33 мин.

Воспоминания о ЧЕ и ЧМ 1973 года

Сезон 1973 года вспоминается как-то особенно ярко. Во-первых, он начинал новый олимпийский цикл и был полон предвкушений новых открытий. А во-вторых, окончание предыдущего сезона ознаменовалось потрясением в нашем парном катании, последствия которого заранее предугадать было чрезвычайно трудно.

 Прекрасные чувства, вспыхнувшие между Алексеем Улановым и Людмилой Смирновой, поставили на грань распада две наши ведущие пары. Естественно, что, соединив свои судьбы, Людмила и Алексей захотели составить дуэт и на льду. А Ирина Роднина и Андрей Сурайкин были вынуждены задуматься о своем будущем.

Смирнова

Людмила Смирнова и Алексей Уланов

Андрей попытался создать новый дуэт с Натальей Овчинниковой, фигуристкой пластичной и грациозной. Однако разница в классе, особенно при исполнении прыжков, давала себя знать, и, просуществовав совсем недолго, дуэт распался.

Овчинникова

Наталья Овчинникова и Андрей Сурайкин

Ирина Роднина, как она сама потом об этом рассказывала, подумывала о том, чтобы закончить свою карьеру. Но у Станислава Алексеевича Жука на этот счет было свое мнение, и он вплотную занялся поисками партнера для своей лучшей ученицы. Бог знает, где и когда увидел он 20-летнего ленинградца Александра Зайцева, выступающего в ту пору с дочерью своего тренера Олей Давиденко. Но факт остается фактом: Зайцев чем-то приглянулся Жуку, и он пригласил Сашу «на смотрины» в ЦСКА.

Роднина

Станислав Алексеевич Жук с Ириной Родниной и Александром Зайцевым

 И Родниной пришлось забыть о преждевременном прощании со спортом: Жук собирался приготовить такую «бомбу» мировому фигурному катанию, чтобы ударная волна от нее шла еще долгие годы. Началась титаническая работа, плоды которой стали ощутимы уже на чемпионате СССР в Ростове.

А Людмила Смирнова и Алексей Уланов готовились к сезону своим чередом. Казалось бы, им все карты в руки: оба статные, музыкальные, элегантные, да и титулов на двоих им не занимать. По всем раскладам удача должна бы быть на их стороне. Но удача – птица капризная и зачастую непредсказуемая. Вот и в их случае все оказалось не так, как подсказывала логика. Уже на чемпионате СССР Роднина и Зайцев опередили Смирнову и Уланова. Причем, достаточно уверенно: между двумя парами вклинились еще и Ирина Черняева с Василием Благовым.

Роднина

Ирина Роднина и Александр Зайцев - чемпионы СССР 1973 года

Не скрою, мои симпатии были на стороне Ирины и Александра. Ну, прежде всего, конечно, потому что мне импонировал стиль Родниной с его размахом и удалью, и в новой паре он ничуть не поблек. А во-вторых, чисто по-человечески, я всей душой была на стороне «обиженной»: ведь не Ирина, а Алексей разбил успешную пару. Словом, я радовалась, что для Родниной и Зайцева «первый блин» не оказался комом. Однако было понятно, что Смирнова и Уланов сдаваться просто так не намерены, и решающий поединок двух дуэтов ожидался на предстоящем чемпионате Европы.

Европейское первенство 1973 года состоялось в западногерманском городе Кёльне. И в соревнованиях пар произошло событие, равного которому не было доселе в истории этого вида спорта. Дебютируя на ЧЕ, Ирина Роднина и Александр Зайцев промчались по льду ослепительным вихрем, не совершив при этом ни малейшей ошибки и представив собой такое цельное единство, что казалось, что они, подобно ракете, вошли в какое-то иное, космическое измерение. Словно порыв свежего ветра ворвался в зал!

Роднина

Ирина Роднина и Александр Зайцев

И наградой им были 12 «шестерок» за технику и артистичность! Так и вижу перед собой растерянное лицо Саши, считающее это невероятное количество «шестерок». Разумеется, никто из соперников не смог к ним приблизиться.

