16 мин.

«По чердаку моей памяти». Продолжение. Мужчины-1

Хотел я пропустить лет несколько, когда дважды выигрывал чемпионат мира Владимир Ковалев, когда олимпийским чемпионом стал Робин Казинс, да вспомнил, что ни словом не упомянул о Джоне Карри и Толлере Крэнстоне. А без них история мужского одиночного катания никак не складывается.  

Отборочные соревнования к Играм в Инсбруке проходили в конце декабря 1976 г. в Риге. К тому времени у нас выросли четыре очень неплохих одиночника: 26-летний чемпион мира Сергей Волков, 23-летний чемпион Европы Владимир Ковалев, 25-летний Юрий Овчинников, 22-летний Игорь Бобрин. Каждый из них имел свои сильные и слабые стороны.

Волков был лучшим в мире исполнителем обязательных фигур, но в произвольной был слабее. Ученик Виктора Кудрявцева, и именно Кудрявцев «дотренировал» его до чемпиона мира. После Инсбрука его два года тренировал Жук, но ничего приличного уже не получилось.

Владимир Ковалев был силен во всех компонентах, но катался, как считалось, суховато – технарь. Этот технарь умел исполнять все сложнейшие тройные прыжки. Некоторые его программы были вполне артистичны, но у судей уже сложился стереотип. Ковалев считался злостным нарушителем режима, за что его периодически дисквалифицировали. В то время его тренировала Чайковская.    

Юрий Овчинников, в то время ученик Алексея Мишина, имел великолепные короткую и произвольную программы. Очень сложные и невероятно артистичные. Но очень слабое исполнение «школы» отбрасывало его далеко назад, откуда было сложно выбираться.

Игорь Бобрин, ученик Игоря Москвина, в этой компании был самым молодым и, пожалуй, не самым слабым. Он был хорош во всех компонентах, но в сумме немного недотягивал. 

Так вот, Ковалев в Риге не выступал. Выиграл Сергей Волков – исключительно за счет огромного перевеса в «школе». В короткой программе примерно одинаковые результаты показали Овчинников, Волков и Бобрин. Произвольную отлично откатали Овчинников и Бобрин, а Волков упал, но проиграл немного. Второй в итоге Овчинников, третий – Бобрин. Игорь пролетел мимо чемпионата Европы и Олимпийских игр. Впрочем, у него и шансов поехать туда не было. Но программы у Бобрина в тот год были потрясающими. О них – позднее.

На чемпионате Европы 1976 г. за медали развернулась жестокая битва между Ковалевым, Яном Хоффманом из ГДР и англичанином Джоном Карри. 20-летний Хоффман вошел, что называется, в пору расцвета. 26-летний Джон Карри, которого тогда тренировал Карло Фасси, настраивался только на победу. Сложная программа, хорошее исполнение, да и судьи его поддерживали. «Школу» выиграл Ковалев, хотя его и придерживали. Второй Карри, Волков только третий – его сразу начали отсекать. Четвертый Хоффман, где-то в конце первой или начале второй десятки Овчинников. В короткой программе три лидера примерно равны, но чуть впереди Ковалев. Произвольную очень уверенно выигрывает Карри, за ним Хоффман, Овчинников и Ковалев. Чемпионом Европы становится Джон Карри, но Ковалев проигрывает ему всего одним судейским голосом (сумма мест соответственно 15 и 16!). Хоффман третий (23). Здесь шла не столько борьба спортсменов, сколько борьба судей. «Любители Хоффмана» проиграли полностью. Овчинников четвертый. Волков теоретически имел шансы на медаль, а практически упал в произвольной программе на тройном сальхове, сорвал еще какой-то прыжок (не аксель ли?) и откатился на пятое место.

Джон Карри

Владимир Ковалев

Ян Хоффман

В Инсбруке убедительно победил Джон Карри. Он действительно был сильнейшим во всех трех компонентах.

Джон Карри

За серебро и бронзу боролись Ковалев, Хоффман и 26-летний канадец Толлер Крэнстон.

Ковалев выступал очень ровно, очень хорошо и уверенно, и стал вторым.

Владимир Ковалев

Это серебро у него едва не отобрал Толлер Крэнстон.

Толлер Крэнстон

Канадец – художник, бронзовый призер чемпионата мира 1974 года, отличался большой нелюбовью к «школе». Как наш Овчинников. В Инсбруке оценки в школе ему слегка завышали. Но у него были очень артистичные произвольные программы. Он настолько резко отличался от всех, что судьи поначалу не понимали, как его оценивать. Крэнстона можно назвать основателем современного «артистического» направления. И уж поверьте, его артистизм 35 лет назад был намного артистичней сегодняшнего Чана. Но одновременно у Крэнстона были серьезные проблемы в технике прыжков. Именно это в итоге не позволило ему добиться большего. Он нередко падал, программы в техническом отношении были послабее, чем у соперников. Но в Инсбруке он сумел опередить Яна Хоффмана. Немец остался четвертым. Волков пятый, Овчинников восьмой.  

