Гран-при 2018. Финал
Столь долгожданный финал серии Гран-при -2018 с самого начала имел не совсем привычный "коленкор" из-за отсутствия на этих соревнованиях Юзуру Ханью, Жени Медведевой и Габриэллы Пападакис - Гийома Сизрона. Но борьба во всех видах все равно обещала множество впечатлений, и, как всегда, хотелось надеяться на то, что эти впечатления будут, по большей части, положительными. Однако, как известно, "человек предполагает, а Бог располагает", и попереживать за своих любимцев пришлось изрядно. Но обо всем по порядку.
Открывший соревнования в короткой программе у мужчин канадец Киган Мессинг по обыкновению предстал перед зрителями в образе рубахи-парня, которому все нипочем: улыбка не сходит с его лица, какие бы препоны ни встретились на его пути - как говорится, "на том стоял, стою и стоять буду". Видимых препон в короткой программе у Кигана, правда, не встретилось, разве что на выезде с недокрученного 3А он коснулся рукой льда, но и каскад 4Т - 3Т был им исполнен не в полную силу, с недокрутом на 4Т, и за свои коронные вращения он не добрал привычных уровней. Но главное, что в целом этой программе недоставало привычного драйва, поэтому и выглядел Мессинг, откровенно говоря, довольно бледно. Так что результат в 79.56 балла был закономерно далек от его лучшего результата.
Смотря произвольную программу канадца, словно переносишься в кинотеатр, где крутят старые добрые фильмы, и мессинговский "Чаплин" - один из них. И что интересно отметить - при любом прокате Кигана хорошее настроение зрителям гарантировано, поскольку даже свои ошибки он умеет превратить в эпизоды своего маленького "фильма". Чего стоят только не удавшийся ему каскад из сдвоенных Т, в котором он забавно поджал ноги после первого прыжка, и его падение с 3А, когда он кувырком покатился по льду и отскочил от бортика - абсолютно в духе забавных неурядиц, постоянно случавшихся с героями чаплинских фильмов. А до чего хороши его дорожки, до последнего штриха выдержанные в духе программы! При этом Мессинг смело идет на сложные элементы, хотя на выезде и с 4Л, и с 4Т он коснулся льда рукой, но были у него и удачно исполненные элементы - каскады 3А - 2Т и 3С - 3Т, я уж не говорю о вращениях, которые у него просто выше всяких похвал. Итоговое пятое место - в общем-то, вполне приличный результат для его уровня.
Юный южнокореец Джунхван Чха на музыку "Вальса" из прокофьевской "Золушки" был удивительно легок, и в особенности эффектно смотрелись его прыжки - 4С, каскад 3Л - 3Р и 3А, хотя на 4С судейская бригада все же усмотрела недокрут. Мне нравится эта его постановка короткой программы, в особенности ее вторая часть, где в музыке слышится биение часов, и фигурист переходит в комбинированное вращение - словно стрелки часов с огромной скоростью бегут по циферблату; интересные шаги и связки дополняют общую картину. И Джунхван своим результатом остался доволен - получив 89.07 балла, он реально включился в борьбу за медали.
Однако она не стала для него легкой прогулкой - в произвольной программе Чха упал на выезде с первого же прыжка 4Т. Правда, к его чести, он тут же заставил всех забыть о своей неудаче, взлетев в воздух в шикарном 4С, отчеканив каскады 3Л - 3Р, 3А - 2Т, 3Ф - О - 3С и легко исполнив 3А и 3Р. При этом кореец был неутомим во вращениях, а в дорожках закладывал красивые глубокие дуги, так что общее впечатление от его программы было более чем положительным. Ну и результат не замедлил его порадовать - 174.42 балла и бронзовая медаль. Первая медаль южнокорейских одиночников в финале Гран-при!
Ох, и нравится же мне чех Михал Бржезина, когда он катает в полную или хотя бы как здесь в короткой программе, в почти полную, силу и когда "забывает" о не всегда удачных экспериментах с костюмом и прической, а предстает образцом хорошего вкуса в обычной серой рубашке и черных брюках! После того, как он прыгнул каскад 4С - 2Т (если бы был 3Т, то тогда это исполнение можно было бы считать практически эталонным), Михал, по-видимому, почувствовал прилив вдохновения и 3Ф, и 3А исполнил на редкость уверенно и мощно. Ну а если учесть, что этот фигурист всегда отличался превосходным коньком, что с успехом продемонстрировал и здесь, то можно понять, почему его выступление стало достойным похвальных эпитетов зрелищем. И результат говорит сам за себя - 89.21 балла и текущее 3-е место.
