Многокомпонентность: о возможных изменениях в выставлении PCS
На днях ISU сформировал рабочую группу по улучшениванию оценивания компонентов программы и уже есть первые наработки, о которых рассказала одна из участниц этой рабочей группы Алла Шеховцова.
Всего в рабочую группу вошли четыре человека - Лиэнн Кэррон, Карен Воланчак, Алла Шеховцова и Паоло Пиццокари. Шеховцова озвучила пока только собственный вариант и вариант, предложенный Пиццокари.
Фото: sportfm.ru
Сейчас действует система оценивания, основанная на пяти компонентах - владение коньком (skating skills), переходы (transitions), презентация (performance), композиция (composition), интерпретация (interpretation). Этой раскладке уже 15 лет, столько же, сколько и самой системе судейства ИСУ, и, в отличие от оценивания элементов, никаких кардинальных изменений за эти 15 лет здесб не было. Напомним, что из себя представляют эти пять компонентов, согласно таблице ИСУ
Владение коньком:
Использование глубоких рёбер, шагов и поворотов
Баланс и ритмичная работа коленями, точность постановки стоп
Плавность движений и перемещения
Разнообразие использования силы, скорости и ускорения
Катание в различных направлениях
Катание на одной ноге
Переходы:
Непрерывность движения от элемента к элементу
Разнообразие
Сложность
Качество
(Кстати - и ни слова о количестве (quantity). Разнообразие - это не количество объектов, а количество типов/видов объектов).
Презентация:
Физическая, интеллектуальная и эмоциональная вовлеченность
Проекция
Осанка и четкость движений
Разнообразие и контрастность движений и энергии
Композиция:
Цель (идея, видение, концепция, настроение)
Рисунок, покрытие льда
Разнонаправленное использование пространства и построение движений
Фразировка и форма (соответствие движений и частей программы музыкальной структуре)
Оригинальность композиции
Интерпретация:
Тайминг (движения и шаги - в такт музыки)
Выражение характера музыки, её настроения и ритма - где чётко различимо
Использование точности для отражения деталей и нюансов музыки
Это всё - только для одиночного катания. Для пар и танцев добавляются еще по паре критериев в Презентацию и Интерпретацию. Итак, мы видим, что чем дальше по критериям, тем они расплывчатее и толковать их можно, как душе угодно. Некоторые критерии разных компонентов связаны друг с другом, некоторые - чистая абстракция. К тому же - толкование критериев непросто еще и с точкеи зрения английского языка, на котором они написаны.
Помимо критериев, в той же таблице есть еще и общее описание каждого компонента:
Владение коньком:Определяется общей ясностью и уверенностью, контролем рёбер и плавностью скольжения и владением различными элементами катания на коньках (рёбра, повороты, шаги и т.д. - названными - коньковым "словарём"), а также четкостью техники катания и отсутствием видимых усилий при ускорении и изменении скорости.
Переходы: Разнообразное и осмысленное использование сложных элементов катания, позиций, движений, которые связывают элементы между собой.
Презентация: Физическая, эмоциональная и интеллектуальная вовлеченность фигуриста в передачу музыки и композиции.
Композиция: Намеренно созданная последовательность или оригинальная аранжировка движений в соответствии с принципами музыкальной фразировки, пространства, рисунка и структуры.
Интерпретация:Личностный, творческий и подлинный "перевод" ритма, характера и содержания музыки в движения на льду.
Здесь тоже мы видим, что как ни пытались создатели сделать компоненты независимыми друг от друга, а они всё равно переплетаются друг с другом в большей или меньшей мере. И в этих хитросплетениях и рождаются огромные пространства для различных толкований критериев. Так что кардинальные перемены назрели тут очень давно.
Фото: pinterest.com
Итак, пока от рабочей группы поступили две идеи - Паоло Пиццокари предложил четыре элемента (для краткости будет называть это вариантом Пиццокари), а Алла Шеховцова - вообще три (это будем называть вариантом Шеховцовой). Попробуем подумать, как можно было бы переопределить компоненты и их "содержимое" в каждом из двух случаев.
