Пачка Загитовой и платье Липницкой – уже легенды. Нам объяснили, как создают ультракостюмы
Фигурное катание – это не отдельные прыжки, вращения и дорожки четвертого уровня, а мини-спектакли, образ в которых передает грамотная постановка, цепляющая музыка и, конечно, костюм.
Мы вспомнили самые яркие наряды XXI века – и попробовали разобраться, как менялись тренды на льду.
Секретами создания ледовых топ-костюмов с нами поделилась дизайнер Мария Евстигнеева, создавшая мастерскую That’s ME, где одевали Коляду, Алиева, Костнер и Столбову с Климовым.
Платье-пиджак Оксаны Домниной, «Танго» (сезон-2009/10)
В Ванкувере-2010 Оксана Домнина и Максим Шабалин остались с бронзой: помешали травма партнера, нервотрепка с оригинальным танцем, а главное – американский и канадский дуэты. Но обязательный танец наши выиграли, откатав изумительное танго. Дело не только в технике, но и в образе партнерши: платье, похожее на надетый задом наперед пиджак, стало главным модным событием Игр.
Наряд дебютировал на чемпионате Европы-2010 – до него Оксана каталась в откровенном черно-золотом платье, но потом пара добавила стиля и изюминки. В закрытом спереди платье с обнаженной спиной программа сразу стала дороже и эффектнее.
Мария Евстигнеева: «Этот костюм технически очень удачно исполнен. Несмотря на сложный фасон, он хорошо сидит на спортсменке и не смещается во время движения. Крепление наряда – это действительно важно. Застежку лучше дублировать: например, пришить и пуговицу, и крючок. Молнию в костюмах желательно не использовать: она может разойтись или заесть в самый неподходящий момент.
Иногда спортсмены действительно просят доработать костюм после пары стартов или сразу шьют несколько – обычно так делают девушки. Парни переодеваются по ходу сезона реже, но, например, Дмитрию Алиеву мы шили в прошлом году несколько рубашек».
Красное пальто Юлии Липницкой, «Список Шиндлера» (сезон-2013/14)
Липницкая в образе героини «Списка Шиндлера» стала символом Сочи-2014: случайный болельщик может не вспомнить ее фамилию, но точно узнает по красному платью. Программу придумал Илья Авербух, назвав главной идеей постановки закрытость и отстраненность фигуристки: «Если бы Липницкая стала катать «Список Шиндлера», играя на публику, программа могла очень легко скатиться в банальность и пошлость. А в нашем случае получился колоссальный эмоциональный взрыв. Очень интимная, не предназначенная для чужих глаз история».
Юлия Липницкая на Играх в Сочи: тогда ей было всего 15
Наряд сшили за 2 недели: это была первая работа дизайнера Ольги Рябенко для группы Этери Тутберидзе. В черно-белом фильме Спилберга красное пальто на маленькой девочке – единственное цветное пятно.
Мария Евстигнеева: «Костюм мне очень нравится, идеальное попадание в образ маленькой девочки из «Списка Шиндлера». Сделать удачный наряд можно и за две недели до старта. Иногда дедлайны и спешка – это даже хорошо, костюм получается «незамученным». Например, платье Каролине Костнер я как-то сшила за два дня. Самое сложное – придумать, что и как будешь делать: любой наряд я сначала шью в голове».
Красная пачка Алины Загитовой, «Дон Кихот» (сезон-2017/18)
«Красная балерина» – так называли Загитову после успеха «Дон Кихота». Образ стал настолько узнаваемым, что им украшали ливрею самолета и постоянно помещали на афиши ледовых шоу с участием Алины. Копия пачки есть даже у ее собаки Масару.
«Дон Кихота» Загитова катала 2 сезона подряд: для дебюта по взрослым ей сохранили старую произвольную, чтобы не тратить время на разучивание новой программы. Первый год Алина выступала в пачке, доставшейся ей от Евгении Медведевой – в ней Женя каталась за 4 сезона до «Дон Кихота». К олимпийской гонке Загитовой сшили новую пачку: по словам дизайнера Ольги Рябенко, чтобы уйти от детского образа в сторону большей театральности.
Сколько стоят платья фигуристок, что в моде, какие цвета – провал? Мы все узнали
Мария Евстигнеева: «Пачка – вполне логичный ход для классического балета, современный будет уместно смотреться и в обычном платье. Хороший пример программы в пачке – «Лебедь» Сен-Санса у Кавагути и Смирнова в сезоне-2008/09. У пачки есть одно ограничение: она хорошо смотрится на худых спортсменках.
