11 мин.

Опыт русского Фауста. Чтобы вернуться в большой спорт, Камила Валиева должна найти в себе свет

Всякий хороший фигурист владеет как минимум двумя языками: вербальным и хореографическим.

С помощью русского/английского/японского спортсмены раздают разной степени бестолковости интервью, а также рекламируют товары и услуги. А вот посредством языка жестов они беседуют с нами уже всерьёз, используя всё своё красноречие. Более того, иногда, в моменты особого напряжения, они не только разговаривают, но и «проговариваются».

Одна из таких проговорок случилась 17 февраля 2022 года. Камила Валиева завершила произвольную программу отчаянным и сокрушительным взмахом, в котором несложно было прочитать горькую обиду, колоссальную усталость и леденящее душу отчаяние.

Главная фигуристка поколения и одна из самых талантливых спортсменок в истории попала в медвежий капкан и махнула на вселенную рукой. По всей видимости, мир этот импульс ощутил. И начал рушиться.

Глава 1. Танец на краю пропасти

Публичное пространство откликнулось на допинговый скандал в высшей степени многополярно.

Кто-то уничтожал Камилу, проявляя неистовую прыть и отказывая ей хоть в каком-либо таланте. Доводы в пользу того, что такое чувство музыки и такую персональную харизму никаким допингом не нарастить, никого не убеждали. Как-то сразу позабылось и то, что на таком уровне фармакологическую помощь используют все, но не все избегают ошибок в кабинетах: медицинских и юридических…

Кто-то с горечью говорил о том, что мир фигурного катания, вероятно, надолго лишается одной из самых одарённых своих представительниц. Да, она подвела всю команду, да, вопросы крови в пробирке – самые сложные вопросы в мире. Но отчего случившееся должно заставить отречься от объективности? Для меня, пускай и насмотренного, но всё же простого болельщика, кристально ясно, что по своим умениям и своему потенциалу Валиева образца начала 2022 года – абсолютно лучшая фигуристка в истории.

Однако исторический контекст сделал своё дело, и главенствующим стал третий нарратив. Согласно нему, Валиева нарекалась мученицей и становилась фигурой символической, а позже – в некоторой степени даже неприкасаемой… Аксель от риттбергера апологеты сей концепции отличить не могли и в художественные особенности её интерпретации «Болеро» не вникали, но кейс «нашей девочки, которую обидели» сам по себе был настолько жирнющим и имел такой потенциал, что его стали раскручивать по всем радиостанциям и вестникам.

В конце концов, повесить баннеры – много проще, чем нанять компетентных юристов и квалифицированных спортивных врачей. Три билборда на границе двух эпох с надписью «Камила, мы с тобой!» украсили наши города ещё до начала личных соревнований.

Для меня этот слоган и по сей день звучит как угроза.

Валиева в личном олимпийском первенстве – это попавшие под дождь листы с гениальными стихами. Многооборотные прыжки, требующие тотальной концентрации и душевного равновесия, конечно же, ушли, потянув за собою и ту неземную лёгкость, которая, выражаясь просто, сносила всем башню.

Но и того, что оставалось, хватало, чтобы понять – ничего подобного в мире фигурного катания просто не было.

Камила выглядела особенной даже на фоне космически одарённых Щербаковой и Трусовой. Все остальные фигуристки тогда не просто соревновались отдельно – они состязались в каком-то ином, упрощённом виде спорта…

И вот, финальные такты «Болеро», итоговое четвёртое место (впоследствии обнулённое) и туманное будущее.

Впрочем, для каждого по-настоящему талантливого человека у тьмы и тумана всегда найдётся «взаимовыгодный» контракт, без подписи которого Фауст – это не Фауст. 

И добрые люди, окружившие Валиеву, начали истово нашептывать в оба уха соблазнительные побасёнки: 

“Ты ведь настоящий Мастер. Мы поможем, не сомневайся… 

Если мир фигурного катания твой трепетный талант не оценил и отправил тебя в четырёхлетнее изгнание, не стоит ли позаботиться о своём будущем? Тебя уже ждут чернильница с гусиным пером, дом с витражами, вечная любовь фанатов, награды и гранты, а также роли в пентакля, тьфу ты, в спектаклях и материальное благополучие!”

