24 мин.

Олимпийские Игры 2018. Командный турнир. Субъективные заметки

Трудно описать словами те чувства и переживания, которые мне, как и, не сомневаюсь, многим из вас, довелось испытать в дни, предшествуюшие открытию этих столь долгожданных и столь неоднозначных по своему восприятию Олимпийских Игр. Висящие под дамокловым мечом решения CAS надежды наших спортсменов на восстановление своего доброго имени и возможность участия в соревнованиях в Пхёнчхане, оправдательный вердикт CAS для 47-ми из них и нелепое в своей алогичности его же решение отклонить их апелляции на участие в Играх, одним махом перечеркивающее свои же постановления – голова от всего этого шла кругом и, казалось, что этому «театру абсурда» не будет конца.

Впервые за многие годы у меня не оказалось ни малейшего желания смотреть церемонию открытия Игр: наблюдать за нашими ребятами и девушками, идущими в колонне в унылой мешковатой серой форме (пожалуй, лишь американский журналист Джейсон Гэй, пишущий для The Wall Street Journal, оценил ее как «законченное изделие. Разумное. Комфортное» и предсказал, что русские «могут выиграть соревнования по стилю на зимних Олимпийских играх») и ожидать в любую минуту враждебных выкриков в их адрес было свыше моих сил.

И командный турнир по фигурному катанию я, скажу честно, села смотреть в каком-то опустошении. Может быть потому, что шансы нашей сборной на «золото» изначально были весьма призрачными, а то, что сборные США и в особенности Канады будут всеми силами тянуть за уши на высшие титулы, я не сомневалась. И чистота борьбы мне изначально представлялась весьма сомнительной – откуда тут взяться душевному подъему, который, помню, не оставлял меня во время сочинских Игр?

Соревнования мужчин в короткой программе энтузиазма отнюдь не прибавили, вызвав в памяти «звездопады» претендентов на пьедестал в танцевальном турнире в Турине и мужском разряде в Сочи.  Очень жаль было китайца Хань Яна, катание которого выглядело каким-то кошмаром и которого в турнире парников «поддержали» Сяою Ю и Хао Чжан, которые после падения партнерши с прыжка лишили свою команду даже теоретических шансов на попадание в произвольную программу.

Сяою Ю

 Надежда канадской сборной Патрик Чан, кажется, бесконечно находящийся в поиске мифического тренера, который бы и «семь шкур не драл» во время тренировки, и в то же время обеспечил бы своему ученику обретение идеальной формы на главных стартах сезона, свою короткую программу откровенно провалил. Он упал с 4Т, с трудом скрутил корявенький каскад 3Л – 2Т и вновь приложился ко льду «пятой точкой» после недокрученного 3А. При этом судьи, видимо, настолько прониклись его «божественным коньком», что щедрой рукой отвалили Чану за компоненты аж 45.10 балла, а в общем итоге – неприлично высокие для столь слабого проката 81.66 балла. Что называется, «я бы удивилась» (если бы это было иначе)!

Чан

 Израильтянин Алексей Быченко «дивным скольжением» Чана не обладает, зато напора и мужественности у него хоть отбавляй, и если он в ударе и не срывает ни одного элемента, включая 3А и 4Т, как было на этот раз, то смотреть на него мне несравнимо интереснее, чем на «гениального катальщика». Он получил баллы, составляющие его личный рекорд – 88.49, и явно был этим очень доволен. Жаль только, что этот всплеск Быченко был, скорее, демонстрацией своего личного куража, чем реальной помощью команде, ибо «один в поле – не воин», а фигуристов, сколько-нибудь сопоставимых по мастерству с Алексеем в других видах, в израильской команде пока не наблюдается.

Быченко

 Неузнаваемым в своей захватывающей по динамике, если она исполняется на должном уровне, программе выглядел представитель американской сборной Нэйтан Чен. Не слишком удачно выехав после 4Ф, он с трудом присоединил к нему двойной вместо тройного Т, затем пустил «бабочку» на 4Т, оставшись при этом без одного прыжкового элемента и, в довершение несчастий, упал после недокрученного 3А. Может, и вправду, какая-нибудь хитроумная аферистка  «Далила», склонившая его остричь свою буйную шевелюру, лишила его, подобно билейскому Самсону, силы, необходимой для исполнения своих головокружительных квадов? Результат в 80.61 балла – совсем не тот, на который реально могли рассчитывать Нэйтан и вся его команда.

