Эдоардо де Бернардис. Творец из Турина
«Красная скрипка» и «С широко закрытыми глазами», «Чужой» и «Список Шиндлера», «Александр» и «Поговори с ней», Эцио Боссо и Ширли Бэсси… Это неполный список программ, каждая из которых осталась в сердцах и памяти любителей фигурного катания, пусть не все их них стали медальными на крупных стартах. Каролина Костнер и Карел Зеленка, Джада Руссо и Лукреция Беккари, Натали Вайнцирль и Лукреция Дженнаро, София Сула и Паоло Балестри — фигуристы из разных стран, с которыми работал человек, создавший эти программы, тренер и хореограф клуба «Ice Club Torino» (Италия) Эдоардо Марио Пьетро де Бернардис.
Эдоардо — фигурист: «Всегда был счастлив потому, что любил кататься»
Когда фигурное катание впервые пришло в Вашу жизнь? Расскажите о своих первіх шагах на льду.
Когда я был маленьким, недалеко от дома моих родителей в горах был каток — я пропадал там целыми днями. Я очень любил кататься и вскоре начал тренироваться в клубе в Турине. Затем перебрался в Милан, а потом — в США.
Расскажите о Ваших тренерах и работе с ними?
Мне повезло много лет тренироваться у Карло и Кристы Фасси, у которых я многому научился. Когда я тренировался в Калифорнии — немало поработал с Ириной Родниной. Также я бывал на сборах у других знаменитых тренеров, таких, как Татьяна и Алексей Мишины, Фрэнк Кэрролл…
Почему Вы завершили карьеру фигуриста очень рано?
Я закончил кататься в 1997-м году — порвал коленные связки, отрабатывая тройной аксель, и перенес операцию. Тогда я входил в тройку сильнейших одиночников Италии и мечтал выступить на Олимпийских играх в Нагано. Когда выздоровел, то решил получить образование, стал изучать актерское мастерство, искусство и вокал. У меня начали появляться другие мечты.
Каковы Ваши наивысшие спортивные достижения?
Я хорошо прыгал — владел всеми тройными прыжками и осваивал четверной тулуп. В те годы редкие итальянские фигуристы владели таким набором. Кроме того, я выступил на четырех юниорских чемпионатах мира.
Расскажите какую-нибудь интересную историю или факт из Вашей спортивной карьеры?
В детстве приходилось многим жертвовать ради фигурного катания. Например, когда мне было лет 9-10 — я сам каждый день после школы ездил поездом из Турина в Милан на тренировки: два часа туда, два часа — обратно. В Турине тогда катков еще не было. Уроки делать приходилось прямо на катке. Но я всегда был счастлив потому, что любил кататься.
Эдоардо — тренер: «Баллы — забудутся, эмоции — останутся»
Как вы начали тренировать фигуристов? Расскажите о своих первых учениках?
Я начал тренировать в 19 лет — больше для удовольствия, параллельно работая еще где-то. После Олимпийских игр 2006-года в Турине я решил стать профессиональным тренером тем более, что наконец-то в Турине появились катки. В 2007-м году я поставил программы Карелу Зеленке, чемпиону Италии и участнику Олимпийских игр — в короткой программе был «Blues for Klook» Эдди Луиса, а в произвольной — саундтрек из фильма «Александр» авторства Вангелиса. Обе программы были очень хорошо приняты на чемпионатах Европы и мира. С Карелом я потом проработал несколько лет. Кроме того — сотрудничал с тренерами и фигуристами из других стран (Германии, Финляндии, Словакии и т. п.). В 2010-м году я тренировал Каролину Костнер и был с ней на чемпионате мира в Турине.
Карел Зеленка, ЧЕ-2007 - "Blues for Klook"
Карел Зеленка, Чемпионат Италии-2007 - "Александр"
Кстати, одна из моих нынешних учениц, Джада Руссо — одна из моих первых учениц вообще. С ней я работаю с тех пор, как ей было 5 лет. Добавлю, что мои ученики регулярно поднимаются на подиумы национальных соревнований.
Сколько у вас сейчас учеников? Расскажите о них, пожалуйста!
