Гран-при 2017. Этап 1: Rostelecom Cup
Сказать, что долгожданный олимпийский сезон наконец-то начался, будет в корне неверным: соревнования группы «Б» уже с начала осени проходят во многих странах мира, и самые яркие звезды фигурного катания не гнушаются тем, чтобы принимать в них участие и зарабатывать свои высочайшие баллы. Но для меня лично по-настоящему сезон начинается с первого этапа серии Гран-при, который на сей раз проходил в Москве и который мне посчастливилось наблюдать вживую во Дворце «Мегаспорт» на Ходынке. Впечатлений, конечно, уйма, и понадобилось несколько дней, чтобы они как следует улеглись в памяти прежде, чем вылиться в эти вот заметки, которые – обращаю на это особое внимание! – как всегда, будут субъективными.
Московским болельщикам на сей раз крупно повезло с составом: ведь далеко не всякий раз на этапе одновременно можно встретить двух действующих чемпионов мира, две пары бронзовых призеров последнего ЧМ, серебряных и двух бронзовых медалистов сочинских ОИ и множество фигуристов, входящих в мировую элиту или находящихся на подступах к ней. Я уж не говорю о «просто» любимцах публики, таких, как Миша Ге (или Джи, как его все чаще объявляют на соревнованиях). Я, кстати, спросила у Миши, как его правильнее называть, на что он ответил, что по интернациональным канонам – Джи, ну а ближе к его исконной китайской фамилии – Ге. Из чего я заключила, что оба варианта «имеют место быть», ну а поскольку я всегда предпочитаю тот, который ближе к исконному варианту, то буду, как и раньше, называть его Ге.
Соревнования мужчин открывали программу. Конечно, основная интрига заранее развертывалась между японцем Юзуру Ханью и американцем Нэйтаном Ченом, но в принципе карты им мог спутать и представитель Казахстана Денис Тен, да и наш Михаил Коляда, в арсенал которого (правда, пока достаточно робкими шагами) входит 4Л, тоже мог показать, что с ним следует считаться всерьез. Интересно было взглянуть и на наших фигуристов – не расставшегося еще с юниорами Дмитрия Алиева и на недавно из юниоров вышедшего Андрея Лазукина. По иронии судьбы оба они, будто сговорившись, выбрали в этом сезоне вальс Хачатуряна к драме «Маскарад», только Дима для короткой программы, а Андрей – для произвольной.
Лазукин открыл соревнования в короткой программе и исполнил «Малагенью» – красивый мальчик, в эффектном костюме с золотым шитьем. Катался чистенько, все отпрыгал – каскад 4Т – 2Т, 3А, 3Ф, но ничего я в этом исполнении от «Малагеньи» не почувствовала – стерильная она какая-то вышла, без внутренней напряженности, свойственной этому танцу. И движения рук Андрея, с ладошками-лодочками, лично для меня, шли вразрез с общей хореографией программы.
Облачение Андрея для произвольной программы было не менее великолепным – изысканный фрак и белоснежная рубашка необычного фасона, словно на великосветском балу. И опять – ничего в хореографии программы, что бы помогло зрителю воспринять эту музыку в связи с движением, в ее развитии… Лишь набор элементов, зачастую совсем не связанных между собой. Это я только об эстетическом впечатлении говорю, а уж если говорить об ошибках, то их было предостаточно – падение с 4Т, с 3А, нечеткие выезды с каскада с 3А и с других прыжков… Пожалуй, лишь каскад 4Т – 2Т можно записать Лазукину в актив, но никакой погоды он, разумеется, не сделал.
Другой наш участник, Дмитрий Алиев, в короткой программе катался в красивом костюме, правда, создающем впечатление излишней жесткости, что необходимо, вероятно, для настоящего мундира, но у Димы, на мой взгляд, этот костюм несколько сковывал движения. Алиев на льду выглядел кадетом, танцующим с воображаемой партнершей на каком-нибудь балу, какие давались в училище, например, в честь Нового года, и это, в целом, было отражено в хореографии программы, но порой выглядело как-то прямолинейно.
Техническая ее часть была вполне на уровне – и прыжки, и шаги Дима сделал уверенно, но вот вращения мне показались слишком уж стандартными, а главное, я не ощутила никакой связи с этой полной драматизма музыкой. Возможно, что Дима еще слишком юн для нее. Однако своим чистым прокатом Алиев обеспечил себе место в лидирующей тройке сразу вслед за Ченом и Ханью.
В произвольной программе он отважно шел на сложные элементы – даже на 4Л осмелился (хоть и недокрутил его, как оказалось потом), сделал каскад 4Т – 3Т, но упал с 4Т и дважды – с 3А. Это, конечно, изрядно подпортило общее впечатление от программы, но думается, что, даже при чистом прокате, мне в Алиеве не хватило бы индивидуальности, того, что сразу позволяет отличить одного фигуриста от другого. Пока у Димы недостаточно выразительная работа рук, несколько скованно выглядит работа корпусом и в целом хотелось бы от него большей музыкальности, тем более что потенциал у него очень хороший. Невольно в памяти всплывает фраза, сказанная когда-то Еленой Образцовой: «Пойте не ноты – пойте музыку!» Вот Дима пока «поет ноты», а «музыка» в целом не звучит.
