8 мин.

Авербух, который сделал Медведеву

01:30 28 ЯНВАРЯ 2017 | ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

Евгения Медведева: эталонное и убийственное катание

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Остравы

 (…)

Но в этом же крылась опасность: любая звездная карьера в фигурном катании подразумевает непрерывное развитие фигуриста в творческом и личностном плане. По крайней мере так было со всеми великими чемпионками, говоря о которых болельщики вспоминали не только выдающиеся титулы, но и выдающиеся программы. В случае с Медведевой произошел парадоксальный перекос: за полтора года взрослой карьеры она собрала такое количество наград, которого не у всякой фигуристки наберется за всю спортивную жизнь, но сделала это на одном и том же техническом "багаже" и в том же самом стилистическо-музыкальном ключе. Любители всевозможных цифр и статистики в начале сезона даже развлекались сопоставлениями: в новой произвольной программе чемпионки мира все элементы не просто оказались идентичны прошлогодним, но и были расставлены в том же самом порядке, что год назад – просто исполнялись под другую музыку. Если у фигуристки и росла при этом вторая оценка, то росла она, прежде всего, за счет титулов, а не катания.

…………………………………..

Здесь, на мой взгляд, журналист Вайцеховская заблуждается, ставя работоспособность Медведевой на первое место. Ведь согласитесь, как мы по соревнованиям угадаем ее работоспособность? Нам вышли и прокатали. Может, Медведева на диване месяц до этого лежала, откуда нам знать?

В то же время указывается слабое место у фигуристки, которое именно тогда не выглядело катастрофичным: один и тот же набор прыжков полтора года, причем расставленных в том же порядке и даже в тех же топографических сантиметрах катка. И это через год, по иронии судьбы, станет одним из решающих факторов, почему судьи не дадут Медведевой «золото» на олимпиаде. То есть не изменилась техническая составляющая программы и в олимпийский сезон. Вернее, она изменилась сначала, в произвольной, поставленной Ильей Авербухом, но затем, неясно пока по чьей воле, произвольная была заменена на «Анну Каренину». Более яркую и выигрышную программу, как показалось тогда самой фигуристке и ее тренеру.

На самом же деле, по факту оказалась «Каренина» проигрышной, в чем-то даже фатальной. В ней опять вернулись к старому прыжковому набору и топографии, тогда как в программе Авербуха расстановка прыжков была иная, почти все во второй половине и не в тех самых местах катка, к которым привыкли судьи и зрители.

Да и любая программа раскручивается по ходу сезона в прямом и переносном смысле. На мой взгляд, уже первый ее показ на челленджере засвидетельствовал перспективную мощь этих «Январских звезд», где основным смыслом была опять «история» – проблема первого шага у человека, отвага преодоления, которое дает силы в пути. Как всегда, благородная, «думающая» тематика проката, а не привычный в фигурном катании танец под музыку.

Но образ «Карениной», ранее введенный в показательную постановку Глейхенгаузом, начал в полном смысле морочить команде Этери мозги. Возможно, руководимые олимпийскими амбициями люди стали внушать Евгении, ребенку по сути, убрать программу Авербуха. На которую, надо признать, и едкие журналисты набросились коршунами, нахваливая в пику ей довольно примитивного, да еще прошлогоднего, «Дон Кихота» ее конкурентки. Но простите: кто же убирает в олимпийский сезон удачливого хореографа? Здесь уже чистая суеверность фигуристов должна была помешать. Нет…

Ошибается Вайцеховская и в том, что вторая оценка (за компоненты) росла у Медведевой за счет титулов, а не катания. Что оценки за хореографию накидывают за титулы великим спортсменом, оно несомненно. (И Юдзуру Ханю – самый яркий пример, потому что он не лицедей, а выдающийся катальщик, прыгун.) Но в случае с Медведевой такой оценочный штамп не подходит – и короткая и произвольная программы ее нового сезона были объективно лучше и сложнее, чем те же программы первого сезона. Здесь хореограф Илья Авербух развил нащупанную им в прошлогодней произвольной про глухого ребенка – способность Медведевой рассказывать извилистую человеческую историю. И делать это в рамках соревнований, а не показательного спектакля, что важно. Умение разыгрывать некую пантомиму скупыми средствами выражения, данными спортсмену в фигурном катании.

Это сразу и резко выделило Медведеву из всех остальных фигуристов прошлого и настоящего: до нее никто так мощно лицом не играл, до нее не оставалось от программ желания их долго обдумывать, разгадывать, про что, собственно, фигуристка катала, что она выражала. Раньше, да и теперь кроме Медведевой, всегда исполняли классически – танец под музыку, или танец под музыку из такого-то балета, фильма, к примеру. В случае Авербуха и Медведевой – они сами, постановщик и фигуристка, были как бы первичными, а не история музыки и балета. Они сами творили историю, создавая многосложное художественное пространство, а не интерпретировали готовое и замыленное. В этом огромная разница.

