Transitions/Связки: кто на свете всех милее, всех румяней и белее?
Мой друг, художник и поэт - точнее, знакомый мне и известный почти любому на сайте в разделе фигурного катания пользователь Доктор Философии, расхвалил мой блог дальше некуда, так что я решил соответствовать и сделать толковый пост. Это, конечно, шутка - данный пост я задумывал писать в любом случае -, но всё же, как обычно, с долей правды. Пустой дилетантской писанины на сайте и так выше крыши, так что будем повышать очень печальный средний уровень и начнём с того, что проведём сегодня семинар по такому компоненту, как связки.
Для начала - что же это всё-таки такое и с чем их едят? Обращаемся к первоисточнику. Правило ИСУ по фигурному катанию 504, пункт 3, подпункт а) :
Transitions - The varied and purposeful use of intricate footwork, positions, movements and holds that link all elements. In evaluating the Transitions, the following must be considered:
Continuity of movements from one element to another (all disciplines);
Variety (including variety of holds in Ice Dance);
Difficulty;
Quality.
Связки - разнообразное и целесообразное использование затрудняющей работы коньком, позиций, движений и захватов (работы в позициях; это для танцев), которые соединяют все элементы. При оценке Связок необходимо учитывать следующее:
Непрерывность движений от одного элемента к другому (для всех видов);
Разнообразие (включая разнообразие позиций в танцах на льду);
Сложность;
Качество.
Я не случайно выделил некоторые моменты жирным - понятно, что важны они все. Однако на всех семинарах ИСУ красной линией проходит тот момент, что связки ни в коем случае не стоит привязывать к их количеству - и этого здесь, в правилах, нигде нет. Важны лишь разнообразие, сложность, а главное - на что, опять же, делается основной упор во всех семинарах и что выделено у меня жирным - качественное исполнение, плавные переходы от одной связки к другой (пункт первый - про непрерывность) и целесообразное использование в конкретной программе/композиции. Последнее относится уже и к другим компонентам, таким как Композиция и отчасти - Интерпретация, однако должно учитываться и в оценке связок, которые спортсмен и его постановщик должны не бездумно пихать в программу для количества, но для более качественной передачи постановки.
Все слышали миф про якобы невероятно сложные и лучшие в мире с точки зрения связок программы Алины Загитовой, однако на деле всё оказывается далеко не столь радужно (почему и миф), если провести реальный разбор и применить вышеуказанные критерии. Итак, Алина Загитова, произвольная программа, Небельхорн:
Открывает программу растанцовка с несколькими шагами, в основном не сложными. Далее следует заход на двойной аксель, в котором использованы четыре подсечки - очень много для данного прыжка, особенно учитывая то, что предварительно некоторая скорость уже была набрана. Прыжок исполняется непосредственно со связки тройка-скобка и типичной для акселя смены ноги. Это хороший, сложный заход с шагов. Выезд также хорош: неплохая (особенно для Загитовой) ласточка переходит в то, что должно было быть выкрюком, однако перед поворотом происходит явная перетяжка на внутреннее ребро - соответственно, это перетяжка+тройка. Перетяжка - шаг простейший, тройка - тоже связка, однако не относится к сложным шагам и поворотам, к коим, согласно правилам ИСУ, относятся: крюк, выкрюк, скобка, петля, твиззл, чоктау. Плюс, памятуя о том, что очевидно планировался выкрюк непосредственно с внешнего ребра выезда с прыжка, любой судья в праве зафиксировать данную связку, как исполненную с низким качеством и отметить для себя не слишком высокое мастерство катания спортсменки.
Дальше сделали крюк, растанцовку и почесали на следующий прыжковый элемент. В заходе на лутц использованы три подсечки и один беговой с простеньким моухоком между ними, заход простой, не обременённый никакими усложнениями. Лутц с неясного ребра (знак "!"), тулуп недокручен. В связи с последним - куцый короткий выезд, переходящий в такой же куцый, короткий и корявый кораблик. Как видим, при проезде через каток с лишним, до и после целого элемента никаких особенных связок нет, кроме кораблика, исполненного с абсолютно ужасным качеством.
Перед сальховым исполняется связка чоктау-тройка (? в этот момент меняется камера), но далее обе ноги оказываются на льду, скрещиваются, ещё одна тройка, не технично (практически полностью на двух ногах) исполненный моухок, снова встаём на две ноги и исполняем двуножный сальхов. В общем, прыжок не является исполненным с шагов, а винегрет непосредственно перед ним снова является низкокачественными связками. Выезд хороший, дальше снова (как и на многих прыжках) попытка сделать выкрюк, но перед поворотом ребро стремительно меняется как минимум на плоское, если не внутреннее, и осуществляется поворот тройкой. Плоская тройка = низкое качество связки и скольжения.