Третий наш участник, Михаил Коляда, неизменно пользуется моей большой симпатией, но в этот раз заставил изрядно попереживать за себя. Начав свою короткую программу с отличного 3Л (увы, не 4Л, чего от него ожидали), он неудачно выехал с 4Т и остался без каскада, а роскошный 3А во второй части программы, интересные дорожки и вращения уже ничего не решали. Но я хочу сказать в целом о программе.
Дивная по красоте музыка Моцарта, к которой зачем-то «пристегнуто» может быть, и неплохое само по себе, но совершенно с ней не сочетающееся танго, стала основой программы, которая совершенно не соответствует индивидуальности Миши. Какие-то лихорадочные движения его рук только подчеркивают впечатление той хореографической беспомощности, которое я испытываю от этого катания. Возможно, что какой-нибудь другой исполнитель (однако среди наших фигуристов я такого в упор не вижу) и выглядел бы в этой программе органично, но как мог постановщик увидеть в ней Мишу – для меня загадка.
Его ипостась – совершенно иные по характеру программы, в которых его артистизм может проявиться должным образом. Хотелось уйти от привычной эксцентрики – желание похвальное, но неужели во всем безбрежном море музыки для Миши не нашлось иного композитора, кроме Моцарта? Возможно, что Миша и сам чувствует внутренне, что это не его мелодия, и это мешает ему кататься наотмашь, заставляя зрителя забыть о технике и полностью дать ему (и самому, прежде всего!) насладиться движением, рождающимся из музыки.
Произвольная программа на попурри песен Элвиса Пресли сама по себе мне показалась значительно более подходящей исполнителю, хотя в моих глазах и не выглядит какой-то прорывной для него – мне кажется, что Миша способен на гораздо большее. Всю первую часть он был заметно скован, и два падения подряд – с 4Л и 4С, и вымученный выезд с 3А уверенности ему, конечно, не прибавили, но по ходу программы он все-таки преодолел себя, блестяще прыгнул каскад 4Т – 3Т, 3А в каскаде с 2Т, продемонстрировал филигранную работу конька, прекрасные вращения и, хотя третьего падения ему избежать не удалось, завершил программу на мажорной ноте. Оценки меня, честно говоря, удивили – 185.27 балла – «многовато будет», как говорил герой одного известного мультика. Приятно, конечно, что Миша вошел в тройку сильнейших, но хотелось бы, чтобы все-таки другой ценой, с другим прокатом.
Понравился мне грузинский фигурист Морис Квителашвили – с такой широтой, размахом и внутренней энергией скользил он в короткой программе, прекрасно исполнив 3А и каскад 4С – 2Т, и хотя упал с 4Т, общее впечатление от катания осталось очень хорошим.
Еще лучше выглядел он в произвольной программе, которую начал с прекрасного 3А, исполнил и 4С, и каскад 4Т – 3Т, и пусть еще один квад – 4Т – ему не совсем удался, это не испортило впечатления: Морис катался с удовольствием, которое передавалось и зрителям, а главное, он прекрасно понимал, что именно он катает – программа замечательно легла на индивидуальность исполнителя. Чего бы мне еще хотелось от него при этой раскованности – чуть большей артистической небрежности, которая придала бы, мне кажется, особый шик его движениям.
Денис Васильев из Латвии очень прилично откатал короткую программу на музыку Пуччини из «Тоски», если не принимать во внимание хроническое отсутствие квадов у этого фигуриста и нечеткий выезд с 3А: он катался музыкально, показал отличные вращения, из которых особенно эффектно смотрелось заключительное – его «фирменный» элемент.
В произвольной программе Денис выглядел неровно: куча ошибок в первой части, включая падение с 3А и 3Т и очень задорная, я бы даже сказала, хлесткая вторая часть, откатанная не в пример чище. Но мне показалось или это на самом деле так – как-то все больше Денис по манере катания стал походить на своего тренера? Будет очень жаль, если Стефан Ламбьель будет «лепить» этого фигуриста под себя, а не развивать его индивидуальность.
К большому моему сожалению, поскольку я очень симпатизирую этому фигуристу, совсем не заладился московский этап у Даниэля Самохина из Израиля. Трудно сказать, что было тому причиной, но что в короткой программе, что в произвольной он выглядел на редкость беспомощно: сплошные падения, «бабочки», потеря равновесия во вращении и другие «ляпы» не позволили проникнуться его катанием.
Лишь немногим лучше выглядел и Денис Тен. Правда, этот фигурист всегда отличался крайней нестабильностью, что он, не изменяя себе, продемонстрировал и на этот раз: в короткой программе – красивое катание под красивую музыку, прекрасная работа ног в дорожках и – начисто сорванные все прыжковые элементы.
Очень интересной и в плане хореографии, и в плане музыкального сопровождения показалась мне произвольная программа Дениса: я впервые увидела воплощенную в движении казахскую мелодию, которую исполнял певец с необычным тембром голоса. Весьма своеобразная программа, прочувствованная Денисом до самых кончиков пальцев, но прыжки, прыжки… Падения с обоих квадов открыли печальную картину, и лишь в 3А я по-настоящему увидела исполнение мастера, все же остальные прыжковые элементы были выполнены или так себе, или откровенно плохо. Очень хочется надеяться, что Денису удастся собраться к главным стартам сезона и продемонстрировать свои программы так, как они были задуманы.
