RollArt... или чего не хватает IJS
Документация по RollArt вышла уже давно и было понятно, что разработчики новинки неплохо изучили IJS, проанализировали опыт ее применения (тем более, что среди "роликовых" судей есть и те, кто также судит ФК на льду) и слабые места, от которых избавили, или, по крайней мере, попытались избавить свою разработку.
В качестве "живых" примеров использования РоллАрта и рассуждений, чего не хватает IJS, рассмотрим прокаты произвольных программ двух одиночников и одной одиночницы с турнира German Cup-2018 - Алессандро Амадези (Италия), Пере Марсиньяка Торрико (Испания) и Летиции Джирольди (Италия).
1. Алессандро Амадези
За свою произвольную программу итальянец набрал базу 98,22 балла (не знаю, планировалось ли сольное вращение в конце таковым, или должно было быть комбо, а значит - база за сотню).
Первый же важный момент, который есть в RollArt и было бы неплохо перенести в IJS - в самом начале протокола и для этого дажне не надо смотреть видео: повышение базы прыжка, если он сделан комбинации. Так, первой комбинацией Амадези прыгнул 3Ф+3Т. Сольный тройной тулуп по шкале РоллАрт стоит 7,2 балла. Исполнение его вторым прыжком в комбинации дает надбавку в 16%, а за то, что он идет вторым сразу после тройного (без соединительных ойлеров) - еще плюс 30%. Итоговая базовая стоимость исполненного тройного тулупа получается 10,85 баллов. А тройной флип получил надбавку только 21% по факту исполнения в комбинации.
Одиночный тройной риттбергер стоит 8,8 балла. Как видим, он исполнен вторым прыжком в комбинации через ойлер - значит, его база увеличивается на 21% (надбавка к базе старших тройных в комбинации выше, чем младших) - его база получается равна 10,65 балла.
Еще один интересный момент РоллАрта, который касается прыжков - отсутствие понятия "прыжковый элемент". У одиночников-взрослых в произвольной программе можно сделать максимум 9 прыжков (ойлеры сюда не входят), а уж как эти девять прыжков распределить - какие сольно, какие и как по комбинациям (их может быть не более трех длинной максимум в 5 прыжков) расставить, варьируй-не хочу.
И КвОЭ (то, что в IJS именуется ГОЭ) тоже высталяется отдельно за каждый прыжок, а не за всю комбинацию вместе.
Кстати - бонус за вторую половину в 10% тоже есть - и у Амадези его получили все прыжки, начиная с дупля.
А после просмотра видео замечаем еще один важный прыжковый момент - Амадези, даром, что второй номер сборной Италии, под конец программы начал ошибаться и несколько прыжков приземлил на руки. В РоллАрт, в отличие от IJS, такое приравнивается к падению со всеми вытекающими в виде минуса в ГОЭ и дедакшена.
Роллер-фигуристы издавна были славны вращениями и их комбинациями. В IJS, как известно, комбовращение - это один элемент с назначенной базой, в то время, как в РоллАрте комбинация вращений оценивается так же, как и комбинация прыжков - сумма баз входящих в нее позиций вращений, однако КвОится комбовращение все вместе.
Алессандро Амадези исполнил комбинацию из четырех вращений со сменой ноги между второй и третьей позициями: либела на пятке - обычная либела - либела на пятке - волчок. Характерная только для роликовых коньков либела на пятке - усложненная версия обычной либелы, обладающая повышенной базой - 2 балла против 1. Невысокая базовая стоимость отдельных вращений компенсируется очень развитой системой бонусов. Так, за смену ноги прыжком, которую выполнил Амадези, база всего комбовращения выросла на 15%. Комбовращение может включать в себя до пяти позиций, одна из которых обязательно - волчок. В произвольной программе длолжно быть или два комбовращения, или комбо и соло.
Финальное сольное вращение у Амадези также облагается надбавкой к базе за более, чем 6 оборотов, а также - за сложный вход (прыжком).
Таким образом - фигурист, который отлитчно владеет вращениями, по правилам RollArt, вполне способен конкурировать на равных с хорошим прыгуном.
2. Пере Марсиньяк Торрико
Каталонец, хоть и стал победителем, но также стал и примером строгости санкций РоллАрта за срывы вращений - упал на выходе из первой позиции комбовращения, в результате его обнулили полностью и остался Марсиньяк Торрико минимум без пяти баллов...
По прыжкам и каскадам - то же самое, что у Амадези. С той лишь разницей, что прыжки 3Р+3Т, помимо "комбо"-надбавок, получили еще и по бонусу за вторую половину.
3. Летиция Джирольди
Летиция Джирольди с тройного флипа пришла на две ноги, что в РоллАрте приравнивается к падению со всеми вытекающими... А заодно и недокрут на три галки - более, чем в пол-оборота. Кстати - три галки в РоллАрт предусмотрены и для любителей преротейшенов, независимо от их величины...
Также Летиция собрала немалый "улов" надбавок за вращения. В первой комбинации четвертая позиция была с усложнением - кольцом, которое повышает базу обычного "кэмела" на 20% и положение волчка меж двух либел - еще +15% к базе всего, что входит в комбинацию. В заключительном комбо опять волчок меж двух либел плюс вторая либела в усложненной вариации (полубильман) - +20% за неё, плюс винт в усложненной вариации (боковой шпагат) - +50% и 2 балла к его базе.
Как видим, есть где разгуляться в наборе базы и "спиннерам", и "джамперам", которые могут одинаково эффективно использовать свои сильные стороны против оппонентов.
***
Осталось добавить, что у РоллАрта компоненты всего четыре - интерпретацию слили с представлением/исполнением. Кроме того - по младшим возрастам есть компонентный потолок - юниоры могут получать не более 9 баллов, ювенилы и кадеты - не более 8 баллов.
***
Как я уже говорил - разработчики РоллАрт, похоже, очень досконально изучили IJS и опыт её применения, выявив все недостатки и баги. В итоге мне кажется, что РоллАрт получился очень сбалансированным и грамотно построенным. Система надбавок по началу может показаться запутанной, но по мере вникания и разбора прокатов она раскладывается "по полочкам" и оказывается намного более логичной, гибкой и дающей больше возможностей, чем у IJS.
Пока еще не все соревнования проводятся по РоллАрт, многие - по старой системе, в том числе и национальные чемпионаты. Однако и там влияние РоллАрт видно - возросло общее качество программ у всех возрастов.
Возможно, ISU пора бы заняться активным наблюдением за доводкой и практическим применением РоллАрта, и переносом его идей на лед...
Судьи с IJS и так еле справляются,, а тут ещё судить каждую позицию во вращении, каждый прыжок в каскаде...
Реальные проблемы применения IJS совершенно другие: негласная привязка компонент к технике, учёт флагов, недостаточно чёткая оценка качества прыжков (особенно prerotation).
Вот тут вся документация по РоллАрту: http://www.worldskate.org/artistic/about/regulations/category/255-english.html
А все надбавки рассчитывает комп - техпанель только определяет элементы (кстати - если они ошиблись то разрешено опротестовывать неверно определенные элементы).
И да, в РоллАрте, чтобы судьям легче было, компонент всего 4)