Роднина

Ирина Роднина и Александр Зайцев с тренером Станиславом Жуком после исполнения произвольной программы

 Людмила Смирнова и Алексей Уланов выступили достойно, уверенно завоевав свои серебряные медали. Но для меня этот дуэт так и не стал любимым. Оба они очень нравились мне в парах со своими предыдущими партнерами, в новой же паре они, на мой взгляд, так и не сумели достичь желаемой гармонии.

Смирнова

Людмила Смирнова и Алексей Уланов

Особенно это касается Людмилы: в новом дуэте ее облик грациозной газели как-то поблек, она стала более спортивной в ущерб женственности. Мне недоставало её той, прежней, которую я так любила, но с Улановым она стала другой, чужой для меня. В особенности, когда год спустя решила полностью изменить свой имидж, отрастила волосы и стала блондинкой. 

Бронзовые медали на том чемпионате завоевали Альмут Леманн и Герберт Визингер из ФРГ. Я уже несколько лет с интересом наблюдала за ростом мастерства этих фигуристов. Вплоть до 1969 года Герберт выступал с другой партнершей – Марианной Штрайфлер и ничем особенным не выделялся. Но когда он встал в пару с изящной, с внешностью балерины, Альмут, то совершенно преобразился. И их дуэт не затерялся на фоне великолепных пар из СССР, ГДР, США.

Леман-Визингер

Альмут Леманн и Герберт Визингер

 Пара Леманн-Визингер, которая тренировалась у Эриха Целлера, обладала великолепной хореографической подготовкой, хорошим музыкальным вкусом, и их программы были очень лиричны и проникновенны. Этим спортсменам не всегда хватало стабильности, но они на протяжении нескольких лет были в первой пятерке на ЧЕ и по большей части не менее удачно выступали на ЧМ. В Кёльне же все звезды сошлись в их пользу, и они стали призерами. Правда, это был единственный их успех. Но пару эту я помню до сих пор.

Кермер

Роми Кермер и Рольф Эстеррайх

 С новой партнершей выступил на этом первенстве и фигурист из ГДР Рольф Эстеррайх. Вместо скуповатой на эмоции Марлис Радунски он встал в пару с жизнерадостной обаятельной Роми Кермер. Фигуристы катались легко и непринужденно, и даже в этом дебютном выступлении чувствовался их колоссальный потенциал. Но большие успехи придут к ним год спустя.

пьедестал

Победители в парном катании Ирина Роднина и Александр Зайцев, серебряные призеры Людмила Смирнова и Алексей Уланов, бронзовые призеры Альмут Леманн и Герберт Визингер на пьедестале почета

В соревнованиях танцоров Людмила Пахомова и Александр Горшков сделали такой шаг вперед, что даже родные стены не помогли чемпионам Европы предыдущего года Анжелике и Эриху Бук приблизиться к ним.

Пахомова-Горшков

Людмила Пахомова и Александр Горшков

Надо сказать, что у фигуристов из ФРГ к этому чемпионату как-то поубавилось амбиций, и они, похоже, заранее смирились со своим вторым местом. Они танцевали в привычном ключе, мягко и сдержанно, как всегда, ничем особенным меня не поразив.

Бук

Анжелика и Эрих Бук

 Гораздо интереснее, на мой взгляд, смотрелся танец бронзовых призеров Хилари Грин и Глинна Уоттса (Великобритания). В нем, по крайней мере, были и живость, и веселье, и задор.

Грин - Уоттс

Хилари Грин и Глинн Уоттс

 Запомнились еще несколько дуэтов. Диана и Мартин Скотницкие из Чехословакии отличались легкостью и некой игривостью, в их дуэте очень чувствовалось внутреннее единение брата и сестры.

Скотницки

Диана и Мартин Скотницкие

 Темпераментно и увлекательно танцевали Тереза Вейна и Петр Боянчик – дуэт, в котором партнерша лучилась радостью от катания, и, глядя на нее, становилось понятно, почему польские паненки славятся на весь мир своим особым шармом.

