Чемпионат Европы -2018. Субъективные заметки очевидца
«Москва! Как много в этом звуке» слилось для сердец любителей фигурного катания в дни с 16 по 21 января, когда в этом городе проходил чемпионат Европы.
Несмотря на богатейшую историю советского и российского фигурного катания и его славные победные традиции, соревнования такого ранга наша столица принимала всего лишь во второй раз — впервые они состоялись в феврале 1965 года в Лужниках. И хотя на сей раз ареной ледовых сражений послужил Дворец спорта «Мегаспорт» на Ходынке, я много раз возвращалась в воспоминаниях к старому доброму катку в Лужниках, где в разные годы неоднократно присутствовала на показательных выступлениях сильнейших фигуристов — как советских, так и мировых звезд.
В особенности же вспоминала те, впервые увиденные мною по черно-белому телевизору, показательные выступления участников европейского первенства 1965 года, с чего, собственно говоря, и началась моя страстная любовь к фигурному катанию, которая проходит со мной через всю мою жизнь. Но никаких напоминаний о тех соревнованиях, где чемпионами впервые стали легендарные Людмила Белоусова и Олег Протопопов, а бронзовыми медалистами Татьяна Жук и Александр Горелик, в холле «Мегаспорта» мне обнаружить не удалось.
Вообще, похоже, организаторы чемпионата не слишком заморачивались над тем, чтобы предоставить зрителям какую-либо способную их заинтересовать информацию, касающуюся как данного чемпионата, так и истории российского и мирового фигурного катания: ни одной фотовыставки — ни исторической, ни современной, разве что продающиеся в киосках буклеты о чемпионате, наборы открыток с фотографиями членов сборной России и пара номеров журнала «Мир фигурного катания». Да еще представители фирмы EDEA, торгующие коньками и ботинками для фигурного катания, на своем столике ежедневно раскладывали, предлагая их бесплатно всем желающим, фотографии фигуристов, и не только звезд, но и аутсайдеров, как, например, итальянка Джада Руссо или австралиец Брендан Керри.
В первые два дня чемпионата, до его официального открытия, зрители могли присутствовать на тренировках, что было небезынтересно, поскольку давало возможность не только увидеть фигуристов в рабочей обстановке, но и при желании получить их автограф и даже перекинуться с ними парой слов.
Так, - вот повезло! - заняв место у самого выхода спортсменов на лед, я вскоре увидела подошедшего к нашей трибуне датского танцора Николая Соренсена и попросила его подписать мне фотографию. Я сказала ему, что давно симпатизирую их дуэту и спросила, где Лоранс. «Она скоро придет», - ответил Николай. Потом он ушел в подтрибунное помещение и минут через десять подвел ко мне Лоранс, видимо, сказав ей, что одна из их поклонниц хочет взять у нее автограф. Лоранс подошла с милой улыбкой, протянув мне руку: «Бонжур!». Я сказала ей, что мне очень импонирует их дуэт своей сдержанной элегантностью, отсутствием «страстей на болоте» и тонким взаимодействием партнеров. Жаль, что я не сразу вспомнила о проблемах Лоранс с получением датского гражданства и не спросила ее, как обстоят дела с их поездкой на ОИ — было бы интересно узнать об этом из первых уст. Впрочем, услышав уже во время соревнований реплику моей соседки, которой та обменялась со своей подругой, я поняла, что гражданства Лоранс так и не получила, поэтому даже к лучшему, что этот вопрос я ей не задала — зачем лишний раз бередить человеку рану? Наши несколько минут общения с ней оставили у меня очень приятное впечатление — Лоранс очень хороша собой (гораздо красивее, чем по телевизору!) и кажется искренней и естественной.
На тренировках мужчин в оба дня рекордсменами зрительского интереса были, пожалуй, Денис Васильевс со своим тренером Стефаном Ламбьелем. Причем, Стефан всегда уходил в сторону, стоял не там, где вся группа тренеров, а справа от выхода на лед. Не все прыжки шли у Дениса благополучно, но он не терял благодушного настроя, а однажды, завалившись после неудачно выполненного прыжка на спину, прижал ноги к груди и в такой позе прокрутил на спине изрядное количество оборотов — очень лихо это у него выглядело!
Вот Михал Бржезина производил на тренировке двоякое впечатление: работа конька у него изумительная: ровные, четкие дуги на глубоких ребрах, вращения — просто загляденье, а как станет на четверной сальхов заходить — весь как-то сгорбится, скукожится, словно заранее чувствует, что дело безнадежное, и, конечно, упадет. Чуть лучше ему удавался 3А, но к концу тренировки его черные брюки были сзади белыми от налипшей ледяной стружки.
Не все ладилось с прыжками, особенно в первый день, у Хавьера Фернандеса. Во второй день, когда он вышел на лед в новой, дивной красоты рубашке для произвольной программы, с прыжками дело у него обстояло значительно лучше. И если в первый день он буквально ринулся после тренировки за кулисы, отделяющие выход на каток от служебных помещений, то во второй день задержался и раздал автографы всем желающим. Я была очень рада, что мне удалось увидеть Хави вблизи (какой он красавец!), сказать, что я полюбила его еще со времен «Пиратов Карибского моря» и пожелать ему «достичь недосягаемой звезды», что является основной темой его нынешней произвольной программы. Обаяние и харизма этого фигуриста чувствуются и на экране телевизора, но вживую это ощущаешь стократно.
У остановившегося прямо перед моим креслом Брайана Орсера я спросила, как чувствует себя Юзуру Ханью. «He is much better!» - ответил он. Я пожелала Юзуру скорейшего выздоровления, а в предвкушении бескомпромиссной борьбы на ОИ чувствую, что опять буду разрываться в своих симпатиях между Хавьером и Юзуру. Правда, не буду иметь ничего против, если в их борьбу вмешается и наш Миша Коляда:))
В первый тренировочный день никто из наших ребят на катке не появился — возможно, что питерские фигуристы Коляда и Алиев приехали несколько позже, а Саша Самарин, насколько мне известно, тренировался на своем родном катке в ЦСКА. Во второй день они прокатывали свои программы, но начерно, как практически и все фигуристы, выбросив из них какие-то части. Прыжки они тренировали, по большей части, отдельно, и они то получались, то нет, что вполне естественно, наверно, для тренировок.
Соревнования мужчин в короткой программе были долгими: из заявленных 37 фигуристов снялся только немец Петер Либерс по медицинским показаниям. Смотреть на тщетные усилия фигуристов из первых разминок исполнить что-либо стоящее было, прямо скажем, зрелищем не для слабонервных.
Волновалась я за Даниэля Самохина, помня о его страшном падении и полученной серьезной травме плеча на Skate America, тем более, что и на тренировках у него почти ничего не получалось. Но мне очень симпатичен этот фигурист, и у него виден такой потенциал! Однако Даня сорвал все прыжки, после чего рассчитывать на попадание в произвольную программу уже не приходилось. Уже не первый сезон, к сожалению, у Самохина явные проблемы с подготовкой, в том числе и психологические. Конечно, я не пророк, но мне кажется, что ему надо уходить к другому тренеру — Орсеру или Арутюняну, либо к нашей Тутберидзе, поскольку, видимо, авторитета отца для достижения высоких результатов явно недостаточно, а зарывать в землю такой талант было бы преступно.
