Воспоминания о ЧЕ и ЧМ 1971 года
Европейское первенство 1971 года в швейцарском городе Цюрихе началось с уже привычного триумфа советских пар, которые в тот раз, как и на ЧЕ 1969 года, оккупировали весь пьедестал почета.
Ирина Роднина и Алексей Уланов стали чемпионами в третий раз. Станислав Алексеевич Жук продолжал свои творческие поиски с этим дуэтом, идя по пути усложнения программ. При этом мажорный стиль пары не претерпевал каких-то существенных изменений: фигуристы катались на привычно высокой скорости (очень я любила смотреть, как мчится Роднина, набирая ход – в низкой посадке, выбросив вперед одну руку), под хорошо знакомые советскому зрителю мелодии русских композиторов или народную музыку, ошеломляя публику своими каскадами прыжков, поддержками, из которых мне больше всего нравился «вертолет» (когда партнерша из «лассо» переходила в горизонтальное положение, а потом словно ныряла с вышки при сходе с поддержки), и удалыми дорожками.
Ирина Роднина и Алексей Уланов
Они единственные исполняли в соревнованиях параллельный прыжок аксель в 2,5 оборота – по тем временам элемент ультра-си, хотя он не всегда им удавался. В «Советском спорте» были выдержки из иностранной прессы с оценками катания Родниной и Уланова, в которых оно было названо «триумфальным, «космическим» по сложности».
Ирина Роднина и Алексей Уланов
Людмила Смирнова и Андрей Сурайкин, как и годом ранее, стали серебряными призерами. Им удалось в своей программе гармонично совместить стремительность и сложность с тонким лиризмом и изяществом, окрасить ее в элегические тона.
Людмила Смирнова и Андрей Сурайкин
Бронзовыми призерами стали Галина Карелина и Георгий Проскурин, которые катались свежо и задорно и покорили зрителей своими превосходными поддержками, которые были их «коронным номером». Жаль, что эта медаль так и осталась единственной в их коллекции.
Галина Карелина и Георгий Проскурин
Сразу же вслед за ними расположились нежно любимые мною Мануэла Гросс и Уве Кагельман – главная из юных надежд ГДР. Эта пара быстро прогрессировала, особенно в выбросах и подкрутках. Их композиции становились все более интересными и технически, и артистически. Для меня в этой паре всегда был важен контакт партнеров глаза в глаза. Уве очень по-рыцарски относился к Мануэле, буквально лелеял ее на льду, и это тоже меня в них подкупало.
Мануэла Гросс и Уве Кагельман
Еще одна молодая пара из ГДР – Марлис Радунски и Рольф Эстеррайх, воспитанники Хайдемарии Вальтер-Штайнер, замкнули шестерку сильнейших пар. В их программе также были видны черты, присущие школе парного катания ГДР – неиссякаемый темп, высокая сложность, спортивность.
Марлис Радунски и Рольф Эстеррайх
Между двумя дуэтами из Восточной Германии расположились Альмут Леманн и Герберт Визингер – немцы из Западной Германии. Они делали упор не столько на сложность, сколько на безупречную чистоту линий, красоту поз и жестов. Мне нравилась эта пара, при безошибочном катании их программы смотрелись весьма эффектно.
Альмут Леманн и Герберт Визингер
Ирина Роднина - Алексей Уланов, Людмила Смирнова - Андрей Сурайкин и Галина Карелина - Георгий Проскурин на пьедестале почета
В соревнованиях танцоров Людмила Пахомова и Александр Горшков выиграли у Анжелики и Эриха Бук, что было совершенно справедливо. Я была влюблена в их танец предыдущего сезона, но своим новым танцем они покорили меня еще больше. Музыкальной канвой одной из его частей послужило знаменитое танго «Жалюзи» («Ревность»).
Людмила Пахомова и Александр Горшков
Вот что писал о нем журналист Станислав Токарев: «Их прежнее танго – открытый, безудержный поединок, решенный в приемах, порой почти буффонадных. Нынешнее танго, если так можно выразиться, загадочнее, в нем много подспудно, и красивое плавное легато внезапно перемежается нервным стаккато диалога, выстукиваемого по льду коньками».