Произвольную программу Бржезина начал, к сожалению, с падения на 4С, и это была единственная его значительная ошибка, дальше можно было придраться разве что к нечеткому выезду с 3Р. Но кроме 4С, больше квадов в программе чешского фигуриста не было, и при всем при том, что зрители, судя по почти непрерывным бурным аплодисментам, явно получали эстетическое удовольствие от заводной программы Михала, нельзя не констатировать того факта, что филигранной работы конька и безупречного исполнения тройных прыжков нынче уже становится недостаточно для того, чтобы занять место на пьедестале в условиях, когда соперники демонстрируют по 2-4 квада, даже если не все из них им удаются. Бржезина за свой прокат получил лучший результат сезона в 166.05 балла, но вынужден был пропустить на пьедестал Джунхван Чха и остался 4-м.
Чем больше смотрю короткую программу американца Нэйтана Чена на музыку Дюка Эллингтона "Караван", тем больше влюбляюсь и в нее, и в самого Нэйтана - начиная с первых ее тактов, когда фигуриста словно пронзает с ног до головы дрожь нетерпения и он буквально бросается в программу, нанизывая на невидимый стержень элементы, как бусины на нитку. Первые два прыжка - 3А и 4Ф - вышли у Чена на загляденье, вращения и в особенности дорожки поражали своей законченностью и изощренностью, но после 4Т Нэйтан обеими руками схватился за лед и не смог добавить к прыжку 3Т, оставшись тем самым без каскада. Однако даже при столь серьезной ошибке он набрал свою лучшую в сезоне сумму - 92.99 балла и вышел в лидеры.
Не все удалось американцу и в произвольной программе: после роскошного 4Ф он упал с 4Л, сделал степ-аут на выезде с 4Т, затем были удачный 3А и каскады 4Т - 3Т и 3Л - 3Т, и можно еще придраться к короткому выезду с каскада 3Ф - О - 3С. Но в целом Нэйтан не изменил себе - он боролся до последнего, и эта аура его программы, буквально излучающая энергию, не могла не вызывать ответную реакцию зрителей. 189.43 балла - не самый лучший результат Чена, но ошибки его основных соперников позволили ему выиграть этот финал.
Сергей Воронов начал свою короткую программу не лучшим образом - неудачно выехал с 4Т и закономерно не стал рисковать, присоединяя к нему 3Т или хотя бы 2Т. Каскад прыжков он исполнил позже, соорудив его из 3Р и 3Т, а затем прыгнул и 3А. Если в прыжковой части Сергей был явно напряжен, контролируя каждый свой жест, то затем он стал больше прислушиваться к музыке, отдаваясь на ее волю, и программа пошла по нарастающей, что явно вдохновило Воронова. Не самые высокие уровни вращений и дорожек, к сожалению, не позволили нашему фигуристу получить больше 82.96 балла и подняться в первый день соревнований выше 5-го места.
Увы, не заладилась у Сергея и произвольная программа - уже на первом каскаде 4Т - 2Т его закрутило на втором прыжке, еще с одного 4Т он приземлился на две ноги, на 3А его вывалило из дуги прямо на судей, еще пару прыжков он сдвоил... Одним словом, ошибок у Сергея было предостаточно, но при этом он не сдавался, боролся за каждый элемент, пытаясь в лучшем свете подать эту программу, в которой проявился постановочный дар незабвенного Дениса Тена. Но полученные им 143.48 балла оставили Сергея на последнем 6-м месте.
Короткая программа японца Шомы Уно по своему сумасшедшему накалу и производимому ею эстетическому впечатлению достойна того, чтобы встать в один ряд с "Караваном" Нэйтана Чена. Однако при ее исполнении Шома был так же, как и американец, небезупречен: с первого же прыжка 4Ф он врезался двумя ногами в лед, каскад тоже получился не такой, какого можно было ожидать - 4Т - 2Т вместо 4Т - 3Т, выезд с 3А был коротким, правда, Уно после него быстро встал в "кораблик", что несколько сгладило впечатление "недоделанности" элемента. Как всегда, чрезвычайно эффектны были дорожки и вращения японца, а умелое варьирование темпа программы придавало ей особую выразительность, что не могли не почувствовать зрители, поддерживая фигуриста аплодисментами. Уно получил в первый день соревнований 91.67 балла и расположился на текущем 2-м месте.
В произвольной программе Уно словно соревновался с Ченом в количестве квадов, но также и в том, кто меньше/больше сделает ошибок. И до самого конца они шли, если уместно сравнение с лошадьми на скачках, "ноздря в ноздрю". Шома в самом начале программы приземлился на две ноги с недокрученного 4С, затем чисто исполнил 4Ф, едва вытянул выезд с 4Т, затем были удачный каскад 4Т - 2Т и 3А с "кораблика" и с грубыми ошибками каскады 3С - 3Т и 3Ф - О - 3Ф. Фигурист при этом, по своему обыкновению, сдаваться не собирался и, стиснув зубы, шел на очередной прыжок, вероятно, с мыслью - "либо грудь в крестах, либо голова в кустах". Как при этом он умудряется донести до зрителей энергетику своей "Лунной сонаты" - для меня загадка, но оторваться от его выступления я не в силах! На сей раз, к моему большому сожалению, ошибок в программе японца было слишком много - первоначальные баллы за технику упали со 101.39 до 93.29 и итоговая оценка за произвольную программу в 183.43 балла позволила Уно занять лишь 2-е место.