Болела я и за своего давнего любимца Михала Бржезину из Чехии. Но Михал что на тренировке, что на соревнованиях выглядел примерно одинаково — все хорошо, кроме прыжков. Здесь он даже не стал рисковать квадом и исполнил 3С, 3А и каскад 3Ф — 3Т, но второй прыжок в каскаде явно не докрутил и упал. Михал не в первый раз выбирает для своих программ восточную тему — видимо, она близка его внутреннему мироощущению, но не лучшим образом исполненные прыжки делают интересную саму по себе программу достаточно проходной. 72.72 балла — далеко не тот результат, который мог бы порадовать Бржезину.
Хотелось мне посмотреть на итальянца Маттео Риццо — кто такой, что обыграл на чемпионате Италии нашего Ваню Ригини? Надо сказать, что и на тренировках этот симпатичный паренек выглядел достаточно уверенно, хотя, конечно, квадов в его арсенале не наблюдается. Для короткой программы он выбрал беспроигрышный вариант - «Вернись в Сорренто», исполнив все прыжки чистенько, хотя и без особого блеска, был в меру элегантен и достаточно выразителен и заработал свой лучший результат в сезоне — 78.26 балла, замкнув шестерку сильнейших.
К фигуристам, которым я симпатизирую, относится и Морис Квителашвили, который, впервые выступив в прошлом сезоне за Грузию, сумел завоевать две квоты на этот чемпионат — для себя и для Иракли Майсурадзе. Морис очень выразителен в катании, музыкален и в общем-то прыгуч, поэтому смотреть на него мне интересно. Но на сей раз он упал с 4С и с каскада 4Т — 3Т, так что рассчитывать на что-то приличное ему не приходилось. С суммой 76.74 балла Морис занял 7-е место.
В короткой программе очень мне понравился Денис Васильевс. Он был точен в прыжках, которые исполнил без видимых усилий (разве что в 3Т в каскаде 3Л — 3Т была небольшая заминка на выезде), блеснул вращениями, которые ему, как правило, прекрасно удаются, и одно удовольствие было наблюдать за его отточенными линиями, выразительной работой рук и ощущать, что он полностью растворяется в музыке. Полученные фигуристом 85.11 балла порадовали Дениса и его наставника Ламбьеля и позволили ему занять по итогам короткой программы 3-е место.
Алексей Быченко начал свою «Хаву Нагилу» с мощного 3А, а вот 4Т закончился для него падением. Дальше он собрался и выдал отличный каскад 3Л — 3Т и сумел сохранить общий дух программы, поставленной под едва ли не самую известную в мире еврейскую песню. Но у меня эта его программа все-таки не оставляет ощущения целостности: в первой части перед прыжками много каких-то суетливо выглядящих перебежек и практически вплоть до вокала она представляется мне достаточно безликой. А вот дальше она действительно похожа на танец. 74.97 балла — не слишком впечатляющий результат для Быченко.
Михаил Коляда, к огромному моему сожалению, прокатался без того блеска, который, после его ошеломляющего проката на китайском этапе, теперь всегда хочется у него видеть. Но он едва удержался от падения после прекрасно докрученного 4Л, коснувшись льда рукой, исполнил 2Т вместо квада, и лишь 3А удался ему на славу. Искусно выполненные вращения и филигранная работа ног в дорожках спасти положение, увы, не могли — результат 83.41 балла оставил Мишу вне лидирующей тройки.
Хавьер Фернандес буквально ввинтился в воздух в каскаде 4Т — 3Т (как я люблю, когда у Хави получаются квады — одно удовольствие смотреть, как он взмывает ввысь, а потом выезжает, как по струночке!), затем его закрутило на 4С, но 3А, исполненный во второй части программы, был очень хорош. Все же остальные элементы настолько искусно вписаны в ткань программы и находятся каждый на своем месте, что даже и не хочется выделять какие-то из них. Главное, что Хави от начала до конца был абсолютно в образе и сумел представить программу как единое целое, а не будь этого злосчастного выезда из 4С, наверно, мог бы и рассчитывать на лучший результат в сезоне. Но и так со своими 103.82 балла он оказался лидером после короткой программы.
Сразу же вслед за ним на лед вышел Дмитрий Алиев, который не стал рисковать 4Л, а исполнил каскад 3Л — 3Т, 4Т и 3А, зато все это сделал очень чисто и до конца выдержал темп и накал программы. Не могу сказать, что сама по себе она слишком мне по душе, поскольку вообще в моем представлении этот вальс должна исполнять пара, а не одиночник или одиночница, но чистота исполнения и настроение, с которым катался Дима, искупали многие постановочные огрехи программы и позволили ему получить свой season best — 91.33 балла и выйти на 2-е место.
Александру Самарину, чтобы войти в тройку лидеров, надо было рисковать и чисто исполнять оба заявленных квада, но, увы, и 4Л, и 4Т закончились падениями, а второе из них и вовсе оставило Сашу без каскада, так что его программа, которая при достойном исполнении выглядит, как натянутая струна и заставляет забыть о ее не слишком высоком артистическом уровне, здесь совершенно не «прозвучала», а 74.25 балла позволили Саше занять только 9-е место.
Бельгиец Йорик Хендрикс, в чьем техническом арсенале квадов не наблюдается, мог рассчитывать, подобно Денису Васильевсу, лишь на чистейшее исполнение программы, но очутился на льду после первого же прыжка — 3А, да и исполнение остальных прыжков было далеко не безупречным, так что 5-е место, занятое им после первого дня соревнований, можно было считать весьма успешным.
Кстати, сама по себе эта его программа мне нравится, о чем я и сказала Йорику, когда встретила его у «Мегаспорта» перед показательными выступлениями. Я только спросила его, почему он взял именно эту интерпретацию, а не аутентичную в исполнении Сержа Лама. Он ответил мне, что да, конечно, Франческо ди Челло, будучи итальянцем, поет с ошибками во французском и с небезупречным произношением, но намного, на его взгляд, экспрессивнее, чем Лама, и это больше отвечает тому, как чувствует эту песню сам Йорик. «А классическую музыку Вы бы не хотели представить на льду?» - спросила я. - «Я много слушаю классической музыки, люблю ее - ответил он, - но пока не решаюсь интерпретировать ее на льду».
Заодно я спросила у Хендрикса, правда ли, как объявили перед разминкой у девушек, что он спонсирует свою сестру Люну (я уточнила у Йорика, как произносится ее имя), и он сказал, что да, ему приходится это делать, поскольку бельгийская федерация денег практически не дает. «Мы не из богатой семьи, - поведал он. - Вот сейчас мы с Люной мечтаем, чтобы наша мама поехала с нами в Пхенчьхан, но это будет стоить 4 тысячи евро, а это для нас большие деньги. Можно, конечно, снять номер в гостинице в Сеуле — это будет дешевле, но тогда надо будет добираться до места соревнований либо 2 часа на поезде, либо 4 на автобусе, что нереально. Вот и решаем пока, как нам быть». Я пожелала Йорику, чтобы его финансовые проблемы разрешились и вообще всего самого доброго в жизни. Мне симпатичен этот фигурист, даже если не всегда он блещет на соревнованиях.
