Сколько тратят фигуристы? Коньки и костюмы – ничто по сравнению с арендой льда и работой хореографа
Фигурное катание – дорогой спорт. Родители вкладывают десятки тысяч в тренировки детей, но отбить расходы (или просто минимизировать их), пробившись наверх, получается у единиц.
Недавно фигуристка Анастасия Тараканова начала поиск спонсора: по ее словам, за 12-летнюю карьеру семья потратила на спорт больше 20 миллионов рублей.
Накануне сезона Настя вернулась к тренеру Светлане Пановой после года, проведенного в академии Евгения Плющенко – очевидно, дорогого мероприятия.
Вот список ежегодных затрат, составленный Таракановой:
• аренда квартиры в Москве (Настя родом из Волгограда);
• спортивное питание;
• оплата школьных репетиторов;
• дополнительные занятия по хореографии, актерскому мастерству, растяжке и общефизической подготовке;
• тренировки на удочке для обучения четверным;
• пошив платьев для выступлений;
• постановка программ;
• транспортные расходы.
Разберемся, из чего складывается гигантская сумма.
Экипировка
Базовая статья расходов – коньки.
Обычно на сезон хватает пары, но некоторые фигуристы одновременно разнашивают 2-3 – на случай, если ботинок испортится накануне соревнований. Профессиональные коньки стоят 40-60 тысяч рублей – членам сборной одну пару оплачивает Федерация, остальные покупают за свой счет. Лезвия обойдутся еще в 10-30 тысяч рублей.
Экономить нельзя: инвентарь – это качество элементов и страховка от глупых травм.
Юные фигуристы катаются на более простых моделях, но чаще меняют ботинки: детская нога быстро растет, а коньки на вырост – прямой путь к травме. Раздвижные коньки не годятся – разве что для сеансов массового катания.
Еще одна неизбежная трата – костюм. Речь не о тренировочной форме (здесь вполне бюджетные варианты), а о паре нарядов для выступлений в программах (у топ-спортсменов есть третий – для показательного). Иногда костюм переделывают несколько раз за год: убирают тяжелые украшения, перешивают юбку или меняют концепцию образа целиком.
Сколько стоят платья фигуристок, что в моде, какие цвета – провал? Мы все узнали
Платье от российского дизайнера Ольги Рябенко (шьет группе Тутберидзе, но работает и с обычными клиентами) стоит около 60 тысяч рублей. Ведущие иностранные ателье берут еще больше: например, ценник на наряды от Сатоми Ито (костюмер японских фигуристов) стартует от $2 тысяч.
Детские платья часто перепродают, чтобы вернуть часть расходов. Еще один способ экономить для новичков – заказ костюмов на китайских сайтах: там можно найти даже точные копии нарядов известных фигуристок.
Например, реплика платья Вакабы Хигучи всего за $425:
А вот и оригинал этого платья:
Постановки
Стандартный вариант – работа со штатным хореографом. Но часто фигуристы ищут развития у иностранных специалистов – там постановка обойдется в $1,5-5 тысяч (в стоимости техобслуживание – последующая шлифовка постановки). Дополнительно оплачивают перелет к хореографу, проживание за границей и нарезку музыки (в США – от $100 при заказе у безымянного студента, дешевле – сделать самому).
Подкатки
Подкатки – главная статья расходов для юных фигуристов и возможность заработать для завершивших карьеру. На деле это репетиторство, дополнительные тренировки, на которых оттачивают элементы, накатывают программы, исправляют недостатки. Бывает, что подкатки проходят на площадках для массового катания – в торговых центрах или спортивных комплексах, тогда за выход на лед нужна дополнительная плата.
Цена репетитора зависит от города и имени тренера. Например, час индивидуальной тренировки с Кристиной Астаховой (8-е место на ЧМ-2018 в паре с Алексеем Рогоновым) стоит 3 тысячи рублей, а тренер с 25-летним стажем Елена Конюхова берет 4.
Индивидуальная часовая тренировка с Евгением Плющенко – подкаткой это называть неловко – стоит 60 тысяч.
Проживание
В России фигурное катание сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Выйти на приличный уровень, конечно, можно в родном городе – но развитие реально только в столицах. Фигуристы, переезжая, рано взрослеют и сталкиваются с трудностями: например, Максим Траньков ночевал на трибуне и в тренерской, а Серафима Саханович жила в коммуналке, где ее травили за лишнюю трату воды.
Снимать квартиры иногда вынуждены и москвичи: если каток далеко от дома – лучше жить рядом, чем ежедневно стоять в пробках или убивать часы и здоровье на дорогу.
А как у иностранцев?
Зарубежным фигуристам сложнее – они платят за тренировки, лед и костюмы без поддержки государства. Час с тренером обходится в $65-120. Если есть деньги – можно заниматься даже у Брайана Орсера (он утверждает, что любит работу с новичками – это формирует терпение и улучшает преподавательские навыки). Спортсмены высшего класса оплачивают дополнительные уроки у специалистов по вращению, скольжению, актерскому мастерству; танцоры и парники отрабатывают поддержки с акробатами – и за все платят.