Людмила Пахомова и Александр Горшков
Для меня в этом пассаже ключевое слово – «диалог»: именно эта обращенность друг к другу, умение ловить на лету мимолетный взгляд, взмах рук или движение головы партнера и тотчас же отвечать на них соответствующим образом были яркими отличительными чертами нашего великолепного дуэта. У меня от этого ледового диалога порой просто дыхание перехватывало: так велико было умение Пахомовой и Горшкова погрузить зрителей в свой танец, который казался импровизацией, рождающейся из-под коньков именно в это самое мгновение.
Серебряные призеры Анжелика и Эрих Бук выглядели чинно и благопристойно, танцевали мастерски, но за душу меня не брали. Их скорее, чем Людмилу и Александра, я могла бы представить на великосветском балу, где дамы и кавалеры кружатся в плавном и медленном танце, но где все роли расписаны заранее и нет места импровизации.
Анжелика и Эрих Бук
А вот третье место занял дуэт из Великобритании Сьюзен Гетти и Рой Брэдшоу. Надо сказать, что я помню их с 1969 года, но раньше они не производили на меня особого впечатления. Здесь же они словно преобразились: и танец у них был замечательный - свежий, интересный, совсем не в привычном, суховато-чопорном английском стиле, и сами они буквально расцвели и похорошели. Не знаю, что было причиной подобной приятной метаморфозы, но они стали для меня в том сезоне настоящим открытием. Жаль, что в следующем сезоне они уже не выступали.
Сьюзен Гетти и Рой Брэдшоу
Наши дуэты Татьяна Войтюк - Вячеслав Жигалин и Елена Жаркова – Геннадий Карпоносов заняли соответственно 4-е и 6-е места. У Татьяны и Вячеслава в финале танца было что-то бравурное русское, с чем они очень хорошо справились, но класс англичан был явно выше.
Татьяна Войтюк и Вячеслав Жигалин
Танец Елены и Геннадия того сезона припомнить точно не могу. В моей памяти они остались парой, танцующей под русские мелодии в современной обработке – возможно, что они оставили танец предыдущего сезона?
Из зарубежных дуэтов, стоящих пониже в турнирной таблице, запомнились венгры – опытные Илона Береш – Иштван Шугар и совсем юные Кристина Регоци – Андраш Шаллаи. Последних, как, кстати, и Анжелику и Эриха Бук, готовила к стартам знаменитый английский тренер Бетти Каллоуэй, поэтому от них можно было уже в ближайшем будущем ожидать прогресса.
Кристина Регоци и Андраш Шаллаи
Обратила я внимание и на пару из Чехословакии – брата и сестру Диану и Мартина Скотницких. Угадать в Мартине будущего тренера-новатора ледового танца в те годы, конечно, не представлялось возможным, но свое лицо у пары было, хотя до по-настоящему высоких мест им так и не удалось добраться за все годы карьеры.
Диана и Мартин Скотницкие
У мужчин Ондрей Непела в третий раз завоевал титул чемпиона Европы, что уже стало привычным. Он не изменил своему стилю, продемонстрировав сочетание четких прыжков и вращений со скольжением каллиграфа. «Непела остался Непелой. Он спокоен, стабилен, его мастерство уверенно», - писалось о нем в репортаже из «Советского спорта».
Ондрей Непела
А вот «серебро» в отсутствие травмированного Патрика Пера впервые досталось Сергею Четверухину. С этого момента дуэль Непела - Пера превратилась в дуэль Непела -Четверухин на первенствах Европы, а годом позже – и на первенствах мира.
Сергей Четверухин
У каждого из фигуристов было множество поклонников, причем часто в рамках одной семьи разные ее члены болели за разных спортсменов. Так было и у нас с мамой: я болела за «Ондрика», а она за «Сереженьку». Помню, в ходе соревнований каждая из нас приводила убедительные доводы в пользу своего любимца, но к ссорам это, к счастью, никогда не приводило.
Сергей Четверухин и Ондрей Непела были хорошими друзьями
Интересно, что и моя чешская подруга по переписке Дагмар тоже болела за Четверухина. Она-то и прислала мне годом позже его фотографию с автографом, взятым у него во время показательных выступлений в Праге.
Третье место на том чемпионате занял англичанин Хайг Оунджиан. Это был очень яркий фигурист, экспрессивный и порывистый, успешно исполнивший в произвольной программе два тройных прыжка – тулуп и сальхов. Ему, жгучему красавцу-брюнету, очень шла музыка из «Кармен», в то время еще не заезженная десятками как выдающихся, так и посредственных фигуристов. Жаль, что это была его единственная медаль. Уже в следующем сезоне он покинул любительский спорт, не докатавшись до чемпионата мира.