В парном катании в день соревнований в короткой программе в первой разминке смотреть было откровенно не на кого, а во второй обратил на себя внимание дуэт из Израиля Пэйдж Коннерс — Евгений Краснопольский. У партнера Пэйдж — высокая, тоненькая, чем-то неуловимо напоминающая нашу Наташу Забияко и даже выступающая в костюме похожей расцветки — уже четвертая по счету партнерша (сначала он выступал с Даниэль Монтальбано, затем — с Андреа Давыдович, потом — с Адель Танковой), и если учесть, что вместе они катаются относительно недавно, то ничего особенного от этой пары я не ждала. Нельзя сказать, что они так уж прямо блеснули (партнерша упала после параллельного 3Т), но, во всяком случае, на фоне предыдущих пар выглядели достаточно скатанно и, несмотря на минимальную разницу в росте, гармонично.
Австрийский дуэт Мириам Циглер и Северин Кифер в таком составе выступает давно. Язык не поворачивается назвать их «достойными продолжателями австрийских традиций в парном катании» (в 1956 году их земляки Элизабет Шварц и Курт Оппельт стали олимпийскими чемпионами), поскольку эти традиции утеряны давным-давно и, похоже, навсегда, но бывают у Мириам и Северина удачные старты и удачные программы. И здесь, для себя, они выступили вполне успешно.
Валентина Маркеи и Ондрей Хотарек — пара редкого обаяния. После тренировки в первый день одна из их поклонниц преподнесла им итальянский флаг с надписью «From Russia with love», а также майку с логотипом «The best Ondrej», в которой тот выступил на показательных выступлениях, и думочку-подушку для Валентины с ее то ли вышитыми, то ли напечатанными именем и фамилией. Спортсмены были очень тронуты этими знаками внимания.
Я попросила их подписать мне фотографию и обменялась с ними несколькими словами, выразив им свои симпатии. Спросила, кстати, у Ондрея, какой все-таки правильный вариант его имени — Ондрей или Ондржей. Он сказал, что правильно — Ондржей, но поскольку он уже давно живет в Италии, где этот вариант имени труден для произнесения, он привык, что его называют не в чешском, а в словацком варианте. Я спросила у него, останутся ли они в спорте на следующий сезон. Он ответил, что они собираются кататься долго. «Нам это очень нравится», - сказал он.
В Москве Маркеи и Хотарек по-настоящему взорвали трибуны — откатались просто здорово, с настроением и юмором. Когда я смотрю на их катание, мне невольно приходят на память старые итальянские фильмы с участием Софи Лорен и Марчелло Мастроянни, такие, например, как «Брак по-итальянски». Что-то есть глубинно-итальянское, с его страстями и юмором, в манере преподносить себя на льду у этого дуэта.
Очень эффектная короткая программа у второй итальянской пары — Николь Делла Моника и Маттео Гуаризе. Они допустили одну явную ошибку — партнерша сдвоила параллельный сальхов, но все остальное, в особенности поддержка и тодес, впечатляли красотой линий и музыкальностью.
Как никогда удачно прокатались Наталья Забияко и Александр Энберт. Придраться можно было лишь к не совсем параллельному 3Т, к тому же партнеры, как всегда, далеко отстояли друг от друга — застарелая болезнь этой пары, которую пока никак не удается преодолеть. В остальном же Наташа и Саша были хороши и технически, в особенности в подкрутке и выбросе 3Р, и прекрасно передали суть лирической мелодии с ее нотками щемящей грусти. Результат в 72.95 балла позволил им в итоге занять в первый день соревнований 2-е место.
Все ожидали, несомненно, что вышедшие вслед за Забияко и Энбертом на лед Евгений Тарасова и Владимир Морозов легко превзойдут этот результат, однако не тут-то было: «Человек предполагает, а Бог располагает», как говорится в поговорке. В итоге Женя коснулась льда обеими руками на выезде из параллельного 3Т, а потом упала с выброса 3Р, и в итоге ребята получили всего 70.73 балла — сущие крохи для претендентов на «золото». Вся программа на сей раз выглядела, на мой взгляд, какой-то суетливой и небрежной.
На фоне такого исполнения программа Ванессы Джеймс и Моргана Сипре, и сама по себе превосходная, выглядела истинным шедевром: фигуристы откатались на одном дыхании, удачно расставляя движениями по ходу исполнения все музыкальные акценты. Ванесса, в роскошном платье смелого фасона и непередаваемо красивого синего оттенка, была просто неотразима! За свое катание французы получили свой лучший результат в сезоне — 75.52 балла и захватили лидерство.
Оставалась надежда на то, что этот результат превзойдут Ксения Столбова и Федор Климов. Надежда возросла после того, как Ксюша устояла после выброса 3Ф, но после параллельного 3Т — опять падение... Которое уже в сезоне? Сразу было видно, что фигуристка зашла на прыжок не под тем углом, поэтому падение было неизбежным. Все остальные элементы, исполненные очень достойно, не смогли, разумеется, перекрыть потерь от сорванного прыжка. 72.05 балла позволили Ксении и Федору занять текущее 3-е место.
Очень хотелось надеяться, что в произвольной программе спортсмены соберутся, как они это уже не раз доказывали, и с лихвой отыграют потерянное, но, честно говоря, верилось в это с трудом после того, как на тренировках было видно, что Столбова находится в разобранном или близком к этому состоянии. Она ходила с отрешенно-замкнутым лицом, категорически, в отличие от Федора, который спокойно шел на контакт, избегала каких бы то ни было разговоров и уклонялась от автографов. Она казалась такой «вещью в себе», для которой общение с внешним миром — нелегкий труд. Очень красивая, в особенности эффектная в черном тренировочном комбинезоне с открытой спиной, она казалась воплощением хорошего вкуса. Красивая — и неприступная! Не знаю, какие внутренние проблемы не давали ей покоя, но было видно, что она переживает нелегкое время.
Соревнования в коротком танце начали представлять интерес, пожалуй, начиная с выступления Тиффани Загорски и Джонатана Геррейро. Нельзя сказать, что их европейский дебют оказался совсем уж комом, как тот первый блин, но и слишком удачным его вряд ли назовешь. В латине Тиффани допустила ошибки в твиззлах, в сходе с поддержки и в дорожке.
В первый же день я видела Тиффани и Джонатана на тренировке, на которую они пришли единственные из наших дуэтов. Возможно, остальные наши пары тренировались на другом катке, но на основной арене были только Загорски и Геррейро. Пока заливали лед, я немного поговорила с тренером фигуристов Светланой Алексеевой, которую помню еще в пору ее выступлений с Александром Бойчуком. Меня интересовало, почему они так рано, после сезона 1974 года, покинули спорт — пара-то была техничная, по-своему интересная. Светлана Львовна сказала, что они не видели перспективы роста: быть все время около пьедестала чемпионата СССР и ни разу на него не подняться — нелегкое испытание для нервов. Правда, Алексеева и Бойчук были обладателями Кубка СССР, но на международные турниры, насколько я помню, не ездили (к сожалению, я не успела уточнить этот вопрос у Светланы Львовны).
К тому же их тренер, Виктор Иванович Рыжкин, как она мне сказала, не был в чести у федерации, так как был всегда человеком прямолинейным, для которого черное было черным, а белое белым, и не умел и не хотел юлить перед начальством. А таких начальство не любит. Речи же о том, чтобы перейти к другому тренеру, у них, по-видимому, даже не заходило: в то время это считалось неэтичным. К сожалению, тут нам пришлось прервать наш разговор, так как объявили выход пар на тренировочный лед.