Подпрыжка, три подсечки, затяжка в спираль Шарлотты:
Спираль Шарлотты, как и практически все хвалёные связки Загитовой, исполняется довольно плохо: свободная нога толком не дотягивается, позиция фиксируется даже не на секунду, а меньше. Далее Алина делает сомнительный выкрюк (с плоской частью перед поворотом) и прыгает аксель. Выезд хороший, далее задранная даже не на пол секунды ножка с шатающимся туда-сюда вокруг плоского ребром. Нужно ли в очередной раз повторять слова про низкое качество?
На этом можно было бы поставить точку, так как уже всё ясно, что, несмотря на всю старательность по количеству и довольно неплохое разнообразие, Алине за связки нельзя ставить выше 8.0-8.5 по причине явного несоответствия высоким стандартам качества, но я всё же разберу все заходы и выезды до конца, в том числе для дальнейшего сравнения с другой фигуристкой.
На следующий прыжок, лутц - три подсечки, абсолютно стандартный для таких длинных заходов простой моухок, проезд на двух ногах, тройка, задранная в бок на пол секунды ножка, ещё подсечка - лутц с плоского ребра, риттбергер с недокрутом. В связи с последним выезд снова куцый, очередная перетяжка+тройка вместо выкрюка, переходящие в корявую, сгорбленную ласточку на плоском ребре:
К слову, это ещё не всё, что можно сказать про это безобразие. Опорная нога также согнута, ну и как всегда - всё на пол секунды, лишь бы было. В то время, как мы помним, важна плавность связок и переходов. Корявейшие полусекундные дёргания - это полное противоречие всем, каким только можно, требованиям к связкам.
И да, не забываем обращать внимание на беговые и подсечки на заходах. Это абсолютный миф фигурного катания, что якобы существуют фигуристы, не разбегающиеся на прыжки и перемещающиеся одними транзишенами. Только в глазах их малограмотных (в области фигурного катания) фанатов. Для сравнения - берём мой предыдущий схожий пост (про Туктамышеву) и обнаруживаем, что шагов для разбега у неё не особо больше. Изощрений всяких, конечно, меньше, но оно и к лучшему, чем в таком виде, как у Загитовой.
Вслед за абсолютно кошмарной недоласточкой идёт мой любимый момент сезона:
Болтающееся вокруг плоского ребро, ножку даже задрать не успели, как уже уронили. Это не качественное фигурное катание, а какая-то разминка гимнастки, случайно попавшей на лёд.
Для сравнения, супер рёберная спираль Аделины Сотниковой, как наглядный пример тотальной деградации связочек у топовых спортсменок со славных времён её, Мао и Ким и сменой их в топе юниорками.
Затем беговые, перепрыжка, подсечка, чоктау, тройка, подсечка, загребание на двух ногах, моухок с плоским ребром на выходе, переход на внешнее (видимо, задумывался другой шаг - чоктау, но исполнено всё как всегда), тройка, флип с недокрутом-тулуп-риттбергер. Заход с шагов (некачественных), но сложным не является по причине отсутствия сложных шагов или спиралей. Выезд неплохой, но довольно короткий, с обычным переходом на две ноги.
Подсечка, чоктау, подпрыжки, тройка, две подсечки, проезд на двух ногах, две тройки, флип. Заход с шагов. Выезд, тройка и очередная раскаряка:
Тут и сказке, вроде бы, конец, но всё же подведём некоторые итоги: само разнообразие связок у Алины хорошее, но это нивелируется целым рядом других факторов, по которым оцениваются связки. Все без исключения спирали, относящиеся к связкам, исполняются просто безобразно, есть интересные и качественные заходы, но далеко не везде, на лутцы так вовсе стандартные, на выездах одинаковые утомляющие тройки/неправильные выкрюки. К слову, данная проблема с выкрюком - стандартный баг скольжения почти у всех в группе Тутберидзе, кроме тех отдельных примеров, кого успели хорошо обучить катанию до перехода в её группу. Там этим уже просто не заморачиваются - грибы решают, зачем тратить время на какое-то там скольжение, когда и так сойдёт, и так поставят всё, что нужно. Долбим прыжки и быстро хватаем медали, пока не наступил пубертат.
К развенчанию мифа о "сложнейшей в мире" программе можно добавить про компоновку и баланс. В начале четыре прыжковых идут один за другим, потом маленький перерыв на одно вращение и простенькую хорео последовательность с обилием беговых, и как только началась вторая половина - быстренько допрыгиваем всё остальное, пока есть силы. Лишь бы прыгалось, чтобы грибы сыпались. Честно говоря, ни у кого такой облегчённой до предела расстановки не видел.
А ещё в сказке должна быть Золушка. Да-да, для исключения обвинений в лоббировании интересов той или иной российской фигуристки для сравнения я выбрал скромную американскую - Брэди Теннелл. Уже с меньшим количеством лирики, просто, сухо и коротко разберём непосредственные подходы к прыжкам и выезды:
Аксель, заход: чистые выкрюк-скобка; выезд: длинная дуга на глубоком внешнем ребре, тройка, перетяжка, элегантная спиралька.