Чен

 Михаила Коляду, за которого я особенно сильно переживала и, как оказалось, не зря, похоже, настиг «синдром Максима Ковтуна». Уже когда он встал на стартовую позицию, было видно, как дрожат у него пальцы рук, и Миша упал с первого же (докрученного!) 4Л, затем последовало падение на 4Т, оставившее его без каскада и, как апогей неудачи – «бабочка» на его коронном 3А. Всю программу Миша ездил, словно во сне и, разумеется, на сколько-нибудь приличный результат рассчитывать, увы, не мог, но жалкие 74.36 балла отбросили его далеко в ранг аутсайдеров.

Миша

Не хочу бросать камень в Мишу, продолжаю верить в него, но что уж там говорить – команду он подвел изрядно. Не понимаю, почему, зная о весьма невысоких результатах соперников, надо было идти на максимальный риск, исполняя оба квада? Ведь при чистом исполнении каскада 3Л – 3Т Миша, скорее всего, не потерял бы уверенности в себе и должным образом прыгнул бы этот злосчастный 3А, а учитывая его приличные даже в этой ситуации компоненты – 42.61 балла, – смог бы легко разместиться в лидирующей тройке.  Но сокрушаться об упущенных возможностях можно долго, а вот как поправить ситуацию, предстояло думать уже мишиным товарищам по команде.

«Тяжелая артиллерия» японской сборной в лице невысокого крепыша Шомы Уно вступила в бой с приличными резервами. И если первый 4Ф Шоме не удался – с недокрутом, на обе ноги и с касанием одной рукой, то каскад 4Т – 3Т и в особенности эффектный 3А в комбинации с двумя «корабликами» явно прибавили ему сил и настроения, и прокат японца можно назвать если и не выдающимся, то вполне достойным, в особенности на фоне массового  «падежа» основных соперников.

Шома

Короткая программа у пар ставила один вопрос: кто будет первым – Дюамель – Редфорд, Савченко – Массо или Тарасова – Морозов? Канадцы сорвали в итоге свою «палочку-выручалочку» - параллельный 3Л, остальное же откатали более-менее прилично, хотя никаких эмоций у меня не вызвали.

Меган и Эрик

 Немцы начали с настроением, как всегда, блеснули подкруткой и уверенно прыгнули параллельный 3С, но, приземляясь с выброса, партнерша оказалась на льду. Сетования ТАТ по поводу того, что Алена, против обыкновения, не поборолась за выезд, вызвали у меня вопрос: а зачем, собственно, ей было это нужно? Ведь с самого начала было ясно, как божий день, что команде Германии ничегошеньки не светит, поэтому рвать жилы, чтобы она попала хотя бы в произвольную программу, в планы Алены явно не входило. Более того, мне вообще показалось странным, что эту пару поставили в командник – вполне могли бы обойтись участием второго немецкого дуэта – Анника Хокке и Рубен Бломмерт - и поберечь свою главную ударную силу для индивидуальных соревнований.

Савченко

Единственные, кто выступил в этом турнире выше всяких похвал, были Евгения Тарасова и Владимир Морозов. Они откатали своего «Рахманинова» практически идеально по технике и на большом эмоциональном подъеме, так что все недостатки постановки, к которым в ходе сезона было немало придирок со стороны специалистов и зрителей, померкли на фоне превосходно выкатанной и до последнего нюанса прочувствованной исполнителями  программы. Женя и Володя,заработав за прокат свои 10 очков, существенно продвинули вперед наше казавшееся почти безнадежным дело, выведя команду на 3-4 место вместе с японцами.

Женя и Володя

Екатерине Бобровой и Дмитрию Соловьеву в коротком танце предстояла непростая задача – еще больше упрочить позиции нашей команды, продвинув ее хотя бы на одно место вперед. И здесь они выглядели, на мой взгляд, как никогда хорошо: танцевали без свойственного им обычно перехлеста эмоций, но держа при этом нужный градус накала и очень качественно исполняя все элементы.