Светлана Львовна и Елена Владимировна Кустарова работали с танцорами вдумчиво и скрупулезно, все время делали им какие-то замечания по поводу тех или иных элементов, просили перекатать отдельные куски танца. Видно, что отношения спортсменов с тренерами очень сердечные: в конце тренировки Тиффани и Джон не просто поклонились тренерам, как это делает большинство фигуристов, а расцеловались с обеими женщинами. Остается надеяться, что этот союз фигуристов и их тренеров очень скоро принесет свои плоды в виде интересных и технически конкурентоспособных танцев.
Ощутимый рост мастерства, на мой взгляд, произошел в испанском дуэте Сара Уртадо и Кирилл Халявин. Конечно, в паре с Адриа Диасом Сара выглядела более органично, что естественно, поскольку оба фигуриста были одного средиземноморского типа, но и их дуэт с Кириллом мне кажется интересным. В их латине не было бьющей через край страсти, но при этом она все-таки оставалась латиной с ее темпераментом и экспрессией. Очень здорово Сара и Кирилл исполнили твиззлы, да и весь танец мне показался очень удачным.
Прекрасная, как мне кажется, латина у англичан Пенни Кумс и Николаса Бакленда на музыку популярной песни «История одной любви», под которую когда-то катали свою знаменитую румбу легендарные Торвилл и Дин. Танец Пенни и Николаса выглядит свежо и оригинально, а поддержки, как обычно, являются козырем этой пары из-за разницы в росте.
Очень милый танец показали симпатичные мне уже давно поляки Наталья Калишек и Максим Сподырев. По-моему, Наташа как-то особенно расцвела в этом сезоне, стала намного женственнее, и от этого их танцы приобрели новые краски, что ярко проявилось и в латине.
Обычно сдержанные датчане Лоранс Фурнье-Бодри и Николай Соренсен были неудержимы в своем танце, лихо вписываясь в твиззлы и ошеломляя поддержками. Честно говоря, мне непонятно, за какие грехи судейская бригада поставила этот дуэт ниже не только Уртадо-Халявина, но и Загорски-Геррейро, если учесть, что у последних было в танце три явных ошибки, да и по зрелищности их танец, при всей моей симпатии к нашим ребятам, явно уступает танцу Фурнье-Бодри и Соренсена.
Игривой, даже в чем-то озорной показалась мне латина украинцев Александры Назаровой и Максима Никитина, но в твиззлах ребята явно напортачили, что подпортило общее впечатление от танца.
Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев технически выглядели очень сильно, но не нравится мне ни этот их танец, ни, в особенности, музыка, которая напоминает мне, скорее африканскую, чем латиноамериканскую, а некоторые движения танца идут, на мой взгляд, вразрез с хорошим вкусом.
На одном дыхании откатали свой короткий танец итальянцы Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри и очень, как мне кажется, здорово воплотили на льду красочную атмосферу бразильского карнавала. Нравятся мне у них твиззлы «с открытой ногой», как я их для себя называю, и залихватская вращательная поддержка.
Перед выступлением Габриэллы Пападакис и Гийома Сизрона Анжелика Абашкина, прибежавшая сразу после выступления к своей маме, которая сидела позади меня на трибуне, развернула большой французский флаг и закричала: «Gaby, allez!» («Вперед, Габи!»). Я не выдержала и повернулась к ней: «Et Guillaume aussi!» («И Гийом тоже!»). Как будто он мог меня слышать:))
С моего места (середина 4-го ряда по центральной трибуне) мне было очень хорошо виден не только весь каток, но и тренеры, следящие за выступлением спортсменов. Очень интересно было наблюдать за Ромэном Агенауэром и Мари-Франс Дюбрёй, которые в такт музыке и практически синхронно по отношению друг другу то отходили назад, то приближались к бортику, как будто волны набегали на берег. Они буквально протанцовывали вместе со спортсменами их танец. А Габи и Гийом были очень хороши: сколько смотрю их латину – все время нахожу в ней какие-то новые краски. Правда, на повторе на большом экране над стадионом был виден небольшой рассинхрон в серии твиззлов, поэтому и результат был хоть и высоким – 81.29 балла, но не лучшим в сезоне.
При всей моей симпатии к Анне Капеллини и Луке Ланотте ни сам их короткий танец, ни его исполнение меня совершенно не впечатляют: остается ощущение какой-то дерганности, суетливости, а порой неумеренная игра лицом вовсе не создает атмосферу праздника. В общем-то латины Анны и Луки и наших Кати с Димой лежат для меня в одной плоскости, так что разница между дуэтами в 0.33 балла в пользу итальянцев меня нисколько не удивила – могло бы быть и наоборот, но случилось вот так.
Роскошно, шикарно откатались в коротком танце Александра Степанова и Иван Букин: на широком ходу, легко и непринужденно, с очень уместными именно для этого танца поддержками и под удачно подобранные мелодии, которые заставляли зрителей буквально вскакивать с мест. Саша и Ваня получили свой season best в 75.38 балла и создали интригу: удастся ли им вторая попытка сместить со своих позиций Боброву и Соловьева и занять место лучшей танцевальной пары страны?
В женских соревнованиях, где число участниц всегда переваливает за 30, вплоть до 7-й разминки смотреть было особенно не на кого. Пожалуй, только немецкая фигуристка Леа Иоганна Дастих вызывала мой интерес, и то не столько из-за себя самой, сколько из-за своего тренера – олимпийской чемпионки 1980 года Анетт Пётч, чья карьера, начиная с дебютного ЧЕ 1973 года до завершающего ЧМ 1980 года прошла на моих глазах.
Я сказала об этом самой Анетт, которую встретила в холле «Мегаспорта», сказала, что хорошо помню ее выступления. Она, казалось, была приятно удивлена. Я спросила ее, как поживает ее тренер Ютта Мюллер. Анетт сказала, что видела ее в декабре (13 декабря фрау Мюллер исполнилось 89 лет) и что для своих лет она выглядит и чувствует себя вполне прилично. «А Габи Зейферт?» - спрсила я. – «Габи я давно уже не видела». – «Она все еще работает?» - «Нет, не работает. Ей уже будет 70 в ноябре. Она уже несколько лет на пенсии. Ездят с мужем везде». – «У нее только одна внучка?» - «Да, одна». Анетт очень хорошо выглядит, молодо и свежо. Ну а ученица ее каталась очень средне и ничем особенным не запомнилась.
Видно, нелегко давался этот чемпионат Каролине Костнер. В дни тренировок она была совершенно отрешена от внешнего мира: пока готовили лед, уходила куда-нибудь в сторонку и стояла с закрытыми глазами, уйдя в себя и не реагировала на просьбы об автографах. На тренировке у нее что-то получалось, что-то нет, она часто подъезжала за консультациями к Михаэлю Хуту и внимательно их выслушивала.