Отдельных денег стоит лед – $20-40 долларов за час. Это заставляет спортсменов концентрироваться на работе. Вспоминает Этери Тутберидзе: «Что касается канадцев и американцев, так они совершенно другие. За фигурное катание там платит сам спортсмен, более того, очень часто он на него и зарабатывает. И понимает, что каждая минута на льду стоит денег. И ценит эту минуту. А как сделать, чтобы наши спортсмены начали свое время ценить, если у них этот лед просто есть и все? Они выходят, 5 минут чехлы с коньков снимают, 10 минут сморкаются, потом шнурки перевязывают. Потому что для них время – не деньги».
Поездка тренера на соревнования – тоже забота спортсмена. Некоторые специалисты требуют от спортсменов оплаты командировочных и компенсации денежных потерь за отмену занятий с другими учениками на время отсутствия.
Весомых трат требует медицина. Лечение, восстановление, консультации физиотерапевта, массаж – все это стоит больших денег и не всегда покрывается страховкой.
Вдумайтесь в цифры: когда победители ЮЧМ в танцах на льду Рейчел и Майкл Парсонс (на фото) начинали кататься, родители тратили около $2 тысяч в год. В 2016-м расходы выросли до $75 тысяч (чуть меньше 5 миллионов рублей), а спустя два сезона партнерша завершила карьеру из-за проблем со здоровьем.
Чтобы оплатить счета, иностранцы в свободное от тренировок время работают: например, Александр Майоров – массажист (по образованию – физиотерапевт), Дэниел Итон – парковщик. Еще один выход – учеба в университете, который может выдать грант или хотя бы оплатить лед.
Кто-то из фигуристов мог бросить спорт без поддержки родителей: например, отец Хавьера Фернандеса работал в двух местах, чтобы сын тренировался за границей – реализоваться в далекой от фигурного катания Испании шансов не было.
Он был Фрэнком Синатрой фигурного катания. И спел My Way коньками
Если личных и спонсорских денег не хватает, помогают болельщики. За границей краудфандинга не стесняются даже топ-спортсмены – фанаты охотно присылают деньги. Вот основные поводы, по которым фигуристы открывают сбор:
• поездка на соревнования. В небольших странах федерации не обеспечивают фигуристов – особенно тех, кто не привозит медалей. В прошлом сезоне на билет до Сайтамы, где проходил ЧМ, собирала румынка Юлия Саутер – 13 человек скинули ей $600, и спортсменка все-таки прилетела в Японию.
• билеты родственникам на соревнования. Даже если федерация оплатила расходы фигуристу, семья добирается за свой счет. Перед Играми-2018 Брейди Теннелл открыла сбор $20 тысяч на поездку в Корею братьев (собрала 12838). Американка объяснила, что ее мать-одиночка обеспечивает троих детей, поэтому лишних денег в семье нет.
7200 долларов получила от фанатов Мэдисон Хаббелл, чтобы брат (и бывший партнер в танцах на льду) поболел за нее в Пхенчхане.
• тренировки. Стажировки у лучших иностранных специалистов – реальный шанс вывести карьеру на новый уровень. В 2016-м благодаря краудфандингу Михал Бржезина уехал к Рафаэлю Арутюняну – и из увядающего ветерана снова превратился в элитного спортсмена.
Можно ли заработать в фигурном катании?
Члены сборной России получают зарплату – размер зависит от достижений, региона и клуба, который он представляет. Сергей Мозгов рассказывал, что получает около 30 тысяч рублей в месяц, но за звание действующего чемпиона мира среди юниоров ему платили 120 тысяч.
Алексей Ягудин считает, что маленькая зарплата – нормально: «Какой кошмар! Нам раньше ни зарплат, ни сборов, ничего не предлагали! И ведь как-то ведь живы и здоровы! Татьяна Тотьмянина носила с мамой одну пару обуви на двоих, спали на заводе в Перми, сдвигая стулья! Евгений Плющенко и Максим Маринин из Волгограда приехали, нечего было есть! Мы банки пивные собирали!».
Регионам иногда помогают грантами. В прошлом году около 2 миллионов рублей от президента получил проект по развитию фигурного катания в Ставрополье – деньги пошли на поддержку краевой сборной, группы ледового фитнеса и проведение соревнований.
Наконец, есть президентские стипендии: их получают не только призеры Игр, но и члены сборных по олимпийским видам – 52 тысячи рублей ежемесячно. Отбирает кандидатов комиссия Минспорта.
В фигурном катании неплохие призовые, правда, для избранных, а часть заработка уйдет бонусом тренеру и на налоги.
Показательные оплачиваются отдельно – правда, на этапах Гран-при гонорары за них включены в призовые. Если спортсмен занял места с 6-го по 12-е, но попал в гала-концерт, ставка фиксированная: $200 за номер одиночникам, $300 – парникам и танцорам. На чемпионатах ISU другая система: медалистам за показательный платят $900 ($1350 – дуэтам), остальным – 700/900.
