Осенние мотивы
Дорогие читатели, мы расстались с вами в разгар «пьянящей финской весны» и «мёртвый сезон» коротали вдали друг от друга. А сейчас, наконец, наступило долгожданное время «осенних мотивов», которыми можно вдохновиться для новых серьёзных и не очень размышлений о любимой фигурке.
Последний наказ уходящего сезона каждому фигуристу и его команде – банальный анализ сильных и слабых сторон, удач и неудач, неоправданных ошибок и упущенных возможностей. А потом, отталкиваясь от грамотного анализа, должна запуститься цепочка: реальный план – умелая организация – грамотная мотивация – постоянный контроль плюс самоконтроль – чёткий анализ и так по спирали. Кое-кто из фигуристов уже начал раскручивать эту цепочку, что поможет в дальнейшем избежать многих подводных камней в этот ответственный сезон. А кто-то ещё пребывает в раздумьях.
Японка Вакаба Хигучи в силу своего таланта могла произвести фурор уже в Хельсинки, а её фамилия в итоговом протоколе могла стоять гораздо выше, но увы... Похоже, в этом сезоне Вакаба решила долго не раскатываться и не ждать милостей от соперниц, а на первом же международном старте заявить о себе в полную мощь. А мощи у этой позавчерашней юниорки – вагон и маленькая тележка. И Хигучи, на мой взгляд, удалось конвертировать эту мощь в весьма выигрышную постановку. «Бондиана» – та программа, после которой сразу понятно: главную героиню ждёт успех. Постановка, хорео находки, сумасшедший натиск спортсменки, которая идёт ва-банк, способны выбить из колеи любую конкурентку.
Вдохновение в исполнении Вакабы Хигучи
Но только не Алину Загитову. Дебютантка взрослых соревнований международного уровня после КП стояла в протоколе второй, вслед за Хигучи. Японка, стартовавшая в ПП непосредственно перед россиянкой, выдала не просто восхитительный, а чемпионский прокат. В подобной ситуации, когда, кажется, что положение уже не спасти и турнир не выиграть, мало кто не запаникует. Но когда Алина уверенно и горделиво встала в стартовую позицию, стало понятно, что эта девочка подарков соперницам делать не собирается.
Кроме самообладания, у Загитовой есть ещё многое, чтобы взойти яркой звездой на фигурнокатательный небосклон: сложнейшая база, выкатываемая как урок чистописания, и постановки, которые самый отъявленный хейтер не может упрекнуть в отсутствии связок или, наоборот, в наличии старомодных разбегов в полкатка. У Алины короткая и произвольная программы играют и по отдельности, и в то же время создают цельный образ. Конечно, как и всякий поклонник ФК, я бы хотела видеть в катании Загитовой больший раскат, широкое и более мягкое скольжение, но каковы её годы? И в чём упрекнуть команду, которая старается выжать максимум из действующих правил?
Вот Марин Хонда в произвольной программе на музыку Пуччини буквально разносит арену беговыми. Правда, катание Марин берёт за душу, хотя фигуристка выступает в классике жанра: пафосно, красочно, артистично. Но совершенно очевидно, что такое катание в суммарной оценке уступает топовым фигуристкам из кузницы Тутберидзе.
Похоже, другая претендентка на попадание сборную Японии, Маи Михара, это прекрасно понимает. Но пока только в короткой программе Маи сумела показать такое катание, за которое судьи могут ей честно ставить более высокие компоненты, чем в прошлом сезоне. Так что компоненты Михаре ещё покорять и покорять, а вот действительно компонентная, шикарная фигуристка Кейтлин Осмонд ими, кажется, разбрасывается. Мало того, что она уже вернулась к прошлогодней КТ, так как бы ни пришлось проделать то же самое и с ПП.
Фигуристке, от чьих прыжков зашкаливает адреналин, чьё скольжение завораживает, а перформанс способен ослепить, ставят программу, от которой недоброжелатели плюются, а поклонники впадают в ступор. Когда-то на Олимпиаде в Лиллехаммере Оксана Баюл сумела пробить брешь в суровых сердцах арбитров изумительной постановкой «Лебединого озера». Канадка же своим «Чёрным лебедем», кажется, готова утопить саму себя. Прости, Кейт...
