5 мин.

Шоу Этери Тутберидзе. Демонстрация силы

 

Двукратный олимпийский чемпион, двукратный чемпион мира, четырехкратный чемпион Европы по греко-римской борьбе россиянин Роман Власов лестно высказался о тренере по фигурному катанию Этери Тутберидзе.

«Я недавно смотрел то интервью Владимира Познера с этим тренером — удивительная женщина, низкий ей поклон как тренеру и человеку. Насколько конкурентный вид спорта, насколько зрелищный. Я преклоняюсь перед людьми, которые в нем работают и дают нам поводы для гордости. Евгения Медведева, Алина Загитова, Елизавета Туктамышева, и год за годом все новые спортсменки.

И да. Спорт — это действительно миг. Сколько бы Олимпиад, чемпионатов мира и Европы ты ни проходил. Поэтому все это надо ценить, проживая в спорте каждую минуту.

Тутберидзе — величайший тренер". (Роман Власов)

 

Вот и я недавно посмотрел шоу Этери Тутберидзе «Чемпионы на льду», а потом прессу на некоторых сайтах, а затем – попытки заткнуть на уровне ФФК России один-единственный «неугодный рот», голос Елены Вайцеховской, сомневающейся в величии великого тренера.

Насчет Романа Власова – согласитесь, судить о человеке Тутберидзе по интервью Познеру преждевременно, это как минимум. Надо узнать ближе, очень близко, как это выпало Евгении Медведевой, например.

А так Власова я уважаю за его подвиги на борцовском ковре. Кто не смотрел: придушенный и потерявший уже сознание в Рио-де-Жанейро, он пришел в  себя, очухался в перерыв, вообще не понимая поначалу где он, и выиграл силой воли и мастерством второе олимпийское «золото».

Но есть еще и второй великий Власов, олимпийский чемпион, серебряный призер ОИ, а также четырехкратный чемпион мира по тяжелой атлетике. И если смотреть его результаты в Википедии – то именно с 1964 года, когда Власов проиграл золото соотечественнику Жаботинскому, его карьера заканчивается.

А затем что? Википедия говорит, что он становится профессиональным литератором. Но не найдете вы там в подробностях главного: после обидного «серебра» Власов впал в тяжелейшее депрессивное состояние. (Никого, ничего не напоминает? Например, попытки вогнать в это состояние травмированную гениальную Медведеву руками и языками соотечественников?)

Развилась эта прострация потому, что Власов не мог уже соревноваться – разрушились позвоночные диски. Медицина тогда была не теперешняя – и великий чемпион залег в совершенно молодом возрасте в собственной квартирке, а няньками стали ему – жена и дочь.

И так опускался он в яму смерти при жизни до того момента, пока не смог уже спать без снотворных, а днем – ни о чем думать уже, кроме как в отвращении к себе самому и к жизни вообще. Опускался – пока не понял, что так не пойдет, от этого быстро не умирают и надо хоть попытаться бороться.

Затем Власов напишет уникальную книгу, плохо и не широко изданную в СССР, как он одной силой воли и аутотренингом поднял себя в человеческое состояние. Но самое важное – с годами он осознал, что ничего нет дороже вот этой простой жизни, без насилия штанги над позвоночником, когда имеешь здоровый сон без снотворных и бодрствование с позитивными мыслями вместо сатанинских, чего там скрывать. Ничего не надо – только бы проснуться и хотеть жить! Мочь читать и писать книги. Радоваться, гуляя, лесу, небу, цветам полевым.

И Власов начал свою борьбу со «смертью при жизни» – с отказа от снотворных, несмотря на мучительную бессонницу. Не спя ночами – он подключил всю олимпийскую волю и стал нагружать себя, лежа, штангой до изнеможения. А затем пробовал ходить по пять, по десять, по 50 метров в день. И сон к нему, здоровый человеческий, обычный, вернулся … только через 3 года.

Как-то слышал от одного священника, что спортсмены редко верят в Бога, а вот, дескать, знаю одного – это Юрий Власов, поднявшийся из бездны отчаянья; этот поверил.

Что касается собственно шоу Этери Тутберидзе, то от него на меня дохнуло демонстрацией силы, с примесью развивающегося культа личности («самый великий тренер мира!»). Этери благодарил там, даже за саму возможность работы с ней, – сам Глейхенгауз, человек талантливый и на Катке далеко не последний. Я раньше не знал, что хореографы столь зависимы от тренеров. Авербух вроде человек вполне самодостаточный. Ну да ладно.

Славил Александр Гришин всех выступающих задорными и не соответствующими действительности эпитетами. Для него слово «уникальная» началось с Медведевой и переметнулось сейчас на всех без разбору с катка «Хрустальный». Таким образом, неповторимые там все, за исключением, пожалуй, всегда скромного Дудакова. Да и Лайшева, который хотя бы совесть имел иногда в процессе оголтелой травли Медведевой ее поддерживать словом.

Катали подопечные Этери довольно однообразно, часто привычные соревновательные номера. У Самсонова, представляя, задекларировали «все возможные четверные». В итоге – не прыгнул ни одного. Щербакова – ни одного, без попыток. Трусова наконец решилась исполнить четверной в темноте, что гораздо сложнее, надо признать. И упала.

Вот она одна мне и показалась нестандартной личностью с будущим. На Загитовой без каскадов в ее «Дон Кихоте» я заснул. Эта программа приелась еще в олимпийский сезон своей хореографической пустотою.

В итоге четверные получились лишь как раз у «не-чемпионов» Мориса Кватэлашвили и приглашенного Ковтуна.

Правда, разозлившись на своих, Тутберидзе заставила всех прыгать в конце «турнир четверных». Трусова долго не могла зайти. Щербакова – ездила кругами и не могла. Камера стыдливо отошла ото льда, пряча определенный конфуз. И тогда от Гришина прозвучало: «Самсонов – четверной!» Был – не был? Поверим, что был. Затем я воочию увидал один четверной (не лутц) Трусовой! Камера ушла с катка опять. И снова лишь вербально я «наблюдал»: «Щербакова – четверной!» (Гришин»), «Трусова – четверной лутц!» (Гришин).

Вот такое общее впечатление от шоу. В котором, естественно, были, и немало, позитивные моменты. Но мы ведь аналитики, поэтому, насмотревшись панегириков на главной в честь Тутберидзе, вторую неделю текущих рекою, вдохновились написать «от обратного».

Нет, не все так звонко и радужно, господа. Особенно в свете калечащих позвоночные диски четверных. А что произошло с олимпийским чемпионом Юрием Власовым из-за проблем с дисками, я сказал. И Вайцеховская сказала в своем ключе.

Власову как-то в его одинокой квартирке потом титул ОЧ не помог, а только Господь Бог, вставивший ему мозги назад и наделивший волей к самой обычной не-суперменской жизни.