Кому выгодны новые правила в фигурке? Теперь прыжки судят не так строго
Международный союз (ISU) давно ищет баланс между техническим риском и чистотой прокатов – сложные программы захватывают, но зрители не любят чемпионов с падениями. Впрочем, чемпионам с идеально исполненным, но простым контентом тоже достается: Эвана Лайсачека до сих пор терзают за победу в Ванкувере без единого четверного.
До 2004 года недокруты и неверные ребра на прыжках почти ничего не значили. В эпоху 6,0 судьи обращали внимание только на явные ошибки – падения, приземления на две ноги, бабочки.
После введения новой системы судейства каждый элемент получил фиксированную стоимость, которая уменьшается или увеличивается оценкой за качество исполнения (GOE). Для недокрученных прыжков, а также лутца и флипа с неверного ребра база определяется отдельно, а еще гарантированы минусы от судей в GOE.
Теперь все смотрят фигурку: пора разобраться в акселях, тулупах и флипах
Такая практика появилась не сразу – до 2009 года недокрученные более чем на четверть оборота прыжки просто засчитывались с понижением на один оборот. Например, вместо тройного тулупа спортсмену ставился двойной с отрицательными GOE. Слишком суровое наказание, которое не устраивало спортсменов и тренеров; тогда в правила добавили еще один вид недокрута – от 90 до 180 градусов. Стоимость такого прыжка составила 70% от стандартной базы.
В прошлом году эту норму ужесточили: недокрут в четверть оборота перестал считаться в пользу спортсмена. Изменения сразу ощутили на себе высокие спортсменки с медленной круткой – например, Сотскова и Цурская, а также фигуристки, не имеющие высокого прыжка, – сильнее всех пострадала японка Мияхара.
Что изменилось сейчас и зачем это ISU?
• Увеличилась базовая стоимость недокрученных прыжков, а также флипа и лутца, исполненных с неверного ребра.
• Снизились сбавки за качество недокрученных элементов. Раньше за такую ошибку спортсмен получал GOE от -2 до -3, теперь – от -1 до -2. Но минусы за недокрут фигурист может перекрыть: если прыжок вписан в музыку, исполнен с необычного захода и с хорошим положением в воздухе. Недокруты плюсовали и раньше (например, каскад Мияхары в произвольной на NHK Trophy-2018 получил +0.23, а каскаду Михары добавили +0.08), но теперь это будет происходить чаще.
• Есть и изменения помельче: уменьшение сбавок за долгий заход на прыжок, ненаказуемость 180-градусного недокрута на ойлере, но они останутся незаметными.
Мотивация ISU понятна. После прошлогодней девальвации четверных и запрета на повторение в программе больше одного вида квадов, фигуристы начали осторожничать. Разумеется, не все – прокаты Ханю и Чена на ЧМ по-прежнему фантастичны – но, например, Коляда и Алиев намек функционеров восприняли буквально, отказавшись от четверного лутца.
Еще одна проблема – недокруты, в отличие от падений, не всегда очевидны зрителям. У публики часто возникают вопросы: почему спортсмен, сделав столько четверных, получил меньше конкурента только с тройными? Почему фигуристке с супервысоким прыжком ставят такие низкие баллы? Иногда и сами спортсмены недоумевают при виде своей оценки.
Как смотреть фигурное катание, если я в нем ничего не понимаю
ISU пытается сделать фигурное катание понятным для аудитории – началось это еще с введения новой судейской системы вместо скандальных и запутанных правил эпохи 6,0. Плашка с индикатором качества элементов в углу экрана, эксперименты с высчитывающей высоту и пролет прыжка в прямом эфире программой Ice Scope – спорт становится ближе простому зрителю. Очевидно, что следующим шагом могли стать технологии, исключающие человеческий фактор при определении недокрутов и неправильных ребер, – по примеру goal-line technology в футболе или hawk-eye в теннисе и волейболе.
Но вместо технической революции ISU в очередной раз переписал правила.
Почему спортсмены прыгают неправильно?
Прыжковая техника закладывается в раннем детстве – сейчас 10-летние фигуристы легко исполняют тройные прыжки. Аделина Сотникова в 12 лет стала чемпионкой России (серебро тогда взяла ее ровесница Лиза Туктамышева), Александра Трусова в 13 впервые прыгнула четверные сальхов и тулуп.
