16 мин.

Весеннее обострение

Весна… Время пить херши, пепси, пиво и валерьянку.

Время встреч и расставаний, переходов и перелетов, время собирать разбросанные камни и тащить их в новый сезон, чтобы разбросать осенью, и следующей весной вновь выйти на поле с тачкой.

Нынешняя весна мало чем отличается от предыдущей и, похоже, от будущей. Но довольно лирики, вернемся в прозу будней.

Завершила карьеру Мао Асада.

Попытка вернуться после годичного перерыва не удалась: женское фигурное катание резко ушло вперед, а Мао даже разучилась прыгать каскад из двух тройных. Она в этом сезоне и в сборную не пробилась. Всему своё время. Мао столько сделала в фигурном катании, сколько мало кому удается. В Сочи я болел за нее ровно до выступления в короткой программе. До той злосчастной короткой я отчаянно желал ей победы – ей, а не Ким Ю-На. Но неожиданно блестяще откатала Аделина Сотникова… и Ким осталась второй.

Мао Асада ушла, ушла Канако Мураками… Впрочем, толпы скорбящих по Канако не отмечается, как выплыла девушка в своё время, так и утонула, когда плотва косяком пошла.

Асада ушла, а Татьяна Волосожар и Максим Траньков на лед вернулись.

Правда, не на соревновательный, а исключительно в шоу. Относительно выступлений на соревнованиях пока вопрос открытый, но я очень сомневаюсь, что они будут выступать. Максим честно признается: «Удовольствия от соревнований у нас все равно нет, да и сезон начинается осенью. Даже если нам возвращаться, то через российские старты. Сейчас мы в свободном плавании, тренируемся, катаемся и смотрим на свое состояние». Оставлять их в резерве сборной, или нет, решать будет Федерация. Полагаю, что «казус Плющенко» здесь не применят – в резерве не оставят.   

Вернулся и ушедший было тренировать детей Артур Гачинский.

Он будет работать с Алексеем Мишиным, и пока никаких наполеоновских планов не строит. Конечно, парень не реализовал и половины своих возможностей, но наши парни – они такие… С тонкими душевными структурами. Плющенки и Ягудины среди них пока не просматриваются.

Но если не строить «наполеоновских планов», то зачем возвращаться? С другой стороны, ему же всего 23. А вдруг?...

Тем временем улетела Аделина Сотникова, правда, недалеко – от Елены Буяновой к Евгению Плющенко.

Улетела, но обещала вернуться, и, не к Буяновой, а на лёд. Обещала, как обещала и год, и два назад. Но пока вернуться не получается, очередная «небольшая травма», которая не позволяет определить, где и когда будет выступать Аделина в следующем сезоне, и будет ли вообще. Но мы всё еще надеемся.

Главные новости в период весеннего обострения шли именно от Евгения Плющенко.

Он открыл Академию фигурного катания, в которой стоимость обучения будет составлять от 1 до 2.5 штуки баксов в месяц, а за персональный урок с мэтром – штука (одна) за урок (один). Я как-то сомневаюсь, что Сотникова будет платить такие штуки мэтру. Так что он хочет с ней сделать?

По одной версии, Сотникова как олимпийская чемпионка будет «лицом» Академии, и не она будет штуки платить, а ей.

По другой версии двукратный олимпийский чемпион будет учить Аделину прыгать два четверных и два тройных акселя, которыми она поразит мир в Пьончане, а то и в Пекине.

Я больше склоняюсь к версии под номером один, поскольку номер два выглядит совсем уж фантастикой.

И еще об Академии. Нормальный бизнес-проект, если не считать одной малости. Приведет какой-нибудь владелец нефтяной вышки своё упитанное любимое чадо к мэтру, будет платить ему эти «штуки» лет шесть-семь в надежде увидеть его, чадо, на олимпийском пьедестале, а оно за эти годы научится только аксель в полтора оборота прыгать. И чем мэтр будет расплачиваться? Я вообще как-то сомневаюсь, что внуки людей, чьи дети убиваются на московских улицах об столбы и отбойники на скорости в 200 км/час, будут убиваться, изучая четвертные лутцы и риттбергеры. Не тот масштаб.

Но вернемся к основной теме. Сотникова улетела от Буяновой, а Елена Радионова прилетела.

Соответственно, и Радионова откуда-то улетела. А улетела она от Инны Гончаренко. И началось… Сразу припомнили бродившие года два слухи, что ужасная Буянова перетаскивала Лену от скромняги Гончаренко все эти годы, и наконец перетащила. Лена немедленно превратилась в предательницу, поддавшуюся на посулы. На заявление Буяновой, что Лена сама обратилась к ней с просьбой после командного чемпионата мира, почти никто и внимания не обратил, а на тех, кто обратил, дружно и долго шикали. А самые умные даже и причину перехода назвали.