Короткую программу Каролина исполнила удачно – кажется, впервые после возвращения прыгнула каскад 3Ф – 3Т, 3Р и 2А, который в ее исполнении всегда выглядит особенно красиво из-за изящной линии выезда. Но если сравнить ее прокат с исполнением этой же программы на московском этапе Гран-при, то могу сказать, что в октябре я была впечатлена в гораздо большей степени. На сей раз мне показалось, что, возможно из-за того, что Каролина была сосредоточена на каскаде, программа потеряла в проникновенности, она меня не захватила, но зрители привествовали Костнер очень бурно, выражая свой восторг. Не поскупились и судьи, поставив фигуристке 78.30 балла, что составило ее лучший результат в сезоне.
Очень приятное впечатление оставила короткая программа словачки Николь Райичовой, да и исполнение не подкачало – Николь неплохо выполнила небанальный каскад 3Р – 3Т, 3Л и 2А, хорошо вращалась, разве что заходы на прыжки могли бы быть покороче и поразнообразнее. Показав свой лучший результат сезона – 61.01 балла, Николь заняла 5-е место.
Не все сложилось наилучшим образом у Марии Сотсковой: она тяжеловато выехала с 3Л и не рискнула присоединить к нему 3Т, поэтому каскад ей пришлось сооружать на ходу из 3Ф – 3Т, 2А был более удачным, но вообще легкости в прыжках не ощущалось. Не самая яркая эта программа у Маши, может, поэтому и эмоционально она в ней довольно сдержанна. Полученные ею 68.70 балла поставили ее на 4-е место с отрывом от Костнер почти в 10 баллов, поэтому борьба за «бронзу» выглядела изначально почти безнадежной.
С первых же аккордов шопеновского «Ноктюрна» и с первых шагов Жени Медведевой у меня по коже побежали огромные мурашки: до того пронзительно и воздушно каталась Женечка, до мельчайших нюансов отражая своим исполнением светлую грусть, разлитую в мелодии. Прекрасный каскад 3Ф – 3Т, великолепный 3Р – и вдруг неожиданный степ-аут после 2А… 78.57 балла, полученные Медведевой, давали карт-бланш Алине Загитовой, чей технический контент является сложнейшим в мире.
Алина свой шанс не упустила – откатала своего «Лебедя» на высочайшем эмоциональном накале, блеснув техникой прыжков и вращений (разве что с самого первого вращения выехала чуть-чуть резковато) и обошла Медведеву на 1.70 балла, получив свой season best в 80.27 балла. На том уровне, на котором соревнуются две наши звездочки, эта разница значительна, но шанс у Медведевой все же оставался.
На последней тренировке перед произвольной программой присутствовали все наши фигуристки (в первый день была только Маша Сотскова). И это было зрелище, скажу я вам! Женя и Алина, словно соревнуясь друг с другом, печатали каскад за каскадом, и с одной рукой вверх, и с двумя руками, и без рук – и я ни разу не увидела, чтобы кто-нибудь из них не только упал, но даже как-то просто дрогнул и смазал прыжок. Ни одна не уступала другой ни в чем!
После тренировки несколько девочек, поклонниц Жени, передали ей маленькие трогательные подарки, а она уже выезжала со льда с пакетом, полным плюшевых игрушек, которые, видимо, ей успели вручить еще до тренировки. Женя дала автографы своим болельщикам, хотя и не задержалась надолго – спешила уйти. Она была очень мила и доброжелательна со всеми, улыбалась, хотя, наверно, ей было нелегко не показывать виду, что она хоть как-то волнуется.
В произвольной программе Михал Бржезина, которому уже было нчего терять, видимо, решил пойти ва-банк и предстал перед зрителями почти прежним Михалом, чей филигранный конек и своеобразие стиля вызывали восхищение. Он довольно прилично прыгнул каскады 4С – 2Т, 3А – 2Т и дело у него шло как никогда хорошо до тех пор, пока он не дошел до 3Л, с которого упал, после чего еще сдвоил сальхов. Но общее впечатление, оставленное программой, которая очень удачно отражает индивидуальность этого фигуриста, осталось очень благоприятным, а полученные им 152.48 балла позволили ему подняться в турнирной таблице до 8-го места.
К сожалению, неудачным вышел прокат у Мориса Квителашвили: он пустил «бабочку» на первом же 3А, дальше собрался и прыгнул 4С, но каскад 4Т – 3Т смазал, упал с 4Т и многие прыжки сдвоил, отчего его интересная сама по себе программа, в которой мне особенно нравится последняя часть и которая при хорошем исполнении идет на «ура», стала выглядеть как погоня за прыжами и не более того, поэтому результат в 133.73 балла воспринимался вполне закономерным.
Хорошо отношусь я к Алексею Быченко, однако продолжаю считать, что в произвольной программе он взялся не за свою мелодию – музыка из «Паяцев» Леонкавалло, и в особенности ариозо Канио, требуют незаурядного драматического мастерства, коим Алексей, при всем моем уважении к его таланту фигуриста, все же не обладает. Первая часть, до ариозо, вообще выглядит набором элементов – Алексей ездит от прыжка к прыжку, бросив как попало руки, и хотя он и исполнил весьма удачно в этой части каскад 4Т – 3Т и 4Т, никакого эстетического впечатления от этого у меня не осталось.
Во второй части пошли ощибки – Алексея закрутило после 3А, неудачным оказался каскад 3А – 1Т, правда, уверенным выглядел каскад 3Ф – О – 3С, да и вообще от программы исходило ощущение мощи, но совсем не то диктовала музыка и где же там был страдающий Канио? 163.47 балла вывели Быченко на общее 5-е место.
Денис Васильевс был, несомненно, одним из любимцев московской публики: и на тренировках за ним наблюдали, а потом подходили за автографами немало поклонников (в основном, поклонниц), и на соревнованиях аплодисментов на его долю доставалось изрядно. В произвольной программе Денис решил рискнуть (на кону стояла бронзовая медаль) и все же исполнить 4Т, но упал с него, были у него и более мелкие ошибки, однако прирожденный талант танцовщика давал Денису власть над публикой и, чувствовалось, что сам он получает удовольствие от катания. Разумеется, ошибки и, главное, несложный по нынешним временам прыжковый контент не позволили Васильевсу удержать за собой 3-е место – со своими 158.41 балла, составившими его лучший результат в сезоне, он разместился в итоге на 4-м месте.
У Александра Самарина чувствовалось огромное желание заставить всех забыть о своей неудаче в короткой программе, поэтому он весь прокат был очень сосредоточен и отчаянно, стиснув зубы, шел на прыжки, которые, увы, далеко не в полной мере ему удались: на выезде с 4Л он коснулся льда рукой, с трудом удержался на ногах на выезде с 3Л, неудачно выехал с 4Т, были у него и другие недочеты, но программа все же не развалилась на части, смотрелась единым целым, хотя и не была оценена высоко – 155.56 балла оставили Александра на 6-м месте.
Больше всего я переживала за Михаила Коляду: несомненно, самый компонентный из наших фигуристов и с приличным техническим контентом, он единственный может составить реальную конкуренцию зарубежным грандам современного мужского катания. Однако не все у Миши сложилось гладко и в день произвольного проката: он упал с обоих квадов – 4Л и 4Т, неидеально исполнил каскад 3А – 3Т, и хотя все остальное у него было на очень хорошем уровне, и настроение программы, заложенное в зажигательной музыке Элвиса Пресли, он сумел передать, но 175.49 балла позволили ему стать только бронзовым призером.