Вообще в излишнюю театральность лучше не уходить: самое главное – прыжки, а не наряд. Например, один раз мы сшили Антону Шулепову костюм из натуральной кожи – и как потом ни облегчали его, к концу программы фигурист все равно уставал».
Национальный наряд Юдзуру Ханю, «Сеймей» (сезон-2017/18)
Премьера «Сеймея» состоялась в сезоне-2015/16, и постановку сразу признали одной из самых удачных в карьере Ханю. Программу поставили по мотивам фильма «Колдун»: фигурист встречался с исполнителем главной роли, чтобы лучше понять образ, а саунд-дизайнер сделал 32 варианта музыкальной нарезки, пока не добился идеала.
Костюм тоже переделывали: к Олимпиаде уменьшили количество украшений, чтобы облегчить прыжки. Наряд – тонкая работа японского дизайнера Сатоми Ито, которая шьет для Кихиры, Мияхары и Уно.
Мария Евстигнеева: «Сами по себе стразы не слишком тяжелые и садятся на специальный клей. Обычно проблем с их весом не возникает, но иногда мальчики действительно просят, чтобы костюм сшили максимально легким. Я не поклонница большого количества страз: все блестящее лучше смотрятся на гимнастическом ковре, а не на льду.
Вдохновить на костюм может и высокая мода, и театр, и очень часто – сам спортсмен. Одно платье у меня давно сидело в голове: я увидела его на подиуме, придумала, как перенести на лед и ждала, с кем воплотить эту идею. Потом ко мне пришла Каролина Костнер с эскизом точно такого же наряда – так все сложилось.
Бывает, что просят костюмы как у других фигуристов. Так делают не только дети – топовые спортсмены тоже подсматривают у своих коллег».
Ю-На Ким и ее прекрасное платье – любое
Ю-На Ким – пожалуй, самое модное явление в фигурном катании. Она много экспериментировала – с цветами, фактурами, формой выреза и длиной рукавов. В модных рейтингах олимпийскую чемпионку Ванкувера всегда хвалили за элегантность, изысканность и небанальный подход к костюмам.
Мария Евстигнеева: «Дизайнеры сильно ограничены цветовой палитрой – для бифлекса она значительно уже, чем для тех материалов, из которых шьют повседневную одежду. Если нужен нестандартный оттенок, приходится использовать роспись или печать по ткани.
Плохих цветов нет: отталкиваться нужно от самого спортсмена. На льду лучше смотрятся чистые оттенки. Сложно работать с коричневым – нужно долго подбирать оттенок так, чтобы он выглядел красиво и благородно.
Самый популярный цвет, конечно, красный: он яркий и эффектный. Для меня черно-белое сочетание – вне времени и моды, это стильно. К тому же темное стройнит, а все борются за худобу на льду.
Фигуристам так важно быть худыми? Борьба за прыжки доводит до анорексии
Одежда для тренировок обычно черная, и в ней все фигуристы смотрятся изящно. Часто понять, что кто-то поправился, можно только когда он переодевается в соревновательный наряд».
Есть ли какие-то требования к костюмам?
По правилам ISU (Международный союз конькобежцев) костюмы должны быть спортивными, а не театральными: реквизит и аксессуары запрещены. Татьяна Волосожар и Максим Траньков из-за этого ограничения изменили финал олимпийской короткой «Маскарад». В первой половине сезона партнерша в конце программы передавала Максиму браслет – эпизод заимствован из одноименной пьесы Лермонтова. Перед Играми технический комитет ISU напомнил спортсменам о штрафе за реквизит – и они решили не рисковать.
Все украшения – сережки, браслеты, декор на костюмах – должны быть хорошо закреплены. Если что-то отвалится и упадет на лед, фигуриста ждет штраф – 1 балл. Например, на чемпионате России-2017 упавший с руки Елены Ильиных браслет стоил им с Русланом Жиганшиным подиума и поездки на Евро.
Еще одно правило – никакого перебора с обнажением. Если целомудренность костюма сомнительна, вопрос о штрафе решается простым большинством судейских голосов. Цена эпатажа – тоже один балл от общей оценки за прокат.