На чемпионат мира Овчинников и Волков не поехали. Компанию Ковалеву составили Игорь Бобрин и Константин Кокора. Кокора был, если не ошибаюсь, ровесником Бобрина (или на год-два моложе) и чемпионом мира (?) среди юниоров. В последнем не уверен, но что-то такое запомнилось. Его катание мне тогда понравилось, а судьям – нет Кокору оценили невысоко, поставили на 11 место и никогда выше он подняться не смог. Чем не нравился – не знаю. Технически у него были очень хорошие программы.

Бобрин занял восьмое место. Произвольная у него была поставлена на музыку Мусоргского «Картинки с выставки» в рок-обработке. Воспринималось невероятно. Тогда же, если не ошибаюсь, его пригласили и на пост-чемпионатские показательные, где он убил всех своим «Спящим ковбоем». Или тогда он катал «Гарсона»? Или «Парное катание»? Нет, «Парное… было позднее… В общем, точно не помню. А чемпионом мира стал Джон Карри, у Ковалева серебро и у Хоффмана бронза. Кстати, будущий победитель игр в Лейк-Плэсиде Робин Казинс занял девятое место. 

После чемпионата мира ушли и Карри, и Крэнстон. Лет пятнадцать назад я узнал, что Джон Карри был «нетрадиционной ориентации», и его имя пару лет до Игр полоскала бульварная пресса. В 1994 году он умер от СПИДа. Крэнстон поначалу катался в ревю, комментировал фигурное катание, а в начале 90-х подсел на наркотики. Что с ним сейчас – не знаю. 

В следующем, 1977 году за лидерство в фигурном катании борются Ковалев и Хоффман. Хоффман выигрывает Европу, Ковалев становится чемпионом мира. Но уже подрастают конкуренты. На Европе прекрасно катается Робин Казинс, на чемпионате мира в Токио японец Минору Сано выигрывает произвольную программу. За сборную СССР выступают Овчинников и Кокора, но от медалей и лидеров они далеко. Кокора на чемпионате мира 13-й, Овчинников 8-й. Сергей Волков хоть и был на отборочных третьим, в команду уже не включается.   

Чемпионат Европы 1978 года в Страсбурге. Побеждает Ян Хоффман. Он в прекрасной форме. Ковалев второй, а бронзу выигрывает англичанин Робин Казинс. За свою произвольную он получает в среднем 5.9! И было за что. Ковалеву Казинс уступает всего одно место (21-22). И Бобрин, и Овчинников катались хорошо – но не более: четвертый и пятый.

А на чемпионате мира в Оттаве очередной судейский беспредел. Яна Хоффмана придержали в «школе» и подрезали в произвольной.

Чарльз Тикнер

Золото отдали американцу Чарльзу Тикнеру (сумма мест 17-18 в пользу американца). Не скажу, что американец был плох. Нет, он был очень хорош, но Хоффман ему не проиграл. Однако лучше всех катался Робин Казинс.

Робин Казинс

Снова блестящее исполнение произвольной программы, и он третий (22), совсем недалеко от лидеров. Ковалев на том чемпионате выиграл «школу», а потом провалил всё остальное. Четвертый. Бобрин пятый, но какой-то прогресс виден. Кокора как приклеился к 13-му месту. 

Предолимпийский сезон 1979 года. В начале января в Запорожье в отсутствие Ковалева чемпионат СССР выигрывает Константин Кокора. Может память меня уже подводит, но у него была самая сложная произвольная программа – шесть тройных прыжков. Выполнил он ее очень хорошо. И сумел опередить Игоря Бобрина. Бронзу выиграл 17-летний Владимир Котин, ученик Е.Чайковской, вице-чемпион мира среди юниоров 1978 года. Мальчик был очень перспективный. 

На чемпионате Европы сложилась уникальная ситуация. Каждый тащил своего и топил конкурентов. «Школу» выигрывает Хоффман, Ковалев второй. Казинс проигрывает очень много. В короткой программе англичанин – лучший. Ковалев и Хоффман проигрывают совсем немного. В произвольной программе англичанин буквально нокаутирует соперников. Итоговая сумма мест: Хоффман – 18, Ковалев – 20, Казинс – 19. Чемпион – Ян Хоффман, второй – Владимир Ковалев, третий – Робин Казинс. Большее число судей поставили Ковалева на второе место.

Бобрин пятый, Кокора шестой. Оба плохо откатали произвольную, особенно Бобрин.

Чемпионат мира 1979 г. в Вене. Три европейских фигуриста и чемпион мира Чарльз Тикнер. Рядом с этой четверкой просто никого нет.