Увидев уже прямо перед награждением тренера Миши Валентину Михайловну Чеботареву, я даже не знала, стоит ли поздравлять ее или впору выражать свое сочувствие. Все-таки я ее поздравила, добавив, что понятно, что они рассчитывали на иной результат, но главное все же – что Миша не просто с медалью ЧЕ, но и в сборной для поездки на ОИ. А его главные успехи – я в этом не сомневаюсь! – впереди.
Хавьера Фернандеса московская публика встретила оглушительным ревом – Хави пользуется всеобщей любовью, и мне это очень понятно, поскольку я и сама являюсь горячей поклонницей испанского фигуриста. Не все сложилось него идеально в произвольной программе – после великолепного 4Т и каскада 4С – 3Т, над которым Хави бился на тренировках и который в нужный момент все-таки получился, он покачнулся после каскада 3А – 2Т, сделал степ-аут после 3С и еле удержался на ногах после сильно недокрученного 3Ф.
Однако общий уровень мастерства Хавьера, его умение создать образ на льду, его харизма, наконец, оставляют очень сильное впечатление, несмотря на недочеты. Другое дело, что для победы на ОИ или ЧМ прокат такого уровня может не потянуть даже на «бронзу». Можно поспорить, наверно, стоил ли он 191.73 балла или был достоин меньшей суммы, но то, что на европейском уровне прокатов, достойных сравниться с прокатом испанца, не показал пока ни один фигурист, очевидно.
Очень волновалась я за Дмитрия Алиева, зная его лабильную нервную систему и то, что ему часто попросту не хватает «физики», чтобы докатать программу до конца. К тому же у него и травма ноги недавно была. Правда, когда я спросила Диму в день тренировки, как его нога, он ответил: «Все нормально».
И какой же он молодец – выдал, выйдя на лед сразу после Фернандеса (!) «прокат жизни»! Исполнил абсолютно все, в том числе и каскад 4Т – 3Т , 3А и 4Т, и хотя к концу было видно, что устал, выдержал до конца, не утратив связи с музыкой, которая очень, на мой взгляд, ему подходит. 182.73 балла стали не только его лучшим результатом в сезоне, но и позволили ему сохранить за собой 2-е место.
В день произвольного катания у пар очень неплохое впечатление оставили у меня израильтяне Пэйдж Коннерс и Евгений Краснопольский в программе под музыку из фильма «Список Шиндлера». Им удалось практически все, кроме параллельного каскада 3Т – 2Т – 1Т (явно должен быть последним прыжком 2Т), и они старались выдержать настроение, заложенное в музыке.
Не без ошибок, но вполне для себя успешно прокатались австрийцы Мириам Циглер и Северин Кифер – было у них в программе несколько интересных находок. А как красиво они были одеты – на фоне костюмов цвета ночного неба очень деликатно сверкали мелкие стразы, причем на экране над стадионом костюмы выглядели совсем иначе и намного хуже.
Евгении Тарасовой и Владимиру Морозову надо было выбираться с непривычного для себя и не подходящего им по статусу 5-го места. Сказать, что они сделали для этого все возможное, было бы явным преувеличением – ошибки были, и немало: Женя неловко пришла на плечо партнеру после 4 подкрутки, не совсем удачно приземлилась после параллельного 3С, оба раза чиркнула ногой на выезде с выбросов. Даже при приличном исполнении остальных элементов в их прокате не чувствовалось необходимой легкости и целостности, он словно распадался на отдельные кусочки, как в калейдоскопе. Тарасова и Морозов смогли выиграть только потому, что ошибались и их основные соперники. Не думаю, честно говоря, что если бы чемпионат проходил не в Москве и в нем бы участвовали основные соперники нашей пары на мировом уровне, они бы получили за подобный прокат свой season best в 151.23 балла. Ну а здесь им этого хватило для победы.
Значительно выросли за последние пару лет в своем мастерстве итальянцы Николь Делла Моника и Маттео Гуаризе. Хотя были у них недочеты в виде неуверенного каскада 3Т – 2Т и сорванного выброса 3С, но все остальное в их прекрасно сбалансированной программе, украшенной несколькими оригинальными находками в оформлении элементов, под красивую музыку и в эффектных костюмах, смотрелось более чем достойно.
Волнение у меня зашкаливало, когда на лед вышли Ксения Столбова и Федор Климов – недаром моя подруга, которая их обожает, называет их «валидольные мои» и вообще предпочитает не смотреть их в прямом эфире. Здесь Ксюша и Федя начали прекрасно, если не считать подкрутки, за которую они больше 1-го уровня практически не получают: уверенный выброс 3Ф, параллельный каскад 3Т – 2Т – и тут партнерша падает с параллельного 3С. Далее все шло хорошо, по нарастающей, музыка вела спортсменов за собой, но заключительный аккорд тоже не прозвучал должным образом – на выбросе 3С Ксюша коснулась льда рукой. Ну как заколдованная у них эта программа – обязательно в каком-нибудь месте «косяки» вылезут!
На лицо Ксюши после проката больно было смотреть – не припомню, чтобы я когда-либо видела ее слезы. Ну явно же, что все ее проблемы у нее в голове – мастерство-то «не пропьешь»! Почему же тренерской команде не пригласить психолога, который помог бы спортсменке выйти из кризиса? Ведь приглашала же Татьяна Анатольевна Тарасова к Алексею Ягудину Загайнова, и результат был налицо! Здесь 138.96 балла за произвольную программу позволили им стать 2-ми, но при подобном прокате на более крупных стартах эта сумма отнюдь не гарантирует места на пьедестале.
Совершенно замечательно смотрелась гротескная, с преувеличенными страстями, где все немного не всерьез, но с добрым юмором программа Валентины Маркеи и Ондрея Хотарека, погружающая зрителей в атмосферу незабываемых фильмов Федерико Феллини. Взаимодействие партнеров на льду и контакт с публикой были неподражаемыми! Над Вали и Ондреем ничто не довлело: они, скорее всего, понимали, что пьедестала им при любом раскладе не видать, поэтому катались в свое удовольствие и к вящему удовольствию публики. Получив свой season best в 132.31 балла, Валентина расчувствовалась до слез.
Наталью Забияко и Александра Энберта многие упрекают в отсутствии «химии» между партнерами и в излишней «стерильности», я же этого не нахожу и симпатизирую Наташе и Саше. Единственное, пожалуй, что мне у них категорически не нравится – это исполнение прыжков, в которых полностью отсутствует параллельность, да еще и прыгают они их на огромном расстоянии друг от друга, не говоря уж о самих ошибках в исполнении. На сей раз прыжки также были далеки от идеала, все же остальное было исполнено на хорошем уровне, поэтому 137.23 балла стали лучшим результатом в сезоне для этой пары и позволили ребятам впервые стать бронзовыми призерами ЧЕ.
Французы Ванесса Джеймс и Морган Сипре вышли на лед в ранге лидеров и, конечно, очень хотели это лидерство удержать, тем более что катание российских пар было далеко не идеальным. Мне нравится их программа, полная маленьких интересных находок и высокого уровня сложности, в которой очень подкупает взаимодействие партнеров. Однако волнение, вероятно, повлияло на стойкость духа Ванессы и Моргана, поскольку ошибок у них было немало: корявый каскад 2Т – 2Т – 1Р, приземление на две ноги у Ванессы после выброса 4С, да еще в одной из поддержек Морган с трудом удержал свою партнершу. Получив 134.65 балла за произвольный прокат, они проиграли всего 0,01 балла в борьбе за 3-е место Наталье Забияко и Александру Энберту.