Много — есть и малыши, и старшие. И все они классные! Некоторые из них входят в сборную Италии. Джада Руссо в этом году стала второй на национальном чемпионате, Лукреция Беккари выиграла национальный чемпионат среди юниорок, а Паоло Балестри стал третьим среди юниоров. Есть у меня и призёры национального чемпионата среди новисов (Раффаэле Зич, чемпион в категории Advanced Novice и Франческа Прато, вице-чемпионка в категории Basic Novice B – прим. авт.). Вообще я люблю работать со спортсменами любого уровня и возраста.
Как Ваши ученики относятся друг к другу? Как друзья или как соперники? Есть ли между ними какая-то конкуренция?
Большую часть времени они друзья. Но, в то же время, между ними есть и конкуренция — в спорте это нормально и помогает двигаться вперед, становиться лучше. Однако я учу их не только работе над собой, а и уважительному отношению к соперникам.
Расскажите о своей тренерской команде. Много ли в ней людей, кто за что отвечает?
У нас в Ice Club Torino работает много прекрасных тренеров — есть тренеры по прыжкам, по вращениям, скольжению, хореографии, ОФП и современным танцам. Мы все сотрудничаем друг с другом. Как тренер, я чаще всего работаю с Клаудией Мазоэро, а как хореограф — с двумя преподавателями балета, которые помогают мне в отработке движений на полу. В основном, я работаю со старшими спортсменами, однако много работаю и с детьми, а в качестве хореографа предпочитаю работать с юниорами и сениорами.
Как организован день у ваших учеников? Сколько времени в день они тренируются?
Думаю, что необходимо хотя бы две-три ледовые сессии в день. Также каждый день у нас тренировки на полу — ОФП, хореография, растяжка… В субботу у нас одна часовая тренировка, а в воскресение они отдыхают и телом, и душой.
Большинство детей в Италии не могут позволить себе такой режим — им нужно утром ходить в школу до 13 лет. Поэтому они тренируются меньше — одна ледовая сессия в день и три часовых тренировки на полу в неделю. Можно, конечно отдать ребенка в частную школу, как поступают некоторые семьи, и тогда можно подгадать расписание так, чтобы было больше времени для ледовых тренировок, однако это влетит в копеечку…
София Сула (Финляндия), ЮГП-2017/2018, Хорватия - "Sweet And Bitter", Эцио Боссо
Расскажите о том, как у Вас складываются отношения с родителями фигуристов? Вообще, какими, на Ваш взгляд, должны быть родители фигуриста?
О, с родителями часто бывает сложно! Наверное, это самая сложная часть моей работы. Они нередко думают, что их ребенок — самый лучший и мечтают, чтобы он стал великим чемпионом. Очень редко попадаются родители, которые относятся к спорту ровно и спокойно.
После того, как ребенок пару лет покатался, родители начинают думать, что знают о фигурном катании всё, и настойчиво давать тренерам советы, как лучше тренировать их чадо. Да и на само чадо начинается давление с их стороны. Кроме того, в Италии заниматься фигурным катанием — удовольствие очень недешевое и это накладывает свой отпечаток на семьи, поскольку за свои деньги родители хотят отдачи. Они приходят на каток ежедневно, смотрят тренировки и контролируют, чтобы всё было, как надо. На катках, в кафе, в раздевалках они общаются с другими родителями, делая вид, что друзья, хотя на самом деле конкуренция между родителями еще похлеще, чем между спортсменами.
У нас большая часть катков — общественные и любой может зайти, так что как-то прекратить такое поведение родителей почти невозможно. Можно только попросить, объяснить… Некоторые прислушиваются и начинают соблюдать дистанцию.
Иногда встречаются родители, которые вас поддерживают и действительно могут помочь. Такие родители — мечта любого тренера: они особенные и играют важную роль. Хорошие родители должны поддерживать своих детей, с уважением относиться к их тренировкам, помогать им расти и прогрессировать. Хорошие родители должны поддерживать своих детей даже когда те ошибаются, не наказывать и не ругать их за ошибки. Вы, наверное, не раз видели, как родители сердятся на своего ребенка после неудачных соревнований? Так вот — это очень опасно и чревато тем, что ребенок попросту начнет бояться соревноваться.
Были ли у вас проблемы с учениками? С какими сложностями Вам доводится сталкиваться в работе?
Все фигуристы разные — с одними работать легче, с другими сложнее. Зависит от их таланта и личных качеств. Бывает также, что фигуристы боятся соревноваться. Думаю, важно то, как они тренируются каждый день — если они уделяют внимание всем аспектам, то все действия отрабатываются до автоматизма, появляется уверенность в том, что делаешь.