Короткую программу в женском одиночном катании выпало открывать нашей Софье Самодуровой. И Соня вновь доказала, что в финал она попала абсолютно заслуженно - настолько уверенно и безошибочно она каталась! Мне очень нравится эта ее программа, в которой до конца выдержан стиль и настроение, каждый элемент ложится в музыку и оставляет прекрасное впечатление своей законченностью. Лаконичный, но при этом оригинальный костюм дополняет общую ауру программы с испанским колоритом. Соне прекрасно удались все прыжковые элементы - каскад 3Ф - 3Т, 3Р и 2А почти в конце, за который она получила дополнительные баллы. Ничего ни убавить, ни прибавить в ее программе - до того единым целым предстает она в глазах зрителей, и результат достойный - 68.24 балла!
Кажется, Соня уже привыкла к тому, что ей приходится кататься первой на различных соревнованиях. Вот и в день произвольного катания она опять выступала первой и, к счастью, не проявила ни малейшего волнения, показав прокат не только безошибочный с технической точки зрения, но и самый эмоциональный, самый раскованный по ходу сезона. Одно удовольствие было наблюдать, как она, словно орешки, "щелкает" прыжок за прыжком, держит четкие позиции во вращениях и с улыбкой на лице бросается в дорожки. Эту беззаветную растворенность фигуристки в своей программе не могли не почувствовать и арбитры, наградившие Самодурову ее лучшим результатом в сезоне - 136.09 балла. Итоговое 5-е место - очень достойный результат для дебюта на столь престижных соревнованиях!
Елизавета Туктамышева в своей короткой программе с самого начала была слишком сосредоточена на 3А - так, что и руки бросила, заходя на него по длиннющей дуге, но в итоге не докрутила и выехала с него не лучшим образом - через "тройку", затем исполнила самый "дешевый" по стоимости каскад 3Т - 3Т и очень хороший 3Л. Но признаюсь, что на сей раз выступление Лизы не слишком меня впечатлило - каталась она расчетливо и достаточно, на мой взгляд, равнодушно, не всегда следила за руками, порой казалось, что с трудом удерживает позиции во вращениях, а заключительное вращение мне показалось и вовсе неудачным с точки зрения эстетики поз. 70.65 балла, полученные Туктамышевой и весьма далекие от ее лучшего результата, заставляли волноваться за нее в отношении не только победы, но и места на пьедестале.
Но в произвольной программе Лиза преобразилась: начав с того же 3А, длинный заход на который у нее остается неизменным, и выехав с него опять-таки через "тройку", дальше она словно отринула от себя все мысли о том, что необходимо сделать что-то, что можно ненароком сорвать и каталась лихо и раскованно, войдя в образ обольстительной фемины и "печатая" превосходные по качеству прыжки и каскады, включая и не всегда исполняемый ею каскад 3Л - 3Т. В результате за прокат Туктамышева заработала свой season best в 144.67 балла и стала бронзовым призером - достойное возвращение в мировую элиту!
Короткая программа японки Рики Кихиры может служить эталоном того, как следует выражать музыку движением. По контрасту с 3А Туктамышевой ее 3А выглядел воздушным, возникшим словно бы из ничего - до такой степени незаметно "подкралась" к нему фигуристка, и выезд был образцовым. Хорош был в ее исполнении и каскад 3Ф - 3Т, и чудо что такое - 3Л с руками над головой! Хрустальные аккорды музыки рассыпались по льду изящными вращениями, кружевными дорожками, и Рика скользила настолько легко и невесомо, что ее нежно-голубое платье действительно казалось зыбким лунным светом, окутавшим фигуристку. Ни одного неверного жеста, ни одной позы, идущей вразрез с общей идеей программы, которая могла бы нарушить это настроение гармонии - и достойный этого фантастического проката результат в 82.51 балла, ставший новым мировым рекордом!
В произвольной программе Рика, имея приличный запас, ничуть не стала упрощать программу. Правда, первый 3А ей не удался - она его не докрутила и приземлилась на две ноги, опершись о лед руками. Но, не моргнув глазом, она повторила его в каскаде с 2Т, и тут уже нареканий в ее адрес у судей не было. Затем были превосходно исполненные 3Р, каскад 3Л - 3Т, 3Ф, 3С, каскад 3Л - 2Т - 2Р - как на крыльях летала японка, поражая своей неутомимостью и ни на секунду не забывая при этом об эстетической составляющей программы. Это был какой-то фейерверк прыжков, дорожек и вращений! Потеряв несколько баллов на сорванном 3А, Кихира получила тем не менее 150.61 балла, которых с лихвой хватило ей для победы.