Как же я хотела, чтобы в олимпийский год свежими идеями хотя бы в одной из программ блеснула Евгения Медведева. Или, как вариант, чтобы её хрустальное, невесомое катание в КП на музыку Шопена было бы спроецировано и на произвольную программу, чтобы зритель получил двойную дозу волшебства, подкреплённого небесной музыкой. Но малоизвестная мелодия в ПП не тянет на эпитет божественной, а сама Евгения кажется слегка дезориентированной новой расстановкой элементов.
В прошлом сезоне двукратный чемпион мира Хавьер Фернандес пролетел как фанера над Хельсинки, вернее, больно упал с достигнутых ранее высот. Но, судя по всему, испанский спортсмен летом провёл серьёзный урок над ошибками и, взвесив все свои конкурентные преимущества, решил, что должен предстать перед публикой в неувядающих образах Чарли Чаплина и Дон-Кихота. Решение, наверно, правильное, но ожидаемое, поэтому и не сильно интригующее. Однако испанцу всё же удалось удивить. То, что Чаплин в исполнении Хави войдёт в анналы истории, я нисколько не сомневалась, но программа превзошла все ожидания. Зритель увидел не узнаваемого с первого взгляда клоуна с усиками и с воображаемой тростью в руках – Фернандесу удалось создать образ глубокого человека, и при этом хореофишки в программе смотрятся не только потрясающе аутентично, но и свежо.
Идиллия?
Юзуру Ханю неоднократно заявлял, что хочет выигрывать убедительно и красиво, следуя формуле «пришёл, увидел, победил». Свою спортивную установку Ханю воплощает на льду, время от времени выдавая поистине шедевральные прокаты. Однако периодически его слишком увлекает неземное, что в реальности оборачивается не только потерями титулов и репутационными издержками, но и потерей самого себя… Трудно быть Богом. Иногда так и хочется крикнуть: «Юзуру, остановись! Позволь себе быть простым смертным – эгоистом и даже пофигистом». Хотя умом понимаю, что максимализмом Ханю никогда не пожертвует, ведь как он сожалел, что прокатал эконом-вариант на малозначимой бешке. Остаётся уповать на божью благодать, ибо кататься как Ханю, стараясь найти идеальный баланс между техникой и компонентами и при этом не изменяя внутреннему «я», – задача архисложная.
Серьёзный мальчик Шома Уно, очень серьёзный, даже героический. Его прокат в финале прошлогоднего Гран-при, когда, по сути, он должен был сняться, – одно из самых ярких впечатлений прошедшего сезона. Определение «родился в коньках» – это тоже про него. Его фантастическая форма в начале сезона похожа на психическую атаку, провоцирующую соперников на «симметричные» прокаты. Магнетизм тягучего катания, подкреплённый очарованием юности, и зрелыми притязаниями на медаль высшего достоинства – вот такой коктейль приготовил Шома на сезон.
После триумфа своих пар в Сочи Нина Мозер сказала, что теперь можно помечтать и о трёх медалях для своих подопечных в Корее. Конечно, все три пары Мозер в полной мере претендуют на сбор чемоданов в Пхенчхан, но вряд даже самый оптимистичный и патриотичный оракул предскажет, что весь олимпийский подиум будет российским.
Евгения Тарасова – Владимир Морозов прошлый сезон завершили полноправными лидерами российского парного катания, однако молодой паре ощутимо не хватало хорошей наглости в презентации. Логично было предположить, что в межсезонье молодые и амбициозные спортсмены, к тому же владеющие качественными техническими элементами, поработают над выразительностью, поищут интересные и запоминающиеся фишки для своих программ. Но, видимо, Пётр Чернышёв, постановщик ПП, перепутал парное катание с танцами на льду, а Евгению Тарасову с Оксаной Грищук, если всерьёз рассчитывал, что стеснительная по натуре Женя и флегматичный Володя будут зажигать под рок-н-ролл. Тем не менее, Оберстдорф, знаковый турнир начала сезона, Тарасова – Морозов выиграли, и я готова признать, что энергетика Жени вполне подходит под эту программу. Она, на мой взгляд, вполне вжилась в образ эдакой воображули. Кроме того, мне показалось, что ребята добавили в амплитуде выбросов, а вместе с четверным подкрутом эти элементы способны пощекотать нервы любому сопернику.
