6 мин.

У Медведевой повторяются одни и те же ошибки. Дело в психологии?

Проблемы с каскадом и только 3-е место после короткой на Гран-при Франции.

Французский этап Гран-при в теории должен был стать одним из самых интригующих.

Во-первых, он последний – а это значит, каждое следующее выступление проясняет расклады на финал и увеличивает напряжение. Во-вторых, в старте оказалось сразу несколько громких фамилий: восходящая японская звезда Рика Кихира, новая надежда Америки Брейди Теннелл и, конечно, Евгения Медведева. А еще Станислава Константинова, Мария Сотскова и Маи Михара, не претендующие на первое место, но способные на достойный прока.

На практике лед в Гренобле оказался максимально недружелюбным к большинству участниц. Хедлайнером первой разминки была Кихира: свой первый этап Гран-при она выиграла, несмотря на падение с акселя в короткой. Во Франции ошибка на этом элементе оказалась серьезнее – всего один оборот вместо трех с половиной. Все остальное сделано чисто (правда, за дорожку поставили лишь третий уровень), но 67,64 – это почти 13 баллов виртуального отставания от Загитовой, катавшейся на прошлой неделе.

Две другие японки – Хонда и Михара – визуально катались чисто, но у обеих нашлись недокруты.

Следом из списка претенденток на первое место себя вычеркнула Теннелл, которая за лето успела освоить каскад тройной лутц-тройной риттбергер, а в сентябре обыграла Медведеву на «Осенней Классике». Четвертое место на домашнем этапе практически не оставляло ей шансов на финал, но с другой стороны – снимало с нее груз всяческих ожиданий. Не помогло: недокруты на 3 прыжках из 4 – это перебор.

Не задались прокаты и у Сотсковой с Константиновой. Мария получила за первый каскад меньше, чем за сольный риттбергер, а в придачу – семерки в компонентах. Станислава осталась с нулем за лутц, а потом едва удержалась на каскаде из тройного риттбергера с двойным тулупом.

Медведева выступала последней. Ей нужно было просто выйти и взять свое – так, как она делала раньше. Но снова не вышло.

Две ошибки повторяются из проката в прокат – это третий уровень на дорожке и неясное ребро на лутце. Ни в одной из трех исполненных в новом сезоне коротких не было иначе – и это тревожно. Еще одна проблема – лишь третий уровень за комбинированное вращение со сменой ноги.

Самая неприятная потеря баллов – каскад. На канадском этапе Медведева получила за него чуть больше балла из-за срыва первого прыжка, на французском – с трудом смогла прицепить к неудачно выеханному флипу лишь двойной тулуп.

По сравнению с прошлым стартом немного – на 0,6 балла – подросли компоненты. И тем не менее 34,90 против олимпийских 38,42 – ощутимая разница в спорте, где все могут решить сотые.

Почему Медведева не может вернуться на прежний уровень?

Главная причина – Женя начала тренироваться только в июле. Для нее это действительно поздно и непривычно: в группе Тутберидзе спортсменки привыкли выкладываться на полную, начиная уже с сентябрьских открытых прокатов.

Еще одно объяснение проблемы – Медведева пока не перестроилась на новую систему тренировок, в которой нет многочисленных повторений прыжков и отработки каждого жеста. Дело не в том, какой подход лучше, а какой хуже, а в сложной адаптации к новым методикам. Выходя на старт без прежнего ощущения абсолютной уверенности в себе и своей программе, Медведева волнуется больше обычного и ошибается. От этого страдает и презентация программ, но если в драматичной произвольной сосредоточенное лицо и дополнительный нерв уместны, то для легкой джазовой короткой – это минус в компоненты.

Еще один фактор – здоровье. О стрессовом переломе, случившемся год назад, спортсменка, кажется, больше не вспоминает, но Орсер подчеркнул: Медведева пришла к нему не только с этой проблемой, но и с болями в спине. Из-за них Женя, например, перестала исполнять заклон, и на новых позициях во вращениях регулярно теряет уровни.

Психология – вот главная уязвимость, считает бывший постановщик спортсменки Илья Авербух, комментировавший на Первом канале. «Она потеряла какую-то опору… Настолько это не вяжется с Женей. На разминке она все это прыгала».

Финал Гран-при – это важно для Медведевой?

Да, пропускать его было бы крайне не желательно.

Во-первых, у Медведевой серьезно просела оценка за компоненты. По сравнению с Олимпиадой она проигрывает самой себе 3,5 балла в короткой и 7 в произвольной. Вернуть авторитет судей без чистых прокатов на крупных стартах (а Финал серии – как раз из таких) будет затруднительно.

Во-вторых, Медведева не может позволить себе отставать от соперниц, даже если ее конечная цель – Олимпиада в Пекине. Ее главные конкурентки на уровне сборной – Загитова и Туктамышева – уже отобрались в Финал. На Чемпионате России конкуренция будет такой, что неформально в зачет пойдет все: в том числе, разумеется, и результаты серии Гран-при.

Наконец, любое место в Финале серии – это неплохие призовые, которые точно не будут лишними для спортсменки, живущей и тренирующейся за рубежом. За первое место – 25000 долларов, за второе – 18000, но даже за последнее можно получить 3000.

***

После объявления оценок Медведева смотрела на табло с видимым удивлением: она явно не ожидала, что плохой прокат все равно оставит ее на третьем месте с минимальным отрывом от первого. Илья Авербух, заметив такую реакцию, произнес: «Женя, не надо на табло смотреть. Несерьезно для тебя что-то высчитывать».

Остается верить, что та Женя, которая каталась без оглядки на соперниц, вернется уже скоро. Желательно – сегодня вечером в произвольной программе.

Что нужно Медведевой, чтобы выйти в финал Гран-при?

Гран-при

6-й этап

Internationaux de France

Гренобль, Франция

Женщины

Короткая программа

1. Маи Михара (Япония) – 67,952. Рика Кихира (Япония) – 67,643. Евгения Медведева (Россия) – 67,554. Марин Хонда (Япония) – 65,375. Мария Сотскова (Россия) – 61,766. Брэди Теннелл (США) – 61,347. Мэ Беренис Мейте (Франция) – 60,868. Алексия Паганини (Швейцария) – 56,889. Леа Серна (Франция) - 55,3110. Станислава Константинова (Россия) – 54,9111. Лорин Лекавалье (Франция) – 51,6612. Матильда Альготссон (Швеция) – 48,58

Фото: REUTERS/Emmanuel Foudrot