Место рядом с пьедесталом занял Ян Хоффман из ГДР, совершивший внушительный скачок в своем мастерстве с предыдущего сезона. Мне нравился этот фигурист своей безоглядностью и напором, с которыми он шел на штурм сложнейших элементов, за что я прощала ему некую «отстраненность» от музыкальной основы программы.
Ян Хоффман
Успешными можно было считать выступления наших фигуристов Юрия Овчинникова и Сергея Волкова, которые расположились на 5-м и 6-м местах. Головокружительные прыжки Овчинникова, его своеобразный артистизм просто покорили зрителей, и если бы не серьезное отставание в «школе», он, наверно, мог бы всерьез побороться за пьедестал с Оунджианом.
Юрий Овчинников
Волков как раз в «школе» показал значительный прогресс, но и в произвольной программе не затерялся среди многих, продемонстрировав чистоту и бесшумность скольжения, плавные переходы, сдержанную эмоциональность.
Сергей Волков
Ондрей Непела, Сергей Четверухин и Хайг Оунджиан на пьедестале почета
В женских соревнованиях австрийка Беатрикс Шуба наконец-то дождалась своего звездного часа. Ее крюки и выкрюки, начерченные, как писал в одной из своих статей Станислав Токарев, «стальной ногой», принесли ей золотую медаль. Другое дело, что ее как всегда невыразительное произвольное катание никому не доставило эстетического наслаждения.
Беатрикс Шуба
А вот венгерка Жужа Алмаши – умничка! – сделала все, что смогла и завоевала «серебро». На нее, по крайней мере, смотреть было никогда не скучно.
Жужа Алмаши
Третьей была итальянка Рита Трапанезе, весьма, на мой взгляд, заурядная фигуристка.
Рита Трапанезе
Всех покорили две юные «звездочки» из ГДР – 16-летняя Соня Моргенштерн и 14-летняя Кристина Эррат. Каждая из них была хороша по-своему. Соня - более спортивная, открытая, азартная.
Произвольная программа Сони Моргенштерн
Соня Моргенштерн
Кристина – более женственная и кокетливая. Но обе восхищали своим техническим арсеналом и активно осваивали тройные прыжки. За ними было уже недалекое будущее.
Произвольная программа Кристины Эррат
Кристина Эррат
Беатрикс Шуба, Жужа Алмаши и Рита Трапанезе на пьедестале почета
Чемпионат мира 1971 года проходил во французском городе Лионе. Первый же день соревнований принес сенсацию: Ирина Роднина и Алексей Уланов проиграли короткую программу Людмиле Смирновой и Андрею Сурайкину.
Ирина Роднина и Алексей Уланов
Сейчас я уже точно не припомню, какой именно элемент сорвал Уланов, кажется прыжок. Но им удалось собраться в произвольной программе, и свой титул они отстояли.
https://my.mail.ru/mail/tktyf.hbcn/video/89/997.html?v-ref=vk
(Пройдя по этой ссылке, можно увидеть произвольную программу Родниной и Уланова в Лионе)
А суть их ледового почерка, полностью проявившего себя в тот вечер, пожалуй, никто не мог бы охарактеризовать лучше, чем журналист Станислав Токарев: «Искусство Родниной и Уланова при всей его технической изощренности схоже с народным переплясом. Их каскады прыжков, их залихватские поддержки внутренне сродни именно переплясу, где нет заботы о тонности и чинности, где все нараспашку, с гиком и свистом, пестро и ярко, как цветастая шаль».
Ирина Роднина и Алексей Уланов
Людмила Смирнова и Андрей Сурайкин опять стали вторыми. По-видимому, близость золотой медали, реально замаячившей перед ними, стала слишком сильным раздражителем для их нервной системы, поскольку они катались без привычного блеска, осторожничали и все же допустили несколько мелких помарок. Помню, потом в одном из интервью Андрей говорил, что они не чувствовали в себе внутренней готовности стать чемпионами.