Заработать можно и на подкатках, правда, уйдет время на поиск клиентов. Летом известных фигуристов приглашают на сборы и мастер-классы – отличная проба в роли тренера с прицелом на будущую карьеру.
Еще один способ заработка – шоу. Выступления проходят в мае и летние месяцы, но есть и новогодние мероприятия. По словам Лизы Туктамышевой, месяц гастролей обеспечит деньгами на неплохую машину.
Лучшие шоу – в Японии, но ледовые спектакли популярны и в России: постановки Навки, Авербуха и Плющенко, весной прошла премьера шоу Этери Тутберидзе. По рассказам Ильи Авербуха, в первых турах он платил $2-3 тысячи за выступление, гонорар Плющенко мог доходить до 8 тысяч. Сейчас Илья платит гастролерам в рублях и мечтает выйти на международный уровень.
«Они не понимают, как можно любить Женю против Алины». Фигурка в Японии: бум или уже культура?
Чтобы ездить в туры, необязательно иметь весомые титулы. Охотно приглашают любимцев публики – артистичных спортсменов, которые делают яркие показательные и хорошо работают с залом. Завсегдатаи шоу – акробаты: они крутят сальто и делают сумасшедшие вещи на льду.
Менее популярные спортсмены уходят в ледовые театры или выступают на кораблях во время круизов, как, например, Тутберидзе и Дудаков до начала тренерской карьеры.
Чемпионы неплохо зарабатывают на рекламе. Загитова представляет дорогую косметику и спортивную одежду, Медведева – экипировку и шампунь, Плющенко – элитные автомобили (хотя самый эпичный рекламный ролик с ним крутили на ТВ 15 лет назад).
В странах, где фигурное катание на слуху, можно попасть в телепроекты. На Играх-2018 Мираи Нагасу произнесла речь, показавшуюся абсурдной: «Я хочу участвовать в «Танцах со звездами», потому что звезда. Я создала историю только тем, что стала первой американкой, которая исполнила тройной аксель на Олимпиаде. Считаю, это уже подвиг. Надеюсь, у меня будет много шансов, чтобы засиять на небосводе еще ярче. Я улыбалась во время произвольной. Для меня это редкость, но я была довольна собой и думала о прокате, только как о просмотре перед «Танцами со звездами».
К радости Мираи ее пригласили на проект. Кроме нее в американских «Танцах со звездами» в разное время участвовали Адам Риппон, Мэрил Дэвис и Чарли Уайт. В России ледовые шоу тоже захватили телевизор и разные поколения звездных фигуристов – от Грищук и Казаковой до Сотниковой и Транькова.
***
Фигурное катание – не самая выигрышная инвестиция в будущее. Олимпийский джек-пот срывают редкие герои, а большинство завершают карьеру, так и не съездив на главные турниры. Ради призрачных медальных шансов семьи спортсменов тратят суммы, на которые можно купить заграничную недвижимость или оплатить учебу в престижном университете.
Впрочем, мама бывшего фигуриста Джереми Эббота сформулировала мотив любого родителя: «Видеть, что твой ребенок занимается тем, что он действительно любит, – лучшая отдача, которую можно пожелать».
Теперь у нас есть еще и фэйсбук о фигурном катании. Много фото и видео – там, подписывайтесь!
Фото: globallookpress.com/imago/Schreyer, Kenjiro Matsuo/AFLO; РИА Новости/Виталий Белоусов; Gettyimages.ru/Martin Rose; globallookpress.com/Yutaka/AFLO SPORT; РИА Новости/Нина Зотина
А краудфандинг вообще отдельная тема, попробуйте попросить денег на билет брату?:) ага, не только не скинутся, еще и какашками закидают:)
Полина, это 5 ))
Или Вы про ГномГномыча? Тогда почему назвали его Санычем - ведь Плющенко зовут Евгений, то есть Сан Евгеныч. Или Вы знаете что-то про Яночку?
Нипонятно....
Спасибо за информативный пост!
Более старшим возрастам никакие дополнительные тренировки в хороших школах не нужны. Там полный штат тренеров всех специальностей и работают по 5-6 часов в день. Больше этого тренироваться просто нельзя по медицинским показаниям.
Костюмы шьются за счет ФФКР, клуба, местного спорткомитета, но никак не из собственного кармана. Иначе Алена Леонова не сидела бы в спорте 8 лет без какой-либо перспективы. Постановки - аналогично.
Все пугающие цифры относятся к иностранным фигуристам. Наши благополучно восседают на госбюджетной шее. Причем некоторые, ничего особо не добившиеся, умудряются летать на соревнования бизнес-классом.
А разговоры на темы "на мое содержание в Москве уходило около миллиона в год, а мама у меня медсестра". Надо выбрать - либо доход полтора миллиона в год (мама, надо полагать, тоже что-то ела и где-то жила), либо медсестра. А все сразу не бывает.