Другая японка, Сатоко Мияхара, в короткой программе, можно сказать, провалилась. Она с трудом выехала с первого недокрученного 3Л, затем не самым лучшим образом исполнила 2А и каскад 3Р - 2Т, а эффектных дорожек и вращений, как оказалось, для получения достойного результата все же маловато. Мне очень по душе эта программа Сатоко, на редкость удачно подчеркивающая ее хрупкость и женственность и дающая фигуристке простор для демонстрации прекрасной работы конька, но на сей раз Мияхара была очень далека от своего лучшего результата - 67.52 балла позволили ей только замкнуть шестерку.
Произвольную программу японки я считаю маленьким постановочным шедевром - настолько неожиданно и удачно соединены в музыкальном сопровождении куски танго Пьяццолы и "Времен года" Вивальди, найдены соответствующие пластические эквиваленты каждой ее части, изумительно подобран костюм - все работает на образ! И каталась Сатоко с душой, каких-то видимых огрехов не допустила, но множество недокрутов на прыжках не прошли для нее даром - техническая оценка с 75.25 балла опустилась в итоге до 64.23 и в целом Мияхара получила мизерные для себя 133.79 балла и осталась последней.
Каори Сакамото, землячка Мияхары, в короткой программе выглядела куда как более уверенно: каскад 3Ф - 3Т, 2А и 3Р, кажется, не вызвали у нее ни малейшего затруднения, столь же хороши были и вращения, но при этом мне в ее катании на сей раз не хватило безоглядности, полетности, которые, по большей части, отличают эту фигуристку. с 70.23 балла Каори расположилась на 4-й строчке турнирного протокола.
А вот в произвольной программе Сакамото каталась с большим эмоциональным подъемом, легко взлетая в воздух во всех прыжках, кроме одного каскада 2А - 3Т - 2Т, с которого она неожиданно упала. Падение это не нарушило, тем не менее, целостного впечатления от программы японки, получившей за нее 141.45 балла и расположившейся в итоге на 4-м месте.
Алине Загитовой короткая программа далась не без труда. Поначалу очень чувствовалась ее сосредоточенность на каскаде 3Л - 3Р, и в нем, при видимом довольно успешном исполнении, не было, пожалуй, привычного с прошлого сезона драйва, при котором он выглядел прекрасным восклицательным знаком, четко вписанным в ткань программы. Еще более скромным был в исполнении Загитовой 2А, а вот 3Ф с руками вверх был по-настоящему фееричным. В целом катание Алины было, я бы сказала, "приглаженным", достаточно осторожным и не оставило у меня впечатления, какое обычно оставляет катание безоговорочного лидера. Результат в 77.93 балла, увы, говорил сам за себя - всего лишь 2-е место после короткой программы и вставшая перед нашей фигуристкой весьма нелегкая задача по преодолению возникшего между двумя первыми местами разрыва.
Когда я увидела выражение лица Алины, вставшей в начальную позу для исполнения произвольной программы, у меня ёкнуло сердце: "С таким лицом не выигрывают!" - подумалось мне. Не знаю, почему меня обожгла эта мысль - уж конечно, я желала Алине только победы! Но в ее глазах была такая обреченность, словно у агнца, идущего на заклание. Больше я волновалась,конечно, за каскад 3Л - 3Р, поэтому срыв Загитовой другого каскада 3Л - 3Т, в котором второй прыжок превратился в жалкий огрызок 1Т, был словно холодный душ, которым она окатила всех своих болельщиков. Больше явных ошибок фигуристка не допустила, но было видно, что былой легкости в прыжках не наблюдается.
И вообще от этого проката у меня не сложилось впечатления, что Алина до конца понимает эту программу, прониклась образом Кармен - мне кажется, что ей, 16-летней девочке, не пережившей ничего подобного перипетиям судьбы вольной цыганки, идущей по жизни, полагаясь лишь на зов своего сердца, очень трудно выразить в своем катании все нюансы этого противоречивого образа. И пластики рук, закинутых за спину, для этого явно недостаточно. Вполне допускаю, что кто-то считает иначе, но для меня Алина пока еще - не Кармен. Оценка в 148.60 балла вряд ли могла обнадежить фигуристку - становилось ясным, что победить она могла только в случае провала Кихиры, чего в итоге не случилось - к радости поклонников японки и к огорчению болельщиков Загитовой.