(Ф)Лутц, заход: крюк с ошибкой (плоское ребро на выходе), две ноги, моухок, перекрёстный шаг; лутц, риттбергер с явным недокрутом, тем не менее Брэди довольно хорошо выехала, но смазала последующие шаги: перетяжка, выкрюк на внутреннем ребре, вроде бы, был уже сделан, но, видимо, начала терять баланс и поставила вторую ногу на лёд.
Флип, заход: выкрюк, тройка; выезд: тройка, твизлы.
Аксель: скобка, перекрестный, тройка (с подскоком), выезд простой.
Перед флутцем: чоктау (? сложно разобрать рёбра, некачественно сделано), перекрестный. Очевидный недокрут на тулупе тройном, двойной тулуп. Выезд простой.
Чоктау-выкрюк-тройка-флип (докрученный на льду)-тулуп двойной. Выезд - перетяжка, тройка, крюк.
На двуножный сальхов достаточно стандартный для такового заход тройка-моухок, выезд неплохой, затем перешла на две ноги и сразу после этого сделала выкрюк на внутреннем ребре - в общем, связки у неё есть не только перед прыжками, но весьма хорошо и равномерно распределены по всей программе.
Вывод - сложностей в общем и целом не меньше, чем у Загитовой, выезды разнообразнее, упор больше на шаги и повороты, качество оных выше. Катание более лёгкое, без отклячивания до предела пятой точки в надежде набрать хоть какую-то скорость, связки и переходы довольно плавные и естественные, а не дёрганые.
Американцы что-то спят, вот же она - такая же потенциальная олимпийская чемпионка с теми же недокрутами, которые можно точно так же "моргать", если со всеми договориться.
Собственно, дальше можно и не читать. Объективностью тут не пахнет.
i91.fastpic.ru/big/2018/1008/cd/_25a7aeb0909c1bb42e6699930747a3cd.jpg Абсолютно докрученный тулуп.
Лутц тут как следует не рассмотришь. Вот с JO хорошее качество - youtu.be/n_Dj9aWe04E внешнее ребро непосредственно перед отрывом и уход со льда конька именно с внешнего ребра.
Даже слепые в своем хейтерстве люди вызывают меньшее отвращение.
Загитова - 16 сложных связок(Сложность), 13 блоков, не перемежающихся беговыми/2ножным катанием (Вычурность); 9 различных видов(Разнообразие); 9 выполненных с браком из 39, процент чистых ~ 0.77(Качество) .
Теннелл - 17 сложных, 9 блоков, 7 разных видов, 9 с браком из 36, процент чистых ~ 0.75
(Кстати, если в школе Тутберидзе проблема с выкрюками, то у Майерса явно с крюками, может, им объединиться для взаимовыручки? ;) )
Три критерия примерно на одинаковом уровне, Сложность и Разнообразие по 9.5, Качество 7.5. В четвертом(Вычурность) у Теннелл заметное отставание, положим 7.5 против тех же 9.5.
В результате, получаем среднее у Загитовой - 9, у Теннелл 8.5. Смотрим в протоколы... гм(9.2 Загитова, 8.55 Теннелл) - да, чертовы судьи снова что-то знали... Ну ничего, непременно прищучим их в следующий раз! :)
И только вы тут в своем шабаше ведьм будете все оспаривать и оспаривать и возмущаться.
Вы видимо вообще ощущение реальности потеряли. Думаете, ту ахинею, что вы тут набросали и называете анализом, хоть как то отразится в реальной жизни???
1)В программе Алины много связок - да, это правда; слишком много связок - это уже субъективное мнение, а для кого то - не слишком.
2)Большое количество связок делают программу более сложным- да, при этом менее красивым и эстетичным для обывателя - тоже да. Но ФК это все же спорт, а не балет. А в спорте, как правило, более высоко оценивается то, что сложно, а не то что красиво выглядит.
3)У Алины недокрут на лутце - да, он есть, но в пределах допустимого. Тут, к сожалению, никак не удастся друг другу что-то доказать ибо глаза хейтера Алины видят мир в иных красках.
4)У Алины на лутце не глубокое внешнее ребро - да, но оно и не явно плоское. Скорее оно на грани. Тут можно бы поставить неясное (без знака), а это -1 (но не забываем, что итоговое GOE все равно может быть с плюсом по сумме положительных аспектов) Моргают ей это ребро - пока моргают, а знаете какому количеству фигуристов во всем мире еще моргают?
5)Маловато дают GOE за прыжки Туктамышевой - да, ПОКА маловато. Я бы обсудила с вами, по-человечески эту тему, если бы вы, действительно, были болельщиком Лизы. Но, поскольку, в каждом вашем комментарии, как и в комментариях автора этого поста, прослеживается один лишь ТУПОЙ и СЛЕПОЙ (а может и заказной) хейт в сторону Алины, Этери, (и я уверена, что и всех остальных ее учениц) то обсуждать с вами ничего не буду.
Продолжайте вместе со своими маргинальными единомышленниками считать, что вы единственные честные и объективные аналитики ФК, что весь мир сошел с ума и лишь вы видите и глаголите истину.
Счастливого вам хейтерства!!! И во славу Брейди Теннел- истинной ОЧ.