Поставила ли Камила подпись? Одному Богу известно. Сама она теперь очень сильно не любит неудобные вопросы.

Однако факт остаётся фактом: капюшон надела одна Камила, а снимала его – уже совсем другая. Всё ещё беспредельно талантливая. Но недоверчивая, израненная и укутавшаяся во тьму.

Или, быть может, я просто вижу то, чего на самом деле нет? Такое ведь тоже нельзя исключать…

Так или иначе, для меня все постановки Камилы после олимпийского сезона – это танцы на краю пропасти. И лишь неизбывная сила её божественного дара позволяет ей в эту самую безызбежную пропасть не свалиться.

Глава 2. Что кроется в деталях?

Многие критики костерят великого писателя Виктора Пелевина за то, что каждая следующая его книга более «тёмная» и злобная, чем предыдущая. Контраргумент находится легко – с годами мировоззрение любого мыслящего человека эволюционирует, он меняется и лучше понимает жизнь. Оттого, собственно, и мрачнеет…

Если через такую же оптику рассмотреть произведения постолимпийской Камилы, то многое проясняется…

Ещё раз оговорюсь, я считаю Валиеву великой фигуристкой. И да, у неё были все основания разозлиться после случившегося, в том числе – и на себя. Но чему стал служить её гений?

Достаточно посмотреть на программы, которые прочно вплелись в контекст жизни. И хронология вырисовывается настолько наглядная, что диву даёшься…

«Девочка на шаре», «Шторм» и «In memoriam» – великая птица-тройка, которая унесла фигурное катание в светлое будущее, три грандиозных дара, в которых музыкальная культура интерпретируется русской хореографической школой с удивительной точностью и трепетом.

«Болеро» – прорыв в стратосферу, как когда-то это уже сделали Торвилл и Дин. Это четыре минуты почти что всего самого важного и лучшего, чего достигло женское фигурное катание к 2022 году. Эта программа – манифестация своего таланта, бенефис гения. В ней нет сюжетов и подтекстов, потому что в ней есть ВСЕ сюжеты и ВСЕ подтексты – подобный фокус до того проделывали, например, Джойс и Малевич.

А вот дальше… Дальше краски предсказуемо начинают сгущаться.

Сперва Камила устремляется в далёкий и трагический космос и общается с нами посредством азбуки Морзе, она буквально отдаляется от нас, предавших и обвинивших её. Затем начинается «Шоу Трумана», очередная программа-манифест, своеобразное посвящение всем спортсменам, пережившим психологическую травму. Я здесь усматриваю связь с «Memorial» Грищук и Платова. Оксана тогда тоже облачилась в капюшон (его убрали только к Олимпиаде), а сама постановка была посвящена спортсменам, которые получили тяжелые травмы или вовсе погибли.

Вишенка на торте того сезона – неимоверно талантливая, крайне притягательная, но всё-таки, уж простите, инфернальная по своей сути Уэнздей Аддамс…

Для меня очень важно донести: речь идёт не о потере художественной ценности как таковой – тот же вышеупомянутый показательный номер просто потрясающий! Я лишь фиксирую тьму, сошедшую со средиземного моря, что потихоньку прокрадывается и просачивается через оголённые нервы и горечь обиды.

Больно же мне оттого, что даже в самом зловещем из своих образов Камила силой немыслимого таланта по-прежнему захватывает всё зрительское внимание, достигает значительных вершин. Или, быть может, правильнее будет сказать «глубин»…

А тем временем сезоны сменяют друг друга, все мы с опаской ждём «приговора Валиевой», и на смену отрешённому космосу приходит трендовый нынче шаманизм и «Русский вызов дождя». Именно «Первобытная Камила» с её бубном и пантерообразной пластикой впервые меня испугала. Порывистая и источающая опасность, она уже совершенно очевидно начала не взлетать вверх, а копать вглубь…

Показательный номер того сезона – «Слово пацана. Кровь на асфальте». Комментарии, по-моему, излишни. Снова в тренде, снова расчетливо, снова дерзко и резко. Так же резко, как сражает финский нож…

Впрочем, испуг вскоре притупился. Во-первых, нет-нет, да и мелькала прежняя Камила – например, её совершенно очаровательный спотыкач в концовке выбивающейся из общего ряда постановки «I see red». Во-вторых, утешала мысль о том, что «тьма» в её программах свидетельствует о недюжинном артистическом арсенале великой катальщицы.

