7 мин.

Помните Алену Леонову? Она до сих пор катается, только Бутырская уходила позже

Интервью о прыжках, которые за 5 лет изменили спорт.

В эпоху, когда фигуристки из России выигрывают почти каждый топ-турнир (и обычно стоят на подиуме по двое), особенно трудно поверить: пару олимпийских циклов назад женское катание было в коме.

Ирина Слуцкая закончила, взяв золото ЧМ-2005 и бронзу Игр-2006; а потом наши девушки не попадали в призы на шести чемпионатах мира подряд (и заодно на Олимпиаде в Ванкувере). Доходило до стыдного: в 2008-2009-м из-за предыдущих провалов квоту сокращали до одной участницы.

Полную – тройную – квоту и достоинство нашему женскому катанию возвращала Алена Леонова:

• 7-е место в 2009-м – на следующий чемпионат поехали уже две русские фигуристки;• 4-е место на московском ЧМ-2011 – с ничтожным отставанием от бронзы;• год спустя в Ницце катали три наших девушки, Леонова взяла серебро.

Сейчас Алена далека от элиты, которая запросто крутит четверные; ставка Леоновой – на чемпионат России в декабре. К тому моменту ей исполнится 28: Слуцкая закончила в 27, Мария Бутырская каталась до 30.

Возможно, этот сезон – последний для Леоновой, которой объективно сложно в обновившемся виде. Но, по крайней мере, про соседство со Слуцкой и Бутырской ей рассказали – возможно, близость рекорда замотивирует.

***

• В конце августа оказалась на сборах в Андорре как тренер – там же вела сборы Сурия Бонали (французская фигуристка – 5-кратная чемпионка Европы, 3-кратная вице-чемпионка мира – Sports.ru). Ее молодой человек узнал меня и сказал, что я второй ветеран в истории российского катания – дольше каталась только Бутырская.

Слово «ветеран» теперь режет мне слух. Больше нравится – опытная.

• Фигурное катание 7-8 лет назад – во многом другой вид спорта. Сейчас оно идет вперед за счет технических моментов, в основном его двигают многооборотные прыжки. Девочки в 12-13 лет крутят тройные аксели – хотя это скорее мужской прыжок; раньше их исполняли единицы, теперь это норма. Уже много кто способен на четверной лутц – сложнейший прыжок.

На моей памяти было так: делаешь примерно то же, что все, катаешься чисто – и побеждаешь или, по крайней мере, занимаешь высокое место. Не требовалось излишеств, импровизации, тем более серии из тройных-четверных прыжков; главное – чистый прокат. Еще недавно девушки выигрывали медали ЧМ, даже не владея всем набором прыжков – условно, не с пятью тройными, а с тремя.

• Усложнилась техническая часть – усложнились и методики; тренеры теперь тоже другие – более жесткие и требовательные по отношению к спортсменам.

Главная причина прорыва в нашем женском катании – Этери Тутберидзе. Она задала темп. Она делает из девочек самураев – в ее группе просто очередь, конвейер. Пока есть спрос на прыжки, ее ученицы будут побеждать – возможно, даже несколько поколений.

Безумная конкуренция в группе Тутберидзе – это хорошо: каждый день на тренировке у них как будто соревнование. Поэтому девчонки такие сильные, дисциплинированные, они привыкли к постоянному стрессу. Но выживают не все – остаются только те, кто с характером. Я смотрю на Трусову, падающую после четверного: больно, опасно – но она сразу заходит на новый. Это и есть характер. Раньше на такое решались не все взрослые, теперь это на каждом этапе у юниоров.

Мне кажется, что Тутберидзе – не мой тренер. Она классная, результативная, но ее формат работы совсем не подходит мне; мы не сошлись бы характерами, стилями.

• Фигурное катание 10 лет назад – более плавное, женственное. Это было настоящее женское катание, чувствовалась интеллигентность. Сейчас – это больше про задор, физику, силовую подготовку: кто всех перепрыгает. Само катание отошло на второй план, я это иногда называю фигурными прыжками.

Конечно, мне ближе те правила и порядки, тот дух. Мое катание никуда не ушло: отдаю себя на льду, делаю это не искусственно – меня всегда ценили за артистизм, за самоотдачу. Но я понимаю, что теперь от фигуристок требуется больше, чем просто плавное катание и эмоции.