Конечно, одно поражение - еще не катастрофа. Но если рассматривать ситуацию глубже, то, полагаю, можно с сожалением констатировать, что безоговорочной гегемонии российских фигуристок на мировой арене, по-видимому, пришел конец. У нас, конечно, имеется целая россыпь превосходных одиночниц, на подступе новая волна нынешних юниорок, но и японские девушки "не лаптем щи хлебают" и по своему техническому арсеналу и палитре выразительных средств они уже как минимум не уступают нашим, а где-то, как в случае данных соревнований, и превосходят их. И ведь не скажешь при этом, что "засудили", "происки судей" - вряд ли у кого-то нынешняя победа Рики Кихиры вызвала хоть малейшее сомнение.
Конечно, спорт есть спорт, в нем все бывает, но нашим для победы нужно быть не на голову - на две выше, иначе лавров не видать. И во главу угла будет ставиться не только техническая сложность программы - немаловажное значение будет иметь и то, насколько удачной окажется сама постановка. Из наших же фигуристок 3А пока владеет одна Туктамышева, и при этом, если сравнить качество прыжка, то Лиза заходит на него через полкатка, бросив руки, и кажется, что не хватает только барабанной дроби, чтобы воспринять этот элемент как сальто-мортале под куполом цирка, тогда как Кихира взлетает в прыжке легко, словно птичка, и практически без подготовки. Я не говорю о юниорках, прыгающих квады - еще неизвестно, кто из них, перейдя во взрослый разряд, эти квады сохранит. Так что и фигуристкам, и тренерам предстоит поломать голову, как именно их программы усложнять.
Виктория Синицина и Никита Кацалапов, судя по всему, от старта к старту обретают все бОльшую уверенность в своих силах. Я ловила себя на том, что уже не боюсь, как это было раньше, что кто-то из партнеров напортачит в твиззлах или сорвет что-то в дорожке - в ритмическом танце Вика и Никита танцевали слаженно, на одной волне, умело варьируя темп и расставляя по ходу танца нужные акценты. Жаль, что не была оценена судьями в должной мере их очень выразительная вращательная поддержка, да и в целом, возможно, не совсем удачный жребий повлиял на то, что оценки оказались не самыми высокими - 77.33 балла.
Но в произвольном танце ребята, к счастью, не дали никаких поводов для придирок, откатав его на высшем эмоциональном накале и при этом очень проникновенно, отразив движением все нюансы прекрасной музыки Баха. Этот танец удивительно удачно лег, прежде всего, на индивидуальность Вики, подчеркнув ее обезоруживающую женственность. Никита-то всегда мог что угодно танцевать и быть при этом органичным, а вот Вике по ее природным данным не каждый танец дано сделать своим, тем ценнее то, что получилось у них в этом сезоне - настоящей находкой, на мой взгляд, стал этот танец. Оценка в 124.04 балла стала их лучшим результатом сезона и вывела на итоговое 2-е место, но с просматривающимися при этом перспективами в ближайшем будущем улучшить этот результат.
Очень по душе мне танго американцев Кейтлин Хавайек и Жана-Люка Бейкера, представляющее собой нежный и взволнованный диалог двоих, то расходящихся на время, то вновь обретающих друг друга и замирающих, наконец, в сладостной неге. В этом танго очень чувствуется налет рафинированного "ретро" и, по-моему, оно удачно подчеркивает индивидуальность этого дуэта. При этом от глаз арбитров не ускользнули некие технические недочеты, говорящие о том, что класс Хавайек и Бейкера все же явно ниже, чем у наших танцоров - 71.33 балла позволили им занять лишь текущее 6-е место.
К сожалению, во время произвольного танца американцев в просмотр вклинилась вездесущая реклама (ну просто безобразие - такое неуважение к зрителям!), поэтому бОльшая его часть просто выпала из восприятия, вследствие чего составить себе полное мнение об их прокате оказалось невозможным. Но оценка в 112.71 балла фигуристов явно не разочаровала, так что можно предположить, что им удалась не только заключительная часть танца, но и весь прокат, хотя на место в протоколе это не повлияло - Кейтлин и Жан-Люк остались 6-ми.
Порадовали своим выступлением в ритм-танце Тиффани Загорски и Джонатан Геррейро. В особенности во второй части танца, там, где в начале сезона Джонатан выглядел сверх меры озабоченным, это впечатление совершенно ушло - он танцевал настолько же от души, как и Тиффани. Вообще в своем танце ребята, по-моему, нашли тот самый баланс внутреннего напряжения и страстности, который нигде не переходит границ ни в ту, ни в другую сторону. Они получили 72.98 балла, обойдя американцев, и это достойный результат за такое катание.
Блюз Тиффани и Джонатана лишен той сногсшибательной сексапильности, которая отличает танец в том же ритме Степановой и Букина - она в нем тоже есть, но подспудна, затаенна. Не все куски танца, на мой взгляд, удались ребятам в полной мере - к концу они словно бы несколько выдохлись. Однако оценка в 111.39 балла составила, тем не менее, их лучший результат в сезоне, и ее хватило, чтобы не уступить Хавайек и Бейкеру итоговое 5-е место.