Канадец вьетнамского происхождения Нам Нгуен очень нравился мне, когда проводил свой первый сезон во взрослом разряде: в нем словно жил неуемный мальчишеский азарт, что не мешало ему демонстрировать солидный технический уровень, включающий очень приличное исполнение квадов. Уйдя от Брайана Орсера к Трейси Уэйнман и Гжегожу Филиповски, Нгуен как-то поблек и, не прибавив резко в мастерстве, словно потерял свою индивидуальность, и программы его, как мне показалось, смотрятся довольно проходными, в особенности короткая. Что же касается технической составляющей, то был в ней хороший каскад 4С – 3Т и неплохой 3А, но было и падение на 4Т.
Музыка произвольной программмы Нгуена – «Американец в Париже» Гершвина – дает широкий простор для творчества, и немало фигуристов за те годы, что я смотрю фигурное катание, с успехом воплощали ее на льду. Но программа Нама не произвела на меня должного впечатления. Да, были в ней моменты озарения, в виде, например, 4С, с которого он ее начал, и превосходного каскада 3А – 3Т, но было и падение на 4С, и «бабочка», да и других шероховатостей хватало, но главное, что в первой части программы канадец катался, как будто бы отбывал дежурный номер, и только во второй части, в дорожке, дал волю своему темпераменту, что уже смотрелось значительно интереснее.
На фоне всех вышеперечисленных фигуристов представитель Узбекистана Миша Ге выглядел, словно солист Большого театра среди приехавших на смотр участников художественной самодеятельности. Миша всегда демонстрирует солидную хореографическую подготовку, но на сей раз он катался как никогда хорошо. Обе его программы – короткая «Аве Мария» и произвольная «Размышления» на музыку Массне просто превосходны, они настолько проникнуты индивидуальностью исполнителя, настолько в них один элемент плавно перетекает в другой, что создается впечатление абсолютной цельности действа, происходящего на льду, и слияния фигуриста с музыкой. Да, у него нет квадов, но отточенность и законченность элементов, работа рук, сопровождающая каждое движение фигуриста, наконец, вдохновение, с которым катается Миша, дадут фору многим «попрыгунчикам», ставящим во главу угла прыжки и только прыжки. Я, во всяком случае, получила от выступлений Миши истинное эстетическое наслаждение.
Но, конечно, с особым предвкушением я ждала дуэли двух гигантов современного мужского фигурного катания – Юзуру Ханью и Нэйтана Чена. Мои симпатии, не скрою, были на стороне Юзуру, которого я давно и нежно люблю, но и Нэйтан мне очень нравится. К сожалению, Ханью на сей раз не смог показать идеальных прокатов: в короткой программе он с трудом выехал с недокрученного 4Р и упал с каскада 4Т – 3Т, правда прыгнул изумительный, воздушный 3А и был великолепен во вращениях и особенно в дорожке.
Произвольную программу Юзуру начал с неожиданного 4Л, правда, с трудом с него выехал, с ошибкой на выезде были исполнены и 4С, и 3А, затем была «бабочка» на 4Т, но совершенно замечательно исполнены были каскады 4Т – 3Т и 3А – 2Т с руками вверх, после которого Ханью сразу же встал в «кораблик».
Но как бы ни было далеко от идеала катание японца на сей раз, я все равно смотрела его, затаив дыхание и полностью погрузившись в атмосферу происходящего – настолько сильно обаяние личности Юзуру, отраженной в его катании! И вот что я думаю: ведь я вовсе не являюсь фанаткой Японии и всего японского, мне, по большому счету, чужда культура этой страны, менталитет ее жителей, да и в каком-нибудь музее в отдел японского искусства, если он там имеется, я пойду едва ли не в последнюю очередь. Но когда я смотрю на Юзуру, то забываю обо всем и ощущаю, что эта мелодия, воплощенная в ледовой хореографии, захватывает меня и вовлекает в свою орбиту, я проникаюсь ею, я ее чувствую, и именно движения фигуриста раскрывают мне ее смысл, и это ложится на сердце.
Не случайно, видимо, Ханью взял эту музыку: фильм, к которому она написана, повествует о добром маге, и сам Юзуру является таким добрым волшебником фигурного катания, который сумел влюбить в себя миллионы людей по всему миру. Да, ему не удалось победить в Москве, но разве это что-то меняет в моем отношении к этому фигуристу? Я буду по-прежнему каждый раз ждать чуда, которое он, как никто другой, способен подарить всем своим болельщикам. Да пребудет с тобой удача, Юзуру!
Нэйтан Чен в своей короткой программе был неудержим: каскад 4Л – 3Т, вытащенный буквально «на зубах» 4Ф и не идеально, но все-таки исполненный 3А – достойный прыжковый контент! Но и вся программа, начиная с музыкального сопровождения, мне показалась очень удачной, именно такой, которая отвечает индивидуальности Нэйтана и позволяет ему продемонстрировать все свои лучшие качества, а это отнюдь не одни прыжки – американец явно прибавил в скольжении, да и его вращения были на редкость хороши.
Произвольная программа Чена мне тоже понравилась. Если в первой части от катания Нэйтана исходила сумасшедшая энергетика, то вторую он словно рисовал широкими мазками, катаясь раздольно и лирично. Его технический арсенал мог свести с ума: каскад 4Л – 3Т, 4Ф, 4С, каскад 4-3-2, и даже помарки на 3А и каскаде 3А – 2Т, «бабочка» на 4Т общую картину если и подпортили, то лишь самую малость. Нэйтан Чен стал победителем по сумме двух программ, и этот итог нельзя не признать справедливым.
