5 мин.

Евгения Медведева: философия катания по-русски

Евгения Медведева, март 2018 года

Попытаемся рассмотреть Евгению Медведеву гораздо шире, чем спортсменку и фигуристку, и здесь самый раз будет привести определения Льва Толстого, важного для Евгении человека (ее номер «Анна Каренина»), из его большой статьи «Что такое искусство»:

 «Если произведение хорошо, как искусство, то независимо от того, нравственно оно или безнравственно, - чувство, выражаемое художником, передается другим людям. Если оно передалось другим людям, то они испытывают его, и мало того, что испытывают, испытывают каждый по-своему, и все толкования излишни. Если же произведение не заражает людей, то никакие толкования не сделают того, чтобы оно стало заразительно. Толковать произведения художника нельзя. Если бы можно было словами растолковать то, что хотел сказать художник, он и сказал бы словами. А он сказал своим искусством, потому что другим способом нельзя было передать то чувство, которое он испытал. Толкование словами произведения искусства доказывает только то, что тот, кто толкует, не способен заражаться искусством. Так оно и есть, и как это ни кажется странным, критиками всегда были люди, менее других способные заражаться искусством. Большею частью это люди, бойко пишущие, образованные, умные, но с совершенно извращенною или с атрофированною способностью заражаться искусством. И потому эти люди всегда своими писаниями значительно содействовали и содействуют извращению вкуса той публики, которая читает их и верит им.

      Критики художественной не было и не могло и не может быть в обществе, где искусство не раздвоилось и потому оценивается религиозным мировоззрением всего народа. Критика художественная возникла и могла возникнуть только в искусстве высших классов, не признающих религиозного сознания своего времени.

      Искусство всенародное имеет определенный и несомненный внутренний критерий - религиозное сознание; искусство же высших классов не имеет его, и потому ценители этого искусства неизбежно должны держаться какого-либо внешнего критерия. И таким критерием является для них, как и высказал это английский эстетик, вкус the best nurtured men, наиболее образованных людей, то есть авторитет людей, считающихся образованными, и не только этот авторитет, но и предание авторитетов таких людей». 

Обобщим и сократим классика: искусство должно 1) обладать свойством  заразительности, вызывать сопереживание у людей, сильные чувства; 2) быть не просто нравственным, но религиозным в глубинном корне своем, улучшать душу человека, а не ухудшать.

Понятно, что искусство фигуристки Медведевой заражает сотни тысяч людей, способных чувствовать тонко. Нарочно не говорю о миллионах телезрителей, потому что именно тонко чувствовать такое количество людей вряд ли может. Широкие массы ориентированы на результат, на победу за родину, за Россию. А вот сотни тысяч по всему миру наверняка понимают Евгению как художника. Взять хотя бы многонаселенную Японию, где она кумир и показывается по телевизору, и освещается в газетах, и выступает в ледовых шоу.

Заразительность, первое свойство в определении Толстого, явно присутствует в творчестве фигуристки. Но заражать ведь можно, во-первых, плохим, а не хорошим. Во-вторых, сами зрители могут испытывать к Медведевой не любовь, а ненависть. Это важно помнить, поскольку тяжелый рок заражает агрессией, энергией разрушения, а поп-музыка в большинстве своем – пошлостью, а митинги на улицах – превращают людей в стыдное быдло.

Светлое по своей сути творчество Медведевой, ее пронзительные программы раздражают и выводят из себя ее конкуренток и их болельщиков. Это спорт, и фанат противоположной стороны не разбирает, хорош ты или ужасен, а клеймит тебя позором только за то, что ты выигрываешь у объекта его поклонения. Это есть в отношении Медведевой? Да сколько угодно.

А вот вторая часть определения Толстого сложнее: искусство должно быть нравственным. Но ведь нравственность понятие растяжимое, у каждого народа, семьи, человека она бывает своя. И поэтому Толстой добавляет религиозный аспект, не зависимый от человеческих прихотей. Потому что общество изменчиво во времени, а заповеди Божии незыблемы в тысячелетиях. У Вечности времени нет. Человек, восприняв искусство другого, должен стать хоть чуточку лучше согласно Божьих законов. Об этом прямо говорили и Гоголь, и Солженицын. По сути, это их определение искусства. В случае России, и Медведевой в частности, которая исповедует православие и носит на всех выступлениях крест, – это евангельские истины.

весна 2016 г.

Очевидно, что за три года карьеры буквально все номера Евгении Медведевой направлены на улучшение человеческой природы, удаление зрителя от пошлости и поверхностности восприятия жизни. А не просто развлечение для воздействия на эмоции, в том числе на судейские с целью повышения своих оценок. Это трансляция Христовой красоты в массы, если можно так сказать. Воспитание зрителя.

Совершенно не буду утверждать, что другие фигуристы только развлекают публику и клянчат оценки в тщеславии своем. Многие, очень многие полагают задачей создать спектакль, который заставит людей задуматься и улучшить душевные качества. Но вот наиболее ярко, в полной мере, именно в тяжелом соревновательном режиме, главенство ориентации на душу человека получилось пока только у Медведевой. Потому как чрезвычайно сложно держать в голове желание перепрыгать и обыграть всех, сочетая это с полноценным высоким искусством, отдавая последнему первенство. Опять я ввел слово «высоким» не зря. Потому что можно искусно печь блины, стоять на руках, умело расписывать чужие тела гадкими татуировками и проч. И все это будет лишь мастерством, не улучшающим духовно ни единого человека.