Людмила Смирнова и Андрей Сурайкин
Галине Карелиной и Георгию Проскурину было вполне по силам подняться на третью ступень пьедестала почета: в табели о рангах предыдущего ЧМ они стояли сразу вслед за бронзовыми призерами Хайдемарией Штайнер – Хайнцем-Ульрихом Вальтером, уже покинувшими спорт к этому времени, да и на завершившемся в Цюрихе ЧЕ они уверенно стали третьими.
Галина Карелина и Георгий Проскурин
Но Карелина и Проскурин полностью провалили свое выступление: допустив кучу ошибок, они остались лишь 8-ми, что было худшим результатом советских пар за последние несколько лет (в последний раз такой результат был показан на ЧМ 1967 года Татьяной Шарановой и Анатолием Евдокимовым, во все же последующие годы наши пары не опускались ниже 4-го места). Мне было до слез жаль Галину и Георгия, которых я очень любила, но это и вправду было из рук вон плохое выступление.
Третьими призерами стали симпатичные американцы Алисия (Джо Джо) Старбук и Кеннет Шелли. Они катались в типично американском стиле, очень темповом и мощном, что вызывало бурный отклик у публики. Запомнились их эффектные поддержки и невероятно высокие и далекие по тем временам выбросы. В этом с ними тогда никто не мог сравниться.
Алисия (Джо Джо) Старбук и Кеннет Шелли
Внешнюю гармонию этого дуэта несколько нарушало то, что партнеры были почти одного роста, а ноги партнерши были явно длиннее ног партнера. Интересно, что Кеннет Шелли выступал одновременно и в одиночном катании, и весьма успешно.
Произвольная программа Джо Джо Старбук и Кеннета Шелли
Четвертое место заняли фигуристы из ГДР Мануэла Гросс и Уве Кагельман, которые активно осваивали сложнейшие по тем временам элементы. Именно они стали на том ЧМ первыми в мире исполнителями выброса аксель в 2,5 оборота и тройной подкрутки лутц-шпагат. Но Мануэла и Уве никогда не были чистыми «технарями», в моей памяти они остались одной из самых красивых и гармоничных пар.
Мануэла Гросс и Уве Кагельман
Очень мне всегда нравилось музыкальное сопровождение как их соревновательных программ, так и показательных танцев, а также костюмы Мануэлы. Помню даже, что году в 1974-м я сшила себе платье с такими же рукавами, как у ее костюма сезона 1973 года. А в Лионе Мануэла каталась в белоснежном кружевном платье с расклешенными рукавами, которое ей очень шло.
Симпатизировала я и второй паре из ГДР – Анетте Канзи и Акселю Зальцману, которые любили высокие скорости и прекрасно смотрелись на льду, но все же уступали и в технике, и в пластике своим товарищам по команде.
Анетта Канзи и Аксель Зальцман
Ирина Роднина - Алексей Уланов, Людмила Смирнова - Андрей Сурайкин и Алисия Старбук - Кеннет Шелли на пьедестале почета
Людмила Пахомова и Александр Горшков во второй раз стали чемпионами мира в танцах на льду. Помню, что борьба была очень острой. Но это были явно подковерные интриги, потому что танец наших фигуристов по всем параметрам превосходил танец следующих за ними по пятам брата и сестры Бук из ФРГ.
Людмила Пахомова и Александр Горшков
На примере наших первых танцевальных чемпионов уже можно было видеть, как всеми силами можно протаскивать явно более слабых соперников вопреки всем канонам fair play. Но Пахомова и Горшков танцевали превосходно и вырвали победу, честь им и хвала!
Людмила Пахомова и Александр Горшков
Помню, что в «Советском спорте» писалось, что французский арбитр Лизиан Лере, голос который оказался решающим в окончательном судейском вердикте, вынуждена была сразу же после соревнований чуть ли не тайком выбежать из Дворца спорта и уехать на машине приехавшего за ней сына, чтобы не подвергаться остракизму со стороны своих коллег.
Произвольный танец Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова
Анжелика и Эрих Бук остались вторыми, но даже этого, на мой взгляд, им было слишком много. Их программа, построенная на плавных дугах, медленных движениях, в которой единственным запоминающимся элементом был волчок партнерши под рукой у партнера, казалась мне достаточно скучной.
Анжелика и Эрих Бук
Динамичные американцы Джуди Швомейер и Джеймс Сладки были, на мой взгляд, гораздо интереснее, но вынуждены были довольствоваться «бронзой».