Вейна-Боянчик

Тереза Вейна и Петр Боянчик

 Нельзя было отказать в азарте и обаянии и юному венгерскому дуэту Кристина Регоци-Андраш Шаллаи.

Регоци

Кристина Регоци и Андраш Шаллаи

 Но наиболее интересно из молодых выглядели наши дебютанты Ирина Моисеева и Андрей Миненков. Эти фигуристы сразу же и безраздельно завладели моим сердцем на долгие годы. Их потрясающая пластика, романтизм образов, воплощаемых ими на льду, вкупе с какой-то особой, благородной и изысканной, красотой заставляли сопереживать их танцу, как никакому другому. Хотя они были на том своем первом чемпионате лишь седьмыми.

Моисеева-Миненков

Ирина Моисеева и Андрей Миненков

В соревнованиях мужчин обоим лидерам – Ондрею Непеле и Сергею Четверухину – не удалось избежать падений в произвольной программе. Что касается Непелы, то, на моей памяти, это было второе его падение на крупных соревнованиях за долгие годы выступлений. Однако Ондрея недаром называли спортсменом с железными нервами. Всю остальную часть программы он исполнил, как ни в чем не бывало, и заставил забыть о злосчастном падении и зрителей, и судей.

Ондрей

Ондрей Непела

 Сумел собраться после падения и Сергей Четверухин, чье катание оставило, как всегда, отличное впечатление элегантностью и законченностью каждой линии, каждого жеста.

Сергей

Сергей Четверухин

 Бронзовым призером впервые стал Ян Хоффман, представший перед зрителями в новом облике «не мальчика, но мужа». Повзрослев, он, тем не менее, не растерял своих лучших черт: азарта, прекрасной амплитуды трудных комбинаций и какой-то особой раскованности.

Ян

Ян Хоффман

 Новые правила – сокращение числа обязательных фигур до трех и введение короткой программы – сыграли на руку тем одиночникам, чей талант проявлялся в исполнении прыжков, дорожек и вращений, а не рисовании крюков и выкрюков. Таковым спортсменом являлся и наш Юрий Овчинников.

Дебютировал он на первенстве Европы 1969 года и сразу же поразил и зрителей, и специалистов своими мощнейшими прыжками, которые были сродни полетам: настолько высоко он взлетал, что создавалось ощущение, что он буквально зависает в воздухе. Удавались Юрию и вращения, и дорожки, и вообще его произвольные программы год от года становились интереснее по хореографии, по пластике, по выбору музыки. Но слабое исполнение «школы» ставило ему рогатки на пути к медалям.

Юрий

Юрий Овчинников

 На этом же чемпионате Юрий, благодаря блестящему исполнению короткой и произвольной программ, сумел стать чемпионом Европы в произвольном катании. Помню, как радовалась я, что наконец-то этот ярчайший талант оценен по достоинству!

Вайда

Ласло Вайда

Из остальных участников запомнился еще венгерский фигурист Ласло Вайда, у которого были необычайные по высоте «шпагаты» и который первым за многие годы после канадца Дональда Джексона стал успешно исполнять на соревнованиях тройной лутц.

В соревнованиях женщин заранее предвкушаемого поединка между Соней Моргенштерн и Кристиной Эррат, к сожалению, не состоялось: Соня была вынуждена пропустить этот чемпионат из-за травмы ноги. Зато Кристина, к моему ликованию, в свои 16 лет стала чемпионкой Европы! Ее энергия и задор гармонично сочетались с кокетливой женственностью и большим обаянием. Казалось, она просто вся светится изнутри!

Кристина

Кристина Эррат

И как же хороши были всегда ее показательные танцы! А в тот год она танцевала, на мой взгляд, самый удачный свой танец – «Парижское танго» под песню в исполнении Мирей Матье, в брючках и красной шляпке. Танец этот буквально заставлял вскакивать трибуны, и море цветов летело под ноги фигуристке.