То ли ещё будет
Когда-то Татьяна Анатольевна заметила, что немецкие танцевальные дуэты, как правило, ужасно скучны. Дуэты – возможно, а вот про спортивную пару Алёна Савченко – Бруно Масссо такого уж точно не скажешь. На домашнем турнире они продемонстрировали великолепную трактовку испанского танца. Особенно впечатлила поддержка с перестроениями через весь каток в финале КП. Да и в ПП много находок и свежих решений. А как иначе, если программу ставил легендарный танцор Кристофер Дин?
На мой взгляд, двукратным чемпионам мира Меган Дюамель – Эрику Рэдфорду будет непросто оправиться после финского фиаско. Видимо, ответственным за свои ошибки фигуристы назначили Ришара Готье и быстро перебежали к новомодному тренеру. Не знаю, насколько им поможет Циммерман (а уход от Готье считаю ошибкой), но короткая программа поставлена, на мой взгляд, грамотно. Но в парном катании не спасёт никакая шедевральная постановка, если элементы не отшлифованы до блеска. А произвольная программа канадцев пока не то что не блестит, но демонстрирует полный завал с элементами. Даже параллельное вращение, исполняемое ими всегда близко к эталону, на этот раз полетело к чертям. Справедливости ради надо признать, что Меган очень похорошела, а Эрик как никогда кажется мотивированным на результат.
Осторожно, но верно – так бы я охарактеризовала катание Джулианы Сеген – Чарли Билодо, которым тоже необходимо воспрянуть после неудачного сезона. Их катание на фоне старших, титулованных товарищей по принципу «тише едешь – дальше будешь» имеет право на оптимистичный финальный аккорд.
Крепкая пара
Притязания Ванессы Джеймс – Моргана Сипре на корейское золото кажутся мне завышенными, и тем не менее французы уложили на обе лопатки канадцев на домашнем турнире. Программы у них красивые, элементы с выдумкой. Пожалуй, им по плечу замахнуться на бронзу Кореи, если только справятся с собственными нервами.
И, конечно, осень – время танцевальных премьер. Какой же танец показался откровением и удивил настолько, чтобы назвать его танцем года? Впрочем, пока ещё не все дуэты открыли сезон.
Неожиданно громче всех прозвучали фигуристы далёкие от топ-уровня – Бетина Попова и Сергей Мозгов. И, как ни парадоксально, прозвучали с самой заезженной музыкой в ФК – «Кармен», в постановке не имеющего громкого имени тренера пары. Кто-то увидел в этой программе отголоски «Кармен» Бестемьяновой – Букина и Крыловой – Овсянникова, но так ли это важно, если танец получился цельным, ярким и свежим. Молодым танцорам удалось подать почти все элементы как оригинальные фишечки. Ну, и гроссмейстерская оценка за 100 баллов на первом же международном турнире говорит о том, что драматургия «Кармен» образца 2017 года вполне устраивает арбитров.
У Николая Морозова, как ученика Татьяны Тарасовой, есть звериное чутье на музыку и постановки, которые широкой фигурнокатательной аудиторией будут приняты на «ура». Из всех увиденных на сегодняшний день латин по свежести концепта на первую строчку собственного рейтинга я бы вывела Гаванский танец Кейтлин Уивер – Эндрю Поже. Заметно, что в латиноамериканских страстях Эндрю чувствует себя как рыба в воде, а Кейтлин, кажется, удалось переориентироваться от игры лицом на тонкую подачу образа. Лавры "русской" постановки «Спартак» принадлежат канадским хореографам Лори Николь и Линде Гарно, но задумка там, мне кажется, аналогичная – тонко сыграть на великой музыке Хачатуряна. Пока сильно заметно, что обе программы не вкатаны и даже чувствуется некоторая неуверенность в их выигрышности со стороны спортсменов. Но, мне кажется, если выдержать задуманное, может получиться нетривиально и самобытно.