Джуди Швомейер и Джеймс Сладки
На четвертом месте оказались англичане Сьюзен Гетти и Рой Брэдшоу. Они катались просто отлично – показали филигранную работу конька и были в высшей степени артистичны.
Сьюзен Гетти и Рой Брэдшоу
Татьяна Войтюк и Вячеслав Жигалин заняли 5-е место, Елена Жаркова и Геннадий Карпоносов – 8-е.
Людмила Пахомова - Александр Горшков, Анжелика и Эрих Бук и Джуди Швомейер - Джеймс Сладки на пьедестале почета
В мужских состязаниях с огромным интересом ожидалась дуэль Ондрея Непелы из Чехословакии и француза Патрика Пера. Патрик надеялся у себя дома стать, наконец, чемпионом. Но родные стены сослужили ему дурную службу: не справившись со своими нервами, он упал и смазал впечатление от очень интересной в целом программы.
Патрик Пера со своей подругой, будущим знаменитым дизайнером одежды Верой Ванг
А Ондрей, напротив, в тот день был, как никогда, хорош: прокатал программу не только технически безупречно, но и с большим эмоциональным подъемом. «Своим успехом Ондрей Непела обязан своему мастерству, своим поистине стальным нервам и своей безупречной технике» - писала в те дни лионская газета Le Progrès, которую процитировал «Советский спорт».
Ондрей Непела
Произвольная программа Ондрея Непелы
Бронзовую медаль впервые завоевал Сергей Четверухин с программой под молдавские мелодии, составленной с большим вкусом, и которая ему очень шла. До сих пор могу напеть некоторые из этих мелодий.
Сергей Четверухин
А открытием чемпионата стал 15-летний Ян Хоффман из ГДР, ученик Ютты Мюллер. Маленький, юркий, он носился по льду с сумасшедшей скоростью, безукоризненно выполняя при этом сложнейшие элементы. Это был какой-то фейерверк прыжков, дорожек и вращений! Он стал четвертым на этом чемпионате, и это было началом его блестящей карьеры.
Произвольная программа Яна Хоффмана
Ян Хоффман (фото прислано мне самим фигуристом осенью 1971 года)
Интересно, что ни американцы, ни канадцы на этом чемпионате в мужском одиночном катании особо не блистали. Лучшим среди североамериканцев был Джон Миша Петкевич (США), расположившийся на уже привычном для себя 5-м месте.
Произвольная программа Джона Миши Петкевича
А 7-м в турнирной таблице стал наш Юрий Овчинников – несравненный мастер произвольного катания.
Юрий Овчинников
Очень хорошо катался англичанин Хайг Оунджиан, хотя превзойти или даже повторить уровень исполнения, показанный им на чемпионате Европы, ему не удалось.
Произвольная программа Хайга Оунджиана
Ондрей Непела, Патрик Пера и Сергей Четверухин на пьедестале почета
У женщин победила Беатрикс Шуба с катанием, что называется «ни уму, ни сердцу». Ее чемпионство стало (да и впоследствии становилось) результатом фантастического отрыва от соперниц в обязательных фигурах.
Беатрикс Шуба и Ондрей Непела
Знаю, что многие просто тихо ненавидели Шубу за ее чемпионство, оставлявшее вне пьедестала не одну великолепную одиночницу. Как-то мне довелось читать на одном форуме воспоминания одной такой болельщицы, утверждавшей, что Шуба выходила на лед «в чулках с резинками, откуда доставала время от времени носовой платок» (!)
Прошу прощения, но это полная чушь, Шуба, как и все, каталась в колготках, а платочек доставала из-под края трусиков, как это, впрочем, делали в то время и другие, например, Людмила Белоусова. Будь это любая другая фигуристка, никто бы на это особого внимания не обратил, но ей, бедняге, каждое лыко было в строку.
Беатрикс Шуба
Пишу это не из особой симпатии к Беатрикс Шубе, но вынуждена признать, что при тогдашних правилах, когда 60% успеха приносила обязательная программа, чемпионство ее хоть и не приветствовалось публикой, но было неоспоримым. А зрители порой просто неистовствовали, выражая свою антипатию к этой фигуристке.
Так, как раз на ЧМ в Лионе, когда кудесница льда Джанет Линн осталась на 4 месте, и публика, пренебрегая правилами хорошего тона и освистывая чемпионку, скандировала «Линн, Линн, Линн!», Джанет появилась в проходе, и трибуны взорвались овацией. Немалым мужеством надо было обладать Шубе, стоя на верхней ступени пьедестала в подобной обстановке!
