«И жизнь твоя в учениках продлится... » Петр Орлов
11 июля 1912 года в с. Курганово Высоковского р-на Калининской области родился Пётр Петрович Орлов, мастер спорта СССР, заслуженный тренер Украинской ССР. К сожалению, информации о его карьере фигуриста крайне мало. Известно, что его тренерами в разные годы были Федор Иванович Датлин, Николай Александрович Панин, Ксения Генриховна Цезар - первопроходцы российского фигурного катания. Орлов был чемпионом СССР 1946-47, 1949 и 1951 гг., серебряным призером чемпионатов СССР 1937, 1950 1953 гг., бронзовым призером чемпионатов СССР 1939 и 1941 гг.
Конец 1940-х - начало 1950-х гг. (?)
Уйдя из спорта, в послевоенные годы он разыскал и объединил ленинградских фигуристов, и секция фигурного катания под его руководством возобновила свою работу. Он был тренером, а затем - старшим тренером ЛОС "Динамо". Среди его учеников - Майя Беленькая и Игорь Москвин, Лидия Герасимова и Юрий Киселев, Нина и Станислав Жук, Людмила Белоусова и Олег Протопопов, Сергей Логинов, Светлана Мозер, Татьяна Немцова, Валентин Захаров и многие другие известные фигуристы.
Петр Петрович Орлов с чехословацкой фигуристкой Дагмар Лерховой. 1951 год
Вот какие воспоминания оставила о нем одна из его учениц - Майя Петровна Беленькая: "Замечательный человек! Много раз становился чемпионом Советского Союза. Выигрывал у москвичей. Этого не могли простить ему, нам всем. Ленинградцы тогда не имели права выигрывать. Судьи в любом случае всегда первые места отдавали москвичам. В Москве катались Подкопаев, Васильев. Они входили в сборную Союза. А Орлов у них выигрывал, и судьи ничего не могли поделать.
Петр Петрович Орлов со своей ученицей Майей Беленькой. Начало 1950-х гг.
А потом он тренировал нас с Игорем Москвиным. Приходил в "Динамо", чистил лед, давал нам задание, на словах все объяснял: "Будете делать волчок, потом вращение параллельно в паре". И уходил. Мы катались. Потом возвращался: "Ну, покажите, что у вас получается?" Смотрел и опять уходил. Он не стоял над учеником. Мы сами колупались. До всего своей головой доходили. И достаточно быстро у нас все получалось. "Игорек, говорил он, выводя нас на лед, - ты свою партнершу должен как хрустальную вазу, очень бережно держать, аккуратненько на лед после поддержек ставить".
Он был немножко авантюрист. Тогда проводились командные соревнования. И вот как-то раз случилось так, что в нашей ленинградской команде не хватало одной пары. Тогда Петр Петрович говорит: "Майя, я встану с тобой в пару, мы выйдем, прокатаем, сколько можем, а потом сымитируем, что упали, и уйдем". Только чтоб очки засчитали. Программы-то у нас не было. Ну, вышли, упали, ушли. Команда очки получила. А больше ничего и не надо" (Л. Чернышова, "Алексей Мишин. 6.0", СПб, 2007).
Особые надежды связывал Петр Петрович с парой Нина и Станислав Жук, вероятно потому, что взгляды тренера и учеников на пути развития парного катания совпадали и впоследствии в своей тренерской деятельности Станислав Алексеевич Жук во многом исповедовал методы и стиль Орлова. Вот что писал о своем наставнике Станислав Алексеевич Жук: "Небольшого роста, сутуловатый, с лукавой улыбкой, он меньше всего был похож на мэтра, профессора фигурного катания. Он был практик до мозга костей. Его многому научил Панин. В период Великой Отечественной войны он провел на фронте четыре года и встретил май 1945 года в Чехословакии. Здесь произошло его знакомство с европейской школой фигуристов. Среди освобожденных были и фигуристы Австрии. Беседы с ними, совместные тренировки помогли Орлову быстро восстановить прежнюю технику конька.
Петр Петрович Орлов со своими любимыми учениками Ниной и Станиславом Жук. 1950-е гг.
Орлов обладал исключительно ценным для тренера качеством: он умел анализировать спортивные качества учеников и определять их наклонности в фигурном катании. К тому же он непоколебимо верил в силу своих принципов и взглядов на технику фигуриста. Он решительно отвергал минутные колебания, шараханья из стороны в сторону. (...)
Я знаю, что у некоторых руководителей нашей Всесоюзной федерации пятидесятых годов порой сквозило стремление зачеркнуть какую-либо положительную роль тренера Петра Петровича Орлова. Его критиковали и за резкость выражений, и за недостатки в культуре воспитания, и за отсутствие достаточной эрудиции. Да, в 50 лет у человека можно обнаружить немало грехов. Но каким бы ни представляли этого тренера, я думаю, что в пору своей самой продуктивной работы Петр Петрович Орлов сумел внести в наше фигурное катание правильную, очень своевременную мысль. Спорт - это не одни мускулы и скорость. Это в первую очередь острая человеческая мысль. Орлов выделялся среди других фигуристов остротой своего мышления, умением связать воедино теорию и практику.