Новые образы Кейтлин Уйвер и Эндрю Поже
Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьёв не стали в такой ответственный сезон вдохновляться эпохальной Карениной и классической хореографией. Для своей примы команда Жулина создала программу, которую она должна исполнять буквально с завязанными глазами, потому что героиня – слепая девушка. Сложная партия, но Катя, как никогда ранее, меня убедила – неожиданно в ней раскрылся артистический дар. Но мои восторги не отменяют того, что танец надо вылизывать. Почти все топовые пары исполняют твиззлы очень эффектно, а Дима с Катей крутят их как перворазрядники. Элементы, в том числе и рисковые поддержки, должны звенеть, а вот между ними можно и потише проехать, ведь партнёр-то по идее зрячий...
Вот могут же Мэдисон Хаббелл – Захарий Донахью ехать красиво, выписывая вензеля на ледовом поле и дразня друг друга неожиданными поворотами. Их неприкрытая сексуальность видна невооружённым взглядом и притягивает к себе как магнит. Это не химистри между Тессой и Скоттом, которую искусственно поддерживают и вне льда. Но и не растворение друг в друге Пападакис – Сизерона, это что-то другое. Мэди и Зак – эмоционально зрелые и равноправные партнёры, олицетворяющие эталон современных отношений. Однако, несмотря на восторженные эпитеты, и этим ребятам есть к чему стремиться. Мне, например, не хватило адреналина от их проката и нескольких штрихов в представленных образах.
Как всегда, мне сложно писать о Тессе Вирту – Скотте Моире. Не скрываю, что обожаю Тессу, поэтому отлично вижу, какой резкий рывок она совершила в этом сезоне. Когда-то было принято сетовать, что Марина Зуева ставит программы на Скотта, а партнёршу задвигает на второй план. Я не знаю, кто больше постарался: постановщики, тренеры, сама Тесса, но моё мнение, что в программах этого сезона она наконец освободилась из плена и рванула на свободу со скоростью Болта. Особенно это заметно в ПТ «Мулен Руж», где Вирту, подобно своей героине, способна манипулировать мужчиной, обольщать его и доводить до экстаза.
Всегда удивлялась, почему Кристофера Дина не привлекают к работе с англичанами. И вот свершилось! Пенни Кумс и Николас Бакленд, вернувшись на лёд после травмы, решили блеснуть программой от своего знаменитого соотечественника. Шедевра не случилось, потому что не соблюдено главное условие – виртуозность конька, но мне понравился переход от румбы к самбе во время исполнения твиззлов. Все-таки Дин – непревзойдённый мастер плавных переходов. А произвольный танец на индийские мотивы был мною прочитан, как стремление англичан вспомнить о британском владычестве. Получилось добротно и чопорно, но колониальным духом они не прониклись…
Пока писала пост произошло ещё одно событие: Габриэла Пападакис – Гийом Сизерон презентовали свой новый произвольный танец. До просмотра программы искренне считала, что французы правильно выстроили выигрышную стратегию. Но «Лунная соната», которая в моём понимании должна зависнуть дамокловым мечом над канадцами, пока не показалась мне мощным оружием. Да, красиво, да, искусство, но французы, на мой взгляд, проигрывают себе прошлогодним. Где стремительность полёта и амплитуда поддержек, где провоцирующие, но восхитительные завихрения, где Габи и Гийом?
Спасибо Дарлинг, которая нашла силы и время на правку этого текста.
С уважением ко всем любителям ФК, Бичуния.
------------------
Гмммм. Довольно оригинальное объяснение трём бабочкам и падению с акселя.)) Первый раз такое на моей памяти.:))
Мне тоже понравился Спартак УП и Кармен ПМ, а вот красная мельница совсем прошла мимо.
Бонд Вакабы прекрасен, а лебедь Кейтлин меня удивил, но не в хорошем смысле. А Нейтана Вы не видели ещё или просто не стали о нем писать?
___________________________________________________________________________________________
Надеюсь, что талант этой фигуристки всерьёз и надолго. И оды пропеть успеем
Кп Чена очень понравилась, произвольная меньше.