Бывает, что они приходят на тренировку и точат лясы вместо работы. Вот это ужасно: в нашем спорте время — самая большая ценность. Спорт изменяется едва ли не каждый сезон и нужно много работать, чтобы оставаться на плаву.
Как тренер одиночниц, что Вы думаете о некоторых современных тенденциях в женском одиночном катании — снижении среднего возраста фигуристок (трансформации женского катания в подростковое) и женских/девичьих прыжках в четыре оборота? Считаете ли вы такой вектор единственно возможным путём развития спорта?
Думаю, что спорт становится очень зрелищным, но при этом и очень опасным. Такая прыжковая нагрузка на совсем юных девушек (много тройных прыжков, четверные) может быть чревата тяжелыми травмами да и всё равно с взрослением трудно сохранить всю эту технику — тело спортсменки становится тяжелее и менее аэродинамичным.
Я думаю, что не совсем корректно, когда 15-летняя фигуристка соревнуется против 25-летней. Возраст допуска до взрослых соревнований неплохо бы повысить до 16 лет или даже старше.
Сейчас среди любителей и специалистов фигурного катания идут дебаты «атлетизм против эстетизма/искусства/компонентов» - что из них важнее. Одни говорят, мол «это спорт, а не балет и техника главнее», другие считают, что во всём нужны баланс и гармония. А что по этому поводу думаете вы?
Я думаю, что в выступлении фигуриста должен быть баланс между художественной и технической частью. Хорошие прыжки и вращения — это классно, но важна и эстетическая составляющая спорта. Сегодня очень многие фигуристы владеют полным набором тройных прыжков, многие — прыжками в четыре оборота, но немногие способны своим катанием достучаться до сердец зрителей. Немногие способны творить искусство во время выступления.
Прыжки, цифры, баллы забудутся, а эмоции, которые дарят фигуристы своими прокатами, останутся. Именно это я ищу в современном фигурном катании.
Что Вы думаете о тех изменениях, которые предлагается внести в правила — расширение шкалы GOE, снижение базовой стоимости прыжков в четыре оборота, ограничения по бонусам за прыжки во второй половине и всё остальное, что будет рассматриваться на Конгрессе ИСУ нынешним летом? Что бы Вы изменили в современном фигурном катании?
Мне нравятся предложенные изменения. Вообще лично мне скучно сидеть и ждать, когда же начнется вторая половина и фигуристка, наконец-то, начнет делать прыжки. Я бы не назвал такое хорошо сбалансированной программой.
Лукреция Беккари, ЧМ-2018 среди юниоров - "Список Шиндлера"
Расскажите о фигурном катании в Италии сегодня. Могут ли нынешние итальянские одиночницы повторить и превзойти достижения Каролины Костнер? Что нужно итальянскому фигурному катанию, чтобы стать конкурентоспособным на самом высоком уровне?
В Италии хватает талантливых молодых фигуристок — сейчас их даже больше, чем было раньше. Превзойти Каролину им будет сложно, однако они вполне могут стать конкурентоспособными на самом высоком международном уровне. Мы все для этого много работаем, у нас есть хорошие тренеры. А самое сложное — соперничество с русскими.
Эдоардо — хореограф: «Люблю делать что-то оригинальное»
Программы, которые Вы создаёте, очень необычны — они выделяются среди остальных. Где вы черпаете вдохновение, создавая их?
Обычно меня вдохновляют другие формы искусства — живопись, концерты, кино, книги и, конечно же, музыка. Я люблю делать что-то оригинальное, работать с разной атмосферой и стараюсь не повторяться.
Музыка в Ваших программах часто очень необычна, нехарактерна для фигурного катания. Вспомним «Дракулу» (Лукреция Дженнаро) или ставшую знаменитой «Красную скрипку» (Джада Руссо). Расскажите о том, как Вы подбираете музыку для программ?
Поиск музыки может длиться очень долго и часто очень непрост — музыка должна подходить личности фигуриста. Иногда я люблю взять музыку, которая очень сильно отличается от обычного стиля фигуриста, чтобы помочь ему улучшить свои артистические качества и выразительность.