Один (цитирую дословно): «Понятное дело - Буянова "хоть чучелком, хоть тушкой" хочет поехать на ОИ в Корею, а спортсмена для этого у неё нет, зато откуда-то есть повышенная любовь со стороны чинов федерации при всей её посредственности, как тренера».

Другой – что Лена после неудачного сезона отправилась к "посредственной" Буяновой «компы собирать».

Третий – что федерация давно это планировала, и вынудила безответную и беспомощную Лену перейти к Буяновой.

У каждой из трех версий были некоторые вариации в зависимости от буйства фантазии авторов, но все они в основном укладываются в три вышеуказанные генеральные линии.

И только один комментарий согрел здравым смыслом:

«Какие вы смешные, псевдоболельщики. Спортсмен делает так, как лучше ему, это только её карьера, только её жизнь, только её решение. Какое ваше дело вообще? Удачи солнечному зайчику с новым тренером. Перемены напрашивались».

Согласен, перемены напрашивались. Лена провела сезон плохо. А я уже писал как-то, что когда у девушки плохо, она покупает или новые туфли, или новую сумку, или меняет тренера. Так что переход Елены Радионовой к другому тренеру меня лично нисколько не удивил, а переход именно к Буяновой ничуть не огорчил. По крайней мере, теперь «псевдоболельщики» отстанут от Маши Сотсковой, кости которой перемыты уже до зеркального блеска.

Но этим перелеты не ограничились. После двухлетнего вояжа по Соединенным американским штатам вернулись к родным дубам-березам Виктория Синицина и Никита Кацалапов.

Вернулись примерно с тем же, с чем улетали, и сделали промежуточную посадку у Елены Чайковской. Но не задержавшись и там, перелетели к Александру Жулину.

Недавно по Матч-Арене повторяли этап Гран-при в Пекине. Посмотрел только Синицину/Кацалапова и в очередной раз удивился – до чего же фактурная, красивая пара… А на выходе – ничего, пшик. Как же надо было усердно трудиться три года у лучших тренеров мира, чтобы доработаться от звания олимпийского чемпиона и бронзового призера Игр до десятого места на не слишком сильном чемпионате Европы… Кроме фактуры там ничего и не осталось.

Татьяна Тарасова сказала, что «Жулин – это последний причал Кацалапова». Согласен. Круг действительно замкнулся. После этого только на свалку, на распил. Я сомневаюсь, что и с Жулиным у Синициной/Кацалапова получится что-нибудь путное. Снова процитирую Татьяну Анатольевну: «Существует вопрос психики, он может бросить прокат… Он не расположен к монотонной многочасовой работе, сразу воспаляется психика... Кацалапов был у всех, сейчас он вернулся к себе домой, но у всех он много лет делал одно и то же. Мне его искренне жаль». И мне жаль. Но каждый сам кузнец своего несчастья, не правда ли?

Между тем, опять же по слухам, пара Елена Ильиных/Руслан Жиганшин существует нынче исключительно «на бумаге».

Пара, которую два года старательно отодвигали от основной сборной, от участия в главных стартах сезона окончательно разуверилась в своих силах и прекратила тренироваться. Если это так, мне очень жаль – в танцах в последнее время ничего не остается, как только жалеть. Можно подумать, что у нас очередь на европейский и мировой пьедестал, как в 1970-1980-х гг. Нет, у нас предел мечтаний и выпадение в полный восторг от десятого места на чемпионате мира.    

Александр Жулин переход своего бывшего ученика не комментирует, а вот Илья Авербух считает, что появление в группе Жулина Синициной/Кацалапова усилит конкуренцию и будет «полезен для Бобровой и Соловьева». Соловьев же уверен, что «наша конкуренция внутри группы только поднимет танцы на льду всего за один сезон».

Но и здесь берут меня за горло тяжкие сомнения… Если Никита будет работать так, как работал у всех предыдущих тренеров (включая Жулина), его появление только ухудшит ситуацию. Он уже пытался «поднять конкуренцию» у Зуевой, когда катался рядом с Шибутани, и чем это закончилось? Кто-то кого-то покусал, и Вику с Никитой с катка выдворили. А «четыре голубых глаза» забыты напрочь, будто глаза эти повыкалывали.

Но что это я всё о наших да о наших… Заглянем куда подальше.

Эшли Вагнер нашла объяснение не слишком удачно проведенному сезону.

Оказалось, что причина в том, что она «не могла проявить бойцовский дух». То есть после падений, бабочек и засчитанных недокрутов надо было немедленно подавать протест на действия русских хакеров. А если серьезно, то Вагнер давно уже превысила уровень достижений, возможных при её данных, в том числе превысила и не без помощи судей. Превысила настолько, что получила на выходе раздвоение личности: «часть меня знала, что я на это способна – другая же часть не ожидала, что это произойдет». И в результате «в психологическом плане было что-то не то». Да, и это «не то» все видели.