Но тут на авансцену снова выпрыгивают контрактные обязательства, и я читаю новость, после которой у меня и сформировалась окончательно идея этого текста. Весточка следующая:

Камиле Валиевой досталась непростая роль Крысиной Королевы

Ну а чего? Все, в общем-то, логично. Дисква ещё идёт, кататься хочется. Мы своих фигуристов не бросаем (и правильно делаем!).

В комментах под видео с шоу – сплошь похвалы, в том числе на иностранных языках, лишь изредка кто-то улавливает что-то неприятное в крысиных головах и обилии красного цвета. А сама Камила танцует под весёлую песенку с незатейливым припевом:

«Королеве скажи спасибо,

Я тебе помогу, малыш.

Ты сам сделаешь выбор,

Ты – тот, в кого себя превратишь!»

Всё-таки у людей, занимающихся ледовыми шоу, порой бывает просто удивительное чувство юмора…

«In memoriam» и «Крысиную королеву» разделило меньше трёх лет.

Глава 3. Назад, к свету

Мне всё равно, что в сумке Камилы Валиевой, с кем она встречается и сколько зарабатывает.

Позиция зрителя – самая эгоистичная, ибо он требует исключительно зрелищ… И я, как поклонник фигурного катания, очень хочу одного – снова увидеть Камилу на соревновательном льду. Таланта и силы ей хватит точно.

Но для меня её возвращение – это, если угодно, вопрос метафизический.

Один из персонажей Чехова настолько сильно верил в Бога, что когда после долгой засухи ходил в чисто-поле попросить у Всевышнего дождя, то непременно брал с собой зонтик. Вот и Камиле, если она по-прежнему хочет вернуться, нужно будет запастить этим нехитрым аксессуаром. Как минимум, поможет избежать капания на мозги…

Я согласен, требовать от Валиевой непременного возвращения – это предъявлять очень высокие требования, и прежде всего – к самому себе. Стали бы вы терпеть мозоли, растяжения, голодовки и прочие прелести профессионального спорта, будучи УЖЕ вполне обеспеченным и состоявшимся человеком? Хватило бы у вас духу гоняться за однажды уже изъятыми регалиями, если бы за вами и так «застолбили» в общественном сознании все якобы отнятые медали?

Разорвали бы вы контракт, который сулил бы вам счастье и востребованность?

Если у вас есть чёткие ответы на все поставленные вопросы, я по-доброму завидую вам…

Последнее, чего бы я хотел, когда писал этот текст – это хоть сколько-нибудь обидеть Камилу и её поклонников.

Я знаю точно: природа таланта Камилы – божественная, ибо даже в самых далеких от небес постановках виднеется мощнейший источник света. Но очень важно не дать этому свету иссякнуть. Вырваться из черного мазута неустанных похвал, наград и мрачных ролей – задача немыслимой сложности. Но за такой талант стоит побороться.

Мысли, которые я изложил на бумаге, так или иначе, вызревали внутри моей головы в течение трёх лет. Что-то тем немногим, кто дочитал этот текст, покажется наивным, что-то – попросту нелепыми записками сумасшедшего. Но мне было очень важно написать этот материал. Возможно, я просто “натягиваю сову на глобус”. Но как учил нас покойный Дэвид Линч, “совы не то, чем кажутся”...

В конце концов, я просто верю в счастье. И знаю наверняка, что если Камила вернётся в большой спорт, это может изменить к лучшему очень и очень многое.

Красота непременно спасет мир. Но для этого ей сначала необходимо спасти саму себя.