Ковалев прошел этот чемпионат отлично. Первый в «школе», первый в короткой – что было особенно важно и в итоге определило конечный результат, четвертый в произвольной. Ковалев во второй раз выигрывает чемпионат мира. До него экс-чемпионы никогда не возвращались на верхнюю ступеньку пьедестала. Робин Казинс сумел наконец-то обыграть Яна Хоффмана. А Чарльз Тикнер остался четвертым. В общем-то это его место и было. Бобрин и Кокора вновь выступили слабо. Игорь десятый, Костя 11-й. Оба упали в произвольной. У Бобрина в программе было пять тройных, и вообще сложная программа. Но катать ее надо было без ошибок – иначе терялось впечатление. Получалось не всегда. К сезону 1980 года Игорь Бобрин готовился уже с Юрием Овчинниковым. 

Наступил 1980-й год. Трио наших сильнейших фигуристов (никого сильнее действительно не было, и даже рядом никого) отправляется на чемпионат Европы в Гётеборг. После «школы» и короткой лидирует Ковалев. Совсем рядом Хоффман и заметно прибавивший в обязательной программе Казинс. В произвольной нет равных Робину Казинсу. Он – чемпион Европы. Второй – Хоффман. Ковалев был явно зажат, скован, и получил сравнительно низкие оценки. Бронза. Но было видно, что он может бороться за золото Игр. Бобрин четвертый, а Кокора сменил привычное европейское шестое место на восьмое. Судьи буквально дают понять, что его не воспринимают. Для меня такое отношение так и осталось загадкой. Казалось, при виде Кокоры они просто заранее определяют ему место и на само катание уже не смотрят.

В Лейк-Плэсиде в тяжелой борьбе с Яном Хоффманом победил Робин Казинс. Победил абсолютно заслуженно. Он снова был намного сильнее всех в короткой и произвольной программах.

Робин Казинс

Бронза у экс-чемпиона мира Чарльза Тикнера.

А где же наши? Ковалев выиграл короткую программу. Он был готов бороться за золото, но… заболел корью! Естественно, Игры для него закончились. Как и спортивная карьера. Больше на лед Владимир Ковалев не выходил.

Игорь Бобрин был шестым, Кокора – десятым.

В середине марта – чемпионат мира в Дортмунде. Хоффман, Казинс, Тикнер. Бобрин седьмой. Впервые за сборную СССР выступал 15-летний ученик Жука Александр Фадеев. Итоговое 14-е место в целом отражало уровень его катания. Но мальчик был хорош. Уже тогда удивил кучей сложнейших элементов, не все из которых сумел, правда, выполнить.

Бобрин в то время выходил на лед без тренера. Овчинников был невыездным. За границы СССР его не выпускали – неблагонадежный. После истории 1976 г. с прыгуном в воду Сергеем Немцановым за спортсменами следили особенно пристально, и любые «порочащие связи с вражеским зарубежьем» были основанием для запрета на выезд.

1981 год – пик спортивной карьеры Игоря Бобрина.

В начале января на чемпионате страны в Одессе он побеждает без каких-либо проблем. Впрочем, проблем и быть не могло: второе место у Александра Фадеева (17 лет), третье – у Владимира Котина (19 лет). Оба всё же слабее Бобрину, но оба явно прибавляют. Кокора – четвертый. Первые трое едут на чемпионат Европы.

 Чемпионат Европы выигрывает Игорь Бобрин. В его программе – пять тройных. Не просто пять тройных – а все известные тройные: сальхов, тулуп, лутц, флип, риттбергер. Великолепная хореография, артистичность.    

Если в середине семидесятых зрители шалели от катания Крэнстона и Юрия Овчинникова, то во второй половине семидесятых и в начале восьмидесятых самым ярким фигуристом в мире был, безусловно, Игорь Бобрин.

Появился интересный фигурист в сборной ФРГ – Норберт Шрам. У него бронза. Француз Жан-Кристоф Симрн второй, но они явно проигрывают Бобрину. Котин занял шестое место. Фадеев сорвал полпрограммы и девятый.

 На чемпионат мира в Хартфорд Бобрин ехал за золотом. Главные соперники – американцы Скотт Хэмилтон и Дэвид Санти. Год назад в Лейк-Плэсиде Санти был четвертым, Хэмилтон пятым, впереди Бобрина. Перед произвольной программой Игорь проигрывал американцам. Произвольную он тоже выполнил не безупречно – заменил пару тройных на двойные, небольшой сбой на ровном месте. И хотя в произвольной показал второй результат, остался на третьем месте. Победил Скотт Хэмилтон.   

Маленький щуплый американец был очень хорош. Высочайший темп, сложность – и хороший прокат.

Дэвид Санти в произвольной был третьим, но в итоге – второй.

