Железная маска и кленовые хитрости. Ретроспективный обзор Олимпийского турнира-2002
Течение времени смывает эмоции, сглаживает углы и предает забвению казавшиеся вечными обиды. Неизменно наступает время новых вопросов и ответов, новых злодеев и героев.
Но есть такие победы, былины о которых долетают до нас эхом множества веков. Примеры подобных триумфов мы находим, конечно, и в мире спорта.
«Все проходит, и это пройдет», – гласила гравировка на кольце ветхозаветного царя Соломона. Он смотрел на него, когда был или слишком счастлив, или избыточно огорчен. Да, время – поистине великий врач, но и у него случаются терапевтические исключения.
Одной из кладезей таких исключений является турнир фигуристов на Олимпиаде-2002. Первые в 21 веке Игры не только подытожили достижения века двадцатого, но и, как оказалось, выполнили прогностическую функцию, показав, какой из векторов развития будет избран фигурным катанием.
Данный турнир, кажется, никогда не забудут – уж слишком много эмоций и споров он породил.
Лёд «Солт-Лейк-айс-центра» то осыпали пламенными поцелуями, то полировали всевозможными частями тела, а кое-кто и вовсе вероломно разрушал его своими бессмертными дорожками шагов… Игры, которые не оставили равнодушным никого. Состязания, которые радикально изменили фигурное катание.
Так проскользим же, дорогой читатель, прямиком в 2002 год! Этот текст посвящен событиям, людям и явлениям, которые сделали Олимпиаду в Солт-Лейк-сити одной из главных в истории ФК.
Результаты сборной России: 2 золота и 3 серебра
Медальный улов, который в современных реалиях будет считаться крайне успешным, в 2002 году чисто статистически был шагом назад: на всех трех Играх, что вместили в себе девяностые годы, наши фигуристы неизменно брали три золотых награды из четырех.
С другой стороны, если рассмотреть только одиночные дисциплины, Игры-2002 и по сей день остаются самыми успешными для СССР/России: Ирина Слуцкая отвоевала вторую за всю историю отечественного ФК медаль в женском катании (первая – бронза Киры Ивановой в 1984 году), а Ягудин и Плющенко, заняв две первые строчки в итоговой таблице, и вовсе сражались в своей собственной вселенной, обособленной от «третьих лишних».
Молодые таланты и новые имена Олимпиады: Стефан Ламбьель, Бриан Жубер, Саша Коэн, Сара Майер
Игры в Солт-Лейк-сити стали дебютными сразу для трёх главных европейских фигуристов нулевых и начала десятых. Однако называть Плющенко образца 2002 года «молодым талантом» или «открытием соревнований» довольно странно – он, конечно, молодой и талантливый, но к моменту Олимпиады уже обладатель полного комплекта драгметаллов с ЧМ и дважды чемпион Европы.
А вот два брата-акробата, Ламбьель и Жубер, проводили тогда свои первые сезоны во взрослых и представляли собой этаких личинок фигуристов, которым, дабы стать великими, еще предстояло претерпеть ряд метаморфоз. Застолбив за собой адекватные для дебюта места (14 и 15) и сумев порадовать зрителей, юноши получили бесценный опыт и к следующим Играм подошли во всеоружии. Ну ладно, ладно… Готовым к борьбе за медали к ОИ-2006 подошел только Ламбьель – а вот Жубера до конца карьеры косоёжило на Олимпиадах с такой силой, с какой даже Эминема не колбасило перед первыми рэп-баттлами в фильме «8 миля». У француза с главными стартами четырехлетия отношения в итоге если и сложились, то только абьюзивные. В общем, грибочек переживает, потому что он волнушка. Не будем ему мешать…
Хватало воздушной молодости и в женском катании – ну это как водится. И если Сара Майер, являясь фигуристкой заметной, стала все-таки героиней скорее континентального, а не мирового уровня, то Сашу Коэн вполне можно называть полноправным открытием Олимпиады и спортсменкой ламбьелевского масштаба. У Саши и Стефана вообще много общего: от любви к самым обидным позициям в итоговом протоколе (у обоих есть 4 и 2 места на Олимпиадах) до ошеломляющих непрыжковых: спирали Коэн и вращения Ламбьеля и по сей день считаются эталонными.