• Учить четверные мне уже поздно – возраст не тот. В 20-22 года это еще было реально, позднее – уже любой девушке сложно. У меня были попытки тройного акселя – чаще неудачные, но это хотя бы было похоже на тройной аксель.

Вообще, четверные прыжки – это вопрос предрасположенности и каких-то ментальных качеств. Если спортсменка не боится, если рискует, чувствует силу – почему нет? Думаю, у меня такая предрасположенность есть – я бесстрашная, наверняка смогла бы. Но время было другое, ничто не заставляло разучивать такие прыжки.

• Я за повышение юниорского возраста: детское катание – это уже не совсем наш вид спорта. Вот выступает Каролина Костнер, а за ней выходит 15-летняя девочка – всем очевидно, чем отличается их катание. Сложившаяся женщина понимает, что именно катает – она проходила через эти эмоции, чувства. А 15-летняя катает про любовь – это как? Она еще не знает, что такое любовь, она ее не переживала.

Но сейчас даже у девочек есть прогресс – уже не все катаются как дети. В сентябре был Lombardia Trophy – очень здорово откаталась Софья Самодурова, только вышедшая из юниорок. Ученица Алексея Мишина. Ее катание – не детское, она сложилась как девушка, катается зрело, по-взрослому.

• Новые правила должны вернуть баланс: во вторую часть произвольной теперь можно ставить только 3 прыжковых элемента, а не все, как, например, было у Загитовой. В прошлом сезоне это уже дошло до крайности: две минуты катания, потом 7 прыжков подряд – программа перекошена. Все просто ждали, когда человек запрыгает.

• Я понимаю, что уже не обыграю молодых. Одно время мне говорили: будешь делать свой набор – будешь высоко. И так было – пусть и не год-два назад, а больше.

Сейчас моего набора не хватает, в техническом плане бороться нереально. Не то что я смирилась с этим, но рассуждаю объективно: четверные к чемпионату России я уже не выучу. Но я научилась не обращать внимания на соперниц; я обожаю фигурное катание. Поэтому я все еще здесь – из-за любви к спорту, к своей публике. С таким подходом нет груза ответственности – в прошлом сезоне я выступала на Гран-при вообще спокойно, ни о чем не переживала.

• Мне кажется, мой лучший образ – Чарли Чаплин (короткая программа сезона-2014/15). Он всплыл очень быстро и случайно, мы с тренерами решили, что будет очень необычно – девушки редко берут такие образы. По костюму тоже быстро сошлись во вкусах с хореографами. Программа получилась очень выигрышной и театральной, публике понравилось.

• Я не в сборной, но по-прежнему зарабатываю фигурным катанием: провожу подкатки для желающих по выходным, иногда меня приглашают на сборы, иногда – на шоу, это обычно с марта. В конце прошлого сезона много куда ездила с детьми, проводила мастер-классы.

Вообще, после карьеры вижу себя в шоу. Хоть и выступала там нечасто, думаю, какие-то предложения будут. Сейчас в основном это долгосрочные проекты – и понятно, что действующих спортсменов туда не зовут, нет смысла.

Я дважды выступала в Южной Корее у Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина (олимпийские чемпионы-1984 в танцах – Sports.ru). У них свой театр, а меня приглашали как звезду – то есть только со своими программами.

И еще каталась в Японии – по приглашению Мао Асады (3-кратная чемпионка мира – Sports.ru), как раз после моего серебра на ЧМ. Было три города, такой относительно короткий тур – но по несколько выступлений в день: катали и свои номера, и групповые, которые нам ставили. Очень здорово и по атмосфере, и по работе. В принципе это неплохой доход – насколько помню, от 500 тысяч рублей за участие. Но деньги для меня здесь на втором плане; понятно, что как-то надо зарабатывать, но главное – я очень люблю фигурное катание.

• Из тех, с кем я выступала, самая талантливая – Мики Андо (двукратная чемпионка мира – Sports.ru). Она всегда выделялась среди японок, мне очень нравится ее стиль катания и воздушные прыжки. А вообще мой кумир Ирина Слуцкая, но с ней я не соревновалась.

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Владимир Песня, Павел Лисицын, Нина Зотина, Михаил Мокрушин