Кристина

"Tango, Pariser Tango..."

 Серебряная медалистка Джин Скотт из Великобритании и бронзовый призер Карин Итен из Швейцарии завоевали свои медали благодаря хорошей «школе».

Скотт

Джин Скотт дает интервью после награждения

 И если в исполнении Итен еще можно вспомнить хотя бы приличные вращения, то произвольное катание англичанки не оставило в моей памяти ни малейшего следа.

Итен

Карин Итен

 Зато очень хороши были  именно в этом разряде Лиана Драгова (Чехословакия) и Герти Шандерл (ФРГ). Они и были награждены малыми серебряной и бронзовой медалями за произвольное катание.

Лиана

Лиана Драгова с тренером Людмилой Лойковичовой

Герти

Герти Шандерл

пьедестал

Кристина Эррат, Джин Скотт и Карин Итен на пьедестале почета

Чемпионат мира 1973 года я ожидала со смешанными чувствами. С одной стороны, я, как всегда, предвкушала яркое зрелище, а другой, знала, что это первенство станет последним стартом для спортсмена, во многом благодаря которому я так полюбила фигурное катание. ЧМ проводился на родине Ондрея Непелы, в Братиславе. Именно этот фактор повлиял на его решение задержаться еще на год в любительском спорте, поскольку поначалу он собирался уйти годом ранее, став олимпийским чемпионом и двукратным чемпионом мира. Вот почему все первенство проходило под знаком Ондрея Непелы, и я не могла не грустить, зная, что буду болеть за своего любимца в последний раз. 

По традиции соревнования открылись выступлениями спортивных пар. И во время них случилось происшествие, которое вошло в анналы истории фигурного катания. Лидирующие после короткой программы Ирина Роднина и Александр Зайцев ликующе, размашисто начали свою головокружительную произвольную. И вдруг, после двух с небольшим минут звучания, оборвалась музыка. Помню, что первой в голове мелькнула мысль, что это неполадки с телевизором. Но реакция зала дала понять, что все гораздо серьезнее.

Произвольная программа Ирины Родниной и Александра Зайцева

 Притихшие поначалу зрители стали аплодировать фигуристам. А те не останавливались ни на секунду, восприняв как руководство к действию кивок тренера, побуждающий их кататься дальше, а не жесты главного судьи, призывающего их остановиться. Аплодисменты нарастали мощным потоком, заменяя спортсменам фонограмму музыкального сопровождения, и Ирина с Александром вихрем летели по льду, ни на йоту не сбившись с рисунка программы. Азартно, лихо отчеканили они все ее элементы и застыли в конце в скульптурной позе с вскинутыми вверх руками.

Потом подъехали к главному судье и что-то долго с ним выясняли. Как затем я прочла в прессе, им предложили перекатать программу, но они ответили отказом.

Роднина

Ирина Роднина и Александр Зайцев со Станиславом Жуком и главным арбитром Карлом Эндерлином

 На табло появились оценки, не оставляющие сомнений в том, кто стал чемпионом. Да, это выступление подтвердило, что успешный кельнский дебют пары не был случайностью.

Роднина

Ирина Роднина и Александр Зайцев дают интервью после награждения

 Интересно, что когда-то я читала о подобном казусе в книге Виктора Вьюника «Автографы на льду». Случился он с олимпийскими чемпионами 1960 года канадцами Барбарой Вагнер и Робертом Поулом. «Выступление трехкратных чемпионов мира зал встретил восторженно. Здесь было все: и филигранная техника, и гармоническое сочетание силы и изящества фигуристов. Барбара и Роберт к тому же показали себя и мужественными бойцами: в начале их выступления внезапно смолкла музыка, но канадцы продолжали исполнять программу и довели ее до конца», - писал автор книги.

