«Они не понимают, как можно любить Женю против Алины». Фигурка в Японии: бум или уже культура?
Сергей Волковский – один из лучших японистов. Окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. С 1992 года живет в Японии. Его сын Рюдзю Хино (или Федя, Фей) – фигурист, призер юниорского этапа Гран-при. Сам Сергей работает журналистом и переводчиком на чемпионатах мира, организует различные ледовые ивенты, помогает нашим звездам во время шоу.
Мы связались с ним, чтобы узнать, как Япония переживает бум фигурного катания. И почему он вообще возник в этой стране.
• Япония из Советского Союза представлялась для всех далекой, загадочной и романтичной страной. Фудзи, гейши, самураи, Sony/Panasonic – вот это все; невообразимый сплав традиций, литературы и высоких технологий. Молодость была положена на японский язык – пока все ходили по свиданиям и дискотекам, мы сидели и занимались. У нас, лингвистов, говорят: первые 20 лет тяжело, а потом – уже проще. Университет дал мне базу, но это 10 процентов, чему я потом научился в Японии.
• Я вырос в России, но как личность меня сформировала Япония. Мой сын – Федор – как-то сказал, что ощущает себя и русским, и японцем: мол, когда нужно быть исполнительным и обязательным, он чувствует себя японцем. Когда нужно встряхнуться, расправить плечи, ударить ногой о бортик, резко вывести себя из ступора, то открывается просторная русская душа.
• Феде было 4 года, он увидел по ТВ фигурное катание, влюбился в программы Ягудина. И когда другие дети играли в машинки, он уходил в комнату и танцевал, крутился часами на ковре; истер его до дыр. Мы сначала думали, что это детские шалости и ребенок переключится на другое. Но прошел год-два, а его любовь не угасала. Он жил фигурным катанием – и мы отвели его на каток. Это был его зов, его радость, он помнит все программы 15-летней давности, кто и под какую музыку катал, какие оценки получал, какие прыжки делал. Федя – фрик фигурного катания. Но он до сих пор катается, большой молодец.
• Сейчас в Японии – реальный бум фигурного катания. Как сказал Тацуки Матида (призер чемпионата мира-2014 – Sports.ru) на одном из шоу: «Я желаю, чтобы фигурка переросла из бума в культуру». Бум – то, что приходит и уходит, а культура – то, что держится постоянно, обрастает традициями. Любой бум завязан на культе личности. Задел положили Мао Асада и Дайсуке Такахаси. У них помимо выдающихся успехов, была харизма.
• Надо понимать основную аудиторию фигурного катания – женщины от 30 до 50 лет. Большую роль играют материнские и женские инстинкты. Девочек у нас любят, а от мальчиков сходят с ума. Ну и потом, естественно, Юдзуру Ханю – он главная звезда. Для спонсоров и телекомпаний любое его отсутствие на соревнованиях – колоссальный удар.
• Чемпионат Японии и чемпионат мира показывает Fuji, Гран-при – Asahi. Все идет в топовое время, с обвязками и историями про фигуристов, прокаты занимают половину трансляций. А вот специализированный кабельный канал JSports показывает всех.
• Самый популярный вид спорта в Японии – бейсбол. Японцы также очень любят сумо, футбол, дзюдо, прыжки с трамплина. Там, где есть результаты – там и интерес. Фигурное катание – точно в топе.
«Они относятся к Медведевой как к идолу». Япония обожает фигурное катание
• Фигурное катание в Японии держится на клубах. Для обычных спортсменов нет грантов. Все оплачивают родители – лед, коньки, костюмы, переезды, услуги тренера. Когда ребенок попадает в сборную, государство поддерживает его в зависимости от таланта (три категории). Если это высшая категория, то расходы с поездкой на этапы Гран-при (в том числе, тренера) несет федерация. Если это соревнования уровнем ниже, то оплачиваются расходы только спортсмена.
Есть субсидии на заграничные сборы, внутренние соревнования – но эти деньги не покрывают реальных затрат, которые несут спортсмены и их родители.
• В Японии родители платят за лед, выбирают катки и тренера; они хотят видеть отдачу не только от ребенка, но и от учителя. У того же Шомы Уно мама буквально жила на льду и чуть ли не сама его тренировала. Когда Рюдзю был маленьким, мы тоже его опекали – но ровно до тех пор, пока у него не взыграла мальчишеская гордость. Он самостоятельный, не нуждался в ежечасном контроле. Мы обсуждали только музыку, редактировали нарезку, определяли дизайн костюмов. Но вовлеченность родителей в Японии в любом случае выше, чем в России.