Боброва

 И если не оглядываться на титулы, то их прокат ничуть не уступал прокату Майи и Алекса Шибутани, которые, как мне показалось, на сей раз излишне осторожничали, что латине противопоказано, как никакому другому, пожалуй, танцу. Но даже твиззлы – коронный элемент брата и сестры – явно уступали в лихости  тем, что они продемонстрировали хотя бы на московском этапе Гран-при, чему я была свидетелем. Почувствовали это, вероятно, и судьи, поскольку 75.46 балла, полученные американцами, далеко не были их «потолком».

Шибутани

 Пожалуй, впервые я, если и не прониклась латиной Анны Капеллини и Луки Ланотте, то хотя бы наблюдала за ней с возрастающим интересом.  Но при этом не могу не согласиться с теми, кто считает, что в этом танце Анне особенно не хватает гибкости в спине и пружинистости в ногах. Однако в целом танец смотрелся вполне добротно, хотя полученных итальянцами 72.51 балла хватило им лишь для того, чтобы расположиться на 4-м месте.

Анна и Лука

Тесса Вирчу и Скотт Мойр танцевали, как мне показалось,  не без оглядки – вроде бы и особо не к чему придраться в их исполнении, но не захватило оно меня, показалось весьма проходным, а сам по себе танец как не вызывал у меня восторгов, так и не вызывает, в особенности первая его часть с постоянными воплями «мяу» или чем-то в этом роде в музыкальном сопровождении и соответствующими телодвижениями партнерши.

Тесса и Скотт

  Не показалось мне образцом хорошего вкуса и в чем-то перекликающееся с платьем Алисы Агафоновой для произвольного танца на египетскую тему новое платье Тессы излишне смелого, на мой взгляд, фасона. Результат в 80.51 балла, хоть и высокий сам по себе, все же оставляет поле для размышлений – чего же не хватило нынче канадцам, претендующим на второй чемпионский олимпийский титул?  

Волнение во время женских соревнований в короткой программе у меня перешло все пределы – настолько я переживала за свою любимицу Женю Медведеву, зная, через что ей пришлось пройти, чтобы выступить в Пхёнчхане.

Но сначала на лед вышла Каролина Костнер. На сей раз она прокаталась, как мне показалось, достаточно расчетливо, не расплескивая эмоций, но при этом не изменяя себе в отношении законченности и продуманности каждого жеста. Начальный каскад 3Ф – 3Т в ее исполнении выглядел не слишком уверенно – второй прыжок ей удалось спасти неимоверным усилием воли, но зато 3Р и 2А были сделаны на высоком уровне. 75.10 балла Каролину порадовали, хотя результат, полученный на ЧЕ, был выше.

Костнер

 Легко, словно дуновение ветерка над цветущей сакурой, которую она напоминала нежно-розовым цветом своего платья, пронеслась по льду в своей короткой программе Сатоко Мияхара. Прекрасная, выверенная до кончиков пальцев программа, очень удачно раскрывающая индивидуальность исполнительницы – и всего лишь 68.95 балла в «сухом остатке»… Можно, конечно, кивать на недокруты, резко снизившие техническую часть оценки, но не могу избавиться от впечатления, что Мияхару в данном случае попросту «задвинули» под Кейтлин Осмонд, причем заранее, еще до выхода той на лед дав ей фору.

Сатоко

Осмонд же выглядела далеко не лучшим образом: сначала изобразила нечто маловразумительное в каскаде 3Ф – 3Т, сделав странную скобку после выезда с первого прыжка и едва удержавшись на ногах после второго (в строгом смысле – это был уже не каскад как таковой), затем еле-еле «вытащила» 3Л  и в довершение всего сбилась в одном месте в дорожке. Замечательная сама по себе программа от такого исполнения, разумеется, потеряла весь свой «парижский» шик, но чудеса судейства продолжились – 71.38 балла, выставленные за откровенно провальный прокат, явно указывали, в каую сторону дует ветер.

Кейтлин

 Женю Медведеву вся эта судейская казуистика, похоже, ничуть не волновала: она вышла на лед, чтобы доказать, что равных ей нет и справилась с этим блестяще! С первых же секунд, когда она открывает глаза и погружается сама и погружает зрителей в атмосферу своего мира, выстроенного на льду с помощью тех же элементов, что и у других, но в ее исполнении приобретающих совсем иную, только лишь ей свойственную окраску, и до ее выдоха с последним аккордом программы мир для меня замыкается на этой девочке, столь глубоко и полно воплощающую  в движении чудесную музыку Шопена.