Было ли известно об этом случае нашим спортсменам? Не исключено, что Станислав Алексеевич Жук, участник той олимпиады, когда-нибудь рассказывал о нем своим ученикам как о примере того, как следует не теряться в чрезвычайных обстоятельствах. Но как бы то ни было, Роднина и Зайцев выиграли уверенно и красиво.

Серебряными призерами столь же бесспорно стали Людмила Смирнова и Алексей Уланов. Пытаясь гармонично соединить два стиля, свойственные им с предыдущими партнерами, они катались в лирико-драматическом ключе, чисто и достаточно выразительно. Придраться было не к чему. Но не брало меня за душу их катание, не заставляло сопереживать. Я восприняла их серебряные медали как должное – только и всего.

Смирнова

Людмила Смирнова и Алексей Уланов

 А вот бронзовые медали Мануэлы Гросс и Уве Кагельмана, опередивших в упорной борьбе Альмут Леманн и Герберта Визингера, меня очень порадовали. Маня и Уве удивили публику великолепными выбросами и подкрутками, которые, тем не менее, не были самоцелью в их интересной программе, где царила подкупающая гармония между партнерами.

Мануэла

Мануэла Гросс и Уве Кагельман

 Хороши были и Леманн-Визингер, как всегда, утонченные и элегантные. Позже в одном из интервью мне довелось прочесть слова Герберта об их взаимоотношениях в паре: "Забавно отметить, что когда мы катаемся, мы буквально предвосхищаем не только движения, но и мысли друг друга, как если бы это была мысленная телепатия". Это единение партнеров они давали почувствовать и зрителям.

Леман-Визингер

Альмут Леманн и Герберт Визингер

 Из заокеанских фигуристов лучшими были брат и сестра Сандра и Вэл Безич, канадцы югославского происхождения. Это была красивая, статная пара, достаточно техничная и с хорошими линиями. Наверно, не случайно Сандра, сменившая звучание своей фамилии на Безик, более понятное канадцам и американцам, стала после окончания спортивной карьеры успешным хореографом.

Безич

Сандра и Вэл Безич

пьедестал

Ирина Роднина - Александр Зайцев, Людмила Смирнова - Алексей Уланов и Мануэла Гросс - Уве Кагельман на пьедестале почета

 Вторыми по порядку в Братиславе вступили в борьбу женщины. После ухода из спорта Беатрикс Шубы большинство специалистов и любителей фигурного катания, помня блестящие выступления американки Джанет Линн в Саппоро и Калгари, прочили ей победу в этом чемпионате.

Однако она умудрилась дважды упасть в короткой программе, что сразу отбросило ее на 12-е место, и, разумеется, на золотую медаль претендовать уже не могла.

Линн

Неудача Джанет Линн в короткой программе

 Но как же восхитительна была она в произвольном катании! В исполнении Джанет это была ода юности, где каждый шаг, каждый жест были полны жизни и до краев наполнены музыкой. Никаких отдающих ледовыми ревю эффектов; все, казалось бы, очень просто и незатейливо по хореографии, но это была простота гениальности. После своего выступления Джанет долго пришлось собирать букеты цветов, которыми одарили ее благодарные зрители.

Произвольная программа Джанет Линн

 Некое утешение Линн могла испытывать и от результатов зрительского голосования: она и Ондрей Непела были признаны самыми симпатичными участниками того чемпионата.

Линн

Джанет Линн и Ондрей Непела - самые симпатичные участники братиславского ЧМ

Два показательных выступления Джанет Линн

 А чемпионкой мира впервые стала обаятельная канадка Карен Магнуссен. Ей, в отличие от Линн, удалось тактически правильно провести весь чемпионат. Она уверенно выполнила все фигуры «школы», блестяще преодолела подводные рифы «двухминутки» и замечательно выступила в произвольном катании, уступив в этом разделе программы лишь Джанет Линн.

Карен

Карен Магнуссен

В своем стиле Карен удалось найти золотую середину между спортивностью и танцевальностью, а ее женственность и умение передать хорошее настроение публике принесли ей симпатии множества поклонников во всем мире.