Иногда претензии поступают не от судей – Домнина и Шабалин меняли костюмы к олимпийскому оригинальному танцу из-за оскорбленных чувств австралийских аборигенов. Дуэт заодно обвинили в краже движений, а британская певица Шейла Чандра заявила, что ее музыка в программе использована без разрешения.
В танцах на льду партнерши должны выступать в юбках, но в отдельных сезонах разрешены и брюки. Например, послабление случилось два года назад, когда одним из ритмов для короткого танца выбрали хип-хоп. В новом сезоне девушки тоже смогут примерить брюки – но только в ритмическом танце.
Для одиночниц запрета на штаны нет, но так было не всегда. В 1988 году ISU ввел правило Катарины Витт: девушки могли выступать только в юбках, прикрывающих бедра. Немецкая фигуристка любила эпатажные наряды и на Играх-1988 в Калгари выступала в голубом купальнике с пришитыми снизу перьями – это не понравилось пожилым чиновникам. Запрет жил до 2004 года: сейчас фигуристки снова могут кататься в шортах и брюках, а комбинезоны даже стали трендом.
Как сшить удачный костюм?
Мария Евстигнеева: «Часто спортсмены приходят с идеями, что-то может предложить тренер или хореограф. Многое заимствуется с подиумов: и фигуристы, и дизайнеры следят за новыми коллекциями. Полностью перенести костюм от кутюр на лед невозможно, да и не нужно: есть ограничения и по материалу, и по длине юбки, и по украшениям. Например, скользкая ткань или декор на платье может помешать во время исполнения поддержек.
В этом плане создание костюмов для фигуристов сильно отличается от показов, где модель надевает то, что придумал для нее дизайнер. Любой наряд сначала проверяется на льду, исключение – когда до старта совсем не осталось времени и все шьется в последний момент. Если спортсмен говорит, что ему неудобно или не нравится – от идеи придется отказаться.
Свои ограничения накладывает и музыка. Когда спортсмен катается под «Кармен», так или иначе будешь шить что-то испанское. Например, в олимпийский сезон ко мне пришли Алиев и Лазукин с одной и той же идеей – «Маскарад» Хачатуряна. Пришлось договориться, что Дима будет выступать в мундире, а Андрей – во фраке.
К примеркам спортсмены относятся по-разному. Девушки любят разглядывать костюм в зеркале со всех сторон, иногда сами предлагают какие-то изменения. Например, Ксения Столбова увлекается модой и активно участвует в создании костюмов и для себя, и для партнера: обсуждает эскизы, вместе с дизайнером ездит выбирать ткань. Мужчины часто приходят с настроением: «Господи, опять эти примерки». Если шьем для дуэта, то лучше, чтобы партнеры пришли на примерку вместе: так можно сразу увидеть, насколько хорошо наряды сочетаются друг с другом.
Можно сшить костюм и дистанционно, но это крайний вариант. Линии и пропорции каждого человека индивидуальны – и даже по меркам нельзя точно сказать, как сядет вещь. Но вообще не бывает спортсменов с плохой фигурой – бывают плохо скроенные костюмы».
***
Конечно, мы назвали далеко не все костюмы, ставшими легендарными. А какой больше запомнился вам?
Ждем ваши дополнения в комментариях!
Фото: globallookpress.com/Alexander Chernykh; РИА Новости/Владимир Баранов; globallookpress.com/Brian Cassella, Dmitry Golubovich, YUTAKA; Gettyimages.ru/Mike Hewitt, Matthew Stockman; globallookpress.com/Mark Rightmire, Paul Kitagaki Jr., Gerry Kahrmann; REUTERS/Action Images; РИА Новости/Александр Вильф
Единственная претензия - программу оставили не для того, чтобы новую не учить (иначе почему тогда сейчас ТЩК ставят новые программы), а потому что очевидно, что это был идеальный вариант для олимпийских игр, к тому же юниоров мало кто смотрит, а эта программа явно заслуживала выход в свет. Точно по такой же причине Валиевой оставляют "девочку на шаре", потому что с ней она не каталась на международном уровне.
У Сотниковой олимпийские платья - обнять и плакать. Настолько не по фигуре, такое ощущение, что они ей малы, причем оба. А серое - просто жуть. Уж с прицелом на чемпионство могли бы девчонку одеть прилично. А то такая мышь на пьедестале.
Мне очень нравились платья Столбовой. Шик и настоящая высокая мода.