Женя

Все это столь замечательно, что даже не хочется делать упор на технику, которой блеснула Медведева: каскад 3Ф – 3Т, 3Р со сложнейших шагов и 2А, где придраться можно разве лишь к жестковатому приземлению на зубец. Женечка обновила свой же мировой рекорд, получив 81.06 балла, и как же хочется пожелать ей, чтобы это стало только началом ее олимпийского дебюта и продолжилось в том же духе в личном зачете!

Произвольная программа парного катания развеяла, кажется, окончательно наши призрачные надежды на командное «золото». Но соревнования при этом оказались бенефисом вовсе не канадских фаворитов Дюамель – Редфорда, а итальянского дуэта Валентина Маркеи – Ондрей Хотарек. Не рассчитывая ни на какое попадание своей команды на пьедестал, Вали и Ондрей катались настолько самозабвенно, были настолько хороши технически (разве что расхождение в параллельном вращении можно поставить им в упрек), не забывая при этом отыгрывать каждый мелодический нюанс актерски, что их катание явилось настоящим наслаждением для глаз и для души зрителей, а им принесло личный рекорд – 138.44 балла.

Валентина и Ондрей

 Очень мне по душе обе программы американцев Алексы Симеки-Кнерим и Криса Кнерима, прекрасно отражающие нежные и доверительные отношения в паре. Но если короткую программу Алекса и Крис откатали на «ура», то в произвольной у них были ошибки – на выбросе 3С у партнерши, чиркнувшей ногой на выезде, натужный выезд с параллельного 3С у партнера и падение Криса с параллельного 3Т в долженствующем быть каскаде 3Т – 2Т. Однако настроение программы, в которой, кажется, каждым своим жестом партнеры обращались друг к другу словами легшей в ее основу песни «Oh, my love, mу darling!..» при этом им удалось сохранить, хотя полученный результат в 126.56 балла вряд ли мог их порадовать.

Симека и Кнерим

 Меган Дюамель и Эрик Редфорд вернулись к своей старой программе под песню певицы Адель. Не являюсь ее поклонницей, но все же эта программа, мне кажется, куда лучше той, что фигуристы показывали в первой половине  нынешнего сезона, хотя и при этом, на мой вкус, как катались Меган и Эрик «враскоряку», так и продолжают кататься. Но чего у них не отнять – это сумасшедшей заряженности Меган на победу, что и было на сей раз продемонстрировано. Ошибки, конечно, были – приземление на две ноги у партнера в параллельном 3Л, касание партнерши двумя руками при приземлении с выброса 4С, но все это были элементы ультра-си, так что много на них канадцы не потеряли, а все остальное было ими исполнено чисто, и катались они на высочайшей скорости. Получив за прокат 148.51 балла, канадцы вывели свою команду в отрыв, нагнать который было уже совсем нереально.

Меган и Эрик

 Отсутствие должного опыта крупнейших международных соревнований, как я и опасалась заранее, сыграло свою неблаговидную роль при выступлении Натальи Забияко и Александра Энберта. Ребята очень старались, исполнили, хоть и небезупречно, параллельный каскад 3Т – 2Т – 2Р, партнерша героически стояла на обоих выбросах, но спасти параллельный 3С им все же не удалось, а в довершение всех бед Наташа споткнулась буквально на ровном месте и едва не села на шпагат, что стоило им снятого как за падение балла. Однако даже невысокий результат – 133.28 балла позволил им сохранить за собой 3-е место, а команде – не опуститься в турнирной таблице ниже 2-го места.  

Наташа и Саша

В день произвольного катания у мужчин Михаил Коляда вышел на лед первым как имеющий самый низкий результат в короткой программе. И первый прыжок был как уже какое-то дурное «дежа вю» - с падением после докрученного 4Л, затем – неудачное приземление с недокрученного 4Т, но дальше Миша собрался и сделал все очень прилично, правда, слегка облегчив некоторые прыжки, в частности, заменив 3Л на 2А в конце программы. При этом ему удалось сохранить необходимое настроение, благодаря чему программа не потеряла в зрелищности и принесла Мише 173.57 балла, позволившие нашей команде сохранить за собой 2-е место.