Произвольная программа Карен Магнуссен

 Бронзовую медаль впервые завоевала новоиспеченная чемпионка Европы Кристина Эррат из ГДР. Темпераментная, веселая, с милыми ямочками на щечках, она продемонстрировала убедительное мастерство исполнения и сложных прыжков, и вращений.

Кристина

Кристина Эррат

 Сразу же следом за ней расположилась дебютантка сборной США, на которую нельзя было не обратить внимания – 16-летняя Дороти Хэмилл. Внешне она чем-то неуловимо напомнила мне Наталью Варлей в "Кавказской пленнице". Эта фигуристка просто очаровала всех удивительной пластичностью и гармонией своих движений на льду. Сразу же стало ясно, что в мировом фигурном катании появился новый большой талант.

Дороти

Дороти Хэмилл

 Интересно было наблюдать за мировым дебютом 12-летней Анетт Пётч из ГДР, которую выводила на лед молодой тренер Габриэле Зейферт. Эта крохотная девчушка, словно бабочка, порхала по зеркалу льда, исполняя при этом вполне качественные прыжки, да и остальные ее элементы были, что называется, на уровне.

Анетт

Анетт Пётч

 А вот Соня Моргенштерн, пропустившая европейское первенство из-за травмы ноги, не смогла, к сожалению, выступить на достойном самой себя уровне.

Соня

Соня Моргенштерн

 Она выглядела довольно бледно, каталась без привычного драйва и осталась седьмой. Жаль, но это было последнее выступление в ее спортивной карьере. Никто не мог предположить, что ее звезда закатится так быстро, но «c’est la vie», как говорят французы.

Соня

Соня Моргеншерн, Анетт Пётч и Кристина Эррат

Наша единственная участница, 13-летняя Марина Саная, зрителей ничем не поразила и не смогла подняться выше 16-го места. Впрочем, в то время советские любители фигурного катания и не питали никаких иллюзий по поводу результатов наших одиночниц: попадание в десятку на ЧЕ, тем более на ЧМ, могло расцениваться как  огромный успех.

пьедестал

Карен Магнуссен, Джанет Линн и Кристина Эррат на пьедестале почета

В танцах на льду победу с огромным преимуществом праздновали Людмила Пахомова и Александр Горшков. Они получили за свой танец одну «шестерку» за технику и пять за артистичность! Особенно эффектно выглядело в их программе звенящее, натянутое, как струна, танго, совсем не похожее на давно уже ставшую их визитной карточкой «Кумпарситу».

Произвольный танец Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова

 В этом тоже был особый талант – не повторяться в хореографии в одном и том же ритме танца, не тиражировать даже самые удачные находки. Тонкое чувство музыки, глубокий художественный вкус и внутренняя культура Пахомовой, Горшкова и их тренера Елены Чайковской помогли им создать танец, который в вечер их триумфа пресса назовет «самым сложным и эффектным, который когда-либо видели любители фигурного катания».

Пахомова-Горшков

Неразлучное трио - Людмила Пахомова, Александр Горшков и Елена Анатольевна Чайковская

 Вторыми – «вечно вторыми» на мировых первенствах, начиная с 1971 года – стали Анжелика и Эрих Бук из ФРГ. На сей раз они выглядели не столь уверенно, как обычно: в произвольном танце партнерша потеряла равновесие и едва не упала. Но запаса баллов им с лихвой хватило, чтобы удержаться на втором месте.

Бук

Анжелика и Эрих Бук

https://www.filmothek.bundesarchiv.de/video/589760?q=&xf%5B0%5D=all_personsinfilm&xo%5B0%5D=EQUALS&xv%5B0%5D=Buck%2C+Angelika

Пройдя по этой ссылке, вы сможете увидеть произвольный танец Анжелики и Эриха Бук сезона 1973 года (запись с чемпионата ФРГ)

 Бронзовые призеры Хилари Грин и Глинн Уоттс порадовали публику динамичным, веселым танцем, опровергающим расхожие представления о чопорности англичан как определяющей черте характера нации.