«Бронза» Михаила Коляды, конечно, не может не радовать, но слишком уж велико его отставание от серебряного призера Юзуру Ханью. Пока, к сожалению для российских любителей фигурного катания, японец и американец находятся словно в другой галактике, и чтобы к ним приблизиться, нужно приложить неимоверные усилия, иначе эта пропасть будет непреодолима.
В соревнованиях танцоров выступало десять дуэтов. Чехи Николь Кузмихова и Александр Синицын изначально вызывали мой интерес только тем, что Саша – сын Натальи Карамышевой и Ростислав Синицына, которых я очень любила в пору их выступлений в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Но ничем особенным этот дуэт не запомнился – в оба дня ребята катались весьма средне.
Разочаровали французы Мари-Жад Лорьо и Ромэн Ле Гак, которые чем-то зацепили меня в прошлом сезоне – на сей раз, как мне показалось, оба танца были у них довольно стандартными, без какой-либо изюминки. Также удивили Алиса Агафонова и Альпер Учар, выступающие за Турцию, – явный регресс даже по сравнению с прошлым годом. У Анжелики Крыловой иссякли творческие идеи?
В отношении нашей новой пары Бетина Попова – Сергей Мозгов пока не могу определиться. Нет, по сравнению с дуэтом Яновская – Мозгов это, конечно, лучший вариант – я во все годы их выступлений, мягко говоря, недолюбливала Анну. Теперь на ее место встала Бетина, но она для меня пока – «темная лошадка».
Короткий танец Поповой и Мозгова мне откровенно не понравился – просто скучно было смотреть его, да еще странноватый костюм партнерши (фартук – не фартук?) изюминки этому танцу явно не добавлял.
Произвольный танец (опять «Кармен»!), когда я увидела его видео с Мемориала Ондрея Непелы, тоже не захватил. Но вживую он смотрится куда лучше, в нем есть интересные поддержки и переходы, поэтому впечатление от танца в целом осталось, скорее, положительное.
Американцы Рэйчел и Майкл Парсонс в латине катались, может быть, и музыкально, но как-то, на мой взгляд, неряшливо, Майкл грубо ошибся в твиззлах, да и партнерша по сравнению с партнером смотрится на льду довольно громоздко. Так что впечатление от этого танца у меня примерно на «троечку». Твиззлы, похоже, являются ахиллесовой пятой Майкла, поскольку он сорвал их и в произвольном танце, в котором, пожалуй, были интересные поддержки, но при этом было видно, что партнеру нелегко поднимать свою подросшую сестренку. В целом же танец, на мелодию которого когда-то танцевали своих знаменитых «Чилийских бедняков» французы Изабель и Поль Дюшене, меня не увлек так, как когда-то заставлял, затаив дыхание, смотреть на себя танец Дюшене.
Истинную латину почувствовала я в танце кандцев Пайпер Гиллес и Поля Пуарье. Я с особой симпатией отношусь к этому дуэту, который всегда выделяется на фоне остальных «лица необщим выраженьем». Вот и здесь они буквально впрыгнули в серию твиззлов, показали очень эффектную поддержку, хорошую дорожку, да и в целом смотрелись здорово.
Еще больше понравился мне произвольный танец Пайпер и Поля: в нем кипела сдержанная страсть, не выплескиваясь при этом за границы хорошего вкуса – ни одного проходного элемента, ни одного лишнего жеста; он весь от начала до конца был полон интересных хореографических находок и партнеры танцевали, словно друг для друга, оставаясь в образе до самого конца. Мне далеко не всегда нравятся костюмы Пайпер, но это черное платье с бежевыми вставками с черным орнаментом мне показалось просто божественным.
В коротком танце совершенно не понравились итальянцы Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри – сплошь какие-то вихляния, партнерша сорвала твиззлы и вообще цельности в этом танце я не ощутила, скорее, какие-то фрагменты, не слишком связанные между собой.
Произвольный танец на музыку группы «Muse», красивый и лиричный, выглядел, на мой взгляд, лучше, но ощущение, что все это было, было, было (и не только из-за музыки, которую кто только не использовал) не покидало меня до самого конца. К тому же некоторые элементы казались исполненными исключительно ради самих элементов: к чему, например, одна из поддержек с переворотом вперед через голову, которая вовсе не вписывается в ткань танца? Только, чтобы баллов за нее набрать?
Александре Степановой и Ивану Букину я симпатизирую больше, чем кому либо другому из наших танцоров. Но если на турнире Finlandia Trophy их короткий танец меня, скорее, разочаровал, так как никакой латины я тогда в нем не почувствовала, то на сей раз все было, на мой взгляд, куда лучше: Саша и Ваня катались раскованно и уверенно, с большим подъемом, все элементы сделали практически безукоризненно, и танец заиграл.
Акварельным, воздушным, нежным был их произвольный танец на музыку Листа «Грезы любви», и исполнили они его очень хорошо. Пожалуй, единственное, что мне показалось не слишком вписывающимся в его ткань – это поддержки, слишком уж лихо выглядящие на фоне такого лирического танца, да и вокал, мне кажется, несколько портит общую картину. Конечно, в общем-то, весь танец надо еще отшлифовать до нужной кондиции, и тогда он будет очень даже конкурентоспособен на любом крупнейшем соревновании.
Совершенно разочаровали меня Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев. Каждый год я все жду от них по-настоящему интересных танцев, но, увы, для меня лично ничего не меняется. Короткий танец, на мой взгляд, совершенно «не в тему»: или эти извивы телом на грани фола должны обозначать латину? Да, технически все выглядит довольно пристойно, но от настоящего латиноамериканского танца это все было, на мой взгляд, достаточно далеко.