Я спрашивала у своего мужа-математика, возможно ли подсудить так, чтобы разница была столь минимальной в пользу тех или иных спортсменов. Он мне ответил, что нет, невозможно. Так что разочарование Ванессы и Моргана понять можно, но можно также и вспомнить, что такие случае в истории ФК уже были: в 2007 году выступающий за Белоруссию Сергей Давыдов проиграл на ЧЕ 0,01 балла бельгийцу Кевину Ван дер Перрену, а Татьяна Волосожар и Максим Траньков проиграли 0,11 балла Алене Савченко и Робину Шолковы на ЧМ 2012 года, у танцоров же в 2014 году на ЧМ три первых дуэта разместились в пределах 0,06 балла друг от друга.
Интереснейшую борьбу предвещали две сильнейшие разминки у танцоров. Совершенно покорил меня тонкий, изысканный испанский танец у датчан Лоранс Фурнье-Бодри и Николая Соренсена, в котором совсем не было «испанщины» со страстями и веерами, но был необходимый нерв, был сдержанный темперамент. И до чего же хороша Лоранс в этом бордовом платье! Не знаю, какие уж недочеты нашли у них судьи, но season best в 99.97 балла кажется мне слишком скромным за прокат такого уровня.
Зажигательно, азартно и, я бы сказала, остроумно катались под музыку из «Великого Гэтсби» поляки Наталья Калишек и Максим Сподырев. У них всегда очень креативные поддержки, и этот танец не явился исключением из правила. Не могу не отметить красивые костюмы глубокого синего цвета, очень идущие ребятам.
Понравились мне Сара Уртадо и Кирилл Халявин: уровень взаимопонимания партнеров, на мой взгляд, вырос, они прибавили в скольжении, да и сам танец на музыку из балета «Дон Кихот» мне показался интересным. Конечно, можно согласиться с теми, кто считает, что в испанской теме Кирилл далеко не столь органичен, как Сара, но, полагаю, постановщики будут для них разрабатывать не одну эту тему, и в других танцах талант Кирилла сможет проявить себя в полной мере.
Очень оригинальный танец на музыку «Бабочки и ураганы» у англичан Пенни Кумс и Николаса Бакленда, а от их поддержек просто дух захватывает, но при этом они отнюдь не выглядят трюком ради трюка, чем грешат порой иные дуэты. У Пенни и Николаса танец живой и трепетный, и он пришелся мне по душе.
Танец Тиффани Загорски и Джонатана Геррейро на фоне выступивших перед ними дуэтов не показался мне столь же интересным, хотя я, конечно, болела за ребят. Но к их исполнению трудно предъявить какие бы то ни было претензии – Тиффани и Джон катались очень хорошо, «поймали кураж», как говорится и получили свой лучший результат в сезоне – 103.10, который позволил занять им в итоге 6-е место, что очень даже неплохо для дебюта.
На высоком эмоциональном подъеме прокатали свой лирический танец Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри, разве что сход с одной из поддержек выглядел рискованно. И, пожалуй, на сей раз они выглядели лучше, чем первый итальянский дуэт.
Уже после окончания соревнований я встретилась у выхода с трибуны с женщиной, с которой мы сидели рядом в первый день тренировок. Ну и, конечно, обменялись впечатлениями. Она сидела на первом ряду и сказала, что во время соревнований танцоров прямо перед ней, на ряду, специально отведенном для официальных лиц, сел Игорь Шпильбанд с какой-то дамой (возможно, это была хореограф его группы, я не видела), и вот он сказал своей собеседнице: «Сегодня должны выиграть Степанова и Букин», имея в виду расклад за «серебро». Не берусь судить точно, как надо понимать его слова: то ли Степанова и Букин, с его точки зрения, демонстрируют такой уровень подготовки, что им по силам сменить Боброву и Соловьева в роли лидеров российских танцев, то ли федерация решила сделать ставку на Степанову и Букина и ведет закулисную работу в их пользу.
Как бы то ни было, если Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев и чувствовали какие-то грозовые тучи у себя за спиной, они не показали виду и сделали все, что могли для сохранения своих позиций. Свой танец они протанцевали достойно. Но ничего не могу с собой поделать – и при практически идеальном, судя по полученным оценкам, прокате, этот танец мне совершенно не нравится: ни его сюжет со слепой девушкой, вроде бы прозревшей в конце, ни грубо и прямолинейно его иллюстрирующая пантомима, ни одна из поддержек (в первой Катя, кстати говоря, удержалась на грани фола), ни полусогбенное на протяжении почти всего танца положение партнеров. Но судьи поставили за танец Бобровой и Соловьеву лучший результат в сезоне – 112.70 балла, чем обеспечили им 2-е место.
Анна Капеллини и Лука Ланотте катались, как никогда, бледно в эмоциональном плане и технически небезупречно – Анна ошиблась в одной из серий твиззлов, как-то расхлябанно выглядела их первая поддержка, поэтому судьи не слишком расщедрились – 105.89 балла пьедестала итальянцам не гарантировали. Тем более щелчок по самолюбию фигуристов, что произвольный танец они проиграли своим же товарищам по команде.
Не скрою, что в борьбе за «серебро» мои симпатии были на стороне Александры Степановой и Ивана Букина. Но повторить успех предыдущего дня Саше и Ване не удалось. Танцевали они хорошо, заметных ошибок не допустили, но не было того безоглядного погружения в танец, как во время соревнований в латине. Сам по себе их танец мне нравится все же не безоговорочно: мне кажутся совершенно неуместными акробатические поддержки, не связанные эстетически с темой танца, да и твиззлы-пистолетики были бы гораздо более уместны в той же латине, а здесь они выглядят инородным телом. Саша и Ваня получили свой season best в 109.48 балла, но этого не хватило, чтобы в итоге сохранить за собой 2-е место, так что им пришлось удовольствоваться «бронзой» - тоже хороший результат, учитывая сильную конкуренцию.
Габриэлла Пападакис и Гийом Сизрон – мои любимцы, и в их победе здесь сомнений ни у кого не было. Мне повезло увидеть их на тренировке, а после тренировки взять автографы и сказать им несколько теплых слов. Я поблагодарила Габи и Гийома за те мгновения эстетического наслаждения, которые я испытываю, глядя на их катание и пожелала им дальнейших побед. Они очень мило и просто вели себя, благодарили за то внимание, которое им оказывали их болельщики, а таковых было достаточно. Одна японка, все дни соревнований сидевшая в первых рядах с французским флагом и болевшая за всех французов, передала им через меня, поскольку я стояла к ним ближе всех, какие-то маленькие подарки в красочных пакетиках. Все болельщики, бравшие у них автографы, желали им успехов.
Но в день соревнований мне не повезло сидеть рядом с группой из четырех дамочек лет 35-40, которые на этих соревнованиях страстно болели за Боброву и Соловьева (а возможно, что основными их кумирами являются Тесса Вирчу и Скотт Мойр) и явно были настроены враждебно к Габи и Гийому. С первых же шагов та из них, что сидела рядом со мной, начала что-то ядовито комментировать в их адрес. Я не выдержала и сорвалась: «Послушайте, вы не можете заткнуться на время танца?» - «А вот хамить не надо. И ваш возраст вас не извиняет» - тут же взвилась она. Я попросила прощения за свою резкость, и дама замолчала.