Начнём с варианта Пиццокари, о котором известно лишь то, что кормпонентов там четыре. Но также мы знаем, что Пиццокари - итальянец, и его "четырёхкомпонентный" вариант может иметь вполне определенное происхождение: фигурное катание на роликах. В нём уже во всю действует похожая на систему ИСУ система судейства RollArt, разработанная как раз в Италии (которая является мировым лидером в ФК на роликах), в которой именно четыре компонента: Владение коньком, Переходы, Презентация и Хореография/Композиция. Детально расписывать оценивание компонентов (а точнее - художественного впечатления) в RollArt я не буду, ибо там описание этой оценки занимает не один лист А4, а брошюрку на 16 страниц с гораздо большим количеством гораздо более конкретных формулировок и критериев. Ознакомиться с ним можно здесь: на текущий сезон, на следующий сезон.
В RollArt фактически отсутствует такая компонента, как Интерпретация, которая, в какой-то мере разделена между Хореографией и Презентацией. И в этом есть смысл, если еще раз перечитать приведенные выше описания Интерпретации и Презентации.
Если Паоло Пиццокари предлагает перенести на лёд вариант RollArt - то, в принципе, очень даже достойный внимания вариант. Тем более, как я уже говорил, у роллер-фигуристов вторая оценка описана очень качественно и детально - и, в то же время, понятно.
Фото: Scatecanada.ca
Алла Шеховцова о своём варианте рассказала подробнее - дала своей версии компонентов имена: Качество катания, Качество постановки композиции, Исполнение в эмоциональном и музыкальном плане. На первый взгляд - тоже всё здраво: можно прописать эти компоненты, чтобы они не переплетались друг с другом и при этом были понятны и более-менее однозначны.
Допустим, в первый компонент, Качество катания, включить Владение коньком в полном объёме и Переходы в их "роликовой" трактовке - разнообразие элементов, их сложность как сама по себе, так в плане взаимосвязи с работой тела, цельность структуры между элементами.
С Качеством постановки композиции несколько сложнее, ибо тут надо не превратить эту компоненту в оценку качества работы постановщика, слабо связанную с самим фигуристом. Почему можно забрать сюда все критерии нынешней Композиции за вычетом Цели, но с добавлением критерия Сбалансированность, близкой к трактовке RollArt (элементы одного и того же типа равномерно распределены по всей длине программы), и критерия Осмысленность движений относительно музыки ("Задай себе вопрос - имеют ли смысл эти движения в этой музыке?" (мануал RollArt)).
Наконец Исполнение в эмоциональном и музыкальном плане. Сюда можно "загнать" критерии Осанка и четкость движений, "РоллАртовское" Взаимоотношение фигуриста и музыки (являются ли прокат и музыка единым целым?), Эстетическая составляющая выступления, Попадание элементов и движений в музыку...
В общих чертах:
Качество катания - оценка владения коньком и заполнения пространства можду элементами
Качество постановки композиции - оценка того, что катаешь
Исполнение в эмоциональном и музыкальном плане - оценка того, как катаешь программу в целом
А отдельные критерии уже можно прописывать и комбинировать, исходя из этих общих чёрт, по-разному.
Возможны варианты и с сохранением пяти компонентов и их переосмыслением/переопределением, либо вообще оставить лишь два компонента: Качество катания (скорее технический - владение коньком, заполнение пространства между элементами) и Артистическое впечатление (хореография, эстетика, исполнение в целом...). Да много чего стОящего здесь придумать можно.
А в итоге будет одно большое "НО"... но что бы не придумали, какие бы идеи относительно компонентов не приходили в голову - всё-таки надо их расписывать как можно подробнее и тщательнее с минимумом абстрактных формулировок. И в этом плане RollArt может послужить прекрасным образцом, как когда-то сестема ИСУ послужила образцом при разработке самого RollArt'а.
P.S. В принципе, если моим читателям интересно - я могу и готов посвятить отдельный материал разбору принципов оценивания компонентов в RollArt.
Фото обложки: РИА Новости/Максим Богодвид
Для тех, кто не прыгает, это не поможет. Они и сейчас катают без связок и не прыгают.
Для ТШ Тутберидзе останется больше времени(во время проката) на прыжок - вопрос о прыжках в 5 оборотов будет решён за пару сезонов.
Диалектика движения понятна - сделать как можно мягче и комфортабельнее требования в отношении фигуристов по факту профнепригодных к этому виду спорта.
Развернём логику суждения в обратную сторону - прыгунам в длину и высоту ввели правило на разбеге показывать хорео элементы.
Бежит лось к прыжковой яме и совершает пируэты, подпрыжки, демонстрирует русский шпагат в прыжке, если с шестом, можно показать работу с предметом.
Понятно, что после такого разогрева, прыжок на 1.50 м будет подвигом.
———
Было бы интересно.