Миша

Адам Риппон, рассудив здраво, решил не рисковать своим неуверенным 4Л, заменив его на 3А, но и тот у него вышел лишь двойным. Правда, в дальнейшем Адам ошибок больше не допускал и исполнил свою тонкую, элегическую программу очень проникновенно, получив за нее 172.98 балла.

Адам

 Патрик Чан под мелодию знаменитой песни «Аллилуйя» решился на исполнение двух 4Т – одного отдельно, а другого – в каскаде с 3Т, что у него вышло практически безошибочно, но Патрик не был бы Патриком, если бы откатался без падений - оно последовало на 3А, на втором 3А Чан пустил «бабочку», сдвоил тулуп в каскаде 3Ф – 3Т, но в глазах арбитров, которые канадцу традиционно благоволят, все это так, ерунда, поэтому они одарили Патрика суммой в 179.75 балла, 93.08 из которой составила оценка за компоненты.

Чан

 Не могу сказать о себе, что меня привела в восторг программа Чана: я, мягко говоря, не люблю «Аллилуйю», не понимая, почему она приобрела такую популярность; совершенно не трогает меня и «божественный конек» Чана, о чем я уже неоднократно говорила, поэтому его победу я восприняла как тот лом, против которого нет приема: победил – ну и  ладно.

Баллы, полученные канадцем, видимо, вогнали в совершенный ступор японца Кейдзи Танаку, который начал свою программу с двух подряд «бабочек» на сальхове, затем упал с 4Т, коснулся льда рукой при вращении в либеле и вообще катался так, будто к ногам у него привязано по гире, и лишь оба 3А вышли у него очень прилично. Собственно, японцы за медали не боролись, поэтому 148.36 балла Танаку хоть и не порадовали, но и, полагаю, не слишком огорчили.

Танака

Произвольный прокат у женщин получился, на мой взгляд, самым ярким из всех разрядов. Начался он с блестящего выступления американки Мираи Нагасу. Она никогда не была компонентной фигуристкой, делая упор на техническую составляющую, да и сейчас бОльшую часть программы разъезжала от прыжка к прыжку, разбавляя их вращениями и дорожками. Но на сей раз она настолько вложилась в свою программу, что не почувствовать этот драйв, испытываемый ею, было невозможно. И технически к ней сложно придраться – ее козырный элемент 3А был сделан на хорошем ходу и, главное, докручен, да и все остальные прыжки были исполнены четко, как никогда. Так что результат в 137.53 балла, ставший ее личным рекордом, выглядит вполне закономерно.

Нагасу

На одном дыхании промчалась по льду японка Каори Сакамото! Нравится мне эта ее программа и нравится в ней Каори – чувствуется, что она просто живет в ней. Были у нее мелкие недочеты, но в целом прокат у нее получился хорошим, хоть и не принес ей особых дивидендов –131.91 балла.

Каори

 Канадка Габриэль Дэйлман пошла по пути многих в этом сезоне и вернула свою прошлогоднюю программу на музыку Гершвина «Рапсодия в стиле блюз», принесшую ей «бронзу» ЧМ. И расчет оправдался: с программой Габби справилась очень здорово, начав ее с напором, на большом эмоциональном подъеме, затем перейдя к более раздольному и плавному скольжению во второй части и, наконец, завершив ее бравурным финалом.  Оценка в 137.14 балла порадовала как саму фигуристку, так и ее товарищей по команде, подтвердив их лидерство.

Габи

Каролина Костнер вышла на лед в очередном новом костюме для произвольной программы: на сей раз – в темно-синем платье с блестками, сохранив в его покрое идею зеленого комбинезона с ЧЕ с бежевыми вставками. На мой взгляд, этот наряд Каролине куда больше к лицу.

Костнер

Что же касается самой программы, то, мне показалось, что всю первую ее часть фигуристка была слишком зациклена на прыжках, которые не все удались ей: она с трудом выехала с 3Ф, сумев присоединить к нему лишь 2Т, запнулась при выезде с 3Р, были у нее и другие мелкие недочеты, но во второй части программы фигуристка предстала той Каролиной, которую так любят зрители и судьи, продемонстрировав свою удивительную пластику и музыкальность. Однако оценка ее не была слишком высокой – всего 134.00 балла, но при этом оценка за компоненты – 74.27 и итоговое 4-е место.