На фоне всего этого пестрящего великолепия одиночников и скандалов в парных дисциплинах как-то совсем незаметно и тихо на Играх дебютировала восемнадцатилетняя спортсменка из Украины, некто А. Савченко…
Главный скандал Олимпиады: пересмотр результатов в состязаниях спортивных пар
Если золото на Играх резко стало отдаляться,
А соперник из России чисто откатал КП,
Не спеши грустить и плакать, слишком рано убиваться!
Строго следуй методичке, и все будет хорошо.
На разминке предпрокатной нужно бортануть Антона.
Чтобы сильно не палиться, это сделает Сале.
Хоть фактурой полторашка, но к победе воли – тонна!
Веселее, ты в хоккее! А хоккей в Канаде – вау!
Дальше катим прозволку, что одна на пять сезонов.
Элементы – это круто, круче только поцелуй.
Мы целуем до прокатов, после, и во время оных
Руки, бортики, арбитров и саму поверхность льда.
Даже этим не прониклись? И победу не отдали?
Нам помогут журналисты, создадут вселенский вой.
Хоп – второе награжденье, хоп – второй комплект медалей,
И звучит весьма почётно: «кабинетный медалист».
Обыграли европейцев, уничтожили китайцев!
Кстати, да, а где китайцы? Пофиг, зоито хочу!
И пускай приемов грязных, мягко скажем, не чурались,
В Википедии напишут: «олимпийский чемпион».
Скандал ещё аукнется глобальным изменением судейской системы, несколько лет спустя «6,0» можно будет увидеть только в «Ледниковом периоде». Непосредственные участники битвы обратят внезапный хайп себе на пользу, перейдя из соревновательного ФК в мир ледовых шоу и даже создав совместный номер. Да что уж там, отечественные киношники даже художественный фильм по мотивам уже сняли (лучше не смотрите).
Отказавшиеся участвовать в фарсе повторного награждения выдающиеся китайцы Жень-Чжао всего год спустя выдадут на Чемпионате мира-2003 один из величайших прокатов в истории, а в 2010 возьмут-таки своё золото, прервав сорокадвухлетнюю (!!!) серию побед спортсменов СССР/России.
Инцидент породит, помимо судейской реформы, и ряд других аномалий – от статистических до лингвистических.
Так, и Бережная-Сихарулидзе, и Сале-Пеллетье являют собой редчайший случай, когда в отношении тех, кто в итоге стал чемпионом, чрезвычайно часто говорят «засудили». Согласитесь, нечасто в общественном сознании «засуживают» тех, кто по итогу выиграл…
Более того, «серебро-2002 в парном катании» – и по сей день единственная лакуна в таблице призеров Олимпийских игр. Иных пустот просто нет – если состязания проводились, они всегда имели по итогу полноценный состав призеров.
«Как дела, потомки?» Олимпиады: Евгений Плющенко и Тимоти Гейбл
Мужской турнир в Солт-Лейке – разудалое пиршество многооборотных прыжков. Прыгали чисто, прыгали часто, в каскадах и одиночными, в коротких программах и произвольных.
Возьмите хоть чемпионство Ягудина… Ведь его победа, помимо грандиозных программ (к ним еще вернемся) и череды гениальных решений, примечательна еще и первым в карьере Алексея каскадом 4-3-2. Просто вообразите, насколько нужно доконать человека, чтобы он впервые в жизни сделал самый сложный из доступных ему элементов в произвольной программе ОИ!
Проникся, так сказать, атмосферой.
