Кто помогает Тутберидзе: здесь нет топ-фигуристов, но есть артистка Большого и танцор у поп-звезд
Этот текст был написан в июне 2019-го – еще до того, как Трусова и Розанов перешли в академию Евгения Плющенко
Команда Тутберидзе – главное явление в женском катании последних лет.
Фигуристки Этери не только собирают золото на топ-турнирах, но и задают мировые тренды: на четверные, на прыжки во второй половине программы, на сложные связки.
В «Тутберидзе Team» всего 6 человек, четверо из которых работают непосредственно на льду. Ни у кого в команде нет личных учеников и узкой специализации: все взаимозаменяемы. В то же время перед каждым тренером стоят приоритетные задачи: Сергей Дудаков чаще занимается техникой, Даниил Глейхенгауз – постановкой программ, а Этери Тутберидзе – руководит процессом и отбирает новых учеников.
Будущие олимпийские чемпионки и действующие юниорские звезды занимаются на катке «Хрустальный» в Беляево. Скоро там должны построить ледовый дворец с двумя катками – об улучшении условий Тутберидзе просила Владимира Путина сразу после суперуспешных (золото и серебро в одиночке, два серебра в команде) Игр в Пхенчхане: «Не могу жаловаться, что у нас нет льда, но если мы хотим, чтобы и через 8, и через 12 лет у нас были сильные фигуристки, об этом нужно думать уже сейчас. Нам же приходится сейчас ужиматься в пределах одной площадки. Зал, где тренируются фигуристы, переделан из подвальных помещений, мальчики, вырастая, не могут нормально прыгать – бьются головой о потолок».
История Этери Тутберидзе – про то, каким должен быть спорт в России
Залог успеха группы – здесь постоянно думают о работе. Отпуск – скорее наказание, после которого никогда не знаешь, в какой форме вернется спортсмен. Однажды, например, Анна Щербакова приехала с новогодних каникул со сломанной рукой. Но даже если фигурист будет предельно осторожен – без привычных нагрузок поползет вес и разладятся прыжки.
Стиль Этери – «жесткая демократия». В учениках воспитываются ответственность и самостоятельность: никого не заставляют работать, но если ты не прогрессируешь – отчислят. За лень из группы выгоняли даже Загитову, а когда пожалели и взяли обратно – это стало лучшей мотивацией для спортсменки. Перед Олимпиадой она «вкалывала как много-много-много мужиков» – это слова даже не тренера, а соперницы Алины – Медведевой.
Тутберидзе – создатель команды и ее движущая сила. Но вряд ли столь впечатляющий успех случился бы, не окажись рядом с Этери настолько преданные ей и фигурному катанию люди.
Кто ставит программы?
Даниил ГЛЕЙХЕНГАУЗ
• ставит больше 50 программ за сезон. О результатах работы говорит так: «Я не очень люблю слово «шедевры», но можно сказать, что получается особенный и штучный продукт»;
• оказался в команде Тутберидзе по рекомендации Ильи Авербуха;
• первую программу в группе придумал для Адьяна Питкеева;
• поставил Загитовой обе олимпийские программы, а Медведевой – произвольную. Идею знаменитого «Черного лебедя» Глейхенгауз предлагал еще Липницкой, но та отказалась;
• хотел бы поработать с Нэтаном Ченом, Юдзуру Ханю и Михаилом Колядой.
Этери редко приглашает постановщиков со стороны: для нее важно, чтобы программа сидела на спортсмене как влитая, а для этого хореограф должен постоянно наблюдать за фигуристом. Глейхенгауз – главный креативщик в группе, но каждая его задумка проходит сквозь строгий контроль Тутберидзе. Любимая программа Этери в прошлом сезоне – «Девочка на шаре» Камилы Валиевой, но об ее отношении к постановкам многое говорит этот пост в инстаграме:
Глейхенгауз в фигурном катании с четырех лет: начинал как одиночник (в 2008-м стал 17-м на чемпионате России), из-за травмы перешел в танцы. После смерти отца завершил карьеру. Основной работой стало шоу Ильи Авербуха: Даниил катался сам и помогал ставить номера другим фигуристам. Когда в 2014-м Илья узнал, что Тутберидзе ищет в команду специалиста по скольжению, то посоветовал ей талантливого парня – Глейхенгаузу тогда было 23.
Отказаться от неплохих гонораров на шоу ради изнурительных часов на катке было непросто. Но группа Этери ему понравилась сразу – настолько, что он был готов работать даже за идею. «Было понятно, что это не на год-два — есть база, есть школа, есть команда», – вспоминает постановщик.
Кто учит прыжкам?
Сергей ДУДАКОВ
• всю спортивную карьеру занимался у Марины и Виктора Кудрявцевых: «Бывало всякое. Мы взрослели, казалось, что уже все можем, стали самостоятельными. Временами хулиганили, ругались, спорили с тренерами. Но чтобы уйти от тренеров – никогда. Мы были другими»;
• считает, что состоялся в профессии благодаря Тутберидзе и именно у нее научился работать с детьми;
• благодаря Дудакову в женском фигурном случились четверные тулуп и лутц, а также два разных квада в одной программе;
• Сергей признается, что тяжело переживает уход учеников. Спортсмены, кажется, тоже: перед тем, как покинуть группу, Липницкая просила отправлять ее на соревнования именно с Дудаковым.
