к разбору прыжкового контента. К сожалению, пока он такой, что два тройных акселя не дают Лизе какого-либо явного преимущества. Для того, чтобы перевес над неультрасишницами был на стороне Лизы, ей вот что нужно: 

3А, 3А+2Т, 3Lz+3T, 3F, 3Lz+2T+2Lo, 3Lo, 3S

Такой же контент штурмовала Рика Кихира в финале гран-при прошлого года. Двойные аксели, которые прыгают все остальные девочки, заменяются на тройные, и программа составляется не из семи тройных (как у всех неультрасишниц), а из восьми. 

Алексей Николаевич Мишин же зачем-то пока продолжает вставлять непонятную Морфеусу секвенцию с двойным акселем вторым прыжком. Это не считается каскадом и ведёт к небольшому понижению базы. Единственное рациональное объяснение Морфеус видит в том, что Лизу постепенно "готовят", "накатывают" на усложнённый контент. 

Конечно же читатель ждёт от меня и разбора хореографической части программы. Давайте начнём с того, что у фигуристки до сих пор не было готово платье, а всё-таки этот фактор очень сильно влияет на общее впечатление. Обвинять в данной неготовности можно либо тренерский штаб, который показывает таким образом слабость в соревновании с конкурентами, либо федерацию, которая не выделила денег вовремя. Однако, если вторая причина верна, то непростительно молчать в такой ситуации. 

С точки зрения образа, Морфеус, честно говоря, не увидел радикального различия с прошлосезонной произвольной программой, разница заключается лишь в том, что та была "вкатана" и намного лучше поставлена, а эта пока очень сырая, и Лиза чувствует себя в ней не очень уверенно, особенно с учётом усложнённого контента. 

На мой взгляд, наиболее логичным выглядит решение вернуть ПП прошлого сезона. Ничего в этом зазорного нет: Загитова  вообще умудрилась нацепить золотую медальку Олимпиады с юниорской произвольной.

Если же оставлять эту произвольную, то, конечно же, нужно доработать хореографию, актёрский образ и вращения. 

Елизавета Туктамышева всегда была фигуристкой, которую сильно засуживали абритры, а в этом сезоне уже очевидно, что ей не перепадёт ни одного грибочка. Они посыпятся в хрустальную корзину. В такой ситуации есть только один рецепт - выкатывать свой максимум в отшлифованных до блеска программах. 

 _________________________________________________________________________

Продолжим другой фигуристкой, которую засуживали, засуживают и будут засуживать - Алёной Косторной. Настоящей чемпионке России двух последних лет, реальной победительнице юниорского финала гран-при 2017 года предстоит весьма непростой сезон. 

Ещё в конце прошлого все ценители фигурного катания смогли в очередной раз убедиться, как бестолково и беспринципно действует тренерский штаб Этери Тутберидзе при первых сложностях со здоровьем у подопечных. Проблемы Косторной (насколько мы можем судить по открытой информации) не были какими-то нерешаемыми, однако ТШ настолько бездарно вёл себя в ходе тренировочного процесса, что фигуристка вынуждена была пропустить юниорский чемпионат мира и потом долго восстанавливаться. 

Подозреваю, что входить в новый сезон ей тоже тяжело - на открытых прокатах мы увидели ещё и затейпированные колени. Вполне вероятно, Косторная не будет сдерживать вес и нормальное развитие тела, как того требует методика "от Георгиевны", а с такими фигуристками автор методики не очень то умеет работать. Да, Алёна не высокая, зато при этом обладает здоровой фигурой спортсменки, а не анорексичным телосложением "а-ля Щербакова". 

Тренерский штаб решил оставить прошлогоднюю короткую программу, а это говорит скорее о нехватке времени или желания поработать над новой. Если рассматривать две КП, которые Косторная ранее катала у Тутберидзе, то обе хороши, однако "Адьос Нонино" всё же была намного лучше (это вообще лучшая постановка в карьере Глейхенгауза).

Короткая под музыку Макса Рихтера тоже конкурентная, конечно. В ней по-прежнему выгодно выделяются отличающие Алёну качества: знатное скольжение (пожалуй, лучшее в нынешней сборной), эстетика хореографического жеста, музыкальность, артистизм. 

Однако немного расстроила ситуация в вопросе контента/связок.