Гейбл первым в истории сделал три чистых четверных в произвольной, а Плющенко после неудачи в короткой и вовсе поехал кукушкой по всем осям и вертикалям, выдав во второй соревновательный день такие авадакедавры как 4-3-3 (почти чисто) и тройной аксель в комбинации с тройным флипом (на дворе, напомню, был 2002 год).
По итогу первая тройка напрыгала за шесть прокатов десять чистейших четверных – этот результат будет превзойден только в 2018 году. Дабы вы понимали пропасть между Играми-2002 и следующими Олимпиадами: в 2006 за шесть прокатов Баттл, Ламбьель и Плющенко родили суммарно четыре чистых четверных. Когда же казалось, что дно достигнуто, снизу постучался Ванкувер-2010, где из призеров адекватными четверными прыжками отметился только Плющенко.
Удивительно, насколько хорошо на примере мужских турниров прослеживается цикличность фигурного катания как спортивной дисциплины. Сперва сложные времена поспособствовали появлению русских титанов – те породили годы цветения и благодати. Благодатная эпоха, в свою очередь, вывела на авансцену не-то-чтобы-сильных-духом спортсменов с красивыми транзишенами и тоненькими ножками, подкашивающимися на четверных.
А короли связующих элементов, побуянив, оставили после себя выжженную землю, на которой необъяснимым образом расцвели Фернандес, Ханью и Патрик Чан здорового человека с уже выученным четверным.
Главная сенсация Игр: победа Сары Хьюз
Триумф американской спортсменки был неожиданным, но, полностью вписывался в олимпийскую летопись концептуально.
Дело в том, что для главных фавориток Игр – Кван и Слуцкой – это были вторые олимпийские соревнования, они уже выступали в 1998 году…
Сейчас поясню, почему это имеет значение.
Знаете, сколько раз за последние 30 лет золото Олимпиады в женском катании выигрывала НЕ дебютантка Игр? Только однажды – Шизука Аракава, победившая в 2006, выступала до того на Играх-98. На этом, вы не поверите, все.
Ямагучи, Баюл, Липински, Ким, Сотникова, Загитова – все они были дебютантками Олимпийских игр. Являлась ею и Сара Хьюз… В общем, женский олимпийский турнир – не просто царство молодости, это королевство новичков. Так уж исторически сложилось.
Впрочем, закономерности закономерностями, но конкретно эта победа все равно и по сей день остается одной из самых внезапных в истории зимних Игр. Была ли Сара стопроцентно лучше Ирины? Мнений на этот счет не счесть. Вопросы судейства – самые сложные вопросы в мире.
Оценочная система образца 2002 года уже понимала, что 3+3 дороже и сложнее, чем 3+2, но в том, что такое недокрут и как за него карать, еще предстояло разобраться…
Впрочем, история не терпит сослагательного наклонения. Поэтому Сара Хьюз – полноправная олимпийская чемпионка. А Ирина Слуцкая и Мишель Кван (ставшая и вовсе третьей) – великие фигуристки.
Лучший прокат Олимпиады: а что, есть варианты?
Главная короткая программа нулевых в фигурном катании вообще. Редчайший случай, когда гениально сработали все: спортсмен, главный тренер, постановщик. Бессмертная классика. «Зима».
В этой КП – как в хорошем иллюзионном номере – нет ни единого лишнего движения, а каждый жест имеет свою цель и логику. О сложносочиненных связках в те далекие времена еще не задумывались, но до чего же хорошо эта программа выстроена! Ягудин успевает и все отпрыгать, и уделить внимание каждому зрительскому сектору, и пошутить (осыпав судей льдом), и вскинуть после прыжка в победном жесте кулак.
Именно грамотное использование каждой отведенной секунды вкупе с действительно нечеловеческой харизмой Алексея позволяет этой постановке если и не терять своей актуальности (все-таки фигурное катание заметно ушло вперед), то уж точно крайне красиво стареть.