Если я ставлю фигуристу две программы, то стараюсь, чтобы они были абсолютно разными по стилю и жанру. Например у Джады Руссо в том сезоне, когда она катала «Красную скрипку», в короткой программе была джазовая композиция «Big Spender»в исполнении Ширли Бэсси. Разумеется, итоговый результат зависит и от самого фигуриста — навыков, владения коньком и личности.
В нынешнем сезоне я создал программы для трех одиночниц-юниорок, которые выступали в юниорской серии Гран-При — наших Лукреции Дженнаро и Лукреции Беккари, и Софии Сула из Финляндии. Все программы очень разные — разный стиль, разные идеи в основе, разные музыкальные темы — от «Чужого» до «Списка Шиндлера», от фортепианной музыки Эцио Боссо до «Дракулы». Так, чтобы они все выглядели неповторимыми.
Принимают ли участие Ваши ученики в выборе музыки и идей для программ?
Для меня важно, чтобы фигуристам нравилась та музыка, под которую они катаются. Часто они или их тренеры приносят какие-то свои предложения или идеи. Я люблю к ним прислушиваться — это очень помогает в работе.
Как происходит создание программы?
Сначала я объясняю идею проекта, мы обсуждаем роль, которую фигурист должен сыграть в постановке. Потом я начинаю работу над движениями и основной структурой для расстановки элементов. Больше всего времени занимает работа над дорожкой шагов. Потом начинается работа перед зеркалом с участием преподавателя балета для окончательной доводки всех деталей — разница ведь в деталях.
Джада Руссо, ЧЕ-2016 - "Красная скрипка"
В итоге всё занимает много времени, а лучше всего результат проявляется, когда фигурист на протяжении сезона сохраняет все движения и переходы. Часто бывает так, что когда фигурист вставляет в программу какой-то новый прыжок — вся хореография сыпется. Поэтому лучше всего у меня получается работать с теми фигуристами, которых могу видеть часто, проверять, всё ли в порядке, и, если нужно, вносить правильные корректировки.
Некоторое время назад Вы много программ ставили иностранным фигуристам. Сейчас Вы по-прежнему открыты для сотрудничества с иностранцами, или полностью сосредоточены на итальянских спортсменах?
С удовольствием готов работать с иностранцами — было бы только время.
В своих программах Вы часто обращаетесь к саундтрекам. Почему так?
Часто, но не всегда. Я вообще люблю использовать музыку из какого-нибудь хорошего фильма, однако рассказать под неё другую историю — не ту, которую рассказывает фильм. Некоторые фильмы особенные и вдохновляют меня.
Короткая программа Джады Руссо нынешнего сезона на музыку из фильма «С широко закрытыми глазами» - одна из моих любимых. Она очень сильная и на национальном чемпионата и Олимпийских играх у многих от неё шли мурашки по коже. А я такое очень люблю.
Джада Руссо, чемпионат Италии-2018 - "С широко закрытыми глазами"
А вообще какую музыку Вы любите слушать? Какие фильмы любите смотреть?
Когда я за рулем или на работе — слушаю поп-музыку. А дома могу включить джаз или классику. Люблю и электронную музыку. Из фильмов предпочитаю драмы. Мой любимый режиссёр — Педро Альмодовар. Но я вообще много чего смотрю… в том числе и телевизор.
Как Вы проводите свободное время? Есть ли у Вас хобби?
Свободное время… его чуть больше, чем нет, однако я хочу как-то пересмотреть свою жизнь, что-то поменять в своём графике. Я люблю проводить время со своей семьёй и друзьями, с удовольствием съездил бы куда-нибудь, если подвернется возможность. Люблю ездить и по работе, однако не очень люблю выезды на соревнования. Еще люблю сходить в театр или в хороший ресторан.
И в заключение — пара слов для украинских любителей фигурного катания и всех, кто дочитал это интервью до конца:)
Я никогда не был в Украине — но обязательно должен приехать в Вашу страну!
Надеюсь, никто не уснул от скуки, читая это интервью?:) Спасибо огромное за интерес к моей работе! Надеюсь, в ближайшем будущем поставлю еще парочку хороших программ, которые вам обязательно понравятся! Чао!
Этому постановщику да "материал" бы хороший. Видно, что ставить пытается коньково, изящно, хорео музыкально и характерно, но вот исполнители...
По сегодняшним стандартам, увы, не прыгает. На Европе глубоко вторая десятка, и мимо произвольной на мире. Мне больно и обидно, что такая красота обречена быть в подвале турнирной таблицы.