Александра Степанова и Иван Букин, по-моему, единственные танцоры, чей ритм-танец открывается "Малагеньей", переходящей в танго, где напряжение, проводником которого является неповторимый голос Эдит Пиаф, выплескивается, кажется, за пределы катка и витает в воздухе. Мне понравился этот страстный танец, оставивший у меня надлежащее "послевкусие". Но я не являюсь специалистом и не могу судить, почему первая секция танго осталась фактически неоцененной - если представить, сколько на этом потеряли ребята, то можно с уверенностью предположить, что при ином раскладе они были бы в числе лидеров. А так со своими 77.20 балла они расположились вплотную к Синициной - Кацалапову - на 4-м месте.
В произвольном танце Степановой и Букина на сей раз не было того ошеломляющего заряда, который так наэлектризовал атмосферу вокруг их проката на московском этапе, да и в замедленном повторе на твиззлах были заметны небольшие шероховатости со стороны партнера, не столь лихо были исполнены поддержки. И все же мне очень нравится этот танец Саши и Вани и, хочу надеяться, что к чемпионату России они доведут его до надлежащего блеска и дадут настоящий бой за первенство. А пока оценка в 119.52 балла позволила им занять только 4-е место.
Мэдисон Хаббелл и Закари Донохью, похоже, вполне освоились со своей ролью первой пары США и танцуют так, как и подобает премьерам - уверенно, четко, не допуская и мысли о том, что кто-то может их обойти, во всяком случае, из присутствующих здесь соперников. Мне импонирует их стиль, отношения партнеров в дуэте, но вот на сей раз, если говорить об общем впечатлении от ритм-танца, нотку диссонанса в него внесли ... костюмы фигуристов. Если к Мэди нет никаких претензий - ее платье, хоть и несколько смелое, все же можно ассоциировать со стилем танца, то простая белая фуфайка Зака с подтяжками, весьма напоминающая верхнюю часть мужского исподнего, да еще вкупе с модной нынче трехдневной щетиной, создавала впечатление, что партнер только-только проснулся и, едва протерев глаза и не одевшись толком, ринулся на танцпол, ни на секунду не задумавшись, как его "прикид" будет гармонировать с платьем партнерши. Наверно, в подобный имидж фигуристы вкладывали какой-то смысл, но мне он остался неясен. Что же касается оценки самого танца, то особых придирок у арбитров к Мэди и Заку, похоже не было, раз их результат составил 80.53 балла и вывел их в лидеры.
В произвольном танце преимущество Хаббел - Донохью над Синициной - Кацалаповым составило сущие крохи - 0,78 балла! А это говорит о том, что борьба шла на равных, что немаловажно, учитывая дальнейшие соревнования, и не только этого сезона. К произвольному танцу Мэди и Зака отношение у всех разное: некоторые не принимают их трактовки "Ромео и Джульетты", я же считаю, что она имеет право на существование. "Не по возрасту" - есть такое мнение. Но что значит "не по возрасту" - Галина Уланова танцевала партию Джульетты во время лондонских гастролей 1956 года, будучи при этом 1910 года рождения. И такой абсолютно шекспировской Джульетты больше не было! Мэди и Зак по-своему прониклись знаменитыми персонажами, взаимопонимание партнеров в этом дуэте всегда находится на высочайшем уровне, в технике они также не ударили в грязь лицом, так что смотреть на них мне было приятно. Хаббелл и Донохью со своим season best в 124.82 балла впервые выиграли финал Гран-при.
Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри, занявшие место первой пары Италии после ухода из любительского спорта Анны Капеллини и Луки Ланотте, имеют свое лицо на фоне остальных дуэтов. Их можно принимать или не принимать, но трудно спорить с тем, что потихоньку-полегоньку, без впечатляющих взлетов, но и без ярко выраженных падений они явно усовершенствовали свое мастерство и демонстрируют достаточно интересные танцы. Причем, я бы сделала упор на слове "танцы", потому что все творчество итальянцев именно танцевально, без особых изысков и поисков непроторенных путей, но очень "в тему". Ну и, конечно, они умеют украсить свои танцы неожиданными оригинальными поддержками, что, вероятно, требует особого искусства от партнера, учитывая их далекие от идеала гармоничной пары внешние параметры.
При этом, как ни парадоксально это может звучать, гармония в паре есть, и она основана на глубокой внутренней связи партнеров, что они всегда дают почувствовать зрителю. За свое самозабвенное танго Шарлен и Марко получили результат, какого и сами не ожидали - 78.30 балла, что вызвало слезы радости не только у ошеломленной партнерши, но и тренера пары Барбары Фузар-Поли. Полагаю, что Гиньяр и Фаббри только в самых смелых мечтах могли рассчитывать на то, чтобы обогнать два наших первых дуэта, но что произошло - то произошло, и итальянцы расположились на текущем 2-м месте.