Примерно так же, как «Зима», смотрятся сейчас высокобюджетные фильмы восьмидесятых годов, в которых компьютерной графике предпочли реальные декорации, грим и прочие осязаемые инструменты визуала – вроде и понимаешь, что сейчас могут круче, но пусть только кто-то попробует это выключить, пока ты не досмотрел.
Аптекарски точным у Алексея был и выбор темы для произвольной программы – «Человек в железной маске» стал логичным продолжением прошлогоднего «Гладиатора», но позволял чуть больше дышать, что в удушающей атмосфере Игр особенно важно. Стратегия «Эмоциональная короткая+блокбастерная произвольная» еще не единожды оправдает себя на все сто: тут вам и «Крестный отец»-2006, и… Ханью в 2018 году. Забавно, что великий японец, имеющий столько точек пересечения с Плющенко, взял второе золото Игр с абсолютно ягудинскими программами.
Это, возможно, не слишком очевидно. Но посмотрите подряд «Зиму» и «Шопена»; «Человека в железной маске» и «Сеймея», обратите внимание на структуру этих постановок – зрители даже аплодируют в одних и тех же местах. Впрочем, если метод работает, отчего бы и не взять его на вооружение…
Самые «злободневные» программы Игр: произвольные танцы дуэтов Анисина-Пейзера и Лобачева-Авербух
Танцы на ОИ-2002 также не остались без захватывающих сюжетов. Жизнь - лучший драматург: Анисина и Авербух, некогда стоявшие в паре, уже с другими партнерами добираются до вершины спорта.
Она – с золотом; логичным, выстраданным и «французским». Он – с серебром, которое, положа руку на сердце и ногу на ногу, тоже едва ли можно назвать неудачей… И если в парном катании интриги плели федерации и журналисты, а в мужском одиночном свою лепту вносили гипнотизеры, то тут, как некоторые утверждают, вообще поучаствовала мафия… Веселые были Игр, чего уж говорить. Но давайте лучше о спорте.
Фигурное катание – великое зеркало эпохи. По прокатам фигуристов, их выбору музыки, можно и спустя много десятилетий сделать выводы относительно того времени, когда все это создавалось.
Взять хотя бы нашу с вами современность – не просто же так «Лакримоза» Моцарта оказалась в олимпийских произвольных программах у действующих ЧМ – Чена и Щербаковой.
Вот и в 2002 две выдающиеся пары, не сговариваясь, решили сделать не просто «победоносные танцы», а полноценные творческие манифесты.
Постановка французской пары «Liberte» содержала в себе отрывки из речи Мартина Лютера Кинга и представляла собой пронизанное свободолюбием постмодернистское полотно. Гвендаль поднимал Марину, Марина – Гвендаля, а вместе они подняли зал…
Танец Ильи и Ирины – «Time for peace» – с первых же секунд достаточно ясно обозначал заявленную тему и вероломно захватывал все зрительское внимание, однако был более мрачным и обрывочным, с чуть более грубыми и резкими музыкальными переходами. Постановка вышла сколь запоминающейся, столь и спорной.
Обеим парам в итоге досталось не только по медали, но и по шапке (нашим больше). Наталью Линичук незадолго до Олимпиады вообще спросили в одном из интервью (цитирую): «Неужели вы действительно сейчас ставите программу на мотив гимна пожарных Нью-Йорка?! Неужели Илья Авербух выступит в образе храброго борца с огнем?».
Все-таки отечественная журналистика умеет. Могёт.
Внезапные падения под Майкла Джексона Олимпиады: Ше-Линн Бурн и Виктор Краатц; Евгений Плющенко
Ну или вот такое совпадение – два главных факапа Игр случились под одно и то же музыкальное сопровождение.
Крушение Евгения Плющенко с четверного прыжка в короткой программе – история, обросшая метафизическими завихрениями и трансцендентными сюжетами, с гипнозом и моральным террором во главе угла.