Столь же большое разочарование испытала я от их произвольного танца. Вот все думаю: вроде бы и ребята вполне симпатичные, и техника у них позволяет воплощать самые смелые идеи, так что их все тянет в какую-то ущербность – то они сумасшедших изображают, то в прошлом сезоне Катя была «падшая», теперь вот – «слепая» (ладно – не «хромая», и на том спасибо, как говорится)? В своих интервью они заявляют, что им интересны танцы «с либретто». Пусть так, но почему нельзя поставить танец с положительной историей, где бы все их лучшие качества – мягкое скольжение, широта хода, хорошо освоенные твиззлы, наконец, получили бы достойное воплощение? Ведь был же у них в 2011 году красивый лирический танец на чудесную музыку Шварца – одно удовольствие было за ними наблюдать.
А здесь – «одна печаль», как говорится, да и не убеждают меня Катя и Дима своими трагедийными актерскими талантами: смотреть, как в начале танца Катя с застывшим лицом, а в конце – с таким же лицом Дима хлопают по воздуху руками, якобы ища свою потерянную вторую половинку, мне было попросту смешно. Совершенно не понравились первые две поддержки, поскольку выглядели трюком ради трюка – одна в проезде по прямой вниз головой, вторая – перешедшая из прошлогоднего произвольного танца, тоже вниз головой, но вращательная. Ну и из явных ошибок – потеря Катей позиции во вращении. Не думаю, честно говоря, что на ОИ и ЧМ этот танец будет в числе лучших. На ЧЕ еще куда ни шло, там конкуренция не столь высока.
А вот чего уж я от себя никак не ожидала, поскольку никогда не была поклонницей этого дуэта, -мне очень понравился короткий танец Майи и Алекса Шибутани. Мало того, что крутые дуги, филигранная техника (твиззлы – как по линеечке выписанные!), так еще и все в музыку, и дух танца прекрасно передан! Просто не узнала я Майю и Алекса – словно на бразильском карнавале вытанцовывали!
Произвольный же танец Шибутани не пробудил во мне ни малейших эмоций: мне совершенно чужда музыка этого танца, да и в его хореографии я не нашла ничего нового. Да, технически все безупречно, выверено до малейших деталей и – хирургически-стерильно, как в операционной. «Скучно, господа!» В победе американцев у меня нет ни малейших сомнений, но никакой радости от этого я не испытываю.
В соревнованиях спортивных пар интерес вызывали все три наших дуэта, итальянцы Валентина Маркеи – Ондрей Хотарек и канадцы Джулианна Сёгэн и Чарли Билодо, остальные три пары – из США, Австрии и Японии – были скорее, статистами на этом балу.
«Маленькие канадцы», как я их про себя называю, нравятся мне давно. В короткой программе они были стремительны, катались с настроением, и если в их исполнении и были помарки, то они не были заметны глазу простого зрителя. А приятно то, что Джулианна и Чарли стараются разнообразить программу какими-то маленькими «фишечками» - легкими поддержками, необычным заходом на тодес, так что смотрится она достаточно интересно.
Произвольная программа у канадцев явно не задалась: было много ошибок, как крупных, так и мелких – на всех прыжковых элементах, при сходе с поддержки, на выбросе 3Р. При таком невнятном исполнении сама программа для меня совсем не «прозвучала», хотя допускаю, что при ином раскладе она может произвести должное впечатление.
Итальянцы Валентина Маркеи и Ондрей Хотарек – пара яркая, и уж что-что, а «завести» зрителей они умеют, как никто другой. Не изменили себе они и на этот раз. В короткой программе им практически все удалось, в особенности хорош был их параллельный 3С. В произвольной программе не обошлось без ошибок, самой явной из которых было падение Валентины на том самом параллельном 3С, которым они так блеснули в первый день. Но все-таки впечатление от катания Маркеи и Хотарека осталось ярким, праздничным.
Всегда восхищает меня, как Ондрей исполняет свою «фирменную» поддержку, которую они изобрели еще со Стефанией Бертон, но если учесть, насколько различаются габариты Стефании и Валентины, то мне каждый раз хочется воскликнуть: «Браво, Ондрей!» Что касается выбора музыкального сопровождения для обеих программ, то он показался мне исключительно удачным: Валентина и Ондрей под эти узнаваемые, но не заезженные мелодии вовсю флиртовали друг с другом и с трибунами, наслаждались движением и дарили зрителям хорошее настроение. Отдельно хочу отметить костюмы Валентины, которые подчеркивают ее зрелую женственность и очень ей идут.
Кристина Астахова и Алексей Рогонов, перед которыми стояла непростая задача всерьез побороться с итальянцами, в короткой программе предстали в непривычном для себя амплуа – под музыку из моцартовского «Реквиема» и «Кармины бураны» Орфа. В целом мне программа понравилась, за исключением дорожки шагов по кругу, которая, на мой взгляд, как-то не вписалась в общую картину. Зато прекрасно был выполнены параллельный 3С, тодес, поддержка и особенно эффектным выглядело заключительное вращение. Пожалуй, единственным техническим огрехом был «чирк» по льду свободной ногой у Кристины на выезде.