С Ниной и Станиславом Жук. 1950-е гг.
(...) Орлов хорошо запомнил советы старых мастеров. Он сумел донести их до нового поколения, которое вышло на всесоюзную арену в пятидесятые годы. Мне не раз приходилось спорить с Петром Петровичем, в чем-то переубеждать его. В этом была своя закономерность. Ученик лишь тогда растет, когда он начинает в чем-то перегонять учителя, видеть дальше, острее. Петр Петрович иной раз обижался, кипятился, но, поостыв, подходил и, хитро щурясь, говорил: "Давай, давай, Стасик! Утверждай!" (С.Жук, "...и серебряный иней", М., "Молодая Гвардия", 1971).
Тепло вспоминает об Орлове Нина Алексеевна Жук (в девичестве Бакушева): "В училище (педагогическое училище физического воспитания, где училась Нина. - Л.М.) я много занималась спортивной гимнастикой — ходила в секцию. А тогда женская гимнастика была похожа на мужскую, мы выполняли упражнения на кольцах, на параллельных брусьях, прыжки через стол. У меня получалось, выступала на чемпионате Ленинграда по гимнастике, мне даже присвоили первый разряд. Но однажды в училище пришёл тренер по фигурному катанию — Сергей Логинов — и объявил, что «Динамо» проводит набор учеников.
Я рискнула и записалась в секцию, где со мной стал заниматься Пётр Орлов. Он помогал мне во всём. Первую спортивную стипендию за успехи — 120 рублей — я получила только благодаря ему. Говорить о стипендии никому было нельзя, ведь тогда меня могли посчитать профессионалом и не допускать на соревнования. Он же поставил нас в пару со Станиславом Жуком… " (Чемпионат.com, 9 мая 2017 года).
Петр Петрович был первым тренером пары Людмила Белоусова - Олег Протопопов. Нельзя сказать, что их совместная работа проходила гладко: сказывалась разница в возрасте, в воспитании, в музыкальных вкусах и - шире! - во взглядах на то дело, чему и тот, и другие посвятили всю свою жизнь. Вот как вспоминают о тех временах - 1955-58 гг. - и работе с Орловым (он у них выведен под псевдонимом Н.) Людмила Евгеньевна и Олег Алексеевич: "Итак, Ленинград, 1955 год. Людмила приезжает с твердым намерением учиться в Институте инженеров железнодорожного транспорта и тренироваться здесь в паре. Мы приходим на нашу первую общую тренировку в ленинградское "Динамо". Тренер Н. - самый крупный по тем временам специалист. "Ну-ну, что еще за новая пара? И как это она вдруг склеилась? (Это было его излюбленное выражение - "склеить пару"). И кто сказал, что вы будете у нас заниматься? Ведь вы у меня, Людмила, разрешения на переезд не спрашивали?".
Мы стояли растерянные, оглушенные. Тренировка не состоялась. Затем мы пошли к администрации "Юного динамовца", и там Людмила оформила членский билет "Динамо". Тренер Н. против этого возражал категорически. Теперь он уже не мог "избавиться" от нас. А когда увидел нашу настойчивость на тренировках, то в какой-то мере даже примирился с нашим существованием. (тем более, что на первенстве СССР 1955 года мы поделили третье - четвертое места с Ниной и Станиславом Жук).
И все-таки тренер Н. в нас откровенно не верил. Не раз и не два говорил: "Какая вы пара! Вы даже не подходите друг другу. Нет у вас спортивности. И не будет. Посмотрите вот на Нину и Станислава. Вот это да! А что вы?" Тренер Н. много раз повторял Нине и Станиславу Жук, что партнер должен быть тенью партнерши, что главное - партнерша, а партнер должен точно копировать все ее движения. Словом, обучал их так называемому парному "теневому" катанию, которое, конечно, имеет право на существование, но само по себе не дает полных возможностей для самовыражения и для создания качественно новых композиций, поскольку принижение роли партнера снижает и общий уровень спортивной пары. Мы не могли идти по этому пути.
Одно из последних наших столкновений с тренером Н. произошло на музыкальном поприще. Мы выбрали для своей будущей произвольной программы несколько фрагментов из прелюдов Листа. Это случилось после того, как мы посмотрели фильм "Прелюдия славы" и попали под совершенно неотразимое очарование и музыки, и трудной судьбы маленького дирижера. Нам импонировала страстность Ференца Листа. Музыка сразу же стала нашей. Это очень сложное ощущение: когда музыку воспринимаешь уже не только на слух, а всем телом, всем своим существом, и кажется, если бы был композитором, написал бы только такую музыку. А тренер Н. и слушать не хотел: "Чья музыка? Листа? Все вас на западные мелодии тянет. А помимо всего прочего, под такую музыку и кататься нельзя. Нудно. Скучища. Что тут делать-то, даже акцентов нет?! Где прыжок? А где вращение?.." Таким было его заключение. Решение об уходе из "Динамо" все более крепло в нас" (Людмила Белоусова, Олег Протопопов, "Золотые коньки с бриллиантами", М., изд-во ФиС, 1971).
