До Ханю и Фернандеса. 5 фигуристов, повлиявших на облик современного мужского катания
После того, как Юдзуру Ханю выиграл вторую золотую олимпийскую медаль подряд, многие стали называть его величайшим фигуристом в истории. Морфеус солидарен с этим мнением. Однако стоит сказать и о том, что Ханю тоже не возник из пустоты. Он есть квинтэссенция того, как развивалось фигурное катание с момента перехода из эпохи 6.0 в современную систему. Ханю, Фернандес тоже смотрели на других и учились. А вот у кого они учились, Морфеус сегодня и расскажет.
Возьмите стакан воды, чтобы было, чем запить красную таблетку, и вперёд!
АЛЕКСЕЙ ЯГУДИН
По НСС россиянин практически не катался, карьеру он, к сожалению, завершил уже по ходу постолимпийского сезона. Ягудина можно назвать вершиной системы 6,0, создавшей нечто, предопределившее дальнейшее развитие фигурного катания у мужчин.
Вообще - эта статья именно про катание, про компоненты. Меньше про технику, где революционные события стали происходить в середине десятых. Однако забывать про техническое превосходство Ягудина: в обоих программах на Олимпиаде 2002 он не допустил ни одной грубой ошибки, при этом практически исполнив три четверных! Олимпийский чемпион 2006г. чисто исполнил только 2 четверных, 2010 - 0, 2014 - 2.
Т.е. по прыжковому контенту Ягудин обошёл трёх последующих ОИ-чемпионов. Однако это не главное. Запомнят Алексея его двумя олимпийскими программами: "Зима" и "Человек в железной маске".
Татьяна Анатольевна Тарасова и Николай Морозов создали два шедевра, показав КАКИМИ могут быть мужские программы: с выраженным образом спортсмена внутри них, с сюжетом, с музыкальными переходами по настроению, с необычными дорожками шагов и интересной хореографией. И всё это сохранялось при сложном техническом наборе.
После Ягудина фигуристы постепенно стали подходить к постановке программ более скрупулёзно, но долгое время никто не мог достичь его уровня.
СТЕФАН ЛАМБЬЕЛЬ
Пожалуй, самый компонентный и артистичный фигурист 2003 - 2009 годов. В видео-учебниках ISU, выпущенных в середине нулевых, должен был быть какой-то образец, ведь фигурное катание меняло своё лицо. Этим образцом стал именно Ламбьель.
Если Ягудин был сделан Мишиным просто техническим монстром, а Микленаджело-Тарасовой отточен так, чтобы в программах показывал лишь выгодные стороны и скрывал недостатки, то Ламбьель оказался самородком, создавшим свою вселенную фигурного катания. Так, как катался он, не катался никто до. Абсолютно раскрепощённый корпус, пластичные руки, танец, полёт.
В дорожках шагов обязывают помимо шагов ещё и максимально задействовать руки и корпус: они должны двигаться в разных плоскостях и на разных уровнях, т.е подразумеваются наклоны, выпады и т.д. Ламбьель стал тем, кто показал, что это можно делать пластично и органично.
Плюс ко всему он всегда обладал каким-то индивидуальным артистизмом, излучал свет и, как немногие, покорял публику. Конечно, это совершенно другое обаяние: не такое брутальное, маскулинное, как у Ягудина. Однако и оно имеет право на существование.
Отдельно нужно выделить отличные, оригинальные вращения Ламбьеля. Стефан также стабильно исполнял четверные прыжки, а камнем преткновения для него так и остался злосчастный тройной аксель.
ДАЙСУКЭ ТАКАХАСИ
Олимпиада в Ванкувере, пожалуй, была наиболее представительной по части артистичных, компонентных фигуристов. Однако, как вы думаете, кого среди всех этих мастеров выделяли специалисты, журналисты и фигуристы? Ответ: Дайсукэ Такахаси.
Его короткая программа под музыку "Eye" известного японского аккордеониста Кобы стала настоящим откровением. Такахаси соединил, казалось бы, невозможное: мужскую харизму и энергетику Ягудина с артистизмом и лёгкостью Ламбьеля. Те дорожки шагов до сих пор считаются образцовыми по части хореографии и музыкальности.
Корни Такахаси растут оттуда же: в начале взрослой карьеры он работал с Морозовым, немного с Тарасовой, а позже, по иронии судьбы, с Ламбьелем. Также уже в постванкуверских сезонах Дайсукэ, понимающий, что ему нужно ещё больше прибавлять в скольжении, тренировался с танцором Оливье Шонфельдером. Однако всё-таки главную роль в его становлении и техническом и компонентном сыграли родные японские специалисты.
Именно Такахаси является первой настоящей суперзвездой в мужском катании от Японии. И хотя судьи в Ванкувере просто не могли поставить его на уровень выше того же Лайсачека или Плющенко в компонентах по понятным классическим фк-причинам, справедливость восторжествовала через месяц, когда японец выиграл чемпионат мира 2010.