Патрик Чан из последних сил пытается не отстать от паровоза.

Он наконец-то сумел прыгнуть три четверных в произвольной программе и ни с одного не упал. Произошло это на командном шоу-чемпионате в Японии. Но Патрик робко надеется, что после Пьончана ISU всё же ограничит количество четверных в произвольной программе и тогда он сможет кататься лет до пятидесяти без импланта в бедре и собирать грибы полными корзинами. Он собирается «делать то, что умею», а лучше всего он умеет именно ходить по грибы.  

Ему вторит неудачник Хельсинки Хавьер Фернандес. Двукратный чемпион мира убежден, что «Уровень, которого я достиг на данный момент, не имеет ничего общего с уровнем других фигуристов. Я фигурист без слабых мест». И дело за малым – «нужно хорошо откатать». Видимо, этим спичем Хавьер убеждает самого себя. Мы знаем по меньшей мере еще четверых фигуристов, способных кататься ничуть не хуже Фернандеса, и тоже «без слабых мест».

Но и это не конец. Все годы у Орсера Хавьер работал над скольжением, и теперь сокрушается: «Я все время трачу на свое скольжение, и когда кто-то, который делает так много квадов, но не имеет навыков скольжения, также получает высокие компоненты, я думаю: «Зачем я тратил свое время? Мне следовало сосредоточиться на прыжках, а не на катании».

И здесь тоже явный перебор. Без хорошего скольжения четверной не прыгнешь, а «скользунов» без четверных прыжков более чем достаточно – Браун, Васильевс, Ригини и далее по списку. Причину неудачи в Хельсинки Фернандес ищет не там, где она крылась.  

Пока Патрик и вслед за ним Фернандес жалуются на сложность бега за паровозом, Меган Дюамель тоже жалуется, но не на сложность, а на то, что не все сложные элементы «ценятся по достоинству». В качестве примера она приводит выброс 3А, за который на Skate Canada они получили 7.2 балла, и сравнивает с выбросом 3Л на чемпионате Канады, оцененном на 6.9. Лукавит девушка.

На Skate Canada Меган упала с выброса 4С и получила за него 5.2 (база 8.2). Ей бы хотелось, чтобы 4С с падением стоил дороже, чем чистый выброс 3Л (база 5.5)? А сравнивать базовую стоимость выброса и соответствующего прыжка одиночников несерьезно: одиночник справляется с прыжком один, сам, а даму на выбросе поддерживает партнер. Возможно, она вспоминает тройной аксель, который они делали еще до Сочи, но тогда все её сентенции вообще теряют смысл – надо было исполнять чисто, а не прилетать на две ноги.     

В чем могу с Дюамель согласиться, так это в том, что не надо ныть по поводу усложнения программ: «Все имеет свой риск. Но мы делали четверной выброс три года, и мы делали выброс 3А. Я в порядке. И как это может быть оправданием того, что это фактор риска? Все является фактором риска. Я могу упасть с одинарного акселя. Это фактор риска».

Суть любого вида спорта заключается в том, что кто-то может делать то, что не могут другие. Болт бежит 100 м быстрее всех в мире, Мустафина исполняет на брусьях то, чего не может никто другой, Нэтан Чен прыгает в произвольной программе шесть четверных. Это именно то, что превращает фигурное катание в спорт, а не в развлечение на городском катке.

А Нэтан Чен проверяет собственные возможности: «Добавляя четверные прыжки в программы я хотел развиваться, тестировать пределы своих возможностей. Придет время, когда я не смогу делать большое количество четверных, но сейчас... Я и дальше хочу работать над развитием своих четверных прыжков... Продолжу тренировать четверные и работать над ними, и мы посмотрим, как далеко я смогу уйти».

Однако самые бурные комментарии вызвало большое интервью Этери Тутберидзе, в котором она разбирает причины успехов и неудач своих учеников, рассказывает о тех, кто от нее ушел. Прекрасное откровенное интервью, из которого можно многое узнать, если читать его непредвзято и с открытыми глазами.

Например, я понял, почему Сергей Воронов при всём его таланте так и не выиграл ничего достойного на международном льду, да уже и не выиграет. Понял, почему так неровно катался Адьян Питкеев, и почему Морис Квителашвили так и не сумел войти в основу сборной России. Мне нравится тренерский подход Тутберидзе, я понимаю и поддерживаю её отношение к связке «родители-спортсмен-тренер», к четверным прыжкам. Наконец, я целиком и полностью поддерживаю её отношение к тому, как должен работать спортсмен на тренировках и как вести себя на соревнованиях.