А вот что говорил об отношениях Орлова и этой пары Алексей Николаевич Мишин: "Начинали кататься они (Белоусова и Протопопов. - Л.М.) у Петра Петровича Орлова. Он же тренировал Нину и Станислава Жук. Кстати, имя первого тренера из уст Олега Протопопова вообще никогда не звучало. Значительную часть своей жизни я прошел рядом с Олегом и Милой и никогда не слышал, чтобы он рассказывал про Орлова. Расстались они не очень мирно. В какой-то момент Олегу показалось, что тренер больше внимания уделяет другой паре. А характером он отличался непростым, реагировал на все остро. В знак протеста он перестал воспринимать советы Петра Петровича, демонстрировал свою самостоятельность, несогласие. Тот стал выгонять его с тренировки. Дело дошло до порванной рубашки... После этого Олег Протопопов отказался от услуг Петра Петровича Орлова и перешел к Игорю Борисовичу Москвину" (Л. Чернышова, "Алексей Мишин. 6.0", СПб, 2007).
Следующий этап тренерской карьеры Орлова - тренер сборной Ленинграда. В 1960 г. из-за разногласий со спортивным руководством Ленинграда Пётр Петрович переехал в Киев и начал работать тренером в Киевском художественно-спортивном ансамбле "Балет на льду". Вместе ним в Киев переехал и его сын Юрий (родился 26 октября 1946 года). К тому времени Петр Петрович уже не первый год работал с ним и его партнершей Ларисой Дрозденко. В Киеве молодой дуэт проявил себя с самой лучшей стороны: Лариса и Юрий стали чемпионами Украины в парном катании. В 1962 г. они выиграли соревнования всесоюзного первенства ДСО "Локомотив", были участниками чемпионата СССР 1963 г. (5-е место), соревнований сильнейших фигуристов СССР 1965 г. (5-е место), II зимней Спартакиады народов СССР 1966 г. (6- е место).
Пётр Орлов был незаурядной личностью. Имея техническое образование, он изобрел трехфазный станок для заточки коньков, с которым спортсмены сборной СССР ездили на ЧЕ и ЧМ. Он приложил большие старания, чтобы познакомить наших тренеров и спортсменов с достижениями европейского и американского фигурного катания. Первым в качестве специалиста он поехал на ОИ в Скво-Вэлли (1960), где имел возможность наблюдать воочию за тренировками и выступлениями лучших фигуристов мира, встречаться с ведущими тренерами и арбитрами.
С тренером из Чехословакии Яной Выметаловой. ЧЕ 1958 года
Знакомство с зарубежным опытом послужило толчком для развития советского фигурного катания, доказательством чего служат завоеванные уже спустя четыре года олимпийские золотые медали Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова и выход советских представителей парного катания на ведущие мировые позиции. Начиная с 1965 года, в течение не одного десятилетия на пьедестал почета крупнейших международных соревнований, за редким исключением, поднималась не одна, а две и даже три советских пары.
Не лишен был Орлов и коммерческой жилки: открыл в Ленинграде первую частную школу фигурного катания, за что чуть не был отдан под суд и лишен звания заслуженного тренера СССР. Тогда-то он и перебрался в Киев, а затем организовал большую школу фигурного катания в Ереване.
В советском фигурном катании Пётр Орлов был одним из первых серьезных, значительных тренеров и внес весомый вклад в развитие этого вида спорта. Скончался Петр Петрович Орлов в 1989 году.
Ультрареспект!
Когда стал тренировать, вот тут и раскрылся его талант. У него была потрясающая тренерская чуйка: сразу видел из какого фигуриста будет толк. И поговорка у него была: «Я деньги в дырявый карман класть не стану». Ее потом Жук перенял.
Пары Орлова, в частности пара Жука, первыми стали делать поддержки на руках. Правда, тогда это были просто проносы. И все равно их программы называли авангардными, упекали тренера в трюкачестве и излишней тяге к акробатике. А ведь оказалось, что Орлов и его ученики во многом опередили свое время. Сейчас что в парном катании, что в танцах на льду без сложных акробатических поддержек никуда не деться.
Кстати, Орлов называл Станислава Жука «иноходцем»? потому что он ходил как иноходец – правая рука, правая нога, левая рука, левая нога. «Я ему, Стасик, рука правая, нога левая. Понял? А он все свое» -- рассказывал Петр Петрович… Протопопова Орлов не очень любил, потому что Олег задавал много вопросов – зачем, почему, пускался в рассуждения. А Жук был другой: сказали ему – сделал. Это качество и Жуку, когда стал тренировать, нравилось в учениках. Жук очень любил пару Горшкова – Шеваловский, и я только потом понял, почему? Потому что Женька все время тренеру в рот смотрел" (опубликовано на сайте fsrussia.ru 16 06.2019).
Здорово.