Индивидуальный подход, помощь классных специалистов, дополнительный лед для отработки элементов – у звезд есть все условия для совершенствования. Но начинают все с массовых детских групп – тут будущие Загитовы и Медведевы впервые делают аксели и тулупы. Именно здесь закладывается техника их будущих прыжков, на которую влияют не только от способности фигуриста, но и то, насколько дотошным и квалифицированным оказался его первый тренер.
Алексей Мишин, например, признавался, что взял в группу Лизу Туктамышеву – девчонку из провинциального Глазова, заметив уникальный прыжковый талант без нужной технической огранки. «Когда мы только начали работать вместе, я была корявая, жутко неуклюжая. Меня всему пришлось учить заново. У меня была неправильно выстроена техника — прыгала с большой амплитудой и совсем не группировалась», – вспоминала Лиза.
Признавалась в технических проблемах родом из детства и Юля Липницкая: «Там, где начинала кататься, тренеры не особо следили за ребрами. В детстве я двойной лутц прыгала с захода не по прямой, а в диагональ. За десять минут успевала прыжков по сто сделать по кругу. Сплошные лутцы с внутреннего ребра».
Впрочем, даже у Мишина – тренера олимпийских чемпионов и автора учебника по прыжковой технике – не все ученики прыгали образцово: Плющенко и Гачинский из-за неверного ребра избегали флипа, у чемпионки Европы Самодуровой и сейчас проблемы с лутцем.
В прошлом сезоне у лидеров хватало ошибок на сложных прыжках.
Кто выиграет от реформы?
В фигурном катании важны не столько правила, сколько практика их применения. Спортсменов сильных федераций судят лояльнее; выслуга лет и имя тренера тоже имеют значение. Не последнюю роль играет имя техконтролера – есть и принципиальные, и лояльные; а также место проведения соревнований – на домашнем льду фигурист может получить больше обычного.
На первый взгляд, новые правила работают против фигуристов, прыгающих идеально – они лишаются преимущества над менее техничными конкурентами. На деле все сложнее: все признают класс прыжков Туктамышевой, но даже в звездные сезоны за них ставили скромные надбавки.
«Правила судейства требуют оценки высоты прыжка. Если сравнивать прыжки Лизы и Мияхары, то она должна получать на один, а то и на два балла больше. Как можно ставить им одинаковые бонусы?» – возмущался Алексей Мишин.
С нововведениями в плюсе должны оказаться спортсмены, исполняющие элементы ультра-си. Теперь недокрутить рискованный прыжок будет не так страшно – вопрос лишь в том, чтобы не упасть после не слишком удачного приземления. Впрочем, вряд ли та же Рика Кихира решится сделать первый четверной на соревнованиях раньше, чем стабилизирует его на тренировках, только потому, что правила стали чуть лояльнее к ошибкам.
Недокруты бывают практически у всех. Даже эталонные прежде Медведева и Загитова в прошлом сезоне неоднократно получали галки от судей. Частыми недокрутами страдают кореец Ча Чжун Хван, американец Винсент Чжоу, японка Сатоко Мияхара. Можно, конечно, предположить, что правила писались под них – но кто выиграл от изменений, выяснится только из протоколов в новом сезона.
Новые косметические изменения в правилах произойдут уже через год – на очередном конгрессе ISU, а вот действительно масштабных можно ожидать после Игр-2022. Через 3 года всерьез обсудят повышение возрастного ценза (этот вопрос поднимался после Пхенчхана, но не набрал нужного для дискуссии количества голосов), разделение на артистическую и техническую программы с вручением отдельных медалей за каждую и, возможно, разрешение четверных прыжков в короткой программе у женщин – это точно в интересах российской, американской и японской федераций.
И задумываться о будущих изменениях нужно уже сейчас.