А потом был апогей соревнований в лице нашей маленькой «красной ракеты» Алины Загитовой, одним ударом вмиг сбившей всю «тяжелую артиллерию» противника! Алина откаталась превосходно – так, как и должна кататься чемпионка Европы, коей она с недавнего времени является. Могу бесконечно смотреть эту ее программу, в которой нет ни одного чисто балетного па, механически перенесенного на лед, а ощущение балета создается чисто спортивными средствами. Алина с первой до последней секунды – абсолютно в образе, и нарастающее по ходу программы ощущение испытываемого мною восторга стало для меня по ходу сезона неотъемлемым признаком стиля Загитовой.

Алина

 Наша красавица получила свои заслуженные 158.08 балла, что, по-видимому, не могло не вызвать черной зависти у некоторых ее соперниц, даже и не принимающих непосредственно участия в ОИ. Я, конечно, говорю, об Эшли Вагнер, разразившейся «обоснованием» того, почему программу Алины нельзя считать сбалансированной. Все доводы американки не выдерживают, разумеется, никакой критики и только выдают ее бессильную злость – ведь она-то даже в олимпийскую сборную не попала, да и сама признается в том, что контент Алины ей никогда не выкатать. Ну что ж, «зелен виноград», как говорила Лисица из басни Крылова.

Алина

К финалу танцевального турнира для нашей сборной все уже было давно ясно, но все равно смотреть его было интересно. Понравились мне Анна Капеллини и Лука Ланотте, кто бы что там о них ни говорил. Мне показалось, что они перестали вести безнадежную борьбу с нашими Катей и Димой за третье место, расслабились и катались в свое удовольствие. И танец прозвучал в полную силу – на такой высокой эмоциональной ноте итальянцы его, пожалуй, еще никогда не катали. Да, 107.00 балла – далеко не лучший их результат, но мелкие недочеты действительно были, что, лично для меня, не испортило впечатления от их выступления.

Анна и Лука

Что же касается борьбы за второе место между Бобровой – Соловьевым и братом и сестрой Шибутани, то могу сказать, что мне, пожалуй, по-разному (у наших фигуристов – грубая пантомима и «в-три-погибельное» катание, у американцев – механистичность многих их пассажей), но в равной степени НЕ нравятся произвольные танцы обоих дуэтов, поэтому болела я за Катю с Димой исключительно как за своих соотечественников.

Катя и Дима

 Оба же проката, на мой взгляд, были примерно равны по уровню, правда, в твиззлах Майя и Алекс были сильнее, тогда как у Кати с Димой на повторе можно было видеть небольшой рассинхрон. Результаты обоих дуэтов – 110.43 и наших и 112.01 у американцев – не дотянули до их лучших результатов и сохранили в итоге статус-кво, сложившееся после короткого танца.

Шибутани

 Тесса Вирчу и Скотт Мойр были здесь, разумеется, вне конкуренции со всех точек зрения. Но я уже писала, как вижу этот их танец и что конкретно мне в нем не по душе, так что не буду повторяться, но мое мнение о нем – «гениальная пошлость» - с  той поры не поменялось. Получив свои 118.10 балла Вирчу и Мойр окончательно закрепили лидирующее положение своей команды и принесли ей золотые медали.

Тесса и Скотт

Наши фигуристы получили «серебро» - по-моему, очень достойный результат, учитывая сложившуюся изначально не в нашу пользу ситуацию. Поэтому не разделяю мнение некоторых так называемых «патриотов», обрушившихся на ребят с критикой: «Для России есть только один результат – «золото», все же остальное – не стоящая внимания ерунда». Все это не что иное, как казуистика: спорт есть спорт, и результат в ним в принципе непредсказуем на 100%, тем более на Олимпийских играх  - бывало, и ТАКИЕ мэтры эти соревнования «заваливали».  Так что я от души поздравляю нашу замечательную сборную с «серебром» и буду продолжать болеть за них всех в индивидуальных соревнованиях, желая им достичь своих рекордных результатов.