Фигура таинственного психолога Рудольфа Загайнова несомненно имеет вес в этой коллизии – даже если отбросить мистические мотивы. Когда девятнадцатилетнего мальчишку, которому предстоит дебютировать на ОИ, накачивают информацией о «страшном дяде гипнотизере», что работает на команду его главного соперника, сложно ждать от юноши, что он не дрогнет.
Евгений дрогнул – но оправился уже к произвольной, выдав ошеломляющий прыжковый контент и перепрыгнув с 4 места на итоговое 2. Произвольная программа, кстати, менялась по ходу олимпийского сезона и, откровенно говоря, не соотносилась с масштабом дарования Евгения. Его «Кармен» – это набор гениальных элементов под маркую и известную музыку, не более.
А вот «первую» Олимпийскую произвольную Евгения Плющенко я советую вам, если не видели, посмотреть. «Жизнь артиста» – очень насыщенная и нестандартная постановка, которая, увы, так и осталась одной из главных «программ-призраков» в двадцать первом веке.
Не менее драматичным вышло и падение канадского танцевального дуэта Бурн-Краатц. Виктор Краатц в самом финале замечательно исполненного произвольного танца решил исполнить прием под кодовым названием «Один прогиб – и ты погиб». Блистательная Ше-Линн, к слову, ни единым жестом/взглядом/ответным ударом не выказала досады из-за случившегося.
Они в итоге стали четвертыми – как и в 1998, а их внезапная оплошность оказалась отчасти пророческой – спустя четыре года, на Играх-2006, в танцах случится грандиознейший звездопад, аналогов которому, пожалуй, в современной истории и не сыскать…
Самый «глубокий» вид Олимпиады: состязания спортивных пар
Помимо скандальности и отсутствия итогового серебряного призера турнир парников запомнился еще и грандиознейшим составом участников, вот только ясно это стало годы спустя.
Если олимпийские состязания женщин из раза в раз являют собой пиршество новых имен и стремительных взлетов, то соревнования пар – это про умение ждать и планомерно выстраивать тактику на годы вперед.
Под «глубиной» состязаний парников я подразумеваю количество спортсменов, которые стали Олимпийскими чемпионами в будущем. А таковых на льду Солт-Лейк-сити было аж пятеро: Тотьмянина-Маринин стали четвертыми (победят в 2006), Шэнь-Чжао – третьими (выиграют в 2010). Самый же длинный путь предстоит пройти занявшей на Играх-2002 пятнадцатое место Алене Савченко: она достучится до небес аж в 2018 году, подытожив и без того великую карьеру…
Взгляд турнира: Мишель Кван
Потому что именно он как нельзя лучше характеризует Олимпиаду в целом. В глазах Мишель – и нацеленность на результат, и какое-то трагическое предчувствие, и дух воинственности, что на тех Играх обострилась до предела…
В не меньшей степени к масштабной иллюстрации Игр подошел бы и направленный на Плющенко взгляд Загайнова. Но мир, как известно, должна спасать красота.
Спасибо за внимание!
P.S. Если материал вызовет интерес, блог продолжит свой олимпийский путь и перенесет свое повествование в Турин.
И как радостно было за Алексея!!!
Ну, и за Марину, чего уж греха таить...
Автор, спасибоооооооооооооооооооооооо!!!!!
Нынешняя система судейства намного понятнее и объективнее, чем 6.0.
В танцах помню казус с судейством, когда после скандала в парах, все пророссийские судьи отдали победу Анисиной и Пейзера, а все прозападные Лобачевой Авербуху. В итоге они вроде 1 голосом проиграли.
Ну и Зима Ягудина - это шедевр, невероятная программа.
Еще про Бережную Сихарулидзе вспомнила, предолимпийский ЧМ был в Канаде. Сале Пелетье ошиблись и вместо 3 прыжка, кто-то из них сделал 2 оборота. Когда судьи стали пересматривать повторы, вдруг отключилось все оборудование, им засчитали тройной прыжок и они обыграли нашу пару и стали ЧМ.