Но эти несколько секунд перепалки сбили тот настрой, который всегда посещает меня, когда катаются Габи и Гийом и помешали мне полностью погрузиться в атмосферу их танца. Конечно, они мне очень понравились, я попросту не могу никого поставить рядом с ними, но того ощущения неземного эстетического восторга, которое я испытала, например, во время финала Гран-при, на сей раз не случилось. Впрочем, Пападакис и Сизрон получили свои season best за произвольный танец – 121.87 балла и за сумму двух танцев – 203.16 балла, а это главное. Да пребудет с ними удача и в дальнейшем!
В женских соревнованиях, конечно, все волнения были связаны с перипетиями борьбы за первенство между Женей и Алиной, но и за Машу я болела в ее споре за «бронзу» с Каролиной, а кроме того, было и еще несколько небезынтересных прокатов.
Один из них показала симпатичная бельгийка Люна Хендрикс. Она каталась энергично, на хорошей скорости и очень прилично прыгала. Пожалуй, лишь один явный технический сбой был у нее – «бабочка» на втором прыжке в каскаде 2А с риттбергером. Люна получила свой лучший результат в сезоне – 121.78 балла, что позволило ей занять в итоге 5-е место. Так что Йорик Хендрикс может гордиться своей сестрой – не зря он ее спонсировал:))
Мария Сотскова вышла на лед второй в последней группе участниц. Она каталась очень хорошо, но, может быть, немного излишне старательно, а из явных технических недочетов можно отметить падение с недокрученного 3Л. Маша получила за свой прокат 132.11 балла, и было ясно, что на «бронзу» она может рассчитывать лишь в случае неуспеха Каролины Костнер.
Вполне удачно для своего уровня, с небольшими недочетами, прокаталась обаятельная словачка Николь Райичова. Ей не удалось получить лучший результат сезона за произвольную программу, но зато она его получила по сумме двух программ – 171.90 балла, что вывело ее в итоге на 6-е место.
Расставание с Алексеем Мишиным, вероятно, не пошло на пользу Каролине Костнер, поскольку свою произвольную программу она откровенно провалила: упала с первого же 3Л, сдвоила 3Т, едва удержалась на ногах, коснувшись льда обеими руками, после 2А, еле спасла корявый каскад 3С – 2Т, да и в целом выглядела на льду непривычно беспомощно. Ни о каком образе программы речь уже не шла – «не до жиру, быть бы живу».
Выбранный Каролиной наряд также оставил меня в недоумении – блестящий комбинезон светло-зеленого цвета довольно ядовитого оттенка как-то не наводил на мысль о фавне, чей послеполуденный отдых воспел в своем произведении Дебюсси. Или он символизировал лес, в котором живет этот фавн? Одним словом, прокат Костнер более чем разочаровал, но судьи со мной были не согласны, щедро отвалив любимой Каро за компоненты аж 75.09 балла (побойтесь Бога, господа!), а в итоге – 125.95 балла, что позволило ей встать на «бронзовую» ступеньку пьедестала. Беспредел, однако! Можно понять огорчение Маши Сотсковой, которая этой «бронзы» была достойна куда больше.
Ну а потом на лед вышла Алина Загитова и "на раз-два-три" расставила все точки над i, показав просто фееричное катание! Это был вихрь, ураган, полет в космос – все, что хотите, и Алина ни на секундочку не вышла из образа обольстительной, лукавой Китри! Ни одной, даже самой маленькой ошибочки при фантастической сложности контенте!
Во мне боролись противоречивые чувства: я была очень рада за Алину и безумно волновалась за Женю, которой предстояло выходить на лед в сплошном гуле восторженных голосов. Правда, Женю приветствовали не менее тепло, чем Алину, но ей-то ведь это все только предстояло, тогда как Алина уже «отстрелялась» и могла полностью расслабиться в ожидании итогов.
Женя была бесподобна, показав себя настоящим бойцом! У нее не получилось идеального выезда с первого прыжка 3Ф, и она сделала каскад 3Ф – 3Т дальше по ходу программы, а еще были каскады 2А – 2Т – 2Т и 3С – 3Т, все остальные прыжки сделаны просто отлично, а как красив был ее 3Л, после которого она сразу встала в «кораблик»! Женечка каталась так проникновенно, передав трагедию Анны средствами фигурного катания без излишней патетики и дешевой жестикуляции, что у меня просто слезы подступали к глазам. «Сейчас будет 160 баллов, - сказал какой-то мужчина позади меня. – За компоненты должны все «десятки» поставить». И я, честно, сразу же в это поверила, поэтому когда на табло зажглись цифры «всего» 154.29 балла и общая сумма 232.86 балла, я не сразу поняла, что Женя проиграла.
Вспоминаю слова легендарного австрийского тренера Герты Вехтлер, воспитавшей в свое время Эммериха Данцера, чемпиона мира 1966-68 гг., и его непримиримого соперника Вольфганга Шварца, всегда бывшего за ним вторым, а в 1968 году в Гренобле ставшего олимпийским чемпионом: «Жаль Данцера, рада за Шварца и обеими руками держусь за голову!» Вот и я так же рада победе Алины и до слез огорчена проигрышем Жени.
По всем законам человеческой справедливости победы более достойна была Женя, которой прошлось пройти столько испытаний и которая за годы своего лидерства доказала свое право на победу. Но у спорта свои законы, и по ним победа Алины неоспорима. Я люблю обеих девочек, обе они – золотые, и как же жаль, что нельзя вручить одновременно два комплекта высших наград! Но я уверена, что Женя не сдастся, что вся борьба между нашими красавицами еще впереди, а они подарят нам множество незабываемых мгновений. Удачи вам, милые, в предстоящих ледовых сражениях!
Живо представляю себе эту тренировку Жени и Алины! Зрелище, должно быть, потрясающее!
Женя, наверно, тоже ждала более высоких компонентов, сидела с закрытыми глазами, видно было, что надеялась. Ну а потом удивительно достойно "держала лицо". Уважение мое к ней, и до того безмерное, еще возросло.
Как хочется победы для наших девочек, несмотря на все преграды, которые им наверняка будут чинить!
А про Дон Кихота Сары и Кирилла хочется сказать особо. Помню, как в бытность хореографом Михайловского театра, Начо Дуато уничижительно отзывался об этом балете. Говорил, что у него нет ничего общего с духом Испании и её танцами. В назидание Минкусу и Горскому поставил в Питере балет "испанские танцы" (интересный). Но когда этого "ненастоящего" Дон Кихота попытались изъять из репертуара Большого театра, разразился скандал. Зрители, артисты, критики отстояли право балета на существование. Это я к чему: здорово Кирилл и Сара в ДК смотрятся. Как раз отражают сплав русскоиспанский, наше представление о темпераментных жителях юга и их культуре.
Очень приятно было читать о Габи и Гийоме, которых я очень люблю и с самого начала сезона обожаю их зажигательную КП.
Мои 3 самых больших огорчения - это Женино серебро, бронза Каро и бронза Букиных (которые виделись мне на 2 месте)