9 мин.

Несколько неудобных вопросов Этери Тутберидзе от Познера

– Вы начали заниматься в четыре с половиной года. Выдающихся успехов вы не добились, почему?

– Ну, наверное, стечение обстоятельств… Я росла, теряла координацию. Мне предложили пойти в танцы, меня это оскорбило и унизило. Мне показалось, значит, я не смогу быть одиночницей… Мне пришлось полюбить то, чем я занимаюсь, но я всегда смотрела на одиночниц и завидовала им… Я всегда хотела быть маленькой средней, а мой рост 176 см где-то, хоть я не меряю…

Опытный психолог по самому началу интервью заметит сразу же почву для комплексов:

1. Несоответствие своих требований к жизни тому, что жизнь предложила.

2. Большой, высокий рост вместо маленького, который удобнее для женщины во всех отношениях, а для одиночниц – подавно.

3. Спорт оттеснил Тутберидзе на свою обочину, а следовательно, и на обочину жизни, поскольку она понимала спорт как жизнь.

4. Тутберидзе оскорбилась тем, что ей предложили заняться танцами, это ущемило ее самолюбие и обострило подозрение – к одиночницам она неспособна.

5. Полюбила она дальнейшее фигурное катание в целом, коль мечта не осуществилась, – «вынужденно».

 

А далее я буду опираться только на свидетельства Этери Георгиевны самой о себе, исходя из этого ролика и ролика в Ютубе с документальным фильмом о ней и Жене Медведевой, снятом в 2016 году. Чтобы не быть обвиненным в лжесвидетельстве, не стану полагаться на слухи и сплетни, как это применяется всеми противниками Медведевой.

В Евангелие Бог единственный раз за историю человечества свидетельствует Сам о Себе, воплотившись в Христа-Спасителя, а все остальное о Нем – ложь и человеческие измышления по всему шару земному. Так и Тутберидзе, почти никогда не дающая интервью, два раза сказала сама о себе.

Это исходный материал для аналитика, преследующего цель – понять природу человеческого гения. Отправная точка, зерно, – это тренерский талант Тутберидзе, умение выдать из материала продукт на старт соревнований и выиграть верхние места. Здесь мы сразу отвергаем наветы, что она, мол, бездарна.

Но вот какие привходящие обстоятельства попущены Провидением для того, чтобы талант развился и блеснул гением. Смотрим ниже.

Это ряд психологических комплексов. Они были и у Пушкина, и у Достоевского, и у Высоцкого… Об этом еще чуть ниже. Пока же – о Тутберидзе:

1. Грузинка по рождению с грузинской фамилией в славянской Москве, это несколько неудобно в то время, 45 лет назад.

2. Пятая по рождению, младшая из детей в семье, которая, по ее же словам, вечно донашивала одежды старших братьев-сестер.

3. Младший – всегда в играх слабее, неуклюжее, тянется соперничать – и не может. Обида.

4. Безумно полюбила фигурное катание, возмечтала о больших пьедесталах – и очень рано поняла, что не получится. Некоторая обида на природу, что дала высокое, недостаточно координированное тело.

5. Зависть к тем девочкам группы, которых не отправили в танцы, как ее.

6. Проступила некоторая досада на Татьяну Тарасову, которая ей не занималась затем в своей группе («Она, наверное, даже не вспомнит сейчас меня»). Тарасова тогда готовила к олимпиаде пару фаворитов, было не до Тутберидзе, и это запало в сознание гения.

7. Отсюда сразу же вырастает и комплекс Тарасовой – быть выше той, самой великой из педагогов, доказать хоть в тренерской работе, что мое «я» сильнее и лучше всех.

Сразу ремарка: это не оскорбление, а жизненная правда. Ну не будем же мы оскорбляться за Пушкина, что имел холодную полубезумную мать? Которая связывала ему, малютке, за шалости руки сзади и так заставляла ходить часы и дни. Которая молчала, не разговаривая с ним неделями. И все тепло гений получал не от отца с матерью, а от няни, крепостной старушки, «подруги дней моих суровых».

Или вот Высоцкий, бард. Еврей по отцу. Отец ушел из семьи. Низкий к тому же рост. Все это побуждало к комплексам. Заставило взять в руки гитару и доказать, что он круче всех.

Или у Достоевского – деспотичный отец, заставлявший стоя выслушивать свои преподавания уроков, педантично наказывающий за любое нерадение, держащий всех детей и жену, которая рано затем умерла, в подавленном состоянии. Отец же убит крепостными за жестокое с ними обращение. Не комплексы?

Это необходимые, но не достаточные условия для развития гения. Лишь падение зерна таланта на почву обид и дисгармоний жизни – делает человека выдающимся, как Тутберидзе.

 

Продолжаем психологический анализ:

8. Ко всему навалился развал страны, бестолочь в головах и пустота в холодильнике – и Тутберидзе, несмотря на протест родителей (это ее бунт!), уезжает совсем молодой в Штаты, зафрахтовавшись на ледовое шоу.

9. Происходит опять казус, из тех, что постоянно подсовывает злая судьба: кто-то неправильно оформил документы половине группы и шоу распалось.

10. И тут следует протест сильного человека року – нет, не вернусь назад, буду бороться и «докажу», что я многое могу! Вернусь только на белом коне, а не в позоре бесславия. Да, для Тутберидзе бесславье – позор. Тогда как для среднего человека  – обычное, спокойное, ничем не напрягающее состояние.