Грин - Уоттс

Хилари Грин и Глинн Уоттс

Прекрасно выглядели на том чемпионате и остальные наши дуэты – Татьяна Войтюк-Вячеслав Жигалин и Ирина Моисеева-Андрей Миненков. У Иры и Андрея в медленной части танца звучал вальс «Дунайские волны», и Станислав Токарев писал о нем: «Особенно медленная часть хороша: такая она славная, такая задушевная, просто кружева, а сквозь них – голубое небо».

Моисеева-Миненков

Ирина Моисеева и Андрей Миненков

 Но если Моисеева и Миненков только начинали свой путь на международной арене, то для Войтюк и Жигалина это выступление стало последним: после сезона 1973 года они покинули спорт.

Войтюк-Жигалин

Татьяна Войтюк и Вячеслав Жигалин

 Хочу вспомнить еще об одном дуэте, который хоть и не добился каких-то весомых успехов на мировых первенствах, но, уверена, запомнился многим любителям фигурного катания. Я имею в виду итальянцев Матильду Чичча и Ламберто Чезерани.

Чичча

Матильда Чичча и Ламберто Чезерани

 Партнерша была истинной красавицей с огромными черными глазами и улыбкой, которой один чуть-чуть неправильно стоящий зубик придавал какое-то особенное очарование, словно делая ее более близкой и земной. Она была на этом первенстве претенденткой на титул «мисс чемпионата», но проиграла в этом соревновании американке Джанет Линн.

При всей моей любви к Джанет должна признать, что считала и считаю Матильду более достойной этого звания. Говоря же о спортивном мастерстве пары Чичча-Чезерани, отмечу, что у них было свое лицо, они отличались истинно итальянским темпераментом и всегда старались включать в программу какие-то необычные, оригинальные элементы. Зрители любили эту пару. И я их помню до сих пор.

пьедестал

Людмила Пахомова - Александр Горшков, Анжелика и Эрих Бук, Хилари Грин - Глинн Уоттс на пьедестале почета

И вот наступил последний день соревнований – произвольная программа у мужчин. Волнение у меня зашкаливало. Нет, я не сомневалась в том, что Ондрей Непела станет чемпионом: за все годы моего «боления» за этого спортсмена не было ни разу, чтобы он не оправдал моих ожиданий. Но его катание на последнем чемпионате Европы было, что ни говори, далеко от совершенства. А мне, как и тысячам его земляков в братиславском Дворце спорта и бесчисленным его поклонникам во всем мире, хотелось, чтобы «король» ушел достойно.

Ондрей

Ондрей Непела готовится к соревнованиям вместе с бессменным тренером Хильдой Мудра

 Говорят, что дома и стены помогают. Это, конечно, так. Но выступать перед людьми, которые знали тебя еще Ондриком, наблюдали за твоими первыми шагами в спорте, рукоплескали твоей первой бронзовой медали здесь же, в Братиславе, на ЧЕ 1966 года, которые после упорного шестнадцатилетнего труда ждут от тебя не меньше, чем триумфа – какой это невероятный груз ответственности, который может совершенно выбить из колеи!

Произвольная программа Ондрея Непелы

 Но, к счастью, Ондрей в очередной раз доказал, что мировой трон фигурного катания он занимает по праву. Еще никогда он не был так элегантен, никогда так не переживал музыку, и все элементы при этом были выполнены безукоризненно, о чем говорили великолепные оценки, среди которых была и «шестерка». Это была его прекрасная лебединая песнь, вершина его спортивной карьеры. И мне не хотелось верить, что я вижу его на пьедестале почета в последний раз.

Ондрей

Ондрей Непела после награждения

Ондрей

Поздравление от отца

Два показательных выступления Ондрея Непелы

Уже вскоре после чемпионата он заключил контракт с ледовым ревю «Холидей он Айс» и начал свою карьеру профессионала. Он успешно выступал в ревю около 13 лет. Потом стал тренером в Германии и подготовил чемпионку Европы 1989 года Клаудию Ляйстнер. Но, увы, этот титул она завоевала уже после его смерти.