И вот с какого-то момента Медведевой показалось, что она делается скучна самой себе (наслушалась Вайцеховскую в том числе) и однообразна в соревнованиях. Что ей нужен принципиально новый образ и стиль. И фигуристка взяла катать готовую историю, стародавний сюжет, музыку из фильма на классический образ. И это явилось определенной ошибкой, потому что, хоть «Каренина» и была исполнена выдающимся образом, с привычным уже лицедейством, и Евгения сделала для себя вроде бы шаг вперед, но она отошла от своего уникального, сделавшего ей имя способа выражения: творить новую историю телом и мимикой, и глазами, заставлять зрителя рассуждать, соучаствовать. А не интерпретировать уже известный мотив страстей человеческих, как в «Карениной».

И по иронии судьбы – о причинах мы будем еще разбираться – Евгения вернулась от усложненного технического набора новой олимпийской произвольной Авербуха – к прежнему, по меркам судей уже довольно простому контенту.

Главная незадача Медведевой состояла в том, что сокрушительное ее лидерство как бы не требовало усложнений прыжков. И не получи она злосчастную травму за 3 месяца до олимпиады, то вряд ли бы проиграла этот главный для себя турнир. Однако психология судей, да и общие законы жизни гласят, что лидер должен постоянно идти на прорыв, открывать новое. Но ведь в технике Медведева имела максимальные дорожки, связки, вращения. А в прыжках не имела только каскада с тройным лутцем, который чуть больше оценивается, чем ее привычный флип, к которому прикрепляла тройной тулуп, и даже не один, а два.

Дело в том, что после олимпиады в Сочи, с 2014 года, к лутцу и флипу, зубцовым прыжкам так называемым, стали особенно придираться. От флипа требовали четкого выполнения с внутреннего ребра, а от лутца с наружного. Раньше на микроскопические неточности не обращали внимания, теперь же стали присматриваться к тем фигуристам, у которых на повторах нет ярко выраженного ребра. У Медведевой это происходило с лутцем. Но именно потому, что ее так обучили прыгать с самого раннего возраста, когда не было этих строгих придирок с ребром. И обучил сам тренер, Этери Тутберидзе. А переучиться на строгое внешнее ребро, если ты сделал уже десятки тысяч лутцев за жизнь, по словам специалистов трудно чрезвычайно. Хоть невозможного нет.

Вот именно поэтому, из-за неуверенного ребра, не вводили Медведева с тренером лутц в каскад. И судей это начало раздражать чисто психологически. Хоть по базе, учитывая космическую хореографию Медведевой, сам по себе лутц много не приносил, и мучения с ним не выглядели целесообразными.

А потом прибавилось и напряжение судейства и мира фигурного катания в целом – от тотального лидерства одного человека 2 года, которое вроде бы тормозило этот вид спорта. Ибо начались роптания в федерациях стран: уберите Медведеву. А как ее уберешь, если в хореографии на порядок всех выше, а в прыжках стабильна, не ошибается, а психика железная? Ну вот надо придраться к лутцу, к отсутствию с ним каскада. Что и сделали довольно грубым, кондовым способом на самой позорной в истории олимпиаде. Шайка дядечек в хорошо отглаженных пиджаках и тетечек с дорогими прическами и маникюрами – наставили циферок. Но не закрыли цифрами суть.

Все означенное выше позволяет говорить, что в какой-то мере именно Авербух сделал для нас ту Медведеву, которая покорила фигурный мир. Хоть, безусловно, это в первую очередь лаборатория Господа Бога. Потому что уже в короткой программе «Мелодии белой ночи», поставленной Александром Жулиным, виден необычный творческий темперамент фигуристки, ее богатое мимикой, с выразительными глазами лицо. Уже там она играет историю. Но в меньшей мере, больше все же катает под музыку. А именно Авербух, как человек в том числе театральный, уловил в Медведевой и развил главное: талант создавать истории с нуля, за четыре минуты, без слов и укрупненных показов лица. Уловил мимику и глаза, которые пробивают на большом расстоянии и когда зритель и оператор отдают именно этому предпочтение. А не прыжкам, не ритмичному размахиванию руками-ногами под заезженные мелодии. Хваткий в хорошем смысле продюсер открыл новую страницу в фигурном катании, которое до Медведевой застыло в десятилетиях. Физика человека ограничена. И уж пятерные прыжки мы вряд ли когда увидим. Поэтому развитие, настоящее, может идти только вглубь, а не вширь.

Медведева использует школу Авербуха, их совместные наработки, и в тех нескольких самостоятельно поставленных ей показательных номерах, которые зритель хвалит. И даже больше, чем хореографию Уилсона. Но и сравнивать здесь нельзя: в показательных больше свободы для лицедейства, в чем именно сильна Медведева. И свободы в телодвижениях, где она тоже сильна разнообразием своим. Соревновательные же рамки лишают некоторых степеней свободы для творчества.