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Владимир Песня; globallookpress.com/Kalle Parkkinen/Newspix24
- практически все топовые японки и японцы: Миахара, Михара, Кихира, Хигучи, Шираива, Ямашита, Уно, причем недокручивают почти все прыжки и каскады с тулупами (среди которых, кстати, нет риттовых), В Японии так к сожалению учат читтерить прыжки, вернее их приземление. Исключения - Ханью и Каори, хотя временами и у них не все бывает в порядке, но это редко,
- все американки/канадки и американцы - Белл, Хикс, Теннел, Карен Чен, Дейлман, Шартран, Винс Чжоу, Вагнер, Тинг Цуй, Алиса Лью, временами Натан Чен приземляет не совсем в докрут и очень часто в короткие выезды (с тонной снега из под коньков),
- множество европейских и других фигуристов/-ток (если не все) имеют огромные проблемы с докрутом всех прыжков и всех каскадов с тулупами,
- к этой же категории можно уже отнести и ЕМ с ее ставшими хроническими (буквально за сезон) недокрутами на всех соло прыжках (флипы, лутцы, 2аксели, риттбергеры) и на всех каскадах тулуповых и риттовых (когда они не упадены), и конечно же её преславутый флутц, но как обычно грибы делают свое дело и многое из этого ей прощают и даже очень хорошо грибуют, мы все помним ЧМ и ее флутц на +2,11 ГОЕ,
- много недокручивают Самодурова и Константинова на флипах, лутцах, тулуповых каскадах, и ребра у них на лутцах не фотнан, особенно у Сони, но не все им отмечают, сильна рос.федра, что еще скажешь. Отдельно можно отметить странную технику у Стаси на флипах, что почему-то тоже не наказывается, хотя она его прыгает очень странно с огромным преротейшном, точно как ритт.
Лиза Туктик конечно имеет хороший триксель и эталонный лутц, но вот с флипом у нее беда и каскад 3лутц+3тулуп только в ПП и то не всегда она его делает, периодически сдваивая тулуп или недокручивая 3тулуп в нем. В этом сезоне это было довольно часто в тех немногих выступлениях, что она показала. В ПП у нее кроме 3л+3т только каскад с 2акселем и секвенция из 2а + 3сальхов, на большее Лиза с ее вроде как хорошей техникой не способна, увы. Да и в КП у нее стоит 3т+3т, с которого она тоже иногда либо падает, либо недокручивает второй 3тулуп.
по поводу Загитовой, недокрут на лутц-ритте мелькал периодически (но не хронически) в этом сезоне, как впрочем и в ее юниорском сезоне, и олимпийском тоже (тогда она периодически падала с каскада). В этом сезоне все эти недокруты Алине разглядывали через лупу и всегда ставили (спасибо родной федре за это), понижая стоимость каскада, даже когда недокрут был в пределех дозволенного 1/4 оборота. Ну что скажешь, росла и оформлялась девочка, техника менялась, лутц-ритт - не рядовой каскад, и пока никто его еще так и не осилил в постоянном режиме, да еще и во второй половине ПП со сложными заходами и выездами, кучей транзишенов и связок, причем постоянно на 1 ноге.
Это я вам скажу не езда от прыжка к прыжку через весь каток на двух ногах, размахивая руками для пущего артистизЬма, как у ЕМ, Сони, Стаси или Туктика, не говоря уже об иностранных конкурентках. Если бы ТШ ЭГ понизили бы планку и дали бы Алине прогу, как у перечисленных фигуристок, то и недокрутов бы не было и катала бы она их чисто-чисто, как стеклышко. Больше скажу, таких навороченных программ, как у Алины нет ни у одной из допубертатных юниорок ТЩК, а вот 3лутц+3ритт им на ЮЧМ из КП убрали, поскольку этот каскад был не 100% у них и рисковать не стали. В то время как остропубертатная Загитова его исполняла весь сезон в обеих прогах.
На ЧМ у Алины уже недокрутов не было, причем только у Алины, Элизабет и Каори, остальным девицам всем поголовно и тупо все проморгали и вообще ничего не понижали, за исключением уже совсем вопиющих случаев как у ЕМ в КП и ПП. Поэтому это положение дел в судействе сейчас просто легализовывают, так сказать.
Так что выгодно это всем хроническим недокрутчицам практически всех прыжковых элементов и неправильно реберным товарищам, все они перечислены выше и это вообще не Загитова.
Попытка опять поставить знак равенства между ЕМ и Алиной не удалась, сорри, они уже на совершенно разных уровнях, Алина ушла настолько далеко, что ЕМ уже никогда туда не добраться, сколько бы она ни пела о кваде и не пыталась копикатить риттовые каскады. Хоть бы уж лутц нормально прыгать научилась, что тоже вряд ли.
Примазывать емку в Загитовой можно до пенсии конечно, но емке то это уже не поможет, от слова совсем. У меня все.
Фактически это лицензия на недокрут для избранных. И появилось это правило именно тогда, когда ожидается появление на взрослых турнирах новой волны суперфигуристок от Этери. Они владеют 4м прыжком, такой козырь никакие нагрибованные Кихиры бы не перебили без дополнительной поддержки от судей. Что и было сделано.
Плохо только, что таких шом ун, медведевых, браунов будут тянуть до Чена, Алиночки, Трусовой. Но народ не проведешь, зритель все видит.