К их новой произвольной программе на музыку из нашумевшего мюзикла «Ла Ла Ленд» я привыкла, признаюсь, не сразу. Когда я увидела ее запись на каком-то из турниров, мне она показалась довольно сумбурной и невнятной. Но, наверно, ей надо было «дозреть», чтобы сами исполнители ею прониклись и сумели донести свое видение этой музыки до зрителей. На сей раз Кристина и Леша выглядели просто отменно, если не считать касания рукой на выезде с выброса 3Ф и приземления на две ноги с выброса 3Р. Правда, несколько странно смотрелись эти два выброса, стоящие практически подряд: интересно, чем руководствовались постановщики программы, заложив в нее подобный расклад элементов? Но это уже «придирки публики», а Астахова и Рогонов свою задачу выполнили и стали бронзовыми призерами, с чем их и хочется поздравить.
Выступлений Ксении Столбовой и Федора Климова я ждала с трепетом душевным, зная, через какие травмы и болячки им пришлось пройти за это время. К этой паре у меня отношение особое: в них я вижу самых ярких и интересных представителей мирового парного катания – тех, кто наилучшим образом отвечает критерию именно Пары на льду (второй такой дуэт составляли незабвенные Юко Кавагути и Александр Смирнов, которых мне будет так не хватать и которым я от души хочу пожелать успехов в той новой области деятельности, которую они для себя выбрали).
Короткая программа Ксюши и Феди – страстное танго, в котором соблюдены (что так непросто сделать в парном катании!) все каноны этого танца, и практически на каждый жест партнерши следует ответный жест партнера – ледовый диалог имеет свою завязку, развитие и кульминацию. И как прекрасно ложатся на музыку все движения! Опять-таки – музыка, хоть и знакомая, но в очень удачной, на мой взгляд, обработке, когда сохраняется узнаваемость и появляются новые мелодические нюансы. Всем хорошо было катание Столбовой и Климова, кроме досадного падения Ксюши на параллельном 3Т.
Что касается их произвольной программы, то когда я узнала, что они задумали кататься под музыку из «Кармен», то была слегка разочарована: ну сколько можно, опять «Кармен», которая давно уже в зубах навязла! Но когда я увидела эту программу воочию, от моего скепсиса не осталось и следа – полный восторг! Да, они «завалили» ее на Finlandia Trophy, да, были далеко небезупречны и в Москве (Ксюша трижды упала – с двух выбросов и с прыжка), но все остальное, что они сделали, было настолько гармонично, настолько мастерски исполнено, что мурашки по коже у меня бежали вовсю.
Программа идеально ложится на индивидуальность Ксении: не припомню другой такой же исполнительницы, лично для меня – наилучшим образом воплощающей на льду образ героини Мериме. Гордая, независимая, не подчиняющаяся ничьей воле, для которой любовь – это все, что ей нужно на свете, но одновременно и минутная прихоть, поскольку верности от нее требовать невозможно – такая она на льду, героиня Столбовой, и эта ее неукротимость передается Ксенией и в неповторимой осанке, и в горделивом повороте шеи, и в движениях рук, и в испепеляющем взгляде, наконец.
Под стать ей и Федор – настоящий Хозе со своей страстью и своей драмой. Вся программа шла по нарастающей и захватила меня настолько, что на какое-то время я «выпала» из окружающей обстановки, как это бывает в театре тогда, когда спектакль удался в полной мере. Отмечу костюмы Ксюши к обеим программам – как всегда, очень стильно при минимуме блесток и другой мишуры, чем сейчас, увы, грешат многие фигуристки. Остается только пожелать Ксюше и Феде вычистить эту программу, довести ее «до ума», и тогда она, не сомневаюсь, произведет эффект разорвавшейся бомбы и сметет ударной волной всех соперников, какими бы сильными они ни были.
Еще один дуэт, за который я всегда болею – Евгения Тарасова и Владимир Морозов. На сей раз для короткой программы они выбрали 2-й Концерт Рахманинова – музыку сложную, но дающую такой творческий простор для исполнителей! Опять-таки, ее уже не раз брали фигуристы, выступающие в разных видах, так что у Жени и Володи была еще одна задача – представить ледовую интерпретацию, достойную этой музыки. В целом они с ней справились, хотя недочеты были – оба партнера споткнулись на параллельном 3Т. Сама же программа мне понравилась, мне показалось, что ребята чувствуют, что именно они катают, а это уже немало. Ну а то, что им есть, куда в ней расти дальше – кто же в этом сомневается? Вот только костюмы Жени и Володе мне не показались подходящими именно для этой программы – какая-то в них ощущается легкомысленность, что идет вразрез с мелодией.
На абсолютном контрасте к короткой построена произвольная программа Тарасовой и Морозова. Доводилось читать о ней самые разные отклики – от восторженных до ругательных. Если говорить о моем восприятии этой программы, то мне она понравилась. Возможно, не безоговорочно, тем более, что на сей раз были у ребят помарки – небезупречный выезд у Володи с параллельного 3С, приземление на две ноги у Жени после одного из выбросов, но катались ребята с настроением, на сумасшедшей скорости и большинство элементов исполнили на достойном уровне. А выкатать со всеми нюансами рок-н-ролл в парном катании – задача ох какая не простая! Так что победа Тарасовой и Морозова сомнений не вызывала.
Ну и, наконец, женские соревнования. Новая воспитанница Инны Гончаренко 15-летняя Валерия Михайлова внешне чем-то напомнила мне Симу Саханович. Прыгала она вполне неплохо, но во всех остальных компонентах программы, как короткой, так и произвольной, выглядела пока старательной ученицей, и не более. Впрочем, потенциал у девочки есть, а такой известный специалист, как Инна Германовна, возможно, и доведет ее до должного уровня.