Увы, но именно в комментариях болельщиков к этому интервью наиболее ярко проявилась степень весеннего обострения шизофрении. Не вижу смысла копаться в том ворохе глупостей, которые «группа товарищей» написала по поводу этого интервью. Не вижу смысла хотя бы потому, что в этих комментариях вообще нет ни смысла, ни малейшего понимания того, о чем говорила Этери Тутберидзе.

Словно мухи, тут и там,

Ходят слухи по домам,

А беззубые старухи

Их разносят по умам…

Смешно читать вселенские стоны относительно того, что Тутберидзе «гробит несчастных детишек». Этим «стенающим» до детишек никакого дела нет и не было, им бы кусать и кусать тренера, да не получается. Точно такие же стоны стояли в 1960-х, когда Станислав Жук на собственной жене Нине, а потом на сестре Татьяне испытывал новые сложнейшие элементы парного катания. В итоге получились Ирина Роднина и Алексей Уланов, а потом Роднина и Зайцев, которые в сложности на голову превосходили всех предшественников. Точно так же стонали, когда женщины начинали прыгать тройные прыжки, когда мужчины начинали осваивать четверные. Всё настолько знакомо… Правда, в те годы не было интернета, в котором каждый суслик может написать любую глупость, но иные статьи в прессе мало чем отличались от нынешних «сусличьих» комментариев.

А тем временем в группе Этери Тутберидзе уже две девочки, Александра Трусова и Анна Щербакова, запрыгали четверные в каскаде.

Александра Трусова

Анна Щербакова  

 Конечно, как заметил Максим Траньков, весной разные чудеса бывают – спортсмены, как правило, в хорошей форме. А вот смогут ли удивить осенью… Я почему-то уверен, что смогут. Не случайно же Евгений Плющенко именно после этих видео написал, что на Играх 2022 г. женщины будут бороться за золото, исполняя в произвольной программе по два четверных и по два тройных акселя.

-------

Год назад здесь  https://www.sports.ru/tribuna/blogs/juriv1/952707.html я писал буквально следующее:

«В парном катании надеюсь на группу Нины Мозер, прежде всего, на Ксению Столбову и Фёдора Климова. В этом сезоне они показали потрясающие программы. Жаль, что травмы испортили им всю вторую половину сезона. Татьяне Волосожар и Максиму Транькову придется трудно – они понимают, что надо усложнять программы, но хватит ли здоровья… Евгения Тарасова и Владимир Морозов наконец-то начнут стабильно выдавать четверную подкрутку, а возможно, и четверной выброс.

Надеюсь на перемены к лучшему в танцах. Жду прорыва от Елены Ильиных и Руслана Жиганшина.

Хочется каких-то перемен в катании Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева, Александры Степановой и Ивана Букина. Чего мне лично не хватает в катании этих двух пар, даже не могу сформулировать... Чего не хватает в катании Виктории Синициной и Никиты Кацалапова? Вообще-то очень многого не хватает. Иногда мне кажется, что не Вика технически поднялась, а Никита опустился.

Надеюсь, что не отступят с позиций этого сезона мужчины: надо бы три путевки в Корею, на себя и на того парня, что спину лечит. Не хотелось бы, чтобы выступления Михаила Коляды на чемпионатах мира и Европы оказались «дебютным всплеском». Будем ждать, с чем выйдут на лёд Адьян Питкеев, Дмитрий Алиев и Александр Самарин.

И тем более надеюсь на наших великолепных девушек. Лидеры прежние, только повзрослевшие на год – Медведева, Погорилая, Радионова, Туктамышева, Липницкая. Обещает Аделина Сотникова, но боюсь, уже опоздала. Переходят во взрослое катание несколько успешных юниорок. Не исключаю, что кто-то из них (прежде всего Мария Сотскова) вступит в борьбу «за место под солнцем», так что лидерам отдыхать не придется». 

 

К сожалению, не все мои прогнозы сбылись. Не получился сезон у Столбовой/Климова, а вот Тарасова/Морозов стали лидерами нашего парного катания и вошли в число сильнейших пар мира. Группа Нины Мозер по-прежнему задает тон в нашем парном катании.

Совсем плохо в танцах. Туктамышева и Липницкая отступают всё дальше и глубже вниз, исчез Адьян Питкеев… С другой стороны, Мария Сотскова вошла в основу сборной, Евгения Медведева выиграла вообще всё, что можно выиграть, держится Анна Погорилая. К счастью, прошлый чемпионат мира не стал «дебютным всплеском» Михаила Коляды, хотя нынешний сезон он провел не так успешно, как хотелось бы. Прогрессируют Алиев и Самарин. А осенью мы увидим на взрослых соревнованиях Алину Загитову, и не только её.   

Так что до осени