Фирменная фишка группы Тутберидзе – сумасшедшая техника, помноженная на стабильность. Новые элементы там осваивают впечатляющими темпами: Турсынбаева восстановила четверной сальхов спустя полгода после возвращения в «Хрустальный», Валиева исполнила каскад 4-3 после года занятий у Этери.
Главный по прыжкам в команде Тутберидзе – Сергей Дудаков. Он редко дает интервью и не ведет инстаграм – кто-то же должен быть скромным, шутит Этери.
Как и многие дети, Дудаков оказался в фигурном катании из-за слабого здоровья: врачи посоветовали спорт против частых простуд. Сначала Сергей занимался на открытом льду, потом перешел в «Лужники» и попал в группу Марины Кудрявцевой: «Ничего не умел, но передвигался быстро. И к тому же рыжий цвет волос, а в команде должен быть рыжий. Есть примета такая: рыжий приносит счастье».
Больших успехов в спорте Дудаков не добился: занимал 6-8 места на чемпионатах страны, в 1986 году стал 7-м на юниорском ЧМ. Завершив карьеру, катался в шоу: сначала в московском балете на льду, потом в английском мюзикле «Призрак оперы», выступал даже на круизном лайнере.
Тренерскую карьеру Дудаков начал в Беляево – там ему доверили группу здоровья. Потом Сергей пять лет отработал у Марии Бутырской в Крылатском. Обратно в «Хрустальный» он вернулся в 2011-м – и сразу попал в команду Тутберидзе. Этери для Сергея – пример идеального отношения к труду: «Она готова работать всегда, 24 часа в сутки. Своей энергией, стремлением добиться результата она мотивирует остальных».
Кто занимается хореографией?
Примечание от редакции: этот написан летом 2019-го – до смерти Людмилы Шалашовой. Но мы сохраняем написанное о ней.
В команде Тутберидзе два хореографа: Алексей Железняков и Людмила Шалашова. Специализация Железнякова – модерн. По словам хореографа, это направление отлично развивает координацию – главный навык для любого фигуриста. Записями с занятий Алексей любит делиться в соцсетях.
Железняков – пришел в команду раньше всех, в 2010-м. На его глазах росли и уходили Шелепень, Липницкая, Питкеев, Медведева. До работы с Тутберидзе Алексей танцевал в коллективах поп-звезд, ставил спектакли в «Цирке на льду» и учил растяжке солдат во время армейской службы. С Этери Железнякова познакомил звукорежиссер Киркорова и Билана: его сын тогда занимался в «Хрустальном».
Алексей не только учит хореографии, но и придумывает костюмы для фигуристов. В его мастерской, например, сшили ту самую красную пачку, в которой сначала выступала Медведева, а потом еще год каталась Загитова (в олимпийском сезоне Алина соревновалась уже в сделанном специально под нее наряде от Ольги Рябенко).
Второй хореограф Людмила Шалашова – мама Даниила Глейхенгауза. В «Хрустальном» она, бывшая артистка Большого театра, оказалась благодаря сыну. Вряд ли, отводя четырехлетнего Даню на каток, она предполагала, что спустя 20 лет будет работать с повзрослевшим сыном в одной команде.
Визитная карточка Шалашовой – балетные программы Загитовой: «Людмила Борисовна работает не только с телом, она помогает мне полностью вжиться в образы, прочувствовать их. Когда мы решили ставить «Кармен», Этери Георгиевна и Даниил Маркович предупредили, что я не могу просто катать эту программу, а должна ее прожить. Я не испугалась — знала, кто мне поможет. Мы с Людмилой Борисовной пересмотрели множество постановок — и оперу, и балет».
Впрочем, Людмила помогает сыну и в постановочном процессе. Она часто оказывается первым зрителем программ и дает советы, что можно изменить и улучшить.
Кто работает с детьми?
Два года назад в команде Этери появился новый человек – Сергей Розанов. Его лицо пока знакомо не всем болельщикам: Сергей больше работает с новисами (возраст от 10 до 15 лет – Sports.ru) и иногда вывозит на соревнования юниоров. Кроме того, именно с Розановым остается группа, когда тренеры уезжают со звездами на главные старты.
О Сергее известно не так много: он выступал в одиночном катании в одно время с Глейхенгаузом (до 2008-го), потом появлялся в шоу Ильи Авербуха. Лучший результат Розанова на чемпионате России – 17-е место, а по сумме за две программы Сергей редко набирал больше, чем сейчас получает Загитова за одну произвольную.
Приглашение Розанова – логичный шаг. В группе Этери много детей – не только юниоров, но и новисов. Звезды у Тутберидзе уже и в этой категории: например, Даниил Самсонов с четверным лутцем и Камила Валиева с феноменальной растяжкой.
