Сражение всей жизни. Главные противостояния фигуристов на Олимпиадах двадцать первого века
Олимпиада – это кладезь фантастических историй преодоления. Историй о том, как человек, начинавший свой спортивный путь на катке в супермаркете, становится первым фигуристом-участником Игр в истории своей страны. И не выглядит на этих состязаниях испуганным пареньком-аутсайдером.
Олимпиада – это множество примеров чудовищной несправедливости. И ладно еще, если спортсмен самолично упустил медаль из-за своих ошибок. Но так бывает далеко не всегда…
Олимпиада – это, как и любое другое масштабное спортивное событие, про скандалы и эксцессы. Ты можешь взять золото Игр, но с тобой на одной ступеньке пьедестала будут стоять те, кто чаще тебя целовал лед после проката. Ну и плакал выразительно.
Олимпиада – это грандиозные победы. Когда человек, который отдал фигурному катанию всего себя, ценой сломанных костей и неимоверных психологических нагрузок достигает вершины и забирает то, что принадлежит ему по праву. Не пытайтесь здесь разглядеть конкретную личность – таких чемпионов очень и очень много.
Олимпиада, наконец, является местом великих противостояний. И именно противостояния я бы назвал главнейшим пунктом, ведь на их основе делаются выводы о том пути, который фигурное катание проделало за четыре года, и о том, что наш любимый вид спорта ждет впереди.
Олимпийские игры-2002 в Солт-Лейк-Сити
Алексей Ягудин против Евгения Плющенко
Почему именно это противостояние было главным?
Хотя бы потому, что оно более всего остального походило именно на спортивное противостояние. Мужское одиночное катание – единственный вид программы на тех Играх, который обошелся без скандалов и спорных решений. И если бэкграунд двух великих фигуристов легко уделывал по драматичности все, что творилось в Солт-Лейк-Сити, то непосредственно в финальном сражении многолетней битвы каждый получил то, на что накатал.
Пока канадцы выпрашивали золото в парах, Ирина Слуцкая сражалась сразу со всем миром, а в танцах «поучаствовали» мафиози (слушайте, как же весело было!), Евгений и Алексей выводили фигурное катание на принципиально иной уровень.
Кто победил?
Победил Ягудин, который был более последовательным в подготовке к Играм и уже имел опыт выступления на Олимпиаде (что важно, неудачный опыт).
Если же смотреть на итоги чуть более глобально, то победило русское одиночное катание в целом. Парни наглядно продемонстрировали, что деление на «умных» и «красивых» – для слабаков. Запомнились как их программы, так и их умопомрачительные прыжки с дорожками.
На трех следующих Олимпиадах никто из победителей и призеров не сумел даже приблизиться к соотношению сложность/чистота, продемонстрированному Ягудиным и Плющенко в 2002 году.
Что было дальше?
Алексей взял послеолимпийский Чемпионат мира, а дальше – взбунтовался измученный нагрузками организм и спустя пару лет титан эпохи стал обладателем титанового протеза.
Что же до расставания с любительским спортом, то ходят слухи, что от начала его прощального выступления на Skate Canada плачут даже неодушевленные предметы.
Евгений же, оправившись от поражения, следующие четыре года успешно доказывал, что в мире есть только один фигурист. Победив в Турине, он оставил большой спорт, но затем еще несколько раз возвращался и никогда не оставался без медалей.
Сложный характер и противоречивые поступки не отменяют главного – у Плющенко два олимпийских золота, одно как бы серебро и одно серебро настоящее, которое было завоевано в одном из величайших противостояний за всю историю спорта.
Олимпийские игры-2006 в Турине
Ирина Слуцкая против Саши Коэн и Шизуки Аракавы
Почему именно это противостояние было главным?
Плющенко привез серебряному призеру Ламбьелю больше двадцати пяти баллов. Тотьмянина и Маринин привезли китайцам почти пятнадцать. Настоящая заруба могла случиться в танцах, но танцоры решили, что раз все прыгают с десятого этажа падают (на той Олимпиаде, без всяких шуток, падали почти все), то чем мы хуже? В результате четыре пары из первой десятки навернулись во время исполнения оригинального танца, а вместо противостояний мы получили полнейший сюр. И если падение Мари-Франс Дюбрей было само по себе жутким, то в ошибке пары Фузар-Поли—Маргальо самое страшное – взгляд Барбары после проката.
Бррр… Алекс из «Заводного апельсина» и Лили Олдрин из «Как я встретил вашу маму» могут только завидовать.