11. Жизнь в нищенских трущобах следует за этим протестом жесткому фатуму. Теракт в Оклахоме, где Тутберидзе чуть не погибла от взрыва. И здесь судьба делает, наконец, поворот в цепи неудач к свету: кто-то из подобравших ее во время теракта предложил и работу тренера. Сразу – тренера!

12. Тутберидзе осознаёт, что встала наконец на «линию жизни» – ибо повелевать и требовать для нее куда продуктивней, сподручнее, чем самой кататься и прыгать.

13. Довольно быстрый ход в гору. И тут встревает заклятая черта характера – быть постоянно недовольной существующей ситуацией. Всё хорошо вроде, а счастья нет. Поиск рассудком причины этого. Находит – она одна, семьи нет. Родственники далеко, и русская среда, культура, братья, сестры, отец и мать влекут к себе теплым островом. Ведь уже неплохо заработано на жизнь.

14. Пробует это, опять оставляя для себя лазейку – если и в России счастья не будет, то вернусь назад. Здесь уже становится для психолога очевидным, что чувство несчастья перманентно для Тутберидзе, сам дискомфорт вытекает из биохимии постоянно тревожного мозга, требующего бурной психической деятельности для уравновешивания со средою. Нет действия – нет равновесия. Но действие должно быть – активным, соответствующим могучему таланту Этери!

15. Отчаянное возвращение назад, ведь уже не так стыдно перед родителями, которые были против поездки. У нее есть площадка, куда можно вернуться, потому что есть имя и опыт. Поразительное чутье будущего великого тренера толкает вперед – только в Россию, в родную Москву.

16. В интервью Познеру, однако, Тутберидзе поведывает о себе новое – нет у нее друзей с той поры, только в Штатах они остались! Известный психологический изворот сознания – хорошо там, где меня нет. Но и другое: здесь, на Родине, Тутберидзе получила затем еще несколько психологических травм.

17. Это – нелепая безвременная смерть отца, а Этери чаяла, чтобы он увидел ее олимпийский триумф в Сочи. Не дождался чуть-чуть. Опять злой фатум?

18. До этого произошла болезнь дочери, которая будет требовать опеки от матери всю жизнь. «За что это мне!» – снова задает вопрос Господу, Провидению Этери в документальном фильме.

19. Издевательства судьбы продолжаются далее – нелепость с вводом «Карениной» сначала в показательную лучшей ученицы (дать девочке – шлюху  катать). А затем, словно действительно черт попутал: смена выигрышной произвольной удачливого Авербуха на проигрышную «Каренину» (старый технический контент к тому же возвращает лукавый туда, тогда как в «Звёздах» был уже новый!).

Будто и не опытный тренер тогда действовал: сразу следует доведение до травмы Медведевой этими зряшными перегрузками и… золотая медаль что, уплывает?.. Все труды четырехлетия насмарку? За что?!

20. Но нет, Тутберидзе борется: во время болезни Медведевой юниорке Загитовой, за месяц,  на домашнем чемпионате Европы  через чиновников, давящих на подвластных судей («Мы не можем влиять на судей!»[Александр Горшков]) – присваиваются хореографические компоненты почти самой Медведевой, которая тем временем только-только выкарабкивается из сложной травмы. Это на случай подстраховки: вдруг звезда не сдюжит восстановиться, тогда «золото» выиграет юниорка со взметнувшимися за 3(!) месяца хореографическими компонентами – до уровня корифеев взрослого катания. Медведева пахала на себя и страну три года, Загитовой одевают корону даром, в три месяца.

21. Не станем сильно винить в этом Этери: всю осень она находилась в тревожном и суетливом состоянии, собой мало владея, ибо вообще не понятно было – поедет ли сборная на Игры Баха в Корею. Опять уплывала мечта! «Господи, за что?!»

22. Еще один удар рока – перед ОИ Этери узнает о смертельной болезни мамы, и всё обостряется тем, что надо сосредоточенно готовить на базах, в отдалении от матери, будущих чемпионок, иначе в Кремле жестко спросят. Если это не разрыв человеческого сердца, то что?

А сейчас надо вообще-то остановиться, потому как пункты эти можно длить очень долго. Ибо за олимпийским «золотом» начался стыд, угрызения совести, что поступила неправильно и титул выиграла не та. Опять нет удовлетворения и счастья! Следом уже – неотвратимая пощечина от Медведевой, уход к заклятому сопернику Орсеру, который будет «пользоваться» наработками Тутберидзе. Затем досадные попреки от элиты фигурного катания ей и Загитовой, что чемпионка ненастоящая. Хандра новой фаворитки, потеря формы из-за набора веса и психического состояния.

Опять желание «всем всё доказать». Благо федерация поддерживала щедрыми натяжками оценок Загитову целый год до ЧМ-2019. Но доказала ли на нем Этери «всё всем»? Судя по ее интервью Познеру – нет. Душу не обманешь, катала Алина произвольную в целом по сезону – грязнее всей первой десятки.

А здесь еще соперники пугают из Штатов и Азии трикселями, или угрожают повысить возрастной порог допуска детей ко взрослым – и тогда вся школа Этери полетит прахом. Ведь она постоянно уходила от навязчивого Познера – «вы признаёте, что девочки объективно прыгают лучше женщин?». Нет, не признала, сказала, что их просто «начинает с возрастом всё вокруг отвлекать», что они становятся ленивы и непослушны. А Познер напористо, с цепкостью журналиста – а почему мальчиков не отвлекает «всё вокруг» и они не прыгают хуже в 20 и в 25, чем в 14?

 Ну, разве легкая у гения судьба? Медалей много. Счастье-то где?