И вот однажды, не помню точно, в 1971 или 1972 году, во время показательных выступлений Беатрикс Шуба, выйдя на лед, вдруг стала чертить на нем обязательную фигуру, причем делала она это так ловко, так уверенно и по-настоящему красиво, что растерявшийся поначалу зал стал бурно ей аплодировать, поняв, наконец, почему эта несколько похожая на плюшевого медведя фигуристка получает за свои «закорючки» столь высокие оценки.
Но нет худа без добра: может быть, если бы не Шуба, правила еще долго оставались бы прежними, а так уже с 1973 года, в придачу к обязательным фигурам, количество которых сократили до трех, была введена для одиночников короткая программа.
Серебряную медаль на том чемпионате завоевала американка Джулия Холмс, но ее катание меня ничем не поразило, это было нечто «дежа вю» в лирико-драматическом стиле.
Джулия Холмс
А вот бронзовый призер, канадка Карен Магнуссен, едва не опередила ее: она получила на 0,4 балла больше Холмс, но проиграла ей по сумме мест. Как же мне было за нее обидно!
Карен была само очарование. Ее отличала поразительная женственность, и она умела придать новую окраску давно известным элементам. Помню, как в середине своей произвольной программы она выпускала целую «стаю» ласточек.
Карен Магнуссен
А еще был у нее прелестный показательный танец с прозрачным зонтиком.
Но особенно большое впечатление произвел на меня ее показательный танец на музыку прелюдии до-диез минор Рахманинова. В сезоне 2010 года это была музыка произвольной программы Мао Асады. Но при всем моем уважении к мастерству Мао и постановочному таланту Татьяны Анатольевны Тарасовой, эта музыка, в моем представлении, не совсем вяжется с хрупким обликом японской фигуристки, она слишком тяжела для нее. Тогда как танец Карен Магнуссен был очень органичен: и затаенный драматизм музыки, и ее взлеты и падения она передала просто великолепно.
Очень хороши были на этом чемпионате и юные фигуристки из ГДР Соня Моргенштерн и Кристина Эррат. Обе катались зажигательно и смело, продемонстрировали сложные и интересные по постановке программы. Публика просто неистовствовала, приветствуя их.
Соня Моргенштерн
Ну а наибольший восторг зрителей вызвала Джанетт Линн. В произвольной программе она была вне конкуренции! Только она одна могла органично увязать высочайшую скорость и техническое совершенство с тонким лиризмом и проникновением в музыку. Это было одним из лучших выступлений в ее карьере, хотя и не принесло ей в тот раз медали.
Джанет Линн
Произвольная программа Джанет Линн
Огорчило меня выступление венгерки Жужи Алмаши, закончившей соревнования на 7-м месте. Столько ошибок, как в Лионе, Жужа давно не допускала.
Жужа Алмаши
Единственная из наших фигуристок Елена Александрова заняла 11-е место. Она каталась под музыку Лоу к мюзиклу «Моя прекрасная леди», но Лене не помогла ни врожденная пластика, ни приличное скольжение, поскольку технически ее программа сильно уступала программам лучших фигуристок мира.
Елена Александрова
Беатрикс Шуба, Джулия Холмс и Карен Магнуссен на пьедестале почета
До появления нашей первой «звездочки» Елены Водорезовой должно было пройти еще целых пять лет.
Но я, на самом деле, "хулительницей" Шубы тоже не была. Да, ее произвольное катание отклика в душе не вызывало, но и безумного раздражения по ее поводу я тоже не испытывала. Мне всегда ее было как-то жалко. А потом уже, когда я узнала о ее жизни, я поняла, что это очень хороший, глубокий человек, который. несмотря на то, что не встретил своей второй половинки, сохраняет позитивный взгляд на мир и оптимизм, до сих пор старается учиться чему-то новому. И с возрастом - редкий случай! - становится все интереснее внешне.
Маня Гросс и Уве Кагельман были одной из моих любимых немецких пар (мне еще очень нравились Катя и Кнутт Шуберт). Ну такие были милые оба!
Шуба чертила фигуры на льду в 1972 г. в Калгари, и посоветовал ей это сделать Дик Баттон (который был ведущим показательных выступлений), после того как Трикси освистали и она расплакалась.