Ондрей

Ондрей Непела и Джанет Линн были большими друзьями

2 февраля 1989 года, 38 лет от роду, Ондрей Непела умер от осложнений СПИДа в немецком городе Мангейме. Мне довелось читать однажды интервью его тренера Хильды Мудра, где она рассказывала, что за несколько дней до смерти Ондрея она вместе с его матерью приехала в Мангейм и провела с ним его последние дни. После его смерти все его банковские счета оказались пустыми. Куда делись немалые деньги, заработанные им во время выступлений в ревю, так и не удалось установить. Ондрея кто-то попросту ограбил.

Мне очень жаль, что так рано и так мучительно ушел из жизни прекрасный фигурист и замечательный человек (это отмечали все знающие его люди). В 2001 году Ондрей Непела был назван в Словакии «Лучшим спортсменом столетия». Награду за него получила его тренер Хильда Мудра, бывшая Ондрею второй матерью. В Праге, в одном из новых районов есть улица Непелы. А в моей памяти он навсегда остался молодым, красивым и самым любимым моим фигуристом в мужском одиночном разряде.

Вернусь к тому чемпионату. Серебряным призером стал тогда наш Сергей Четверухин. У него это тоже было последнее выступление в любительской карьере. И оно стало прекрасным заключительным аккордом. Все лучшие черты его стиля – широта и размах в сочетании с элегантностью и, я бы сказала, интеллигентностью – пожалуй, это слово характеризует его как нельзя лучше! – ярко проявились в тот день в его катании. Он тоже получил «шестерку» от одного из судей и малую золотую медаль за произвольное катание.

Сергей

Сергей Четверухин и Карен Магнуссен

 Бронзовую медаль впервые завоевал Ян Хоффман, но его выступление в тот раз мне как-то не запомнилось.

Больше мне понравилось выступление  симпатичного англичанина Джона Карри. Он катался вдохновенно, отличался пластикой, близкой к той, что демонстрируют балетные танцовщики, и законченностью каждого жеста.

Произвольная программа Джона Карри

 Открытием того чемпионата стал канадский фигурист Толлер Крэнстон. Он был пятым в общем зачете, но лучше всех исполнил короткую программу. Крэнстон катался совершенно иначе, чем все остальные фигуристы.

Толлер

Толлер Крэнстон

 Казалось, для него существуют свои особенные каноны построения программы, своя, отличная от других, техника прыжков, а изломанные линии его вращений и арабесков поражали своей экзотичностью. Он сразу и безоговорочно чем-то цеплял зрителя, хотя лучшие его выступления были еще впереди.

Показательное выступление Толлера Крэнстона

Еще один канадец – Рональд Шэйвер – был неудачником в «школе», но его короткая и особенно произвольная программы были выше всех похвал.

Шэйвер

Рональд Шэйвер

 Запомнился мне на том чемпионате и американец Гордон Маккеллен. Это был типичный представитель североамериканской школы с мощными высокими прыжками, энергетика его программы просто зашкаливала, хотя ему и не удалось избежать ошибок. Но он был по своему артистичен, с некой склонностью к юмору. Это особенно выражалось в его показательных выступлениях.

Гордон

Гордон Маккеллен

Наш Юрий Овчинников был шестым в общем зачете и завоевал малую бронзовую медаль по сумме короткой и произвольной программ. Он, как всегда, заставил ахать зрителей после своих прыжков-полетов, но был очень хорош и во всех остальных компонентах программы.

Юрий

Юрий Овчинников

 Второй наш участник,  Игорь Лисовский выступил гораздо менее удачно – был лишь шестнадцатым. Тогда еще никто не знал, что его звездный час пробьет через восемь лет и совсем в другом разряде фигурного катания.

Лисовский

Игорь Лисовский

пьедестал

Ондрей Непела, Сергей Четверухин и Ян Хоффман на пьедестале почета