Многие поклонники сравнивают Дайсукэ и Юдзуру, двух легенд. Однако это то же самое, что сравнивать Феррари и Ролс-Ройс. Они просто слишком разные и каждый хорош по-своему. Если Ханю - это нечто межгендерное, возвышенное, неземное, то Такахаси воплощал собой образцовый мужской восточный или, когда было нужно, не восточный стиль, со свойственной азиатам и далеко не всем европейцам подвижностью и пластичностью. Подражателей породил много, но другого такого пока не нашлось.
ПАТРИК ЧАН
Грош цена была бы статье, если б автор не упомянул и этого фигуриста. Немногие так сильно меняли лицо фигурного катания, как канадец. Морфеус никогда не являлся его поклонником, но объективные вещи стоит признавать.
Патрик Чан - это, прежде всего, про катание, про скольжение. Т.е. про основу спорта. Стоит немного углубиться в историю. До 1990 года помимо обычных программ в фигурном катании были ещё обязательные фигуры, т.е. так называемая школа - то, с чего данный вид и начинался. К сожалению, вмешательство телевидения вынудило отменить этот программы, оценивающий реальное качество исполнения скольжения и зачастую влиявший на распределение мест. Поэтому эпоху 1990 - 2002 в одиночном катании можно назвать "эпохой без скольжения". Мастера уровня Бойтано почти перестали появляться, а те, кто вырос именно в ту эру, потом очень тяжело адаптировались к HCC.
Чан же стал образцом именно уровня скольжения. Если Ягудина мастером скольжения вообще нельзя было назвать, Ламбьеля и Такахаси - да, но только на двух ногах, то Патрика – целиком и полностью. Он стал подтягивать одиночное катание к танцам.
Канадец показал, что и одиночник может выполнять длиннющие дуги на одной ноге с высокой скоростью и рёберностью. Он в значительной степени повлиял и на усложнение связок между прыжками. К минусам Патрика можно отнести разве что отсутствие какой-то одной выделяющейся хитовой программы. А во второй половине десятых годов он и вовсе потускнел и компоненты в интерпретации, композиции и презентации получал отчасти за авторитет и федерацию.
Тем не менее, Морфеус преклоняет перед ним колено, как перед мастером скольжения и огромным трудягой в деле прыжков.
ДЕНИС ТЕН
Попадание именно этого фигуриста в пятёрку не стоит воспринимать, как панегирик ему после трагедии. Казахстанец занимает место здесь заслуженно.
Сам факт появления в элите мужского катания человека из столь экзотической для этого спорта страны, можно сравнить с прорывом Юны Ким (даром, что они оба корейцы). Однако у Дениса была возможность заниматься с лучшими тренерами, как по эту сторону (Елена Буянова), так и по ту сторону океана (Фрэнк Кэролл). Он и пытался совместить лучшее двух школ: прыгать, как Ягудин, кататься, как Чан.
В какой-то момент Денис этого самого Чана и должен был обходить - на чемпионате мира 2013 только отсутствие должного авторитета и федерации помешали Тену занять заслуженное первое место. Турнир стал маркером того, что казахстанец, долгое время ходивший в вундеркиндах, наконец, полностью вырос и сформировался в мастера с качественной прыжковой техникой и катанием.
Тен воплотился в символ перелома системы, в образец вкуса и выдержки, полного самоконтроля на льду. Его скольжение отличала высокая скорость, подвижность и разнообразие. При этом он полностью подключал руки и корпус, находящиеся всегда в красивых хореографических позициях. Именно на ЧМ-2013 Денис показал свои лучшие прокаты: он катался с необходимой энергией и куражом, а после произвольной зал аплодировал ему, ещё далеко не суперзвезде, стоя.
То, что тот успех был не случаен, подтвердила и сочинская Олимпиада, где Тену, впервые в казахстанской истории удалось выиграть медаль. Денис стал одним из прообразов универсального фигуриста, способного сочетать со вкусом, без вульгарности подобранные программы с хорошим скольжением и прыжками.
К сожалению, здоровье и ряд других причин не позволили ему в дальнейшем конкурировать с мультиквадистами, однако свою лепту в развитие мужского катания он, безусловно, внёс.
P.S.
Наверняка, некоторые ценители спросят: а где же Эван Лайсачек и Джонни Вейр? Кастинг, конкурс, друзья мои.
Джонни всегда был фигуристом слишком специфическим и самобытным, чтобы говорить о том, что он повлиял на облик фигурного катания и породил множество подражателей, если к таковым не относить, конечно, Юдзуру.
Эван вспыхнул кратковременной и скандальной звездой, уйдя "в никуда". При всей интересности данных фигуристов, те, кто попал в окончательный список, безусловно, более достоин.
P.S. 2
Морфеус ничуть не отрицает значимость множества легенд старой школы, будь то Бойтано, Урманов и т.п., но было бы преувеличением говорить об их влиянии на современный стиль катания. Всё-таки слишком много времени прошло.
P.S. 3
Конечно же, Морфеус готов ответить и на самый животрепещущий вопрос: а где же Евгений Плющенко? Морфеус отдаём ему должное, как легенде и великому спортсмену, заслужившему свою славу, однако не готов говорить о том, что нынешнее поколение пытается кататься, как Плющенко.
Подписывайтесь на блог о настоящем фигурном катании. Здесь говорят правду. Хакнем матрицу фигурного катания вместе!
Отличный пост. Спасибо.