Увы, пока так и не появился тройной аксель в соревнованиях. В конце первого юниорского сезона на тренировках Косторная исполняла данный элемент ультра-си, причём со сложнейшего захода: крюк-выкрюк-перетяжка без разрыва:

Такой заход не был доступен ни одной другой фигуристке в истории. Если женщины прыгают 3А, то, как правило, с самого обыкновенного захода. Однако наступило лето 2018 г., и тренерский штаб просто "профукал" элемент ультра-си у своей ученицы. Это произошло из-за того, что девочка немного подросла, требовалась работа над высотой прыжка, мышечным каркасом, а организованного ОФП в группе Тутберидзе нет.

Этим летом прогресса в ультра-си ждать тем более не представлялось возможным, т.к. слишком уж форсированной и непланомерной получилась подготовка. Кстати, заметьте, что ни одна фигуристка полноценно так и не запрыгала тройной аксель у Тутберидзе, т.к. данный прыжок наибольшим образом зависит от силовых качеств спортсмена и наименьшим - от читерских. 

В прошлом сезоне Алёна исполняла флип сольным прыжком, а лутц-тулуп - каскадом во второй половине. В этом всё наоборот, т.е. произошло небольшое удешевление в базе. Возможно, ситуация связана с тем, что хотели лучше выделить наружное ребро на лутце. 

Флутца у Косторной никогда не было, однако из-за сложнейшего захода на лутц раньше она не всегда успевала выходить на внешнее ребро, в половине случаев исполняла прыжок с плоского ("!").

На открытых прокатах фигуристка прыгнула лутц хоть и не с глубокого, но всё-таки явно внешнего ребра:

Также обратите внимание, что на лутце и флипе фигуристка при толчке на правом коньке почти не задействует ребро, прыжки остаются в значительной степени, как и полагается канонами, зубцовыми. Предварительное вращение составляет всего четверть оборота, в то время как ряд других одногруппниц (Щербакова, Трусова, Загитова) воруют половину оборота и более, прыгая лицом вперёд.

Заход на лутц значительно упрощён, а фирменный прыжок в шпагат переставлен в заход на каскад флип-тулуп. 

В целом, короткая программа ещё на открытых прокатах была исполнена Алёной великолепно и, если б это были соревнования, да ещё и с честным судейством, то поле КП Косторная б однозначно лидировала.

В произвольнойже мы увидели классическую халтурку от постановщика Даниила Глейхенгауза. Опозорившийся на весь мир ещё летом украденной хореографией для показательного номера Алины Загитовой Глейхенгауз, очевидно гораздо лучше работает для любимиц в группе. Остальным и ставит по остаточному принципу. 

У Косторной в ПП три совершенно разных по стилю и настроению композиции и, если они хоть как-то и склеены, то лишь мастерством самой фигуристки, но никак не постановщика, явившего нам лоскутное одеяло. Если хотелось показать историю в развитии, то нужно было оставить "Supermassive Black Hole" и, взять что-то медленное, но стилистически близкое, например, другую песню Muse. 

Опять крайне неудобно для Алёны поставлена дорожка шагов. Если в сезоне 17-18 она выгодно выделяла великолепные дуги и рёбра Косторной, то сейчас просто топит девочку в середине программы (кстати, вспомните "спотыкание" на ЧР прошлого года - оно тоже случилось из-за бездарной работы Глейхенгауза). 

С позиции связок произвольная несколько упрощена. Это явление естественное, ведь девочки, не сидящие на TUE и драконовских диетах, со временем чуть теряют в возможности прыгать с коротких заходов, им становится нужна скорость, а большую скорость только беговыми и подсечками можно набрать. 

Фирменные шикарные спирали Алёны представлены недостаточно, да и не подходят они ритмичной музыке в конце. Посмотрим, что будет дальше, возможно, программу ещё доработают, а в костюме она заиграет новыми красками.

Кстати, крайне не этично повёл себя тренерский штаб Тутберидзе в вопрос костюмов. У Щербаковой они были готовы уже к открытым прокатам, у остальных девочек - нет. Да и в работе над программами Даниил Маркович в межсезонье явно больше старался для Ани и Алины, чем для двух других А. 

Однако это уже тема другой части.  

 Подписывайтесь на блог. Здесь говорят правду... о фигурном катании