Комбинезон француженки Маэ Беренис Мейте в короткой программе сверкал камнями, как новогодняя елка, обещая зрителям праздник. Но Маэ с большим трудом прыгнула каскад 3Л – 3Т, с которого в итоге завалилась на лед, показала весьма посредственные вращения, чуть лучше выглядела в дорожке, и, как обычно, на всем протяжении программы не знала, куда девать свои руки.
Но своей произвольной программой Мейте просто вогнала меня в ступор. Когда она вышла на лед и зазвучал «Ноктюрн» Шопена, мне сначала показалось, что я ослышалась: не может Маэ катать ТАКУЮ музыку, совсем не ее это стиль! Но Маэ с серьезным лицом очень старательно, хотя и привычно коряво, скользила, разводя руками, так же старательно прыгала, кое-где покачиваясь, и, казалось, что она с нетерпением ждет, когда же кончится эта «нудятина» и она сможет от души «зажечь». И вот, наконец, настал момент, когда она отстегнула часть юбки, открыв сверкающую стразами вставку – и понеслось! Не обошлось, конечно, без ошибок, но в эту часть программы Мейте вложила всю себя, насколько могла. Не поняла я, честно говоря, зачем ей понадобилось впрягать в одну телегу «коня и трепетную лань» - настолько не стыкуются между собой обе части программы. Но, похоже, самой Маэ Беренис ее программа нравится, ну и на здоровье, как говорится!
Приятным открытием стала для меня японка Каори Сакамото. До этого мне никогда не приходилось видеть эту фигуристку, а тут она, в особенности в короткой программе, выглядела очень достойно, ну разве что несколько суховато каталась, словно боялась или не хотела тратить эмоции. Другая японка, Вакаба Хигучи обе программы откатала, наоборот, очень эмоционально. В особенности ее произвольная была хороша, несмотря на мелкие недочеты.
Представительница Казахстана Элизабет Турсынбаева по сравнению с прошлым годом изменилась мало – ну разве что чуть подросла, но в весе, похоже, совсем не прибавила. Поэтому ее короткую программу «Кармен» иначе, как недоразумение, воспринимать трудно. Какая Кармен? Где там коварная обольстительница, чьей любви следует остерегаться? Кого может свести с ума это щупленькое дитя? Технически Лиза каталась без видимых огрехов, но музыка звучала сама по себе, а фигуристка ехала сама по себе, да и в хореографии «чего-то испанского» обнаружить было трудно.
В произвольной программе Турсынбаева выглядела, пожалуй, чуть лучше (явный сбой был лишь на 2А), но опять каталась мимо музыки, хотя и видно, что очень старалась – ну прямо как школьница-отличница.
Американка Мэрайя Белл в короткой программе изобразила довольно убогий каскад 3Л – 3Т, удачнее прыгнула 3Ф и 2А, на всем протяжении программы старалась быть кокетливой, что диктовала веселая музыка, но выглядело это у нее как-то натянуто. Не без ошибок прокаталась Белл и в произвольной программе, но в целом в ней она понравилась мне больше, особенно в лирической части.
Ее соотечественница Мираи Нагасу отличается крайней нестабильностью, поэтому от нее можно ожидать всего, что угодно. В короткой программе Мираи долго-долго подбиралась к 3А, раскатывая вдоль и поперек катка, и в результате относительно удачно его исполнила, но сразу же вслед за этим упала с каскада 3Ф – 3Т и в довершение упала еще раз – на этот раз с 3Л. Сама же программа выглядит достаточно бледно с хореографической точки зрения, нет в ней каких-то «изюминок», фигуристка просто ездит от элемента к элементу и не «заморачивается» их связью с музыкой. Столь же малоинтересно для меня каталась Нагасу и в произвольной программе, где было немало помарок – ну просто глазу было зацепиться не за что в ее катании. Разве что за платье, вдоволь усыпанное стразами.
Каролина Костнер никогда не относилась к числу моих любимых фигуристок. Но на сей раз она выглядела почти безупречно. Объясню, в чем заключается для меня это «почти». Для короткой программы Каролина взяла одну из моих любимейших песен «Ne me quitte pas», которую открыл миру французский певец бельгийского происхождения Жак Брель, а Костнер предпочла интерпретацию этой песни канадской певицей Селин Дион.
Я, за редчайшим исключением, очень не люблю, когда песня звучит не в аутентичном исполнении, и на этот раз все было именно так. Дион, видимо, очень старалась, чтобы ее исполнение ну совсем не походило на исполнение Бреля и на этом пути перестаралась – в ее интерпретации, с ее интонациями песня, лично для меня, звучала напыщенно и претенциозно. В ней есть слова: «Я создам владения, где любовь станет королем, где любовь станет законом и где ты будешь – королевой» (по-французски слово «любовь» мужского рода). Дион же в своем женском варианте поет: «Я создам владения, где любовь станет королем, где любовь станет законом и где ты будешь – королем», что вообще-то сразу становится лишенным смысла, поскольку двух королей в одном владении не бывает. Может быть для кого-то это звучит как придирки, но для меня всегда очень важно, если я знаю этот язык, о чем и как поется в песне. Но к самому катанию Каролины это, собственно, отношения не имеет.