А вот в женском катании случился настоящий триллер. И без того сильную интригу подстегнула короткая программа, по результатам которой первая тройка, оторвавшись ото всех остальных, получила по 66 баллов с разными «копейками». Саша Коэн, которая занимала промежуточное первое место, обыграла Ирину Слуцкую с аптекарским перевесом в три сотки. Все решалось в произвольной.
Кто победил?
Та, чьи нервы оказались крепче. Аракава не сделала ничего заоблачного – откатала спокойно и минимизировала риски. К слову, свою единственную медаль на Чемпионатах мира (и тоже золотую) японка за два года до Игр выиграла с той же самой программой.
Саша Коэн самоликвидировалась, свалившись в самом начале произвольной программы с лутца и флипа, а Ирина…
Я искренне считаю себя человеком, который способен переносить спортивные трагедии в прямом эфире и стойко досматривать неудачные прокаты любимых фигуристов. Но ту произвольную программу я и спустя столько лет не могу заставить себя пересмотреть. Когда тебе откровенно мешают выиграть Олимпиаду – это одно. Когда ты сама ее проигрываешь, падая со своего самого любимого, коронного прыжка – это уже не трагедия, а злой рок. Так, все, не могу. Пошел пересматривать Wonderland.
Что было дальше?
Аракава, максимально красиво завершив свою любительскую карьеру в том самом 2006 году, и по сей день в прекрасной форме – катает свою любимую программу на всевозможных шоу.
Слуцкая, которая также закончила после Олимпиады в Турине, пополнила странный список великих фигуристок в красном, которые так и не выиграли золото Олимпиады. До нее в «клуб» вошла Мишель Кван, а после – Мао Асада.
Саша Коэн не сдавалась. Отдохнув от спорта, она вновь решилась штурмовать Олимпийские игры. Но, завалив произвольную на Чемпионате США-2010, не смогла отобраться в Ванкувер. А вот короткая программа ей, в целом, тогда удалась.
Олимпийские игры-2010 в Ванкувере
Тесса Вирчу и Скотт Мойр против Мерил Дэвис и Чарли Уайта
Почему именно это противостояние было главным?
Вот тут сложнее. Давайте рассуждать. В Ванкувере каждый вид был украшен каким-нибудь знаковым противостоянием. Пожалуй, наименее всего эпитета «великая» заслуживает борьба за золото в мужском катании. Лайсачека, несмотря на все его регалии, едва ли хоть кто-то сможет назвать фигуристом равным Плющенко. А сам Евгений проиграл тогда не столько американцу, сколько изменениям в правилах и его величеству времени.
У женщин еще в короткой ото всех улетели Мао Асада и Ю-На Ким. Но друг с другом они не особо-то и соперничали – Асада по итогам соревнований была ближе к бронзе, чем к золоту, проиграв корейской принцессе двадцать три балла.
В соревнованиях спортивных пар результаты были не в пример плотнее, но вперед выходили то одни, то другие. Победили (скорее даже – не дали себе проиграть) великие Шень-Джао, но Савченко-Шолковы, которые должны были до последнего бороться с гениальными китайцами, вообще стали третьими.
А вот в танцах было жарко. Молодые и дерзкие, канадская и американская пары, которые уступали после обязательного танца Оксане Домниной и Максиму Шабалину, уже в оригинальном показали, насколько они сильнее всех остальных. Оторвавшись от основных конкурентов, в произвольной программе они уже разбирались исключительно между собой.
Кто победил?
Канадцы победили в Канаде. Но ни у кого сей факт саркастических улыбок не вызвал.
Мэрил и Чарли, к слову, катались попросту блистательно – на высоченной скорости, свободно. С оригинальными поддержками и интересными заходами. Катались так, чтобы все вокруг влюбились.
Но то, что в тот день совершили канадцы, заставило вообще позабыть о том, какие соревнования проходят. Великая музыка Малера, родные стены и два юных скульптора, которые весь сезон отсекали все лишнее от огромной глыбы мрамора под названием произвольная программа с той лишь целью, чтобы подарить всему миру несколько минут святой простоты. Ничего лишнего.
Много воды утекло с тех пор. И много удивительного случилось с канадской парой за это время. Их даже успели сравнить с голливудской жвачкой – сравнение вытекало из некоторой «блокбастерности» Тессы и Скотта после их возвращения и «артхаусности» главных конкурентов пары – Габи и Гийома. И в этом, наверное, их главное достоинство. Совмещать Малера, Скрябина и Глазунова с латиной и Мулен-Руж – сила в универсальности, брат.
Если уж Тесса и Скотт – это жвачка, то, несомненно, моя любимая. И я очень надеюсь, что эта жевательная резинка снова войдет в моду раньше, чем через 25 лет.
Что было дальше?