Есть в «Хрустальном» и совсем малыши: Николаю Колесникову два месяца назад исполнилось 10 лет, Арсению Федотову пока 9, но оба уже успели выиграть детский «Ледниковый период».
10-летний ученик Тутберидзе – чемпион «Ледникового периода». У него суперкаскад 3-3-3
Как в «Хрустальном» строятся отношения с родителями?
Посещение родителями тренировок поощряется: по словам Тутберидзе, подростки – особенно мальчики – преображаются, когда у бортика за ними наблюдают папа или мама.
Работа фигуриста не должна заканчиваться сразу после выхода со льда. Хороший спортсмен правильно питается, спит и отдыхает – и в этом ему могут помочь родители. Идеальный ученик Тутберидзе находится в своеобразном коридоре и курсирует по нему от семьи к тренеру, не находя лазейки наружу.
В то же время родители не должны заменять фигуристу тренера. Тутберидзе рассказывала, что Сергей Воронов на каток приходил с мамой и иногда общался с ней прямо во время занятий – команду это напрягало.
Раньше Этери ставила в пример семью Евгении Медведевой и ее маму. Тутберидзе нравилось, что Жанна Девятова, сама бывшая фигуристка, не вмешивалась в рабочие моменты – постановку программ, изучение элементов – и при этом оберегала дочь от бытовых проблем. «Мама с бабушкой не участвуют в выборе музыки. Постановщик и тренер знают, как надо делать», – рассказывала в интервью Девятова. Правда, спустя два месяца Женя ушла из группы.
Полное погружение в спортивную жизнь дочери демонстрировала мать Юли Липницкой Даниэла. Ради дочери она оставила налаженный быт в Екатеринбурге, переехала вместе с ней в Москву – в группу тогда еще не слишком известной Этери. Главной целью стала Олимпиада в Сочи.
Юля взрослела, но участие Даниэлы в тренировочном процессе не уменьшалось. Первую после Игр программу от Авербуха мать Липницкой забраковала – Илья называет это в числе причин неудачного постолимпийского сезона. «Юлия – очень ведомая. Что мама говорила, – так все и делалось», – вспоминает Тутберидзе и добавляет: «Если бы мама продолжала диктовать ей, что надо меня слушать, так бы и было».
Грустно, но символично – о завершении карьеры Липницкой журналисты узнали не от спортсменки, а от ее матери.
Дисциплина – едва ли не главная проблема русских фигуристов, считает Этери. Спортсмены не ценят время на льду, ведь за него платят не они, а государство. Тутберидзе вспоминает, как в США ей пришлось тренировать девочку с совершенно неподходящей для сложных элементов фактурой – высокую, длинноногую. Этери очень боялась, что разучивая прыжки, фигуристка травмируется, и оттягивала начало каждого занятия, пока не услышала: «Уже минута от тренировки прошла, а мы все еще разговариваем».
Тренер, которая открыла Медведеву и Загитову
Питание – еще один болезненный для фигуристов вопрос. Тренер не может проследить, что ест ученик – этим занимается семья. Чтобы спортсмену было проще держать себя в форме, особенно в период роста, родители должны подавать пример: запрещать поздние ужины и калорийные блюда не только ребенку, но и самим себе.
***
Как-то раз Тутберидзе спросили, с чем связан расцвет российских одиночниц в последние годы. Этери с улыбкой произнесла: «Просто я вернулась в Москву».
Формула успеха команды интересует всех. Двукратный олимпийский чемпион по хоккею Игорь Ларионов хочет побывать на ее тренировке, а Шома Уно летит из Японии в Новогорск ради сборов. Алексей Ягудин считает, что дело в жесткости и дисциплине, тренер Александр Волков объясняет все покорностью и детским весом учениц, а Татьяна Тарасова – их смелостью и талантом.
Но, кажется, лучше всего результаты команды объяснил Сергей Дудаков в своем рассказе об Этери: «По первому зову может прийти на помощь. Звонок – и она без лишних вопросов сорвется с места. Так же и мы для нее».
Фото: РИА Новости/Владимир Песня, Александр Вильф, Нина Зотина; instagram.com/tutberidze.eteri; instagram.com/_sergio_r_; instagram.com/daniil_gleikhengauz
Взять интервью той же Шелепень или Шубодеровой. Никому не интересно про них самих, но все читают,что они расскажут про Этери. Удивительный феномен.
Хочу сказать, что мы не должны забывать,что Этери и сама ставит программы, конечно в большей степени деткам и юниорам. Но тот же Дон Кихот, Шахматы, Кукушка- ее работы.
Дудаков такой милашка, просто до слёз, как он переживает за своих учениц на соревнованиях, с какой заботой обращается к ним в кис-энд-край после проката.
Но определенная специализация все равно присутствует: Дудаков вряд ли бы поставил «Кармен» Алине, а Глейхенгауз – четверной лутц Ане Щербаковой.