Без особых страстей, но чисто, легко, выдержав настроение мюзикла, на мотивы которого поставлен их произвольный танец, откатались Шарлен и Марко во второй день. Однако, на мой взгляд, баллы за него арбитры им все же явно завысили - 120.35! По сравнению с блюзом Степановой и Букина, имеющим свой оригинальный рисунок, свою ауру, танец итальянцев выглядел легковесно и непритязательно, но позволил им впервые в жизни стать бронзовыми призерами финала Гран-при - основная, на мой взгляд, несправедливость танцевального турнира, при всем моем хорошем отношении к итальянскому дуэту.
Соревнования в короткой программе у пар открывали Дарья Павлюченко и Денис Ходыкин, и "первый блин", к сожалению, оказался "комом". После роскошной тройной подкрутки лутц-шпагат Даша неудачно выехала с параллельного 3Т, а затем не устояла на ногах после выброса 3Ф. В довершении ко всему была нарушена параллельность во вращении, которое у ребят при надлежащем исполнении выглядит очень красиво, поскольку во всех позициях найдены "изюминки". Оригинальнейшая поддержка, интересная дорожка и достаточно удачный тодес уже ничего не решали - Павлюченко и Ходыкин получили 61.74 балла и замкнули шестерку пар.
В произвольной программе наши юные фигуристы показали себя с самой лучшей стороны - лишь на параллельном 3Ф партнером была допущена ошибка, и оценка за него ушла в минус, все же остальное, включая каскад 3Т - 2Т - 2Т, два роскошных выброса 3Ф и 3Р и практически не исполняемый тодес вперед-наружу Даша и Денис сделали очень хорошо. Конечно, пока трудно говорить о цельности художественного впечатления от программы, скорее, это пока демонстрация отдельных элементов под музыку, но эта демонстрация ни на минуту не дала зрителям заскучать, что уже немаловажно. И судьи дали Павлюченко и Ходыкину их лучший результат сезона - 125.57 балла.
Как никогда успешно откатали свою короткую программу китайцы Чен Пен и Ян Цзинь. Похоже, что им самим нравится выступать под эту незамысловатую задорную песенку, и на сей раз придирок в технической части к ним практически не было, разве что они несколько разошлись в параллельном вращении. А так и тройная подкрутка, и параллельный 3Т, и выброс 3Р были исполнены ими удачно, а в особенности хорош был небанальный заход на поддержку. Китайцы заслуженно получили свой season best в 75.69 балла и возглавили турнирную таблицу.
Чистенько-гладенько исполнили они и свою произвольную программу, облегчив ее прыжковый контент - прыгнули параллельный 2С, чтобы не рисковать и сосредоточиться на каскаде 3Т - 2Т. В кои-то веки Чен не упала ни с одного прыжка! В выбросах она чувствует себя гораздо уверенней, и ей удались как 3Р, так и 3С. Хотя ничем особенным китайцы не блеснули, они получили свой season best в 141.21 балла и впервые стали серебряными призерами.
Итальянцы Николь Делла Моника и Маттео Гуаризе катались неровно: прекрасные по качеству части чередовались у них с провальными. Так, замечательно были ими исполнены параллельный 3С, поддержка и тодес, а также дорожка шагов и параллельное вращение, а вот тройная подкрутка - всего лишь на 2-й уровень, а с выброса 3Р Николь приземлилась на две ноги. Оценка в 69.77 балла позволила им занять после короткой программы 5-е место.
Неудачи продолжали преследовать итальянский дуэт и во второй день соревнований - и опять "не в ногах" была партнерша, сдвоившая параллельный 3С и упавшая на выезде с выброса 3Р, а затем сорвавшая каскад 3Т -2Т - 2Т. Мне симпатичны эти фигуристы, у них ладно скроенная программа на музыку "Тристан и Изольда", но при подобном исполнении все плюсы постановки теряются напрочь. Показав худший результат в произвольном катании - 117.86 балла, Делла Моника и Гуаризе, тем не менее, сумели сохранить за собой итоговое 5-е место.
Французы Ванесса Джемс и Морган Сипре тоже не смогли откатать свою короткую программу безошибочно: Ванесса недокрутила параллельный 3Т и неудачно выехала, а затем коснулась льда рукой на выезде с выброса 3Ф. При этом хочется отметить их впечатляющий заход на поддержку и красивейшее по форме и абсолютно параллельное вращение. Однако технические недочеты снизили эстетическое впечатление от программы французов и серьезно повлияли на оценку - со своими 71.51 балла они не смогли подняться выше текущего 4-го места.