В послеванкуверские четыре года Мэрил и Чарли больше выигрывали, а Тесса и Скотт больше лечились (но тоже много чего выиграли). Рядом с ними так никого и не возникло. В Сочи Дэвис-Уайт взяли убедительный реванш и завершили любительскую карьеру.
Тесса и Скотт продолжают нас радовать. В соперниках у них потрясающие французы. И великая музыка на этот раз может сыграть уже против канадских легенд. Но еще ничего не решено.
Олимпийские игры-2014 в Сочи
Юдзуру Ханю против Патрика Чана
Почему именно это противостояние было главным?
В парном катании все было спокойно – тандем Волосожар-Траньков уверенно взял золото, продемонстрировав одну из лучших коротких программ за всю историю фигурного катания.
В танцах солировали все те же лица, что и четырьмя годами ранее, а сиквелы, как мы знаем, почти всегда получаются менее интересными.
В женском катании была борьба – и Аделина, и Ю-на катались прекрасно, но духа сражения там не было, потому что не было практически никакой истории противостояния.
Что до дуэли Чана и Ханю, то она, несмотря на несовершенство обоих в решающий момент, дала фигурному катанию очень многое. Они вернули в мужское одиночное формулу, согласно которой лидеры должны и прыгать четверные, и запариваться с постановками.
Патрик, сделав выводы после Игр-2010, разучил четверной прыжок (который впоследствии спасал его много раз) и, наверное, ни один фигурист в этом веке не менял мнение о себе так кардинально. От любви до ненависти – один шаг. От тарасовского «Я считаю, что он – фигура дутая» до ее же аплодисментов стоя – один год. Юдзуру же катался неровно, периодически выдавая шедевры. В начале олимпийского сезона падений было много, но чудовищный потенциал рассмотрели уже все.
Коллапсный Ванкувер остался в прошлом, а местом кульминации противостояния абсолютного лидера четырехлетия и самого прогрессирующего фигуриста в мире стал город Сочи.
Кто победил?
Тот, кто катал более сложную программу. Оба сделали по чистому четверному в произвольной, оба нагрязнили со вторым четверным. Обоих колбасило еще перед выходом на лед. Полнейшее, вроде бы, равенство. Ханю выигрывал по короткой, но у Чана были повыше компоненты, что (при его чистом прокате) нивелировало бы преимущество японца.
Неправильно, наверное, при столь неудачных прокатах искать смысл в деталях. Тем не менее. Самый сильный прыжок Юдзуру, прыжок, который он исполняет и по сей день с чудовищной стабильностью – это его тройной аксель. И, конечно же, именно этот элемент был и остается традиционно сложнейшим для канадца. В Сочи Патрик ни разу за три программы не исполнил тройной аксель чисто. Юдзуру сделал это четырежды, причем в произвольной программе к обоим прыжкам он прицепил тулупы. И сделал это во второй половине программы. And the gold goes to…
Что было дальше?
Патрик после Олимпиады ничего серьезного не выигрывал, но до Кореи дотянул. На Игры-2018 он отправится приблизительно в том же статусе, в котором в Ванкувер отправлялся Ламбьель, а в Сочи – Такахаши (с некоторыми оговорками, конечно).
Ханю поделил со своим корешом Фернандесом четыре Чемпионата мира, взяв золото в 2014 и 2017. В погоне за совершенством он невовремя травмировался, но на Игры Юдзуру поедет. И очень хочется надеяться, что мы увидим японца в оптимальной форме.
Есть стойкое ощущение, что материал с подобной тематикой куда сложнее будет написать после Игр в Корее. Конечно, тут сложно что-либо говорить с полной уверенностью, но олимпийский турнир по фигурному катанию в Пхенчхане имеет все шансы стать самым напряженным, драматичным и интересным за очень долгое время. Вирчу-Мойр против Пападакис-Сизерон, битва старших четверных в мужском одиночном, где на медали претендует человек восемь, наконец, ставшее уже классическим, противостояние Китай-Европа-Россия в состязаниях спортивных пар. Так, вроде, ничего не забыл?
Да, не забыл. Лишь кое о чем умолчал. Но только для того, чтобы уже после Игр добавить в перечень великих дуэлей.
Ждать осталось совсем недолго.
Кван-Слуцкая на ОИ2002, а победила Хьюз, которая прыгнула была технически сложнее.
А вот мужской турнир, несмотря на обилие косяков, был примечателен хотя бы короткой программой и резко возросшим, по сравнению с ОИ-2010, количеством четверных. Вот как-то так.
Степанова отстаёт от Пападакис, потому что хуже исполняет элементы, вот в совокупности и получается более кривое зрелище.