Наш Владимир Котин откатался в свою силу и занял девятое место.

На январском 1982 года чемпионате страны Бобрин не без труда обыгрывает Котина и Фадеева. Все трое едут в Лион на чемпионат Европы. И там Игорь проигрывает – только бронза. Чемпионом Еропы становится Норберт Шрамм.

Норберт Шрамм

Если по первому месту вопросов не было – немец действительно откатался отлично и был сильнейшим, то второе место француза Симона я всё же расценил как подарок хозяевам. Впрочем, этот подарок им сделал сам Бобрин, своим катанием. Сегодня Симон более известен как тренер Брайана Жубера (бывший), но он двукратный бронзовый призер европейских первенств.

Фадеев пятый, Котин седьмой. Прогресс есть, но как-то медленно. 

На чемпионате мира 1982 года более чем уверенно побеждает Скотт Хэмилтон. Столь же уверенно на втором месте Шрамм. За бронзу борются два канадца, два Брайена – 22-летний Покар и 20-летний Орсер.

Брайен Покар

В 33 года Покар умер от СПИДа. Вообще СПИД постепенно превращался в профессиональнее заболевание фигуристов. Орсер тоже из этой веселой компании, но пока живой.

Игорь Бобрин катался на том чемпионате неудачно. Итоговое седьмое место. Фадеев 10-й, Котин 11-й. 

Игорь готовился к новому сезону. На чемпионате страны проиграл Александру Фадееву, был вторым. А на чемпионат Европы не поехал. Не то, чтобы он кому-то уступил свое место. Поехали Фадеев и Котин, третья вакансия осталась незаполненной. Ответственные товарищи из Спорткомитета пригласили Бобрина к себе и объявили, что ему пора заканчивать. И никуда его больше возить не будут. Это называется – турнули. Такое поведение вообще-то свойственно спортивным (и не только спортивным) функционерам, и не только в СССР. Об этой истории я узнал много позднее, а тогда просто удивился отсутствию Бобрина на чемпионате.   

Чемпионат Европы в Дортмунде уверенно выиграл Норберт Шрамм. Фадеев начал соревнования не очень удачно – «школа» была его слабым местом, но в произвольной показал второй результат и завоевал бронзовую медаль. Серебро выиграл 19-летний Йозеф Сабовчик из Чехословакии, наследник Непелы, как его тогда называли. Этот наследник отлично прыгал.

Владимир Котин в произвольной показал третий результат, а в итоге занял пятое место.

И на чемпионат мира наши поехали вдвоем – Фадеев и Котин. Фадеев боролся за медали. Не получилось. В произвольной программе Орсер показал второй результат, а Фадеева поставили на четвертое место, и бронзу выиграл Орсер. Серебро у Шрамма, а Хэмилтон стал трехкратным чемпионом мира.  

Котин ничем  и никак себя не проявил – девятый. Могло ли выступление Бобрина как-то изменить общую грустную картину? Не уверен. Но сам факт такого отношения к лучшему фигуристу страны крайне неприятен.

Наступил 1984 год. У нас осталось два хороших фигуриста – Фадеев и Котин. Где-то на подходе к классу был и харьковчанин Виталий Егоров, серебряный призер чемпионата мира среди юниоров.

Виталий Егоров

Но Егоров не успел «дозреть». Его вытеснили другие фигуристы.

Чемпионат Европы 1984 года выигрывает Александр Фадеев. После четвертого места в «школе» он выигрывает и короткую, и произвольную программы. Он действительно был очень хорош в том сезоне. Норберт Шрамм плохо откатал «школу», был вторым в короткой и тертьим в произвольной программах, и сумел выиграть бронзу. Второй – еще один фигурист из ФРГ Руди Черне. Его катание не помню совершенно, хотя он несколько лет крутился в первой шестерке. Котин прилично откатал только произвольную (четвертый) и в итоге шестой. Егоров занял седьмое место.

Александр Фадеев

В Сараево наших фигуристов ждала серьезная неудача. Фадеев откатался намного хуже своих возможностей. Он провалил произвольную программу, и оказался только седьмым. Никаких чудес не совершил и Котин – восьмой. Впереди – Хэмилтон, Орсер и Сабовчик. Орсер был лучшим в произвольной программе. 

Скотт Хэмилтон. Сараево - 1984

Сезон завершался чемпионатом мира в Оттаве. И там Хэмилтон тоже был лучшим, опередив Орсера. Бронзовая медаль была слабым утешением Александру Фадееву. Котин снова восьмой. Это был тогда его потолок. Чего-то парню не хватало. И как ни рекламировала его Чайковская и «Советский спорт», эта нехватка «чего-то» ощущалась. Не хватало ему стабильности и уверенности.

     Но уже в следующем сезоне всё изменилось.