Фигурное катание – дорогой спорт. Лед плюс тренер – от 1000 долларов в месяц. Все, конечно, зависит от количества тренировок, особенностей занятий (индивидуальные/групповые) и квалификации тренера (если это топ-тренер, то можно умножать на два). Коньки, лезвия – 1500 долларов. Меняют обычно два раза в год. Костюмы стоят 1000 или 1500 долларов. Это дорого не только по российским, но и по японским меркам.
Когда мой сын был в топе, ему выделили субсидию и попросили посчитать примерные расходы: без затрат на проживание и квартиру в другом городе у меня получилось от 30 до 40 тысяч долларов в год. Это дорого. Однозначно дорого для обычной японской семьи. Чтобы потянуть такое удовольствие, нужно напрячься и перенаправить все ресурсы именно на ребенка. Семья Ханю, например, часто жила в долг.
• В Японии есть NTC (национальные тренировочные центры) при университетах – там могут тренироваться члены сборной расширенного состава (по специально выделенному времени). Мой сын, как и Мао Асада, Мики Андо, Такахито Мура, окончил университет Chukyo в Нагое. Он учился бесплатно по отдельной квоте. Есть другой популярный университет – Кансай, который заканчивали Мияхара и Такахаси.
• В Японии очень любили (и любят до сих пор) Плющенко и Ягудина. Одна моя знакомая, коллега по работе объездила всю страну за Алексеем, посмотрела, наверное, все его шоу. Что касается Евгения, то это действительно IceKing. Не каждая фанатка наберется смелости и подойдет к нему. А если он пожмет руку, то будет шок и сумасшедшее сердцебиение. Эту руку не будут мыть неделю. Или Сергей Воронов – в прошлом году на ледовом шоу можно было писать письма фигуристам, и Сережа унес десятки любовных посланий от фанаток.
• Японцы обожают кумиров и готовы для них на все. Когда Женя Медведева или Алина Загитова приезжали на шоу в Японию и искали клуб для пробежки, то с них никогда не брали деньги, просили автографы и все. Пройтись на улице дольше 100 метров – невозможно. Подлетают старшеклассницы или даже мужчины в возрасте – просят сфотографироваться.
• Японцы очень трепетно относятся к своей культуре и приветствуют всех, кто проявляет к ней неподдельный интерес. Это трогает японское сердце. Поэтому когда Женя прочитала стишок на японском про «Сейлор Мун», она сразу стала героиней. К слову, то интервью с Женей в прямом эфире переводила моя жена.
• Японцы очень любят окунаться в другой мир и хотя бы час-два жить в сказке или фэнтези. Японцы в этом плане как дети. Они обожают аниме, аттракционы, диснейленд. А фигурное катание – поход на праздник с любимыми героями. У моего сына была фанатка, которая ездила за ним на шоу – снимала гостиницу, брала с собой три разных платья и презентовала их каждый день. Это была ее дверь в другой мир, где можно танцевать, прыгать от радости и, наверное, перевоплощаться.
• В Японии невозможно представить разборки между фанатами своих же фигуристов. То есть противостояния Загитовой и Медведевой не может быть по определению. В Японии не принято болеть против – только ЗА. Даже если тебе больше нравится Ханю, ты все равно поддерживаешь Уно. Потому что он свой.
Ажиотаж вокруг Жени и Алины не совсем понятен японцам. Они думают как: ты можешь больше любить Женю, но любить Женю против Алины – не совсем по-японски.
У Загитовой – лучший прокат в сезоне, а Медведева не зря приехала на ЧМ
Фото: facebook.com/sergey.volkovskiy; globallookpress.com/Kenjiro Matsuo/AFLO; Gettyimages.ru/Chris McGrath; globallookpress.com/Yohei Osada/AFLO; REUTERS/Issei Kato; instagram.com/plushenkoofficial
И русские так негативно относятся только к Медведевой. Потому что она фальшивая насквозь, и это все видят. Еще и блатная, как показал фкр. А за Алину, Туктика, Соню болеют одинаково.
После того как Женя в интервью говорила, что ее уход от Этери - это слухи, а через неделю не попрощавшись с человеком, который 11 лет вел ее к успеху, уехала к Орсеру, болеть за нее стало как-то неприятно.
Ага, 11 лет был хороший тренер, а как не прогнулся чтобы подставить другую спортсменку так сразу стал плохим. Ну-ну. Пусть теперь у хорошего Орсера катается, только Олипиаду в 2022 уже будет смотреть по телевизору. И, кстати, она это уже прекрасно поняла) Поэтому и выступила, что все ее мечты как спортсменки сбылись) Ага-ага, зелен виноград)