А вот что мне категорически не понравилось в этой ее программе – так это самое начало, те несколько секунд, когда фигуристка с излишним аффектом заламывает руки, закатывает глаза, складывает каким-то странным образом ноги, изображая страсть неземную. Мне это показалось натянуто-фальшивым и невольно вспомнилась частушка: «Я страдала-страданула, с моста в речку сиганула, (из-) за такого дьявола два часа проплавала». Впрочем, все остальное в этой программе мне понравилось.
В произвольной программе Костнер каталась под музыку Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». В моей памяти как непревзойденный образец интерпретации этой музыки всплывает американская фигуристка Джанет Линн, совершенно покорившая своим катанием весь мир на ЧМ 1971 года. Каролина трактует эту музыку по-своему, и эта трактовка тоже замечательна и в своем роде уникальна: вряд ли кто еще с такой легкостью и изяществом сумел бы в наше время воплотить на льду подобную музыку. Каролине в этом помогает и ее врожденное чувство прекрасного, и ее интеллигентность, и, несомненно, ее жизненный опыт. «Серебро» этого турнира – достойная награда итальянской фигуристке.
Очень жаль было мне Елену Радионову, за которую я болела изо всех сил. Я обрадовалась, когда узнала, что Лена на этот сезон оставила свою прошлогоднюю короткую программу на музыку Гершвина из оперы «Порги и Бесс» – уж очень она мне нравилась и изумительно подходит Лене. В этой программе есть все – интересный хореографический рисунок, эффектные вращения, замечательные дорожки, но уже в каскаде 3Л – 3Т Лена недокрутила второй прыжок и пришла на две ноги, не лучшим образом исполнила 3Ф, и эти недочеты не позволили ей подняться выше 5-го места.
По душе мне и новая произвольная программа Радионовой, которая в полной мере позволяет ей проявить свою расцветшую женственность. Но, к сожалению, исполнение ее было далеко от идеала – неожиданное падение при заходе на 3Р, были и еще недочеты на приземлениях после прыжков, и все вместе взятое привело к тому, что Лена осталась вне пьедестала, хотя уж кому-кому, а ей было вполне по силам на него подняться.
А вот кто не оставил никаких сомнений в том, кто на сегодняшний день лидер мирового женского фигурного катания, так это Женя Медведева. Как изумительно каталась она в короткой программе – тонко и пронзительно, отражая движением каждый музыкальный нюанс! И технически не сорвала ни одного элемента!
С волнением ожидала я жениного проката произвольной программы, зная, что она уже по ходу сезона заменила первоначальную постановку Ильи Авербуха на новую, взяв для нее музыку из фильма «Анна Каренина». И хотя Медведева удачно прокатала ее на турнире в Японии, все-таки было видно, что программа должна еще «вызреть», войти, что называется, в плоть и кровь исполнительницы. Но Женя все-таки удивительная девочка! Вот казалось бы, слишком юна она для столь сложной роли, даже если действо на льду – все-таки не драматический спектакль, а спортивная программа. Но Женя с первых же шагов заставила меня забыть обо всем и погрузиться в атмосферу творимого на льду чуда, потому что ее эмоции были неподдельными и в ответ – столь же полное сопереживание с моей стороны. Единственным техническим огрехом программы было неожиданное падение Медведевой с 2А, но целостности восприятия это не нарушило. Живая и непосредственная реакция самой Жени на свою ошибку по окончании программы, мне кажется, только сделала фигуристку еще ближе тем, кто ее любит, к каковым зрителям отношусь и я.
В целом итоги этого турнира для нас выглядят очень оптимистично – два «золота», два «серебра», три «бронзы», но следует все-таки забывать о факторе «родных стен» и о том, что далеко не все фигуристы из мировой элиты приняли в нем участие. Но будем верить в наших спортсменов и пожелаем им удачи в предстоящих соревнованиях!
Категорически не согласна с Вами только по поводу БС - мне очень понравился их произвольный танец, хотя к фанатам этой пары я себя отнести не могу.
Так же, как и Вы, смотрела с трибун Мегаспорта - Юзуру до Москвы доведет :) Ну и до сердечного приступа почти довел, да... )))
Маленькая поправка: в произвольной Дениса Тена нет казахских мелодий. Он катается под французскую песню SOS d’un terrien en detresse. Больше всего известна, по-моему, в исполнении Грегори Лемаршаля в начале двухтысячных, а написана была в 1978 году.
Спасибо за интересный пост! ))
По поводу Шибутани. Давно не люблю танцы, т.к. не понимаю там кроме твизлов ничего. Воспринимаю на уровне нравится - не нравится. Из всех прокатов ПП в Хельсинки больше всех понравились именно Шибутани. Настолько они заворожили кружевом своего танца, что как-то я к ним прониклась. Но это живой просмотр, по телевизору такого восприятия не случалось.
Юзуру в Финляндии был безупречен в ПП и грешно прекрасен в КП. В Москве, конечно, не чисто, но любовь от этого не убавилась.
Девушек живьем смотрела впервые на Ростелеком. Только после этого поняла, почему Медведева лучше других. И ещё внезапно понравился Алиев Дима. Жаль, что много падал в ПП.
Про пары да и в целом во многом согласна с автором.
Вывод - фигурное катание лучше смотреть своими глазами, а не глазами оператора. Многое остается за кадром.
В каком-то сезоне детского "Голоса" девочка-чеченка пела французскую песню (на французском, естественно). И тоже ведь звучало нетрадиционно, не по-европейски.)