Но зато они полностью реабилитировали себя в день произвольного катания. Свою программу Ванесса и Морган прокатали как никогда в жизни - победоносно, ярко, подав как на блюдечке каждый ее элемент, среди которых в особенности выделялись захватывающие дух поддержки, каждая из которых была уникальной. Они улучшили свой же мировой рекорд за произвольную программу, получив 148.37 балла и уверенно победив.
Хорошо выступили в короткой программе Наталья Забияко и Александр Энберт, хотя и не обошлось без некоторых помарок, главной из которых оказалось расхождение в параллельном вращении в самом конце выступления. Я уже привыкла к этой программе Наташи и Саши, хотя поначалу ее идея не показалась мне удачной. Пожалуй, сейчас мне даже стали нравиться необычные дорожки, призванные вызвать у зрителя ассоциации с боем тевтонского рыцаря и русского богатыря. Очень эффектно выглядели выброс 3Р, где партнерша "железно" стояла на выезде, и поддержка. Ребята заслуженно получили свой лучший результат в сезоне в 75.18 балла и заняли текущее 2-е место.
И как же я была огорчена их провальным выступлением в произвольной программе! Уже тройную подкрутку они исполнили не самым удачным образом, получив за нее 3-й, а не 4-й уровень, затем был хороший каскад 3Т - 2Т - 2Р и - падение Наташи с параллельного 3С. Но самой досадной ошибкой, сразу "съевшей" у них несколько баллов, стал срыв поддержки, когда у партнерши соскользнула нога и она не смогла выйти наверх. Ребята сразу же сориентировались и повторили поддержку, сделав ее хорошо, но, увы, она не была зачтена. Я очень симпатизирую этой паре и надеюсь, что Наташа и Саша сумеют собраться к следующим стартам. Ну а здесь они получили за свой прокат всего 125.89 балла и заняли 4-е место.
Евгения Тарасова и Владимир Морозов в начале своей короткой программы по обыкновению ошеломили зрителей своей тройной подкруткой, сразу же создав приподнятое настроение, так хорошо вяжущееся с легкой танцевальной мелодией, но затем последовало падение Жени с параллельного 3Т. Словно реабилитируя себя, она четко выехала с выброса 3Р, прекрасно получилось у ребят параллельное вращение, но вот спуск с поддержки, мне показалось, выглядел тяжеловато. В целом оценки за такое катание были приемлемыми - 74.04 балла, что соответствовало текущему 3-му месту.
Никак не удается Тарасовой и Морозову откатать в полную силу свою произвольную программу: опять были ошибки у обоих партнеров - у Володи на каскаде 3Т - 2Т - 2Т, где второй прыжок превратился в 1Т, а у Жени - на выбросе 3Ф. Но в целом программа постепенно входит в плоть и кровь фигуристов, становится раз от разу все более интересной, наполненной, способной захватить зрителей. И оценки за нее они, при тех недочетах, что были, сумели получить неплохие - 140.16 балла, но этого не хватило, чтобы обогнать китайцев. Тарасова и Морозов довольствовались "бронзой".
Подводя итоги финала, трудно избавиться от чувства неудовлетворенности - ни одной золотой медали, лишь два "серебра" и две "бронзы". Хорошо хоть юниоры "подсластили пилюлю", завоевав все медали в трех видах и "серебро" в соревнованиях юношей. Будем все же надеяться на то, что в дальнейшем сезон сложится успешно для наших фигуристов.
В пору запускать флэш-моб в поддержку нашей Олимпийской чемпионки перед любыми стартами, чтобы хоть немного заглушить вонь столичных экспертов. Если публичные люди не находят добрых слов в адрес девочки, и не хватает им воспитания и ума промолчать, значит мы, народ, должны показать Алине, что ей нечего бояться, ей есть для кого выступать, есть миллионы тех, кто не спит ночами ради ее прокатов, кто волнуется за неё, как за родную.
И чем больше вопль этих самых публичных людей, тем выше волна народного негодования.
И возможно при отсутствии существующей отвратительной травли, у Алины не будет такого выражения лица перед прокатами.
Одно существенное замечание по поводу Алины. Давайте всё-таки назовём вещи своими именами. Мы все боялись её пубертата, но он своё дело делает. Именно в этом причина отсутствия драйва и лёгкости, и появившиеся практически в каждом прокате косяки. Причём здесь непонимание образа Кармен? Будешь иметь обречённый взгляд, когда меняется весь организм и приходится зубами вырывать то, что раньше шло на автомате. А тут ещё конкурентка (к слову, всего на два месяца младше), на которую этот грёбаный пубертат пока не так действует. Поэтому за тем, что Алина ещё поддерживает достаточно высоко свой уровень, кроется колоссальная работа её и ТШ.
Да на бешки в начале сезона фигуристы обычно чисто размяться ездят, проги обкатать. И только Алина туда ехала как на битву века, и следили все под лупой, всё ли с ней в порядке. Перебор с вниманием к Алине, я считаю. Слишком нервозная обстановка:(